Одной из примет постигшей нас культурной катастрофы стало сквернословие
Обновлено: 27.11.2024
Одной из примет постигшей нас культурной катастрофы стало сквернословие. Оно давно перестало быть "лингвистической прерогативой" пьяного грузчика. Матерщина свободно и горделиво льется в коридорах и курилках престижных вузов, со сцены и экрана, со страниц нашей печати. Глубоким анахронизмом стало правило "не выражаться при дамах": мат ныне не избирателен по полу, некоторые "дамы", особенно в нежном возрасте, способны заткнуть за пояс иного бомжа.
Обвальное сквернословие вообще, по-видимому, спутник кризисных времен. Историк и мыслитель XVII века дьяк Иван Тимофеев среди пороков и грехов, которые привели к едва не погубивших Россию Смуте, упоминал и "зловонное произношения языком и устами матерных скверных слов".
В наши дни сквернословие существует в разных проявлениях, как бы выступает в нескольких ипостасях.
Прежде всего — это привычное сквернословие, свойственное людям с невысоким уровнем культуры. В этом случае матерные слова и выражения для человека, который их употребляет, используются автоматически — и как единицы именования соответствующих предметов и действий, и как междометия, выражающие разнообразные чувства, и как балластные наполнители речевого потока. Привычный мат — это абсолютное и законченное проявление бескультурья. Хотя он и связан с уровнем образования, но не напрямую. Основная среда формирования привычного сквернословия — семья, основная причина — культурный вакуум, царящий в ней. Поэтому сквернословие так устойчиво: ребенок, который ежедневно слышит, как его родители "ласкают" друг друга забористым словом, почти наверняка вырастет "матерноговорящим" и передаст эту привычку своим детям.
Широко распространено так называемо аффективное сквернословие. Оно связано с выражением какого-либо чувства и обычно является эмоциональной реакцией человека на ситуацию, слова или поведение других людей, даже на собственные действия.
Еще одно из проявлений сквернословия — намеренный эпатаж, вызов обществу, потуги разрушить общепринятые правила приличия. Диапазон этой разновидности мата весьма широк — от надписей на заборах и туалетах до манерно-циничных выступлений некоторых представителей интеллигенции и, так сказать произведений искусства — книг, кинофильмов, спектаклей. Да, в текстах великой русской литературы немало строк и строчек, где соответствующие слова даже в академических изданиях стыдливо заменялись отточиями. Но разве есть что-нибудь общее между ними и матом в угоду моде, для создания ореола скабрезной скандальности или просто потому, что иначе говорить не умеют?
Мат — это, увы, объективная суровая реальность. Отчетливо осознавая это, должны ли мы занять безучастную позицию? Вряд ли. Ведь сквернословие не только оскорбляет других людей, но и разрушающе действует на самого человека: мат как бы становится частью его менталитета. Человек начинает смотреть на мир сквозь сетку, узлы которой связаны из матерных слов, и мир этот удручающе примитивен, поскольку все многообразие жизни низводится в нем до простейших отправлений.
Нет и не может быть каких-то универсальных рецептов извлечения от сквернословия. Ясно мне: это возможно только при значительном повышении культурного повышения как в обществе, так и отдельного человека. Не нужно тешить себя иллюзиями: спившегося люмпена никто не научит говорить на другом языке. Но многое можно сделать в микроколлективе. Давайте будем нетерпимы к сквернословию — наложим на него полный и не подлежащий обсуждению запрет.
Одной из примет постигшей нас культурной катастрофы стало сквернословие. Оно гнездится не только в группках тусующихся тинейджеров и давно уже перестало быть «лингвистической прерогативой» пьяного грузчика в овощном магазине.
В интернете, на телевидении, радио и даже в печатных изданиях и книгах все чаще можно найти следы сквернословия.
В данном тексте С.И. Виноградов заставляет нас задуматься над вопросом: «Нужно ли считать сквернословие культурной катастрофой?».
Анализируя проблему, автор рассуждает над тем, почему в современном обществе «матершина свободно и горделиво льется» повсеместно и отовсюду. Писатель приводит в пример различные виды сквернословия и анализирует его ипостаси, показывая тем самым, насколько глубоко устоялся этот бич общества. Писатель говорит и о том, что, в отличие от прошлых лет, в настоящем времени матом не брезгуют уже и дамы, и высокие, образованные слои общества. Поэтому главной причиной распространения сквернословия автор называет семью и воспитание, ведь из «матерноговорящей» среды априори не может выйти человек, не имеющий в своем лексиконе матерных слов.
Автор считает, что мат – главный признак бескультурья, ведущий к культурной катастрофе. Он деструктирует общество изнутри, разлагает менталитет народа, его язык и моральный облик. Мир человека, который чистой и правильной речи предпочитает мат, примитивен и удручающ, и это не может не наводить на грусть. И, заботясь о нашем будущем, мы не должны быть терпимы к мату, а обязаны наложить на него полный запрет.
Я полностью согласна с мнением С.И. Виноградова и тоже считаю, что мат нужно искоренить из современного общества, потому что речь человека – это отражение его сознания и интеллекта, нравственности и духовности, а сквернословие – признак примитивного сознания человека.
В романе Д. И. Фонвизина «Недоросль» автор через реплики героев передает нам их суть и глубину их духовного мира. Так, передавая образ одной из главных героинь, госпожи Простаковой, он использует в её репликах бранные и сквернословные выражения, что характеризует её как женщину грубую и недалекую, невежественную и наглую. Позже мы узнаем, что и вся семья Простаковых общается друг с другом на таком же языке. В этой ячейке общества царит грубость и невежество, Простакова с ужасным самодурством общается со своими крепостными, что свидетельствует о полной её бездуховности. Не удивительно, что апогеем всей этого ситуации стал Митрофанушка – достойный сын своей матери, бездуховный, невежественный и грубый предатель.
Подобным образом характеризует персонажей и А.Н. Островский в драме «Гроза». Два персонажа, Кабаниха и Дикой, используют в своей речи множество скверных, бранных слов, автор показывает их как людей невежественных, умом не наделенных и пустых. Своей речью, своим поведением, вечными попреками и бранью они донимают своих близких и не дают им нормально существовать. Кабаниха – властный, своенравный самодур, стремящийся к вечному унижению близких, а Дикой – образец безнравственного и грубого сквернослова, и оба они составляют в произведении «Темное царство», которое уверенно заполоняло и продолжает заполонять общественность.
Таким образом, можно сделать вывод, что наличие матерных слов в лексиконе является признаком бескультурья человека, его нравственной и духовной нищеты. Сквернословие поистине бич современного общества, ведущий к культурной катастрофе.
За последние два десятилетия многое изменилось в нашем государстве, и эти изменения не могли не затронуть и нашу речь. Она стала более примитивной, потому что многие люди перестали читать книги, более агрессивной, потому что общество стало таким.
С. Виноградов рассматривает проблему сквернословия, которое заполонило нашу речь, вошло в кинофильмы и спектакли. От него не спрячешься ни в метро, ни в автобусе, ни на улице.
Размышляя об этой негативной стороне нашей жизни, автор старается проанализировать причины, по которым мат так активно используется в речи современных людей. Первую причину он видит в кризисе, который проник во все грани нашей жизни. Это и кризис в экономике, культуре, вере. Это низкий уровень образования. Это те слова, которые ребёнок, едва начиная понимать речь, слышит в своей семье. Это и намеренный эпатаж, вызов обществу. Журналист видит в этом явлении разрушающее действие и на человека, который использует сквернословие в своей речи, и на тех, кто это слушает, иногда не по своей воле. В чём же негативное воздействие этого явления на людей? Человек начинает смотреть на мир как на нечто примитивное и грязное, как и те слова, которые его описывают.
Позиция автора непримирима: «давайте будем нетерпимы к сквернословию — наложим на него полный и не подлежащий обсуждению запрет».
Я полностью согласна с позицией автора, который затронул очень важную, злободневную проблему. Человек, который использует нецензурную речь, на мой взгляд, презирает себя самого, презирает людей, с которыми общается, у него нет ничего святого.
Некоторые защитники мата приводят в пример А.С. Пушкина. Но они не знают, что Пушкин использовал эти слова в своих ранних произведениях, которые потом пытался уничтожить, и в письмах к своим самым близким друзьям. Трудно представить поэта, использующего сквернословие в разговоре с Натальей Николаевной или со своими детьми.
В современной литературе мы можем тоже встретить нецензурные выражения. В повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» описывается полусумасшедшая бабушка, которая воспитывает внука. Она не стесняется в выражениях. Здесь сквернословие служит одним из способов создания характера. Внук страдает от самодурства, жестокости этой женщины, которая превратила его жизнь в ад. Читать это произведение очень тяжело, потому что всей душой сочувствуешь маленькому человеку, которому пришлось пережить страдания и муки. Ребёнок не должен жить в такой обстановке, иначе он погибнет — вот идея писателя.
Чтобы сделать наше общество чище, порядочней, человечней, надо последовать призыву автора текста — бороться со сквернословием всеми силами.
Текст С. Виноградова:
(1)Одной из примет постигшей нас культурной катастрофы стало сквернословие. (2)Оно гнездится не только в группках тусующихся тинэйджеров и давно уже перестало быть «лингвистической прерогативой» пьяного грузчика в овощном магазине. (3)Матерщина свободно и горделиво льётся в коридорах и курилках престижных вузов, со сцены и экрана, со страниц нашей печати. (4)Глубоким анахронизмом стало правило «не выражаться при дамах»: мат ныне не избирателен по полу, и некоторые «дамы», особенно в нежном возрасте, способны заткнуть за пояс иного бомжа.
(5)Обвальное сквернословие вообще, по-видимому, спутник кризисных времён. (6)Историк и мыслитель XVII века дьяк Иван Тимофеев среди пороков и грехов, которые привели к едва не погубившей Россию Смуте, упоминал и «зловонное произношение языком и устами матерных скверных слов».
(7)В наши дни сквернословие существует в разных проявлениях, как бы выступает в нескольких ипостасях.
(8)Прежде всего — это привычное сквернословие, свойственное людям с невысоким уровнем культуры. (9)В этом случае матерные слова и выражения для человека, который их употребляет, используются автоматически — и как единицы именования соответствующих предметов и действий, и как междометия, выражающие разнообразные чувства, и как балластные наполнители речевого потока (подобно тому, как некоторые другие люди поминутно говорят: вот, так сказать, значит). (10)Привычный мат — это абсолютное и законченное проявление бескультурья. (11)Хотя он и связан с уровнем образования, но не напрямую: я, например, знал крестьян, за плечами которых было два класса церковноприходской школы, но для которых матерное слово было столь же противоестественно, как лень или плохая работа; в то же время мне известны матерящиеся студенты, инженеры и врачи. (12)Основная среда формирования привычного сквернословия — семья, основная причина — культурный вакуум, царящий в ней. (13)Поэтому сквернословие так устойчиво: ребёнок, который ежедневно слышит, как его родители «ласкают» друг друга забористым словом, почти наверняка вырастет «матерноговорящим» и передаст эту привычку своим детям.
(14)Широко распространено так называемое аффективное сквернословие. (15)Оно связано с выражением какого-либо чувства и обычно является эмоциональной реакцией человека на ситуацию, слова или поведение других людей, даже на собственные действия.
(16)Ещё одно из проявлений сквернословия — намеренный эпатаж, вызов обществу, потуги разрушить общепринятые правила приличия. (17)Диапазон этой разновидности мата весьма широк — от надписей на заборах и в туалетах до манерно-циничных выступлений некоторых представителей интеллигенции и, так сказать, произведений искусства — книг, кинофильмов, спектаклей. (18)Да, в текстах великой русской литературы немало строк и строчек, где соответствующие слова даже в академических изданиях стыдливо заменялись отточиями. (19)Но разве есть что-нибудь общее между ними и матом в угоду моде, для создания ореола скабрёзной скандальности или просто потому, что иначе говорить не умеют?
(20)Мат —это, увы, объективная суровая реальность. (21)Отчётливо осознавая это, должны ли мы занять безучастную позицию? (22)Вряд ли. (23)Ведь сквернословие не только оскорбляет других людей, но и разрушающе действует на самого человека: мат как бы становится частью его менталитета. (24)Человек начинает смотреть на мир сквозь сетку, узлы которой связаны из матерных слов, и мир этот удручающе примитивен, поскольку всё многообразие жизни низводится в нём до простейших отправлений.
(25)Нет и не может быть каких-то универсальных рецептов излечения от сквернословия. (26)Ясно мне: это возможно только при значительном повышении культурного уровня как общества, так и отдельного человека. (27)Не нужно тешить себя иллюзиями: спившегося люмпена никто не научит говорить на другом языке. (28)Но многое можно сделать в микроколлективе: в классе, студенческой аудитории и особенно в семье. (29)Давайте будем нетерпимы к сквернословию — наложим на него полный и не подлежащий обсуждению запрет.
К. С. Станиславский: Пьесы Чехова не обнаруживают сразу своей поэтической значительности.
Ю. Лотман: Понятие «плохой» и «хорошей» поэзии принадлежит к наиболее личным.
М, Гелприн: Звонок раздался, когда Андрей Петрович потерял уже всякую надежду.
С. Г. Каспаринская: — Ведите дневник, — говорил дочерям отец, известный в 20-х и 30-х..
Д. Миронов: Стоит пропеть гимн войне, ибо нет таких времён, когда бы не было её хотя..
Е. Гришковец: Мне хотелось быть студентом. Хотелось весёлой интересной жизни.
А. Бердникова: У великого словесника Владимира Даля значатся несколько.
Л. Жуховицкий: Ненавижу диктаторов — ничего хорошего человечеству они никогда.
Н. Михайлов: Кто из родителей не мечтает о том, чтобы его ребёнок вырос.
Ольга Борисовна Сиротинина: Меткость разговорного слова не может служить обязательным.
И. А. Ильин: И ещё один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий.
А. Битов: Впервые в жизни я поймал себя на том, что мне радостно слышать.
С. Виноградов: Одной из примет постигшей нас культурной катастрофы стало сквернословие.
Г. Бакланов: Был месяц май, уже шестой день, как кончилась война.
Василь Быков: Комбат Колесник выходил уже из третьего окружения.
И. Руденко: Вот это да! Оказывается, звуки музыкальной трубы, нежные
В. В. Колесов: В 17-томном академическом словаре о слове интеллигентный сказано.
В. Распутин: . Всё меньше мест, где можно среди природы отвлечься от трагедии Земли.
В. Быков: Лев Николаевич Толстой впервые вошёл в мою жизнь много лет назад.
Ю. Олеша: Тысячи лет живёт секвойя; говорят, ещё никто не видел.
А. Сухотин: Лженаука тесно связана с так называемой оккультной наукой.
П.И. Мариковский: Мудрый никогда не хвастается своей мудростью.
С. Соловейчик: Есть десятки книг и брошюр о развитии воли.
Виктор Астафьев: Шёл май сорок третьего года. На отдыхе нам выдали к обеду.
Владимир Тендряков: То была первая тихая ночь в разбитом Сталинграде.
С. Алексиевич: На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом.
Т. Перцева: Вот и снова Девятое мая. Очередная годовщина самого прекрасного.
А.А. Сорин: Есть слово, сегодня довольно модное, — «толерантность».
В. Новик: Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности.
И. К. Барабаш: Мир, в котором мы живём, очень изменился за последние сто лет.
В. Овчинников: Чтобы понять незнакомую страну, важно преодолеть привычку.
И. А. Крылов: Во всех временах дружество почитали из числа первых благ в жизни.
Евгений Носов: В первую очередь Пелагея сходила в тёмную, без света.
И. Л. Ильин: Россия одарила нас огромными природными богатствами.
Читайте также: