Но вы примете силу когда сойдет на вас дух святой

Обновлено: 27.11.2024

Сравнение русских переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Господь говорит ученикам не прямо на их вопрос, или не то, что они хотели знать, но то, что Он, всеблагий, по своей премудрости и благости, хотел им открыть к их научению и утешению. Св. Златоуст замечает при этом: «Он отвечал не на то, о чем спрашивали, — потому что дело учителя учить не тому, что хотел бы знать ученик, а тому, что полезно для него».

Нo приимете силу, нашедшу Святому Духу на вы. Господь обращает внимание своих учеников на то же обещанное от Отца, о котором сказал прежде, раскрывая великую важность его по последствиям. Но вы будьте внимательны, — вы получите силу, когда сойдет на вас Дух Святый, вы получите обилие благопотребных вам даров Святого Духа, которые сделают вас способными к прохождению назначенного вам апостольского служения.

И будете Ми свидетели в Иерусалиме же и во всей Иудеи и Самарии и даже до последних земли. Укрепленные силою Духа Святого, вы будете продолжать то дело, которое Я делал; будете проповедовать о Моём воскресении из мертвых, о Моих делах, о Моём учении, о Моем Божестве, о спасении чрез веру в Меня; будете подтверждать ваше учение о Мне знамениями и чудесами; будете делать это в Иерусалиме и по всей Иудеи и Самарии, и даже до самых отдаленных пределов земли. Так будете вы распространять и утверждать царство Мое во всем мире. — Это значат слова Господа: и будете Mи свидетели в Иерусалиме и во всей Иудеи и даже до последних земли.

Как предсказал Господь, так потом и было. Дух Святой сошел на Апостолов в Иерусалиме, и Апостолы сперва проповедовали о спасении чрез веру в Иисуса Христа в Иерусалиме, и здесь совершили первые чудеса в подтверждение своей проповеди о Спасителе; потом пронесли Евангельскую проповедь или свидетельство об Иисус Христе по Иудее, Самарии и до отдаленных пределов вселенной. Апостол Павел о распространении Евангельской проповеди чрез Апостолов свидетельствовал в послании к Римлянам так: во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их ( Рим. 10, 8 ) .

В словах Господа: и будете Ми свидетели в Иерусалиме и во всей Иудеи и Самарии и даже до последних земли, — есть ответ и на вопрос Апостолов: Иисус Христос, отвечая, показывает, в чем состоит восстановление царства Израилева, о котором говорили древние Пророки, и которое теперь наступило. Это восстановление царства Израилева, о котором предсказали древние Пророки, состоит в примирении рода человеческого с Богом чрез Иисуса Христа, — в том, что теперь совершилось спасение, которое Бог уготовал пред лицем всех народов, — что теперь явился свет к просвещению язычников, — слава народа Божия, Израиля ( Лук. 2,30-32 ) . Все племена и все народы призываются ко спасению чрез веру в Иисуса Христа, и все истинно верующие в Иисуса Христа составляют одно благодатное царство, которого законодатель и Царь — Он, Спаситель мира. Об этом благодатном царстве говорит пророк Исаия: яко будет в последния дни явлена гора Господня, и дом Божий на версе гор, и возвысится превыше холмов и придут к ней вcu языцы. И пойдут языцы мнози, и рекут: приидите, и взыдем на гору Господню, и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь свой, и пойдем по нему. От Сиона бо изыдет закон, и слово Господне из Иерусалима ( Ис. 2, 2 , 3) . Сионский закон — это Евангелие Господа нашего Иисуса Христа; слово Господне из Иерусалима — это Евангельская проповедь, Божественными Апостолами из Иерусалима пронесенная по всей Иудее и Самарии и даже до последних земли.

И даже до последних земли, или до края земли. Это надобно относить не к одним Апостолам, но вообще к Евангельской проповеди, чрез которую благодатное царство Христово и доныне распространяется в разных странах до последних пределов вселенной. Все пастыри и учители, проповедающие Евангельское учение, суть также свидетели Христовы, и должны усердно и ревностно исполнять свое служение, и словом, и делами благочестия свидетельствуя о Христе Спасителе и Боге нашем и о спасении чрез веру в Него.

Беда Достопочтенный

но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их

Повсюду творение изъявляет покорность своему Творцу. Звезды указывают на Родившегося, окутывают тьмою Страждущего, облака принимают Вознесшегося, и они же будут сопутствовать Грядущему на Суд.

Блж. Феофилакт Болгарский

но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли

См. Толкование на Деян. 1:6

Лопухин А.П.

но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли

Отвлекая внимание учеников от области несбыточного и ненужного, Господь обращает это внимание на ожидающий их переворот в самих себе, когда само собою наступит все, что им наиболее важно и драгоценно; примете силу силу именно от нашедшего на все Святаго Духа, - силу быть Мне свидетелями… даже до края земли, свидетелями и проповедниками о Мне, о Моей жизни, учении, делах, заповедях, обетованиях и предвещаниях. «Это изречение, говорит блаж. Феофилакт, есть вместе и увещание и непреложимое пророчество» Спасителя о том, чем будут и должны быть ученики Христовы по получении ими силы Духа Святого. Здесь же кроется и тонкий намек на то, как, чем и когда исполнятся их жизненные надежды на наступления Царства Мессии, царства Нового Израиля, в которое Израиль старый войдет лишь как часть, не исчерпывая собою всеобъемлющей силы и богатства не земных временных, а духовных вечных благ нового Царства.

Если прежде Господь посылал учеников Своих проповедовать о приближении Царства Божия только иудеям, запретив ходить с этою проповедью к язычникам и самарянам ( Мф. 10:5 ) , то это ограничение апостольской деятельности снимается. Иерусалим лишь полагается начальным пунктом или центром, откуда лучи Евангельского Света должны озарить всю вселенную даже до края земли.

Мч. Иустин Философ

И узнав, со всяким доказательством, что это Он и что Он имеет тело, они попросили Его есть вместе с ними, чтобы по этому точно понять, что Он воистину воскрес во плоти. И Он ел медовые соты и рыбу. И таким образом показав им, что существует истинное воскресение плоти; и, желая показать и то, что (как Он сказал, что жилище наше на небесах) для плоти возможно подняться на небо, Он поднялся в глазах их на небо, будучи во плоти. Итак, если после всего сказанного кто-то требует доказательств воскресения, то он ничем не отличается от саддукеев, ибо воскресение плоти есть сила Божия и стоит превыше всякого доказательства, подкрепленная верой и видимая в делах.

Свт. Амвросий Медиоланский

И когда Господь назначил Своих служителей апостолами, чтобы мы узнали, что одно принадлежит творению, а другое - духовной благодати, Он всех определил на разное, потому что все не могли одновременно находиться везде. Но Он дал им всем Святой Дух, Который, несмотря на разделение апостолов, будучи нераздельным, подавал дар благодати. Итак, были различные люди, но во всех одно действие, так как один Дух Святой, о Котором Он говорит: Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Итак, Дух Святой неописуем и бесконечен, Который излился в чувства учеников через различные границы отдельных областей и отдаленные рубежи всего мира, от Которого ничто не может ускользнуть или обмануть. И поэтому святой Давид говорит: Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? ( Пс. 138:7 ) . О каком таком ангеле говорит Писание, о каком господстве, о какой силе? Доблесть какого ангела мы находим рассеянной по многим? Ведь ангелы посылались к немногим, а Дух Святой изливался на народы. Итак, кто будет сомневаться, что Божественным является то, что одновременно изливается на многих, будучи невидимым, но некоторыми видится и удерживается?

Свт. Иоанн Златоуст

Прежде Он сказал: На путь к язычни кам не ходите, и в город Самарянский не входите ( Мф 10:5 ) , а теперь хочет, чтобы они проповедовали во всей Иудее и Самарии; поэтому чего тогда не сказал, то теперь присовокупил, говоря: и даже до края земли. И после того, как сказал им о том, что всего страшнее, чтобы они опять не стали спрашивать Его, - поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. Видишь ли, что они проповедали и исполнили Евангелие? Поистине, великое дело Он даровал им! Где, говорит, вы боялись, в Иерусалиме, там сначала проповедуйте, а потом - даже до края земли. Затем, опять удостоверение в сказанном: в глазах их, говорит писатель, и облако взяло Его. Они не видели, когда Он воскрес, но видели, когда облако взяло Его, так как и здесь зрение могло постигнуть не все. Воскресения они увидели конец, но не видели начала; а вознесения увидели начало, но не видели конца.

<…> а свидетелями они сделались посредством чудес. Неизреченна, поистине, благодать Духа и многоразличны дары Его! Сообщает же Христос дары Духа, чтобы ты знал, что у Отца и Сына и Святого Духа один дар и одна власть. В самом деле, что присвояется, по-видимому, Отцу, тоже самое оказывается принадлежащим и Сыну, и Святому Духу. Как же сказано, что никто не приходит к Сыну, если не привлечет его Отец ( Ин. 6:44 ) ? Но это же самое, очевидно, принадлежит и Сыну: Я есмь, говорит Он, путь: никто не приходит к Отцу, как только через Меня ( Ин. 14:6 ) . А вот смотри, это же приписывается и Духу: никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым ( 1Кор. 12:3 ) . Так точно и апостолы представляются дарованными Церкви то от Отца, то от Сына, то от Духа Святого. И разделение дарований, как видим, усвояется и Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Для чего же облако взяло Его? И это служит знаком, что Он вознесся на небо. Не огонь, не колесница огненная, как было с Илиею, но облако взяло Его, а это было символом неба. Так и пророк говорит: облака делаешь колесницею Своею ( Пс 103:3 ) , хотя это сказано об Отце. Поэтому выражение облако взяло значит - на символе Божественной силы, так как на облаке нигде не представляется никакая другая сила. Послушай опять, что говорит другой пророк: Господь восседит на облаке легком ( Ис. 19:1 ) .

Гомилии на Деяния Апостолов.

См. также Толкование на Деян. 1:6

Свт. Николай Сербский

но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли

Вы же свидетели сему. Свидетели чему? Свидетели страданиям Господним, свидетели Его славному Воскресению, свидетели потребности покаяния, свидетели истине прощения грехов. И апостолу Павлу, обратив его из гонителя в апостола Своего, Господь сказал: «ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе» ( Деян. 26:16 ) . И апостол Петр в первой своей проповеди, произнесенной пред народом после Сошествия Духа Святаго, говорит: «Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели» ( Деян. 2:32 ) . И апостол Иоанн пишет: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, – о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам» ( 1Ин. 1:1 - 3) .

Апостолы, таким образом, лично являлись свидетелями живоносной проповеди Христовой, Его чудес и всех событий Его земной жизни, на чем и основывается наше спасение. Они были слушателями, зрителями и соучастниками Истины. Они первыми сели в ковчег спасения, спасаясь от потопа греховного, дабы продолжить сажать в него и спасать других. Их ум был чрез смирение избавлен от гордости, их сердце – очищено от страстей. Это засвидетельствовал им и Сам Господь: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» ( Ин. 15:3 ) . Значит, они были не только свидетелями всего внешнего, что можно было слышать, видеть, рассматривать и осязать руками в отношении Слова Божия, но были свидетелями и внутреннего перерождения и обновления человека чрез очищение от грехов покаянием. Евангелие исполнилось не просто у них на глазах и в ушах, но и в глубинах их сердца и ума. Целая революция ума и сердца произошла в них за три года их ученичества у Христа. Революция эта состояла в мучительном умирании в них ветхого человека и еще более мучительном рождении нового. Сколько мук смертных перенесла душа их, пока наконец они, осиянные светом и перерожденные, не смогли воскликнуть: «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь» ( 1Ин. 3:14 ) ? Сколько времени, сколько трудов, сомнений, страха, агонии, заблуждений, размышлений и вопросов – пока они не стали истинными и верными свидетелями как телесных страданий, смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, так и своих собственных душевных страданий, смерти и воскресения!

Но все же в то время Апостолы еще не полностью духовно окрепли и возмужали. Потому Господь наставляет и руководит их, как детей, ободряя их при расставании: «Не оставлю вас сиротами» ( Ин. 14:18 ) . Потому Он и пребывает с ними в продолжение сорока дней после Своего Воскресения, являя Себя живым со многими верными доказательствами и говоря о Царствии Божием, и потому, наконец, обещает послать им Духа Святаго, силу свыше.

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на Деяния 1:8 / Деян 1:8

Деяния апостолов 1 стих 8 — синодальный текст: но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

Иоанн Златоуст (

Ст. 8−9 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их

Прежде Он сказал: На путь к язычни кам не ходите, и в город Самарянский не входите (Мф 10:5), а теперь хочет, чтобы они проповедовали во всей Иудее и Самарии; поэтому чего тогда не сказал, то теперь присовокупил, говоря: и даже до края земли. И после того, как сказал им о том, что всего страшнее, чтобы они опять не стали спрашивать Его, — поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. Видишь ли, что они проповедали и исполнили Евангелие? Поистине, великое дело Он даровал им! Где, говорит, вы боялись, в Иерусалиме, там сначала проповедуйте, а потом — даже до края земли. Затем, опять удостоверение в сказанном: в глазах их, говорит писатель, и облако взяло Его. Они не видели, когда Он воскрес, но видели, когда облако взяло Его, так как и здесь зрение могло постигнуть не все. Воскресения они увидели конец, но не видели начала; а вознесения увидели начало, но не видели конца.

<…> а свидетелями они сделались посредством чудес. Неизреченна, поистине, благодать Духа и многоразличны дары Его! Сообщает же Христос дары Духа, чтобы ты знал, что у Отца и Сына и Святого Духа один дар и одна власть. В самом деле, что присвояется, по-видимому, Отцу, тоже самое оказывается принадлежащим и Сыну, и Святому Духу. Как же сказано, что никто не приходит к Сыну, если не привлечет его Отец (Ин. 6:44)? Но это же самое, очевидно, принадлежит и Сыну: Я есмь, говорит Он, путь: никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14:6). А вот смотри, это же приписывается и Духу: никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор. 12:3). Так точно и апостолы представляются дарованными Церкви то от Отца, то от Сына, то от Духа Святого. И разделение дарований, как видим, усвояется и Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Для чего же облако взяло Его? И это служит знаком, что Он вознесся на небо. Не огонь, не колесница огненная, как было с Илиею, но облако взяло Его, а это было символом неба. Так и пророк говорит: облака делаешь колесницею Своею (Пс 103:3), хотя это сказано об Отце. Поэтому выражение облако взяло значит — на символе Божественной силы, так как на облаке нигде не представляется никакая другая сила. Послушай опять, что говорит другой пророк: Господь восседит на облаке легком (Ис. 19:1).

Источник: Гомилии на Деяния Апостолов.

См. также Толкование на Деян. 1:6

Амвросий Медиоланский (

Ст. 8−9 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их

И когда Господь назначил Своих служителей апостолами, чтобы мы узнали, что одно принадлежит творению, а другое — духовной благодати, Он всех определил на разное, потому что все не могли одновременно находиться везде. Но Он дал им всем Святой Дух, Который, несмотря на разделение апостолов, будучи нераздельным, подавал дар благодати. Итак, были различные люди, но во всех одно действие, так как один Дух Святой, о Котором Он говорит: Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Итак, Дух Святой неописуем и бесконечен, Который излился в чувства учеников через различные границы отдельных областей и отдаленные рубежи всего мира, от Которого ничто не может ускользнуть или обмануть. И поэтому святой Давид говорит: Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? (Пс. 138:7). О каком таком ангеле говорит Писание, о каком господстве, о какой силе? Доблесть какого ангела мы находим рассеянной по многим? Ведь ангелы посылались к немногим, а Дух Святой изливался на народы. Итак, кто будет сомневаться, что Божественным является то, что одновременно изливается на многих, будучи невидимым, но некоторыми видится и удерживается?

Источник: О Святом Духе.

Николай Сербский (1880−1956)

но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли

Вы же свидетели сему. Свидетели чему? Свидетели страданиям Господним, свидетели Его славному Воскресению, свидетели потребности покаяния, свидетели истине прощения грехов. И апостолу Павлу, обратив его из гонителя в апостола Своего, Господь сказал: «ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе» (Деян. 26:16). И апостол Петр в первой своей проповеди, произнесенной пред народом после Сошествия Духа Святаго, говорит: «Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели» (Деян. 2:32). И апостол Иоанн пишет: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, — о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам» (1 Ин. 1:1−3).

Апостолы, таким образом, лично являлись свидетелями живоносной проповеди Христовой, Его чудес и всех событий Его земной жизни, на чем и основывается наше спасение. Они были слушателями, зрителями и соучастниками Истины. Они первыми сели в ковчег спасения, спасаясь от потопа греховного, дабы продолжить сажать в него и спасать других. Их ум был чрез смирение избавлен от гордости, их сердце — очищено от страстей. Это засвидетельствовал им и Сам Господь: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» (Ин. 15:3). Значит, они были не только свидетелями всего внешнего, что можно было слышать, видеть, рассматривать и осязать руками в отношении Слова Божия, но были свидетелями и внутреннего перерождения и обновления человека чрез очищение от грехов покаянием. Евангелие исполнилось не просто у них на глазах и в ушах, но и в глубинах их сердца и ума. Целая революция ума и сердца произошла в них за три года их ученичества у Христа. Революция эта состояла в мучительном умирании в них ветхого человека и еще более мучительном рождении нового. Сколько мук смертных перенесла душа их, пока наконец они, осиянные светом и перерожденные, не смогли воскликнуть: «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь» (1 Ин. 3:14)? Сколько времени, сколько трудов, сомнений, страха, агонии, заблуждений, размышлений и вопросов — пока они не стали истинными и верными свидетелями как телесных страданий, смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, так и своих собственных душевных страданий, смерти и воскресения!

Но все же в то время Апостолы еще не полностью духовно окрепли и возмужали. Потому Господь наставляет и руководит их, как детей, ободряя их при расставании: «Не оставлю вас сиротами» (Ин. 14:18). Потому Он и пребывает с ними в продолжение сорока дней после Своего Воскресения, являя Себя живым со многими верными доказательствами и говоря о Царствии Божием, и потому, наконец, обещает послать им Духа Святаго, силу свыше.

Источник: Беседы. Вознесение Господне. Евангелие о Вознесении Господа.

Мч. Иустин Философ

Ст. 8−9 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их

И узнав, со всяким доказательством, что это Он и что Он имеет тело, они попросили Его есть вместе с ними, чтобы по этому точно понять, что Он воистину воскрес во плоти. И Он ел медовые соты и рыбу. И таким образом показав им, что существует истинное воскресение плоти; и, желая показать и то, что (как Он сказал, что жилище наше на небесах) для плоти возможно подняться на небо, Он поднялся в глазах их на небо, будучи во плоти. Итак, если после всего сказанного кто-то требует доказательств воскресения, то он ничем не отличается от саддукеев, ибо воскресение плоти есть сила Божия и стоит превыше всякого доказательства, подкрепленная верой и видимая в делах.

Источник: О воскресении.

Беда Достопочтенный (672−735)

но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их

Повсюду творение изъявляет покорность своему Творцу. Звезды указывают на Родившегося, окутывают тьмою Страждущего, облака принимают Вознесшегося, и они же будут сопутствовать Грядущему на Суд.

Источник: Изложение Деяний Апостолов.

Евсевий (Орлинский) (1806−1883)

но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли

Господь говорит ученикам не прямо на их вопрос, или не то, что они хотели знать, но то, что Он, всеблагий, по своей премудрости и благости, хотел им открыть к их научению и утешению. Св. Златоуст замечает при этом: «Он отвечал не на то, о чем спрашивали, — потому что дело учителя учить не тому, что хотел бы знать ученик, а тому, что полезно для него».

Нo приимете силу, нашедшу Святому Духу на вы. Господь обращает внимание своих учеников на то же обещанное от Отца, о котором сказал прежде, раскрывая великую важность его по последствиям. Но вы будьте внимательны, — вы получите силу, когда сойдет на вас Дух Святый, вы получите обилие благопотребных вам даров Святого Духа, которые сделают вас способными к прохождению назначенного вам апостольского служения.

И будете Ми свидетели в Иерусалиме же и во всей Иудеи и Самарии и даже до последних земли. Укрепленные силою Духа Святого, вы будете продолжать то дело, которое Я делал; будете проповедовать о Моём воскресении из мертвых, о Моих делах, о Моём учении, о Моем Божестве, о спасении чрез веру в Меня; будете подтверждать ваше учение о Мне знамениями и чудесами; будете делать это в Иерусалиме и по всей Иудеи и Самарии, и даже до самых отдаленных пределов земли. Так будете вы распространять и утверждать царство Мое во всем мире. — Это значат слова Господа: и будете Mи свидетели в Иерусалиме и во всей Иудеи и даже до последних земли.

Как предсказал Господь, так потом и было. Дух Святой сошел на Апостолов в Иерусалиме, и Апостолы сперва проповедовали о спасении чрез веру в Иисуса Христа в Иерусалиме, и здесь совершили первые чудеса в подтверждение своей проповеди о Спасителе; потом пронесли Евангельскую проповедь или свидетельство об Иисус Христе по Иудее, Самарии и до отдаленных пределов вселенной. Апостол Павел о распространении Евангельской проповеди чрез Апостолов свидетельствовал в послании к Римлянам так: во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их (Рим. 10, 8).

В словах Господа: и будете Ми свидетели в Иерусалиме и во всей Иудеи и Самарии и даже до последних земли, — есть ответ и на вопрос Апостолов: Иисус Христос, отвечая, показывает, в чем состоит восстановление царства Израилева, о котором говорили древние Пророки, и которое теперь наступило. Это восстановление царства Израилева, о котором предсказали древние Пророки, состоит в примирении рода человеческого с Богом чрез Иисуса Христа, — в том, что теперь совершилось спасение, которое Бог уготовал пред лицем всех народов, — что теперь явился свет к просвещению язычников, — слава народа Божия, Израиля (Лук. 2,30−32). Все племена и все народы призываются ко спасению чрез веру в Иисуса Христа, и все истинно верующие в Иисуса Христа составляют одно благодатное царство, которого законодатель и Царь — Он, Спаситель мира. Об этом благодатном царстве говорит пророк Исаия: яко будет в последния дни явлена гора Господня, и дом Божий на версе гор, и возвысится превыше холмов и придут к ней вcu языцы. И пойдут языцы мнози, и рекут: приидите, и взыдем на гору Господню, и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь свой, и пойдем по нему. От Сиона бо изыдет закон, и слово Господне из Иерусалима (Ис. 2, 2, 3). Сионский закон — это Евангелие Господа нашего Иисуса Христа; слово Господне из Иерусалима — это Евангельская проповедь, Божественными Апостолами из Иерусалима пронесенная по всей Иудее и Самарии и даже до последних земли.

И даже до последних земли, или до края земли. Это надобно относить не к одним Апостолам, но вообще к Евангельской проповеди, чрез которую благодатное царство Христово и доныне распространяется в разных странах до последних пределов вселенной. Все пастыри и учители, проповедающие Евангельское учение, суть также свидетели Христовы, и должны усердно и ревностно исполнять свое служение, и словом, и делами благочестия свидетельствуя о Христе Спасителе и Боге нашем и о спасении чрез веру в Него.

Источник: Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П. (1852−1904)

но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли

Отвлекая внимание учеников от области несбыточного и ненужного, Господь обращает это внимание на ожидающий их переворот в самих себе, когда само собою наступит все, что им наиболее важно и драгоценно; примете силу силу именно от нашедшего на все Святаго Духа, — силу быть Мне свидетелями… даже до края земли, свидетелями и проповедниками о Мне, о Моей жизни, учении, делах, заповедях, обетованиях и предвещаниях. «Это изречение, говорит блаж. Феофилакт, есть вместе и увещание и непреложимое пророчество» Спасителя о том, чем будут и должны быть ученики Христовы по получении ими силы Духа Святого. Здесь же кроется и тонкий намек на то, как, чем и когда исполнятся их жизненные надежды на наступления Царства Мессии, царства Нового Израиля, в которое Израиль старый войдет лишь как часть, не исчерпывая собою всеобъемлющей силы и богатства не земных временных, а духовных вечных благ нового Царства.

Если прежде Господь посылал учеников Своих проповедовать о приближении Царства Божия только иудеям, запретив ходить с этою проповедью к язычникам и самарянам (Мф. 10:5), то это ограничение апостольской деятельности снимается. Иерусалим лишь полагается начальным пунктом или центром, откуда лучи Евангельского Света должны озарить всю вселенную даже до края земли.

Сравнение украинских переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Читайте также: