По какой примете можно найти человеческую тропу на болоте

Обновлено: 14.11.2024

Ни лягушку, ни змею вы не поймаете, а если и поймаете не съедите, а если съедите то помимо голода у вас добавится еще список из пары сотен причин для отъехать. Корни молодого Рогоза можно жевать, кроме ягод, это наверное самое питательное что можно там найти.
Но я был на лесных болотах. Если вы про условия выживания - то первым делом надо бы оттуда свалить. Ибо клещи. Сотни клещей. Тысячи клещей.

смотря какие болота. в иных местах кроме ивовой коры и не добудешь ничего.

Учитель С природой одною он жизнью дышал:

Ручья разумел трепетанье,

И говор древесных листов понимал,

И чувствовал трав прозябанье.

Стихотворные строки Евгения Баратынского как будто написаны о М.М.Пришвине – писателе- философе, лирике природы, художнике-мыслителе. «Огненное, действенное чувство Родины», нерасторжимая связь с матерью-землею» прежде всего характеризует его творчество. Он открыл простую красоту родной земли. И читатель его книги становится в своем отношение к ней зорче, мудрее, бережливее. Русская природа стала для Пришвина источником поэзии, а великая любовь к природе, по словам Константина Паустовского, родилась из его любви к человеку. Девизом творчества М.М.Пришвина было «открывать в природе прекрасные стороны души человека». Сам писатель признавался: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Поэтому Максим Горький назвал произведения Пришвина «мудрыми беседами с людьми о мире».

Пришвин – мастер словесной живописи. Вся его жизнь долгий и трудный «поход за волшебным словом». «Язык Пришвина точен, прост и вместе с тем очень живописен в своей разговорности, - писал Константин Паустовский. – Он Многоцветен и тонок». Прозу Пришвина можно с полным правом назвать разнотравьем русского языка.

Далеко не простым был творческий путь художника. М.М.Пришвин в 1873 году родился в семье бывшего купца неподалеку от Ельца, в небольшом дворянском имении Хрущево Орловской губернии: имение это досталось отцу по наследству. Отец был увлекающимся человеком: то конный спорт, то садоводство, то охота, то карточная игра. Мать, работая с утра до вечера, учитывая каждую копейку под конец жизни выкупила имение и всем пятерым детям дала образование причем хорошее образование.

Орловский край дал нам и И.С.Тургенева, и И.А.Бунина, и Н.С.Лескова, и Л.Андреева. Пришвин рос среди крестьянских детей учился в Елецкой гимназии. На первом курсе он с двумя товарищами совершает побег в Азию, «страну золотых гор, край непуганых птиц», где существует злато Кащея, Образа зла из народной сказки. Путешественников изловили и доставили обратно в гимназию, где зло издевались над ними остальные мальчики. Затем университет, марксистские кружки, подпольная работа, тюрьма, ссылка, заграница. Германия, снова университет, но уже Лейпцигский, агрономическое отделение философского университета. Через четыре года возвращается с дипломом агронома. Первая научная книга «Картофель».Служит агрономом в земстве, в Клине, работает исследователем на опытной сельскохозяйственной станции в Луге, готовит себя к научно-педагогической деятельности в лаборатории академика Д.Н.Прянишникова. Но пробудившийся интерес к литературе заставляет его резко изменить судьбу. Он познакомился с языковедами-этнографами Шахматовым и Онучковым с которыми отправляется на север России для собирания народных сказаний, поверий, песен, пословиц, поговорок. Он уехал на север скромным агрономом, а вернулся замечательным русским писателем, автором книги «В краю непуганых птиц».

С 1905 года Пришвин становится писателем-путешественником, этнографом.

Он много ездит по стране, выпускает книги, сотрудничает в газетах. Много замечательных произведений вышли из пера М.М.Пришвина - певца природы.

«Кладовая солнца» - одна из этого списка. ЕЕ можно назвать едва ли не самой солнечной книгой писателя: так много в ней света, весны, красок, любви к жизни, трепетного чувства счастья.

Выступление ученика «Из истории создания «Кладовой солнца».

Ученик. Во время Великой Отечественной войны Михаил Михайлович Пришвин, несмотря на свои 70 лет, отказался от эвакуации в глубокий тыл и жил недалеко от Москвы, близ старинного русского города Переславля-Залесского, сначала в небольшой деревушке Заозерье, затем в Усолье, в доме крестьянина Назарова. Под окнами дома разбит палисадник, а сразу за ним начинается сосновый бор, и в глубине его Блудово болото. Туда и направились Настя с Митрашей. Сами дети, историю которых передает Михаил Михайлович Пришвин, Соня и Боря жили напротив. Когда в усадьбу Ботик привезли детей из блокадного Ленинграда, писатель сразу же пошел туда. И потом почти каждый день наведывался к осиротевшим детишкам, даря им тепло, любовь и ласку. На основе этих жизненных впечатлений, были написаны рассказы о прекрасной маме. («Прекрасная мама» - одно из первоначальных названий «Рассказов о ленинградских детях»).

Весной 1945 года писатель вновь приезжает в Усолье – работать над «Кладовой солнца». Кабинетом для него была сама природа этого удивительно живописного края. На берегу быстрой и чистой реки Вёксы Михаил Михайлович облюбовал себе место и преимущественно писал там. В сказке-были еще чувствуется дыхание сурового боевого времени, но она согрета радостным ощущением победы и весны.

Учитель. А мы с вами, дорогие ребята, приступаем к нашему состязанию, которое поможет нам выявить знатоков творчества М.М.Пришвина.

1-ый конкурс «Представь героя»

Задание. Описать внешность, характер, человеческие качества героя. Чем понравился герой? Оценивается полнота ответа.

2-ой конкурс «Блиц-турнир»

Задание. Команды по очереди отвечают на вопросы викторины и получают баллы.

Назовите фамилию ребят. Можно ли считать ее «говорящей»? (Веселкины. Фамилию можно считать говорящей, потому что ребята были оптимистами, дружно и весело преодолевали все трудности.)

Какое крестьянское хозяйство досталось ребятам? (Изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, овцы, куры, петух Петя, поросенок Хрен).

Какая самая сладкая клюква? (Перезимовавшая под снегом).

Что такое палестинка? (Палестинка – урожайное место, слово произошло от Палестины – «земли благодатной, богоданной).

Какие два дерева стояли и стонали на все Блудово болото? (Ель и сосна).

Что случилось после ссоры брата и сестры? ( Нашли тучи, и подул сильный ветер, словно природа была недовольна.)

Кто и почему жил в картофельной яме в сторожке? (Собака Травка после смерти своего хозяина Антипыча).

Кто такой Серый Помещик? (Волк).

Что за старушки обитали на болоте? (Елочки, хилые, слабые, скрюченные).

По какой примете на болоте можно отыскать человеческую тропу? (По траве белоус).

Что такое Слепая елань? («Елань» - омут в болоте, погибельное место, «Слепая», потому что ее не видно, она маскируется под сухое, безопасное место).

Почему Митраша не кричал, оказавшись в болоте? (Каждое движение, каждый вздох, а тем более крик еще сильнее затягивал его в трясину.)

Как кончил свою жизнь Старый Помещик? (Его случайно убил Митраша, который целился в зайца).

Что Настя сделала с ягодами, которые собрала на болоте? (Настя отдала их детям, эвакуированным из Ленинграда).

Почему Травка пошла с детьми? (Она решила, что это ее новый хозяин. Травка привыкла жить для человека и служить ему).

Какие звери встречались Насте и Митраше в лесу? (Лось, волк, змея, заяц).

Какие птицы встречались ребятам в лесу? (Глухарь, тетерев, ворон, кулик, чибис, сорока, выпь, дрозд).

Как Митраша выбрался из болота? (С помощью собака Травки).

3-ий конкурс «Черный ящик»

Задание. Угадайте, какой предмет лежит в «черном ящике».

Чудесная, по мнению Митраши, вещь, необходимая в любом походе или прогулке по лесу, так как всегда поможет найти дорогу к дому. Досталась ему от отца. (Компас)

В ящике находится изделие юного умельца Митраши. (Предмет деревянной посуды)

Предмет, с помощью которого Митраша сумел удержаться на поверхности болота. (Ружьё).

«Муравка, Муравка, я дам тебе…!» - крикнула ей Настя. Что предлагала Настя Затравке? (Хлеб).

4-ый конкурс «Инсценировка»

Инсценировка для команды Насти «Ссора брата и сестры».

Инсценировка для команды Митраши «Правда Антипыча».

Оценивается артистичность исполнения, костюмы.

5-ый конкурс «Лесные голоса», или «Язык зверей и птиц».

Задание. «Переведите» язык животного мира на человеческий язык.

Как по-тетеревиному «солнце»? («Чуф»).

Поздоровайтесь по-тетеревиному. («Ши»).

«Кра!» - крикнула ворона в гнезде. Что это значит? («Берегись»).

«Дрон-тон!» - крикнул сторожевой ворон. Что это значит? («Скоро будет пожива»).

«Дрон-тон!» - ответила самка. Что это значит? («Слышу и жду!»).

Носатые длиннохвостые сороки начали трещать: «Дри-ти-ти! Дра-та-та!» Что это значит? («Попался!»).

Что подумал заяц, услышав непонятный шум, убегая в лес? («Подальше от греха»).

6-ый конкурс «Иллюстрация».

Задание. Устное художественное рисование «Что я изобразил бы на иллюстрации «Дети встречают восход солнца у Лежачего камня». (Пять минут ребята работают с текстом и обсуждают иллюстрацию. Отвечает один человек от команды).

7-ой конкурс «Конкурс капитанов».

Задание. Капитанам команд «Насте» и «Митраше» рассказать от первого лица об их пути. Как герои попали в беду?

Задание. Назовите русские народные пословицы, отражающие главную мысль «Кладовой солнца».

9-ый конкурс «Конкурс литературных знатоков»

Задание. Команды работают над жанровым своеобразием рассказа. Что такое сказка быль? Команда Насти Отыскивает сказочные мотивы; команда Митраши – черты реалистического повествования.

10-ый конкурс «Смысл названия рассказа».

Задание. Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека». Почему ,по-вашему, М.М.Пришвин отказался от этого названия? Что понимает автор под выражением «кладовая солнца»?

Весной Настя и Митраша стали собираться за клюквой. Митраша взял ружье, компас, а Настя — корзину с едой. Митраша вспомнил, что отец говорил о палестинке, где есть много клюквы. Но Настя возражает брату, что нет никакой палестинки, зато помнит, что отец говорил про Слепую елань — место, от которого следует держаться подальше.

Настя и Митраша пришли к Лежачему камню, у которого болотная тропа расходилась вилкой: «одна, хорошая, плотная тропа, шла направо, другая, слабенькая, прямо» . Митраша говорит, что им надо идти по узкой тропе, но Настя не соглашается. Ей кажется, что надо идти по широкой, где уже много раз ходили люди. Дети повздорили, и в итоге Настя пошла по широкой тропе, а Митраша по узкой. И тогда над болотом жалобно застонали деревья, серая хмарь плотно закрыла солнце.

Митраша шел по компасу и попал в Слепую елань — место, в котором погибло немало людей и скота. Чем дальше шел мальчик, тем земля становилась податливей, мягче, а потом и вовсе что-то заурчало под ногами. Но Митраша шел дальше, ведь по этой тропе уже до него ступала нога человека. Тут Митраша заметил, что трава белоус, которая является вестником тропы человеческой, проходит по другую сторону. Но чтобы дойти до нее, надо сделать круг, а Митраше не хотелось терять времени, поэтому он шагнул дальше. Митраша теперь погружался по колено в воду, в другой миг вода стала ему выше колена. И он мог бы еще выйти из болота, но тут увидел опять траву белоус и рванулся. Но было уже поздно. Он был плотно схвачен со всех сторон по самую грудь, и при малейшем движении его тянуло вниз. Он закричал, но никто не ответил. Митраша кричать перестал, а по лицу покатились слезы

как рассказать о сложной, щекотливой ситуации, когда сердце мужчины отдано замужней женщине, не скатываясь на двусмысленность и столь привычную современной пошлость? гениальному писателю чехову это удалось. настроение, тонкость и сложность выражения художественного замысла рассказа нашло своё полное отражение в подтексте, в не выраженном явно мнении писателя об отношениях мужчины и женщины.

особенный его рассказ «о любви», в котором замужняя женщина луганская лидия алексеевна и помещик алехин павел константинович испытали друг к другу чувства искренней любви, интересен тем, что, возможно, в этом рассказе нашли своё отображение романтичные чувства писателя к лидии алексеевне авиловой. правда, любовь чехова к авиловой известна только по её воспоминаниям и она, будучи весьма в преклонном возрасте, писала в своей тетради, что ей сложно распутать моток шёлка их отношений, и она так и не может решить вопрос: «любили ли они друг друга»?

но в одном сюжет рассказа и события жизни писателя действительно полностью . главный герой повествования – алехин павел константинович – приезжает в софьино и упорно, не жалея сил и времени, занимается сельским хозяйством, чтобы восстановить пришедшее в запустение собственное имение и сельскохозяйственные угодья. антон павлович в 1892 году приобрёл имение в небольшом селе мелихове, и его семье, как и главному герою рассказа, пришлось приложить немало сил, чтобы преобразить запущенную, находящуюся в полуразрушенном состоянии, мелиховскую усадьбу.

Читайте также: