Считалки заклички приговорки конспект урока

Обновлено: 24.04.2024

Мария Анашкина
Конспект занятий по теме «Фольклор» (сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, потешки, басни, считалочки, песенки).

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ

ПО ТЕМЕ «ФОЛЬКЛОР»

(сказки, пословицы, поговорки,

скороговорки, потешки, басни,

Занятие№1

Цель: Познакомить детей с понятием «фольклор». Закрепить знание о русских народных сказках, умение различать на слух присказку, зачин, концовку. Учить отличать загадку, пословицу, считалочку, скоро-говорку, потешку, песенку как составные части фольклора. Развивать внимание, воображение речь.

Ход занятия:

На доске демонстрационные картинки: собака, кит, арбуз, зонт, кот, игла.

- Здесь зашифровано слово, если вы его прочитаете, то узнаете, о чём мы будем беседовать на занятии (сказки).

- О чём мы будем беседовать? (о сказках).

- Верно, о русских народных сказках.

- Кто автор этих сказок? (народ)

- Верно, русский народ, так как есть и французские, английские, армянские, китайские сказки и сказки других народов.

- Какие вы знаете русские народные сказки? Назовите их.

- А кто написал загадки, пословицы, прибаутки, потешки, русские народные песенки?

- Верно, тоже русский народ.

- Хотите узнать, как все это народное творчество называют одним словом? Это слово – фольклор.

Фольклор – это народная мудрость.

Закрепите понятие с детьми. А теперь определите среди фольклора загадку, пословицу, поговорку и т. д.

1. Учись доброму, худое на ум не прейдет. (Пословица)

А какие пословицы вы знаете?

2. Раз. два, три, четыре, пять, будем в пятерки играть.

Звезды, месяц, луг, цветы – поводи пойди-ка ты. (Считалки)

А какие считалки вы знаете?

3. Белая вата плывет куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе. (Загадка)

А какие загадки вы знаете?

4. Люли, люли, люленьки – летят сизы гуленьки.

Летят гули вон-вон, несут Маше сон-сон.

Стали гули ворковать, стала Маша засыпать. (Песенка)

А какие песенки вы знаете?

5. Трах, трах, тарарах,

Едут мышки на ежах.

- Подожди колючий ёж,

Больше ехать невтерпёж.

Очень колешься ты ёж. (Прибаутка)

А какие прибаутки вы знаете?

6. Сшила Саша Саньке шапку! (скороговорка)

А какие скороговорки вы знаете?

Игра: «Кто придумает конец, тот и будет молодец!».

Очень вкусный пирог!

Я хотел устроить бал и гостей к себе … (позвал)

Я взял муку и взял творог, испек рассыпчатый … (пирог)

Пирог, ножи и вилки тут, но что-то гости не … (идут)

Я ждал пока хватило сил, потом кусочек … (откусил)

Потом подвинул стул и сел, и весь пирог в минуту … (съел)

Когда же гости подошли, то даже крошек не нашли.

Почему сказки, фольклор, сложенные народом живут до сих пор?

Игра: «Кто лучше».

Показать картинку – иллюстрацию из сказки, предложить узнать сказку и составить свое продолжение по картинке.

Задание в тетради:

Придумать свою сказку и нарисовать главных героев.

Задание:

Определить на слух присказку, зачин, концовку.

1. Жили-были (зачин).

2. В некотором царстве, в некотором государстве, жили-были (присказка).

3. Стали они жить-поживать и добра наживать (конец).

4. За тридевять земель, в тридесятом царстве (присказка).

5. Я там был, мед-пиво пил (конец).

6. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец (конец).

Занятие № 2.

Цель: Продолжать учить детей составлять модель сказки, опре-делять начало, середину, конец. Помочь детям понять смысл сказки «Лиса и журавль», заострить внимание на пословице «как аукнется, так и откликнется». Развивать умение самостоятельно мыслить, рассуж-дать, пересказывать близко к тексту.

Ход занятия:

Вывешиваю на доске схему сказки. -

Что это такое? Кто помнит?

Что означает синий квадрат? - (начало)

Что означает красный круг? (середина)

Что означает зеленый треугольник? (конец)

Все сказки складываются по одной схеме. Вы принесли рисунки с любимой русской народной сказкой? Рассматриваем рисунки по очереди и отгадываем сказки вместе с детьми. Попытаемся разложить рисунки на начало, середину и конец сказок.

Что было в начале? Что было в середине? Что было в конце?

Какими словами заканчивается сказка? Как вы их понимаете?

Верно ли поступил журавль? Почему?

Кто расскажет, что было в начале сказки? (показываю на модель -).

Рассказывают 2-3 ребенка.

А что было в середине сказки? (модель).

Что было в конце сказки? (модель).

А теперь мы попробуем прочитать сказку по частям:

1 ряд – первая часть, начало. Рисунки начала сказки -

2 ряд – Середина сказки. Рисунки середины сказки

3 ряд – Конец сказки. Рисунки окончания сказки

Затем по рисункам под схемой составляем сказку «Лиса и журавль».

Занятие № 3.

Цель: Упражнять детей в умении на слух различать и определять начало, середину, конец сказки. Учить думать, рассуждать, правильно отвечать на вопросы, выбирать героев только русских народных сказок, не путать их с героями из других сказок. Развивать воображение в результате придумывания своего конца к сказке «Лиса и журавль», не повторяясь за сверстниками, придумывать свой, отличный от других.

Ход занятия:

На воздушных шарах, в плетеной корзине прилетают игрушки – герои русских народных сказок с запиской-письмом. Там задания детям.

а) Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк).

б) Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса, кто же это? (Лиса)

в) У косого нет берлоги, не нужна ему нора, от врагов спасают ноги, а от голода – кора? (Заяц)

Гречка в печке, валенки на завалинке. (правильно)

Валенки в печке, на завалинке – гречка. (неправильно)

Гречка в валенке, завалинка в печке. (неправильно)

Голоден, как (волк). Здоров, как (бык).

Хитра, как (лиса). Упрямый, как (осёл).

Труслив, как (заяц). Болтливый, как (сорока).

Нем, как (рыба). Колючий, как (ёж).

Грязный, как (поросенок).

Читаю сказку «Лиса и кувшин». предлагаю найти начало, середину и конец сказки. Читаю середину, дети поднимают -, затем конец -, за-тем начало - -.

Какая лиса в сказке по характеру? (хитрая, нечестная, плутовка, глупая). Давайте изменим лису и придумаем сказке свой конец, где лиса из глупой, нечестной, хитрой превратилась в честную, добрую и т. д. Выслушиваю 4-5 детей. За лучший рассказ лисичка угощает детей орешками. А персонажи благодарят детей за выполнение всех заданий и угощают всех лисичкиными орешками, прощаются и улетают в другой детский сад.

Занятие № 4.

Цель: Вспомнить и закрепить «фольклор». Упражнять детей на слух определять и называть русские народные сказки; в умении само-стоятельно моделировать сказку «Лиса и тетерев», характеризовать персонажи, используя в речи разнообразные прилагательные.

Ход занятия:

Приход персонажа – черепашки-ниндзи (с барабаном, заводным) с целью – знают ли дети русские народные сказки. Тут же он их спраши-вает: «Что такое фольклор»? И предлагает детям викторину по сказкам; детям читают отрывки из сказок «Репка», «Маша и медведь», «Снегурочка», «Лиса, заяц и петух», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Лиса и кувшинки». Если дети отгадывают, то черепашка стучит в барабан, вы-ражая восторг и одобрение.

Затем предлагается детям сравнить слова: дом, жилище, терем, постройка, теремок. Одинаковы ли они по смыслу? Какие из них являются общими для все? какие больше всего соответствуют сказочному сюже-ту? Какое подходит для меня?

Черепашка выражает восторг стуча в барабан.

Обращаюсь к персонажу и предлагаю посмотреть, как дети состав-ляют модель сказки «Лиса и тетерев».

Читаю сказку целиком, потом вразброс. Дети оперируют моделями.

Кто из героев оказался умнее? Попробуйте рассказать о тетереве. Какой он? (хитрый, умный, спокойный, находчивый, догадливый, сообра-зительный).

В конце занятия черепаха-нинзя вручает медали лучшим детям.

Занятие № 5.

Цель: Вспомнить и закрепить понятие «фольклор». Упражнять детей на слух определять и называть русские народные сказки; в умении самостоятельно моделировать сказку «Лиса и тетерев», характеризовать персонажей, используя в речи разнообразные прилагательные.

«Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает». Это крылатое выражение. Что оно значит? Поясните. Если дети затрудняются, необ-ходимо объяснить самой.

Показать портрет А. С. Пушкина. Зачитываю отрывки из стихов о природе – о зиме. «Зимнее утро», «Евгений Онегин»:

… Вот ветер тучи нагоняя …

… Идет волшебница зима …

Послушать грамзапись П. И. Чайковского «Январь», «Декабрь». Какая мелодия подходит к стихам? Докажите. У вас у каждого своя точка зрения, и мы будем учиться её доказывать. Если мы подобрали музыку к стихам Пушкина, то какие это стихи? (Красивые, напевные, задушевные, мелодичные …).

Почему стихи А. С. Пушкина помнят до сих пор, ведь прошло уже 158 лет?

Прочитать стихотворение «Зимнее утро»:

… Под голубыми небесами,

Блестя на солнце снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Дети закрывают глаза и представляют, затем рисуют карандашами представленную картину стихотворения.

По ходу рисования читаю несколько раз стихотворение.

Публикации по теме:

Гостиная для родителей`С потешкой засыпаем, встаем и играем` Все мы с вами были детьми, и наши мамы и бабушки пели нам колыбельные песенки и играли в ладушки, как когда-то им пели их мамы и бабушки.

Организация физкультурных занятий детей третьего года жизни с использованием фольклора Организация физкультурных занятий детей третьего года жизни с использованием фольклора. Цель работы: подобрать оптимальную методику организации.

формирование умения классифицировать книги по разным основаниям.

Ресурсы и оборудование.

Литературное чтение. Учебник. 2 класс. Часть 1.

Тест на тему: «Устное народное творчество»

Книги с произведениями устного народного творчества (сборники «Потешки, пословицы, загадки» и «Считалки, потешки, загадки, заклички», «Ладушки. Энциклопедия детского фольклора» (серия «Моя первая книга»), «Сказания, песни, пословицы, игры народов России» и др.), презентация.

1. Эмоциональный настрой перед работой. Предварительная работа.

Рассмотрите иллюстрацию. Что вы здесь видите? (слайд 1)

Это изображение передает особенности жизни или ещё можно сказать особенности русского быта. Мы много говорили об истории и культуре русского народа, читали сказки народов России. Проверим: хорошо ли вы меня слушали, все ли запомнили?
Вопросы:

1. Как называется праздник проводов русской зимы? (Масленица.)

2. Какое угощение было обязательно на этом празднике? (Блины.)

3. Какие блюда русской кухни вы знаете? (Щи, каша, пироги, блины.)

4. Какую обувь носили русские крестьяне? (Лапти.)

5. Что такое изба? (Деревянный крестьянский дом.)

6. Назовите русский сувенир, известный во всем мире? (Матрёшка.)

7. Какую одежду носили русские женщины? (Сарафан, сапожки.)

8. Как называется русская мужская рубашка? (Косоворотка.)

9. Какое национальное дерево России? (Берёза.)

Какие произведения относятся к произведениям устного народного творчества?
Что отличает произведения устного народного творчества от других произведений?
Устно ответьте на вопросы, отображенные на слайде. (Слайд 2)

Вспомните произведения малых фольклорных жанров, которые вы читали в прошлом учебном году. (Слайд 3)

– На этом уроке мы продолжим знакомство с устным народным творчеством. Познакомимся с другими произведениями устного народного творчества для детей.

Устное народное творчество или ещё мы часто слышим слово «фольклор».

Что такое фольклор?

Ответы детей. (Слайд 4)

Что же относится к фольклору? Вот в этом нам предстоит разобраться.

Основная часть

1. Народные песни (слайд 5)

-Какие виды народных песен существуют?

-С какой целью исполняются колыбельные песни?

«Народ-поэт», «народ-мудрец» на протяжении веков создавал лирику материнства. Через песню мама передавала ребёнку свою ласку, любовь, нежность.

-Расскажите или попытайтесь пропеть, выбранную вами колыбельную песенку со страниц учебника. (Учащиеся исполняют выбранную песню)

-А какие колыбельные песни вы знает?

-Считалось, что с шестинедельного возраста ребёнок понимает обращённые к нему слова, реагирует улыбкой на слова взрослых. Сон, как живое существо, приглашают в дом, к колыбели, просят усыпить ребёнка. В песнях выражают пожелания счастья ребёнку во взрослой жизни.

-Когда ребёнок подрастал, для его утешения поются пестушки.

2. Пестушки и потешки (слайд 6)

-Как вы понимаете, что такое пестушка?

Пестушка – от слова пестовать, т.е няньчить, заботливо воспитывать. Пестушки - стихи, сопровождающиие элементарные движения и физические упражнения. Выполняется вместе с взрослыми, она учит понимать человеческую речь.

Чтение и обсуждение пестушек из учебника.

-Малыш подрастает, начинает ходить, пора приучать его к труду.

-Потешки – стихи, удовлетворяющие потребность ребёнка в радости, расширяют представление ребёнка об окружающем мире.

3. Знакомство с закличками, приговорками. (слайды 7-10)

• От какого слова образовано слово закличка ? Что значит закликать ? Подберите слова, близкие по смыслу к этому слову.
• К кому обращаются авторы закличек? С какой просьбой обращаются авторы закличек? Почему так важно было обратиться к солнышку, дождику?

Коллективное чтение закличек. Чтение приговорок.
• От какого слова образовано слово приговорка ? Что значит приговаривать ? Это громко кричать или тихо просить? Как надо читать приговорку?
Чтение приговорок в парах.
Чтение потешки.
• От какого слова образовано слово потешка ? Что значит потешать ?
• Что занимательного в этом стихотворении?
Чтение перевертышей.

- Близкие к пестушкам и потешкам – это прибаутки.

-Итак, что вы знаете о закличках и приговорках? (Ответы детей).

-Люди верили в волшебную силу слова, верили, что произнесённые слова-заклинания может повлиять на силу природы. Ребёнок знакомится с природой, играет с ней на равных.

-Какие вы знаете заклички и приговорки?

Чтение закличек о бабке-липке, дождике, т. д

4. Небылицы и перевёртыши (слайд 11)

Их придумали чтобы рассмешить небывалым, тем чего нет.

Чтение учителем небылиц.

1. Как на горке, на горы,

Там дерутся комары,

Два дерутся, два смеются,

Два убитые лежат.

2. Завтра пятница, суббота,

Таракан дрова рубил,

Комар баенку топил.

А мушка водушку носила.

III . Подведение итогов урока (слайд 12)

- Для чего нам нужно изучать фольклор?

- Зачем нам нужно разбираться в малых фольклорных жанрах? (ответы учащихся)

- Изучать нужно, чтобы не забывать устное народное творчество нашего края, передавать его из поколения в поколение.

Детский фольклор – явление вечное, ибо вечно детство, которое дано человеку, что бы играя ,творить жизнь.


IV . Домашнее задание (слайд 13)
Расскажите родителям одно из произведений устного народного творчества.

Найдите в домашней библиотеке книгу с произведениями устного народного творчества.

Придумайте свою небылицу по опорным словам: кот-огород, корзинка-перинка, кошка-мошка, летают- догоняют, сидели- пели.

Учителю на заметку
Заклички и приговорки
по своему происхождению связаны с народным календарем и народными праздниками. Если заклички содержат обращение к силам природы — солнцу, ветру, радуге, то приговорки — к птицам и животным. Эти магические заклинания перешли в детский фольклор благодаря тому, что дети рано приобщались к труду и заботам взрослых. Более поздние заклички и приговорки приобретают уже характер развлекательных песенок.

Рейтинг материала: 4,4 (голосов: 5)

Выбранный для просмотра документ Презентация к уроку на тему народные песенки, заклички, приговорки, потешки, перевертыши.pptx

МАОУ «СОШ №14» Класс: 2 «Б».

Тема урока: Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши.

Цель:. формирование у учащихся представления об устном народном творчестве;

познакомить с малыми жанрами устного народного творчества: заклички, приговорки, потешки, перевёртыши, пословицы и поговорки;

Личностные: способствовать самоопределению и формированию положительного отношения к учебному процессу и познавательной деятельности; развивать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Регулятивные: развивать умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, выполнять учебное задание по алгоритму; осуществлять самооценку деятельности; овладевать навыком смыслового чтения;

Познавательные: расширять кругозор в жизни ребенка. умение осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, понимать информацию, представленную в разной форме

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремится к сотрудничеству в рамках учебного диалога. развивать умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; строить небольшие монологические высказывания

Методы обучения: продуктивный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная; работа в парах, группах.

Планируемые результаты: дети научатся различать жанры устного народного творчества.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности (оргмомент).

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

1. Устное народное творчество

2. Заклички

3. Приговорки

4. Перевёртыши

5. Потешки.

- Как вы понимаете слово устное?

- Что значит слово творчество?

- Как оно дошло до нас?

- Кто может сформулировать тему урока?

Дети отвечают на вопросы: (Творчество- это значит творить, создавать, придумывать Передавалось из поколения поколению

Будем знакомиться с произведениями устного народного творчества, читать заклички, приговорки, перевёртыши, потешки)

3. Постановка учебной задачи. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания)

Учитель активизирует знания. Создает проблемную ситуацию.

-Как вы думаете, зачем их создавали? (дети отвечают на вопрос: чтобы развлекать маленьких детей, использовать в народных играх)

-Корни многих форм устного народного творчества уходят глубоко в историю. Самые древние из них заклички и приговорки. Затем появились потешки и перевёртыши

- Попробуем исследовать эти жанры

4. Построение проекта выхода из затруднения. Изучение нового материала.

Работа в парах (на каждой парте лежит толковый словарь)

Учитель организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Найдите в словаре толкование слов:

заклички,

приговорки,

перевёртыши,

потешки

Учитель помешает на доску эти определения

Заклички – это небольшие песенки, которые предназначены для распевания группой детей, часто сопровождаются игровыми действиями

Приговорка- небольшое произведение устного народного творчества, которое сказывали, делая что-либо. В приговорках часто обращались к животным

Потешка - исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе со взрослым.)

Перевёртыши- это небылицы, которые придумывали для того, чтоб развлечь, отвлечь и успокоить ребёнка

5. Первичное закрепление новых знаний.работа в парах:, чтение произведений друг другу

Прочитайте соседу по парте заклички, приговорки, перевёртыши,

потешки в учебнике

7. Самостоятельное выполнение задания. Изготовление книжки-малышки. (Работа в группах).

Учитель организует деятельность по применению новых знаний.

Дети рассаживаются по группам. Каждая группа получает индивидуальное задание (из приложения 1)

1 группа: выберите из предложенного материала только заклички и вклейте их в книжку-малышку

2группа: выберите из предложенного материала только приговорки и вклейте их в книжку-малышку

3 группа: выберите из предложенного материала только потешки и вклейте их в книжку-малышку

4 группа: выберите из предложенного материала только перевёртыши и вклейте их в книжку-малышку

8. Включение в систему знаний и повторение. Проверка работ по эталону. Дети сравнивают свою работу, исправляют ошибки, защищают свою работу

Учитель организует деятельность по обобщению и повторению знаний.

Каждая группа детей представляет и защищает свою работу

9. Рефлексия деятельности. Отвечают на вопросы. Оценивают работу.

Учитель организует рефлексию.

- Чему научились на уроке?

- Можете ли вы полученные знания применить на практике?

— Оцените свою работу на уроке по лесенке успеха от 1 до 5 баллов

10. Домашнее задание

- Из дополнительной литературы найти заклички, приговорки, перевёртыши, потешки. Дополнить свою книжку-малышку

Приложение 1 Для изготовления книжки-малышки в группе:

Потешки:

Где были – у бабушки!

Раз, раз, еще раз,

Хлопаем в ладоши!

Раз, раз, еще раз,

Летний день хороший

2. Лепим, лепим пирожки,

Замесили из муки,

Сели мы на лавочку,

Побежали в огород

Там собрался весь народ.

Вот котенку пирожок,

Вот утенку пирожок,

И Сережке на зубок.

3. Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки!

У нашей доброй бабушки

Приговорки:

1. Рву, рву ягодку,

Маменьке в стаканчик,

Тятеньке в рукавчик.

Корья на лопате.

2. Уж ты, бор-борок!

Дай ягод коробок,

3. Улитка, улитка,

Перемасленного

4. Кукушечка, кукушечка,

Прокукуй в лесу: ку-ку —

Сколько лет я проживу!

Приговорки

1. Тимошка на ложке

Ехал по дорожке,

Подвез до забора!

Хорош мотор у ложки!

2. Огурцы играют в прятки,

Малыши растут на грядке,

Мушкетеры спят в овраге,

Поросята точат шпаги,

Раки в цирк бегут ватагой,

Дети дремлют под корягой,

Волки плавают по дну,

Щуки воют на луну.

Это что за ералаш?

Я приказываю вам

Все расставить по местам!

3. Злая кошка громко лает,

Дом хозяйский охраняет:

Стой, тебя она не пустит!

Не послушаешь – укусит

4. Собака садится играть на гармошке,

Ныряют в аквариум рыжие кошки,

Носки начинают вязать канарейки,

Цветы малышей поливают из лейки

Заклички:

Не бей в наш дом!

В болотную воду —

3. Жаворонок, жаворонок!

Возьми себе зиму,

А нам отдай весну.

Возьми себе сани,

А нам отдай телегу

4. Солнышко, ядрышко,

Весну- красну кликают.

Публикации по теме:

Конспект урока литературного чтения в 1 классе школы V вида. М. Пляцковский «Помощник» Цель: познакомить с произведением М. Пляцковского «Помощник». Задачи: - развивать умения анализировать произведение, делить его на части;.

План-конспект урока литературного чтения (второй класс) Технологическая карта урока Предмет Литературное чтение УМК «система Л. В. Занкова» Класс 2 Тип урока Урок открытия нового знания Цель 1. Развивать.

Технологическая карта урока литературного чтения Урок литературного чтения во 2б классе Тема урока: Колыбельные песни Тип урока: открытие нового знания. Цели урока: 1) образовательная.

Тексты для проверки техники чтения в 3 классе (1 полугодие) Текст Уже холодные туманы по утрам застилают низины, долины речек и 10 ручьёв. Однако к полудню солнышко всё ещё прогревает.

Урок литературного чтения 2 класс система Эльконина — Давыдова «Необычные слова» [Тема урока: Необычные слова. С. Черный Воробей. Цели урока: учащиеся научатся находить в тексте необычные слова и получат возможность наблюдать.

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС «С. Есенин «Лебёдушка» Дата 14марта 2016г. Урок литературного чтения в 4классе Учитель Субарь В. Ф. Тема: Сергей Есенин «Лебёдушка» Цель урока: раскрыть в детях.

Урок литературного чтения «П. П. Ершов «Конек-Горбунок»» Цель: Знакомство с произведением Ершова П. П. «Конек-Горбунок» Задачи: 1. Образовательные: • познакомить с особым жанром произведения Ершова.

Урок литературного чтения в 4-ом классе по теме «В мире художественного слова И. А. Бунина. Густой зелёный ельник у дороги…»

Урок литературного чтения в 4-ом классе по теме «В мире художественного слова И. А. Бунина. Густой зелёный ельник у дороги…» Урок литературного чтения в 4-ом классе по теме «В мире художественного слова И. А. Бунина. Густой зелёный ельник у дороги…» Цели урока:.

Урок литературного чтения во 2 классе по сказке С. Козлова «Черный омут» Задачи: 1. Образовательные: • овладение и использование разных форм соорганизации; • овладение умениями слышать и слушать друг друга; •.

Программные педагогические задачи: познакомить с устным народным творчеством – потешками, песенками, небылицами, считалками; дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц; учить новую считалку, развивать умения практического использования в игровой деятельности; воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Планируемые результаты: проявляет интерес к устному народному творчеству; эмоционально откликается на юмор в русских народных потешках, небылицах; овладевает навыками заучивания считалки и ее практического использования в игре.

Словарная работа: небылица, считалочка, потешки, песенки, устное народное творчество.

Материал: иллюстрации к русским народным сказкам, потешкам; потешки, небылицы, считалочки.

Подготовительная работа: заучивание считалок, проговаривание потешек, рассматривание иллюстраций о творчестве народа.

Бабушка Арина встречает детей и приглашает на выставку, где представлены персонажи сказок, иллюстрации к потешкам.

– В каких сказках живут эти герои?

– Почему эти сказки называют русские народные?

– Как они появились? (Рассуждения детей.)

– Жила-была в деревне бабушка Арина.Совсем уж старенькой стала: в поле работать не может, за скотиной ей ухаживать тоже тяжело. Лежит целыми днями на печи, сказки придумывает. А вечером соберутся внуки, она им сказки и сказывает.

Вот выросла ее внучка Машенька, у нее уж своя дочка родилась – Катерина. Рассказывает Катеньке мама бабушкины сказки, да и сама еще что-нибудь придумывает, чтобы сказка интересней стала.

А тут уж и Катюша подросла, совсем взрослой стала, замуж вышла за доброго молодца, свои детки у нее народились. Она им мамины и бабушкины сказки рассказывает, да еще и сама присочинит, чтобы интересней было.

Вот так – от бабушек к детям, от детей к внукам, от внуков к правнукам – и переходили сказки. Потому-то их и называют народными. А сочинял сказки народ русский – вот и получились русские народные сказки, до того интересные, что и мы с вами их слушать очень любим.

– Какие у вас любимые сказки?

– Но не только сказки народ русский складывал. Послушайте загадки, которые я вам загадаю, да найдите-ка на своем столе отгадку – картинку.

Воспитатель загадывает 3–4 русские народные загадки, дети показывают картинки-отгадки.

– Загадки эти, ребята, тоже русский народ придумал, поэтому о них также говорят «русские народные».

– Какие загадки знаете вы?

– А еще на Руси всегда любили песни. Когда я была маленькая,мне бабушка пела:

Не ложися на краю,

Придет серенький волчок,

Таню схватит за бочок

И потащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

А там пташки поют,

Тане спать не дают.

– А вам мамы и бабушки какие песни поют? (Предложить детям спеть.)

– Все эти песни тоже придумал народ. И не только колыбельные. Были еще песни хороводные.

Бабушка Арина зовет всех встать в хоровод «На зеленом лугу». После хоровода предлагает детям пройтись по комнате, в разных местах которой расположены иллюстрации к русским народным потешкам.

Вышла кисонька на мост,

Четыре лапы, пятый хвост,

В лапке хворостинка.

Откуда ты пришла?

– Целый день я, кисонька,

– Кто вспомнил потешки, прочтите их.

– Потешки – это небольшие стихи, которые русский народ придумывал.

– А как вы думаете, для чего народ придумывал эти потешки? (Чтобы развлекать, потешать детей.)

– А скажите мне, дети, чем загадки отличаются от потешек, сказок? (В загадке всегда содержится вопрос. На загадку всегда надо найти отгадку.)

– А теперь сядьте поудобнее вокруг меня и послушайте,что я вам прочту:

Жив-здоров – лежу в больнице.

Сыт по горло – есть хочу,

Хоть корову проглочу.

– А почему вы смеетесь?

Разобрать с детьми перевертыш построчно, находя в нем противоречия.

– Вот такие забавные стишки народ назвал перевертышами, потому что все в них перевернуто. А ведь мы с вами тоже перевертыши придумывать умеем. Правда, они пока у нас еще нескладные.

Предложить детям придумать несколько перевертышей (по методике Джанни Родари в обработке А. Страунинг).

Скажите наоборот: «Щенок лежит на коврике», «Маша ест за столом, а Мурка под столом». (Дети придумывают.)

– Вот какие мы с вами сочинители!

– А еще, дети, на Руси часто придумывали для веселья небылицы. Это такие маленькие стишки, в которых говорится о том, чего на самом деле не бывает. Они очень похожи на перевертыши. В них всё как будто перевернуто, и поэтому всем смешно.

Рано утром вечерком,

Поздно на рассвете

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

Вместе с детьми определяется, что же здесь «перевернуто».

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Выхватил телегу он из-под кнута

И давай дубасить ею в ворота.

Крыши испугались, сели на ворон,

Лошадь погоняет мужика кнутом.

– А что я вам сейчас прочитала? Небылицу.

Чтение детьми знакомых небылиц.

– Ну а теперь пора поиграть.

Дети встают в круг и вспоминают известные им считалки. После прочтения считалки выбранный ребенок-водящий предлагает поиграть в народную игру.

– Русские дети знали много считалочек. Считалочки – это такие стишки, которые использовали и используют до сих пор для распределения ролей в играх. В них часто рассказывалось о жизни детей, о наказаниях.Например: «Меня тятька увидал, за волосы оттрепал…». Часто считалочки были похожи на небылицы. Например,вот эта:

Раз, и два, и три, четыре.

Меня грамоте учили –

Не читать, не писать –

Только по полу скакать.

Я скакала да скакала,

Себе ноженьку сломала.

Меня мама увидала

И веревкой отхлестала.

Меня папа увидал

И за доктором послал.

Доктор едет на коне,

Балалайка на спине,

А гитара на носу,

Доктор любит колбасу.

– При расчете хитрость заключается в том, что на каждого человека приходится одно слово. А мы с вами сейчас выучим сказочную считалку.

Дети встают в круг. Бабушка Арина читает считалку «На златом крыльце сидели…», рассчитывает детей. Считалку разучивают, ребята упражняются в расчете.

На златом крыльце сидели:

Кто ты будешь такой?

Добрых и честных людей!

– Вот так русские люди придумывали сказки и потешки, загадки, песенки и перевертыши. Все это называется устным народным творчеством. Устное – потому что ничего не записывали, так как писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не «рот», а «уста». Отсюда – устное. Народное – потому что народ придумывал; творчество – потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось – устное народное творчество

Публикации по теме:

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «В гостях у сказки. Устное народное творчество» «В гостях у сказки. Устное народное творчество»Задачи: познакомить с устным народным творчеством – потешками, песенками, небылицами, считалками;.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Устное народное творчество. Сказки» Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие. Виды детской деятельности:.

Консультация для родителей «Устное народное творчество в жизни детей» Богатейшим материалом, основой для игр, развивающие коммуникативные навыки, развивающих речь ребенка во всех ее аспектах, является русский.

Лэпбук по теме «Устное народное творчество»

Лэпбук по теме «Устное народное творчество» Представляю Вашему вниманию наглядное пособие-лэпбук по теме" Устное народное творчество" для средней группы детского сада. Лэпбук представляет.

Лэпбук «Устное народное творчество»

Лэпбук «Устное народное творчество» Описание: Данный лэпбук предназначен для детей младшего дошкольного возраста. Лэпбук, или как его еще называют тематическая папка, это.

НОД «Устное народное творчество» для детей младшей группы Цель: приобщать детей к устному народному творчеству, развивать речь средствами фольклора. Развивать внимательность память, слуховое восприятие.

Педагогический совет «Устное народное творчество в воспитании дошкольников» Цели: • Уточнение и систематизация знаний педагогов о жанрах русского фольклора; • Ознакомление с различными жанрами русского фольклора.

Устное народное творчество. Потешки про петушка и курочку

Устное народное творчество. Потешки про петушка и курочку Сейчас в нашей группе проходит проект "Петушок и его семья". Скоро в рамках проекта будет развлечение "Как курочка с цыплятами весну встречали".

Устный журнал «Устное народное творчество» в 3 классе Учитель: - Ребята! Сегодняшняя наша встреча посвящена устному народному творчеству. Устное народное творчество - это всё то, что передавали.

Читайте также: