Считалка в этой маленькой корзинке есть помада и духи
Обновлено: 14.11.2024
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 277 281
- КНИГИ 654 075
- СЕРИИ 25 022
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 611 423
НАПУТСТВЕННОЕ СЛОВО
У кого какое занятие, у кого какая любовь. Я вот всю жизнь занимаюсь собиранием произведений устного народного творчества и больше всего это и люблю.
Я люблю в одиночку приехать в какую-нибудь незнакомую деревню. Начинаешь обживаться. Люди спрашивают, интересуются: зачем, мол, пожаловали? И очень удивляются, что приехал за песнями, за сказками, за частушками. Объясняю, как важно записать и сохранить старое, то, что постепенно уходит из жизни.
— Зачем? — возражают. — Вон наши песни на пластинках, по радио поют.
— А на пластинки, на радио откуда они попали? Тоже, наверное, кто- нибудь записал и привез в город.
Слово за слово. И всегда находится мрачный человек:
— Не туда приехали. Может, в других деревнях что и есть, а у нас ничего такого нет.
Но я это все давно слышал. Обращаюсь к какой-нибудь неприметной старушке, которая стоит поодаль, но внимательно слушает, или, наоборот, к самой бойкой девчонке-заводиле.
— А эту песню у вас пели?
— Ну, — обычно говорят, — ее-то мы знаем. Так ее все знают.
Но недоверие уже сломлено. Люди улыбаются, вспоминая молодые годы, гулянья, песни, танцы.
— Больше танцевали кадриль, — скажет одна.
— И ланцы, — добавит другая (медленный танец лансье — ланцы — был в моде без малого два века назад).
— Барыню плясали! — весело крикнет третья да и запоет тут же на радость всем присутствующим:
Барыня, барыня,
Иринья Ивановна,
Долго хаты не топила,
Много сору накопила.
Идти .было к дяденьке
Да попросить лошаденьки.
— Это когда под язык плясали, — пояснит та неприметная старушка, которая, замечаю, становится все более и более приметной (значит, настоящая песенница!). — Гармони не было, так под свои песенки.
— Ну, вспомнила, — скажет девчонка, — когда это было!
Но как бы далеко ни ушла жизнь, есть что-то такое дорогое, такое близкое душе в разговорах о родной старине.
И вот на следующее утро уже полдеревни приветствует тебя как хорошего знакомого. Появляются не только сочувствующие, но и ревностные помощники, приятели. А уезжаешь — провожают друзья. И долгие годы — бывает, и пять, и десять, и пятнадцать лет — идут потом праздничные поздравления из Ленинграда в эту деревню и из деревни в Ленинград. Другой раз и гости приедут оттуда. И сам съездишь.
Как-то я участвовал в радиопередаче «Встречи с интересными людьми».
«Каких интересных людей встречали вы?» — спросили меня.
И я поначалу затруднился ответить. А потом одно за другим стали наплывать воспоминания о необыкновенных людях, вернее, о людях, вообще-то говоря, для родных, для знакомых обыкновенных, но мне казавшихся необыкновенными. Не знаменитости какие-нибудь, не те, о ком много говорят и пишут. Только соседи знают, что вот тетка Марья была голосистой молодухой, когда- то на свадьбы ходила старшей подружкой и сейчас в праздник под настроение может спеть, а дядя Гриша — великий мастер по части баек.
Когда я начинал, сразу после войны, только бумага и карандаш были. А теперь чудо-магнитофоны. Вернусь домой и сижу часами: поют, разговаривают, смеются живыми голосами мои недавние собеседницы-старушки (всё больше старушки!). Да какие песни-то!
Далеким-то мой миленький далёко,
Ой да на чужой да сторо.
Ой да на чужой старонке,
На чужой-то на дальней на сторонке,
Ой во городе да в Пари.
Ой во городе в Париже,
Не во славном-то в городе в Париже
Ой гусары да стоя.
Ой гусарики стояли.
Русские войска пришли в Париж, разгромив Наполеона, в 1814 году. Сколько же лет этой песне? Но услышал-то я ее в 1977 году, в Ленинграде, от уроженки Архангельской области замечательной песенницы Клавдии Ивановны Притыкиной.
Как хорошо, что удалось встретить Клавдию Ивановну, записать, сохранить для науки, для всех людей эту и многие другие ее песни!
В 1946 году, в первую же в моей жизни поездку за произведениями устного народного творчества, мне посчастливилось познакомиться с выдающимся сказочником XX века Ильей Давыдовичем Богатыревым. Он рассказал больше ста сказок, баек.
— Жил-был Нестерка, и была у него детей шестерка.
Я слышал неистощимых частушечниц в Новгородской области, записывал фольклор в Карелии, на Урале, в Сибири, когда за окном мороз в сорок градусов, а в избе не продохнуть от жарко натопленной печи.
Удивительные люди, знатоки, мастера, творцы народного искусства, веселые умельцы живут везде.
Как-то ленинградские газеты вдруг заговорили о том, что в деревне Лампо- во стоят избы с особенно интересной резьбой. Я знаю эти места — деревни Остров, Орлино, Дружная Горка, Лампово. В каждой из них есть чем полюбоваться. Однако ламповские избы выделяются. У них украшены не только наличники окон, но и балконы, и передняя стена, и конек крыши, и даже круглые окна жилых чердачных помещений — светелок. Во всем этом чувствуется единая художественная школа. Оказывается, в Лампове жили выходцы с Севера — из Архангельской и Вологодской губернии. И дома они строили по-своему. Хозяева сохраняют старые резные доски и нередко переносят их на новые постройки.
Однажды стоял я и смотрел на такой дом.
— Да, вот это мастера были, — говорю, чтобы вовлечь в разговор старика, который отдыхал на скамеечке. — Теперь, наверно, так никто не сделает?
— Это почему же?—обиделся он. — Давай, я тебе точно таких же досок нарежу. У меня и инструмент, и трафареты — всё есть. Ну, заказывай, что ли?
Я пообещал: буду строить дом — обязательно обращусь к нему.
В этих же деревнях, совсем неподалеку от Сиверской, где всегда полно дачников и как будто бы ничего деревенского уже не осталось, живет немало хороших песенниц.
В 1957 году несколько вечеров провел я в избе 87-летней Софьи Яковлевны Абент — бабушки Софьи, как ее величали в деревне Орлино Гатчинского района. Кстати, название этой деревни жители связывают с именем Петра I. Рассказывают, что он был там на охоте, подстрелил орла, оттого, мол, и деревню так назвали.
А потом один старик показал дом.
— Вот здесь останавливался Репин. У этого окна он сидел, когда рисовал.
Мы поднялись в светелку. Осмотрели Орлинское озеро, берег.
— Будете в Ленинграде, — сказал старик, — поищите ту картину, узнаете на ней нашу местность.
В соседнем поселке Дружная Горка и теперь еще работает стекольный завод, основанный в начале прошлого века. Сюда были приглашены немецкие и шведские мастера. Видно, если судить по фамилии, и бабушка Софья — потомок тех мастеров. На старом кладбище близ Орлина мне не раз встретилась эта фамилия — Абент.
Всю жизнь бабушка Софья работала. С десяти лет стала ходить на стекольный завод в Торковичи. Получала 25 копеек в день. С девяти-десяти лет пошли на фабрику и ее дочери. Я точно записал ее слова:
— Сливочное масло видели два раза в год — на пасху и на рождество, а в будни — и хлеб, как шоколад, был. На работу, на целый день брали с собой бутылку чаю и два куска хлеба, смоченные постным маслом.
А какие там и сейчас живут искусники! Во многих избах можно видеть местные изделия — графины, внутри которых сидят красногребенные петухи, люстры с затейливыми подвесками.
Ни с чем не сравнимое удовольствие — неторопливо шагать по широкой, пустынной с утра дороге или по узенькой тропке, соединяющей соседние деревни. Синеют дальние леса, сверкает придорожный ручей, густо пахнет цветущий луг.
Дора, Дора помидора.
Мы в саду поймали вора,
Стали думать и гадать,
Как бы вора наказать.
Мы связали руки-ноги
И пустили по дороге.
Вор шёл,шёл, шёл
И корзиночку нашёл.
В этой маленькой корзинке
Есть помада и духи,
Ленты , кружево, ботинки.
Что угодно для души?
Зайчишка - трусишка
По полю бежал,
По полю бежал,
В огород забежал,
Морковку нашел,
Капустку нашел,
Сидит, грызет,
Ай - кто-то идет!
Шла машина темным лесом
Шла машина темным лесом
За каким-то интересом,
Инте- инте- интерес,
Выходи на букву "ЭС".
Буква "ЭС" не подошла,
Выходи на букву "А",
Буква "А" не хороша,
Выходи на букву "ША".
Дора, Дора помидора
Дора, Дора помидора.
Мы в саду поймали вора,
Стали думать и гадать,
Как бы вора наказать.
Мы связали руки-ноги
И пустили по дороге.
Вор шёл,шёл, шёл
И корзиночку нашёл.
В этой маленькой корзинке
Есть помада и духи,
Ленты , кружево, ботинки.
Что угодно для души?
Считалочка индейцев из племени Дакота
Ванча-нопа-ямни-топа,
Жили-были три циклопа.
Три циклопа на горе,
В очень маленькой норе.
Заппа-саппа-ишедуша,
Захотелось им покушать.
На охоту с топором
Самый старший вышел вон!
Ванча-нопа-ямни-топа,
Вот осталось два циклопа.
С томагавком и копьём
Самый младший вышел вон!
Заппа-саппа-ба-вурока,
Средний плачет у порога,
Издаёт за стоном стон,
Только не выходит вон!
Ванча-нопа-ямни-топа,
Тайна третьего циклопа
В том, что он - это она,
Мама младшего циклопа,
А для старшего - жена!
* В считалочке используются слова на языке индейцев племени Дакота:
Ванча-нопа-ямни-топа - один-два-три-четыре
Заппа-саппа (произв. от запта-сакпе) - пять-шесть
Ишедуш - на вершине горы
Ба-вуроке - добродетельная жена
Вышел тигр погулять
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел тигр погулять.
Запереть его забыли.
Раз, два, три, четыре, пять.
Он по улице идет,
Ни к кому не пристает,
Но от тигра почему-то
Разбегается народ.
Кто на дерево забрался,
Кто укрылся за ларек,
Кто на крыше оказался,
Кто забился в водосток.
А на елке, как игрушки,
Разместились две старушки.
Опустел весь город мигом -
Ведь опасны шутки с тигром.
Видит тигр - город пуст:
"Дай-ка, - думает, - вернусь.
В зоопарке веселей,
Там всегда полно людей!"
Будем пальчики считать
Раз-два-три-четыре-пять!
Будем пальчики считать –
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке опять:
Раз-два-три-четыре-пять!
Пальчики быстрые,
Хоть не очень чистые!
Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки.
Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола,
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.
Пальчики дружные,
Все такие нужные!
Трое ехали в трамвае:
Продавщица тетя Рая,
Дядя Вася-почтальон
И бухгалтер Парамон.
Вскоре вышла тетя Рая,
Двое ехали в трамвае:
Дядя Вася-почтальон
И бухгалтер Парамон.
На десятой остановке,
Что на улице Смирновке,
Вышел Вася- почтальон,
Едет дальше Парамон.
Было душно, было жарко,
Вдруг в районе зоопарка
Контролер зашел в вагон.
Стоп! Приехал Парамон.
Знают взрослые и дети:
Медвежонок - у медведя,
А зайчонок? - у зайчихи!
А ежонок? - у ежихи!
А бельчонок? - у бельчихи!
А лисенок? - у лисихи!
Не лисихи, а - лисицы!
Будешь первым ты учиться.
«В этой маленькой корзинке
Есть помада и духи,
Ленты, кружево, резинки -
Что угодно для души».
Эта детская считалка
В мир волшебный увела.
В царстве выдумок гадалка
За руку меня брала.
Не пророчила страданий,
Не пророчила беды,
Только на сторонке дальней
Стали волосы седы.
Ах, чудесная корзинка,
Детства милый островок,
Я по узенькой тропинке
Возвращаюсь на порог
Дома дальнего, родного,
Где и мама, и отец,
Где играет радиола,
И поёт для них певец.
Где ещё хранится счастье,
Где ростки любви взошли,
И пока ещё ненастья
Чередою не пришли.
Драгоценные минуты,
Драгоценные слова,
Не вернуть их, не вернуть их,
Только кругом голова.
А на жизненных качелях,
На краю скамьи седой -
Предсказанье о потерях
Под сверкающей дугой.
Вверх и вниз – вот жизни драма,
Но проучена судьбой,
Всё равно стремлюсь упрямо
Быть собой, собой, собой…
«В этой маленькой корзинке
Есть помада и духи»,-
Дочка в новеньких ботинках
Вышла на мои круги.
Эту детскую считалку
Дочь моя с собой возьмёт
В путь далёкий, как шпаргалку,
И под сердцем понесёт,
Как счастливую монетку,
Как заветный талисман,
По ступеням жизни светской,
По дорогам разных стран.
Свидетельство о публикации №110100706895 Рецензии
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Читайте также: