Санкт петербург примет этап формулы 1 в 2023 году

Обновлено: 17.05.2024

Евгений Кустов

«Я рад подтвердить, что Гран-при России Формулы-1 с 2023 года будет проходить на «Игора Драйв». Это стало итогом интенсивной работы с нашими российскими партнёрами и детального изучения этой восхитительной трассы. Я впечатлён Санкт-Петербургом и уверен, что Гран-при России на «Игора Драйв» станет поразительным событием», — заявил Доменикали.

Нынешний контракт Формулы-1 с Россией рассчитан до конца 2025 года, так что после двух этапов на «Сочи Автодроме» ещё три состоятся в Ленинградской области.

Автодром «Игора Драйв» расположен в 54 километрах от Санкт-Петербурга, он спроектирован немецким архитектором Германом Тильке (ну а кем же ещё…). В 2020 году «Игора» получила лицензию ФИА категории Grade 1 — это высшая категория, которая как раз позволяет принимать соревнования любого уровня, включая Гран-при Ф-1.


Фото: Схема трассы «Игора Драйв»

При этом «Игора Драйв» — это не одна шоссейно-кольцевая трасса, а целый комплекс с десятью трассами, включая, к примеру, ралли-кроссовую. «Игора» уже должна была принять у себя этап чемпионата мира по ралли-кроссу, велись и переговоры о проведении этапа MotoGP, но из-за пандемии коронавируса и санкций ВАДА, препятствующих организации в России новых соревнований со статусом чемпионата мира, пока эти планы не реализовались.

У «Игоры» несколько владельцев, включая титульного спонсора Гран-при России банк «ВТБ», но вдохновителем проекта можно назвать знаменитого российского гонщика Владимира Васильева — победителя Кубка мира по ралли-рейдам и Кубка мира по бахам.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Чем «Игора Драйв» лучше «Сочи Автодрома»?

Не секрет, что на Гран-при России в Сочи почти не приезжали иностранные болельщики — то есть самая богатая публика. Курорт Краснодарского края не слишком популярен в Европе, до него долго — и с пересадками — добираться. Да и для самих команд Сочи — не самое простое место в плане логистики. Санкт-Петербург в этом плане гораздо удобнее: команды могут приехать туда своим ходом, используя грузовики и собственные моторхоумы.

Что же до болельщиков, то можно ожидать огромного числа туристов из Финляндии (жаль только, что Райкконен в 2023 году уже наверняка уйдёт на пенсию, а Боттас вряд ли останется в «Мерседесе»), да и поклонникам Ф-1 из остальных европейских стран добраться до Санкт-Петербурга куда проще. Плюс их наверняка привлекут многочисленные достопримечательности Северной столицы.

Таким образом, благодаря болельщикам из Северной и Западной Европы Гран-при России под Питером может оказаться экономически выгоднее, чем на побережье Чёрного моря.

Новость по теме

Ещё один важный фактор — будущее Олимпийского парка в Сочи. Не секрет, что трассу Ф-1 вписывали в него уже в последний момент, просто находя подходящие участки вокруг возводящихся олимпийских объектов. Из-за этого Олимпийский парк во многих местах перекрыт заборами, перемещаться по нему можно с помощью надземных переходов.

К тому же сейчас олимпийское наследие решили использовать по-новому, создав федеральную территорию Сириус — огромный образовательный кластер. И есть ощущение, что Сириусу трасса Ф-1 скорее мешается в его глобальных планах по реконструкции. Так что когда появился вариант с переездом Гран-при на стационарную трассу под Санкт-Петербургом, власти с удовольствием им воспользовались.

Что будет дальше с Сочи? Ну, руководитель компании-промоутера Гран-при России «Росгонки» Алексей Титов успокоил, что закрывать «Сочи Автодром» никто не планирует. «Сочи Автодром» не только продолжит функционировать как автоспортивный объект, но и получит новый виток развития. Мы сможем иначе подойти к вопросам использования площадки, так как многие ограничения, вызванные Формулой-1, будут сняты. Проводить можно будет что угодно, так как лицензия ФИА останется на том же уровне», — приводит слова Титова ТАСС.

Как будет на самом деле, покажет 2023 год. Не исключаем, что трассу «обрежут», сохранив для локальных соревнований, дрифта и, возможно, Формулы-Е.

Почему мы будем скучать по Сочи?

Если зарубежным болельщикам Санкт-Петербург будет удобнее, то по российским — большой вопрос. Если уж вы добрались до Сочи, то дальше следить за событиями гоночного уик-энда — одно удовольствие. Совсем рядом с трассой находится огромное количество отелей, есть и частный сектор, так что ваш путь пешком от трибуны до своего номера может занимать всего 15-20 минут. Проблем с развлечениями и едой тоже нет.

В случае с «Игорой» нужно быть готовым к полутора-двум часам в машине, автобусе или на электричке. При этом пока непонятно, как будет решена транспортная проблема. Да, рядом с трассой находится современное Приозерское шоссе, но справится ли оно с таким потоком транспорта? Кроме того, как быть с доставкой «безлошадных» болельщиков? Потребуется огромное количество шатлов из Санкт-Петербурга, а также близлежащих железнодорожных станций (Сосново). Опять же, вопрос, готовы ли местные дороги к такому трафику, а РЖД — к резкому увеличению числа электричек в дни гонок?

Рядом с автодромом нет никаких сколько-нибудь крупных городов, число гостиниц и гостевых домов минимально, так что каждый день все будут мотаться туда-сюда из Санкт-Петербурга. Часть проблем могла бы решить организация огромного кемпинга, сдобренного мощными рок-концертами по вечерам. Тогда многие болельщики могли бы ночевать на месте с четверга по воскресенье, что снизило бы проблемы с трафиком. Будем ждать этой информации, а в пробках вспоминать про пешие прогулки по Сочи…

Новость по теме

Станут ли гонки веселее?

Это ещё один важный вопрос, ответа на который пока нет. Будем честны: зарубежные болельщики Ф-1 порадовались грядущему расставанию с чемпионатом мира в Сочи, поскольку российский Гран-при обычно не дарил интересную борьбу за победу (правда, часть претензий можно переправлять «Мерседесу» и его соперникам-неудачникам). Конфигурация «Сочи Автодрома» не генерирует острую борьбу лидеров, несмотря на огромную стартовую прямую, а гонщикам не слишком нравятся многочисленные 90-градусные повороты и полное отсутствие перепада высот.

«Игора» пилотам наверняка понравится: тут и многочисленные спуски, и подъёмы, и повороты разных типов. Правда, трасса коротковата: всего четыре километра. Когда автодром только строили, то существовал проект с большей дистанцией круга — посмотрим, не вернутся ли к нему, хотя «Игора» и в нынешней конфигурации получила нужную категорию Ф-1.

Что касается обгонов, то сказать сложно. На «Игоре» не так много прямых участков, стартовая прямая короткая — всего 700 метров. При нынешних правилах, вероятно, получилось бы не слишком интересно. Однако в следующем году в Формуле-1 сильно изменится регламент: новые правила как раз направлены на повышение возможностей для атак. Не исключаем, что новым машинам питерская трасса вполне подойдёт. К слову, приятно, что новые болиды проедут и по «Сочи Автодрому»: уж очень хочется посмотреть, как регламент повлияет на заезды на первой в истории российской трассе Формулы-1.

UPD. Уже после выхода материала «Росгонки» опубликовали будущую схему «Игора Драйв». Длина круга увеличится более чем на километр за счёт достройки третьего сектора трассы, в теории обновленная конфигурация обеспечит сразу две отличные точки для обгонов.

Олег Шамонаев

— Сегодня мы совместно с администрацией Санкт-Петербурга и руководством Ленинградской области ведем работы по планированию транспортной доступности автодрома «Игора Драйв», также ведется работа по формированию плана мероприятий по созданию необходимой инфраструктуры для российского этапа чемпионата мира «Формулы-1» в соответствии с критериями Международной автомобильной федерации. Составляется проект дорожной карты по выполнению требований FIA и Formula One Management, —заявил в пресс-релизе Алексей Титов, генеральный директор АНО «РОСГОНКИ», которая является промоутером «Гран-при России» и заключила с руководством «Формулы-1» контракт на проведение этапов в нашей стране до 2025 года.

Категория Grade 1

«Гран-при России» ежегодно проводится в Олимпийском парке Сочи с 2014 года. Этот проект позиционировался как часть наследия Игр-2014. Однако в последнее время в нашей стране появился еще один автодром, способный принять гонки самого высокого уровня. В ноябре прошлого года шоссейно-кольцевая трасса «Игора Драйв», расположенная в Ленинградской области, в 54 км от Санкт-Петербурга, получила омологацию Международной автомобильной федерации (FIA) категории Grade 1. А на прошлой неделе было опубликовано распоряжение правительства России о вхождении в состав оргкомитета «Гран-при России» губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко, вице-губернатора Петербурга Бориса Пиотровского и генерального директора автодрома «Игора Драйв» Яна Полека.

— «Гран-при России» «Формулы-1» — одна из ярких визитных карточек нашей страны на международной спортивной арене, — отметил президент-председатель правления банка ВТБ Андрей Костин. — Банк ВТБ в 2017 году стал титульным спонсором этого статусного проекта в мире автоспорта, и мы активно участвуем в его развитии. Появление в России еще одного автодрома, обладающего лицензией на проведение автоспортивных мероприятий самого высокого уровня, только лишь добавит интереса к автоспорту в стране. Но в любом случае на подготовку такого события необходимо время, поэтому ближайшие два года этап «Формулы-1» по-прежнему будет проходить в Сочи.

Десять трасс разного уровня сложности

В этом году этап «Гран-при России» в Сочи запланирован на 23-26 сентября. Он включает в себя как гоночные мероприятия «Формулы-1», так и старты молодежной серии «Формула-2». Очевидно, что дислокация соревнований останется неизменной и в будущем сезоне, предварительный календарь которого может появиться уже в августе. А вот дальше «Гран-при», скорее всего, ждет переезд. Ситуация, при которой в России пройдут сразу два этапа в разных регионах, маловероятна, поскольку это потребует выкупа у промоутеров «Формулы-1» еще одного слота. С другой стороны, последние два чемпионата показывают, что из-за пандемии происходят постоянные отмены и переносы стартов. Например, сейчас Австрия, как и год назад, принимает в Шпильберге два этапа подряд. Так что теоретически возможно все.

Комплекс «Игора Драйв», занимающий территорию площадью около 100 гектаров, — уникальный проект, совмещающий десять трасс разного уровня сложности и способный удовлетворить запросы самой широкой аудитории — от автовладельцев и любителей автоспорта до профессиональных авто- и мотогонщиков и юных спортсменов. Презентация автодрома состоялась осенью 2019 года, а первые гонки прошли в 2020-м. К сожалению, из-за пандемии не состоялся дебют на новой трассе кузовной серии DTM , однако здесь прошли соревнования российской кольцевой серии РСКГ и другие крупные национальные старты. Нет сомнений, что в следующем сезоне на «Игоре Драйв» надо ждать представителей международных чемпионатов по авто- и мотоспорту.

От детского уровня до элиты

Считается, что трасса в Ленинградской области более интересна для гонщиков, чем трек в Сочи. Последний пришлось вписывать в существующие олимпийские объекты, так там довольно много однотипных 90-градусных виражей. Кроме того, в Имеретинской низменности нет ни спусков, ни подъемов. «Игора Драйв» в этом плане намного разнообразнее, причем там много связок из поворотов, что ставит интересные задачи перед гонщиками и инженерами. Также за семь лет проведения «Гран-при» в Олимпийском парке не случилось ни одной дождевой гонки, что также сказывается на зрелищности. Питерская же погода непредсказуема в любое время года. С точки зрения логистики «Игора Драйв» также имеет некоторое преимущество перед Автодромом Сочи из-за близости к крупнейшим транспортным хабам Санкт-Петербурга.

— Чтобы говорить о дальнейших перспективах гонки, нужно ее сначала провести в 2023 году, — заявили «СЭ» в пресс-службе АНО «РОСГОНКИ». — В данный момент прорабатываются вопросы подготовки объекта под необходимые критерии FIA и FOM, а также помимо самого автодрома есть еще и дополнительные вопросы, связанные с прилегающей инфраструктурой и логистикой.

Предполагаемый переезд Ф1 на «Игору Драйв» пока не предполагает закрытия трека в Сочи. Более того, наличие двух элитных трасс позволит значительно стимулировать развитие автоспорта в нашей стране. И здесь речь не идет о соперничестве гоночных комплексов. В конце концов, во многих странах существует более одного автодрома, способного почти в любой момент принять гонки самого высокого уровня. Например, в Германии есть Нюрбургринг и Хоккенхаймринг, в Италии — Имола и Монца, в США — Индианаполис и Остин. Все это только идет на пользу автоспорту, который, безусловно, не ограничивается «Формулой-1», а состоит из множества стартов от детского уровня до элиты.

Автодром «Игора Драйв».

«Гран-при России» с 2023 года будет проходить в Санкт-Петербурге на автодроме «Игора Драйв», сообщается на официальном сайте «Формулы-1».

«Гран-при России» с 2014 года проводится в Сочи. В 2017-м контракт на проведение этапа «Формулы-1» в России был продлен до 2025 года.

Петербург забрал у Сочи «Формулу-1». Надолго ли и сколько это будет стоить?

Этап Гран-при «Формулы-1» в 2023 году пройдет в Санкт-Петербурге — подтвердили уже все причастные к этому вопросу люди. Отдел спорта «Фонтанки» рассказывает, что об этом известно.

26.06.2021 14:50

автор фото Павел Каравашкин / «Фонтанка.ру» / архив

автор фото Павел Каравашкин / «Фонтанка.ру» / архив

Что говорят

Вечером 25 июня об этом объявил исполнительный директор «Формулы-1» Стефано Доменикали. В этот день он как раз находился с визитом в Санкт-Петербурге.

«Я рад подтвердить, что Гран-при России с 2023 года будет проходить на автодроме «Игора Драйв». Это стало результатом интенсивной работы с нашими российскими партнерами и детального изучения этой восхитительной трассы. Я впечатлен Санкт-Петербургом и уверен — Гран-при России на «Игоре Драйв» станет великолепным событием», — цитирует Доменикали пресс-служба автодрома.

«Банк ВТБ в 2017 году стал титульным спонсором этого статусного проекта в мире автоспорта, и мы активно участвуем в его развитии. Появление в России еще одного автодрома, обладающего лицензией на проведение автоспортивных мероприятий самого высокого уровня, только лишь добавит интереса к автоспорту в стране. Но в любом случае на подготовку такого события необходимо время, поэтому ближайшие два года этап «Формулы-1» по-прежнему будет проходить в Сочи», — заявил Костин.

Добавим, что ВТБ владеет 45 процентами акций «Игоры Драйв» и как никто был заинтересован в переносе гонок.

Вопросами по проведению «королевских гонок» на территории «Игоры Драйв» продолжит заниматься компания — промоутер Гран-при России АНО «РОСГОНКИ».

«Сегодня мы совместно с администрацией Санкт-Петербурга и руководством Ленинградской области ведем работы по планированию транспортной доступности автодрома «Игора Драйв», также ведется работа по формированию плана мероприятий по созданию необходимой инфраструктуры для российского этапа чемпионата мира «Формулы-1» в соответствии с критериями Международной автомобильной федерации. Составляется проект дорожной карты по выполнению требований FIA и Formula One Management», — заявил «Фонтанке» генеральный директор АНО «РОСГОНКИ» Алексей Титов.

История проекта

Вопрос о переносе гонок из Сочи в Петербург прорабатывался, судя по всему, уже давно. Впервые об этом написала в 2019 году газета Daily Mail. По данным британского издания, идею лично поддержал Владимир Путин. Говорилось, что президент готов обеспечить финансирование строительства трассы. Идею переноса также поддерживает компания Liberty Media, владеющая «Формулой-1», по мнению которой Санкт-Петербург — более статусный город, чем Сочи.

Как уточнили «Фонтанке» в пресс-службе АНО «РОСГОНКИ», отправной точкой для нового проекта стал 2018 год. Тогда президент FIA Жан Тодт находился с визитом в Петербурге. Также он побывал на строящейся трассе под Петербургом и выразил мнение, что на этом автодроме могла бы пройти «Формула-1».

В 2019 году были завершены основные работы по строительству гоночной трассы на «Игоре Драйв». Автором проекта стал Герман Тильке — немецкий архитектор, один из ведущих разработчиков гоночных автодромов первой категории FIA. С учетом этого факта очевидно, что создатели трассы изначально закладывали возможность проведения самых статусных гонок в мире.

В 2020 году автодром прошел сертификацию Международной автомобильной федерации и повысил свою категорию до Grade 1. Это окончательно сняло все препятствия для проведения на «Игоре Драйв» этапа «Формулы-1».

Автодром «Игора Драйв» разместился на территории около 100 га и включает одновременно 10 профессиональных трасс: для шоссейно-кольцевых гонок, дрифта, ралли-кросса, мотокросса, эндуро, картинга, супермото и парных гонок, трассу внедорожников, центр контраварийной подготовки.

Длина главной трассы — 4080 м, ширина — 12 метров. Она включает в себя 14 поворотов (6 правых, 8 левых), 17 метров перепад высот. Максимальная скорость — 280 км/ч. Трибуны рассчитаны на 40 тысяч зрителей. С любой точки трибуны видно 75% трассы. Стоимость проекта оценивается в 11 миллиардов рублей.

В 2020 году там уже прошел целый ряд гонок, и жители близлежащих населенных пунктов оказались не рады подобному соседству из-за шума, хотя Роспотребнадзор нарушений не заметил. Учитывая мощность болидов «Формулы-1», покой местным может только сниться. В то же время эксперты говорят, что стоимость недвижимости в районе автодрома из-за проведения Гран-при России увеличится.

Сколько. Это. Стоит

В первые годы проведения «Формулы-1» в Сочи проект был глубоко убыточным. Экономика «королевских гонок» беспощадна к принимающей стороне. По разным данным, только за право проведения Гран-при России каждый год из бюджета Краснодарского края выделяется от 40 до 59 млн долларов.

При этом в способах заработать принимающая сторона жестко ограничена. Почти все доходы от рекламы на автодромах идут в копилку «Формулы-1». Размещать собственную рекламу промоутер тоже не имеет права. Выручка от продажи официальной атрибутики уходит «королевским гонкам», как и от программы VIP-гостеприимства. По сути, организаторам остается зарабатывать лишь на реализации билетов, собственной атрибутики и прав за титульное спонсорство.

автор фото Павел Каравашкин / «Фонтанка.ру» / архив

автор фото Павел Каравашкин / «Фонтанка.ру» / архив

автор фото Павел Каравашкин / «Фонтанка.ру» / архив

автор фото Павел Каравашкин / «Фонтанка.ру» / архив

автор фото Павел Каравашкин / «Фонтанка.ру» / архив

автор фото Павел Каравашкин / «Фонтанка.ру» / архив

автор фото Павел Каравашкин / «Фонтанка.ру» / архив

автор фото Павел Каравашкин / «Фонтанка.ру» / архив

автор фото Павел Каравашкин / «Фонтанка.ру» / архив

автор фото Павел Каравашкин / «Фонтанка.ру» / архив

автор фото Павел Каравашкин / «Фонтанка.ру» / архив

автор фото Павел Каравашкин / «Фонтанка.ру» / архив

Надолго ли «Формула-1» в Петербурге и что будет с трассой в Сочи

Пока о планах на 2024 и 2025 годы никакой информации нет. На официальном сайте «Формулы-1» говорится, что гонки в Петербурге будут проходить с 2023 года, однако в пресс-службе АНО «Росгонки» не спешат с далеко идущими выводами.

«Чтобы говорить о дальнейших перспективах гонки, нужно ее сначала провести в 2023 году. В данный момент прорабатываются вопросы подготовки объекта под необходимые критерии FIA и FOM, а также, помимо самого автодрома, есть еще и дополнительные вопросы, связанные с прилегающей инфраструктурой и логистикой», — заявили в промоутерской компании.

За судьбу трассы в Сочи там также призвали не переживать: «Трасса в Сочи по-прежнему имеет лицензию в высшей категории, поэтому на «Сочи Автодроме» возможно проведение любых автоспортивных соревнований, которые и сейчас в рамках календарного года имеют место быть: этап Российской дрифт-серии, этап Российской серии кольцевых гонок, региональные соревнования и другие. Кроме того, важно помнить, что это не только трасса «Формулы-1», но еще и часть олимпийского наследия. Хотя объект не был задействован во время Игр 2014 года, он является неотъемлемой частью Олимпийского парка».

Говоря об экономике сочинской трассы в 2023 году, в АНО подчеркнули, что для нее открываются дополнительные возможности коммерческого использования: «Например, сейчас при сдаче в аренду того же бокса в договоре прописываются обязательные условия, при которых арендатор на период проведения «Формулы-1» освобождает пространство. Плюс отсутствие возможности переоборудования и каких-либо конструктивных изменений в зданиях тимбилдинга, а такие запросы от потенциальных крупных клиентов имеются».

Читайте также: