Определение фольклорных жанров считалок

Обновлено: 17.05.2024

Основные понятия: определение, происхождение считалок, связь считалки с другими формами: заговором, игрой, обрядом; своеобразие жеребьевки; классификация считалки, точки зрения, проблематика заумных считалок; особенности считалок: процесс словотворчества, структура, ритмизация, метрическая система, роль повторов, своеобразие синтаксиса, использование формы диалога, обращений, риторических вопросов; словотворчество в считалке и литературе (сравнительная характеристика).

Определение. Считалка всегда имела практический характер, она использовалась в детских играх для установления очереди и выбора лиц, исполняющих ту или иную роль. Поэтому исследователи относят ее к игровому фольклору наряду с жеребьевыми приговорами, молчанками.

Согласно одному из словарных определений, считалки представляют собой «словесные формы, чаще всего стихотворные (рифмованные) произведения преимущественно юмористического характера, с помощью которых определяется очередность в игре, избираются ее ведущие или участники» (Сл., с. 342). В считалке счет является ритмизующей основой произведения, скандирование обусловливает правильность счета, и нарушение ритма является показателем неправильно проведенной жеребьевки.

Название «считалка» употребляется чаще других, но встречаются и другие определения. П.В. Шейн называл подобные произведения жеребьевыми прибаутками[103]. М.Н. Мельников приводит народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки.

Поскольку считалки используются наряду с жеребьевками или сговорами (сговорками), возникает необходимость определения данной формы. Формы жеребьевки были самыми разнообразными, чаще всего они проводились с помощью рифмованных стихов. Г.С. Виноградов, опубликовавший подборку подобных текстов, предложил для них название «жеребьевки». В современной науке получил распространение термин «жеребьевые сговорки», введенный М.Н. Мельниковым.

Во время игры в лапту, городки, прятки или жмурки играющие разделяются на две партии, каждый из игроков зашифровывает свое имя и затем, выбрав пару, подходит к вожакам («маткам»), самым сильным и ловким игрокам. Они и должны выбрать члена своей команды, руководствуясь следующим предложением:

Или казака удалого?

Лисицу в цветах

Или медведя в штанах?

Или белого медведя?

В качестве предмета выбора предлагаются и живые, и неодушевленные предметы, наделяемые необычными качествами (определениями), растения, песенные персонажи.

Иногда выбор совершался по характеру действия:

С колокольни пал

Из Томска на лыжах

Али из Ирбита на ремнях?

Что тебе надо – сено косить или дрова рубить?

Коня вороного или седла золотого?

На печке заблудился или в ложке утонул?

Тес ломать или деньги воровать?[104]

Процесс отгадывания основывался на антитезе, сравнивались разные предметы, понятия или явления; «матка» должна не только выбрать, но и угадать, кто «прячется» за данным обозначением. Определенной подсказкой служила интонация. В зависимости от выбора вожака играющие отходят в ту или другую сторону.

По данным Г.С. Виноградова (их подтверждает и М.Н. Мельников), наибольшее количество традиционных текстов связано с образом коня. В них предлагается сделать выбор между конем и золотым тарантасом, золотым хомутом и между занятиями – «коня кормить» или «печь топить». Конь занимает одно из центральных мест в древних языческих ритуалах. Он является олицетворением света, удали, силы, огня.

О древности подобных жеребьевочных формул свидетельствуют материалы этнографов. Жеребьевка являлась частью ритуала инициации. Когда кандидаты на посвящение в члены общества собираются вместе, они договариваются о тайных именах, под которыми будут участвовать в обряде. Как правило, таким именем становится наименование духа-покровителя или родового тотема. В дальнейшем при совершении обряда к участнику надлежит обращаться только по этому имени. Имя, которое он носил в детстве, более не существует, поскольку после посвящения кандидат получает новое имя – уже как полноправный член племени[105].

Построение жеребьевки традиционно, она состоит из обращения и вопроса. Обращение может быть простым (Матки, матки, // Дуб или в зуб?) или сложным (развернутым в отдельное четверостишие):

Или казака с кинжалом?

Смысловая наполненность жеребьевки отмечалась рядом исследователей. Г.С. Виноградов писал, что такого «сжатия элементов речи в предельно тесную форму» нет в других жанрах детского фольклора. Анализируя сговорку

С маху под рубаху

Или с разбегу под телегу?

исследователь приходит к следующему выводу: «лаконизм образного языка сговорок может быть сопоставим с малыми формами русского фольклора: пословицами и поговорками. Не случайно пословицы и поговорки выступают подчас в функции жеребьевок: «Грудь в крестах али голова в кустах?», «Вошь на аркане или блоха на цепи?»[106]

Особенности жеребьевок. Выразительность исполнения жеребьевок, как полагает А.Н. Мартынова, отличает их от считалок, «которые произносятся, как правило, невыразительно, монотонно».

Происхождение считалок. Считалки появились благодаря ритуально-бытовой практике. Обычай ритуального пересчитывания предметов известен у большинства первобытных народов. Во время счета выделялись счастливые и несчастливые числа, результат счета хранился в тайне. Приведем пример обрядовой считалки, записанной на Гавайских островах в середине XIX века:

В Кохале есть дерево хау,

Не одно дерево, много деревьев,

И семь, из которых строят каноэ.

Первое хау – балансир каноэ,

Второе хау – укосина каноэ,

Третье хау – корпус каноэ,

Четвертое хау – обшивка каноэ

Пятое хау – корма каноэ,

Шестое хау – мачта каноэ,

Седьмое хау – парус каноэ.

Если назовешь еще одно, живи,

Не назовешь – умрешь[107].

Аналогичный текст, связанный с гаданием, приводит И.П. Сахаров: – «Четыре и более девушек садятся на полу в кружок. Каждая из них кладет на колени соседкам по два пальца. Тогда старшая начинает скороговоркой проговаривать:

Произнося каждое из этих слов, она указывает на один из протянутых пальцев. На который достанется слово – «выкень» тот и выкидывается»[108]. Приведенная игра используется во время гадания на близкое замужество.

Эти тексты подтверждают вывод В.П. Аникина о связи считалок с верой в числа: «обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед настоящими, неигровыми делами… было правилом прибегать к жеребьевке и счету» (Аник., Младенч., с. 15).

Считалки можно расценивать как способ сохранения во времени информации сакрального характера, поскольку в результате ее применения выявляется тот, кто будет выполнять в игре особую роль. По этой причине Г.С. Виноградов сближал считалки с гаданиями, поскольку выбор в них зависит не от разумного расчета, а от случая, от воли судьбы. Отсюда и название, бытующее у детей и подростков Куйтунского района – «гадалка», в Барнаульском округе считалку называют «ворожинка».

Английский исследователь детского фольклора Г. Бетт на основании сопоставления обширного английского материала и записей, сделанных у других народов, приходит к заключению, что «числовые песенки отразили на себе те ступени, которые прошло человечество, обучаясь счету»[109].

В ходе развития жанр считалки испытал разные влияния. Г.С. Виноградов считает, что наиболее значительным было воздействие книжной поэзии. Но все книжные тексты сильно приспосабливались к детской среде, «принимая иной вид, иной облик», хотя функция считалок оставалась без изменений.

Исследователь показал, что отражение действительности в считалках происходит не на основе случайных ассоциаций, а в результате своеобразного осмысления происходящего.

Параллельно с развитием образования распространялись заумные считалки. Учебные заведения, в которых преподавались иностранные языки, становились питательной средой для возникновения, бытования и трансмиссии подобных текстов. «Латинские слова проникали в считалки европейских народов прежде всего под влиянием школьного и университетского обучения латыни и из воспринятой на слух католической службы», – полагает исследователь[110]. Поэтому в лексике появлялись такие слова сакральной лексики, как «деус», «доминус», в самих считалках часто упоминалось слово «грамматики». Е.А. Костюхин даже говорит о гипнотическом воздействии заумного языка[111].

Отмеченные два плана лексики, связанные с службой и собственно учебным процессом, встречаются в считалках европейских школьников. Д. Симонидес сравнивает тексты немецкой и польской считалок, отмечая некоторые лексические совпадения:

Figgi faggi dominus,

du bist hier und bist duss

Edydy, medydy, cycymer

Afel, bafer, dominer

Al zgot, wryna wrot

Aja, baja, myka, wun[112].

Некоторые тексты фиксировались с конца XIX века и на протяжении всего XX века у всех славянских народов, в России, на Украине и в Белоруссии.

Первые записи считалок относятся к XVIII веку, исследователи не сразу отделили считалку от игры и увидели в ней самостоятельный вид устного народного творчества. Уже в XIX веке, замечает А.Н. Мартынова, считалки не имели аналогий во взрослом фольклоре.

Сегодня считалки существенно преобладают по количеству записей над другими жанрами и формами детского фольклора. Они встречаются практически у всех народов.

По количеству вариантов первое место среди считалок занимают «Первинчики-другинчики» и «Перводан, другодан».

По поповой полосе.

Там голики, орешки,

Поди вон, королек.

На четыре угадал,

За морем церковь,

Особенностью считалок является предельная сжатость и лаконичность, они практически не содержат сюжетной основы, представляя перечень предметов или описание порядка счета. Стремление к выразительности и мерности стиха обуславливает использование повторов, диалогической формы, простого синтаксиса.

Считалки помогают разучивать большее количество стихотворных строк и, следовательно, способствуют развитию памяти. Кроме познавательной функции, они несут в себе также эстетическую и этическую функции. Дети учатся правильно говорить и выделять голосом необходимые части стихотворения. Обычно правом произнесения считалки наделяется тот игрок, который не станет обманывать своих партнеров и точно и последовательно проведет счет.

Порядок произнесения считалки следующий: участвующие в игре дети становятся в круг или в ряд, один из детей становится в середину и произносит, скандируя, считалку, дотрагиваясь рукой по очереди до участвующих в игре при каждом слове или ударяемом слоге; тот, на кого упал последний слог или слово, считается выбывшим – освобожденным от жребия; постепенно выбывают и другие, кто вышел последним – считается выбранным. В зависимости от условий игры иногда выбирается и первый выбывший.

Характер исполнения считалки, полагает М.Н. Мельников, свидетельствует об их песенном и хоровом исполнении. В свое время П.А. Бессонов писал, что дети «станут в кружок и запоют песню; на кого упадет из песни последнее слово, тому и держать свой черед. Поют вместе, а один, кто постарше, указывает пальцем по ряду»[113].

Изучение. Русские считалки вводились в научный оборот постепенно. Первой обобщающей работой следует считать монографию Г.С. Виноградова «Русский детский фольклор». Кн. I. (Иркутск, 1930). В ней опубликовано 553 текста считалок с вариантами. Из изданий последних лет выделяется сборник «Русский детский фольклор Карелии». Сост. С.М. Лойтер (Петрозаводск, 1991).

Классификация Г.С. Виноградова основана на словарном признаке: выделяются считалки-числовки, заумные считалки и считалки-заменки.

К первой группе относятся произведения, содержащие в себе счетные слова – количественные и порядковые числительные:

Раз, два, три, четыре, пять / Вышли мальчики играть.

Подвижность классификации видна в использовании эквивалентов числительных (Первенчики, другенчики / Летели голу-бенчики) или «озаумленных» числительных (Азы, двазы, тризы, ризы, пята, лата, туни, муни, тупа, укрест).

Рассматривая своеобразие подобных считалок, О.И. Капица предлагала относить их к «заумным считалкам», таким образом обозначив словообразовательную игру с числами: «Перводан, другодан, начетыре угадал», «Пирвошка, другошка», «Рази, двази, тризи», «Одиян, другиян» и т. д.

А.П. Топорков показывает сходство процесса, происходившего одинаково в разных местах у разных народов[114]. Один вариант

Эни, бэни, рики, факи,

Турба, урба, синтябряки,

Дэу, дэу, краснодэу, Бац.

А другой в белорусской деревне:

Дэус, дэус, шахмадаус – Бац.

Дети часто переделывают известные им тексты, упрощая и приспосабливая их к конкретной аудитории, отмеченное свойство можно считать особенностью считалок. «В них нет понятийного смысла, весь интерес заключается в звуковой стороне слов. В считалках как бы обнажается фонетическая сторона слова, давая детям удовлетворение необычайными звукосочетаниями».

В пруду купается корова и пчела, на берегу корабль, дети лепят снеговика

Художественная литература играет огромную роль в развитии ребёнка с раннего возраста. Причём это касается даже самых малых жанров, которые кажутся очень простыми: потешки, считалки, загадки. К подобным произведениям также относятся небылицы. Эти короткие истории отчасти схожи со считалками и так же чрезвычайно притягательны для детей.

Небылица как литературный жанр

Небылица (небывальщина, нелепица) — это фольклорный жанр, который представляет собой небольшое произведение комического содержания чаще всего в стихотворной форме. Его сюжет нарочито искажает действительность, меняет в ней всё местами (например, ворон одет в красные сапоги, играет на трубе и рассказывает сказки). Причём это несоответствие, абсурдность утрируется, подчёркивается, за счёт чего и создаётся комический эффект. На Руси этот жанр активно использовали скоморохи, которые разъезжали по деревням и развлекали народ.

Скоморохи развлекают народ

На Руси жанр небылиц был очень популярен в репертуаре скоморохов, которые развлекали публику

В небылице активно используется литературный приём оксюморона — сочетание понятий, которые полностью противоречат друг другу. Например, «жил на свете великан низенького роста». В. Я. Пропп, известный литературовед-фольклорист, относит небылицу к разновидности сказки, в которой действительность выворачивается наизнанку.

Сходства и отличия считалки и небылицы

Небылица как жанр чем-то напоминает считалку:

  • Представлена, как правило, в стихотворной форме.
  • Также имеет небольшой объём, иногда одно четверостишие.
  • Сюжет носит вымышленный, фантастический характер, несёт в себе юмор и иронию.
  • Оба жанра изначально принадлежат к фольклору.

Свинья летит по ночному небу

В считалках, как и в небылицах, часто случаются различные курьёзы с животными

Существует ряд считалок, которые можно отнести и к нелепицам, например «Плыл по морю чемодан», «Свиньи в лодке танцевали…» и др.

Однако необходимо выделить и существенные отличия:

  • Считалка имеет конкретное предназначение (прикладной жанр) — распределить роли в детской игре. Небылица же носит просто развлекательный характер.
  • В считалке главный акцент ставится на ритм, читать произведение нужно чётко, отрывисто и в быстром темпе, значение сюжета здесь вторично. В небылице ритм не играет роли, главное здесь — фантазийное повествование.
  • Среди считалок встречаются варианты с реалистичным сюжетом, на бытовую тематику. В небылице такое исключено: всё здесь вымысел.

Рыба кормит своих детёнышей в гнезде на дереве

В небылицах обычно всё перевёрнуто с ног на голову

Значение небылиц для детского развития

Небылица не просто излагает бессмысленные фантастические события. Знакомство с такими произведениями полезно для развития детей:

  • Ребёнок понимает отступление от логической нормы, ищет его и таким способом тренирует свой интеллект.
  • За счёт восприятия «нелепиц» формируется литературный вкус, закладываются основы для восприятия художественного образа.
  • На примере небылиц дети могут сами сочинять «перевёртыши», развивая речь, литературные способности, фантазию, чувство юмора.

Животные произносят несвойственные им звуки и совершают нехарактерные для них действия

В основе небылицы — отступление от логической нормы, его понимание развивает интеллект ребёнка

Примеры считалок

Считалки — это шуточные стихотворения, помогающие распределить роли участников игры.

  • Жили-были утюги
    И любили пироги.
    За обедом каждый мог
    Съесть один большой пирог.
    Кто не верит? Это он!
    Выходи из круга вон.
  • Ахи, ахи, ахи, ох,
    Маша сеяла горох.
    Уродился он густой,
    Мы помчимся, ты постой!
  • Как у нас на сеновале
    Две лягушки ночевали,
    Две лягушки ночевали,
    На подушке задремали,
    Утром встали, щей поели,
    А тебе водить велели!
  • Ёжик, ёжик, чудачок,
    Сшил колючий пиджачок.
    Встал в кружок и ну считать —
    Нам водилку выбирать!
  • На палубе матросы
    Курили папиросы.
    Один не докурил,
    Собаке подарил.
    Собака побежала
    Кондуктору сказала.
    Кондуктор удивился
    И в бочку провалился.
  • Будем брёвна мы пилить,
    Чурки — топором рубить.
    Топоры стучат с утра,
    Дров на улице — гора.
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Выходи нам помогать!
  • В бак залили мы бензину,
    Дружно сели мы в машину.
    Раз, два, три. Раз, два, три,
    Вправо-влево руль крути!
    Ты не веришь? Выходи
    И скорее поводи!

Дети стоят в кругу и считаются

С помощью считалок дети договариваются, кто первым будет водить

Примеры небылиц

Основными действующими персонажами небылиц выступают как люди, так и разнообразные животные. Последние, как правило, являются главными героями русских народных нелепиц:

  • Лиса по лесу бежала,
    Лиса хвост потеряла.
    Ваня в лес пошёл,
    Лисий хвост нашёл.
    Лиса рано приходила,
    Ване ягод приносила,
    Её хвост отдать просила.
  • Как петух в печи пироги печёт,
    Кошка на окошке рубаху шьёт,
    Поросёнок в ступе горох толчёт,
    Конь у крыльца в три копыта бьёт,
    Уточка в сапожках избу метёт.
  • Между небом и землёй
    Поросёнок рылся
    И нечаянно хвостом
    К небу прицепился.

Иллюстрация к небылице «Между небом и землёй поросёнок рылся. »

Сюжет небылицы полностью вымышленный и до смешного абсурдный

Небылицы — прежде всего фольклорный жанр. Однако встречаются и литературные небылицы (часто они основаны на различных народных сюжетах). Ярким примером являются широко известные произведения К. Чуковского «Путаница», «Тараканище», «Чудо-дерево», а также Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена».

Дети в народных костюмах

Русский фольклор заслуженно считается сокровищницей народной мудрости и ярких образцов творчества. Одним из них являются считалки — весёлый и жизнерадостный жанр игровой направленности.

Считалка как жанр игрового детского фольклора

Считалка — разновидность русского игрового фольклора. Первым научным трудом, где было уделено пристальное внимание именно этому жанру, является изданная в 1930 монография «Русский детский фольклор». Автор её доктор филологических наук Г. С. Виноградов. В ней содержится более 500 считалок.

В 1989 году увидел свет сборник фольклориста А. Н. Мартыновой «Потешки, считалки, небылицы», который считается наиболее полным изданием этих жанров. Кроме того, со считалками можно ознакомиться в таких изданиях:

  • «Детские считалки. Набор для мамы». 2010 г.
  • «Плыл по морю чемодан», 2015 г.
  • «Вышел месяц погулять». 2009 г.

сборник считалок

Считалочки остаются популярным жанром в детских книгах и сегодня

Отличительными признаками считалок являются:

  • Практическая применимость. Считалки имеют чёткую задачу: с их помощью выбирают водящего в игре, распределяют роли или игроков по командам.
  • Ритмичность. Если в считалке не будет ритма, её будет очень трудно разделить на слова или слоги, и читающий её ребёнок собьётся.
  • Рифмованность. Считалки в стихотворной форме запомнить проще, и это было несомненным плюсом в те времена, когда книги были доступны не всем.
  • Краткость, информационная насыщенность. Именно эти качества делают читалку ценным материалом для расширения кругозора детей, ознакомления с народными традициями, устоями.

ребенок пересчитывает свои пальчики

С первыми считалками ребёнок знакомится, пересчитывая собственные пальчики

Происхождение считалок

Учёные предполагают, что первоначально считалки использовались взрослыми. С помощью считалки определяли, кому выполнять более трудную часть работы, первому заступать в дозор и т. п. Использовался этот жанр и для гадания. В пользу этой версии говорит и существование считалок с непонятными словами, в которых часто прослеживается сходство с исковерканной латынью, то есть первоначально они могли выступать и в качестве заклинаний.

девушки гадают картина

Считалки с непонятными словами, вероятно, восходят к текстам святочных гаданий и исковерканной семинарской латыни

Народные считалки пользуются большой популярностью у детворы, родителей и педагогов. Они полезны для развития памяти, внимания, речи, прививают детям любовь к культуре и истории Родины, способствую воспитанию честности, товарищества, стимулируют детское творчество.

игра в жмурки

Традиционное предназначение считалок — выбор водящего в игре «Жмурки»

Применение считалок в играх с детьми

В первую очередь, следите за тем, чтобы дети использовали считалки в дружелюбной обстановке. Не допускайте применения вместо них дразнилок, избегайте текстов с грубыми и неблагозвучными словами.

Предлагая ребёнку считалку в первый раз, поговорите о её содержании, сюжете (если он есть), найдите и поясните незнакомые, старинные, вышедшие из употребления слова.

Сделайте акцент на необходимости честно произносить слова считалку. Иногда дети ускоряют или замедляют темп, «подстраивая» результат под свои желания. Этого нельзя допускать, чтобы не возникло обид и споров. Первые два-три раза новую считалку должен произнести взрослый, показав пример ритмичной разбивки на слова или слоги: «Первенчики/ другенчики/ круги/ други/ вон!»

Примеры русских народных считалок:

    Перводан, другодан,
    На колоде барабан,
    Свиристель, коростель,
    Ёжик!

свиристель

Свиристель — это певчая птица, родственная воробью

на златом крыльце сидели

Герои популярной считалочки могут сидеть как на златом крыльце, так и за столом во дворце

птица королек

Королёк — очень маленькая птичка отряда воробьинообразных

Казань

Казань — столица республики Татарстан, которая входит в состав Российской Федерации

лиса и лапоть обложка

Образ лисы с лаптями встречается и в сказке «Лиса и лапти», и в считалке

заяц ест кору

Драть лыки — это значит снимать кору с дерева

заяц ест траву

Заяц — частый персонаж считалочек

утка на гнезде

Утки обычно гнездятся невдалеке от воды в зарослях высокой травы или камыша

ребенок считает у кона

Обычно тот, кто выбывает по итогам считалки — становится, как говорили в старину, «вОдой», а если играют в горелки — идёт «гореть», то есть ловить

русский сарафан на девочке

Считалочку про сарафан можно сопроводить интересным рассказом об этом важнейшем элементе старинном русского костюма

сенокос

Отражался в считалках и труд взрослых: сенокос, жатва, сбор урожая

кораблик с море

Содержание народной считалки перекликается со сказкой А. С. Пушкина

полосатые поросята

Довольно часто текстом считалки становились полюбившиеся детворе небылицы, хотя поросята и правда бывают полосатыми!

коза безрогая

Коза в старину была почти в каждом хозяйстве, поэтому она активный персонаж русского фольклора

заяц зимой

Лесные животные (заяц, лиса, волк и другие) являются частыми героями детского фольклора и считалок в частности

коробейница

Торговцы, носящие свой товар по сёлам и городам, в старину назывались коробейниками

schitalochki

В настоящее время детские считалки – это распределение ролей и установление очерёдности в игре, чтобы всем было весело и никому не обидно.

Считалка (Р. Сеф)
Жёлтый крокодил (Е. Явецкая)
Зайки на лужайке (Е. Явецкая)
Сладкий день рождения (Е. Явецкая)
Слон и посуда (Е. Явецкая)
Морская считалка (Е. Явецкая)
Цирк зверей (Е. Явецкая)
Про мишку и малину (Е. Явецкая)
Сонная считалочка (Е. Явецкая)
Считалка для ворон (А. Усачёв)
Куриная считалка (А. Усачёв)
Спортивная считалка (А. Усачёв)
Крокодилья считалка (А. Усачёв)
Когда сова ложится спать? (А. Усачёв)
Дни недели (М. Погарский)
Лунный звездочёт (А. Усачёв)
Десять лунатиков (А. Усачёв)
Сколько ног у осьминога (А. Усачёв)
Котята (С. Михалков)
Пальчики (С. Михалков)
Ведьма

Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана,
Буду резать, буду бить,
Всё равно тебе водить.

Чинчик, блинчик, мой соколик,
Куда ходишь, как хохолик?
Бери косу, молоток,
Отправляйся в холодок.
Там мышки дерутся,
Одна мышка околела,
Всему свету надоела.
Шишел, мышел и пошёл,
Три копеечки нашёл.
Спотыкнулся и упал,
Три копейки потерял.

Начинается считалка:
На березу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.

Считалка (Р. Сеф)

Вот и вся
Считалка.

*** (Е. Агинская)

Хвостики у девочки,
А на них две ленточки.
У собаки и кота
На двоих лишь два хвоста.

*** (Е. Агинская)

*** (Е. Агинская)

*** (Е. Агинская)

*** (Е. Агинская)

*** (Е. Агинская)

Пироги горячи,
С пылу с жару из печи,
Есть с капустой и с морковью,
Угощайтесь на здоровье!

Жёлтый крокодил (Е. Явецкая)

Зайки на лужайке (Е. Явецкая)

Летним утром на лужайке
Собрались попрыгать зайки.
Принесли свою скакалку,
Стали сочинять считалку:

Сладкий день рождения (Е. Явецкая)

Приходи на день рожденья.
Будет много угощенья:
Десять пачек мармелада,
Двадцать пачек шоколада,
Тридцать кексов, сорок плюшек,
Пятьдесят больших ватрушек.
А пирожных не счесть!
Кто всё это сможет съесть?

Слон и посуда (Е. Явецкая)

Морская считалка (Е. Явецкая)

В море синее нырну,
Поплыву на глубину.
Повстречаю осьминога,
Поиграю с ним немного,

Полюбуюсь на звезду
И жемчужину найду.
Подружись и ты с волной,
А теперь ныряй со мной!

Цирк зверей (Е. Явецкая)

В нашем цирке чудеса:
Пляшет с курицей лиса,
На арене тигры-маги
Строят замки из бумаги,

А над ними бегемот
По верёвочке идёт.
Хочешь в цирк ты или нет,
Я дарю тебе билет!

Про мишку и малину (Е. Явецкая)

Мишка в лапу взял корзину
И пошёл искать малину.
Целый день бродил, устал.
Сколько ягод я собрал?

Сонная считалочка (Е. Явецкая)

Считалка для ворон (А. Усачёв)

Я решил ворон считать:
Раз,
два,
три,
четыре,
пять.

Куриная считалка (А. Усачёв)

Спортивная считалка (А. Усачёв)

Номер два. Ну и ну!
Скачет антилопа Гну!

Номер пятый. Лев бежит.
Шесть. Жираф за ним спешит.

Семь. Легко бежит Гиена,
Есть характер у спортсмена!

Десять. Никому дороги
Не уступят носороги.

Крокодилья считалка (А. Усачёв)

Когда сова ложится спать? (А. Усачёв)

Соблюдается Совой
Распорядок Часовой:

Раз, два, три, четыре, пять!
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф-паф! Не попал.
Серый зайчик убежал.

На золотом крыльце сидели:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори по-скорей —
Не задерживай добрых и честных людей!

Дни недели (М. Погарский)

Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовется ПОНЕДЕЛЬНИК.
ВТОРНИК — это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка СРЕДА
Третьим днем всегда была.
А ЧЕТВЕРГ, четвертый день,
Шапку носит набекрень.
Пятый – ПЯТНИЦА — сестрица,
Очень модная девица.
А в СУББОТУ, день шестой,
Отдыхаем всей гурьбой
И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ,
Назначаем днем веселья.

Лунный звездочёт (А. Усачёв)

На луне жил звездочёт,
Он планетам вёл подсчёт:

Десять лунатиков (А. Усачёв)

Один Лунатик упал с Луны во сне
И больше Лунатиков не стало на Луне!

Сколько ног у осьминога (А. Усачёв)

Сколько ног у осьминога?
Много, много, много, много:
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь, восемь!

Сколько рук у осьминога?
Много, много, много, много:
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь, восемь!

Сколько глаз у осьминога?
Много, много, много, много:
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь, восемь!

Бедный папа! Сколько ног
Моет деткам осьминог?!

Котята (С. Михалков)

Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.

Пальчики (С. Михалков)

А у нашей внучки
Маленькие ручки,

Дружно пальчики живут,
Их по имени зовут:

Пальчик Зина,
Пальчик Нина,
Миша,
Гриша,
Николай,

Пальчик Саша,
Пальчик Маша,
Вова,
Лёва,
Ермолай.

Внучка пальчики считает:
РАЗ!
ДВА!
ТРИ!
ЧЕТЫРЕ!
ПЯТЬ!
И, считая, засыпает,
Потому что хочет спать.

Ведьма (перевод с немецкого Л. Гинзбург)

Утром, ровно в шесть,
Ведьма хочет есть.

В восемь кофе пьёт,
В девять воду льёт.

Ночью в полнолунье,
Старая колдунья,

Лишь двенадцать бьёт,
В свой котёл кладёт

Лягушачьи лапки,
Половые тряпки,

Читайте также: