Познай самого себя девиз школы
Обновлено: 21.12.2024
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Педагоги
Землянко Татьяна Александровна
Кузнецова Наталья Георгиевна
Серякова Наталья Виниаминовна
Саитова Альфия Рязаповна
Содержание программы
Цели программы
Цель программы: развитие социально-личностной сферы детей младшего подросткового возраста, формирование и развитие УУД.
Результат программы
Предполагаемые результаты программы:
-Улучшатся навыки общения детей друг с другом.
-Дети станут более доброжелательны друг к другу.
-Улучшится социометрический статус некоторых учащихся.
-Развитие детей, формирование УУД.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Технологии, используемые при проведении урока:
1. Технология ЛОО
2. Проблемно-диалоговая технология
3. Здоровьесберегающие технологии
4. Информационно-коммуникационные технологии
5. Игровые технологии
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka7_poznay_sebya.doc | 201 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 75 г. СОЧИ ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.П. МАЛЫШЕВА
открытого внеклассного мероприятия на тему:
« Познай себя и самосовершенствуйся »
Форма работы : групповая, индивидуальная.
Технологии, используемые при проведении урока:
- Технология ЛОО
- Проблемно-диалоговая технология
- Здоровьесберегающие технологии
- Информационно-коммуникационные технологии
- Игровые технологии
ДАВЫДОВА АИДА КАРМЕНОВНА
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Конспект внеклассного мероприятия во 2 классе
Тема: «Познай себя и самосовершенствуйся».
Цель: развитие личностных и коммуникативных УУД.
Задачи: способствовать развитию адекватной самооценки, обучать рефлексивным навыкам глубокого знакомства с собой ,формировать дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям, формировать коммуникативные навыки в совместной деятельности для сплочения коллектива.
Личностные: развивать интерес к себе, как к индивидуальной личности, к осознанию собственных успехов через игровое взаимодействие и творчество.
Регулятивные: определять цель учебной задачи, планирование выполнения задания, оценка своего задания.
Познавательные: уметь извлекать информацию из услышанного, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные: уметь работать в паре, группе; договариваться друг с другом; участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении; слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Оборудование: мультимедийный проектор, плакат, заготовки фигур, бумага, ручка, различные материалы для оформления.
Целевая группа: учащиеся 4 класс
Продолжительность занятия :40 минут.
I. Приветствие (2 мин)
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем учиться познавать себя, использовать свои возможности в повседневной жизни и учебе, корректировать черты характера, которые нас не устраивают.
Девиз «Познай себя» был начертан на фронтоне древнегреческого храма. Это означало, что знание о себе считалось вершиной, целью, к которой нужно стремиться, чтобы понять свои возможности, внутренние качества, постичь смысл своего предназначения.
Познание себя, своих внутренних характеристик поможет выявить собственные способности, положительные качества и на этой основе правильно организовать свою учебу, построить свои отношения с окружающими людьми.
Игра «Друг к дружке». Детям предлагается разбиться на пары и выполнять команды: рука к руке, ухо к уху, спина к спине, плечо к плечу и т. д. по команде: «Друг к дружке» поменять пару.
III.Основная часть (30 мин)
1.Упражнение «Кто я?»
Учитель : Давайте ответим на вопрос: «А какой я?» Что вы можете сказать о себе? Проведем своего рода знакомство сами с собой. Ответьте на вопрос «Кто я такой? Какой я?»- и запишите ответы (учащиеся работают)
Все что вы рассказали о себе в своих записях, - это ваше представление о том «внутреннем человеке», который называется «Я» (ответы детей по желанию).
- Учитель: Я хочу предложить вашему вниманию одну притчу «Трещина в кувшине» (Рассказ сопровождается презентацией)
- Жила-была пожилая китайская женщина, у которой было два больших кувшина. Они свешивались по концам коромысла, лежащего у нее на плече.
У одного из них была трещина, в то время как другой был безупречным и всегда вмещал в себя полную порцию воды.
В конце длинного пути от реки к дому старой женщины кувшин с трещиной всегда оставался заполненным лишь наполовину.
В течение 2-х лет это происходило каждый день: старая женщина приносила домой всегда только полтора кувшина воды.
Безупречно целый кувшин был очень горд своей работой, а бедный кувшин с трещиной стыдился своего недостатка и был расстроен, что он может делать только, для чего он был сделан.
Спустя два года, которые, казалось, убедили его в бесконечной собственной непригодности, кувшин обратился к старой женщине:
- Мне стыдно из-за моей трещины, из которой всю дорогу к твоему дому всегда бежит вода.
Старая женщина усмехнулась.
- Ты заметил, что на твоей стороне дорожки растут цветы, а на стороне другого кувшина – нет. На твоей стороне дорожки я посеяла семена цветов, потому что знала о твоем недостатке.
Так что ты поливаешь их каждый день, когда мы идем домой. Два года подряд я могла срезать эти чудесные цветы и украшать ими стол.
Если бы ты не был таким, какой ты есть, то не было бы и этой красоты, и она не оказывала бы чести нашему дому.
Учитель: О чем притча? Чем мы отличаемся друг от друга? (ответы учащихся)
Вывод : да, каждый человек по своей природной сути уникален, индивидуален. Важно понять свою уникальность, полюбить себя таким, какой ты есть, стремясь при этом к лучшему, саморазвиваясь и совершенствуясь.
Учитель : Сейчас я предлагаю вам задание, которое еще раз докажет, что все мы разные и неповторимые. Для этого вам надо разделиться на группы. Одна группа будет олицетворять целый кувшин, а другая - кувшин с трещиной. Обе группы получают задание. У вас есть разные материалы и кувшин, который нужно украсить. Только ваша группа (кувшин с трещиной) будет работать, используя одну руку (одна рука привязывается платком).Вы должны украсить кувшин за отведенное время. Готовы? Итак, начали. (Учащиеся работают, психолог не вмешивается, в случае затруднения, отвечает на вопрос).
Учитель : Итак, время истекло, давайте посмотрим, что получилось.
(кувшины вывешиваются на доске) Посмотрите, какие яркие, красивые ваши кувшины.
-Какие чувства возникают?
-Что было сложно лично для вас, но вы справились?
-Что больше всего понравилось, было интересно?
-Как вы договаривались о взаимодействии в группе?
-Мешало ли вам то, что вы работали одной рукой?
-Что вы чувствовали, при выполнении работы?
-Что общего вы увидели в работах?
-Какой вывод вы сделали для себя?
Несмотря на то, что у членов вашей команды было по одной руке, вы создали не менее красивый кувшин. Кроме того вы научились взаимодействовать …
У каждого из нас есть свои особые странности и недостатки. Разница лишь в том, как мы к ним относимся и что извлекаем из них. Можно с ними бороться, можно вечно корить себя из-за них и терзаться собственным несовершенством. А можно использовать свой недостаток, найти в нем какое-то преимущество и заставить его приносить пользу!
IV.Заключительная часть (6 мин)
1.Упражнение «Мое я»
Учитель : А сейчас возьмите лист бумаги и расчертите лист по вертикали на два столбика. В левом столбике напишите «Я- положительное», в правом – «Я- отрицательное». Таким образом, вы можете самостоятельно заполнять столбики, анализируя свое «Я», увеличивая левый столбик.
Учитель : Вы растете и постоянно меняетесь, зная о своих особенностях и трещинках, вы можете менять себя, убирая непонравившиеся вам негативные качества. Физические данные человека с возрастом меняются, так же как и внутренние. Вы можете меняться так, как вы захотите - вы автор самого себя. Физические данные можно изменить, занимаясь спортом. Задавайте себе вопрос, что вы сделали сегодня, чтобы завтра стать более ловким, сильным. Так же вы меняете себя изнутри, ставя перед собой цели быть добрее, общительнее, смелее.
1. Стимулировать учащихся к познанию собственного «я»; способствовать формированию позитивной «я»-концепции; выяснить, какие качества личности присущи детям этого коллектива с целью самосовершенствования и саморазвития
2. Проанализировать сказку Ф.Кривина «Почему светит солнце»
3. Познакомить с характеристикой личных качеств и особенностями поведения человека по системе С.Диллингера
4. Познакомить с полезными советами «Как стать лучше»
Вложение | Размер |
---|---|
poznay_sebya_sam.doc | 62.5 КБ |
poznay_sebya_sam.pptx | 413.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему «Познай себя сам»
Цель: воспитание личности, стремящейся к самопознанию
- Стимулировать учащихся к познанию собственного «я»; способствовать формированию позитивной «я»-концепции; выяснить, какие качества личности присущи детям этого коллектива с целью самосовершенствования и саморазвития
- Проанализировать сказку Ф.Кривина «Почему светит солнце»
- Познакомить с характеристикой личных качеств и особенностями поведения человека по системе С.Диллингера
- Познакомить с полезными советами «Как стать лучше»
I.Психологический настрой на занятие (на фоне песни «Улыбка» звучат слова)
«Здравствуйте, мои друзья!
Нашей встрече рада я!
Разрешите вас обнять
Всем удачи пожелать!»
II. Постановка цели и задач занятия
В школе вы изучаете основные науки человечества – математику, литературу, русский язык и т.д.
Но есть вопросы. На которые ни одна из этих наук не дает ответа. Эти вопросы о вашем внутреннем мире, о мыслях и чувствах. Именно благодаря человеческим чувствам, эмоциям, качествам разные люди по-разному поступают в одинаковых условиях. Одни из них смеются, где грустят другие, другие сердятся, где остальные улыбаются.
Эта наука называется – психология. Современная психология является не только интересной, но и полезной наукой. Ученые-психологи разработали большое количество тестов, с помощью которых можно узнать много интересного не только о самом себе, но и о людях, которые вас окружают.
III. Открытие нового
Итак, тема сегодняшнего занятия – «Познай себя сам». И пусть девизом нашей встречи будут слова «Мы все такие разные, этим и прекрасны мы!»
- Первое, что необходимо для этого – познать самого себя. Постичь свое «я», чтобы потом что-то в себе совершенствовать, исправлять, развивать.
Слова «Познай самого себя» принадлежат величайшему философу древности Сократу, который жил много веков назад. Уже тогда человек задумывался: кто он, какой у него характер, что он любит, чего не любит, каковы его цели в жизни, как к нему относятся другие люди? Этот процесс называется самопознанием.
Для этого нам предстоит поразмышлять и ответить себе:
Для чего Я? Какой Я? Кто Я? Я и другие, кто рядом? Я буду? (на слайде появляется солнце)
Что у нас получилось? (солнце) А какое оно? В чем его предназначение? А задумывались ли вы над тем, почему солнце светит?
- Сказка Ф.Кривина «Почему светит солнце»
Как раз этот самый вопрос задала Солнцу Осень.
И ты знаешь, что Солнце ответило Осени?
- Зимой, - сказало Солнце, - светить трудно, но зимой особенно важно светить. Потому что зимой каждый лучик земле дорог.
- Тебе всегда важно светить, - сказала Осень, кутаясь в тучу. – Почему тебе всегда так важно светить?
Солнце могло бы ответить так: «Потому что я – солнце! Но оно так сказать посчитало нескромным. Оно не могло так сказать. Солнце помолчало и тихо ответитло:
- Может быть потому что я больше ничего не умею…
Вопросы по содержанию сказки:
- Понравилась ли вам сказка?
- Кто в этой сказке вам больше всего понравился?
- Зачем солнце светит?
- Задумывается ли солнце над тем, что светит? (оно просто светит)
Вывод: Солнце светит всем не задумываясь, отдает свое тепло и для смелых, и для трусливых, и для ленивых, и для трудолюбивых, и для щедрых, и для жадных. Его хватает всем!
- Какое качество самое главное вы заметили в ответе Солнца? (скромность).
Скромность – это такие чувства человека, при которых он испытывает счастье уже от того, что делает добро, не считая это какой-то особой заслугой.
- С кем можно сравнить Солнце?
Нам надо стремиться стать как это Солнце, такими же добрыми, приветливыми, щедрыми. То есть, человек, живущий под этим солнцем, должен совершать только хорошие дела, добрые поступки, быть милосердным, толерантным.
Вот мы с вами и выяснили, для чего Я!
IV Физминутка «Солнечный лучик»
А сейчас давайте почувствуем тепло этого солнца сами. Протяните руки к солнышку, поприветствуйте его, улыбнитесь. Давайте поиграем с его лучиком. Посмотрите, он сел вам на ладошку, прыгнул на плечо, а теперь на волосы. Спрыгнул на второе плечо, пробежался по руке и убежал играть с другими детьми. Помашите ему рукой.
Мы продолжаем исследовать себя!
- Упражнение «Какой Я?» (на листочках детям предлагаются положительные и отрицательные качества человека)
Выберите те качества человека, которые характеризуют вас, соедините стрелочкой
Проверка. Посчитайте, сколько их. Кто поделится и зачитает их вслух. Вы поделились с нами хорошими качествами, и они у вас умножатся в сто раз.
Проверка. Есть ли в нашем классе озвучить их? (Игра «Волшебный стул») Может кто-нибудь даст совет, как избавиться от отрицательных качеств?
Вывод: Сильные стороны нашего характера помогают нам в учебе, делах, взаимоотношениях с людьми, а слабые нам не нравятся, а порой и мешают.
-Хотите от них избавиться, чтобы стать ближе к солнышку?
Тогда давайте все свои плохие качества сложим в кузов огромной машины, и пусть они нас покинут навсегда.
Мы уже намного ближе стали к солнышку.
Вот мы выяснили, как нужно себя вести, чтобы тем, кто рядом со мной было хорошо и комфортно!
- Психологический тест «Кто Я?»
Психологический тест - это задания, вопросы, которые позволяют узнать человека еще больше. Из пяти предложенных фигур выберите только одну, в отношении которой вы можете сказать «Это Я!»
Раскрываем психологические свойства данной фигуры-человека
Ребята, оказывается, мы все такие разные. Но живем вместе и учимся вместе! Мы такие разные, этим и прекрасны мы!
Но иногда мы сталкиваемся с проблемами, какими-то жизненными ситуациями. На которые смотрим по-разному и по-разному реагируем. И вот сейчас посмотрим. Какие проблемы у человека–фигуры могут возникнуть.
Типичные проблемы с фигурами
Вывод: вы хотите в себе что-то изменить, чтобы к вам относились по-другому?
Значит, уже не останемся такими, какие были до сегодняшнего дня. Ведь нам жить в обществе. О том, как изменить себя, как стать лучше, нужно:
- Желать и уметь трудиться!
- Изучить себя!
- Ставить цель!
Вот мы и исследовали себя!
VI. Итог занятия
-Какая атмосфера в классе? (теплая, солнечная, доброжелательная)
И от вашего тепла, от вашего настроения вырос настоящий ребенок солнца – подсолнух!
-Почему его так называют? (похож на солнце, хочется все врем смотреть на него, потому что он яркий, красивый. Несет свет и тепло)
-А что вы любите в подсолнухе? (семечки)
-Подсолнух дарит вам свои советы, как стать лучше (дети выходят вынимают семечки и зачитывают советы: («Я стану лучше, если буду ….»)
Я стану лучше, если буду внимательной ко всем
Я стану лучше, если я буду много трудиться
Я стану лучше, если буду справедливым
Я стану лучше, если я буду ставить цель и добиваться ее
Я стану лучше, если я буду помогать младшим
Я стану лучше, если каждый день буду читать
Я стану лучше, если я буду не допускать ссор
Я стану лучше, если я буду тактичным
Я стану лучше, если я буду честным
Я стану лучше, если я буду каждый новый день начинать с улыбки
Я стану лучше, если я буду удерживать товарищей от плохих поступков
Я стану лучше, если я виртуальное общение заменю живым
Я стану лучше, если я буду милосердным
Я стану лучше, если я буду больше слушать, а не говорить
Я стану лучше, если я буду прислушиваться к мнению родителей
Я стану лучше, если я буду ценить друзей
Я стану лучше, если я буду уважать старших
Я стану лучше, если я буду ценить друзей
Я стану лучше, если я буду терпимым
Я стану лучше, если я буду добрым и чутким
Дети встают в круг, держатся за руки .
- В каждом из вас я увидела настоящее солнце! Вы такие разные – этим и прекрасны вы!
-Чтобы быть еще ближе к солнцу, то сделайте так:
- Выпрямите осанку
- Подарите свою улыбку окружающим
- Подарите свое сердце, любовь, ласку и скажите: «Мы дети солнца, будем же, как солнце!»
Поделитесь впечатлениями о сегодняшней встрече!
- Мне запомнилось…
- Я буду…..
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МБОУ «Сосново- Озерская средняя общеобразовательная школа №2» Классный час на тему : «Познай себя сам» Автор: Чебунина НИ 2015 г. МБОУ «Сосново- Озерская средняя общеобразовательная школа №2»
Здравствуйте, мои друзья! Нашей встрече рада я! Разрешите вас обнять Всем удачи пожелать!
«Мы все такие разные, этим и прекрасны мы» Познай себя сам!
Какой Я? Кто Я? Я и другие, кто рядом Для чего Я? Я буду..
Сказка Ф.Кривина «Почему солнце светит»
Скромность - это такие чувства человека, при которых он испытывает счастье уже от того, что делает добро, не считая это какой-то особой заслугой
Упражнение «Какой Я?»
Задание : ответ - правый или левый – обозначайте соответственно буквами П и Л. Ведущая рука . Переплетите пальцы рук: вы заметите, что сверху всегда оказывается один и тот же палец. Если левый - вы человек эмоциональный, правый - у вас аналитический склад ума. Ведущий глаз . Попробуйте прицелиться, выбрав себе мишень и глядя на нее через своеобразную мушку - карандаш или ручку. Если зажмурить ведущий глаз, вы заметите, что мишень сместится относительно мушки. Левый ведущий глаз говорит о мягком и уступчивом характере, правый - о твердом, настойчивом, более агрессивном . Поза Наполеона . Если при переплетении рук на груди сверху оказывается левая рука, вы склонны к кокетству, правая - к простоте и простодушию. Аплодирование . Если удобнее хлопать правой рукой, можно говорить о решительном характере, левой - вы часто колеблетесь, прежде чем принять решение, обдумываете, как лучше поступить, чтобы не обидеть окружающих. Если отдельно взятый тест помогает определить какую-то из черт вашего характера, то их сочетание позволяет выделить гораздо больше типов характера .
«Психологический тест С.Деллингера «Кто Я?» Психологические свойства данной фигуры-человека Психологические свойства личности Терпеливый Трудолюбивый Пунктуальный В школе обычно отличники Любознательный Смелый Не любит конфликты Смелый Решительный Очень трудолюбивый Достигает поставленную цель Умеет быстро находить общий язык с другими людьми В школе – лидер Может выступить защитником слабого Спокойный Доброжелательный Заботится о других Щедрый Болтливый Очень много друзей Мечтательный Имеет много друзей Быстро меняется настроение Любит работать в одиночку
Типичные проблемы с другими фигурами Иногда Квадрат обижается, надолго замолкает. Он почти всегда все делает основательно, серьезно, но иногда переживает, что не все так добросовестно выполняют обязанности Непостоянный Склонен критиковать других, забывая о себе. Не любит принимать решения, часто ищет того, кто бы это сделал за него. Любит поплакаться, пожаловаться на кого-нибудь С Кругом обычно не возникает проблем. Он мягок, приятен. Доброжелателен. Бывает чрезмерно болтлив на уроке. Круг иногда взваливает на себя всю работу. Не любит конфликтов. Обычно Треугольники, если хотят, справляются во всем сами. Он уверен в успехе и хочет присвоить будущую победу себе. Уходит от дела, если не видит для себя выгоды. Ученики-Зигзаги не сдержаны, непоследовательны. При ответе перепрыгивают с одного на другое. При этом могут обижаться, сердиться, что его поправили или остановили
Внешний вид Опрятный Аккуратный Чистоплотный неяркий Переменчивый стиль Может экспериментировать Любит модные дорогие вещи Предпочитает неофициальный стиль, допускает небрежность Иногда неряшливый. А иногда и супермодный Рабочее место Строгое, ничего лишнего «Все на своем месте» – не для него, много лишнего Полный порядок Комфортное, уютное, удобное Любит переставлять, менять, украшать свое рабочее место
Желать и уметь трудиться! Изучить себя! Ставить цель! «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить» Сократ
Нравственные нормы жизни
Вырабатывайте в себе следующие качества Не допускай: ссор, крик, драк- это унижает человека. Дорожи честью семьи, школы, удерживай своих товарищей от плохих поступков. Помогай младшему, незащищенному, будь справедлив.
«Один из самых верных способов достигнуть счастья- это сохранить уважение к самому себе, иметь возможность смотреть на свою жизнь без стыда и угрызений совести, не видя в прошлом ни дурного поступка, ни зла, ни обиды, причиненной другому человеку» Ж. Кондорсе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Познаем себя"Изучение родословной семьи. Исследование семейных корней помогают развивать у детей интерес к истории своих предков, повышает культурный и духовный уровни.
программа "Познай себя"
Программа «Познай себя» представляет собой доступный для детей начальных классов курс гигиенических и медицинских знаний и навыков, направленных на формирование ЗОЖ. Большая.
Развивающий курс для будущих первоклассников "Познаю себя"Возрастные особенности дошкольников, обусловленные пока ещё ограниченными возможностями в осознании и вербализации межличностных отношений, ставят психологов перед необходимостью использования различн.
«Я познаю себя, я познаю друзей»Мероприятие дает ребятам возможность через игровой опыт глубже познать себя и рядом сидящего товарища.
Познай себя. Способны ли вы достичь цели?
Занятие-игра в 3-м классе.
Занятие по психологии "Я познаю себя"
Внеурочная деятельность в рамках ФГОС.
Конспект непосредственной образовательной деятельности в образовательной области "Здоровье". Тема: "Познай себя".Цель: Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.Задачи: Продолжение знакомства детей с частями тела и органами чувств человека, представление о функциональном назначении.
Каждый человек не только неповторим, но и до конца непознаваем. Природой создан самый необыкновенный и сложный организм – человек. И, наверно, самое интересное и увлекательное занятие – познание человека, а еще занимательнее и труднее – узнавать новое о самом себе.
Я предлагаю вам - девиз нашего занятия: «Познай самого себя» (слайд 1)
Давайте мы с вами познакомимся. Я предлагаю вам встать в круг. По очереди (по цепочке) говорим Кто я? И что хочу узнать сегодня о себе? Я – Гульнара, хочу узнать какая я от окружающих меня людей. (Знакомство)
Присаживайтесь, продолжим наше занятие.
Легко определить какой человек со стороны, а самому себе дать оценку довольно трудно.
У вас на столе лежат листки с текстом. Прочитайте текст и в парах обсудите, о чем он, о каких качествах человека идет речь. Попробуйте предположить, о чем мы будем сегодня говорить и чем займемся в течение нашего мероприятия.
Проблемная ситуация «Как себя оценить?»
Бабушка и мама считают, что Наташа - самая умная и красивая девочка в школе. Но все учителя постоянно к ней придираются и ставят тройки, как и ее подружкам Светке и Галке, которых Наташа считает намного глупее себя. Светка и Галка, правда, так не считают, и даже сказали Наташе, что та слишком высокого о себе мнения. То же самое говорил и бывший Наташин дружок Сергей, с которым она поругалась. Наташа теперь с ними со всеми не разговаривает. Наташа считает, что все ей просто завидуют. А вот когда она станет знаменитой на весь мир фотомоделью, тогда им всем докажет, что они ей в подметки не годятся!
Предположение и обсуждение полученных результатов работы.
- О чем текст? Какие качества описаны в тексте?
- Как вы думаете о чем будет наше занятие?
Психологические качества, названные вами, присущи большинству, и конечно, еще есть масса других качеств. Многие психологические качества соединяются, образуя характер человека.
Как вы думаете, что такое характер? Чтобы узнать более точное определение, я предлагаю обратиться к толковому словарю русского языка. (слайд 2) В переводе с древнегреческого слово «характер» означает «чеканка», «печать». (слайд 3) Действительно, жизнь формирует характер, «чеканит» его с одной стороны, с другой - накладывает печать на поступки, мысли и чувства человека. Когда мы говорим о характере, то подразумеваем часто повторяющиеся проявления индивидуальных свойств человека, которые свойственны ему в поступках и действиях в различных жизненных ситуациях. Но может быть, что трусливый человек совершает решительный поступок, а вежливый – может нахамить. Если эти поступки единичные, то нельзя по ним определить характер. Оценивают человека по часто повторяющимся поступкам. Для такой оценки существует более тысячи наименований черт характера. Одни из них положительно влияют на их владельца, а другие могут отравить жизнь не только хозяину, но и окружающим людям.
Для того, чтобы было удобнее работать с множеством характеристик черт характера, в современной психологии было выделено четыре группы, объединяющие свойства психики по Г.В. Резапкиной (слайд 4):
- Отношение человека к другим людям (уважение — презрение, общительность — замкнутость, отзывчивость — черствость);
- Отношение человека к своему делу , к труду (ответственность - безответственность, трудолюбие — лень, аккуратность — недобросовестность, склонность к творчеству — склонность к рутине, инициативность — пассивность);
- Отношение человека к самому себе (самокритичность — тщеславие, чувство собственного достоинства — самомнение, скромность — заносчивость и.т.д);
- Отношение человека к вещам (бережное обращение — халатное обращение, опрятность — неряшливость, аккуратность, бережливость).
А теперь я предлагаю вам попробовать свои силы в определении черт характера по данной классификации
«Распредели черты характера»
Работа в парах. У вас на листе бумаги дан список черт характера. Сейчас в течение 3 минут вы должны соотнести каждую черту характера с одной из 4 групп: отношение человека к другим людям, отношение человека к своему делу, отношение человека к самому себе, отношение человека к вещам.
авторитетный азартный безалаберный бездеятельный беспрекословный благожелательный ведомый вздорный ворчливый гибкий грубый демонстративный жизнерадостный задумчивый инертный креативный ленивый неосторожный неугомонный подстрекательный приветливый хлебосольный
Ученые давно пытались вывести типологию человеческих характеров, но так как черты характера комбинируются по разному, то классификаций то же несколько. Например, немецкий психолог Эрнест Кречмер на основе телосложения, конституции вывел три типа характера, которым соответствует то или иное телосложение: (слайд 5, 6)
- Астеники (шизотимики) — худые, с длинными конечностями (серьезность, замкнутость, упрямство)
- Атлетики (иксотимики) — высокие, с развитой мускулатурой, скелетом, пропорционального сложения (спокойствие, властность, практичность, сдержанность).
- Пикники (циклотимики) — среднего роста или невысокие, с короткими конечностями, полные или склонны к полноте, с большой головой (общительность, эмоциональность, чувствительность).
Задание «Кто вы?» (групповая работа) (слайд 7)
Определите, кто из известных персонажей относятся к различным типам характера по Кречмеру: Карлсон, Шерлок Холмс, Снежная королева, Баба Яга, Кощей Бессмертный, Василиса Прекрасная, Наполеон, Петр Первый, Гитлер.
Еще одна классификация была предложена древнегреческими врачами Гиппократом и Галеном. Они объяснили формирование характера на основе темперамента , связанное со свойствами нервной системы. Согласно данной теории, их четыре: (слайд 8,9)
- меланхолик (впечатлительность, эмоциональность, ранимость);
- сангвиник (оптимизм, общительность);
- флегматик (задумчивость, спокойствие, уравновешенность);
- холерик (упрямство, раздражительность, властность).
Задание (работа в парах)
Назовите литературного, мультипликационного и любого другого известного героя и попробуйте дать ему краткую характеристику, доказывающую его принадлежность к каждой из категорий относительно данной теории.
Следующую классификацию описали немецкие ученые Юнг и Айзенк, предложившие измерять черты личности с точки зрения интроверсии – экстраверсии. (слайд 10)
Интроверт — человек, устремленный вовнутрь, живет своим внутренним миром, его мало интересуют внешние события. Экстраверт — человек, устремленный наружу, живет событиями, а не переживаниями, действиями, а не мыслями. Интроверт желает не выделяться, быть не «броским», малообщителен, экстраверт наоборот, хочет быть ярким во всем, ищущий общения.
Попробуйте предложенные качества распределить на две группы принадлежности: экстраверту или интроверту
Артистичный боязливый весёлый впечатлительный жизнерадостный настороженный нерешительный озорной отчаянный ранимый рисковый уверенный
Поэтому я предлагаю вам лучше изучить свой характер, разобраться какие же мы на самом деле. Итак, приступим…
Диагностика «Тест на определение темперамента» ( слайд 11-18)
Влияют ли черты характера на поведение человека?
Любые черты характера определяют поведение человека. Если взять второе определение характера из толкового словаря (слайд 19), то можно говорить о характере в разных значениях, например, «ужасный характер», «золотой характер» Как вы это понимаете? Можно условно разделить черты характера на «хорошие» и «плохие». Но черты характера сами по себе не могут быть хорошими или плохими. Их роль в жизни человека иногда может быть положительной или наоборот отрицательной в зависимости от сложившейся ситуации, они могут помогать человеку, а могут мешать. Если положительное качество применять часто в ненужной ситуации, оно может потерять свою значимость. Например, предлагая помощь другому человеку, который в ней не нуждается, становится качеством отрицательным.
Значение хороших и плохих черт характера
Я предлагаю вам встать в круг. И поделиться на пары. У каждого из вас будет название одной из черт характера. Вам необходимо в паре договориться дать понятие этому качеству в одном случае как положительное значение для человека, в другом – отрицательное значение.
Агрессия, заботливость, грубость, нерешительность, медлительность, завистливость, трусость, стыдливость, упорство, вздорность, мечтательность, подозрительность, доброжелательность
Какие советы можно дать человеку, стремящемуся к личностному росту, не стоит на месте?
Советы Чарли Чаплина (слайд 20)
- Не бойтесь принимать решение и доводить его до конца.
- Сохраняйте работоспособность, заряд творчества и разумного риска.
- Ищите в себе положительное и демонстрируйте его.
- Не предъявляйте к себе невыполнимых требований, но при этом стремитесь к покорению новых высот.
- Прислушивайтесь к себе и изучайте себя. Это даст вам силы к движению вперёд.
- Научитесь радоваться каждому прожитому дню и учитесь извлекать уроки из каждого прожитого дня.
- Любите людей, и они ответят вам тем же.
Рефлексия Упражнение «Какой я?»
У вас листки анкеты с предложениями, которые нужно продолжить качествами характера, имеющимися у вас.
- Я думаю, что у меня есть такие черты как ….
- Мне хотелось бы иметь (сформировать) у себя такие черты как….
Мне хотелось бы узнать ваши впечатления от проведенного мероприятия:
- Что нового и полезного я узнал?
- Какую тему хотел бы узнать еще?
Спасибо за внимание.
И пожелание всем от меня на слайде! (слайд 21)
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познай самого себя
Цель урока: способствовать формированию личности человека, совершенствованию его мышления, памяти, развитию интересов и способностей; показать необходимость самовоспитания, саморазвития.
экспериментально-исследовательские работы учеников по теме "Познай самого себя"
Представленные работы – это мини-проекты, выполненные учащимися седьмого класса, по измерению параметров человека. Человеческий организм и его действия также интересны для физики, как и лю.
Классный час. Тема "Познай самого себя"
«То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле. ».
Познай самого себя
Познание человеком самого себя. Тесты.
Физика и химия практически изучают одни и те же объекты, но только каждая наука видит в этих объектах свой предмет исследования. Законы этих предметов тесно переплетаются. Эти законы не н.
Разработка часа общения по теме «Познай самого себя» для 7 класса
1 слайд Описание слайда:
«Открытый классный час» Подготовила: Диденко Мария Витальевна, педагог – психолог, классный руководитель 8 «А» класса МАОУ ШИЛИ г. Калининград
2 слайд Описание слайда:
Давайте познакомимся… «Кто «Я»? Меня зовут… Я ценю в себе… Я хочу изменить в себе … Я умею делать лучше всего…
3 слайд Описание слайда:
Тема: «Познай самого себя» Сократ «Всем людям свойственно познавать себя и мыслить» Гераклит
4 слайд Описание слайда:
Кто Вы? Выбери из фигур ту, в отношении которой можешь сказать: «Это - Я"!» Почувствуй свою форму. зигзаг
5 слайд Описание слайда:
Мы разные, но у нас есть общие качества… Вопросы для обсуждения: Жизненное кредо. Положительные свойства. Отрицательные свойства. Принятие решений. Рабочее место.
6 слайд Описание слайда:
“Квадрат”- человек левополушарный, аналитик. Жизненное кредо – работа. Положительные свойства: трудолюбие, любовь к порядку, внимательность к деталям, аналитические способности, рациональность, упорство, настойчивость, выносливость, эмоциональная сдержанность, бережливость. Отрицательные свойства: педантизм, возможность упустить главное, холодная рассудительность, излишняя осторожность, упрямство, скупость. Принятие решений: принимает медленно, по принципу: семь раз отмерь, один раз отрежь. Свойственны перестраховка, избегание ответственности. Поэтому много времени тратит на сбор информации, в связи с чем иногда опаздывает с принятием решения. При отсутствии полной информации испытывает беспокойство и дискомфорт. Рабочее место: каждая вещь на своем месте, казенный вид.
7 слайд Описание слайда:
“Треугольник” – человек левополушарный, аналитик, лидер. Жизненное кредо – власть, карьера, престиж. Положительные свойства: лидерские качества, энергичность, способность взять ответственность на себя, решительность, концентрация на проблеме, нацеленность на победу, склонность к соревнованию, уверенность в себе, честолюбие, энергичность. Отрицательные свойства: эгоцентризм, эгоизм, категоричность, безразличие ко всему, пока цель не будет достигнута, коварство, самонадеянность, карьеризм, неудержимость. Принятие решений: всегда имеет готовое решение и на все случаи жизни, кроме того, «треугольник» легко принимает решения за других, ответственность за них берет на себя. Его девиз: «Нет проблем» и «Что я буду с этого иметь?» Рабочее место: символы статуса и успеха, порядок.
8 слайд Описание слайда:
“Круг” – человек правополушарный, интуитивный мозг, коммуникатор. Жизненное кредо – дом, семья, дети. Положительные свойства: доброжелательность, добродушие, заботливость, преданность, щедрость, доверчивость, великодушие, общительность, бесконфликтность. Отрицательные свойства: мягкотелость, нетребовательность, беспечность, навязчивость, расточительность, легковерность, склонность к самобичеванию, конформность, уступчивость. Принятие решений: непопулярных для других людей решений «круг» не принимает, в трудный момент старается заручиться поддержкой. В общении первым устанавливает контакт. В ход идут приятная улыбка, комплименты и другие похожие элементы из коммуникативного ассортимента. Рабочее место: уютная, домашняя обстановка.
9 слайд Описание слайда:
“Зигзаг” – человек правополушарный, интуитивный, образный, мозаичный, концептуальный, креативщик. Жизненное кредо – интерес, творчество. Положительные свойства: креативность, мечтательность, экспрессивность, остроумие, интуитивность, раскованность. Отрицательные свойства: неорганизованность и разбросанность, прожектерство, несдержанность, эксцентричность, нелогичность, непрактичность, импульсивность. Принятие решений: принимает спонтанно, особенно не задумываясь, на основе сиюминутной потребности; так же быстро может отказаться от принятого им решения. Бывает и другое: в момент принятия решения погружается в себя. Делает только то, что ему нравится или потому что реализуются его собственные идеи; при потере интереса способен бросить начатое на полпути. Рабочее место: беспорядок запущенность или театрально-демонстративное оформление.
10 слайд Описание слайда:
Выбери роли для своей «фигуры» Артист. Душка. Консерватор. Любитель эпатажа. «Жилетка, в которую можно поплакать». Пробивной. Миротворец. Надёжа и опора. Экстремал. Лидер. Ветреный тип. Исполнитель. Педант. Герой. Хранитель традиций. Пророк. Хранитель уюта. Домосед. Воин. Сердцеед. «Клей коллектива».
11 слайд Описание слайда:
“Треугольник” – лидер, герой, пробивной, воин, пророк. “Круг” – миротворец, душка, хранитель уюта, домосед, «клей коллектива», «жилетка, в которую можно поплакать». “Зигзаг” – любитель эпатажа, артист, экстремал, ветреный тип, сердцеед. “Квадрат” – консерватор, педант, исполнитель, надёжа и опора, хранитель традиций.
12 слайд Описание слайда:
Ученики какого типа чаще всего бывают: 1) отличниками, 2) хорошистами, 3) олимпиадниками, 4) волонтёрами, 5) КВНщиками, 6) «знатоками», 7) организаторами «Дня именинника»; 8) успешными в проектах: а) исследовательских, б) в конкурсных, в) реферативных, г) групповых
13 слайд Описание слайда:
Кто чаще других: предлагает оригинальный способ решения задач, любит работать по шаблону, болтает на уроках, стремиться принять участие в конкурсах («Мисс лицея»…..),
14 слайд Описание слайда:
Мотивация: “Квадрат” – заслуженное вознаграждение за труд (оценка, деньги, премии…), законность требований (записано в правилах, так правильно, так неоходимо, надо. ). “Треугольник” – символы успешности (диплом, грамота, кубок, сертификат…), символы престижности (фотография, публикация…), облечь доверием (только ты справишься, только тебе могу доверить…). “Круг” – материальное вознаграждение , которое можно принести домой (подарок, сувенир, …), «поймать на жалость» (сострадание, соучастие, …). “Зигзаг” – «поймать на интересе».
15 слайд
Читайте также: