Размышления и афоризмы французских моралистов
Обновлено: 14.11.2024
СПб.: Corvus, Terra Fantastica , 1995 г.
Тираж: 15000 экз.
Тип обложки: твёрдая + суперобложка
Формат: 84x108/32 (130x200 мм)
Иллюстрация на суперобложке и внутренние иллюстрации А. Ильина.
- Нина Жирмунская. Человек в микромире афоризмов (статья), стр. 5-22
- Век XVI
- Мишель де Монтень. Из «Опытов» (отрывок, перевод А. Бобовича, Н. Рыковой), стр. 25-120
- Франсуа де Ларошфуко. Максимы и моральные рассуждения (отрывок, перевод Э. Линецкой), стр. 123-226
- Жан де Лабрюйер. Из «Характеров, или Нравов нынешнего века» (отрывок, перевод Ю. Корнеева, Э. Линецкой), стр. 227-310
- Люк де Клапье де Вовенарг. Из «Введения в познание человеческого разума» (отрывок, перевод Ю. Корнеева, Э. Линецкой), стр. 313-362
- Себастьен-Рош Николя де Шамфор. Из «Максим и мыслей, афоризмов и анекдотов» (отрывок, перевод Ю. Корнеева, Э. Линецкой), стр. 363-478
- Антуан де Ривароль. Избранные высказывания (отрывок, перевод Ю. Корнеева, Э. Линецкой), стр. 279-504
«РоссКо», указанное на титульном листе, — «Русская Корпорация», фактически не издательство, а инвестор, которого внесли в титул в благодарность за содействие в издании книги.
Информация об издании предоставлена: vbltyt
-
(1 человек) (1 человек)
Авторы по алфавиту:
7 октября 2021 г.
6 октября 2021 г.
4 октября 2021 г.
3 октября 2021 г.
1 октября 2021 г.
А вот, например:
2018
2014
2012
Рейтинг: 7.72 (159)
Внешне спокойная и ироничная, но по-сути довольно нервная повесть о мужиках, доведённых до ручки нехваткой нежности и понимания. Не только женской нежности, но нежности вообще. Они, конечно, сами этого не осознают - во всяком случае, не хотят себе в этом. >>
оценка: 8 Любое использование материалов сайта допускается только с указанием активной ссылки на источник.
© 2005-2021 «Лаборатория Фантастики».Бэкон учил, что человеческий разум надо сотворить заново. Точно так же надо заново сотворить и общество.
Одна из причин, по которым корпорации или собрания принимают обычно только глупые решения, состоит в том, что при открытом обсуждении самые веские доводы за и против обсуждаемого дела или кандидата нельзя высказать вслух, не подвергая себя серьёзной опасности или хотя бы большим неприятностям.
Труд и умственные усилия людей на протяжении тридцати-сорока веков привели только к тому, что триста миллионов душ, рассеянных по всему земному шару, отданы во власть трем десяткам деспотов, причём большинство их невежественно и глупо, а каждым в отдельности вертит несколько негодяев, которые к тому же подчас ещё и дураки. Вспомним об этом и спросим себя, что же думать нам о человечестве и чего ждать от него в будущем?
2. Рыцарь, Смерть и Дьявол 2. Рыцарь, Смерть и ДьяволСамым неопровержимым доказательством принадлежности к дворянству считается во Франции происхождение по прямой линии от одного из тех тридцати тысяч человек в шлемах, латах, наручах и набедренниках, чьи могучие, закованные в железо кони топтали копытами семь-восемь миллионов наших безоружных предков. Вот уж что поистине даёт бесспорное право на любовь и уважение их потомков! Эти чувства усугубляются ещё и тем, что дворянство пополняется и обновляется людьми, которые приумножали свои богатства, отнимая последнее у бедняка-недоимщика. Гнусные людские установления, предмет презрения и ужаса! И от нас ещё требуют, чтобы мы чтили их и уважали!
В древних философах меня больше всего восхищает их стремление жить в согласии со своими теориями. Примером тому могут служить Платон , Теофраст да и другие. Практическая нравственность входила в их философию столь важной составной частью, что многие из них стали главами школ, не написав при этом ни одной строчки: достаточно назвать Ксенократа , Полемона, Левкиппа и других. Сократ не написал ни единого труда и изучил из всех наук одну лишь науку о нравственности, но это не помешало ему занять первое место среди философов своего времени.
3. Изображение Pascal Le Lay с сайта Pixabay 3. Изображение Pascal Le Lay с сайта PixabayБывает благоразумие двух родов - общепринятое и другое, куда более возвышенное. Первое - это благоразумие крота; второе - благоразумие орла, и состоит оно в том, что человек, наделённый им, смело следует своей натуре и, не ведая страха, принимает всё сопряженные с этим невыгоды и неудобства.
Я убедился, что даже самым выдающимся людям, совершившим в своей области переворот, который кажется плодом лишь их гения, непременно способствовали благоприятные обстоятельства и весь дух времени. Каждый знает, сколько попыток найти путь в Индию было сделано до путешествия великого Васко да Гамы . Общеизвестно, что многие мореплаватели догадывались о существовании на Западе больших островов и, вероятно, целого континента задолго до того, как его открыл Колумб, руководившийся, кстати сказать, записями одного знаменитого навигатора, своего знакомца. Перед смертью Филипп уже всё подготовил для похода на Персию.
Лютеру, Кальвину и даже Уиклифу в их восстании против бесчинств римско-католической церкви предшествовало множество еретических сект.
Николя де Шамфор, Из «Максим и мыслей, афоризмов и анекдотов», в Сб.: Размышления и афоризмы французских моралистов XVI – XVIII веков, Л., «Художественная литература», 1987 г., с. 488, 490, 481, 482, 475-476, 408 и 489-490.
Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.
Объединяет всех трех великих французских моралистов прежде всего тема и жанр афоризма, в котором они выразили свою жизненную философию, свои размышления над миром и человеком. Все о чем они писали является истиной на все времена.Хитрость — признак недалекого ума.
Ясный разум дает душе то, что здоровье — телу.
Физический труд помогает забывать о нравственных страданиях; поэтому бедняки — счастливые люди.
Куда полезнее изучать не книги, а людей.
Говорить всегда труднее как раз тогда, когда стыдно молчать.
Как мы можем требовать, чтобы кто-то сохранил нашу тайну, если мы сами не можем ее сохранить?
Должен обрести успокоение тот, у кого хватило мужества признаться в своих проступках.
Инстинкт и разум — признаки двух различных сущностей.
Величие человека — в его способности мыслить.
Судить о добродетели человека следует не по его порывам, а по ежедневным делам.
Мужчина соблюдает чужую тайну вернее, чем свою собственную, а женщина лучше хранит свою, нежели чужую.
Тосковать о том, кого любишь, много легче, нежели жить с тем, кого ненавидишь.
Нет на свете излишества прекраснее, чем излишек благодарности.
Только человек благородный по происхождению или хорошо воспитанный способен хранить тайну.
На мой взгляд, должность высокую и требующую гибкого ума куда легче занять, нежели сохранить.Жизнь — это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут.
Известный французский писатель-моралист Ларошфуко считал отличительным признаком большого ума умение сказать много в немногих словах. Именно это качество присуще знаменитым французам, чьи меткие, остроумные выражения давно стали крылатыми. Французский язык богат также на пословицы и поговорки, в которых отразились душа и характер народа, долгая, насыщенная яркими событиями история Франции, богатейшая культура этой великой страны.
Оглавление
- Французские афоризмы
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Французские крылатые выражения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Абеляр Пьер (1079–1142) — философ, поэт и богослов
♦ То, чем мы грешим в молодости, приходится искупать в старости.
♦ Человеческие чувства часто сильнее возбуждаются или смягчаются примерами, чем словами.
♦ Вера, не просветленная разумом, недостойна человека.
♦ Любовь — одно из зол, которых нельзя скрыть; одно слово, один нескромный взгляд, иногда даже молчание выдают ее.
Наваррская Маргарита (1492–1549) — королева Наварры, писательница
♦ Настоящая любовь не признает никаких приказаний и никаких обетов.
♦ Не бывает огня без дыма, но зато дым мне много раз пришлось видеть и там, где не было никакого огня.
♦ Непостоянство всегда достойно осуждения.
♦ Обида имеет больше власти над женщиной, чем любовь, особенно если у этой женщины благородное и гордое сердце.
♦ Мне столько раз приходилось слышать о людях, которые умирают от любви, но за всю жизнь я не видела, чтобы кто-нибудь из них действительно умер.
♦ Можно вынести все, кроме безделья.
♦ Самые тяжелые муки — это муки любви.
♦ Самыми изобретательными в делах любви оказываются именно те, у кого меньше всего ума.
♦ Самым невежественным оказывается тот, кто считает, что знает все.
♦ Сильнее всего бывают те, кто направляет силы на добрые дела.
♦ Главное — это то, как человек сам оценивает свои поступки.
Ронсар Пьер де (1542–1585) — поэт
♦ Как плотью, жилами, и кровью, и костями,
Так от рожденья мы наделены страстями.
♦…Красота — непрочный материал,
И как бы ярко день нам ни сиял,
Он минет, как минует все на свете.
♦ От наслаждения неотделима боль.
♦ Пред женской красотой мы все бессильны стали,
Она сильней богов, людей, огня и стали.
♦ Рассудком воевать с любовь — безрассудно.
Чтоб сладить с божеством, потребно божество.
♦ Ни ум, ни сердце, ни душа
В любви не стоят ни гроша.
♦ Нальем! Пускай нас валит хмель!
Поверьте, пьяным лечь в постель
Верней, чем трезвым лечь в могилу!
♦ Весь мир — театр, мы все — актеры поневоле,
Всесильная судьба распределяет роли,
И небеса следят за нашею игрой!
♦ Господний мир — театр. В него бесплатный вход,
И купола навис вверху небесный свод.
♦ Блажен, стократ блажен, кто соблюдает меру,
Кто мудро следует лишь доброму примеру
И верен сам себе в любые времена.
Монтень Мишель де (1533–1592) — писатель и философ
♦ Жизнь сама по себе — ни благо, ни зло: она вместилище и блага и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее.
♦ Знания — обоюдоострое оружие, которое только обременяет и может поранить своего хозяина, если рука, которая держит его, слаба и плохо умеет им пользоваться…
♦ В природе нет ничего бесполезного.
♦ Все средства — при условии, что они не бесчестны, — способные оградить нас от бедствий и неприятностей, не только дозволены, но и заслуживают всяческой похвалы.
♦ Лживость — гнуснейший порок.
♦ Мера жизни не в ее длительности, а в том, как вы ее использовали.
♦ Мне неведомы браки, которые распадались бы с большей легкостью или были бы сопряжены с большими трудностями, нежели заключенные из-за увлечения красотой или по причине влюбленности.
♦ Нет столь дряхлого старца, который, памятуя о Мафусаиле, не рассчитывал бы прожить еще годиков двадцать.
♦ Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию…
♦ Кто не очень-то полагается на свою память, тому нелегко складно лгать.
♦ Невозможно вести честный и искренний спор с дураком.
♦ Не все, что колеблется, падает.
♦ Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный.
♦ Страх то придает крылья ногам, то приковывает их к земле.
♦ Счастье человеческое состоит вовсе не в том, чтобы хорошо умереть, а в том, чтобы хорошо жить.
♦ Природа может все и все творит.
♦ Пытливости нашей нет конца, удовлетворенность ума — признак его ограниченности или усталости.
♦ Самые выдающиеся дарования губятся праздностью.
♦ Те, кто уверяет, что имеет в голове много мыслей, но выразить их не умеет из-за отсутствия красноречия, — не научились понимать самих себя.
Декарт Рене (1596–1650) — философ, математик
♦ Кто берется давать наставления, должен считать себя искуснее тех, кому он их дает.
♦ Мало иметь хороший ум, главное — хорошо его применять.
♦ Наблюдайте за вашим телом, если хотите, чтобы ваш ум работал правильно.
♦ Беседовать с писателями других веков почти то же, что путешествовать.
♦ Уважение других дает повод к уважению самого себя.
♦ Уединение нужно искать в больших городах.
♦ Чтение хороших книг — это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли.
♦ Я мыслю, следовательно, я существую.
♦ Разум — это зажигательное стекло, которое воспламеняя само остается холодным.
♦ Те люди, которых особенно волнуют страсти, больше всего могут насладиться жизнью.
♦ Трусость очень вредна потому, что она удерживает волю от полезных действий.
♦ Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать.
Корнель Пьер (1606–1684) — драматург
♦ Кто много говорит, тот говорит много глупостей.
♦ Кто не боится смерти, тому не страшны угрозы.
♦ Кто презирает страх, тот слишком возгордился.
♦ Ранимы жалостью высокие сердца,
Участье к слабому — не слабость храбреца.
♦ Рассказывая о своем горе, часто его облегчаешь.
♦ Сдержан только тот, кто перестал любить.
♦ Сердца, не знавшие тревоги и боренья,
Бесчувствием своим внушают подозренье.
♦ Сначала в силах мы сопротивляться страсти,
Пока она своей не показала власти.
♦ У брака и любви различные стремленья:
Брак ищет выгоды, любовь — расположенья.
♦ Умение властвовать не черпается из книг.
♦ Пример действует сильнее угрозы.
♦ Приходит — кроткая, царит же — как тиранка,
Но раз твоей душе понравилась приманка,
Преодолеть любовь душа уж не вольна.
♦ Кто свой скрывает гнев, тот лучше мести служит.
♦ Любовь — жестокий царь, ее всесильно иго.
♦ мы не вправе жить, когда погибла честь.
Ларошфуко Франсуа де (1613–1680) — французский писатель-моралист
♦ В серьезных делах следует заботиться не столько о том, чтобы создавать благоприятные возможности, сколько о том, чтобы их не упускать.
♦ Всецело предаться одному пороку нам обычно мешает лишь то, что у нас их несколько.
♦ Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто ее видел.
♦ Истинно благородные люди никогда ничем не кичатся.
♦ Истинное красноречие — это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно.
♦ Когда нам удается надуть других, они редко кажутся нам такими дураками, какими кажемся мы самим себе, когда другим удается надуть нас.
♦ Для того чтобы воспользоваться хорошим советом со стороны, подчас требуется не меньше ума, чем для того, чтобы подать хороший совет самому себе.
♦ Достойно вести себя, когда судьба благоприятствует, труднее, чем когда она враждебна.
♦ Если бы мы не льстили себе сами, нас не портила бы чужая лесть.
♦ Если кто-нибудь сделает нам добро, мы обязаны терпеливо сносить и причиняемое этим человеком зло.
♦ Высшая доблесть состоит в том, чтобы совершать в одиночестве то, на что люди отваживаются лишь в присутствии многих свидетелей.
♦ В ревности больше себялюбия, чем любви.
♦ Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум.
♦ Любой наш недостаток более простителен, чем уловки, на которые мы идем, чтобы его скрыть.
♦ Люди кокетничают, когда делают вид, будто им чуждо любое кокетство.
♦ Люди мелкого ума чувствительны к мелким обидам; люди большого ума все замечают и ни на что не обижаются.
♦ Люди независтливые встречаются еще реже, чем бескорыстные.
♦ У человеческих характеров, как и у некоторых зданий, несколько фасадов, причем не все они приятны на вид.
♦ У людских достоинств, как и у плодов, есть своя пора.
♦ Ум всегда в дураках у сердца.
♦ Ум служит нам порою лишь для того, чтобы смелее делать глупости.
♦ Ум у большинства женщин служит не столько для укрепления их благоразумия, сколько для оправдания их безрассудств.
♦ У нас всегда достанет сил, чтобы перенести несчастье ближнего.
♦ У нас не хватает силы характера, чтобы покорно следовать всем велениям рассудка.
Лафонтен Жан де (1621–1695) — поэт
♦ Путь, усыпанный цветами, никогда не приводит к славе.
♦ скрывать что-либо от друзей опасно; но еще опасней ничего от них не скрывать.
♦ Терпение и время дают больше, чем сила или страсть.
♦ Тонет больше мух в меду, нежели в уксусе.
♦ Любовь, любовь, когда ты овладеваешь нами, можно сказать: прости, благоразумие!
♦ на крыльях времени уносится печаль.
♦ нет ничего опаснее невежественного друга.
♦ Выведи, мой друг, меня сперва из затруднения, а нравоучение ты и потом прочтешь.
♦ Из врагов наших часто следует бояться больше всего самых малых.
♦ Истинное величие состоит в том, чтобы владеть собою.
Мольер (1622–1673) — драматург, актер
♦ Коль жены думают лишь о своих мужьях,
Им вовсе ни к чему рядиться в пух и прах.
♦ Красавица все может себе позволить, красавице все можно простить.
♦ Крепнет нравственность, когда дряхлеет плоть.
♦ Кто время выиграл — выиграл все.
♦ Не рассудок управляет любовью.
♦ От речей дело вперед не двигается. Надо действовать, а не говорить, дела решают спор лучше, чем слова.
♦ Молодые люди дурно себя ведут чаще всего потому, что отцы их плохо воспитывают.
♦ Тот, кто хочет обвинять, не вправе торопиться.
♦ Ученость в дураке несноснее всего.
♦ Что бы ни говорили, есть в человеке что-то необыкновенное — такое, чего никакие ученые не могут объяснить.
♦ Мы любим иногда, не ведая о том, а часто бред пустой любовью мы зовем.
♦ Нет ничего более сладостного, чем сломать сопротивление красавицы.
♦ Кто всякому друг, того я другом не считаю.
♦ Самое несносное в любви — это спокойствие. Безоблачное счастье может наскучить, в жизни никак нельзя обойтись без приливов и отливов: с препятствиями и любовь разгорается сильней, и наслаждение ценится больше.
♦ Кто чересчур насчет рогов опаслив, тот вовсе не женись — другого средства нет.
♦ Любовь ревнивца более походит на ненависть.
♦ Медицина — одно из величайших заблуждений человечества.
♦ Модные пороки сходят за добродетели.
♦ Когда говорит человек в мантии и шапочке, всякая галиматья становится ученостью, а всякая глупость — разумной речью.
♦ Кто не знал любви, тот все равно что не жил.
♦ Дурная жизнь приводит к дурной смерти.
♦ Женщины больше всего любят, когда на них тратятся.
♦ Завистники умрут, но зависть — никогда.
Паскаль Блез (1623–1662) — математик, физик, религиозный философ и писатель
♦ Горе людям, не знающим смысла своей жизни.
♦ Две крайности: зачеркивать разум, признавать только разум.
♦ Иначе расставленные слова обретают другой смысл, иначе расставленные мысли производят другое впечатление.
♦ Инстинкт и разум — признаки двух различных сущностей.
♦ Для человека, который любит только себя, самое нетерпимое — оставаться наедине с собой.
♦ Нехорошо быть слишком свободным. Нехорошо ни в чем не знать нужды.
♦ Добродетель человека измеряется не необыкновенными подвигами, а его ежедневным усилием.
♦ Нашему уму свойственно верить, а воле — хотеть; и если у них нет достойных предметов для веры и желания, они устремляются к недостойным.
♦ Мы стойки в добродетели не потому, что сильны духом, а потому, что нас с двух сторон поддерживает напор противоположных пороков.
♦ Мы часто утешаемся пустяками, ибо пустяки нас огорчают.
♦ Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим.
♦ Люди делятся на праведников, которые считают себя грешниками, и грешников, которые считают себя праведниками.
♦ Мы должны благодарить тех, которые указывают нам наши недостатки.
♦ Кто не любит истину, тот отворачивается от нее под предлогом, что она оспорима.
♦ Лучше умереть, не думая о смерти, чем думать о ней, даже когда она не грозит.
♦ Каждую книгу нужно уметь читать.
♦ Как мало бы уцелело дружб, если бы каждый вдруг узнал, что говорят друзья за его спиной, хотя как раз тогда они искренни и беспристрастны.
♦ Случайные открытия делают только подготовленные умы.
♦ Человек — всего лишь тростник, слабейший в природе, но это мыслящий тростник.
Расин Жан (1639–1699) — драматург
♦ Сеешь зло — так жди кровавой жатвы.
♦ Сильней страдают те, чье горе молчаливо.
♦ Со страху человек на все готов пойти.
♦ Всевластная любовь повелевает нами
И разжигает в нас, и гасит страсти пламя.
Кого хотим любить, тот нам — увы! — не мил;
А тот, кого клянем, нам сердце полонил.
♦ Неверным может ли быть тот, кто не любим?
♦ Ненависть к отцу ложится и на сына.
♦ Нередко дар богов бывает божьей карой.
♦ С велением богов нам спорить не по силам. Долг смертных — принимать, что властный рок судил им.
Конец ознакомительного фрагмента.
Оглавление
- Французские афоризмы
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Французские крылатые выражения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Читайте также:
- Мишель де Монтень. Из «Опытов» (отрывок, перевод А. Бобовича, Н. Рыковой), стр. 25-120