Основной девиз н а зайцева не играть а учиться

Обновлено: 15.05.2024

Мария Монтессори — одна из тех, кто сформировал педагогику ХХ века. В отличие от традиционных занятий, педагог не организует деятельность детей. Дети приходят в пространство, наполненное развивающими материалами, созданными по проекту Монтессори.

Основные пункты системы М. Монтессори:

• Ребенок сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.

• Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети становятся "учителями", при этом учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.

• Занятия проходят в специально подготовленной среде (комната разделена на 5-6 зон, каждая из которых оборудована специальными пособиями – Монтессори-материалами).

• Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.

Спорные моменты:

• Система концентрируется лишь на развитии интеллекта и практических навыков, но для гармоничного развития малыша нужны еще занятия спортом, эстетическое развитие – музыка, творчество, танец.

• В системе нет ролевых и подвижных игр.

• Правое полушарие отвечает за гуманитарные способности. Монтессори-материалы развивают, в основном, левое полушарие – логику, математические способности, анализ информации.

• После демократичной системы Монтессори, детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины в обычных садах и школах. Эта методика подходит больше всего усидчивым, "вдумчивым" детям, которые способны подолгу сосредотачиваться на предмете.

Методика Глена Домана -"Гармоничное развитие ребёнка"

Основатель Глен Доман - американский врач-нейрофизиолог, автор программы интенсивного интеллектуального и физического развития детей, начиная с рождения.

Эта методика основана на сочетании физического и умственного развития ребенка. Практически с самого рождения с ребенком проводят двигательные упражнения, чтобы ускорить его физическое развитие. А начиная с трех-шести месяцев малышу регулярно показывают карточки, позволяющие ему научиться чтению, счету и получить энциклопедические знания. Ребенку показываются карточки с изображением и названием различных предметов на 1-2 секунды. Считается, что ребенок подсознательно их запоминает и может заучить большой объем информации.

Программа раннего обучения состоит из четырех основных направлений: физического развития, умения считать, умения читать и энциклопедическим знаниям.

Основные идеи:

• Каждый ребенок – может стать гением, а ранее развитие – это ключ к его гениальности. Начинайте как можно раньше – чем меньше ребенок, тем легче его всему научить.

• Человеческий мозг развивается благодаря предложенной ему нагрузке, и этот рост фактически завершается к шести годам.

• Самыми лучшими учителями являются родители. Они могут учить своего ребенка всему, что знают сами.

Спорные моменты:

• Изобилие информации может перегрузить и истощить нервную систему ребенка.

• Изучая написанные на карточках слова и другие непонятные объекты, у ребенка формируется абстрактный образ, т. е. он сопоставляет название только с определенной карточкой. Вряд ли в зоопарке он узнает антилопу, которую видел до этого на картинке.

• Система делает ребенка пассивным участником, он получает информацию только для того, чтобы потом ее воспроизвести. Таким образом, притупляется любознательность.

• Интеллектуальное развитие малыша и почти не оставляет времени на творческое, эстетическое, нравственное, психологическое и эмоциональное развитие.

• На занятиях в основном задействованы только зрительные и слуховые органы, в то время как для целостности восприятия важно взаимодействие и всех остальных органов чувств.

• Малыш, привыкший получать легкие знания только из картинок, скорее всего, уже с трудом будет воспринимать обычный текст учебника без иллюстраций.

Кубики Зайцева - "Не учиться, а играть"

Наблюдая за поведением малышей, педагог Николай Зайцев заметил, что они никогда не произносят буквы раздельно, чтобы потом соединить их в слоги. Есть версия, что традиционный принцип обучения чтению расчленяет цельную речь на искусственные элементы - буквы. Зайцев считает, что такая методика плохо отражается на формировании речи и закрепощает малышей в их взаимодействии с родным языком.

Нетрудно заметить, что методика Зайцева имеет сходство с системой Глена Домана. Однако, справедливо будет заметить, что Зайцев продвинулся в этом направлении дальше Домана – кубики Зайцева разноцветные, звучащие и различных размеров.

Кубики Зайцева помогают обучать чтению детей, начиная с 2-х лет. Они так же подходят детям с задержкой психического развития, детям с психоневрологическими проблемами и аутистам. Обучение происходит с помощью кубиков, таблиц и музыкальных записей, под которые ребенок пропевает "склады"- части слова.

Преимущества методики Зайцева:

• ребенок в игровой форме сразу запоминает склад, сочетание букв, ему не нужно ломать голову над тем, как прочесть рядом стоящие Б и А, малыш не запинается и быстро осваивает чтение;

• Система не привязана к определенному возрасту, и начать заниматься можно в любом возрасте.

Недостатки методики Зайцева:

• логопеды и дефектологи говорят о том, что малыши, выучившиеся читать “по Зайцеву”, часто “проглатывают” окончания, не могут разобраться в составе слова.

• В методике Зайцева звуки обозначены другими цветами и детей приходится переучивать уже в первом классе, когда начинают проходить фонематический разбор слова.

Методика Никитиных - "Необратимое Угасание Возможностей

Эффективного Развития Способностей".

Борис и Елена Никитины - родители, педагоги, авторы оригинальной методики семейного воспитания, одни из основоположников идеи формирования творческих способностей с самого раннего детства.

Супруги Никитины еще в советское время показали, как с рождения ребенка помочь ему стать самостоятельной личностью. Как только малыш научился ползать, его исследовательскую деятельность ничем и никем нельзя ограничивать. Например, авторы настоятельно советуют отказаться от всевозможных колясок и манежей, считая их своеобразной детской тюрьмой. Главная цель – не мешать детскому развитию, а помогать ему; не заставлять ребенка, а создавать необходимые условия для самосовершенствования. Эта задача выполняется с помощью трех основных принципов:

• свобода и самостоятельность ребенка.

• спортивная обстановка (снаряды, тренажеры) в квартире и легкая одежда.

• неравнодушие взрослых к успехам и неудачам детей.

Система Никитиных представляет собой набор спортивных и развивающих заданий, расположенных в порядке возрастания их сложности. Если ребенок не справляется, задание откладывается до тех пор, пока он подрастет. Важно, чтобы пособия были чуть сложнее, чем возможности ребенка на сегодняшний день. Каждый ребенок обладает колоссальными способностями ко всем видам деятельности. Если эти возможности вовремя не реализовать, то они угасают. Впоследствии, у ребенка будут лучше развиты те навыки, которые тренировали с самого детства.

Плюсом системы является то, она позволяет рационально организовать время, помогает закаливанию и спортивной подготовке детей. Минус: отсутствие индивидуального подхода и недостаточное внимание развитию речи и сюжетно-ролевой игре.

Публикации по теме:

Аналог шумовых коробочек Монтессори

Аналог шумовых коробочек Монтессори Здравствуйте всем! Хочу с вами поделиться своим вариантом шумовых коробочек. Немного предистории. На прошлый Новый год младшей дочке Дед.

Аппликация «Зайчик» ко Дню зайцев на МAAM

Аппликация «Зайчик» ко Дню зайцев на МAAM АППЛИКАЦИЯ " ЗАЙЧИК " КО ДНЮ ЗАЙЦЕВ НА МААМ, Воспитатель загадывает детям загадку: Любит красную морковку, Грызет капусту очень.

Игры по методике Монтессори своими руками

Игры по методике Монтессори своими руками Главным девизом Монтессори в работе было – помоги ребенку сделать всё самостоятельно. Дети могут самостоятельно выбирать тот темп и ритм,.

Мастер-класс игры «Крышечки» по методике Монтессори из пластиковых бутылок

Мастер-класс игры «Крышечки» по методике Монтессори из пластиковых бутылок Продолжая цикл игр по методике Монтессори, предлагаю мастер-класс игры "Крышечки" Такая игра как нельзя лучше подходит для развития мелкой.

Рамки Монтессори своими руками

Рамки Монтессори своими руками Монтессори своими руками есть смысл делать! Такое пособие, возможно, получится не настолько идеально, как в магазине, но будет сделано своими.

Развитие инициативы у детей с элементами Монтессори-педагогики Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность.

Развивающая доска Монтессори, или Бизиборд

Развивающая доска Монтессори, или Бизиборд Воспитание маленького ребенка – задача не из простых. Взрослым иногда нужна свободная минутка но – нельзя оставить малыша одного, ведь непонятно,.

Развивающие пособия своими руками. Бизиборд, или доска Монтессори

Развивающие пособия своими руками. Бизиборд, или доска Монтессори «Нельзя трогать! Убери пальчики! Отойди!» – эти фразы частенько звучат в адрес маленьких любознательных карапузов. Сегодня хочу представить.

Занятие по развитию речи «Как лиса зайцев обманывала» для детей младшей группы

Занятие по развитию речи «Как лиса зайцев обманывала» для детей младшей группы Цель: развивать умение пересказывать художественный текст. Задачи: развивать умение слушать художественное произведение, последовательно.

Методика Зайцева относится к методологии современного развития детей в раннем возрасте, т.к. в обучении используется системный подход. Этот метод применяется в системе дошкольного образования с 1989 года и уже успел найти как сторонников так и противников среди родителей и педагогов. Адепты обучения утверждают, что следуя программе Зайцева можно легко научить читать ребёнка с двух лет, а противники стараются придерживаться классической схемы обучения.

Чтение — один из главных навыков, который совершенствуется на протяжении всего обучения в школе. Все школьные программы рассчитаны на детей, уже умеющих читать. Поэтому стоит начать обучение ребенка еще в дошкольном возрасте. Чтение по Зайцеву призвано сократить путь от «не умею читать» до «уверенно читаю» в 2x раз. Авторская система обучения зарекомендовала себя с хорошей стороны и стабильно показывает хорошие результаты на протяжении 20 лет.

Суть методики Зайцева заключается в том, чтобы учить ребёнка чтению не по буквам или слогам, а по так называемым складам. Склады для чтения — это буквосочетания (минимально-произносимая речевая единица), с которых любой малыш начинает учиться говорить. Их особенность в том, что они никогда не состоят больше чем из двух букв, в отличие от слогов. Именно так ребёнку будет проще всего в будущем прочесть и воспроизвести слова.


Методика раннего развития

Приверженцы раннего развития детей положительно относятся к системе Зайцева, т.к. суть этой методики – это освоение всей необходимой информации в процессе игры, а дети любят играть. Помимо игры, на занятиях периодически используются стихи и песни, для улучшения запоминания информации, их называют попевками.

Система построена на многолетнем опыте обучения детей и личной практической работе с малышами. Автор программы занимался по своей методике со здоровыми детьми и малышами с отклонениями в развитии. Было выявлено, что для успешного раннего развития, наставник обязан придерживаться в программе следующих принципов:

  • Обучение можно начинать с 2 лет.
  • Скажите, нет принуждению! Дети хорошо учатся только в процессе игры. Иногда малыши даже не догадываются, что у них сейчас идет урок.
  • Столы и парты отсутствуют. Маленький человечек может лежать, прыгать, бегать или стоять в стороне в процессе предоставления материала.
  • Уроки с акцентом на развитии зрения, слуха и тактильного восприятия.
  • Системный подход к занятиям.
  • Преподаватель обязан учитывать физиологические особенности ребят.
  • Наставник – это наглядный пример для малышей. Педагог должен понимать, что он делает и четко проговаривать свои действия.
  • Обязательно на занятиях используются таблицы.
  • Педагог может использовать на уроках специальные аудиоматериалы.

Длительность урока – 20 минут.

Основная характеристика методики Зайцева – новаторская система преподнесения учебного материала педагогом детям: все пособия постоянно находятся перед глазами ребенка, игровая форма обучения, присутствует музыкальная составляющая в занятиях. При таком подходе задействуются все виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное и кинестетическое. А главная особенность – весь этот процесс происходит без утомительного сидения за партой, а в веселой игре.

Методика чтения

Перед родителями стоит задача научить ребенка читать перед школой, поскольку многие учебные заведения принимают детей на основании тестирования знаний. И чтение – одно из условий приема в престижную гимназию или лицей.

Какой из способов обучения чтению приходит вам на ум в первую очередь? Скорее всего, тот, по которому учили вас. Как было раньше: берём азбуку, заучиваем буквы, а потом учимся соединять их, сливать в слоги, а затем в слова. Это в прошлом! Современному ребёнку не придётся испытывать массу трудностей в заучивании из-за непонимания того, что он вообще учит. Вот почему Зайцев отвергает стандартную методику:

  1. Заучивая буквы по иллюстрированной азбуке, ребёнок будет отождествлять написанную букву с изображённой картинкой. То есть будет запоминать, скорее, не буквы, а объекты. Из-за этого ему будет трудно связывать буквы в слова. Например, составляя слово «стул», ребёнок, вспоминая картинки из азбуки, будет прокручивать у себя в голове «совок, труба, улитка, ложка». Ситуация становится ещё хуже, когда ребёнка учат не звукам, а сразу буквам, то есть, например, не звук «л», а буква «эль».
  2. Обучать ребёнка читать по слогам — тоже не самая действенная методика. Всё потому, что слоги в нашем языке бывают разные, начиная с «об» и заканчивая «стрел» и тому подобное.

Методики Николая Зайцева, некоторые специалисты по развитию детей, относят к группе универсально-адаптивных, т.е. учитывающих индивидуальные особенности ребенка с 1 года и старше. По отзывам родителей — наиболее востребованным считается именно такой метод бережного развития. Также педагоги говорят, что огромной популярностью в детских центрах развития пользуется именно система Николая Александровича.


Основная идея

Талантливый российский педагог Н.А. Зайцев в своей методике обучения грамоте настаивает:

  • На необходимости использовать складовую систему.
  • Не стоит долго объяснять – покажите ребенку.
  • Научить читать без проблем и принуждения возможно только с помощью игр.
  • При работе с 2-летними малышами используются методические материалы и пособия.
  • Педагог постоянно произносит демонстрируемый материал.
  • Родители отметили, что дети отлично запоминают слоги и легко составляют из них слова.
  • Чтобы ускорить процесс восприятия информации, дети должны петь цепочки из слогов.
  • Учиться читать следует систематично. Оптимальной считается пошаговая работа, и регулярные уроки.

Принципы методики

Суть программы обучения Зайцева совпадают с традиционной системой образования в России, но необходимо четко придерживаться таких рекомендаций:

  • Малыш освоит знания, если они будут подаваться систематически.
  • Работайте только по представленному автором алгоритму.
  • Во время уроков ребята воспринимают информацию с помощью цветов, звуков и рассказа учителя.
  • Учтены особенности физиологии малыша при изучении новых данных.
  • Стимулирования аналитического ума – переход от частного (один слог) к общему (слово), что позволяет крохе самостоятельно осознавать полученные сведения.
  • Конкретно-образные пособия всегда связаны со словесным и наглядным учебным материалом.
  • Во время развивающих игр присутствуют оздоровительно-профилактические мероприятия.

Если вы планируете обучать малыша по методике Зайцева, то должны понимать, что крохе требуется не только опытный педагог, а также помощь и поддержка родителей.

Особенности методики

Многие детские сады и центры раннего развития используют только методику Николая Александровича Зайцева, поскольку после изучения материала семилетние дети готовы к учебе в 3 классе. Перечислим лишь несколько основных особенностей методики:

  • Развитие интеллектуальных способностей происходит в форме игры.
  • Все таблицы должны быть доступны, поэтому повесьте их на стенах класса или комнаты.
  • Во время занятий разрешено играть с кубиками.
  • Пользуйтесь тем, что ребенок повторяет все за взрослым. Учите его правильно произносить слова и вести себя в обществе.
  • Обучать можно с 1 года.
  • Читать ребенок без проблем начинает с 4 лет.
  • Всегда учитываются индивидуальные особенности ребят.
  • Продумывайте задания заранее.

Достоинства системы обучения

  • Чтобы ребенок начал читать требуется немного времени. Малыши, достигшие 4 лет, через месяц работы самостоятельно воспроизводят слова. В 6-7 лет для изучения достаточно 7 дней.
  • Методика не привязана к возрасту. Развивать можно и шестимесячного младенца.
  • Во время игр задействована мелкая моторика, которая влияет на интеллектуальные способности.
  • Произношение складов разным тембром и громкостью, помогает развивать слух и чувство ритма.
  • Использовать такую методику можно в домашних условиях.
  • Дети сразу учатся грамотно писать, поскольку на учебном пособии отсутствуют связки «ЖЫ» или «ЧЯ».
  • Специально подобранный цвет и шрифт не раздражает зрительные рецепторы.
  • Методика позволяет избежать конфликта между педагогом и учеником.
  • Обучение самостоятельности, поскольку малыши играют сами и учатся планировать свой досуг.

Занятия по методике Зайцева

Основные примеры проведения занятий, основанных на веселой игре, в основе которых лежит складовой принцип:

  • На первом уроке просто дайте малышам поиграть с кубиками.
  • Расскажите о звучании «золотых», «железных» и «деревянных» изделий. Предложите ребятам разложить их по звучанию.
  • Разделите изделия по объему – на один стол отнести все маленькие, а на второй большие. Объясните, что маленькие слоги – мягкие, как малютки. А большие – твердые, поскольку они более крепкие.
  • Петь. На уроках обязательно проводятся попевки, которые по утверждению Зайцева позволяют быстрее научиться читать.
  • Алгоритм занятия – сначала пропеваем слова, а только потом их выстраиваем.
  • Демонстрация слогов на картинках позволяют деткам рассмотреть их с разных ракурсов, что облегчает их запоминание.
  • Не бойтесь, что кроха запутается. Техника обучения позволяет быстро уловить закономерность языка.
  • Поворачивая стороны, наставник четко проговаривает то, что там изображено.
  • Теперь пусть малыш поработает с изделиями.
  • Возьмите указку и начните распевать склады. Педагог обязан артикулировать и показывать, что звуки маленькие или большие, шуршащие или звонкие. Для наглядности можно приседать или становится на носочки.

Только при неукоснительном соблюдении рекомендаций автора чтение по методике Зайцева принесет ощутимую пользу как для детей так и для их родителей.


Уроки по методике Зайцева

На сегодняшний момент в продаже имеется огромное количество готовых пособий для развития по Николаю Александровичу Зайцеву. Вы можете проводить работу по такой программе:

  • Каждое пособие заполнено гремящим и звенящим материалом, чтобы можно было объяснить малышу, что такие глухие и звонкие склады. В наборе представлен: 61 кубик и 16 дубликатов, позволяющие создавать для чтения одинаковые последовательности – ма-ма, па-па и прочее. Во время игры педагог или родители сначала сами поют или говорят склады, которые изображены, а затем их повторяет кроха. Первый раз начинайте с чтения 2 складов. Когда маленький человек освоил материал, можно переходить к обучению письму. Педагог придумывает простое слово и дает задание малышу показать его по таблице.
  • Делаем поезд – на стол ставится кубик с буквой «О». Теперь предложите крохе присоединить к нему вагончики, в которых присутствует буква «О». Ребенок выполняет задание самостоятельно. Взрослый может помочь, только если ученик не понимает сути игры. Такая методика развивает зрительное восприятие.
  • Абракадабра. Кроха может соединять слова на свой вкус из учебного пособия. Расскажите малышу, что кубики следует ставить слева направо и обязательно рядом, затем произносите получившееся слово.
  • Давайте петь во время обучения. Спойте склады с нескольких пособий и предложите ученику выбрать самостоятельно, какой он желает услышать. Упражнение подойдет деткам, которые нечетко разговаривают. Услышав пение взрослого, малыш будет стремиться его повторить.
  • Задания для работы с таблицами. Пособие располагается перед ребенком, а педагог стоит справа. Указкой медленно ведет по таблице и поет звуки. Во время обучения смотрите на малыша и его реакцию, ему должно быть интересно.

Многие родители интересуются, а сколько длятся занятия? Продолжительность обучения составляет 25 минут. Малыши с восторгом воспринимают процесс, поскольку можно лежать, сидеть, ходить и при этом получать знания. Методика Зайцева позволяет ребятам развивать музыкальные способности, слух и реакцию.

Условия, необходимые для успешного старта

Техническое оснащение занятий:

  1. Просторное, светлое помещение.
  2. Установленная навесная доска.
  3. Магнитная доска с буквами. . . . .
  4. Игровая форма обучения.

Результаты использования методики

По данным преподавателей, которые используют технологию Николая Александровича, была составлена такая статистика:

  • Дети 2-3 лет начинают читать спустя 6-9 месяцев
  • Детки в возрасте трех лет, начинают читать через полгода после начала складового пошагового обучения.
  • В 4 года достаточно 16 занятий.
  • 5 лет – от 5 до 10 уроков.
  • 6 лет – чтение освоено за 4—6 занятий.

Ребята, которые с трехлетнего возраста начинали учиться по данной методике, к первому классу знали программу 5 класса общеобразовательной школы. Также можно дополнительно ознакомиться с плюсами и минусами методики по отзывам родителей с тематических или специализированных форумов развития.

Только вам решать какая методика подойдет вам. Практически все педагогические системы имеют свои достоинства и минусы, поэтому вы можете сочетать несколько методик и добиться великолепных результатов.


Чтение по складам

Складовое чтение Зайцева – это еще один метод обучения чтению ребенка без заучивания отдельных букв русского алфавита. Такой метод опирается на формирование четкого образа склада на основе различий в цветовом оформлении, а не на привязку к конкретной фигуре буквы.

Автор методики заявляет: «Складовой метод обучения — это один из легких и быстрых способов научить ребенка читать». Складом считается слияние звуков: согласного с гласным, согласного с мягким или твердым знаком, отдельный гласный или согласный звук. (Википедия)

Многие учились читать в начальной школе по такому алгоритму:

  1. Знакомимся с буквами и звуками.
  2. Формируем из них слоги.
  3. Составляем целые слова.

А Зайцев, опирается на то, что в речи ребенка отдельные звуки почти никогда не присутствуют, предложил сразу работать с особой единицей – складом. Он полагал, что классическая методика затрудняет процесс обучения, приводит к сильному психическому и эмоциональному напряжению, что, в свою очередь, может стать причиной более серьезных психических проблем.

Но это не единственное нововведение, которое приготовил нам Зайцев. Он, помимо самой методики, разработал множество игровых способов занятия. О них мы поговорим позже. Суть состоит в том, что, играя с ребёнком, вы часто показываете ему связки букв, тем самым он запоминает их. Со временем он научится их узнавать, а потом и самостоятельно читать, а дальше дело за малым. Стоит отметить ещё одну особенность методики — Зайцев не рекомендует изучать буквы отдельно — ребёнок выучит их сам в процессе игры.

В принципе, в обучении чтению нет ничего нового. Такой способ в сельских школах практиковал еще Лев Толстой. Современный вариант этого метода, разработанный Николаем Зайцевым, отличается лишь большей наглядностью и увлекательностью для малыша.

Жужжащее чтение

Ученики одновременно читают вполголоса текст, при этом слова сливаются в жужжащий шум. Педагог проходит по классу и останавливает у детей, которые бегло проговаривают представленный материал. Скорость чтения у всех ребят при этом разная.

Очень важно при использовании техники жужжания придерживаться систематичности. Данное занятие позволяет учителю оценить, как ребенок овладел предложенными знаниями. Ежедневное использование метода жужжания позволяет овладеть быстрым чтением и во время проверки скорости показать хороший результат.

Как дальше заниматься?

Когда ребёнок освоит чтение и научится бегло ориентироваться в тексте, не спешите прощаться с системой Зайцева. Она будет для вас отличным подспорьем на пути изучения русского языка. Например, для лучшего понимания структуры предложения по методике Зайцева можно учить части речи. Николай Зайцев предлагает выделять их не при помощи подчёркиваний, как это делается в школе, а при помощи цветов:

  • красный — подлежащее,
  • синий — сказуемое,
  • зеленый — оставшиеся части речи,
  • черный — отрицательные частицы.

Главная сложность русского языка состоит в том, что предложение может являть собой одно-единственное слово, работающее без каких-либо частиц. Именно благодаря пособиям Зайцева можно просто объяснить ребенку структуру построения и показать, как работают те или иные части речи в предложении. Работать лучше с теми предложениями, которые произносит ребёнок, то есть с самыми простыми, постепенно переходя к всё более и более сложным. Поняв структуру предложения, ребёнок будет говорить увереннее и перейдёт с буквенного чтения на слоговое или даже словесное.

Видео с занятий по чтению

Предлагаем посмотреть видеозаписи основных моментов в коротких видео о том, в чем заключается методика и как по ней обучать ребенка. Видео поможет подробно рассмотреть практические уроки по обучению дошкольников и отточить технику чтения Зайцева по представленным примерам из записи.

Настоящая программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на современном этапе является создание равных стартовых условий для образования будущих первоклассников.

Анализ педагогического наследия показывает, что во все времена педагоги отмечали необходимость подготовки к школьному обучению (Я. А. Коменский, ДЖ. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Е. Славиненцкий, И. Б. Бецкой, А. С. Макаренко и др.).

В современной отечественной психологии и педагогике проблема готовности к школьному обучению изучалась А. В. Запорожцем, Л. А. Венгером, Ф. А. Сохиным, Л. Е. Журовой, Л. И. Божович и др.

Учёными доказано, что развитие связной речи, фонематического слуха находится в тесной связи с развитием руки. Поэтому в программах предшкольной подготовки так важно развитие этого раздела школьной зрелости. Изучив программы, методики формирования развития речи, навыков чтения, мы пришли к пониманию того, что наиболее интересной, учитываюшей психологическое развитие детей является здоровьесберегающая технология Н. А. Зайцева.

Данная программа основана на методике Н. А. Зайцева, которая учитывает, прежде всего, природную сущность ребёнка, присущие ему формы и способы постижения мира. По мнению Я. С. Турбовского, открытие Зайцева состоит в том, что он выстраивает учебный процесс на основах природосообразного развития ребёнка, через отношение и деятельность, всесторонне активизируя познавательную мощь детского мозга, отмечает, что данный подход к развитию и обучению носит здоровьесберегающий характер.

Разработанная мной программа кружка «Говорушки» служит дополнением к программам, используемым в ДОО, направленных на развитие речи, обучение грамоте.

Предложенная программа полностью соответствует требованиям методики Н. А. Зайцева, тематическое планирование позволяет педагогу доносить материал детям в системе «от лёгкого к сложному», включая деятельность по развитию психомоторики ребёнка.

Содержание программы включает интеграцию образовательных областей,которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по пяти образовательным областям: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое и физическое развитие.

Специфика данной программы состоит в том, что она позволяет развивать познавательные процессы у дошкольников (восприятие, внимание, воображение, память, речь и т. д.) и одновременно обучать чтению и письму.

Психолого-педагогическое обоснование методов обучения дошкольников (по методике Н. А. Зайцева)

1. Постоянная двигательная активность ребёнка (при чтении по таблице голова ребёнка приподнята, рука двигается свободно; работа с кубиками – пальчиковая гимнастика).

2. Развитие артикуляции, дикции, чистоты речи при работе с таблицей (пение складовых «песенок») и кубиками.

3. Учение – игра, увлечение, радостью

4. Ребёнок в постоянном поиске, имеет право выбора (принцип – «идти от ребёнка»).

5. Движение от общего к частному (принцип – «никаких терминов»).

6. Положительная мотивация, ситуация успеха для ребёнка (при обучении «письму» по таблице и работе с кубиками ребёнок не боится ошибаться).

Цель программы: обучение младших и средних дошкольников чтению по складам.

1. Введение в чтение, предполагающее не ставить цель научить читать каждого ребёнка, но дать возможность каждому проявить свои способности в чтении.

2. Развитие артикуляции, дикции, формирование правильного произношения звуков.

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

4. Воспитывать интерес к чтению и уважение к книге.

Речевое развитие включает

• владение речью как средством общения и культуры;

• обогащение активного словаря;

• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

• развитие речевого творчества;

• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

• формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В зависимости от содержания занятий и форм организации образовательного процесса на различные этапы отводится определённое количество времени. При дифференциации занятий может быть использована индивидуальная или групповая форма работы с детьми по формированию и развитию навыка чтения.

В таблице приведены примерные показатели использования времени на определённых этапах занятия.

Этапы Содержание работы Продолжительность

1 Артикуляционная гимнастика, логопедические упражнения. Проговаривание чистоговорок, скороговорок. 5 мин

2 Работа с кубиками и таблицами 5 мин

3 Ознакомление с окружающим миром (беседа, игра, пословицы, отгадывание загадок и тд.) 5 мин

4 Развитие мелкой моторики (раскрашивание, штриховка, печатание

Формы подведения итогов.

Проверка результатов проходит в форме игровых занятий.

Итоговый контроль осуществляется в форме открытого занятия.

Список средств обучения:

Технические средства обучения:

2.Аудиозаписи на дисках: попевки, алфавит.

3. Аудиопособие «Читай и пой»

4. Столы детские.

5. Полка для кубиков.

1. Кубики Зайцева.

2. Настенные демонстрационные таблицы.

3. Складовые картинки.

Методические материалы

- Учебник для родителей, воспитателей, учителей;

- картотека «Артикуляционная гимнастика»

Зайцев Н. А. Учебник для родителей, воспитателей, учителей. – СПб. : НОУДО «Методики Н. Зайцева», 2012.

Зайцев Н. А., Струве Г. А. Читай и пой. – СПб. : НОУДО «Методики Н. Зайцева», 2012.

Зайцев Н. А. Комплект «Кубики Зайцева». – СПб. : НОУДО «Методики Н. Зайцева», 2012.

Зайцев Н. А. Письмо, чтение, счёт. – СПб. : Лань, 1997.

Зайцев Н. А. Комплект «Складовые картинки». – СПб. : НОУДО «Методики Н. Зайцева», 2012.

Публикации по теме:

Автоматизация звуков с использованием методики Н. А. Зайцева

Автоматизация звуков с использованием методики Н. А. Зайцева Основной единицей языка у Зайцева является не звук, буква или слог, а склад. Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и.

Детский мастер-класс по изготовлению из картона дидактической игры «Квадраты-головоломки» по методике Никитиных

Детский мастер-класс по изготовлению из картона дидактической игры «Квадраты-головоломки» по методике Никитиных Цель: сформировать у детей подготовительной к школе группы умение создавать дидактическую игру с опорой на квадраты Никитиных. Задачи:.

Игры по методике Монтессори своими руками

Игры по методике Монтессори своими руками Главным девизом Монтессори в работе было – помоги ребенку сделать всё самостоятельно. Дети могут самостоятельно выбирать тот темп и ритм,.

Игра «Часы» для обучение детей чтению

Игра «Часы» для обучение детей чтению Игры - рисунки вызывают у детей интерес и облегчают усвоение материала. Предлагаемая игра имеет многофункциональный характер: закрепляет.

Мастер-класс игры «Крышечки» по методике Монтессори из пластиковых бутылок

Мастер-класс игры «Крышечки» по методике Монтессори из пластиковых бутылок Продолжая цикл игр по методике Монтессори, предлагаю мастер-класс игры "Крышечки" Такая игра как нельзя лучше подходит для развития мелкой.

Мастер-класс с использованием игры-шнуровки по методике Монтессори из швейных катушек

Мастер-класс с использованием игры-шнуровки по методике Монтессори из швейных катушек Девизом Марии Монтессори в педагогике стал - «Помоги мне это сделать самому!» Её принцип индивидуальной свободы и опоры на сенсорное развитие.

Обучение чтению старших дошкольников с помощью дидактических игр Обучение чтению дошкольников с помощью дидактических игр. Ф. И. О воспитателя: Кычкина Татьяна Егоровна, высшей категории. Место работы:.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками «Наше настроение» (по методике Н. А. Коротковой) Тема «Наше настроение».(старшая группа). Интеграция образовательных областей: Задачи: 1) закрепить представление о том, каким бывает.

Технологии Н. А. Зайцева в ДОУ. Эссе.

Технологии Н. А. Зайцева в ДОУ. Эссе. Технологии Н. А. Зайцева в ДОУ. Эссе. Ура! Я победила! Победила «Северный ветер»! «Северный ветер» - это кодовое название моей прошлогодней.

Читайте также: