Пальчиковая гимнастика считалка для ворон

Обновлено: 21.12.2024

Загадки.

В городе обитает,

По улицам летает,

Всю ночь летает –

А станет светло –

Спать летит в дупло.

Весь день хлопочет.

Он в берете ярко-красном,

В чёрной курточке атласной,

Он на дереве сидит

И стучит, стучит, стучит …

Ищет целый день он крошки,

Ест букашек, червяков.

Зимовать не улетает,

Под карнизом обитает.

Ей в ночь глухую не до сна.

Промысел ведёт она.

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине,

Он появится опять.

Речь с движением

Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей.

(Дети идут по кругу, изображая голубей; в центре один ребёнок – он скачет, как воробей.)

Воробушек-пташка, серая рубашка.

(Дети встают лицом в круг, идут приставным шагом.)

Вылетай-ка, не робей.

(«Воробей» пытается «вылететь» из круга; «голуби», взявшись за руки, не пускают его.)

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири.

(По 4 хлопка руками по бокам и по 4 наклона головы на строчку.)

Греются на солнышке.

(На первое слово каждой строки - частое потряхивание руками, на второе – один хлопок по бокам.)

Головой вертят, улететь хотят.

(По 2 поворота головы на каждую строку.)

- Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью! За метелью!

(Дети разбегаются по группе, взмахивая руками, как крыльями.)

Пальчиковая гимнастика

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?

(Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

Две синички, воробей, шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках.

(На каждое название птицы загибают по одному пальчиками.)

Всем хватило зёрнышек.

(Опять сжимают и разжимают кулачки.)

СЧИТАЛКА ДЛЯ ВОРОН

Я решил ворон считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

(Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

Шесть – ворона на столбе,

Семь – ворона на трубе,

Восемь – села на плакат,

Девять – кормит воронят…

Ну а десять – это галка.

(Поочерёдно разгибают пальцы на каждый счёт на обеих руках одновременно.)

Вот и кончилась считалка!

(Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

Взлетела ворона высоко.

(Взмахивают руками, как крыльями.)

И вот тараторит сорока,

(Часто качают головой слева направо.)

Что сахар ужасно солёный,

Что сокол не сладит с вороной,

Что раки растут на дубе,

Что рыбы гуляют в шубе,

Что яблоки синего цвета,

Что ночь наступает с рассвета,

Что в море сухо-пресухо,

Что лев слабее, чем муха,

Всех лучше летают коровы,

Поют же всех лучше совы,

Что лёд горячий-горячий,

Что в печке холод собачий

И что никакая птица

В правдивости с ней не сравнится!

(Поочерёдно загибают пальцы на каждую строчку на правой, затем на левой руке и на обеих руках одновременно.)

Стрекочет сорока, стрекочет –

(Часто качают головой слева направо.)

Никто её слушать не хочет:

(Медленно покачивают головой слева направо.)

Ведь в том, что болтает сорока,

(Выставляют руки вперёд, ладонями вверх.)

Нет никакого прока!

(Махом опускают руки вниз.)

Речевые игры

Цели: развивать слуховое внимание, чувство ритма.

Ход игры. Воспитатель отстукивает разные ритмы, а ребёнок повторяет за ним. Затем они меняются ролями.

Игра «КТО САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?»

Цели: развивать слуховое внимание и память, уточнять и активизировать словарь по лексической теме «Зимующие птицы».

Ход игры. Воспитатель читает детям стихотворение, затем просит их постараться вспомнить, названия каких птиц в нём встречаются. Какие это птицы? Каких ещё зимующих птиц они знают?

Мне в проталинку видна

Горстка жёлтого пшена.

Крошки хлеба вижу слева.

Горстку сала вижу справа.

Где вертлявая синица?

Пусть приходит подкормиться!

Прилетай хоть воробей,

Если можешь, поскорей!

А по правде говоря,

Жду я в гости снегиря.

Красногрудый не летит,

У кого-то он гостит.

Я в проталинку дышу,

Прилететь скорей прошу,

Пожалей, снегирь, мой нос:

Он к стеклу совсем прирос!

Игра «У КОРМУШКИ»

Цели: совершенствовать грамматический строй речи (употребление в речи предлогов).

Ход игры. Воспитатель помещает на магнитную доску изображение дерева с кормушкой и выполняет различные действия с изображениями зимующих птиц. Дети комментируют действия воспитателя по его просьбе и выделяют предлоги.

Игра «Чем больше, тем лучше»

Цели: учить детей образовывать новые глаголы от данного при помощи приставок.

Ход игры. По заданию воспитателя дети должны образовать новые глаголы от глагола «летать» (при помощи приставок) и продемонстрировать их с птичкой, сделанной из бумаги. Затем они должны придумать как можно больше предложений с этими словами. За каждое правильно выполненное задание ребёнок получает жетон. В конце игры подсчитываются результаты. Выигрывает тот, у кого жетонов больше.

Приставки: у-, за-, под-, от-, пере-, по-, об-, вы-, на-.

Игра «ДВЕ КОРМУШКИ»

Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям разделить на слоги слова – названия зимующих птиц и рассадить их по кормушкам. В одну кормушку – птиц, в названии которых два слога; в другую кормушку – птиц, в названии которых три слога.

Слова: снегирь, галка, голубь, синица, ворона, сорока, воробей.

Игра «ОТГАДАЙ СЛОВО»

Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить определять первый и последний звук в слове.

Ход игры. Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением зимующих птиц и предлагает детям отгадать, какое слово задумано, по первому и последнему звуку. Тот ребёнок, который отгадал, получает картинку. В конце игры подсчитывается результат.

Например: первый звук, последний – (ворона).

Игра «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель: учить подбирать слова, противоположные по смыслу; обогащать и активизировать словарь.

Воробей маленький, а сова…

Ворона большая, а синица…

Сова спит днём, а охотится…

У дятла клюв длинный, а у снегиря…

Игра «ГОЛОСА ПТИЦ»

Цель: развивать слуховое внимание, память.

Рюм, рюм-рюм (снегирь)

Одним из занятий (образовательной деятельности) была лепка в технике "пластилиновая живопись", которую мы часто практикуем в нашей группе. Это доступный, плодотворный, эстетичный, практичный, развивающий (для мелкой моторики) вид деятельности. Конечно, пластилиновая живопись это не совсем лепка, она объединяет в себе законы не только лепки, но и рисования. Но материал об этом поподробнее можно почитать в одной из публикаций на моей странице. Вот собственно и результат нашей работы. Деткам были предложены одинаковые шаблоны, а они их превращали в снегирей или в синиц (по желанию).

Желаю творческих успехов!

Публикации по теме:

Домашнее задание по лексической теме «Зимующие птицы» для детей 6–7 лет с ТНР Родителям рекомендуется: — просмотреть вместе с ребенком прикрепленную презентацию, вспомнить названия зимующих птиц, характерные внешние.

Картотека пальчиковой гимнастики по теме «Деревья» Деревья Вот деревья: клён, рябина, липа, Дуб, берёза, вяз, Ясень, тополь, ёлка, пихта. Мы в лесу встречаем вас. Дети показывают ладони.

Картотека пальчиковой гимнастики по теме «Зима» «Снежок» Раз, два, три, четыре, Мы с тобой снежок слепили. Круглый крепкий, очень гладкий И совсем-совсем не сладкий. Раз подбросим. Два.

Конспект НОД по лексической теме «Зимующие птицы» в средней специализированной группе по зрению Конспект по познавательной деятельности в средней группе. Составили: Шамонина О Н Агеева Е Г Зимующие птицы. Цель Познакомить детей с зимующими.

Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе по лексической теме «Зимующие птицы» Цель: Расширение и активизация словаря. Задачи: - Учить подбирать прилагательные к существительным; - Подбор антонимов к существительным;.

Папка — передвижка по лексической теме «Зимующие птицы» 1. Рассмотрите на иллюстрациях и во время прогулки зимующих птиц, вспомнить их названия: воробей, голубь, ворона, дятел, снегирь, синица,.

Подборка пальчиковой гимнастики Пальчиковые гимнастики. 1.- Кисонька- мурысенька, ты где была? предложить детям - На мельнице. растопырить пальцы и пошевелить ими..

Подборка загадок по теме «Новый год» Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила И на санках прокатила. (Зима) *** Я прихожу с подарками, Блещу огнями яркими,.

Приложение к ежедневному планированию по лексической теме «Зима. Зимующие птицы» ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ «ЗИМА. ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» Социально-коммуникативное развитие Этюд «Скажи хорошее о друге» По желанию выбирается ребенок,.

Воробей
Ловит воробей жучков,
Уплетает червячков,
(сложить пальцы обеих рук в щепоть и «клевать» со стола воображаемых жучков и червячков)
И на юг не улетает —
Так, под крышей обитает.
(сомкнуть ладони и поднять руки вверх)
Прыг да прыг,
Да чик-чирик!
(опираясь на кончики пальцев, поочередно «подпрыгивать» обеими руками над поверхностью стола)
Жить он в городе привык!

Воробьи
Воробьи-воробушки,
(сжать кулак, указательный и большой вытянуты в клювик)
Серенькие перышки!
(шевелят выпрямленными пальцами рук)
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!
(стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони и наоборот)
Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают.
(погладить тыльные стороны рук поочередно)
Как бы нам поладить,
(хлопки в ладоши)
Чтоб дались погладить?
(потереть ладошки друг о друга)

Ворона
У вороны голова,
(руки на голове)
ва-ва-ва-ва
(четыре хлопка)
Клюв и крылья,
(руки у носа, «крылья»)
Хвостик, ноги,
(руки за спиной, топать)
оги-оги-оги-оги
(четыре хлопка)

Дом для птицы
Птичка дом себе вила,
(пальцы складывают «домиком»)
В гнездо веточку несла.
(каждый пальчик удаляется от пальчика)
Там, где курочка гуляла,
(пальчики «ходят» по столу)
Три пушиночки нашла.
Хлев овечий обошла,
(пальчики стучат по столу)
Две соломинки нашла.
Получился дом отличный,
(ладони складывают «домиком»)
Можно отложить яички.
(каждый палец постукивает о другой)

Дятел
Дятел-дятел
(помашите кистями рук, как крыльями)
Сел на сук.
Тук-тук-тук
(одновременно стучите большими пальцами обеих рук по столу)
Тук-тук-тук
(повторите те же движения указательными)
Тук-тук-тук
(затем средними)
Тук-тук-тук
(после этого безымянными)
Тук-тук-тук
(и наконец мизинцами)
Долбит сук.

Зимние птицы
Я зимой кормлю всех птиц:
Голубей, ворон, синиц,
Воробьев и снегирей —
(загибают и разгибают пальцы, перечисляя птиц)
Вот кормушка у дверей.
(показывают одной рукой на кормушку)
Дам им булки, пшенной каши,
Дам им зерна, семена.
А синице дам я сало,
(загибают и разгибают пальцы, перечесляя корм)
Пусть клюет его она.
(собранными в щепотку пальцами имитируем движения)

Птичья кормушка
Мы повесили кормушки,
(движения рук, имитирующие «вешание» кормушки)
В них насыпали зерно.
(«насыпаем» зерно щепотками)
Для голодных птиц зимою
Очень вкусное оно.
Прилетайте к нам, синицы,
Голубь, клест и воробей!
(на каждую птицу загибаем палец)
И, конечно, ждем мы в гости
Красногрудых снегирей.

Сколько птиц
Сколько птиц в кормушке нашей
(сжимать и разжимать кулачки)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
(на каждое название птицы загибать пальцы)
Всем хватило зернышек.
(сжимать и разжимать кулачки)

Сорока-белобока (сорока-ворона)
Сорока-белобока кашку варила,
деток кормила.
(щекочем ладошку ребенка)
Этому дала,
(загибает мизинчик ребенка)
этому дала,
(загибает безымянный)
этому дала,
(загибает средний)
этому дала,
(загибает указательный)
а этому не дала:
(трогаем большой)
ты дров не носил, печку не топил, тебе каши не дадим!

Стая птиц
Ну-ка, посчитай-ка!
(хлопки в ладоши)
Десять птичек — стайка.
(пальцы растопырены)
Вот ворона, галка тут,
(на каждую птицу загибают палец)
Здесь воробушки живут.
Голуби воркуют,
По теплу тоскуют.
Сидя на снегу глубоком,
Растрещалася сорока.
Красногрудый снегирек
Солнышку подставил бок.
Свиристели прилетали,
Всю рябину обклевали.
А синица-озорница
Со сестрицами резвится.
Дятел дерево долбит,
Молча клест в гнезде сидит.

Ути
Ути-ути, полетели.
(машем руками ребенка)
На головушку сели.
(кладем ладони ребенка ему на голову)
Поклевали, поклевали.
(«Клюём» голову ребенка его пальцами)
И домой улетали.
(руки с головы «слетают»)

Утята
Раз, два — шли утята,
Три, четыре — за водой,
А за ними плелся пятый,
(поочередно сгибать пальцы правой руки)
Позади бежал шестой,
А седьмой от них отстал,
А восьмой уже устал,
А девятый всех догнал,
А десятый напугал:
(поочередно сгибать пальцы левой руки)
Громко, громко запищал:
— Пи-пи-пи! Не пищи,
(ритмично сгибать и разгибать кулачки на обеих руках)
Мы тут рядом, поищи.

Скачет шустрая синица

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)

Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь - сосед,
Будет вам зимой обед!
В гости в первый день недели
Две синицы прилетели,
А во вторник - снегири,
Ярче утренней зари!
Три вороны были в среду
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев -
Десять жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок

Подвижные игры и пальчиковая гимнастика по теме «Дикие птицы».

Подвижные игры (физкультминутки).

Шустро скачет воробьишка,

Птичка — серая малышка.

Прыгаем по кругу на обеих ногах.

По двору шныряет,

По два поворота головы влево-вправо на каждую строчку.

На фонарь ворона села,

Повороты головы влево-вправо.

«Кар! — она сказала громко.

Нахмуриваем брови, грозим указательным пальчиком правой руки.

Не капризничает Ромка?»

Грозим указательным пальчиком левой руки.

Ладони обеих рук соединить большими пальцами и помахать кистями рук (крыльями) в воздухе.

Пальцы сложить щепоткой и показать, как сыплют зерна.

Ладони левой руки придать форму пригоршни.

Локоть правой руки стоит на столе. Пальцы сложить в виде щепотки (голова птички), опуская и поднимая голову, показать, как птичка пьет из пригоршни.

И кушай поскорей

Пальцы сложить в виде щепотки и постучать ими по столу (птичка клюет зерна).

И лети к семье скорей.

Ладони обеих рук соединить большими пальцами, помахать кистями рук (крыльями) в воздухе.

Скачет в парке воробей,

Указательный и средний пальцы «прыгают» по столу, остальные пальцы прижаты к ладони.

То правее, то левее,

Указательный и средний пальцы «прыгают» по столу вправо-влево.

То назад, то вперед.

Указательный и средний пальцы «прыгают» по столу назад-вперед.

Всюду зернышки клюет.

Все пальцы правой руки сложить щепоткой (клюв), постучать по столу.

А когда свой завтрак съел,

Прочь из парка улетел.

Ладони обеих рук соединить большими пальцами и помахать кистями рук (крыльями) в воздухе.

Ладони обеих рук соединить большими пальцами и помахать кистями рук (крыльями) в воздухе.

Показываем пальчиками как варят кашу.

Загибать пальчик на каждое слово.

Не получишь каши!

Загибать пальчик на каждое слово (на другой руке).

Прилетели к нам вороны,

Кистями рук помахать (крылья ворон).

Сели рядышком на клены.

Локти стоят на столе. Большой, указательный и средний пальцы каждой руки сложить в щепотку (клюв ворон) и качать ими вверх-вниз.

Стали громко каркать, спорить

Отводя большой палец вниз, показывать, как открывается «клюв вороны».

Стали дом из веток строить.

Пальцами (клювом) брать со стола карандаши, палочки для счета (веточки) из них складывать гнездо.

Дятел дерево долбит:

Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» - кулачком стучит в нее.

На Луне жил звездочёт,
Он планетам вёл подсчёт:
Меркурий - раз,
Венера - два-с,
Три - Земля,
Четыре - Марс,
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
Восемь - Нептун,
Девять - дальше всех - Плутон.
Кто не видит - выйдет вон!

3. ЛУННАЯ СЧИТАЛКА

Десять лунатиков

Десять Лунатиков жили на Луне.
Десять Лунатиков ворочались во сне.
Один Лунатик упал с луны во сне.
Девять Лунатиков осталось на Луне.

Девять Лунатиков жили на Луне.
Девять Лунатиков ворочались во сне.

(и так далее, пока не останется Один Лунатик. )

Один Лунатик упал с Луны во сне -
И больше Лунатиков не стало на Луне!

4. КРОКОДИЛЬЯ СЧИТАЛКА

Крокодилу Счёт дают.
В этом Счёте - десять блюд:
Блюдо Первое - суп с фрикадельками.
На Второе - картошка с сардельками.
Третье блюдо - рыбный пирог.
На Четвёртое - сладкий творог.
(Очень вкусное блюдо четвёртое!)
Пятым подана редька протёртая.
На Шестое он съел винегрет,
На Седьмое - с грибами омлет.
На Восьмое - салат из печёнки,
На Девятое - банку сгущёнки.
На Десятое выпил компот.
На компоте закончился Счёт.
- УФ-Ф-Ф.
Крокодил проверил Счёт,
Посмотрел на свой живот.
А потом вдруг как заплачет -
Это он наелся, значит!

5. СЕМЬ ДНЕЙ НЕДЕЛИ

Жаль, всего семь дней в неделе -
Дел навалом у Емели:
В Понедельник на печи
Протирает кирпичи.
Не скучает и во Вторник -
Он плетёт слону намордник.
Языком молотит в Среду
И баклуши бьёт соседу.
После дождичка в Четверг
Он пускает фейерверк.
Пятница - тяжёлый день:
Тень наводит на плетень.
И Суббота не суббота:
У него на мух охота.
Но седьмой настанет день -
Сдвинет шапку набекрень.
Потому что Воскресенье -
Это праздник и веселье:
И, улёгшись на печи,
Ест Емеля калачи!
В общем, трудно жить Емеле.
Было б восемь дней в неделе -
Вот тогда бы он успел
Сделать много важных дел!

6. КУРИНАЯ СЧИТАЛКА

Нелегко считать цыпляток -
Их у курицы десяток:
Этот вот забрался в таз -
РАЗ.
А другой полез в дрова -
ДВА.
В клюв лягушку не бери, ТРИ!
Вот ЧЕТВЁРТЫЙ спрыгнул в яму -
Уморить он хочет маму!
В лужу норовит опять -
ПЯТЬ!
Под крыльцо собрался лезть -
ШЕСТЬ!
Куд-куда! Не лезь на горку.
СЕМЬ - ему устрою порку!
ВОСЕМЬ - прыгнул в конуру.
Нет, ей-богу, я умру!
Где ДЕВЯТЫЙ?
Быстро брось! -
Это не червяк, а гвоздь!
Вот ДЕСЯТЫЙ. Он - хороший.
Стой, куда? Не лезь в галошУ!
Погодите! Куд-куда?
Разбежались кто куда.
Только всех пересчитала -
Начинай считать сначала!
А, Усачев

7. СПОРТИВНАЯ СЧИТАЛКА

Бег - прекрасная игра.
У спортсменов - номера.
Приготовились. На старт! -
Первым номером - Гепард!
Номер два. Ну и ну!
Скачет антилопа Гну.
Страус - третий. Он в галопе
Не уступит антилопе!
А за ним - быстрее ветра -
Под четвёртой цифрой - Зебра.
Номер пятый. Лев бежит.
Шесть. Жираф за ним спешит.
Семь. Легко бежит гиена,
Есть характер у спортсмена!
Номер восемь. Лошадь мчится.
А девятая - волчица.
Десять. Никому дороги
Не уступят носороги.
Мы на этом кончим счёт.
Победителям - почёт!
8. КРОКОДИЛЬЯ СЧИТАЛКА

Крокодилу Счёт дают.
В этом Счёте - десять блюд:
Блюдо Первое - суп с фрикадельками.
На Второе - картошка с сардельками.
Третье блюдо - рыбный пирог.
На Четвёртое - сладкий творог.
(Очень вкусное блюдо четвёртое!)
Пятым подана редька протёртая.
На Шестое он съел винегрет,
На Седьмое - с грибами омлет.
На Восьмое - салат из печёнки,
На Девятое - банку сгущёнки.
На Десятое выпил компот.
На компоте закончился Счёт.
- УФ-Ф-Ф.
Крокодил проверил Счёт,
Посмотрел на свой живот.
А потом вдруг как заплачет -
Это он наелся, значит!

9. НОЧНАЯ СЧИТАЛКА

Когда сова ложится спать?

Соблюдается Совой
Распорядок Часовой:
Ночью, в ЧАС - по распорядку
Совы делают зарядку.
Циферблат покажет ДВА -
В магазин идёт Сова.
В ТРИ - готовит суп.
В ЧЕТЫРЕ -
Вытирает пыль в квартире.
В ПЯТЬ - Сова идёт читать.
В ШЕСТЬ - она садится есть.
СЕМЬ показывают стрелки -
В гости к ней приходят Белки.
Не поздней ВОСЬМИ часов -
Совещание у сов.
Но как только ДЕВЯТЬ бьёт,
В лес гулять Сова идёт.
В ДЕСЯТЬ - у неё вязанье.
А в ОДИННАДЦАТЬ - купанье.
Как ДВЕНАДЦАТЬ бьёт часов -
Двери в доме на засов:
В полдень ей пора в кровать.
Любит днём Сова поспать.
Дальше всё по распорядку:
В ЧАС - встаёт И на зарядку.

Логопедические пятиминутки

по лексической теме

«Зимующие птицы»

Артикуляционная гимнастика

Упражнения для жевательно- артикуляционных мышц

Голодные птенчики. Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».

«Птенчики глотают пищу». Сглатывание слюны.

Упражнения для щек и губ

Клювы разных птиц. Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.

Мама-птица прогоняет от птенцов куницу. Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытом рте (чмоканье).

Упражнения для языка

Птенчики ждут пищу. Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».

Очень вкусная пища! Присасывать «широкий» язык к нёбу, тем произносить звук а.

Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

Поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: «Тдд-т, тдд-тдд».

Любопытная Сорока. Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта удерживать под счет до «шести—восьми».

Развитие речевого дыхания и голоса

Птицы поют. Удод: «Уп-уп-уп-уп». Снегирь: «Фью-фью-фыо».

Развитие мелкой моторики. Пальчиковая игра: «Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем. (ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках. (на каждое название птицы загибают по одному пальчику)

Всем хватило зёрнышек. (ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Считалка для ворон»

Я решил ворон считать: (Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

Раз, Два, Три, Четыре, Пять. (Поочерёдно загибают пальцы на каждый счёт на обеих руках одновременно.)

Шесть ворона — на столбе, (Поочерёдно разгибают пальцы на каждый счёт на обеих руках одновременно.)

Семь ворона — на трубе,

Восемь — села на плакат,

Девять — кормит воронят.

Ну а десять — это галка.

Вот и кончилась считалка! (Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

Речевая зарядка «Воробей»

— Воробей, чего ты ждешь?

Хлебных крошек не клюешь.

— Я давно заметил крошки,

Да боюсь сердитой кошки.

Координация речи с движением. Физкультминутка «Снегири»

Вот на ветках посмотри, Хлопать руками по бокам .

В красных майках снегири. Наклонять голову в сторону .

Распушили пёрышки, На первое слово каждой строчки частое

Греются на солнышке. потряхивание руками, на второе-хлопок по бокам.

Головой вертят, улететь хотят. Повороты головы .

Кыш! Кыш! Улетели! Дети разбегаются по комнате, взмахивая руками ,

За метелью! За метелью! как крыльями

Координация речи с движениями. Физкультминутка «Воробей»

Среди белых голубей Дети идут по кругу, заложив руки за спину, это «голуби».

Скачет шустрый воробей. В центре скачет на корточках один ребенок — «воробей».

Откликайся, воробей, Встают лицом в круг, берутся за руки, идут приставным шагом

Вылетай-ка, не робей «Воробей» пытается «вылететь», а «голуби» его не пускают.

Закрепить знания детей о зимующих птицах. Расширить представления о поведении и повадках вороны, синицы, снегиря, свиристеля. Объяснить, почему зимой нужно подкармливать птиц.

Ввести в активный словарь:

— существительные : ворона, воробей, синица, снегирь, свиристель, голубь; кормушка, корм.

— прилагательные : резвый; красногрудый (снегирь), желтогрудая (синичка), пестрый (дятел), шустрый (воробей), белобокая (сорока), цепкие (коготки), зимующие (птицы)

— глаголы : прилетать, замерзать, клевать, выводить, кормить, летать, искать, кормиться, клевать, шелушить, каркать, чирикать, нахохлиться.

Упражнение «У КОРМУШКИ».

Цель: Совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи предлогов).

Воспитатель помещает на магнитную доску изображение ветки дерева с кормушкой и выполняет различные действия с контурными изображениями зимующих птиц. Дети комментируют действия воспитателя по его просьбе и выделяют предлоги. Например:

— Снегирь летит к кормушке (предлог к).

— Синица улетает от кормушки (предлог от).

— Свиристель сидит над кормушкой (предлог над) и т. п.

Игра «Чем больше, тем лучше»

Цели: учить детей образовывать новые глаголы от данного при помощи приставок.

Ход игры. По заданию воспитателя дети должны образовать новые глаголы от глагола «летать» (при помощи приставок) и продемонстрировать их с птичкой, сделанной из бумаги. Затем они должны придумать как можно больше предложений с этими словами. За каждое правильно выполненное задание ребёнок получает жетон. В конце игры подсчитываются результаты. Вы игрывает тот, у кого жетонов больше.

Приставки: у-, за-, под-, от-, пере-, по-, об-, вы-, на-.

Игра «Подскажи словечко»

Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы.

Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети внимательно слушают и договаривают последнее слово.

Птички на деревья сели,

Посчитай-ка: раз, два, три.

На зимовку прилетели

С красной грудкой. (снегири).

Два огромных страшных глаза

Кругом вертит голова,

Ты её узнаешь сразу,

Коль заухает. (сова).

Тук-тук-тук с утра весь день.

Как стучать ему не лень?

Может, он немного спятил?

— Тук-тук-тук, — в ответ нам. (дятел).

Серый маленький комочек

Чик-чирик! — замёрз он очень!

Солнце, выгляни скорей,

Ждёт тебя наш. (воробей).

— Кар-кар-кар! — кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

Как зовут ее? . (Ворона).

Воробьи, стрижи, пингвины,

Снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы:

Одним словом это — . (птицы).

«Зимующие птицы»

Общие речевые навыки. Слуховое и зрительное внимание

Работа над интонац. выразительностью речи: реч. зарядка «Воробей»

Игра на развитие зрительного внимания: «Какие птицы спрятались на картинке?»

Игра на развитие слухового внимания:

внимания: «Найди отличия»

Работа над четкостью дикции: Заучивание

«Снегирь, и сорока, и клест, и синицы »

Общая и мелкая моторика

Координация речи с движением. «Снегири»

Используя игры «Подскажи словечко» и «Какие птицы спрятались на картинке» раскрась птицу, про которую тебе загадали загадку

Координация речи с движениями: «Воробей»

Пальчиковая гимнастика «Считалка для ворон»

Развитие навыков языкового анализа и синтеза

Слоговой анализ слов — синица, вороны, голуби

Формирование навыков звуко-слогового анализа слов: сады, сами, носи

Слоговой анализ слов — названий зимующих птиц

Формирование навыков звуко-слогового анализа слов: коси, Сима, сани, носок

Формирование умений проводить словесный анализ предложений: Составь предложение про птицу и проведи словесный анализ данного предложения

Лексика. Связная речь. Грамматика

Зимующие птицы . Новая лексика. Развитие монологической речи.

Упражнение: «Что общего и чем различаются ворона и синица? (воробей и дятел)

Грамматический строй речи:

Упражнять в употреблении в речи предлогов.

Упражнять в словообразовании слов путем сложения основ: Объясни словечки: красногрудая, желтогрудая, белобокая

Развитие связной речи. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Кормушка»

Грамматический строй речи:

Упражнять в образовании приставочных глаголов «Чем больше, тем лучше»

Работа над слог. структ. слова

Работа над двух и трехсложными словами со стечением согласных в начале и середине слов: свиристель, кормушка, воробей

Работа над словообразованием сложных слов: красногрудый, желтогрудая, белобокая

Читайте также: