С какой интонацией читается присказка аленушкины сказки

Обновлено: 14.11.2024

Литературные сказки. Д.Н. Мамин – Сибиряк «Алёнушкины сказки». Присказка.

1. Познакомить с присказкой Д. Мамина-Сибиряка «Аленушкины сказки»; продолжить работу по формированию навыков чтения (правильность, выразительность, осмысленность, беглость);

2. Совершенствовать умение анализировать текст литературной сказки, использовать информационную литературу; учить понимать главную мысль и эмоциональный настрой произведения;

3. Развивать умение самостоятельно работать с текстом; речь учащихся, умение сравнивать, выделять главное; эмоциональность, артистичность, обогащать словарь;

4. Воспитывать нравственные качества личности, интерес к чтению; создать творческую атмосферу на уроке.

Оборудование:

Ноутбук, индивидуальные карточки, толковый словарь, презентация к уроку, иллюстрации по сказке, опорные слова для пересказа, книги с различными видами сказок.

Тип урока : комбинированный

1 Организационный момент.

(учитель проверяет наличие у ученика школьных принадлежностей).

Со словами "Добрый день, Назар! Поприветствуй наших гостей . Посмотрим друг другу в глаза, улыбнись, желаю тебе удачи, хорошего настроения .

2 Мотивация учебной деятельности

Урок мне хочется начать словами Жан – Жака Руссо

Помоги мне вставить нужные слова в текст. ( Слайд 1 ) «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы приятно поразитесь, какие вы умные , как хорошо умеете работать , если будете постоянно перед собой ставить новые цели и стремиться к их достижению . » Жан-Жак Руссо

3 Повторение изученного .

Работа по скорочтению

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно

Повтори без запинки:

На осинке росинки

Из под пилки сыплются опилки.

Наш Филат не бывает виноват.

У Филата мама виновата.

Не будь тороплив,а будь терпелив.

Упражнения на развитие памяти

Чтение наизусть считалок.

1. Черепаха хвост поджала …

Запоминание картинок на схеме

Чтение согласных по схеме (хором 2 строки ,затем уч-ся)

Задание: глазки бегут впереди голоса.

Молодец, ты готов к уроку, а теперь мы поиграем

2.Переставь буквы и прочитай слова.

Молодец, а теперь повторим пройденный материал и проверим домашнее задание

Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

- Что прочитали? (Пословицу)

- Что такое пословица? ( Народная мудрость)

- Чему она учит? ( Что в семье главное любовь и дружба.)

Прочитай пословицу с вопросительной интонацией.

Прочитай пословицу с утвердительной интонацией.

Какую сказку ты прочитал дома ?

Работа над содержанием сказки

Каким изображен заяц в начале сказки?

Прочитай выразительно , как хвастался Заяц.

Подумай, придавали ли ему силы хвастливые слова.

Почему смеялись над ним молодые и старые зайцы? Каким они его считали?

Как ты понимаешь выражение у хвастуна язык «примерз»?

Расскажи, что необыкновенного случилось с героями сказки дальше

Странная звёздочка с неба упала

Вам на ладошку легла, не растаяла.

Поймал её? А теперь полюбуйся её красотой. Вам очень захотелось отпустить её на волю. Наберите полные лёгкие воздуха и сдуйте звёздочку с руки! Повторите 3 раза.

(На доске открываются звёздочки с буквами «Литературные сказки») .

Учитель: Сегодня мы продолжаем новый раздел учебника. Прочитайте его название.

Ученик читает с доски «Литературные сказки»

-С какими произведениями мы будем знакомиться в этом разделе? (Сказками)

А ты любишь сказки?

- А что такое «сказка»? (Вид устного народного творчества)

- Какие ещё бывают сказки?

- На какие две группы разделены сказки? ( авторские литературные народные)

- волшебные, о животных, бытовые;

- в стихах, в прозе.

А теперь поиграем в игру « Найди лишнее слово»

- Потешка, рассказ , поговорка, сказка.

- Поэт, художник , писатель, баснописец.

- Н.Н. Носов, М.М. Пришвин, М.Ю.Лермонтов , В.А.Осеева.

- «Замазка», «Огурцы», «Заплатка», «Дюймовочка».


Найти соответствие.

Давайте соотнесем фамилию автора и название сказки.
- А.С.Пушкин, В.П. Катаев, П.П.Ершов, Г.Х.Андерсен.
- «Цветик - семицветик», «Конек- Горбунок», «Гадкий утенок», «Сказка о царе Салтане…».

- У вас на партах лежат книги, распределите их на группы.

-Как их различить? (Народные сказки появились давным-давно. Долгое время эти сказки рассказывали устно и просто запоминали. У народных сказок нет автора. Литературная сказка – это сказка особая, она всегда оригинальна, индивидуальна и необычна. У неё есть автор.) У литературных сказок немало общего с народными. Например, в авторских так же, как и в народных, действуют волшебные силы, есть волшебные предметы.

III . Определение темы и цели урока.

- А теперь возьмите карточки, прочтите то, что на них написано и подумайте, что это по жанру?

Слетались птицы с моря,

Садились у нас на заборе,

Пели птицы, сказывали птицы

Песни да сказки, были да небылицы.

А птица-синица села на кочку

И рассказывала про

Иванушку и царскую дочку

Вот видите ваши мнения разошлись, кто-то прочитал сказку, кто-то потешку, а ведь всё, что вы прочитали, имеет одно название: присказка

Знакомство с понятием «присказка».

- Особый интерес для нас представляет присказка.

- Где можно встретить «присказку»? (В сказке)

Постановка проблемного вопроса

-А что это такое? ( Предположения детей)

Учитель: Где мы можем найти точный ответ на наш вопрос? (В словаре)

- У тебя на столе есть словарь. ( Показать и назвать) . Найди значение слова «присказка».

( Дети работают со словарями на планшете)

Зачитывают значение слова присказка.

4Физминутка

Учитель: Молодцы! Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём.

5. Открытие новых знаний

Стадия вызова

(Слайд6). “Верите ли Вы”

Учитель: Верите ли вы, что каждый из вас талантлив и уникален?

Учитель: Верите ли вы, что петух забияка может прийти к человеку?

Учитель: Верите ли вы, что старый воробей может подлететь к окну и что – то спросить?

Учитель: Верите ли вы, что родители ради своего ребёнка способны на любые поступки?

Учитель: Верите ли вы, что мы сегодня откроем для себя “простую истину”?

Учитель: Что будет «истиной» на нашем уроке чтения? (Основная мысль произведения)

Целеполагание

Учитель: Как вы думаете, чем мы будем заниматься, чтобы ответить на главный вопрос урока?

Планирование

Мы будем размышлять, продолжите…(читать, работать с текстом , рассуждать, думать, анализировать, сравнивать).

- Ребята, прочитайте слова. ( Мамин – Сибиряк. Присказка)

- Как эти слова могут быть связаны между собой.

- Кто мог сказывать присказку?

- Как будет смотреть сказительница на того, кому рассказывает?

- Как произносить слова, каким тоном?

- Сейчас мы послушаем присказку к «Алёнушкиным сказкам», а вы подумайте, в чём ее особенность?

(Зажигается свеча. Звучит спокойная мелодия.)

Слушание присказки на стр.182 Минутка откровения. ( Учитель показывает карточку «Совершенно секретно»)

- Кто хочет нам рассказать, какие чувства вы испытали, слушая присказку?

- Понравилась ли вам присказка автора?

- Что напоминает эта присказка?

- Как вы думаете, почему Дмитрий Наркисович для своей дочки Алёнушки сочинил для укачивания не песню, а сказку? ( Колыбельная песня – передаёт мир, любовь, доброту, нежность, ласку от матери. Колыбельные – самые древние песни человечества. Слово «колыбельная» происходит от глагола «колыбать» (колыхать, качать), соответственно пелась такая песня малышу, которого укачивали в колыбели. Для каждого младенца колыбельная была своя – её при рождении сочиняла мать. Считалось, что потом эта песня всю жизнь будет обер е гом ребёнка.)

- Давайте отдохнем и вспомним колыбельную песенку, которую пела медведица Умке.

Музыкальная физкультминутка

для глаз.( Умка)

- В чём особенность присказки писателя? (Особенность её в том, что эта присказка сразу к нескольким сказкам. В неё собираются герои этих сказок: кот Васька, пёс Постойко, серая Мышка-норушка, Сверчок, пёстрый Скворец и забияка Петух, косой Заяц и старый Воробей.)

VI . Работа над выразительным чтением.

Для того, чтобы хорошо работать с присказкой, давайте сначала научимся читать трудные слова. (Слайд 8)

-Научитесь читать эти слова быстро, но не по слогам с помощью «жужжащего» чтения.

Давайте проверим , как вы справились с заданием. (Слайд 9)

-Прочитайте первые три абзаца,

Остальные три абзаца прочитаем , выполняя упражнение буксир.

-Теперь Проверим, на сколько вы были внимательны при чтении. Возьмите карточку желтого цвета, вставьте пропущенные слова

( Дети работают с карточкой)

- Давайте проверим. Сравните свою работу с работой на экране. сибирский кот Васька, и лохматый деревенский пёс Постойко, и серая Мышка- норушка , и Сверчок за печкой , и пёстрый Скворец в клетке, и забияка Петух.

-Поднимите руки, кто выполнил задание правильно.

-Оцените свою работу

- Почему писатель назвал так свои сказки? (Алёнушкины) - В какой момент происходят события? (Перед сном)

- Перечитайте, кто собрался вместе с Алёнушкой слушать сказки. ( В ней собираются герои этих сказок: кот Васька, пёс Постойко, серая Мышка-норушка, Сверчок, пёстрый Скворец и забияка Петух, косой Заяц, волк, медведь Мишка, старый Воробей . ) - Сколько героев упомянул автор в присказке? (сосчитать) (10)

(Доп.задание)

Учебная ситуация: «Наш театр»

Попробуйте сыграть сказительницу,

передав интонацией голоса нежность и любовь к малютке.

VII . Рефлексия урока. Итог.

– Что нового узнал на уроке?

– Что у тебя получилось?

– Над чем еще надо поработать?

- Ребята, какую же простую истину хотел донести до нас автор?

(Дарите друг другу радость и любите своих близких, совершайте для них добрые дела.)

VIII . Комментарий оценок

Звучит сказочная музыка. (Слайд 12)

«Недаром дети любят сказку –

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.»

IX . Домашнее задание.

Творческое задание . Составить презентацию на тему « Д. Н. Мамин – Сибиряк и его книги для детей.»

Дополнительный материал.

Рассказ о жизни Д.Н. Мамина – Сибиряка.

Родился Д.Н. Мамин - Сибиряк в 1852 году, в заводском поселке недалеко от Нижнего Тагила (настоящая фамилия Мамин) в потомственной семье священнослужителя. Учился в начальной школе для детей рабочих, в духовном училище, в духовной семинарии, Петербургской Медико-хирургической академии, в Петербургском университете, ушел из-за материальных затруднений и проблем со здоровьем (туберкулез). Много занимался репетиторством. Жена Д.Н. Мамина – Сибиряка умерла после рождения их дочери Аленушки. Сказки писатель писал для своей больной дочери, которую он растил и воспитывал один. В сказках Д.Н. Мамина - Сибиряка животные, птицы и насекомые говорят, рассуждают, ведут себя как люди.
Д.Н. Мамин-Сибиряк умер 1912 году в Петербурге.


3. Сказки, входящие в сборник «Аленушкины сказки».
- «Присказка».

- «Сказка про Храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».
- «Ванькины именины».

- «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и Веселого трубочиста Яшу».
- «Умнее всех» и другие.

Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: развитие познавательных способностей учащихся, умение сравнивать различные виды жанров устного народного творчества; расширение и обогащение словаря читателя; помочь в освоении позиции читателя-исследователя; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения: формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания; умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному; умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации

1.формирование умения сравнивать жанры устного народного творчества;

-произвольно строить устное высказывание с учетом учебной задачи;

- соотносить внешнюю оценку и самооценку.

- применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;- уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное.

- выражать свои мысли в устной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;

- участвовать в учебном диалоге.

- основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению.

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

книги с различными видами сказок , планшетные компьютеры, карточки с разными присказками, карточки самооценки участия в групповой работе, паспорта для работы в группах, русский народный платок для сказительницы.

Цель :

ознакомление детей с жизнью и творчеством Д.Н. Мамина – Сибиряка, использование информационной литературы для открытия «тайны неизвестного» жанра – присказка.

Задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие доброжелательности, самостоятельности; привитие любви к русской литературе.

Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: развитие познавательных способностей учащихся, умение сравнивать различные виды жанров устного народного творчества; расширение и обогащение словаря читателя; помочь в освоении позиции читателя-исследователя; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения: формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания; умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному; умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.

Планируемые результаты:

1.формирование умения сравнивать жанры устного народного творчества;

Метапредметные:

-произвольно строить устное высказывание с учетом учебной задачи;

- соотносить внешнюю оценку и самооценку.

- применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;

- уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное.

- выражать свои мысли в устной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;

- участвовать в учебном диалоге.

- основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению.

Учебные ситуации.

«Работа с различными видами сказок »

«Читаем и анализируем».

Цель – мотивировать учащихся посредством создания условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Речевая разминка

Регулятивные:

- слушать в соответствии с целевой установкой;

нацеливание на успешную деятельность.

Познавательные:

- выделять существенную информацию из текста загадки.

-выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Учитель: Ребята, повернитесь, поздоровайтесь и поприветствуйте гостей.

Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи, хорошего настроения.

Урок мне хочется начать словами Жан – Жака Руссо. Помогите мне вставить нужные слова в текст.

«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы приятно поразитесь, какие вы умные , как хорошо умеете работать , если будете постоянно перед собой ставить новые цели и стремиться к их достижению . »

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно

Мы проведем разминку. У вас на партах лежат скороговорки. Возьмите их. Я даю вам полминутки, чтобы вы отработали их чтение ясно и понятно.

(Дети «жужжащим» чтением читают скороговорки.)

- Тишина. Какое сегодня число? (Ответ: 15)

- У кого номер 15 начинает. А остальные ребята внимательно слушают и мы будем оценивать друг друга.

Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

- Что прочитали? (Пословицу)

- Что такое пословица? ( Народная мудрость)

- Чему она учит? ( Что в семье главное любовь и дружба.)

- Первый вариант поднимите руки. Прочитайте пословицу с вопросительной интонацией. (Дети читают)

- Второй вариант поднимите руки. Прочитайте пословицу с утвердительной интонацией. ( Дети читают.)

- Попробуйте прочитать эту пословицу наоборот.

(Дети «жужжащим» чтением читают пословицу.)

Странная звёздочка с неба упала

Вам на ладошку легла, не растаяла.

Поймали её? А теперь полюбуйтесь её красотой. Вам очень захотелось отпустить её на волю. Наберите полные лёгкие воздуха и сдуйте звёздочку с руки! Повторите 3 раза.

(На доске открываются звёздочки с буквами «Литературные сказки»)

Поворот к гостям и поклон головой.

Настрой на работу.

Вставляют нужные слова.

Отрабатывают чтение скороговорок, представляют результат, оценивают чтение друг друга.

Словарная работа. Отвечают на вопросы, используя свои знания и свой жизненный опыт.

Чтение пословицы с разной эмоциональной окраской.

II . Введение в тему .

Цель: Создание ситуации успеха, выявление ошибок, их причину, исправление ошибок.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.

- нацеливание на успешную деятельность.

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной форме.

Учитель: Сегодня мы открываем новый раздел учебника. Прочитайте его название.

-С какими произведениями мы будем знакомиться в том разделе? (Сказками)

- А что такое «сказка»? (Вид устного народного творчества)

- Какие ещё бывают сказки? Нам расскажут знатоки.

- На какие две группы разделены сказки?

- У вас на партах лежат книги, распределите их на группы.

-Как их различить? (Народные сказки появились давным-давно. Долгое время эти сказки рассказывали устно и просто запоминали. У народных сказок нет автора. Литературная сказка – это сказка особая, она всегда оригинальна, индивидуальна и необычна. У неё есть автор.)

Учитель: Наши мнения совпали? (Да)

Давайте похвалим друг друга за активную работу. ( Дети хлопают в ладоши.)

Читают с доски «Литературные сказки»

Слушают вопросы учителя.

Отвечают на вопросы

Заранее подготовленные учащиеся инсценируют вступительную статью учебника стр. 180

Раскладывают книги на группы.

III . Определение темы и цели урока.

Цель: Формирование умений соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи.

Актуализация знаний.

Цель: Включение учащихся в повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока.

Читайте также: