Разнообразные классификации подвижных игр и группы считалок
Обновлено: 14.11.2024
Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы.
Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо, зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех. Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Игры этого вида используются во всех возрастных группах, но особенно они популярны в младшем дошкольном возрасте. Бессюжетные подвижные игры типа ловишек, перебежек («Ловишки», «Перебежки») не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и дребуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.
В дошкольном возрасте используются подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового), например: «Чье звено скорее соберется», «Кто первый через обруч к флажку» и др. Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени предмет», «Кто скорее до флажка») каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры-эстафеты), то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды.
К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, бабки, «Школа мяча» и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей (двое, трое и т. д.). Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов.
В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями. Игры-забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.
К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам.
Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др. По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности. К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами. В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.
С раннего детства и до вступления в юность считалка используется для выбора водящих в играх. Она не знает сословных барьеров, перешагивает границы разных стран, была в обиходе детей многих народов. Предположительно происхождение считалки связано с особым ее видом — с тайным счетом. В древности существовал запрет на прямой пересчет дичи, добытой на охоте, на прямое количественное определение приплода в домашнем хозяйстве и т.д. Но так как знать количество было все же необходимо, изобрели форму косвенного пересчета, в котором счетные единицы заменялись их эквивалентами. Это были измененные до неузнаваемости количественные и порядковые числительные. Часть из них доносит считалка:
Ази — раз,
Двази — два,
Тризи — три,
Изи — четыре,
Пятам — пять,
Латам — шесть,
Щума — семь,
Рума — восемь,
Дуба — девять,
Крест — десять.
«Первый» мог быть назван первички, первенцы, первенцыки; «второй, другой» — другенчики, другичики, другенцы и т.д. Названия первых чисел, даже измененных, достаточно прозрачны. Обозначение же числа 10 словом «крест» связано с тем, что, отсчитав десяток, отмечали его для памяти крестообразной зарубкой на дощечке. Таким образом, детская считалка является наследницей серьезного взрослого дела — тайного счета, игравшего в свое время важную магическую роль в жизни человека.
О значении считалок А.П. Усова, выдающийся специалист по дошкольному воспитанию, писала, что они как бы вводят в игру, помогают распределению ролей, служат самоорганизацией детей, подобно присказке, которая вводит в сказку.
Считалка способствует выработке таких необходимых человеку качеств, как честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества (фактор этический). Произведение в хорошем исполнении, в атмосфере детской романтической увлеченности игрой доставляет наслаждение, вырабатывает чувство ритма, необходимое в песне, танце, в работе (фактор эстетический). Следовательно, считалка несет познавательную, эстетическую и этическую функции, а вместе с играми, прелюдией к которым она чаще всего выступает, способствует физическому развитию детей.
Дети нередко сами придумывают считалки, у них развиваются фантазия, творчество и наблюдательность, так как темы для считалок берутся из жизни людей, животных, наблюдений за явлениями природы. Так, шестилетняя Ольга В. придумала считалку: «У подножия ромашки я лежал, задрав кармашки».
Классификация считалок
Рассматривая разнообразные способы классификации считалок, Г. С. Виноградов подразделяет их на три группы: считалки-числовки, заумные считалки и считалки-заменки.
К считалкам-числовкам он относит произведения, содержащие счетные слова, заумные счетные слова и эквиваленты числительных. Например:
Первый, другой,
Под дугой;
Три, четыре,
Перескочили;
Пять, шесть,
Бьют шерсть;
Семь, восемь,
Сено возим;
Девять, десять,
Деньги весить;
Одиннадцать, двенадцать,
На улице бранятся.
К заумным относятся произведения, целиком или частично сотканные из зауми. Например:
Эны-бэны,
Рики-факи,
Торба-орба,
Одысаки,
Дэус-дэус,
Касматэус,
Бакс.
К считалкам-заменкам относят произведения, не содержащие в себе ни счетных, ни заумных слов. Например:
Иван,
Подай стакан,
Отрежь лимон
И выйди вон.
Любопытна классификация считалок, данная М.Н.Мельниковым. По признаку единства элементов поэтической формы, в первую очередь композиции, были выделены заумные считалки, сюжетные и кумулятивные. В основе композиционного построения заумных считалок лежит звукоритмический принцип; в основе сюжетных — повествовательное или драматическое развитие сюжета; кумулятивные считалки — это объединение иногда разнородных образов без видимой логической необходимости.
Например, считалки заумные:
Авень-пвусень,
Шинь, пень,
Ширварвень.
Авсень-паусень
Дзин!
Сюжетные считалки:
Зайчик-белянчик
Ходил в лес грибы есть,
Сорвал травку,
Положил на лавку,
Кто ее поднимет,
Тот вон выйдет.
Кумулятивные считалки:
Шишел, мышел,
Этот вышел.
Папа, мама,
Жаба — цап!
Дети подставляют под ладонь ведущего указательный палец одной руки. На последнем слове ведущий быстро сжимает руку в кулак, чей палец он захватил, тот и водит, ну а дети должны быстро свои пальцы убрать.
В жизни ребенка разные типы считалок взаимодействуют друг с другом. Его радует заумь как игра звуков, но в то же время дети с удовольствием воспринимают и сюжет считалки. Например:
Эники-бэники
Ели вареники,
Эники-бэники-клопс.
Вышел на палубу
Быстрый матрос.
Современные дети много времени проводят за развивающими компьютерными играми. Конечно, эти игры стимулируют развитие умственных и творческих способностей детей, но чрезмерное увлечение ими оказывает негативное действие на здоровье дошкольников. Ведь главная биологическая потребность ребёнка дошкольного возраста – это потребность в движении. Реализовать эту потребность ребёнка и в то же время стимулировать развитие его интеллекта помогают подвижные игры.
Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи.
Достаточное насыщение свободного времени детей подвижными играми содействует повышению двигательной активности детей.
Подвижные игры классифицируются:
- по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью) :
Игры большой подвижности — участвует вся группа (бег, прыжки, «Ловишки», «Пятнашки»)
Игры средней подвижности — активно участвует вся группа, но характер движений относительно спокойный (ходьба, передача предметов)
Игры малой подвижности — движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их не значительна (игра с ходьбой, игры на внимание, «морская фигура», «Найди и промолчи»).
- по видам движений (игры с мячом, с бегом, метание и т. д.,
- по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).
К подвижным играм с правилами относятся:
Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях (летчик, пожарный, шофер и т. п., средствах транспорта (автомобиль, поезд, самолет, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Сюжет игры и правила обуславливают характер движения играющих. Движения носят имитационный характер. Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры.
Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным — в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятаньем и т. п. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам.
Бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве. Постепенно игры усложняются, с более сложными заданиями.
Бессюжетные игры с использованием определенных предметов
«Кегли», «Серсо», «Кольцеброс», «Бабки» и т. п. Играющие выполняют в них более сложные движения: метание, бросание и ловля или перекатывание мечей, шаров, колец. Двигательные задания в этих играх довольно сложные и требуют определенных условий, играть могут небольшие группы детей. В этих играх появляются некоторые элементы индивидуального соревнования.
В работе с детьми дошкольного возраста используются и так называемые игры-забавы, аттракционы. Не будучи особенно важными для физического развития, они, однако, часто проводятся на вечерах досуга, на физкультурных праздниках.
- Игры с элементами соревнования
(«Чье звено скорее построится», «Кто скорее к своему флажку» и т. п.). В основе таких игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с правилами. Элементы соревнования побуждают детей к большей активности, к проявлению различных волевых и двигательных качеств (быстроты, выдержки и т. д.) игры доступны детям более старшего возраста (5–6 лет, в младших группах их не проводят.
- К спортивным играм:
Игры с элементами спортивных игр — проводятся только с детьми старшего дошкольного возраста по упрощенным правилам.
Подбор подвижных игр зависит от условий работы каждой возрастной группы:
- общего уровня физического, умственного развития детей,
- их двигательных умений;
- состояния здоровья каждого ребенка,
- его индивидуальных типологических особенностей,
- места проведения игр,
При проведении подвижных игр, очень важна роль воспитателя. Ему необходимо не только знать правила игры, но и умело руководить её процессом, чтобы осуществить цели, поставленные в игре.
Младшая группа
- Создавать условия для развития активности и творчества детей в процессе двигательной деятельности.
- Способствовать поощрению самостоятельных игр с автомобилями, мячами, шарами.
- Способствовать развитию навыков лазания, ползания. Вводить различные игры со сменой видов движений.
- Создавать условия для воспитания у детей умения соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.
С бегом «Мыши и кот»
С прыжками «Воробышки и кот», «Кролики»
С лазанием «Наседка и цыплята»
С бросанием и ловлей «Кто бросит дальше»
На ориентировку в пространстве «Найди свой домик»
Средняя группа
- Создавать условия для продолжения развития двигательной активности детей в играх с мячами, скакалками, обручами и т. д.
- Способствовать развитию психофизических качеств, пространственной ориентировки, воспитанию самостоятельности и инициативности в организации знакомых игр.
- Способствовать выполнению правил без напоминания воспитателя.
С бегом «Самолёты в ангар»
С прыжками «Прыгай выше»
С ползанием «Пролезай и убегай»
С мячом «Мяч через сетку», «Подбрось – найди»
На ориентировку в пространстве «Найди где спрятано»
Народные игры «У медведя во бору»
Старшая группа
- Создавать условия для самостоятельной организации знакомых подвижных игр.
- Способствовать формированию умения доводить игру до конца, проявляя инициативу и творчество.
- способствовать воспитанию у детей стремления участвовать в играх с элементами соревнования, в играх эстафетах.
С бегом «Ловишки», «Мышеловка»
С прыжками «Классы»
С лазанием «Пчёлы и медведь»
С метанием «Охотники и зайцы»
С элементами соревнования «Кто быстрее», «Кто выше»
Подготовительная группа
- Создавать условия для формирования у детей умения использовать в самостоятельной деятельности разнообразные по содержанию подвижные игры, в том числе и игры с элементами соревнования, способствующие развитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость, координации движений, умение ориентироваться в пространстве.
- Создавать условия для развития умения самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры со сверстниками.
- Способствовать формированию умения с праведливо оценивать свои результаты и результаты товарищей.
С бегом «Горелки», «Жмурки»
С прыжками «Лягушки и цапля»
С метанием и ловлей «Кого назвали, тот ловит мяч»
С ползанием и лазанием «Перелёт птиц», «Обезьянки»
Эстафеты «С обручами»
Народные «Горелки», «Ручеёк», «Калачи»
Таким образом, грамотно спланированная и организованная подвижная игра будет способствовать повышению двигательной активности детей во время пребывания их в детском саду, а, следовательно, укреплению здоровья дошкольников.
- В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич «Подвижные игры для детей дошкольного возраста»
- Л. Д. Морозова «Подвижные игры в детском саду»
- Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова «Как играть с ребенком»
- А. С. Галанов «Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста»
- М. М. Конторович, Л. И. Михайлова «Подвижные игры в детском саду»
Публикации по теме:Консультация для родителей «Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста» Подвижные игры в ДОУ «Игра – это огромное светлое окно, через который в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,.
Консультация для воспитателей «Создание условий для физического развития детей дошкольного возраста» Подготовила: воспитатель Голикова Н. А. «Создание условий для физического развития детей дошкольного возраста» Физкультурная деятельность.
Консультация для воспитателей «Организация мордовских национальных подвижных игр» (младшая группа) В настоящее время все чаще поднимается вопрос о большой значимости здоровье - сберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного.
Консультация для воспитателей «Развитие речи и творчества детей младшего дошкольного возраста» Речь в жизни человека- это наиважнейшая функция, которая необходимая каждому человеку. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна.
Консультация для воспитателей «Развитие творчества в конструировании из бумаги у детей старшего дошкольного возраста» Нас заинтересовал вопрос о том, в какой мере может быть развито детское творчество в конструировании из бумаги, и каковы условия развития.
Консультация для воспитателей «Роль логико-математических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста» Ребенок-дошкольник – маленький исследователь, он каждый день открывает для себя окружающий мир с радостью и удивлением. Наша задача как.
Консультация для воспитателей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Консультация для воспитателей. Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста. Первая младшая группа. Воспитатель: Степанян.
Консультация для воспитателей «Влияние подвижных игр на двигательную активность детей дошкольного возраста» Влияние подвижных игр на двигательную активность детей дошкольного возраста В СанПиН 2.4.4.3172-14 отмечается, что физическое воспитание.
Консультация для воспитателей «Воспитание безопасного поведения у детей дошкольного возраста на улицах и дорогах» Воспитание безопасного поведения у детей одной из важнейших задач школьные учреждения. В этой большой и сложной работе особо выделяется.
«Веселые парочки», «Быстро возьми, быстро положи» и др.
Игры с использованием предметов:
• С мячом, кеглями, кольцебросом, серсо и др.
«Сбей булаву», «Пройди - перешагни»
• «Ладушки», «Коза-рогатая» и др.
Игры-аттракционы:
Игровые упражнения:
• Как «мишка»,«лисичка», «ласточка» и др.
Классификация подвижных игр по преимущественному формированию физических качеств
(Е. Н. Вавилова)
• По формированию ловкости «Удочка», «Эстафета по кругу», «Не попадись» и др.
• По формированию быстроты «Зайцы и волк», «Белки в лесу», «Лошадки, «Салют»» и др.
• По формированию выносливости «Пробеги тихо» и др.
• По формированию силы «Кто раньше дойдет до середины» и др.
Классификация подвижных игр по двигательному содержанию
(М. М. Конторович, Л. И. Михайлова)
• Ходьба «Пройди - перешагни»
• Бег «Мы веселые ребята», «Мышеловка», «Найди свое место», «Два мороза», «Лошадки».
• Прыжки «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Волк во рву», «Удочка», «Лягушки и цапля» и др.
• Лазание «Пожарные на учении», «Медведи и пчелы», «Перелет птиц», «Щенок» и др.
• Ползание «Кролики», «Кроты» и др.
• Равновесие «Волшебная дудочка», «Птички и лисички» и др.
• Метание «Шмель», «Перестрелки», «Мяч через сетку» и др.
Классификация подвижных игр по использованию пособий и снарядов
• С использованием предметов (пособий)
Флажки, ленточки, обручи, скакалки, шнуры, мячи и др.
«Удочка», «Найди себе пару с такой же игрушкой»,
«Подбрось и поймай», «Погрузка овощей», «Ловишки с лентами» и др.
• С использованием снарядов
(крупных гимнастических пособий)
Гимнастическая стенка, скамейка, кубы, длинная рейка и др. «Перелетные птицы», «Щенок», «Медведи и пчелы», «Перелет птиц» и др.
Классификация подвижных игр по степени физической нагрузки
• Большой подвижности «Пятнашки», «Мы веселые ребята», «Мыши и кот», «Рыбаки и рыбки», «Бездомный заяц» и др.
• Средней подвижности «Море волнуется раз…», «Ручеек», «Я садовником родился», «Магазин игрушек», «Пустое место», «Заинька, выходи», «Светофор» и др.
• Малой подвижности «Чего не стало?», «Кто позвал?», «Съедобное - несъедобное», «Где цыпленок», пальчиковые игры и др.
Публикации по теме:
Необычный автопортрет Мы с детьми реализовали проект "Что такое портрет". Целью этого проекта было: сформировать интерес к живописному портрету и такому его жанру,.
Осенняя фантазия Каждую осень в нашем детском саду проходит выставка "Осенняя фантазия". В ней принимают участие дети, родители, педагоги. Сколько необычных.
Читайте также: