Почему примет не существует

Обновлено: 25.04.2024

Мне часто задают вопросы о том, как я отношусь к приметам. Вот я и решил написать эту статью, после одного такого же вопроса. У русского народа есть очень много различных примет. Они появлялись не все сразу, а постепенно. Говорят, что некоторые приметы уже не работают, а некоторые, наоборот, работают до сих пор. Давайте попробуем разобраться во всем этом. Здесь я напишу о том, что работает на все сто процентов и почему. Открою вам небольшую тайну о приметах. В конце помещу несколько смешных анекдотов на эту тему.

Народные приметы

Приметы можно разделить на два вида. Первые из них относятся к погоде, к тому, как она себя может повести в ближайшее время. Например, зимой дым из труб стоит столбом, это означает, что мороз будет только усиливаться. На самом деле, их очень много, но мы о них говорить не будем. Поговорим о приметах, которые связаны с нашей жизнью.

Рассыпали соль, значит, будете ссориться

Кто не знает этой приметы? Наверное, ее знают все. Но, сейчас об этом говорят все меньше и меньше. Помню, моя мама говорила:

- Ну, вот соль рассыпал. Значит, будет ссора.

Да, моя мама верила в эту примету. Потом, она уже настраивалась на предстоящую ссору, как на неизбежность. И, хотя, мама не хотела ее, ссора могла произойти. Что ожидаешь, то и получаешь.

На самом деле, долго заострять внимание на рассыпанной соли я не буду. И вот почему. Примета эта старая. Раньше, когда соль была на вес золота, она все равно была нужна в каждом доме. Ее покупали. А теперь представьте, что и сегодня соль стоила бы также дорого. Представили? Попробовал бы кто-то в вашем доме ее рассыпать, скандал ему был бы обеспечен. И тут много чего нового можно было бы узнать о себе. Скандал перешел бы на личные оскорбления, на упреки. В конце баталии о соли могли уже и не вспомнить. Нет, потом, когда стали бы зализывать раны, то вспомнили, что в начале рассыпали соль, а после этого поссорились. Просто во время любой ссоры на поверхность выплескивается все, что накипело.

Соль дешевела, а примета оставалась. Сегодня она не работает или, нет, она может работать, но при одном условии. Об этом позже, когда раскрою один секрет примет.

Черный кот перебегает дорогу

Ну, все, черный кот дорогу перешел, жди неприятностей!

Вы тоже так думаете? Я не верю в эту примету. Вернее не верю, что со мной произойдет что-то плохое. Я начинаю выполнять магический ритуал или проводить специальное нижеперечисленное действие:

  • плюю через левое плечо;
  • покручиваю пуговицу на одежде;
  • жду, когда кто-нибудь пройдет первым;
  • изменяю свой маршрут.

Вы тоже так делаете? Нет? А что делаете вы в подобной ситуации? Напишите потом об этом в своем комментарии.

На самом деле я не ухожу с маршрута, не плююсь, никого не жду, продолжаю идти дальше. Но, могу покрутить пуговицу, если она у меня есть. Большинство моей повседневной одежды таковых элементов не имеет. Пересекая путь кота, я говорю про себя: "Чур, не я!" Немного необычно, но действенно.

Все магическое действие выполнено, главное, что я в него верю. Э, нет! Уже приблизился к своему секрету, а пока говорить о нем еще рано.

Для меня черный кот, это знак, а не примета. Улавливаете разницу? Пока нет?! Хорошо идем дальше, все объясню!

Когда я вижу черного кота и намерен пересечь его тропу, то воспринимаю это как предупреждение о возможной неприятности, а не как неизбежный факт. Ожидаемая неизбежность повлечет за собой отрицательный результат, тут неприятность гарантирована. А все почему? Наши мысли материализуются, они программируют пространство, влияют на ситуации, которые должны произойти.

И так, кот уже позади, поэтому оставим его и пойдем дальше.

Приметы к деньгам

О, их очень много! Например, моя мама говорила, что видеть вшей во сне, это к деньгам. Радоваться, смеяться во сне, это было плохо по ее словам. А вот плакать, это к везению или к удаче, а возможно, к находке или к деньгам. Я всегда относился к этим убеждениям скептично. Возможно, что поэтому у меня это и не работает. Во сне к деньгам, я вижу деньги. Ну, или в худшем варианте, что-то собираю по кусочку, по крупице, в коробочку, в мешочек. Но, это опять же сны. Наша тема сегодня, это народные приметы. Так что оставим сновидения на другой раз.

Вот еще несколько примет:

  • Чешется правая рука - здороваться с кем-то или знакомиться.
  • Чешется левая рука - это значит получите деньги или просто к деньгам. При этом, совсем неважно то, как они придут.
  • Зачесался нос - это или к выпивке (в рюмку смотреть), или по носу получите. Тут как повезет. Говорят, что хороший нос за неделю кулак чувствует. Противоядие тоже есть, как и в случае с котом. Не желаете пить, тогда потрите нос, почешите его. Не хотите по нему получить, тогда сами дайте ему пару щелбанов. Можно любя, а можно, при желании, кулаком с размаху, чтобы чувствовалось. Вот вроде бы и все магические действия, после которых вас уже не должны побить.
  • Сто процентная примета получения денег (99,9%) - на календаре день выдачи зарплаты или пенсии. Сбывается почти у всех и во всех случаях.

Тайна всех народных примет

Во-первых . Вы должны знать эту примету, неоднократно слышать о ней и вспоминать. Проще сказать, что вы вспоминаете о примете, когда видите то, что на нее указывает. Например, шел я по дороге, увидел черного кота и тут же о примете и вспомнил. Если бы я об этой примете ничего не знал, то и на кота внимания не обращал бы. Кот, как кот. Идет по дороге, ну и пусть идет дальше. Он в свою сторону, а я в свою.

Во-вторых . Вы верите в эту примету, значит, она может работать для вас. Для скептиков подобные приметы не работают. Или фифти-фифти, если они только делают вид, что не верят в нее, а на самом деле у них в душе есть сомнения.

В-третьих . Самое важное, наверное. Все приметы нужно воспринимать, как знаки, как предупреждения. И делать из них выводы. Ну, шел я по дороге, увидел кота, что перешел мне дорогу, подумал о том, что нужно быть бдительнее и внимательнее сегодня. Потом, то, что наши пути пересеклись, могло быть самым простым стечением обстоятельств.

В-четвертых . Важно верить себе, в то, что вы думаете и делаете. Я, например, верю, что говоря "Чур, не я", мне удалось избежать неприятностей. Можно думать и говорить все, что угодно. Если верите, что для того, чтобы избежать неприятностей, нужно выполнить какое-то другое действие, то выполняйте его. Только не забывайте, что в свои действия тоже нужно верить. В противном случае, что получается? Поплевали, например, через левое плечо, а сами думаете, что нужно было обойти этот участок пути, что кот уж очень черный и большой, что беды не избежать.

Конечно, можно не верить в какую-то примету, считать, что она по отношению к вам не работает. Тогда она и не сработает. Только нужно быть уверенным в этом на все сто процентов. Кстати, именно по этой причине скептикам очень часто везет. Но, замечу, что не всегда. И все же их уверенность в чем-то, это тоже магическая сила и защита от неприятностей. Чтобы отсекать всякие магические атаки, необходимо поступать, как Станиславский, говорить: "Не верю!"

Что же получается, если вы верите в примету, то она вас касается. То есть она работает по отношению к вам. Хотя, лучше воспринимать примету, как знак или предупреждение.

Мое отношение к приметам

На самом деле, я знаю не так много примет, но отношусь со вниманием ко всему происходящему вокруг меня.

Почему я не забываю про примету с черным котом? Да, все потому, что мне ее внушали несколько лет. Наверное, ее знают все, даже маленькие дети. Проще использовать противоядие, включить веру в какое-то свое действие и бдительность.

Было как-то очень давно, ехал я на своем автомобиле. В него ударилась птичка. В тот момент небольшая стайка птиц, вылетевших откуда-то сбоку. Позже, я обнаружил, что одна попала под защитную решетку. К сожалению, она погибла. Ее трупик пришлось вытаскивать оттуда. Наверное, это тоже был какой-то знак, но я его не понял. Моя интуиция мне тоже ничего не подсказывала. Конечно, это могла быть простая случайность. Но, тогда я решил для себя, что нужно быть еще более внимательным в этой поездке, только и всего.

Необычное падение предметов со стола

Разговаривал как-то со своими друзьями о приметах. Она программист, он художник. Тоже дошли до восприятия примет, в виде знаков. У Карлоса Кастанеды есть интересная глава об этом, которая называется "Мир соглашается".

- Валера, а как увидеть эти знаки и понять их? - спросила меня Светлана.

- Их не нужно специально искать и выглядывать. Они сами проявляются и бросаются нам в глаза, - сказал я. - Например, упала ложка со стола, мы думаем, что сейчас кто-то придет. Кто точно должен прийти не знаем. Мы считаем, что ложка или вилка говорят о женщине, а нож о мужчине. Но, опять же это может не работать для вас, если вы в это не верите. Тут, как бы происходит что-то мистическое. Вы знаете, что предметы падают к приходу кого-либо, поэтому мир подает вам знаки. Он предупреждает вас через то, во что вы верите.

В этот момент со стола упала открытая пачка сигарет с фильтром. Одна сигарета выпала из нее и оказалась лежащей рядом с пачкой.

- А это что может означать? - смеясь, спросил меня Сергей.

- Пока не знаю, но думаю, что мы узнаем об этом очень скоро. Это точно был знак. Он произошел не случайно, а в качестве примера к нашему разговору. Можно сказать, что мир хочет подтвердить правоту моих слов и убедить вас в том, что это все работает. Ведь, мы разговаривали о падающих предметах и знаках, - объяснил я.

И тут раздался звонок в дверь. Оказалось, что пришли два человека, бабушка и внучка. Это была мама кого-то из друзей и их дочка, которая находилась у нее в гостях. Их визит был немного неожиданным для моих друзей.

На этом я и закончу статью о народных приметах. Рекомендую рассматривать их, как знаки и помнить, что работает только то, во что вы верите. А теперь обещанные анекдоты.

стоит принимать во внимание приметы погодные.
все остальные - мракобесие.

Остальные ответы

Ну даа, конечно существуют.. .
Говорят не ходи под лестницей-беда приключится, конечно.. тебе эта лестница по башке кааак даст и на тебе. и похожее про кота и т. д.
Я лично в приметы не верю, но чёрных котов обхожу.

черный катяра и пустое ведро. плохо когда в дом птица залетит. -проверено на мне лично

Существуют, а вот так ли они близки к истине это другой вопрос

Примет очень много: зеркало разбилось - к несчастью, свистишь в доме - денег не будет, вилка упала - женщина придет в гости, ножь упал - мужчина придет, мясо приснилось - к болезни, соль рассыпалась - к ссоре, черная кошка дорогу перешла - пути не будет, с левой ноги утром встал - весь день удачи не жди. Как видишь, все плохо. Но есть и приятные приметы: птица на голову накакала - к деньгам.
Все это уже устоявшиеся, проверенные временем приметы, ну, а сколько можно еще всего напридумывать. И, главное, других в этом убедить.

Почему приметы перестали работать, объяснил фольклорист

Народные приметы тянутся с глубокой древности. Но даже мы, люди современные, порой воспринимаем их всерьез. О том, чему верить, а чему нет, «Вечерка» спросила фольклориста, автора книг о приметах Анну Некрылову.

Наши предки пытались предсказать погоду исключительно по обстановке на улице или дома. Но с тех пор жизни сильно изменилась, и точность многих примет гарантировать уже нельзя.

— Во-первых, изменился климат. Во-вторых, в 1918 году в стране был введен новый календарь, разница между старым календарем составила 13 дней. Например, был Покров день. Вот и как нам теперь считать, приходится он на 1 или на 14 октября? Для народных примет это существенное расхождение, — говорит Анна Некрылова.

Еще один фактор, который ставит под сомнения народные приметы, — ландшафт. В городе объективно не могут действовать приметы из сельской местности. Сложно воспринимать всерьез и приметы, которые касаются урожая.

— К примеру, в моем детстве погоду пытались определить по чешуе лука. Если она жесткая и ее много, то будет холодная зима. Но в наше время непонятно, откуда он к нам привезен и чью погоду определяет. Привезли лук из Польши, и что? Как я буду думать, что в моем городе будет холодная зима, если он не из этих мест, — рассуждает фольклорист.

Происхождение многих примет — загадка. Пожалуй, все их объединяют невероятно точные поэтические образы. Как слышишь, что большие снежинки падают к оттепели, и в голове тут же рисуется картина мягкой нежной зимы с укрытыми белым холодным ковром лужайками.

Но многие приметы не просто образы.

— Большинство основаны на многовековых наблюдениях. Так, мы точно знаем, что в XIX веке многие крестьяне вели дневник, в котором писали, что 17 октября прохладно, а в этот же день в прошлом году тепло. Велись постоянные наблюдения за природой, животными, птицами. Не зря многие этнографы говорят, что народный календарь — это энциклопедия крестьянской жизни, — сказала «Вечерке» Анна Некрылова.

По ее словам, у большинства народных примет было рациональное зерно. Но с появлением интернета зародился фейковый фольклор. Плюс многие люди не осознают, что приметы, характерные для проживавших на месте современной Москвы, совершенно не подходят для южных регионов страны.

— Территориальный показатель отсутствует. Получается, что их делают всенародными, но это совершенно не так, — объяснила она.

Птица на одной лапе — к холоду

Оказывается, у этой приметы есть рациональное зерно. Дело в том, что их нервные окончания ощущают приближения холодов раньше других. А раз земля остывшая, значит, стоит одеться потеплее.

Дым столбом — к морозам

Как говорят эксперты, эта примета ничем не обусловлена с точки зрения физики. Дым из трубы идет столбом только при циклонической деятельности. А зимой во время этого процесса похолодания не бывает.

Ясная погода — затяжная зима

А вот это верно. Ясная погода возможна только при наличии антициклона, в его центре давление повышено, на периферии — понижено. Это создает круговое движение воздушных масс, которое разгоняет облака.

Красное солнце на закате — к хорошей погоде

Это действительно так. Все кратковолновые составляющие солнечного спектра поглощаются, из-за чего происходит его рассеивание. Это значит, что атмосфера однородна, что сулит нам хорошую погоду.

Много рябины — к морозной зиме

Абсолютный миф. На эту тему проведены десятки исследований с привлечением специалистов из разных областей. Закономерности между большим урожаем рябины и погодой не нашли. Суровые зимы были и при обильном сборе этой ягоды.

Кошки — синоптики

Это правда. Они тонко чувствуют приближение непогоды.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Роман Вильфанд, научный руководитель Гидрометцентра:

— Раньше я связывал то, что народные приметы «не работают», с изменениями климата, экологии. Затем пришел к выводу, что это эмоционально созданные правила, которые и не могут подтвердиться. Не было наблюдательного инструментария для измерения давления, влажности воздуха. Все приметы оправдываются на уровне случайного гадания.


— Я занимаюсь изучением традиционной славянской культуры, преломлением христианства в традиционной культуре, обрядовой культурой, влиянием языка на традиционную культуру и так далее. У меня есть также работы, связанные с формами современного фольклора. В частности, в последнее время я с некоторыми из моих коллег занимаюсь изучением протестного фольклора, возникшего зимой 2011–2012 года.

Надо сразу определиться с терминами: слово «суеверие» я бы не стал употреблять в научном контексте, потому что оно не является термином и не обозначает ничего конкретного. Это оценочное обозначение не из научного лексикона и уместно в проповеди священника, когда он говорит, каким образом следует выстраивать свою религиозную жизнь. Священник исходит из понятия «правильная вера» и того, что вне этой самой правильной веры находится. Для научного анализа важно, как работают приметы, верования, обряды, а не как они могут быть охарактеризованы с той или иной точки зрения. С другой стороны, суеверием можно назвать и примету, и обряд, и просто верование, которое не выливается в действия и так далее. Поэтому слово «суеверие» я бы сразу отбросил. Что касается примет, то да, они входят в круг моих интересов как один из аспектов, который не может существовать изолированно от других и составляет органическую часть традиционной культуры в целом.

— Выходит, что непричастность к религии некоего действия может называться суеверием? И вы не будете возражать, если я продолжу употреблять слово «суеверие» в общепринятом смысле?

— Я все же вынужден возражать против слова «суеверие», поскольку дело не только контексте, но и в том, что за ним не стоит ничего конкретного. Нам придется с вами заранее договориться, что называть суеверием. Во-первых, религия — это сложнейший комплекс представлений, основанных на письменных текстах, созданных в разные эпохи разными людьми, и поэтому в них есть нестыковки. Во-вторых, это предание, то есть та же самая устная традиция, которая по природе своей не может быть четкой, однозначной и монолитной. В-третьих, есть точка зрения конкретных церковных иерархов (не только в Русской православной церкви), которые в рамках собственного понимания всего вышеперечисленного могут по-разному оценивать принятые нормы.

Нет единой генеральной линии, которая отвечала бы на все вопросы сразу, есть совокупность мнений. Например, апостольское правило, по которому женщине запрещается ходить в мужской одежде, выливается, как правило, в травлю женщин в русских, подчеркиваю, именно в русских православных церквах, если они туда приходят в штанах. При этом огромное количество других православных церквей и огромное количество храмов в рамках Русской православной церкви вполне спокойно на это смотрят. Я уже не говорю о том, что штаны давно перестали быть мужской одеждой. Это можно назвать суеверием, а можно назвать соблюдением апостольского правила. И то и другое в известной мере будет справедливо.

— Тогда становится неразличимой грань между суеверием и приметой.

— Примета — это очень узкая вещь. О ней можно говорить как о жанре фольклора, потому что примета существует как некая идея, оформленная в словесном выражении, имеющем более или менее устойчивую форму: если случится X, то случится Y, или проще: если X, то Y. Все приметы примерно так устроены.

Суеверием же в определенном контексте можно назвать любое человеческое действие. Например, вы пришли с улицы домой и моете руки. Вы будете это мотивировать тем, что вы хватались в метро за поручни и поднимали упавший кошелек с земли, но я вам скажу, что это суеверие. И буду ли я неправ? И здесь нет однозначного ответа.

А. Белых «Летом», 1953

А. Белых «Летом», 1953

— К примеру, рассыпанная соль или упавшая на пол вилка — что это?

— Это как раз примета. С вилкой понятно, как устроена логика приметы, — если вилка упала со стола, значит, придет мужчина. С солью сложнее, потому что возможно разное толкование. Примета звучит так: соль рассыпалась — к ссоре. Но это можно сформулировать иначе — нельзя рассыпать соль, чтобы не было ссоры, поэтому следует быть аккуратным за столом. Это будет запрет — нельзя совершать некоторые действия во избежание чего-то более неприятного.

— А, например, черная кошка, которая перебегает дорогу?

— Как вы думаете? Любая примета может порождать запрет, который в свою очередь тянет за собой некоторый набор верований и действий. Кошка перешла дорогу, а тебе туда надо. Для этого существует определенное предписание, как следует поступить, чтобы несчастье тебя миновало. Это, несомненно, примета. Для тех, кто в это не верит, — это будет суеверие. Для тех, кто верит, — это не будет суеверие, а будет факт.

— Как появляются приметы? Возможно ли в современном мире возникновение новых суеверий, примет, и что стоит за их появлением?

— Да, это регулярно происходит, и стоит за этим психология. Человек выступает не в качестве индивидуума, а как часть коллектива. Говоря о таких вещах, как приметы, мы всегда имеем в виду коллективное или массовое сознание.

Не бывает примет у одного человека. Точнее, бывают, но мы про это толком не знаем. Конкретный человек может верить в миллион вещей, про которые он никому не говорит. Допустим, кто-то никогда не выходит из дома, не застегнув пальто на лестнице, потому что если он застегнет его дома, то обязательно случится какая-нибудь неприятность по дороге. Для кого-то это может быть приметой, но она не будет фактом коллективного сознания.

Поэтому мы говорим о коллективных вещах: в момент некое «правило» начинает регламентировать поведение объединенных каким-либо образом людей. Это может быть что угодно: профессиональная деятельность, место работы или проживания, возраст, пол, социальный статус и так далее. Важно, что у этих людей есть нечто общее, что их объединяет и позволяет образовать некую культурную среду, в которой происходит распространение того или иного верования, приметы, запрета, обряда. Тяга человечества к делегированию некоторых идей, функций и ролей сверхчеловеческой силе, попытка объяснить случайность логикой или найти в случайности логику — это почти универсальная черта нашего сознания. Она абсолютно неискоренима и не связана с состоянием научно-технического прогресса и знанием об устройстве мироздания. Всегда в уголках сознания есть неотрефлексированная идея существования сверхъестественного. Кроме того, я повторяю, в сознании большинства людей этой формулировки нет, а есть некоторое почти биологическое, подсознательное ощущение. Собственно, на этом механизме организована вся традиционная культура и ее новые формы. То есть если так делают все, значит, так надо делать и мне. Или я это делаю, потому что это делают все.

Из популярных современных примет можно выделить следующие: из современных следующие: во-первых, студенческий обряд ловли халявы накануне экзамена. Надо открыть зачетку,высунуться из окна и звать: «Халява, приди». Потом закрыть и положить под подушку. Возник он, кажется, в 1970-80-х годах.

Во-вторых, памятника Шерлоку Холмсу собираются любители трубки покурить — посидеть рядом с Холмсом. Это должно способствовать развитию ума. Идею вроде бы подкинул актер Ливанов в момент открытия памятника. А недавно появился памятник собаке, убитой в метро, на станции Менделеевской. К нему несут цветы и пишу, трогают, гладят, загадывают желания.

— Коллективное сознание определяет, какие приметы остаются актуальными, а какие уходят в прошлое?

— Не совсем так. Каждый отдельно взятый фактор запросто может терять актуальность, забываться, исчезать и так далее. Скажем, идея о том, что определять время пахоты земли следует, сев голым задом на землю и почувствовав ее тепло. По происхождению она связана совсем не с температурными ощущениями, а с некоторым эротизмом, присущим земледельческой культуре, происходит как бы символическое оплодотворение земли. Но затем обряд приобретает новое объяснение — нужно почувствовать тепло земли, но потом исчезает вместе с изменением форм земледелия. На это повлияло в первую очередь обобществление земли, если мы говорим про советскую традицию, и механизация, которая отменила старую земледельческую обрядность. Сейчас уже не надо определять, готова земля или нет, потому что теперь как агроном скажет, так и будет. Но в целом такое явление, как верование, примета, обряд и так далее — они никуда не деваются.

— Можно ли как-то типологизировать приметы?

— Ну, во-первых, как мы с вами уже сказали, можно по среде, в которой они существуют. Во-вторых, есть какие-то ритуализированные формы поведения, как «потереть памятник». Например, еще в 1930-е годы появилась традиция тереть нос собаке на станции «Площадь революции», а сейчас каждый второй, проходя мимо, машинально касается носа или ноги собаки. Кто-то это делает сознательно, а бессознательно. Это неискоренимая вещь.

— А существует ли связь между суеверием и религией? Есть ли поводы для предостережений против суеверий?

— У каждой религии своя более или менее сложная система, и ни одну из них нельзя назвать суеверием по целому ряду причин. Это всегда сложнейшая философская и богословская система, разработанная чрезвычайно образованными и мудрыми людьми своего времени. В значительной степени религия противостоит суевериям, и само слово «суеверие» возникает именно в религиозном контексте.

Любое отдельно взятое действие или верование, связанное с той или иной религией, вполне может оказаться суеверием, но это больше зависит от ее носителей. Например, поставить в храме свечку. С церковной точки зрения, это символическое действие, за которым не стоит никакого ожидания благ, и оно представляет собой условную жертву богу. Сама по себе свечка — красивая и изящная условность. Но приходит человек в церковь два раза в год, накупает свечек и ставит их у каждой иконы, восполняя таким образом недостаток религиозного общения. С точки зрения христианской церкви — это суеверие. Если мы не вникаем в религиозную систему, не пытаемся понять смысл того, что происходит, а просто повторяем условно требуемые религией действия, будь то крестное знамение, соблюдение субботы, обрезание, намаз и так далее, то это будет суеверие.


— Получается, между религией и суеверием всегда существует взаимопроникновение: какие-то религиозные элементы становятся приметой, а суеверия, наоборот, становятся частью религии?

— Да, и то и другое существует. Что касается элементов религиозной культуры, которые начинают интерпретироваться и пониматься совершенно по-новому и в другом контексте, — это сплошь и рядом. Во время крестин у человека выстригают по четыре прядки волос крест-накрест, залепляют в воск и бросают в купель с водой. А дальше происходит фольклорная интерпретация: смотрят, утонут волосы или нет. Если утонут, то ребенок долго не проживет, а если будут плавать, то все будет хорошо. Поскольку религия не существует в изолированном пространстве, очень часто церковная традиция начинает принимать то нерелигиозное, что является неискоренимой формой человеческого поведения и фактом человеческого сознания, пытаясь придать этому новый смысл или подобающую форму. Скажем, ветки березы, которые приносятся в православную церковь на Троицу, имеют, с одной стороны, некоторую параллель в иудаизме, а с другой — это основано на некоторых народных обрядах.

— Почему это происходит?

— Есть вещи, которые очень созвучны между собой, и поэтому они легко проникают из народной культуры в церковную. Например, почитание источников — явление чрезвычайно древнее и свойственное практически любой религии. Скажем, в иудаизме омовение в проточной воде играет значительную роль. Соответственно, через иудаизм это приходит в христианство. Одновременно с этим существует народное почитание источников, связанное с конкретными событиями или ожиданиями. Эти вещи между собой очень легко сближаются, водоемы становятся святыми, начинают возводиться к факту религиозного опыта или истории. День празднования рождества Христа связан с днем зимнего солнцестояния, и это было установлено совершенно сознательно с целью вытеснения одного праздника другим.

— Приметы могут выполнять или замещать социальные функции? Становятся ли они регуляторами поведения?

— Самая очевидная функция — это запрет, но есть приметы, которые оправдывают какие-то дальнейшие ожидания. Предположим, если на Пасху будет солнечный и теплый день, то все большие праздники в году будут теплые. Из этого ничего не вытекает. Часто календарные приметы очень странно выглядят. Например, на день святого Симеона Столпника (1 сентября по старому стилю) исчезают мухи. Это примета: настал день Симеона Столпника — мухи должны исчезнуть, но это не всегда так. Подобного рода приметы не столько имеют влияние на окружающую жизнь, сколько служат мнемоническим правилам. Такие приметы служат систематизации представлении о времени.

— А в качестве механизмов власти можно использовать такие практики?

— Обычно это никак не используется для влияния одной группой людей на другую. Если существует некий закон или факт, актуальный для определенного количества людей, то они образуют одну группу, внутри которой этот закон существует. Наиболее очевидным являются религиозные предписания. Например, женщина приходит в церковь в штанах. Мы ее воспринимаем как свою, ведь она пришла в храм, хоть и не знает элементарных правил. Поступить можно по-разному: выгнать с позором, попросить надеть юбку и не оскорблять наши религиозных чувств или просто не обратить на это внимания, потому что для нас это не критерий.

— Какие профессии наиболее подвержены суевериям и приметам?

— В первую очередь это профессии, связанные с повышенной опасностью: пожарные, пилоты, шахтеры и так далее. Вторая причина, по которой в профессиональной среде могут появиться приметы, — это замкнутость коллектива. Чем более род деятельности связан с изолированностью — чаще в социальном отношении, — тем более это способствует существованию внутри коллектива каких-то традиций.

— Почему тогда актеры считаются очень суеверными?

— Я не знаю, насколько они суеверны, но существование примет и верований обусловлено тем, что это абсолютно замкнутая среда. Когда актеры выходят на сцену, то люди в зале — это «они», а на сцене — «мы». Мир театра и кино — это другая, альтернативная жизнь. А боязнь изображать на сцене покойника по большей части связана со страхом смерти. Изображение покойника — очень традиционная вещь, поскольку смерть — одно из самых загадочных явлений для человека, и никому не дано знать достоверно, что там будет. Отсюда и особо повышенное внимание к смерти. Оно может реализовываться по-разному: в ряде случаев в традиционной культуре покойников изображают специально. Со смертью, пожалуй, существует больше всего суеверий.

Читайте также: