Ритмический ключ в считалке

Обновлено: 14.11.2024

Автор: Конова Марина Дмитриевна
Должность: студентка
Учебное заведение: Московского педагогического государственного университета
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе
Тема: "Ритм в считалках"
Раздел: начальное образование

Методическая разработка урока по литературному чтению во втором классе.

Тема: «Ритм в считалках».

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цель занятия: научиться определять ритм в считалках, узнать о его значении в считалках.

Для этого ученикам необходимо будет практическим путем определить, какую роль играет в считалках ритм.

Данная работа продолжает знакомство учеников с жанром «Считалки» и его характерными чертами.

Формирование УУД:

Предметные: знакомство на сенситивном уровне с литературным явлением «ритм».

Метапредметные:

использование знаний из других областей (что такое ритм?), применение различных мыслительных

операций (анализ, синтез, сравнение), в ходе решения предметных задач.

формирование личностного отношения к изучаемому материалу, выработка личностного способа поведения при

Регулятивные: самооценивание выполнения групповой работы и индивидуального ответа.

Коммуникативные: формирование умения общаться со сверстниками, участвовать в диалоге и полилоге.

Предметный инструментарий: учебника Т.С.Троицокой « Секреты наших игр».

Проект урока.

деятельность детей

деятельность

Методический

комментарий

Почему для считалки

подходят не все слова,

подходят по рифме и

в группе единого

вариантов одного, его

Оценка своей работы в

соответствии с верным

ответом. Анализ причин

некоторые слова не

определить, почему какие-

то слова оказались

лишними при создании

считалок. Почему ошибся

при выборе? (я или другие).

Для формирования данной

цели создается проблемная

ситуация. Группа получает

кусочки считалок, из

которых один лишний. При

выполнении данной работы

дети, оперируя своим

прошлым опытом (работа по

определению рифмы в

несоответствие, которое не

могут объяснить, но уже

ощущают. Таким образом,

принятие цели урока

проявляет активный интерес

к решению проблемных,

Определить что такое

ритм, чтобы понять,

Создание в группе

Включение учеников в

своих предположений и

Для осознания любого

за другой группой.

школьнику необходимо его

Игра «повтори ритм»,

детьми понятия ритм.

Определить, как в

Определение ударных и

безударных слогов в

беседы: «Как можно

Ученики вместе с учителем,

посредствам его наводящих

сущность понятия «ритм» в

полученные на уроке,

рисунок для одной из

Отгадать, для какой

считалки сделала другая

Применение новых знаний в

Учебная перспектива: создание собственных считалок.

-Здравствуйте ребята. Сегодня наш урок будет посвящен считалкам. И начнем мы с работы в группе. Каждая группа

получит разрезанную на кусочки считалку. Соберите ее. У вас будет 1 минута.

Ученики работают в группах.

-Итак, группы закончили работу. Давайте, посмотрим, что у нас получилось.

Группа 1 ваша считалка-…( ученики вместе произносят свою считалку). Группа 2, группа3, группа 4, группа 5 ( каждая

группа зачитывает, что у нее получилось).

Принимаются все считалки, важно, чтобы было верно определено лишнее слово.

Первая считалка: «Тара-бара,

Домой пора».(Лера)

Вторя считалка; «Шышел, Мышел,

Взял да вышел!»(ушел)

-Какие слова не выбрали группы, у которых была считалка «шышел, мышел..», какие слова не взяли в считалке «Тара-

бара..»? ( ученики представляют свои ответы).

-Давайте проверим наши ответы. Сейчас на доске появятся считалки. Но одна верная, а вторая с ошибкой. Какая верная?

(ученики каждой команды сравнивают свой ответ и варианты на доске, определяют лишнюю считалку).

«Тара-бара,

Домой пора».

«Тара-бара,

Домой Лера».

«Шышел, Мышел,

Взял да вышел!»

«Шышел, Мышел,

Взял да ушел!»

-Почему вторая не подходит?

-Что помогает звучать считалке складно? (ученики высказывают свои предположения).

-Ритм. Верно. Для считалок важна не только рифма, но и ритм. А кто может объяснить, что такое ритм? ( ученики

высказывают свои предположения).

-Верно, ребята, ритм, если посмотреть, в общем - это повторение одинаковых частей. Давайте с вами поиграем сейчас в

игру, которая так и называется «Повтори мой ритм». Каждая группа придумает свой ритм, а следующая за ней команда

будет его повторять.

Каждая группа по очереди загадывает свой ритм другой группе.

-А теперь давайте вернемся к нашим считалкам. Как определить в них ритм? Что повторяется в считалках?

-Давайте простучим нашу считалку.

Учитель предлагает проговорить считалку, простукивая ритм. Затем, предлагает только прослушать, а сам

-Заметили ли вы, от чего зависит наш ритм? На какой слог мы ударяли по столу? (на ударный). Отчего же тогда зависит

ритм в считалках? (чередования ударного и безударного слогов).

-Отметьте в наших считалках ударный и безударный слоги.

-Давайте теперь зарисуем наш ритм, чтобы его увидеть. Ударный слог мы изобразим большим мячиком, например, а

безударный маленькой горошиной. Каждый слог переведите в рисунок.

Ученики переводят текст в ритмический рисунок.

-Давайте посмотрим, что у нас получилось. На доске даны два варианта рисунка. Сравните его со своим. Выберите,

какой подходит вам.

-Группы, у которых была первая считалка, какой рисунок вам подошел?

-Группы, у которых вторая?

-Какой же ритм в первой считалке? Что повторяется? ( ударный и безударный). В какой последовательности? У групп с

первой считалкой? (безударный, ударный). А у групп со второй считалкой? (ударный безударный).

-Сейчас мы с вами создали ритмический рисунок для наших считалок. Что же такое ритм в считалках?( Повторение

ударного и безударного слогов в определенной последовательности).

-И в завершении урока я предлагаю вам выбрать любую считалку и сделать ее ритмический рисунок. А другая команда,

попробует отгадать, что за считалку вы выбрали.

Ученики выбирают считалку и в группе рисуют ее ритмический рисунок.

-Как будете готовы, изобразите ваш рисунок на доске.

Отгадывание по ритмическому рисунку считалок.

Что помогает считалке звучать складно? (рифма и ритм).

Анализ урока.

Замыс ел: идея,

личностный смысл цели занятия для педагога.

Цели и задачи с комментарием, поясняющим

Цель занятия: научиться определять ритм в считалках, узнать о его значении в

Для этого ученикам необходимо будет практическим путем определить, какую

общий замысел урока в соотношении с

продвижением по курсу в целом.

роль играет в считалках ритм.

Данная работа продолжает знакомство учеников с жанром «Считалки» и его

Также в процессе урока решаются задачи метапредметного, личностного,

коммуникативного и регулятивного характера.

Метапредметные задачи: использование знаний из других областей (что такое

ритм?), применение различных мыслительных операций (анализ, синтез,

сравнение) , в ходе решения предметных задач;

формирование личностного отношения к изучаемому материалу, выработка

личностного способа поведения при групповой работе.

Регулятивные задачи: самооценивание выполнения групповой работы и

Коммуникативные задачи: формирование умения коммуницировать со

сверстниками, участвовать в диалоге и полилоге.

Мотивация и целеполагание для учеников.

осмысленного принятия цели урока учащимися,

что предполагает ответ на вопрос «зачем?».

Цель учеников: определить, почему какие-то слова оказались лишними при

создании считалок. Почему ошибся при выборе? (я или другие).

Для формирования данной цели создается проблемная ситуация. Группа

получает кусочки считалок, из которых один лишний. При выполнении данной

работы дети, оперируя своим прошлым опытом (работа по определению рифмы

в считалках), замечают несоответствие, которое не могут объяснить, но уже

Основа считалок - ритм и интонация. Считалки близки де­тям. Они присутствуют в жизни каждого ребёнка. Их ритмы как бы с рождения заложены в нас. Не случайно в фольклоре разных народов присутствуют считалки, потешки, скорого­ворки, все они несут определённую ритмическую структуру. Считалка легко сочетается с музыкальной мелодией и за­поминается. При использовании считалок меняется длина и сложность ритма в зависимости от возраста и возможно­стей ребёнка. На основе музыкальных характеристик звуков (ритм, мелодия, динамика, темп, тип воспроизведения) раз­работаны основные считалки на каждый звук: иррациональ­ные (состоящие из слогов, не несущих смыслового значения), полуиррациональные (смешанные) и рациональные считалки (несущие смысловое значение).

Иррациональные считалки. Для каждого звука есть своя считалка, которая имеет своё оптимальное напряжение, музыкальный ритм и место. Более напряжённые звуки - в начале слова, менее напряжённые - в середине или в конце. Иррициональная считалка используется для получения звука, после этого даются слоги, которые несут смысловую нагрузку (слово - предложение). Необходим многократный повтор иррациональных считалок, чтобы запоминали и слушали. Напжения отличаются от движений, используемых в фонетической ритмике. В музыкальной стимуляции движения не точные, а показывают только ритм.

Берётся звук и к нему добавляются уже знакомые звуки, а не любые другие.

В иррациональных считалках - движение даёт ритм, сознание о длине и времени (как дирижёр оркестра), начало -движение строго по ритму.

Разные ритмы имеют разные движения.

Движения в иррациональных считалках даёт запомина­ние — это важно, чтобы ребёнок сам воспроизводил его. Ир­рациональная считалка подводит к тому, что ребёнок может этот ритм наложить на речь (функция мозга).

Полуиррациональные считалки. На иррациональный ритм накладывается полуиррациональный (слог + появив­шиеся слова) - получается слово, предложение. Происходит первый переход от музыкального ритма к речевому:

ВОТ ДОМ, ТАМ КОТ

В полуиррациональных считалках - ритм строго в ирра­циональной части, а слово и предложение можно давать од­ним движением, которое показывает длину этого слова или предложения. Движения выбираются от возраста и функции ритма: маленькие дети — макромоторика, старшие - микро­моторика.

Рациональные считалки (речевые) используются для от­работки интонации (относительно мелодии). Основная база — есть ритм, интонация - нет движения на слог, только слова. Здесь должно быть понимание этой считалки (помогаем во­просами). Вся работа связана с движением, но это не стиму­ляция движением.

Курица пела: «КО-КО-КО». Мама курица — это я. Цыплята пели: «ПИ-ПИ-ПИ! Мама, мама — дай воды». Как научить запоминать считалки?

1- я фаза: педагог говорит - дети слушают. Ребенок на­чинает различать один звук от другого через ритм. Частым повторением ритм входит в него, запоминается и дифферен­цируется звук от звука. Многократное повторение и автома­тизация - идёт коррекция.

2- я фаза: одна и та же считалка с движением (от макро к ми-кро - педагог наблюдает и коррегирует). Если дети со сложной структурой дефекта, координация движений и произношение плохие, используем рисунок, отображающий форму считалки, с помощью рисунка ребёнок лучше запоминает.

3- я фаза: дети сами (по движению педагога) говорят считал­ку. Сам ребёнок может выполнять функцию педагога. В конце занятия - на слух дети различают слова и отдельные звуки. Когда ребёнок запомнил считалку, движение убирается.

Основу музыки составляет мелодия, которая различна по высоте, продолжительности тона, т.е. имеет интервалы. Основу же речи составляет интонация. Любая ритмическая композиция, применяемая на музыкальной стимуляции, имеет свою мелодию и интонацию. Развитие ощущения вы­соты звука, восприятия звука помогает детям в коррекции звуков голоса, тембра и речи.

Мелодия в музыкальной стимуляции - пение

Три задачи:

1-я задача - постановка звука, вызывание голоса. Ма­ленькому ребенку надо петь. До трёх лет — три тона 5—6 лет -5-6 тонов.

2-я задача — коррекция регистра. Расслабленный — низкий; напряжённый — высокий фальцет. Если голос высо­кий—петь с глубоким тоном и маленькими интервалами. Вели голос низкий — петь высоким тоном с большими ин­ициалами.

3- я задача — коррекция интонации в речи. Через мелодию меняем интонацию речи.

Петь начинаем с самого начала реабилитации. Пением по­могаем речи и её красоте, её ценностям. Движением помогаем мелодии и интонации.

Музыкальными звуком и движением можно показать пе­реход от громких звуков к тихим. Нужного усиления добива­емся через специальные занятия:

Есть звук — нет звука.

Темп — в музыке скорость, время — в речи. Глухие про­износят замедленно слова и предложения. В начале учим раз­личать быстро — медленно. Здесь очень важно движение. Оно передает время, показывает скорость произношения.

Формы стаккато — легато в музыке — напряжённость в речи. У слышащих детей норма, у глухих напряжённо или расслабленно. Если напряжённо — будет стаккато, если рас­слабленно — легато.

Коррекция произношения

На занятиях музыкальной стимуляции, как и на всех дру­гих занятиях по верботональному методу, проводится кор­рекция произношения. Используя средства музыки можно корректировать:

• высокий или низкий регистр голоса;

Как в коррекции соединить все музыкальные ценности, чтобы была хорошая речь?

Например, у ребёнка: голос низкий, регистр глубокий, за­мена фонем, вместо «па-ма». Темп замедленный. Говорит без нужных пауз.

• ритм — пунктирный (множество) вызывает напря­жение;

• пение (интонация) — высокий голос, большие интервалы;

Речевые игры

Речевые игры максимально приближены к естественной речи и являются важнейшей составляющей частью в рабо­те над развитием речи детей с нарушенным слухом. В этих играх ритм берёт своё начало в природных, естественных детских вокализациях (крик, гуление, лепет). Очень важны ритмические игры для выработки самоконтроля и управле­ния моторикой тела. Возможность ритмического самокон­троля и контроля за напряжённостью и расслаблением при­водит к облегчению овладением многосложными словами, правильным ударением и, на более поздних этапах обучения, к воспроизведению длинных предложений. К тому же этими играми мы готовим мозг ребёнка к целостному восприятию 2-х, 3-х и 4-сложных структур. А как мы знаем, глухие дети склонны к дроблению слов, смещению ударения и им трудно даётся слитность речи.

В младшем возрасте ритмические структуры носят спонтанно-игровой характер, где обязательно сохраняются главные характеристики выбранного звука, но нет фиксиро­ванной формы.

па па па па па па па ПА;

та та ТО та та ТО.

Все ритмические структуры обязательно обыгрываются с использованием игрушек или игровых движений тела самих детей. В раннем возрасте этот вид занятий проводится часто с использованием вибрационной доски. С увеличением воз­раста и улучшением запоминания, ритмические структуры приобретают более оформленный вид.

та та та та ТА ТА

Особое значение имеет отрабатывание трёхдольных рит­мов. В русском языке большое количество трёхсложных слов, а дети с нарушенным слухом очень тяжело их воспринимают и воспроизводят как целую структуру. Очень часто отделяют первые два слога от третьего и наоборот.

Основные задачи ритмических игр:

1) Выяснить через ритмические игры фонетические, рит­мические и двигательные возможности детей.

2) На основе этих возможностей работать с определённы­ми (фиксированными) музыкальными ритмическими структурами.

3) Формировать у детей чувство ритма и богатство звука.

4) Добиваться достижения спонтанного ритмического вы­ражения детьми.

Пение, развитие голоса.

Одной из важнейших задач музыкальной стимуляции является развитие голоса, максимально приближённого к естественному. Первым направлением, помогающим решить данную задачу, является вокализация гласных. Работу над вокализацией важно начинать как можно рань­ше. У маленьких детей (около 3лет) распевание гласных, развитие голоса является основной задачей. Работа про­ходит в игровой форме, часто с использованием вибраци­онной доски.

Чем раньше мы добьёмся подвижности (модуляции по вы­соте) голоса ребёнка и его самоконтроля, тем легче будет овла­дение в последствии всем богатством интонации.

Музыкальные интервалы, включённые в вокализации, зависят от возраста ребёнка и от используемых гласных. Например, при работе в оптимальном режиме — «И» всегда должен располагаться выше, чем «А», а «О» и «У» ниже, чем «А».

Вторым направлением в работе является мелодия основ­ных считалок. У детей с нарушением слуха в начале реаби­литации нет голосовых возможностей воспроизводить все му­зыкальные интервалы. Поэтому наша звуковысотная форма в основных считалках находится в пределах пентатоники. Также всегда учитывается характеристика звука для опреде­ления общей высоты мелодии.

Это удивительно, но глухие дети очень любят петь. Уча­щиеся нашего учреждения часто выступают перед зрителя­ми. Даже дети ещё плохо говорящие, с огромным желанием учатся петь и достигают в мелодике хороших результатов. Занятия по музыкальной стимуляции включают:

1. Работу над голосом - распевание гласных.

2. Пересчитывание детей основной, иррациональной счи­талкой.

3. Полуиррациональную считалку, в которую вводятся слова из рациональной считалки.

4. Рациональную считалку. Работу над словом, предложе­нием, интонацией.

5. Восприятие материала на слух.

Таким образом, музыкальная стимуляция является важ­ной составной частью в реабилитации слуха и речи детей. Она способствует формированию нормальной речи, разви­тию голоса и улучшает слушание у детей с нарушенным слухом.

Аудиовизуальный курс

Основное назначение устной речи - коммуникация. Все роди­тели глухих детей мечтают о том, чтобы их ребёнок мог общаться с ними и окружающими людьми. Они с нетерпением ждут, когда ре­бёнок скажет первое слово, и ис­кренне радуются каждому новому слову и предложению. Научить ребёнка с нарушением слуха слу­шать и говорить очень трудная задача. Многое зависит от окру­жающих его людей. Ведь семья изначально является речевой средой для маленького ребён­ка, в которой его любят и постоянно поощряют к речевому общению.

Аудиовизуальный курс содержит в себе все теоретические положения лингвистики речи, понимания языка и коммуни­кации и является составной частью верботонального метода.

«Аудиовизуальный» — само название указывает на нали­чие слухового и зрительного восприятия. Речь воспринимает­ся с помощью слуха, зрения и движения.

Слуховое восприятие играет важную роль в становлении и развитии речи. Слуховой и звуковой образ связывается со значением — картинкой. Картинка соотносится с ситуаци­ей — реальностью. Когда ребёнок изучает родной язык, он воспринимает реальность вокруг себя, акустическая часть дополняет, объясняет понимание. На картинке изображают­ся не только предметы, люди, но и конкретные ситуации из повседневной жизни.

Разговорная речь включает прежде всего акустическую и артикуляционную сторону языка, т.е. все просодические (интонация, ритм, пауза, темп, интенсивность, ударение) и фонематические элементы языка. Речевая ситуация являет­ся основной формой, через которую передаётся язык. Своим содержанием, эмоциональностью и жизненностью она даёт возможность обучаться языку без непосредственного изучения грамматических правил. Необходимо соблюдать дидактические принципы постепенности подачи языкового материала. Роль речевой ситуации особенно важна на начальных этапах обучения,когда вербальные возможности ребёнка небольшие, но зато он может полнее выражаться невербально, т.е. при помощи интонации, ритма, эмоциональности выражения и природного жеста, так как речевая ситуация является контекстом, в кото­ром эти элементы приобретают полный вес. На этом этапе ситуа­ция является главным носителем значения. Речевые ситуации должны быть жизненными, близкими возрасту ребёнка.

Основной языковой формой речевой ситуации является диалог. Поэтому весь лексический и грамматический матери­ал ребёнок получает в форме диалогов, на которых построен весь курс.

Ребёнок, имеющий тяжёлое нарушение слуха, плохо кон­центрируется и запоминает, в связи с этим важно постепенно включать его в работу и добиваться усвоения данного материа­ла до конца. Детям, имеющим сложную структуру дефекта, материал занятий даётся очень конкретно, через многократное повторение одних и тех же фонетических форм, соответствую­щих названиям предметов, движениям, ритмам, определён­ным аффективным ситуациям, выражению лица или жесту.

Занятия с детьми, имеющими нарушение слуха, всегда проводятся с использованием наглядности. Постепенно за­меняем игрушку или предмет картинкой, показываем её при усвоении определённой фонетической структуры:

· соотносим её с конкретной игрушкой, действием или ритмическим движением;

· используем картинку при аффективной ситуации и учим реагировать на неё;

· заменяем картинкой некоторые игрушки, предметы и людей.

Таким образом, каждый раз активизируя восприятие, по­степенно продвигаемся дальше, опираясь на слуховую и ки­нестетическую память, учим говорить и слушать, используя все виды восприятия: зрительное, тактильное, основанное на определённой догадке, слухозрительное, слуховое.

Картинка является нашим помощником в усвоении звуков и начале формирования произношения. В дальнейшей работе картинка убирается, т.е. звуковой сигнал уже принят и усво­ен с её помощью, он будет понятен и без картинки.

Каково же значение картинки?

Она даёт возможность понимания обыкновенных символов в языке.

Связывает выражения с конкретной ситуацией. Помогает звуковому запоминанию.

Существуют определённые требования к изображению на картинке различных действий:

• у лица, который говорит, рот открыт;

• содержание его высказывания схематически передаётся в облачке;

• вопрос обозначается вопросительным знаком;

• отрицание обозначается перечеркиванием того, что от­рицается;

• то, о чём идёт речь, но что не включено непосредственно в действие на картинке, изображается в облачке.

Дети легко и быстро усваивают эти условности изображения. Уже в самом начале работы с ребёнком, имеющим нару­шение слуха, вводятся первые аудиовизуальные курсы. Даже дети, имеющие ограниченный словарь, уже могут оречевлять определённые речевые ситуации. Затем с детьми проводится игра с использованием данной ситуации. При демонстрации детям картинок педагог должен очень эмоционально передавать их содержание, меняя мимику лица и модуляцию голоса.

Постепенно появляются первые предложения. Увеличива­ется количество картинок в аудиовизуальном курсе. Услож­няются ситуации. Ребёнок уже способен сам расположить картинки в логической последовательности.

В школе АВК состоят уже из 25 картинок и более. Дети свободно запоминают их. Это развивает зрительную, рече­вую и слуховую память, мышление. Большинство аудиови­зуальных курсов вызывают интерес у детей. Учащиеся очень любят эти уроки.

Считалки (счетушки, счёт, читки, пересчёт, и т. д.) принято называть короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре.

Истоки возникновения считалок лежат в языческих верованиях и связываются с той условной, тайной речью. На основе которой создавалась загадка. Боязнь выдать животным, птицам, рыбам и их духам свои намерения создала у многих народов своё табу счёта. Охотники опасались, что пересчет убитой дичи принесёт неудачу в будущем охоте; хозяйки избегали считать куриные яйца, чтобы курица не перестала нестись, поэтому, как правило, прямой счёт заменялся иносказательными формами:

Следующим источником возникновения считалок могут служить магические заклинания, используемые взрослыми для общения с духами животных и богами с просьбой удачно решить дела. Отсюда и родилась, наверное, вера в магию счастливых чисел – на кого выпадет выбор, тому и повезёт. Непонятный текст («заумь», как определил академик В. В. Виноградов) создавал ореол некоего магического действия, вводил ребёнка в мир игры со своими правилами и законами.

Авсень – наусень, Алтата, эра, раки, даки,

Шинь – пень. Торбу, орбу, раки, шлаки,

Ширварвень. Деус, деус, космодеус,

Авсень – наусень, Балус!

В этом ореоле главная функция считалки – осуществление объективной справедливости – выступала более рельефно. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого (или заводилы – ребёнка) распоряжается распределением ролей.

Ритуал считалки несёт в себе мощный психологический заряд, дети как бы внутренне перестраивают себя на соблюдение игровых правил и ролей, которые им достанутся. В некоторых считалках даже точно указывается, например, кому «водить».

Огурец, огурец, Я не маменькин сынок,

Не ходи на тот конец: Я на ёлке рос,

Там волки живут, Меня ветер унёс,

Тебе ноги подшибут! Я упал на пенёк,

Я не тятенькин сын, Поди водить, паренёк.

Поддержка товарища, воля также формируются в считалках – выигравший по счёту отдаёт своё право покинуть круг товарищу. А сам остаётся для новых испытаний:

С высокого горба.

С тем и поделися.

Считалка развивает у детей произвольное внимание, механизм внутренней регуляции поведения. Ребёнок слушает ритмический рисунок считалки и, подчиняясь ему, формирует свою волю.

Чем азартнее игра, чем желаннее быть выбранным или побыстрее попасть под счёт. Тем внимательнее дети следят за соблюдением правил. Это формирует этические представления у ребёнка, включает его в коллектив.

Вслушиваясь в ритм считалки, ребенок усваивает ритмическую структуру слова, знакомится с различными формами стиха. В считалках

заимствовано много бывших частушек, отрывков из лирических песен, присказок, пословиц – это всё обогащает культуру ребёнка, знакомит его с произведениями других жанров.

Вот слова из старой русской песни, исчезнувшей из обихода, но давшей начало одной из самых распространённых считалок:

Ехал мальчик из Казани,

В полтораста рублей сани,

В пятьдесят рублей дуга,

Мальчик девице – слуга.

А эта считалкапришла из лугового приговора:

Ах ты зоренька – заря,

А кто зореньку проспит,

Многие считалкипеределаны из частушек:

Погоди, Ваня, жениться,

У тебя изба валится,

Перво избу заведи,

Потом невесту приводи.

Кроме того, само исполнение в атмосфере романтической увлеченности игрой доставляет наслаждение, вырабатывая чувство ритма, необходимое в песне, танце, работе. Рассказывая, дети обучаются артистизму.

Заяц белый, Лыко драл.

Куда бегал Куда клал?

В лес дубовый. Под колоду.

Что там делал? Кто украл?

Тани, Вани, что за вами,

Что стоите вы столбами?

Там, за вами, лавка есть,

На нее надо присесть,

Поскорее все беги,

А ты, мальчик, поводи.

Считалки позволяют детям овладеть искусством скандирования, особым родом декламации с обязательным выделением каждой стопы ударением.

Полетел от зайки пух,

Соревнования в рассказывании считалок заставляют детей разучивать большие стихотворения и тем самым упражнять мозг и развивать память.

Первый дал, Село Куликово.

Другой дал, Матвей долгоносый

На четыре угадал Ехал на колесах,

Пятьсот, судья, Колеса скрипят,

Пономарь, ладья, Помазаться хотят.

Голубиная ножка. Марья Петровна

Прело, горело, Поехала по бревна,

За море летело. Задела за пенек,

За морем церква, Просидела весь денек.

Считалка «правдивости»подкрепляет нравственные условия игры:

Рыба, рыба, рыба – кит,

Рыба правду говорит,

Если рыба будет врать,

Я не буду с ней играть.

В считалках используются простые, не многосложные слова, близкие детям образы. Это делает считалки понятными ребёнку и вызывает желание повторять считалку снова, что укрепляет и развивает речь ребёнка. Вот, например, считалка,которую можно использовать для закрепления произношения звука р:

По крутым горам,

Положил на лавку,

Тот и вон пойдёт.

Запоминая считалку, ребёнок овладевает счётом.

Раз, два, три, четыре, пять –

Букой вздумали играть.

Три, четыре, пять и шесть –

Вы мне верьте, что он есть.

Пять и шесть, а дальше семь -

Буки, братцы, нет совсем.

Считалки могут быть насыщены словами деловой речи, техническими, строительными и другими терминами, что расширяет кругозор ребёнка, обогащает активный словарный запас.

Чтобы дом построить новый,

Запасают тес дубовый,

Кирпичи, железо, краску,

Гвозди, паклю и замазку,

А потом, потом, потом

Начинают строить дом.

Подытожив, можно выделить следующие моменты, которые облегчают ребёнку восприятие текста считалок:

1. Считалки насыщены именами существительными и глаголами, большинство из них имеет сюжет, выраженный в драматической или повествовательной форме, или состоят из несколько картинок, слов – образов, соединительных по какому – либо принципу (ритм, противопоставление и т. д.).

2. Считалки описывают видимый объективный мир.

3. Динамика действий и кратность текста соответствуют эмоциональным состояниям ребёнка, его неспособности еще развернуто описать передаваемое событие.

4. Словарь считалок максимально приспособлен для детского восприятия.

Обаяние жанра считалок настолько велико, что некоторые писатели (С. Я. Маршак, Д. Хармс и др.) заимствовали образы, ритмику и динамику считалок. Многие их считалок «прижились», войдя в обиход детских игр и став фольклором.

Используя считалку можно проводить занятия с детьми, обучая их счёту, правильному произношению, прививая навыки диалога, общения, артистизма; развивая у детей сообразительность, память, наблюдательность, творческое мышление и фантазию, координацию движений и т. д.

Считалка возникла еще в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то все-таки надо было. Кого же назначить? Кто сделает опасную работу? Вот тут-то и придумали способ распределения работы - считалку.

Считалка использовалась в реальной жизни, и поэтому она является не самостоятельным литературным жанром, а прикладным, так как имеет практическую жизненную задачу - помочь распределить работу.

В те далекие времена люди, не умея объяснить законы природы, боялись её и поэтому приписывали природе человеческие качества - делать людям добро или зло. Люди верили, что животные понимают человеческую речь, и, собираясь на охоту,боялись употребить обычные слова: вдруг зверь услышит и узнает, что люди собираются делать. Поэтому охотники изобретали специальные "тайные" слова, заменявшие слова обычные. Эти слова могли входить и в текст считалок. Теперь такие считалки кажутся нам бессмысленными.

А для детей это увлекательная забава. Считалки дети передают друг другу из уст в уста во время игр. Благодаря считалкам у детей развивается память и чувство ритма. Считалки полезно знать и взрослым, особенно воспитателям и няням. С помощью считалок очень просто вовлечь ребенка в игру.

Читайте также: