Он примет взвод а может роту

Обновлено: 02.05.2024

Упражнение 1. Разберите примеры, выделяя вводные слова, обращения и междометия. Укажите их роль в нашей речи.

1) Ты догадался мой читатель с кем бился доблестный Руслан. 2) Чу Вдруг раздался рога звон, и кто-то карлу вызывает. 3) Увы ни камни-ожерелья, ни сарафан, ни перлов ряд, ни песни лести и веселья её души не веселят. 4) Итак домой пришед, Евгений стряхнул шинель разделся лёг. 5) С Швабриным разумеется виделся я каждый день. 6) Подруга дней моих суровых голубка дряхлая моя Одна в глуши лесов сосновых давно-давно ты ждёшь меня. 7) Еду, еду в чистом поле; колокольчик динь (динь) динь.

(Из произведений А. С. Пушкина)

Упражнение 2. Прочитайте примеры и укажите, где выделенные слова являются чле­нами предложения и где — вводными словами. Перепишите, расставляя запятые и подчёркивая вводные слова; укажите их значение (устно).

1) Упражнение должно быть выполнено чисто и аккуратно.— Ученик должно быть торопился и не продумал задания до конца. 2) В результате быстрого таяния снега возможно наводнение.— В мае месяце возможно будут заморозки. 3) Удостоверение, выдан­ное завкомом, действительно до конца года.— Действительно в течение всего сентября стояла чудесная погода. 4) Решение по делу было совершенно очевидно.— Поезд очевидно немного за­паздывает. 5) Мы с товарищем обо всём договорились, но он не­ожиданно поступил совсем наоборот.— Проигрыш не обескуражил шахматиста, он наоборот заставил его в дальнейшем играть более внимательно. 6) Что значит твоё молчание? — Значит ты приедешь ко мне вечером?

Упражнение 3. С указанными ниже словами составьте по два предложения так, чтобы в одном данное слово было членом предложения, а в другом — вводным словом.

По-моему, к несчастью, скажем, вероятно.

а) 1) . . . частые и сильные дожди мешали успешному ходу пу­тешествия. 2) Погода . . . всё же скоро улучшилась.

б) 1) Лицо Ноздрёва . . . уже сколько-нибудь знакомо читателю. 2) В карты играл Ноздрёв . не совсем безгрешно.

в) 1) . . . мы давно должны были уже прийти в деревню, но её всё не было видно. 2) Виды на урожай . . . очень хорошие

Упражнение 5. Поставьте нужные запятые, отличая вводные слова от знаменательных.

1.Ему видно хотелось поговорить. 2. Впрочем не видно никаких особенных приготовлений к свадьбе. 3. Итак ни одно из распоряжений не могло быть исполнено. 4. Впрочем всё можно и так решить. 5. Кажется они говорят это по наущению японцев. 6. Впрочем мне кажетсяизлишним заниматься непонятным чтением. 7. Старый граф очень трогателен говорят. 8. Например моряки говорят и пишут: «приглубый берег» то есть имеющий достаточную глубину. 9.

Разговор естественно зашёл о мире. 10.Оба кажется оживлённо и естественно слушали и говорили. 11. Катенька напротив при гостях всегда делается особенно нежна. 12. К сожалению в доме напротив булочной были открыты окна. 13. Фельдшер однаконе подтвердил слов доктора. 14. Я несчастна не меньше твоего однакоже не прихожу в отчаяние.

Упражнение 6. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.

1. Я думаю однако ж что нужно быть в белом жилете. 2. Впрочем он был в душе добрый человек. 3. К умножению досады бричка моя сломалась. 4. Большая часть из путевых заметок к счастью для вас потеряна, а чемодан с остальными веща­ми к счастью для меня остался цел. 5. Дождь однако же казалось зарядил надолго. 6. Лошадка его к истинному моему удивлению бежала очень недурно. 7. Жара заставила нас нако­нец войти в рощу. 8. Про вас я не слышал к несчастью ничего но многое от вас конечно узнаю. 9. Горный воздух без всякого сомнения действует благотворно на здоровье человека. 10. По­казания урядника по словам Юлая были ложны. 11. Выясни­лось таким образом что во-первых полное окружение трудно дости­жимо из-за природного препятствия с запада и во-вторых что против­ник готовится либо принять бой в местных условиях либо рассеять­ся в глубине бора. 12. Но предание так укоренилось, что право не знаешь, чему верить. 13. Он примет взвод а может роту.

Упражнение 7. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните обращения.

Ой высок же ты Эльбрус синий лед. 2. И в этом труженики предки наши и вы свое бессмертие нашли. 3. Жи­ви великих предков город Москве старинная родня! 4. Мы не забыли не забыли тебя наш город фронтовой как танки бе­лые от пыли шли на восток по мостовой. 5. Э братишка да ты основательно недослышишь! 6. Может и вы товарищ лейтенант еще услышите нашу походку. 7. Отец оставь угрозы свою Тамару не брани. 8. Кудесник ты лживый безум­ный старик презреть бы твои предсказанья. 9. Последняя туча рассеянной бури одна ты несешься по ясной лазури. 10. Прекрасны вы поля земли родной. 11. Простите верные дубравы! Прости беспечный мир полей и легкокрылые забавы столь быстро улетевших дней!. 12. Русый ветер какой ты счастливый! Эх ты ветрена голова. 13. Хорошая любимая родная мы друг от друга далеко живем.

Упражнение 8. Перепишите, расставляя знаки препинания; обращения подчеркнуть.

1) Как ты чудесен и как ты хорош в шуме своём замеча­тельный город || 2) Болгар реченька Волга матушка ты недаром нам дорога || 3) Мы за мир || И песню эту понесём друзья по свету, пусть она в сердцах людей звучит || 4) В защиту мира вставайте люди || Ряды тесней, страна к стране || 5) Крепче друзья и подруги строй наш единый смыкайте, зорче друзья и подруги мир на земле охра­няйте || 6) Мы сильны || Берегись поджигатель войны не забудь чем кончаются войны || С нами люди простые из каждой страны мы в гря­дущее смотрим спокойно || 7) Первый город всей земли российской сердце милой Родины моей на тебя глядеть — не наглядеться, не найти дороже и родней ||

Упражнение 9. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.

I. 1. Ба ты косой пожаловал отколе? 2. Эй завяжи на память узелок! 3. Ну что ж Онегин? Ты зеваешь? 4. Жизнь увы не вечный дар. 5. О я шутить не люблю. 6. Ох ты гой еси царь Иван Васильевич. 7. Чу стучит проезжающий воз. 8. На-ка друг я тебе гостинцу принес. 9. Ну чур не выда­вать. 10. Ух как жутко и весело было идти Гаврику по такому поручению! 11. Ах ты моя рыбка ненаглядная! 12. Эх да мало ли что снилось наяву Якову Лукичу!

II.1. Да домишко очень недурен! 2. Да в нашей реке и рыбы-то нету. 3. В лице Анатолия было выражение душевной силы да именно силы. 4. Да будет сталь крепка! 5. Я с этим согласен да! 6. Нет я не больна Афанасий Иванович. 7. Нет сегодня настоящей болью сердце холодей. 8. Нет страшней того, как гибнут дети.

III. 1. Что если я кликну клич? 2. Что ж я готов. 3. А что разве это не так? 4. Как же жди от него еще раз помощи!

Упражнение 10. Перепишите, расставляя знаки препинания и подчёркивая междометия и слова-предложения да и нет (первую букву после этих слов и междоме­тий пишите в соответствии с предыдущим знаком препинания).

1) Ах быстро молодость моя звездой падучею мелькнула. 2)Чу тройка тронулась опять! Гремит звенит и улетает! 3)О тонкая штука! Эк куда метнул. 4) Ах вот и дуб заветный. 5) Ну выкинул ты штуку. 6) Ба друг старый мы давно знакомы. 7) Эх Чичиков ну что тебе стоило приехать? 8) Увы Татьяна увядает бледнеет гаснет и молчит. 9) Ух жарко! До полдня грибы собирали. 10) Да через час мы уже знали всё! 11) Да милый критик вы правы. 12) Нет я бы не ужил­ся с этой долею! 13) О нет кого бояться мне? 14) Вокруг была лишь чёрная тайга да тёмная ночь. 15) Да верь ему. 16) Короткий сон не освежил его нет.

Упражнение 11. Перепишите, расставляя знаки препинания и объясняя их употребление.

1) Ну гость неприглашённый быть может батюшка войдёт! 2) Ко­нечно вам расстаться тяжело? 3) Ах в самом деле рассвело! 4) По­жалуй на меня всю суматоху сложит. 5) Проснулась — кто-то гово­рит: ваш голос был, что думаю так рано? 6) Как все московские ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами, а при звездах не все богаты между нами. Ну разумеется к тому б и деньги, чтоб пожить, чтоб мог давать он балы; вот например полковник Скалозуб: и золотой мешок, и метит в генералы. 7) Да с Чацким правда мы воспитаны росли. 8) Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали? — Сказал бы я во-первых не блажи именьем брат не управ­ляй оплошно, а главное поди-тка послужи. 9) Эх Александр Андреич дурно брат. Ко мне он жалует частенько; я всякому ты знаешь рад. 10) По моему сужденью пожар способствовал ей много к укра­шенью. 11) Ну право что бы вам в Москве у нас служить? 12) Из шумного я заседанья. Пожалуйста молчи, я слово дал молчать. 13) Увидишь человек нас сорок, фу сколько братец там ума! Всю ночь толкуют, не наскучат; во-первых напоят шампанским на убой, а во-вторых таким вещам научат каких конечно нам не выдумать с тобой.

(А. С. Грибоедов. «Горе от ума»)

Способы передачи чужой речи.

Упражнение 1. Перепишите, ставя знаки препинания (прямая речь выделена курсивом).

1. Что может говорит Полкан приятней быть, как с другом сердце к сердцу жить. 2. Женщи­нам я говорил без церемонии Как ты постарела И мне отвечали с чувством Как вы-то батюшка по­дурнели. 3. Мы решили продолжал заседатель с вашего позволения остаться здесь ночевать. 4. Знаем мы вас, как вы плохо играете сказал Ноздрев выступая шашкой. 5. Это однако ж странно сказала во всех отношениях приятная дама Что бы такое могли значить эти мертвые души. 6. Да неужели продолжал я отец не догадался что Бэла у вас в крепости. 7. Зачем вы повязаны плат­ком спросил я Владимира. 8. Не шуми тише иди солдат! сердитым шепотом говорил старик Оленину . 9. Ну ребята загудел в низких сенях бас дяди Ерошки вот и я с вами пойду. 10. Стой Сюда пойдем перебил старик Оленина вчера тут олений след видел. 11. Женщина или девушка на ве­лосипеде это ужасно говорил Беликов.

1. Эх кабы дождь пошел прошептал Челкаш Так бы мы и проехали как за занавеской. 2. Не надо. сказал Вершинин не надо парень. 3. Ничего вы не умрете, и не думайте заревел Кры­лов Сейчас я вас лечить буду. 4. Куда ты всполошилась Василиса Ивановна. 5. А где же ваши вещи профессор вкрадчиво спрашивал Бер­лиоз в «Метрополе» Вы где остановились. 6. Старшина подмигнул им вслед Воюют! и захохотал. 7. Мал ты еще старшим указывать. бор­мотал Егор отталкивая Кольку Ступай отсюда. 8. А за окном шелестят тополя Нет на земле твоего короля. 9. Лопаты чтоб не забыл, смотри и повернувшись ко мне Ну, что ж инженер пошли НП [наблюдательный пункт] копать. 10. Сологдин сощурился и скомандовалПойди запри дверь Быстро

Упражнение 3. Перепишите, ставя нужные знаки препинания (реплики выделены курсивом).

1.А почем купили душу у Плюшкина шепнул ему на ухо Собакевич. А Воробья зачем приписали сказал в ответ на это Чичиков. 2. Вдруг говорят мне Че­ловек вас спрашивает. Я говорю Что ему надобно. 3. Не видать? повторил барин. Не видать вто­рично ответствовал слуга. 4. А тебе видно не все равно, каким способом в уху попасть? В какую та­кую уху удивлялся карась. 5. Что это Что это такое спросил Оленин у ямщика. А горы отвечал равнодушно ногаец. 6. Как же вы поживаете спросила Екатерина Ивановна. Ничего, живем понем­ножечку ответил Старцев.

Упражнение 4. Составьте предложения с прямой речью, используя в авторских словах на выбор глаголывозразить, воск­ликнуть, вспомнить, вставить, говорить, закричать, заметить, крикнуть, напомнить, начать, обратить­ся с вопросом, обратиться с просьбой, обратиться со словами, ответить, подтвердить, подумать, noпpoсить, пояснить, прервать, продолжать, промолвить, прошептать, рассказать, сказать, согласиться, спро­сить.

Упражнение 5. Замените прямую речь косвенной.

1. «Может быть, мы никогда больше не увидимся, — сказал он мне. — Перед разлукой я хотел с вами объясниться». 2. «Скорей, скорей в город за ле­карем!» — кричал Владимир. 3. «Вот княгиня Лиговская, — сказал Грушницкий, — и с нею дочь ее Мери, как она ее называет на английский лад». 4. «Лесть и трусость — самые дурные пороки», — громко промолвила Ася. 5. «Хочешь сегодня ночью работать со мной?» — спросил Челкаш Гав­рилу. 6. «Убьют Хохла. И тебя, гляди, убь­ют», — бормочет Мигун . 7. Прибежал весто­вой, рявкнул: «Товарищ младший лейтенант, вас полковник требует». 8. «Понял! — решитель­но заявил Иван. — Прошу выдать мне бумагу и перо». 9. «Повесьте здесь зеркало, — посоветовал он. — Большое зеркало». 10. «Не мое это де­ло», — возмутилась горничная и опять ушла в комна­ты.. 11. «Нельзя ли молока у вас купить?» — спросила Клара.

Упражнение 6. Перепишите, оформляя диалоги, расставляя недостающие знаки препинания.

1) Тут явилась на валу Василиса Егоровна и с нею Маша не хотевшая отстать от неё Ну что сказала комендантша каково идёт ба­талия Где же неприятель Недалече отвечал Иван Кузьмич 2) Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и, наконец, сняв шапку оборо­тился ко мне и сказал Барин не прикажешь ли воротиться Это зачем Время ненадёжно ветер слегка подымается вишь как он сметает порошу Что же за беда А видишь там что ямщик указал кнутом на восток Я ничего не вижу кроме белой степи да ясного неба А вон это облачко.

Упражнение 7. Перепишите, заменяя прямую речь косвенной. Особое внимание обратите на употребление местоимений.

1) «Душевно рад,— начал Николай Петрович,— и благо­дарен за доброе намерение посетить нас». 2) «Живей, живей, ре­бята, подсобляйте!» — воскликнул Николай Петрович. 3) «А это впереди, кажется, наш лес?» — спросил Аркадий. 4) «Где же твой новый приятель?» — спросил Павел Петрович Аркадия. 5) «Мой дед землю пахал»,— с надменной гордостью отвечал Базаров. 6) «Вам больше чаю не угодно?» — промолвила Фенечка. 7) «Да, да, я знаю вас, Базаров,— повторила Кукшина.— Хотите сигару?» 8) «Меня зовут Аркадий Николаевич Кирсанов,— прого­ворил Аркадий,— и я ничем не занимаюсь». 9) «Пойдёмте гулять завтра поутру,— сказала Анна Сергеевна Базарову,— я хочу уз­нать от вас латинские названия полевых растений и их свойства». 10) «Спустите штору и сядьте,— промолвила Одинцова,— мне хо­чется поболтать с вами перед вашим отъездом». 11) Аркадий с преж­ней улыбкой сказал Базарову: «Евгений, возьми меня с собой, я хочу к тебе поехать». 12) «Душевно рад знакомству,— проговорил Василий Иванович,— только уж вы не взыщите: у меня здесь всё по простоте, на военную ногу. Арина Власьевна, успокойся, сде­лай одолжение; что это за малодушие?»

(И. С. Тургенев. «Отцы и дети».)

Упражнение 8. Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при передаче прямой речи косвенной. Перепишите, исправляя предложения.

1) Базаров ответил Павлу Петровичу, что строить — не наше дело, сперва надо место расчистить. 2) Чичиков хотел узнать у Ко­робочки, что куда они заехали. 3) Базаров говорит Аркадию, что твой отец — человек отставной, его песенка спета. 4) Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана. 5) Корчагин твёрдо заявляет, что к буденовцам я обязательно перейду. 6) Когда Тоня встретила Павку на строительстве, то сказала, что я не ожидала увидеть тебя таким. 7) Давыдов говорит Корчжинскому, что нет, товарищ, твоя линия ошибочная. 8) Когда мать спросила у сына, что зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать

Упражнение 9. Прочитайте, найдите фрагменты, в которых цитаты оформлены неправильно. Запишите в исправленном виде.

1. Тайна личности была бы нарушена, а вместе с ней нарушена и свобода самоопределения личности. Между тем «Все духовное и великое возникает в жизни - таинственным образом из себя самого и через самого себя… Так воспламеняется любовь; так человек молится; так творится искусство; так строится наука; так преодолеваются духовные кризисы; так крепнет духовный характер человека; так совершаются героические поступки». (В источнике: «Все духовное…».)

2. Акцент на любви рассматривается в этой связи как фактор установления тоталитаризма и авторитаризма. Именно так рассуждает автор, который, в частности, пишет: «любить человека - значит желать сделать его счастливым. Однако из всех политических идеалов те, которыми вдохновляются стремления сделать человека счастливым, пожалуй, наиболее опасны». (В источнике: Любить человека…».)

3. Вл. Соловьев, определяя достоинство личности, пишет, что: «Никакой человек ни при каких условиях и ни по какой причине не может рассматриваться как только средство… - он не может быть только средством или орудием ни для блага другого лица, ни для блага целого класса, ни, наконец, для так называемого общего блага». (В источнике: «Никакой человек…».)

Упражнение 10. Пунктуационно оформите диалог и прямую речь.

1 .Бывают же такие противные лица подумал Ростов, входя в комнату.

Что же, велели привести лошадь? сказал Телянин, вставая и небрежно оглядываясь.

Да пойдёмте сами. Я ведь зашёл только спросить Денисова о вчерашнем приказе. Получили, Денисов?

Нет ещё. А вы куда?

Вот хочу молодого человека научить, как ковать лошадь сказал Телянин.

Они вышли на крыльцо и в конюшню. Поручик показал, как делать заклёпку, и ушёл к себе.

2. Иногда, возвращаясь из передней, он заходил в большую мраморную залу, где накрывали стол, и говорил:

Ну, ну, Митенька, смотри, чтобы всё было хорошо. Так, так,г говорил он, с удовольствием оглядывая огромный раздвинутый стол. Главное сервировка. То-то. И он уходил, самодовольно вздыхая, опять в гостиную.

Марья Львовна Карагина с дочерью! басом доложил огромный выездной лакей, входя в двери гостиной. Графиня подумала и понюхала из золотой табакерки с портретом мужа.

Замучили меня эти визиты сказала она. Ну, уж её последнюю приму. Чопорна очень. Проси сказала она лакею грустным голосом как будто говорила Ну, уж добивайте.

Высокая, полная, с гордым видом дама с круглолицею улыбающейся дочкой, шумя платьями, вошли в гостиную.

3.Он был один, только какой-то солдатик сидел теперь по другую сторону огня и грел своё худое жёлтое тело.

Никому не нужен я! думал Ростов. Некому ни помочь, ни пожалеть. А был же и я когда-то дома, сильный, весёлый, любимый. Он вздохнул и со вздохом невольно застонал

Ай болит что? спросил солдатик, встряхивая свою рубаху над огнём, и, не дожидаясь ответа, крякнув, прибавил:

Мало ли за день народу попортили — страсть!

Ростов не слушал солдата. И зачем я пошёл сюда! думал он. На другой день французы не возобновляли нападения.

Упражнение 11. Пунктуационно оформите выделенные цитаты.

1.Губернатор говорил, что японскому глазу больно видеть чужие суда в портах Японии.

2.В ноябре 1910 года Максим Горький получил письмо от семилетнего мальчика. Под впечатлением кончины Льва Толстого мальчик писал: Милый Максим Горький! Все писатели умерли, ты один живой. Пришли мне сказку и письмо. Целую тебя, твой Илюша. Горький ответил своему корреспонденту — послал ему сказку «Утро». Самое лучшее в мире — смотреть, как рождается день! начал сказку Горький. Почему? Ты узнаешь об этом потом говорит писатель мальчику когда будешь большой.

3.Владимир Иванович Даль сохранял смысл и толк народных присловий. Этим он продолжал традицию Пушкина. Известно, что поэт закончил «Сказку о золотом петушке» поученьем

Сказка ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок.

А сказка о Балде заканчивается стихом

А Балда приговаривал с укоризной

Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.

Вводными называются слова, грамматически не связанные с членами предложения (т.е. не связанные с ними по способу согласования, управления или примыкания), не являющиеся членами предложения и выражающие отношение говорящего к высказываемой мысли, характеризующие способ ее оформления и т.п. Вводным словам присуща интонация вводности, выражающаяся в понижении голоса и более быстром их произнесении по сравнению с остальной частью предложения и в своеобразной безударности.

Вводные слова могут относиться или ко всему предложению в целом, или к отдельным его членам. Ср.: К счастью, никто меня не заметил (Т.); - . Наше ветхое судно наклонилось, зачерпнулось и торжественно пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте (Т.). В последнем случае вводное слово ставится непосредственно рядом с тем членом предложения, к которому оно относится.

Отношение говорящего к содержанию высказывания, его оценку, добавочные эмоциональные и экспрессивные оттенки значения выражают не только отдельные слова, но и словосочетания вводного характера. Например: Вронский, к ужасу своему, почувствовал, что он сделал скверное, непростительное движение (Л. Т.); В самом деле, ничего съестного в деревне мой кучер не нашел (Т.).

По выражаемому ими значению вводные слова и сочетания подразделяются на несколько разрядов.

1. Вводные слова и словосочетания с модальным значением, выражающие оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т.п.): конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, очевидно, без всякого сомнения, вероятно, по всей вероятности, по сути дела, разумеется, само собой разумеется, может быть, должно быть, наверное, пожалуй, по-видимому, действительно и др. Например: На другой день к обеду, действительно, все сборы были кончены (Акс.); Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека (Т.).

2. Вводные слова, выражающие оценку сообщаемых фактов с точки зрения их обычности: бывает, случается, как водится, как всегда, по обыкновению, по обычаю и др. Например: По окончании игры спорили, как водится, довольно громко (Г.); Я, например, случалось, иду по улице и натыкаюсь на людей (Дост.).

3. Вводные слова и словосочетания, выражающие чувства говорящего (радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т.п.): к счастью, к радости, к удовольствию, к сожалению, к несчастью, к удивлению, к изумлению, к огорчению, к прискорбию, к досаде, странное дело, неровен час, чего доброго, как нарочно и др. Например: Но, как на беду, в это время подвернулся губернатор (Г.); Руки мои, к страшной моей досаде, слегка дрожали, горло сохло (Т.).

4. Вводные слова и словосочетания, указывающие на связь мыслей, последовательность изложения: во-первых, во-вторых и т.д., с одной стороны, с другой стороны, наконец, наоборот, напротив, однако, в общем, в частности, кстати, кстати сказать, итак, следовательно, значит, кроме того, например, так, таким образом и др. Например: Стало быть, вы не хотите перейти во владение Троекурову (П.); Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была неперестающей службой (Л. Т.).

5. Вводные слова и словосочетания, указывающие на приемы и способы оформления мыслей, на экспрессивный характер высказывания: словом, одним словом, короче говоря, вообще говоря, иначе говоря, так сказать, другими словами, лучше сказать, грубо выражаясь, мягко выражаясь, по правде говоря, между нами говоря, смешно сказать, сказать по совести и др. Например: Признаться сказать, ни в какое время Колотовка не представляет отрадного зрелища (Т.); Словом, стал дед Щукарь кучером и конюхом одновременно (Шол.).

7. Вводные слова и словосочетания, обращенные к собеседнику или к читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому, внушить определенное отношение к излагаемым фактам: видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), пойми, поймите, вообразите себе, извините, простите, пожалуйста, сделайте милость, помнишь (ли), помните (ли), помилуйте, послушайте, согласитесь, заметьте себе, позвольте и др. Например: Одичаешь, знаете, если будешь все время жить взаперти (Г.); Растолкуйте мне, пожалуйста, что за чудеса такие (Т.).




Не будучи синтаксически связаны с членами предложения, вводные слова тем не менее в некоторых случаях выполняют конструктивную роль и являются необходимыми для структуры предложения. Например: Он примет взвод, а может, роту (Щип.). В этих случаях функция вводных слов близка к функции союзов (разделительных, противительных, присоединительных и др.); Я не знаю, где зарыты Опанаса кости: может, под кустом ракиты, может, на погосте (Багр.) (ср. то ли. то ли) - повторяющееся вводное слово может (может быть, возможно) служит для выражения разделительных отношений.

По морфологическому своему выражению вводные слова в своем подавляющем большинстве соотносятся или с именами, или с глаголами, или с наречиями.

1.Вводные словаименного типавыражаются:

а) именами существительными (без предлога или с предлогом), например: правда, словом, без сомнения, к счастью, на беду, по преданию;

б) именами прилагательными (субстантивированными), например: в общем, между прочим, самое главное;

в) местоимениями (в сочетании с предлогом), например: кроме того, напротив того.

2. Вводные слованаречного типасоотносительны с наречиями, например: вероятно, видимо, несомненно, вернее, короче, кстати, наконец.

3. Вводные словаглагольного типавыражаются:

а) личными формами глагола, например: видишь ли, представьте себе, думаю, полагаем, говорят, рассказывают (вводные конструкции этого типа стоят на грани между вводными словами и вводными предложениями, так как слова типа думаю, полагаем могут рассматриваться как односоставные определенно-личные предложения, а слова типа говорят, рассказывают - как односоставные неопределенно-личные предложения);

б) инфинитивами или инфинитивными сочетаниями, например: видать, признаться, кстати сказать, по правде сказать;

в) деепричастиями (в сочетании с наречием или именем существительным), например: точнее говоря, мягко выражаясь, правду говоря, по совести говоря.

Значения, присущие вводным словам и словосочетаниям, могут выражаться целыми предложениями, которые сохраняют интонационные особенности вводных конструкций. Например: Буран, мне казалось, все еще свирепствовал (П.); Он ехал теперь к Яузскому мосту, где, ему сказали, был Кутузов (Л. Т.); Но если б, клянусь вам любовью моей, я десять имела таких сыновей, я всех бы их биться послала (Р. Ландис).

По своей структуре вводные предложения могут быть:

1) двусоставными предложениями, например: Вы, я думаю, привыкли к этим великолепным картинам (Л.);

2) односоставными (чаще всего неопределенно-личными или безличными), например: . И этот голос чудно-новый, ей мнилось, все еще звучал (Л.); Сама же барыня - говорили о ней - не умеет отличить буженину от телятины. (М. Г.).

Вводные слова

Вводные слова в предложении выделяются интонационно, ограничиваются от него. Для них характерна особая интонация вводности, которая конкретизируется как интонация включения или интонация выключения (характеризуется понижением голоса и убыстренным темпом произношения по сравнению с произносительной интонацией остального предложения).

На письме вводные слова отделяются запятыми.

Вводные слова могут относиться и к отдельным членам предложения, и ко всему предложению в целом:

Значения вводных слов

Вводные слова и вводные сочетания слов различаются своими значениями.

1. Вводные слова и сочетания слов могут иметь модальное значение. Они выражают оценку говорящим степени достоверности высказывания; уверенность, неуверенность, сомнение, возможность, предположение и т. д. Модальное значение свойственно словам и сочетаниям слов: конечно, несомненно, вероятно, кажется, правда, без сомнения, в сущности,
само собой, весьма вероятно, в самом деле, может быть, должно быть, безусловно, очевидно, бесспорно, по-видимому, не правда ли, надо полагать и др.:

  • Ливень, видно, не захватил Трошина леса, что темнел далеко за садом (И. Бунин);
  • Ты, должно быть, мечтатель (И. Гончаров);
  • Попробуем, может быть, удастся что-нибудь из тебя сделать (И. Гончаров).

2. Вводные слова могут указывать на обычность совершаемого: как водится, как обычно, по обыкновению, случается, бывает, по обычаю и др.:

  • Город этот, как известно, сыграл немаловажную роль в освоении Арктики (Э. Кренкель);
  • Каждому человеку, считаю, свое в жизни положено (С. Залыгин);
  • Ему уж стукнуло, по сказкам, сто годов (Н. Некрасов).

4. Вводные слова и сочетания слов могут характеризовать отношение к способу выражения мысли: иными словами, другими словами, по выражению, прямо скажем, с позволения сказать, попросту говоря, грубо выражаясь, так сказать, что называется, лучше сказать, словом, если можно так сказать и др.:

  • Собственно говоря, попал я сюда просто (К. Паустовский);
  • Я этого, скажу вам откровенно, терпеть не могу (И. Тургенев);
  • Словом, Сторешников с каждым днем все тверже думал жениться, и через неделю он явился с предложением (Н. Чернышевский).

5. Вводные слова могут представлять собой призыв к собеседнику с целью привлечь его внимание, внушить ему определенное отношение к высказанному: послушайте, знаете (ли), понимаешь (ли), простите, согласитесь, не поверишь (ли), вообрази, помилуй, скажи на милость, представьте себе, извините, пожалуйста и др.:

6. Вводные слова указывают на связь мыслей, последовательность их изложения: итак, значит, наоборот, кроме того, сверх того, в общем, кстати, наконец, к примеру, с одной
стороны, в конце концов, следовательно, например, в частности и т. д.:

  • Итак, в дороге три-четыре, а то и пять, пожалуй, дней шел спор о фронте и о тыле — не что важней, а где трудней (А. Твардовский);
  • Лесной воздух целебен: он удлиняет жизнь, он повышает нашу жизненную силу, и, наконец, он превращает механический процесс дыхания в наслаждение (К. Паустовский);
  • Между прочим, хотя рискую вас огорчить, но должен сознаться — кажется, один и ваш мост взорвал (К. Симонов).

7. Вводные слова могут выражать эмоциональную оценку сообщаемого: к счастью, к несчастью, к удивлению, к радости, на беду, к изумлению, чего доброго, не ровен час,
к ужасу, к стыду и др.:

8. Вводные слова могут указывать на экспрессивный характер высказывания: кроме шуток, по душе, по-настоящему, между нами, прямо скажем, по правде, по совести, по справедливости, не в укор будь сказано, честно говоря и др.:

  • Сказать правду, спасенный не понравился Морозке с первого взгляда (А. Фадеев);
  • Ты сам, не во гнев будь сказано, погрешил много (Н. Гоголь);
  • А Булычев, надо прямо сказать, в плохом виде! (М. Горький).

9. Вводные слова могут указывать на оценку меры того, о чем идет речь: самое большее, по крайней мере, без преувеличений и др.:

Морфологически различаются вводные слова именные: правда, без сомнения, к удивлению, к счастью, в сущности, по сути, на беду, по обычаю, к досаде, к сожалению, между прочим, самое главное, кроме того, напротив того, самое большее, в общем и целом ; наречные: обычно, вернее, короче, безусловно, точнее, наконец, кстати, понятно; глагольные: скажем, видишь (ли), говорят, помнится, признаться, видать, само собой разумеется, представьте себе, слыхать .

Во вводных сочетаниях могут объединяться слова разной морфологической принадлежности: точнее говоря, правду сказать, так сказать, иными словами, без всякого сомнения, мягко выражаясь, по совести говоря .

Специфическая функция вводных слов привела к появлению особой лексико-грамматической группы — модальных слов. К этой группе относятся наречные по происхождению
слова типа очевидно, конечно, вероятно, некоторые из них выполняют только функцию вводных слов.

Вводные предложения

Вводные предложения интонационно обособляются, выделяясь паузами, более низким тоном, более быстрым темпом речи.

Они отличаются от вводных слов и словосочетаний структурно, так как воспроизводят те или иные схемы простого предложения (двусоставного, односоставного неопределенно-личного, безличного):

Вы хотите, насколько я понял, изучить всю проблему Кара-Бугаза. Так? (К. Паустовский);

Я думал о чем-то умершем во мне, что, я знал, никогда не вернется (К. Паустовский);

Навстречу нам бежала с другого конца женщина в летах, одетая довольно небрежно, босая и, как нам показалось, растрепанная (В. Солоухин);

А людям было невыносимо сидеть сложа руки или стоять по целым суткам на часах против невидимого и, как все были убеждены, несуществовавшего неприятеля (В. Гаршин).

Вводные предложения чаще всего включаются в основное при помощи союзов или союзных слов. Это специфическая черта большей части вводных предложений:

  • как говорят старики, как он сам выразился, как мне вчера сказали;
  • что гораздо важнее, что еще хуже;
  • если говорить откровенно:

Вводные предложения, в отличие от вводных сочетаний слов, не представляют собой застывших готовых выражений, они разнообразны по лексическому наполнению и не ограничены объемом.

Вставные конструкции

Вставные конструкции (слова, словосочетания, предложения) комментируют содержание предложения или отдельных его членов, разъясняют его, уточняют, обосновывают,
дают дополнительные сведения, попутные указания. Они резко выпадают из синтаксической структуры целого, интонационно выделяются, разрывая и нарушая интонационное
единство предложения.

Вставные конструкции могут оформляться как члены предложения или предикативные части сложного предложения, но могут в синтаксическом отношении выступать как «чужеродное» тело в составе основного предложения; могут быть включены с помощью союзов и союзных слов или же без их посредства:

  • Слово это означает женщину, чрезмерно щекотливую в своих понятиях о чести (женской) — недотрогу (А. Пушкин);
  • В то время, как такие разговоры происходили в приемной и в княжниной комнатах, карета с Пьером (за которым было послано) и с Анной Михайловной (которая нашла нужным ехать с ним) въезжала во двор графа Безухова (Л. Толстой);
  • В тот же день я был уже на квартире Никитина (фамилия зятя) (В. Короленко).

Вставные конструкции выделяются паузами, произносятся с понижением тона и убыстрением темпа речи.

Вставные конструкции различаются по структуре. Они могут быть выражены минимальной и простейшей единицей (например, восклицательный или вопросительный знак, передающий отношение к мысли), словом, словосочетанием, предложением (в том числе и сложным) и даже целым абзацем:

По способу включения вставной конструкции в основное предложение бывают вставные конструкции бессоюзные, с сочинительным союзом, с подчинительным союзом
или союзным словом:

  • Лукин все еще не мог до конца отключиться от своих дел и после обеда (обедали в рес оране при гостинице) поехал к Воскобойникову (А. Ананьев);
  • Исключение — это первый звонок завтрашнего (или вчерашнего) правила (М. Анчаров);
  • Я долго простаивал у ворот, чтобы поглядеть, как Житков наклонится над ученой собакой, возьмет у нее скрипку, которую она несла за ним, скажет ей (будто по секрету) какое-то слово, и она тотчас же помчится без оглядки по Пушкинской (К. Чуковский).

Градация вставных конструкций по значению

По значению различаются:

1. Вставные конструкции, дополняющие или поясняющие содержание основного предложения:

  • И только много позже (я уже не первый год ходил в школу) сказка эта стала меня преследовать, я стал ее разгадывать (С. Залыгин);
  • Пети не было дома (он пошел к товарищу, с которым намеревался из ополчения перейти в действующую армию) (Л. Толстой).

2. Вставные конструкции, представляющие собой попутные авторские замечания:

  • Поверьте (совесть в том порукой), супружество нам будет мукой (А. Пушкин);
  • Я не понимал (теперь я понял), что я делал с близкими мне существами (В. Гаршин).

3. Вставные конструкции, поясняющие отдельные слова в основном предложении:

  • Он еще не успел присмотреться и радовался всему, что было для него новым (хорошо забытым старым, как он скажет потом Павлу) и волновало его (А. Ананьев);
  • А где старая (так он обыкновенно называл жену свою)? (Н. Гоголь).

4. Вставные вопросительные и восклицательные конструкции, выражающие эмоции автора или его отношение к высказываниям, словам, цитатам:

Вводными называются слова, грамматически не связанные с членами предложения (т.е. не связанные с ними по способу согласования, управления или примыкания), не являющиеся членами предложения и выражающие отношение говорящего к высказываемой мысли, характеризующие способ ее оформления и т.п. Вводным словам присуща интонация вводности, выражающаяся в понижении голоса и более быстром их произнесении по сравнению с остальной частью предложения и в своеобразной безударности.

Вводные слова могут относиться или ко всему предложений в целом, или к отдельным его членам. Ср.: К счастью, никто меня не заметил (Т.); —. Наше ветхое судно наклонилось, зачерпнулось и торжественно пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте (Т.). В последнем случае вводное слово ставится непосредственно рядом с тем членом предложения, к которому оно относится.

Отношение говорящего к содержанию высказывания, его оценку, добавочные эмоциональные и экспрессивные оттенки значения выражают не только отдельные слова, но и словосочетания вводного характера. Например: Вронский, к ужасу своему, почувствовал, что он сделал скверное, непростительное движение (Л.Т.); В самом деле, ничего съестного в деревне мой кучер не нашел (Т.).

По выражаемому ими значению вводные слова и сочетания подразделяются на несколько разрядов.

1. Большую группу составляют вводные слова и словосочетания с модальным значением, выражающие оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т.п.): конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, очевидно, без всякого сомнения, вероятно, по всей вероятности, по сути дела, разумеется, само собой разумеется, может быть, должно быть, наверное, пожалуй, по-видимому, действительно и др. Например: На другой день к обеду, действительно, все сборы были кончены (Акс.); Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека (Т.).

2. Оценку сообщаемых фактов с точки зрения их обычности выражают вводные слова бывает, случается, как водится, как всегда, по обыкновению, по обычаю и др. Например: По окончании игры спорили, как водится, довольно громко (Г.); Я, например, случалось, иду по улице и натыкаюсь на людей (Дост.).

3. Эмоциональную оценку сообщаемого дают вводные слова и словосочетания, выражающие чувства говорящего (радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т.п.): к счастью, к радости, к удовольствию, к сожалению, к несчастью, к удивлению, к изумлению, к огорчению, к прискорбию, к досаде, странное дело, неровен час, чего доброго, как нарочно и др. Например: Но, как на беду, в это время подвернулся губернатор (Г.); Руки мои, к страшной моей досаде, слегка дрожали, горло сохло (Т.).

4. На связь мыслей, последовательность изложения указывают вводные слова и словосочетания во-первых, во-вторых и т.д., с одной стороны, с другой стороны, наконец, наоборот, напротив, однако, в общем, в частности, кстати, кстати сказать, итак, следовательно, значит, кроме того, например, так, таким образом и др. Например: Стало быть, вы не хотите перейти во владение Троекурову (П.); Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была неперестающей службой (Л .Т.).

5. Многие вводные слова и словосочетания указывают на приемы и способы оформления мыслей, на экспрессивный характер высказывания: словом, одним словом, короче говоря, вообще говоря, иначе говоря, так сказать, другими словами, лучше сказать, грубо выражаясь, мягко выражаясь, по правде говоря, между нами говоря, смешно сказать, сказать по совести и др. Например: Признаться сказать, ни в какое время Колотовка не представляет отрадного зрелища (Т.); Словом, стал дед Щукарь кучером и конюхом одновременно (Шол.).

7. Особую группу составляют вводные слова и словосочетания, обращенные к собеседнику или к читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому, внушить определенное отношение к излагаемым фактам: видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), пойми, поймите, вообразите себе, извините, простите, пожалуйста, сделайте милость, помнишь (ли), помните (ли), помилуйте, послушайте, согласитесь, заметьте себе, позвольте и др. Например: Одичаешь, знаете, если будешь все время жить взаперти (Г.); Растолкуйте мне, пожалуйста, что за чудеса такие (Т.).

Вводные слова могут указывать оценку меры того, о чем сообщается (самое большее, самое меньшее, по крайней мере и т.п.), а также иметь другие значения, выражающие отношение говорящего к высказываемой им мысли.

Не будучи синтаксически связаны с членами предложения, вводные слова тем не менее в некоторых случаях выполняют конструктивную роль и являются необходимыми для структуры предложения. Например: Он примет взвод, а может, роту (Щип.). В этих случаях функция вводных слов близка к функции союзов (разделительных, противительных, присоединительных и др.).

Так, повторяющееся вводное слово может (может быть, возможно) служит для выражения разделительных отношений. Например: Яне знаю, где зарыты Опанаса кости: может, под кустом ракиты, может, на погосте (Багр.) (ср. то ли. то ли).

Вводные слова однако, впрочем, напротив и т.п. служат для выражения противительных отношений. Например: Погода была ветреная, ветер, однако, не совсем был попутный (Гонч.) (ср. а ветер. ; ветер же. ).

Вводное слово правда может выполнять функцию уступительного союза. Например: Правда, обед его состоял из двух или трех блюд, изготовленных отставным солдатом, но шампанское лилось рекою (П.) (ср. хотя. но. ).

По морфологическому своему выражению вводные слова в своем подавляющем большинстве соотносятся или с именами, или с глаголами, или с наречиями.

1. Вводные слова именного типа выражаются:

а) именами существительными (без предлога или с предлогом), например: правда, словом, без сомнения, к счастью, на беду, по преданию;

б) именами прилагательными (субстантивированными), например: в общем, между прочим, самое главное;

в) местоимениями (в сочетании с предлогом), например: кроме того, напротив того.

2. Вводные слова наречного типа соотносительны с наречиями, например: вероятно, видимо, несомненно, вернее, короче, кстати, наконец.

3. Вводные слова глагольного типа выражаются:

а) личными формами глагола, например: видишь ли, представьте себе, думаю, полагаем, говорят, рассказывают (вводные конструкции этого типа стоят на грани между вводными словами и вводными предложениями, так как слова типа думаю, полагаем могут рассматриваться как односоставные определенно-личные предложения, а слова типа говорят, рассказывают — как односоставные неопределенно-личные предложения);

б) инфинитивами или инфинитивными сочетаниями, например: видать, признаться, кстати сказать, по правде сказать;

в) деепричастиями (в сочетании с наречием или именем существительным), например: точнее говоря, мягко выражаясь, правду говоря, по совести говоря.

Читайте также: