Песни танцы прибаутки считалки скороговорки игры есть народной педагогики кабардинцев и балкарцев
Обновлено: 14.11.2024
закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества.
Развивающие: развивать любознательность, речевые умения.
Воспитательные: воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, чтение
Активизация: потешки, прибаутки, скороговорки, дразнилки, считалки, народные игры.
Обогащение: фольклор.
Предварительная работа: знакомство с жанрами и видами русского народного
творчества (заучивание пословиц, поговорок, потешек, чтение сказок).
Оборудование: маршрутная карта, письмо, снежинки картинки со сказочными
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, скажите, в какой стране мы с вами живём?
Воспитатель: Чем же знаменита Россия? Почему о ней знают люди во многих странах?
(Ответы детей: знаменита самоварами, пряниками, оружием, промыслами, народными
Воспитатель: А чем еще знаменита Россия, Вы узнаете,отгадав загадку:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. Матрешка)
Воспитатель: А ещё наш край богат фольклором. А вы знаете, что такое фольклор.
(Фольклор народное творчество, чаще всего именно устное; художественная
коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь.)
Дети: Это песни, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, загадки, скороговорки,
игры, хороводы, сказки.
Воспитатель: А кто их сочинил?
Как у нас уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто и никто не скучал,
Сам народ для себя песни - шутки слагал.
Наши дедушки, бабушки нам говорили
Как плясали они, хороводы водили.
Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,
Своих деток учили петь ещё с колыбели.
(Раздаётся стук в дверь, вносят письмо).
Воспитатель: Дети, нам письмо принесли. Кто мог его передать? Давайте откроем и
узнаем, от кого оно.
(Воспитатель открывает письмо, достаёт маршрутную карту).
Воспитатель: Вот так чудо! Посмотрите, какая-то карта. Да здесь ещё письмо (читает).
Здравствуйте, дорогие внучата! Знаю, что вы очень любите сказки и хотите попасть в гости к моей сестрице Сказке. Выполните мои задания и я проведу Вас к ней в гости. А чтоб вы не сбились с пути,
Посылаю вам маршрутную карту.
Желаю вам удачи!
В добрый час и до встречи! Ваша бабушка Загадушка.
Воспитатель: Мы сегодня попутешествуем и лучше познакомимся с нашим фольклором.
Ой, здесь какие-то квадратики, картинки, стрелочки.
Что это значит? (рассматривают)
Дети: Это план нашего путешествия!
Воспитатель: Всё очень просто. Вперёд!
Куда указывает первая стрелочка?
Дети: Стрелочка указывает, что квадрат со смайликом. Это значит, что нас ждет что-то веселое, забавное.
Воспитатель читает задание: Скажите, что такое потешки и прибаутки? Расскажите их.
Вышла кошка за кота,
За кота котовича,
За Иван Петровича.
Стали кошку хоронить,
Во все колоколы звонить.
Загорелся козий дом,
Бежит курочка с ведром,
Побежала к дубу,
Прибежала к городу,
Еду - еду к бабе, к деду.
На лошадке, в красной шапке,
По ровненькой дороженьке,
В старом лапоточке,
По рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо,
А потом вдруг. в ямку
-Федул, чего губы надул?
А велика ли дыра?
- Остались ворот да рукава.
Воспитатель: Ребята, кто скажет, что такое потешка? (Потешка песенка- приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка.)
А что такое прибаутка?
(Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) - стихотворная, короткая, весёлая история, которую рассказывает мама своему малышу.)
Воспитатель: Ребята, Вы выполнили задание. Молодцы! Можно идти дальше. Куда
указывает нам стрелочка?
Дети: Квадрат, в котором нарисована снежинка.
Отправляемся в путь!
Воспитатель: Как много снежинок! Целый сугроб! Давайте их соберём!
Ой, здесь на снежинках написаны поговорки и пословицы, но не полностью.
Пословицы есть и про смех, шутку, веселье, есть про труд, работу, есть про дом,
хозяйство, про людские отношения.
Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки.
Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку.
Вот послушайте русские пословицы.
• Много будешь знать - (скоро состаришься).
• Что на уме (то и на языке).
• Хорошо в гостях, (а дома лучше).
• Старый друг - (лучше новых двух).
Без труда не (вынешь рыбку из пруда).
• Любишь кататься - (люби и саночки возить).
•Не копай другому ямы: (сам в нее попадешь).
Воспитатель: Хорошая получилась игра. А еще какие пословицы и поговорки вы знаете?
Молодцы! Продолжаем путь дальше.
В темном лесе есть избушка (руки домиком над головой)
Стоит задом наперед (повороты кругом).
В той избушке есть старушка
Бабушка Яга живет (опускают руки вниз).
Нос крючком (показывают на нос,
Глаза большие (показать глаза)
Словно угольки горят (покачивают головой!
Ух, сердитая какая (грозят пальчиком,
Дыбом волосы стоят (поднимают руки вверх!
Воспитатель: Куда же нам идти дальше? Посмотрим по карте.
Дети: Квадрат, в котором нарисован ротик и язычок. Что же это значит? Ничего не
написано. Может быть, бабушка Загадушка хочет, чтобы мы подразнили друг друга?
(Дети показывают друг другу языки.)
Воспитатель:Я знаю смешную дразнилку:
Ваня, Ваня - простота, купил лошадь без хвоста!
Сел задом наперед и поехал в огород!
Вова, Вова - карапуз!
Съел у бабушки арбуз.
- Это, бабушка, не я!
Это - кошечка твоя.
Голова с локоток.
На веревочке повис.
Как веревка оборвется,
Так Борис перевернется.
Воспитатель:Я знаю скороговорку:
От топота копыт пыль по полю летит.
Разомнем наши язычки!
Всех скороговорок не переговоришь, а мы попробуем.
Дети, вы знаете скороговорки? А какие Вы знаете скороговорки?
• Бык тупогуб, тупогубенький бычок.
У бела быка губа была тупа.
• У Елки иголки колки.
• Ехал Грека через реку.
Видит Грека - в реке рак.
Сунул Грека руку в реку
Рак за руку Греку - цап!
Воспитатель: Хороши ваши язычки, справились со скороговорками! Пришло время
Люди в старину любили играть в игру «Золотые ворота». Давайте и мы поиграем.
Сначала надо выбрать водящих. Кто знает считалку?
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой. Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Народная игра «Золотые ворота»
Ход игры :
Выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки
и поднимают их вверх, образуя «ворота». Остальные игроки встают цепочкой (берутся
за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами, произнося
Первой мать пройдет -
Всех детей проведет!
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз -
Не пропустим вас!
Воспитатель: А какие еще народные игры Вы знаете?
Дети: Народную игру «Маланья».
Ход игры:
Дети становятся в круг, в середине которого находится ребенок, изображающий бабушку
Маланью (на него можно надеть платочек). Дети в кругу начинают петь смешнуЮ
песенку, сопровождая ее выразительными движениями.
У Маланьи, у старушки,
Жили в маленькой избушке:
Семь дочерей да семь сыновей!
Семь дочерей да семь сыновей!
Все без бровей. (закрывает руками брови, дети повторяют)
С такими глазами, (широко раскрывают глаза,
С такими ушами, (оттягивают уши.)
С такими носами, (показывают нос).
С такой головой, (поднимают руки над головой, сцепляют пальцы в замок.)
С такой бородой (кланяются в пояс).
Ничего не пили, ничего не ели,
Целый день сидели,
На нее глядели, делали вот так! (Бабушка Маланья грозит, прыгает, делает "рожки" и т. д.
Дети повторяют ее движения.)
Воспитатель: Куда нам идти дальше? Посмотрим по карте.
Дети: Стрелочка указывает на квадрат, в котором нарисован знак вопроса.
Воспитатель: Следующее задание - загадки про сказки. Слушайте внимательно.
Нет ни речки, ни пруда - где воды напиться?
Очень вкусная вода в ямке из копытца.
Как называется эта сказка? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал ее кто-то.
Зеленая подружка - Царевна.. .. (Лягушка)
Кто в нарядно теплой шубе,
С длинной белой бородой.
Помогает добрым людям
И румяный и седой! («Морозко»)
Парень ехал на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. («По-щучьему веленью»)
Хитрый гость так часто ходит, что-нибудь с собой уносит.
Полежит, переспит и хозяев обхитрит. («Лисичка со скалочкой»)
Дом построили друзья,
Жили весело, пока не пришёл под вечерок
Мишка, Мишенька -дружок
Был и низок и высок расчудесный. («Теремок»)
Воспитатель: Ребята, вы отлично справились с заданием!
Прошли нелёгкий путь, выполнили все задания бабушки Загадушки.
Как в народе говорят: Кончил дело - гуляй смело!
Мы вспомнили, что такое фольклор, вспомнили потешки, прибаутки, пословицы,
считалки, народные игры, дразнилки, поэтому бабушка Загадукшка привела Вас к
сестрице Сказке. А она приготовила для Вас сказку «Гуси - лебеди».
Просмотр мультипликационного фильма «Гуси - лебеди».
Публикации по теме:
Мини-музей «Русская изба» Задачи:Приобщать детей к русским национальным культурным ценностям. Знакомить детей с разными формами русского народного творчества, с бытом.
Занятие в подготовительной группе на тему «знакомство с Русским народным костюмом» Цель: Познакомить с историей русского народного костюма. Задачи:1 Познакомить с особенностями внешнего вида русского Народного костюма 2.
Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.
Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:
Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.
Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.
Цель: вспомнить русский фольклор. Доставить детям радость от происходящего.
1. Закреплять знания детей о прочитанных ранее произведениях, выявить представления о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм. Учить детей понимать эмоционально-образное содержание произведений.
Воспитывать у детей интерес к произведениям устного народного творчества.
Поддерживать интерес к образным выражениям, развивать их понимание, формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения колыбельных, обыгрывания игр-потешек и пестушек. Воспитывать интерес к сказкам. Развивать умение слушать своего товарища, не перебивать его, дослушивать вопросы до конца. Развивать у детей
память, внимание (переключение, устойчивость, творческое воображение, развитие мелкой моторики.
Иллюстрации к данной теме (потешки, колыбельные, поговорки, клубок, российский флаг, портрет президента РФ, касса букв.
Предварительная работа: Чтение и разучивание потешек, прибауток, пестушек, скороговорок, считалок, загадок, русских народных сказок; рассматривание иллюстраций. Беседа с детьми о смысле пословиц, поговорок. Обыгрывание русских народных игр.
Ход занятия.
Восп: Какой огромный наш общий дом – планета Земля. Как много таинственных и заманчивых стран. Но самая удивительная наша родина, в какой стране мы живем? (Россия). Кто является президентом Р. Ф? У каждой страны есть свои символы, ребята, какие символы вы знаете? (Герб, флаг и гимн). Дети, вспомните что обозначает каждый цвет на российском флаге …
-Вот какая удивительная у нас страна. Давайте, покажем какая наша родина-Россия.
Упражнение на координацию речи с движением «Моя Россия»
У моей России длинные косички. Прижать обе руки к груди, затем заплести воображаемые косички
У моей России светлые реснички. Прижать обе руки к груди, затем одновременно хлопающими движениями соединять пальцы с большим.
У моей России голубые очи. Прижать обе руки к груди, затем соединить указательные пальцы и большие.
На меня, Россия, ты похожа очень. Прижать обе руки к груди, затем правой рукой показать поочерёдно на соседей.
Для меня Россия – белые берёзы, Прижать обе руки к груди, выполнить полуприсед, руки над головой полукругом.
Для меня Россия – утренние росы, Прижать обе руки к груди, выполнить 3 полуприседа с одновременным сжатием и разжатием пальцев рук.
Для меня, Россия, ты всего дороже. Прижать обе руки к груди, развести их в стороны.
До чего на маму ты мою похожа. Обнять себя за плечи.
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь. Прижать руки к груди, погладить себя по щекам.
Ты, моя Россия, песни петь умеешь Прижать обе руки к груди, изобразить игру на дудке.
Ты, моя Россия, неразлучна с нами. Прижать обе руки к груди, взяться всем за руки.
Ведь Россия наша – это я с друзьями Руки положить на плечи друг другу.
Солнце светит, ветры дуют, Встать прямо, руки поднять вверх - в стороны. Затем плавно покачать ими из стороны в сторону.
Ливни льются над Россией, Плавные движения обеих рук вверх-вниз.
В небе радуга цветная. Выполнить полуприсед, изобразить радугу.
Нет земли моей красивей! Выполнить полунаклон, руки развести от груди в стороны, затем прижать обе руки к груди. (Н. Соловьёва)
Вот какая огромная наша Россия, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? Да Родина – это место где вы живете, наш город, где живет ваша семья, друзья, где наш детский сад, а когда вы подрастете, это понятие Родина, будет для вас значительно шире.
Мы с вами живем в России, значит мы … россияне. Россия огромная страна и ее населяют много народов, но большинство из них говорят на русском языке. Мы с вами на каком языке говорим? (На русском).
Красив, богат и могуч русский язык. И вот об этом мы с вами поговорим сегодня.
В древние времена, когда русские люди еще не знали букв (т. е. их еще не придумали, а поэтому не могли писать, а передавали из уст в уста. Бабушка рассказывала внучке, внучка вырастала и рассказывала своей дочке, а та – своей. В древние времена губы называли устами, поэтому народное творчество и называется устным. Ребята, какие жанры устного народного творчества вы знаете? (сказки, потешки, прибаутки, считалки, загадки, пословицы, поговорки, колыбельные которые пели вам бабушки, мамы). Устное народное творчество, по другому называют фольклор. Иначе говоря фольклор – это народная мудрость.
Сейчас я вас приглашаю совершить путешествие в страну Фолькландию. Это место, где живет фольклор. А дорогу в Фолькландию нам покажет проводник. Чтобы узнать кто это, ответьте на несколько вопросов, отгадайте загадки, а из первых букв отгадок составьте слово. На протяжении всего путешествия за правильные ответы вы будете получать жетоны, у кого их окажется больше, тот получит приз.
Сидит на окошке кошка,
И хвост как у кошки,
И нос как у кошки,
И уши как у кошки,
А не кошка. (Кот)
Без досок, без топоров
Через реку мост готов,
Мостик как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (лед)
Спотыкалочку. (Утка)
В небесах не на земле,
Скачет баба на метле,
Страшная и злая,
Кто она такая? (Баба Яга).
А грамоты не знают.
А видеть помогают свет. (Очки).
Черный конь прыгает в огонь. (Кочерга.)
Что получилось? Правильно клубок. Катись клубок, показывай дорогу. (звучит музыка, дети передают друг другу клубок. Как только он попадает в руки ведущей, музыка останавливается).
А вот и первая остановка. Здесь мы встретимся с колыбельными песенками, потешками, и пестушками. Колыбельные песни пели матери, бабушки, няньки, укачивая младенца в колыбели или на руках.
Спи-ка, житко –зернышко,
Спи моя родная, рыбка золотая.
А кто из вас вспомнит колыбельную которую ему пела мама?. каких только слов не придумает мама, укачивая дитя. А когда малыш просыпается, мамочка начинает его взбадривать и поглаживая вдоль тельца приговаривает пестушки.
А в ножки хватушки,
А в ручки ходушки,
А в ротик говорок,
А в головку разумок.
Ребята какие вы знаете другие пестушки? А потом ребята ждали новые радости, знакомство с потешками-играми «Ладушки», «Сорока – ворона», «Коза рогатая». (Дети читают эти потешки).
Время идет, ребенок растет, наступает пора сказок. Клубочек катится дальше, указывая нам путь. (Клубочек катится под музыку, передается из рук в руки и возвращается к ведущему).
А вот и следующая остановка «Сказочная». Как много сказок придумано в народе! Что происходит необычного в сказка? Чему нас учат сказки? В одних совершается волшебство, в других рассказывается о животных, которые учат уму – разуму. Вспомните названия ваших любимых сказок…
Молодцы, сказки вы знаете. А сейчас «закончи фразу»
В некотором царстве. (в некотором государстве)
По щучьему велению. (по моему хотению)
Скоро сказка сказывается. (да не скоро дело делается)
И я там был, мед, пиво пил. (по усам текло, а в рот не попало)
Стали они жить поживать. (и добра наживать)
Не садись на пенек. (не ешь пирожок)
Восп: Сразу видно, что наши дети сказки любят и знают! Молодцы!
«Разрезные сказки»
Ребята, но вот случилась беда, баба -яга проказница, разрезала картинки из сказок! Вам нужно очень быстро собрать иллюстрацию сказки! Для этого разделимся на команды. Каждой команде по конверту и начинаем по сигналу. Чья команда быстрее соберет, получит по жетончику.
Сказочная викторина закончилась, а наш клубочек покатился дальше. (Звучит музыка, дети передают клубочек).
И в старину и сегодня все дети любят играть. Для распределения ролей, ребетня вспоминали стишки – считалки.
Шел баран по крутым горам.
Положил на лавку.
Кто травку возьмет,
Тот водить пойдет.
Какие еще считалки вы знаете? Предлагаю с помощью считалки выбрать ведущего и поиграть в русскую народную игру
«Как у тетушки Ирины».
Дети встают в хоровод и поют:
Как у тетушки Ирины было семеро детей.
Они не пили, не ели,
Все на тетушку глядели,
Разом делали вот так.
Водящий показывает различные позы, все повторяют. Кто ошибается, тот занимает место водящего.
Путешествие по Фолькландии продолжается. Клубочек ведет нас дальше. (По окончании музыки). На последней остановке мы вспомним пословицы, в них отразились народный ум, мудрость, опыт. Я буду начинать пословицы, а вы заканчивать.
При солнышке тепло… (при матери добро).
С кем поведешься… (от того и наберешься).
Век живи… (век учись).
Семь раз отмерь. (один отрежь).
Где больше двух (говорят вслух)
Делу время (потехе – час)
Терпенье и труд. (все перетрут).
А вы помните другие пословицы и поговорки?
Наше путешествие подходит к концу. Что вам понравилось? Что такое фальклор?.
Сколько интересного придумано в народе, чтобы дети росли и умнели, но если раньше сказки, пословицы только рассказывали, то теперь их можно прочитать в книгах, которые приглашают нас в удивительный мир, наполненный мечтами и фантазиями, красоты и добра. Я вас приглашаю посетить нашу выставку и познакомиться с новыми друзьями. После чего мы подсчитаем жетоны, у кого их окажется больше, тот получит звезды.
Публикации по теме:Календарно-тематическое планирование работы кружка «В мире сказки» в старшей группе № Тема и цель занятия Сентябрь 1 Чтение сказки «Король-лягушонок, или Железный Генрих» Бр. Грим Цель: Уточнить представления детей о жанровых.
Работа кружка по интересам «Страна Читалия» (подготовительная к школе группа) Задачи программы Поддержание активного интереса старших дошкольников к книге, развитие интереса и любви к ней. • Воспитывать новые по сравнению.
Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, считалки, небылицы-перевертыши. Вариативная природа фольклора
Вложение | Размер |
---|---|
malye_zhanry_folklora.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, считалки, небылицы-перевертыши. Вариативная природа фольклора
I. Проверка домашнего задания
В начале урока один ученик может на доске написать план вступительной статьи учебника, а другой ученик перескажет обращение к читателям.
Вариант плана
1. Значение книги для человека в прошлом и в настоящем.
2. Деятельность первопечатника Ивана Федорова.
3. Доверительный разговор между читателем и писателем.
4. Важность правильного выбора книги.
5. Роль создателей книги и читателя.
6. Творческое чтение художественной литературы.
7. Творческий читатель — это «перечитыватель».
Еще один ученик может написать на доске найденные им пословицы об учении. После проверки плана и пересказа вступительной статьи учебника прочитаем эти пословицы, обсудим их, спросим, какие еще пословицы нашли другие ученики. Можно дополнить ответ ученика следующими пословицами.
ПОСЛОВИЦЫ ОБ УЧЕНИИ
Ученье — красота, неученье — простота.
Чему учился, тому и пригодился.
Наука — верней золотой поруки.
От умного научишься, от глупого разучишься.
Ученье лучше богатства.
Ничего не смыслить — век киснуть.
II. Фольклор — коллективное устное народное творчество
Эвристическая беседа
Сегодня мы проведем первый урок из нескольких уроков, посвященных фольклору. В начальной школе ученики уже не раз обращались к фольклору, поэтому спросим их:
— Как вы понимаете, что такое устное народное творчество ? Что такое фольклор ?
Фольклор (в первом значении) — народное творчество. Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор.
Второе значение слова фольклор — совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта.
В народной культуре обычно слова связаны с музыкой, а музыка влечет за собой движение. Мы будем изучать словесный фольклор , но запомним, что он всегда мелодичен, часто сопровождается движениями (работой, например прядением пряжи) или танцами.
— Почему мы называем фольклор коллективным творчеством ?
— Как передаются произведения фольклора новым поколениям людей?
Прочитаем первый абзац статьи учебника «Устное народное творчество» по В. Аникину (с. 7) . Запишем в тетради:
Слово «фольклор» переводится как народная мудрость, знание.
III. Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, считалки, небылицы-перевертыши. Вариативная природа фольклора
В зависимости от того, по какой программе учились школьники в начальной школе, материал урока может быть повторением, а может быть во многом новым для учеников. В любом случае урок станет обобщением их личного жизненного опыта, на который и будет опираться учитель в своей работе.
Дети легко поймут, что малые жанры фольклора — это небольшие по размеру фольклорные произведения.
В некоторых работах употребляется термин детский фольклор . Часто путают фольклор детей и фольклор для детей, поэтому предлагаем этот термин не употреблять.
Дальнейшую работу можно построить так: читать по абзацу статью учебника, после каждого абзаца записывать в тетради сформулированные детьми с помощью учителя определения жанров фольклора, приведенных в учебнике, приводить примеры и обращаться к личному опыту детей, которые вспомнят произведения тех жанров, которые названы в статье.
Колыбельная песня — песня, которой убаюкивают ребенка. В ней мать часто пела о том, как ей представляется будущее младенца. Это будущее обязательно заполнено трудом — в поле, в лесу, в доме 3 :
Спи, посыпай,
Боронить поспевай.
Мы те шапочку купим,
Зипун сошьем,
Зипун сошьем,
Боронить сошлем
В чистые поля,
В зеленые луга.
Даже тяжкая летняя страда называется «веселой»:
Будем рано разбужать,
На работку посылать,
На работу на таку
Да на веселую страду.
В колыбельных песнях матери часто обещали ребенку счастье и богатство.
Матери всегда переживают за здоровье своего ребенка, поэтому часто в песнях обращались к существу, невидимому и могущественному, которое называли Дремой или Сном. Иногда в песнях Сон и Дрема — это двойники, которые спорят, кто лучше усыпит ребенка, даст ему здоровый сон:
Сон-то говорит:
— Я найду, усыплю.
Дрема-то говорит:
— Я найду, усыплю.
— Помните ли вы колыбельные песни, в которых матери поют про Сон и Дрему?
Сон ходит по лавке,
Дремота по избе,
Сон-то говорит:
— Я спать хочу!
Дремота говорит:
— Я дремати хочу!
По полу, по лавочкам
Похаживают,
Ванюшке в зыбочку
Заглядывают,
Заглядывают —
Спать укладывают.
Целый цикл колыбельных связан с житьем-бытьем домашнего кота.
— Вспомните колыбельные про котика-кота.
Уж ты, котичка-коток,
Котик — серенький лобок,
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать;
Я тебе ли, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин я молока
Да кусочек пирога.
Уж ты ешь, не кроши,
Больше, серый, не проси.
Пение матери зависело от покачивания колыбели, от ее ритмического движения, поэтому в колыбельной очень важен ритм .
— Какой самый частый припев в колыбельных песнях? Как он помогает сохранять ритм?
Баю, баю, баиньки.
Пестушка — короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают движения ребенка, действия, в которых участвует ребенок в первые месяцы жизни. Например, когда дитя проснется, его гладят по животику, приговаривая:
Потягунюшки, порастунюшки!
Роток — говорунюшки,
Руки — хватунюшки,
Ноги — ходунюшки.
Когда дитя после купания окачивают водой, говорят:
Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С тебя худоба.
Вода — книзу,
А дитя — кверху.
Когда ребенок начинает учиться ходить, приговаривают:
Ножки, ножки,
Бегите по дорожке,
Нарвите горошку.
Потешка — песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка. Потешки сопровождают рост и развитие детей. Самые известные из них — «Коза рогатая», «Ладушки», «Сорока».
Предложим ребятам вспомнить известные им пестушки и потешки. Здесь учитель, выслушав от детей несколько различных вариантов «Ладушек», может объяснить, что произведения фольклора могут иметь много различных вариантов.
— Ладушки, ладушки!
Где были? — У бабушки.
— Что ели? — Кашку.
— Что пили? — Бражку.
— Кого били? — Машку.
— За что про что?
— Не ешь нашу кашку,
Не пей нашу бражку!
Кашка сладенька,
Бражка пьяненька,
Бабушка добренька.
Попили, поели, —
Шу-у-у — полетели,
На головушку сели.
Прибаутка — стихотворение, похожее на короткую сказочку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку. Прибаутки — это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой. Прибаутки знают все дети.
Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.
Чика, чики, чикалочки!
Едет Костя на палочке,
Люба на тележке —
Щелкает орешки.
Орешки каленые,
Милому дареные,
По целковому рублю:
А я милого люблю.
А барашеньки
Крутороженьки
По горам ходят,
По лугам бродят,
В дудочку играют —
Васю потешают.
А сороки-белобоки
Стали примечати,
А совища из лесища
Глазами-то — хлоп, хлоп!
А козлище из хлевища
Ногами-то — топ, топ!
Закличка — короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла. Когда закликали весну, кричали:
— Весна красна! На чем пришла?
— На сошечке, на бороночке!
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку!
Часто обращались к дождю, солнцу, радуге, птицам. Если долго не было дождя, кричали:
Иди, дождик, дождичек,
Пробуравь землицу,
Дай нам водицу!
Если при этом на небе появлялась радуга, то считалось, что просьба услышана.
Приговорка — коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например обращаясь к живым существам — улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным. От воды, залившейся в уши, избавляются, прыгая и произнося приговорку. Во время купанья ныряют на последних словах приговорки. С помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить.
Улитка, улитка,
Высуни рога:
Дам тебе пирога.
Божья коровка,
Черная головка,
Полети за море!
Там тепленько,
Здесь холодненько.
Мышка, мышка,
На тебе зуб костяной,
А мне дай стальной.
Считалка — короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит. Бывают считалки-числовки, считалки-заменки и заумные считалки.
Первой, другой,
Три, четыре —
Прицепили;
Пять, шесть —
Бьем шерсть;
Семь, восемь —
Сено возим.
Раз, два, три, четыре, пять —
Собралась ведьма умирать;
Черти-то звонят,
Ведьмушку хоронят.
Плыла пена
Из-за морья.
Стали пену белу
Колотити
Да и спрашивати:
— Кто возьмени?
Кто возьмени?
Шишел-мышел
Сам пошел,
На боярский двор зашел;
Там бояре живут,
Красны шапки шьют.
Шапка упала,
Татарка подняла,
Поп Матвей
Побежал за ней.
Чирики, микирики,
По кусту, по насту,
По слову кабасту,
Жучик, рючик,
Хруп, дуб,
Иванов зуб.
Скороговорка — это стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова.
Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей;
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.
Был баран белорыл,
Всех баранов перебелорылил.
У нас на дворе-подворье
Погода размокропогодилась.
Стоит поп на копне,
Колпак на попе,
Копна — под попом,
Поп — под колпаком.
Добры бобры
Идут в боры.
Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали:
Ха! ха! ха! ха! ха!
Наш чеботарь —
Всем чеботарям чеботарь,
Никому нашего чеботаря
Не перечеботарить.
От топота копыт
Пыль по полю летит.
Загадка — выражение, которое нуждается в разгадке. Придумывать загадки — значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах. Находить отгадки — значит по признакам, действиям и подобию определять предмет или явление.
Роль загадок и прибауток одновременно играли небылицы-перевертыши , например:
Лыко мужиком подпоясано.
Ехала деревня середь мужика.
Глядь — из-под собаки лают ворота,
Ворота-то пестры, собака-то нова.
Мужик схватил собаку и давай бить палку.
Собака амбар-то поджала и в хвост убежала.
Изба пришла в мужика,
Глядь — там квашня бабу месит.
Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.
Чеса заголовалась.
Заплетык языкается.
Боже, Боже,
Дай мне коже,
Я сошью себе сапоже.
Без сапоже
Мне негоже,
Може ноже обмороже.
Дети знают достаточно считалок, скороговорок и загадок и расскажут их на уроке. Скороговорки особенно важны сейчас, в начале учебного года, когда артикуляция у детей недостаточно четкая. Целесообразно будет в течение некоторого времени каждый урок начинать с записывания и разучивания новой скороговорки. Такая работа существенно улучшает технику чтения у учащихся, развивает память и чувство юмора, учит правильно интонировать, используя возможности своего голоса.
Сделаем выводы
Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. С древних времен люди хранили и передавали народную мудрость в кратких и выразительных пословицах и поговорках. Старинные колыбельные песни наполнены материнской любовью. С маленьким ребенком общались с помощью пестушек и потешек: его развлекали и учили одновременно. Затем малыш учился закличкам и приговоркам. Чтобы ребенок различал предметы по признакам или действиям, ему загадывали загадки. Загадки испытывают сообразительность человека. Чтобы ребенок хорошо и чисто говорил, с ним разучивали скороговорки (которые иначе называли чистоговорками ). В играх дети использовали веселые считалки.
Устное народное творчество существовало уже тогда, когда не была еще изобретена письменность. Сказки, загадки, пословицы и другие произведения фольклора передавались из уст в уста. Запоминали их со слуха. Когда появились книги, произведения устного народного творчества продолжали жить в народе. Когда человек что-то запоминает со слуха, то, рассказывая другим, он может немного изменить первоначальный вариант, добавить что-то свое. Поэтому в разных частях нашей страны одни и те же народные песни, пословицы, потешки и считалки исполняются немного по-разному.
Домашнее задание
Выполнить письменно задание рубрики «Обогащаем устную речь» (с. 8 учебника) .
На отдельном листке написать одну самостоятельно найденную скороговорку и нарисовать к ней рисунок. (Эти записи учитель будет использовать на следующих уроках.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока Малые жанры фольклора
Конспект "Малые жанры фольклора". Урок можно провести в 5-6 классах, можно использовать в неурочной деятельности Отдельно представлена дидактика к уроку.
Конспект урока на тему "Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки"
Урок проводится в 5 классе при изучении фольклора. Даёт полное представление учащимся о жанрах пословицы и поговорки. В ходе урока используются игровая технология, уделяется внимание развитию речи уча.
Презентация "Малые жанры фольклора"
Презентация является дополнением к уроку "Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки".
Внеклассное мероприятие по литературе "Родительское слово не на ветер молвится" (Проводится в 5 классе после изучения темы «Русский фольклор. Малые жанры фольклора»)
Внеклассное мероприятие по литературе.
Фольклор. Малые жанры фольклора.Урок позволяет познакомить учащихся с новым материалом и повторить ранее изученный материал по устному народному творчеству. Большое внимание на уроке уделяется развитию речи и развитию творческ.
Фольклор коллективное народное творчество. Малые жанры фольклора-5 класс
Читайте также: