Название и девиз про урал
Обновлено: 14.11.2024
Татьяна Полушева
КВН по краеведению в старшей группе «Знатоки родного края».
Цель: Обобщить и уточнить представления детей о родном крае.
Задачи: Закрепить знания о городе Миасс, его достопримечательностях, о природе родного края, воспитывать у дошкольников патриотические чувства, гордость за свою «Малую Родину», развивать любознательность и интерес к познанию родного края. Развивать память, сообразительность, находчивость, логическое мышление.
Ход игры: Звучит музыка «Мы начинаем КВН», выходят две команды с эмблемами. Первая команда «Знайки», вторая «Умники».
- Все вы знаете, что КВН – это игра весёлых и находчивых. Сегодня мы поиграем в неё. А тема КВН — «Знатоки родного края». В игре участвуют две команды – «Умники» и «Знайки». Представляю наше жюри… Оно будет оценивать ваши ответы. За правильный ответ присуждается один балл-одна фишка.
Давайте скажем наш девиз: «Край родной мы изучаем, про него мы много знаем».
- А сейчас попрошу капитанов команд сказать своё приветствие.
Приветствие команды «Умники»: «Желаем вам место занять призовое, но не первое, а второе». Приветствие команды «Знайки»: «Мы пришли к вам победить, лучшими желаем быть».
1. Как называется край, в котором мы живём?
2. Как называется наш город?
3. Кто изображён на гербе нашего города?
4. Как называется область, в которой мы живём?
5. Кто изображён на гербе Челябинской области?
6. Как называется самый большой в городе завод?
7. Как называются машины, которые производят на «УралАЗе»?
8. Как называется улица, на которой находится наш детский сад?
9. Как называется главная улица нашего города?
10. Назовите, какие улицы города Миасс вы знаете?
11. Назовите реки и озёра, которые расположены вблизи нашего города?
II. Игра «Разбитая картина».
Задание: собери разрезные картинки и ответь, что на них изображено.
III. Конкурс капитанов.
Составить герб Челябинской области и города Миасса.
- Прежде, чем отгадать, что лежит в ящике,ответьте на вопрос: «Как называется книга о животных и растениях, которым грозит исчезновение? Почему её назвали «Красной книгой»?Задание для первой команды: Отгадай по описанию растение, которое занесено в «Красную книгу Челябинской области». Этот цветок похож по форме на маленькую туфельку. (Венерин башмачок).Задание для второй команды: Отгадай по описанию животное, которое занесено в «Красную книгу Челябинской области». Белка, у которой между передними и задними лапами расположена летательная перепонка. (Летяга).
V. - На территории нашего края проживают люди разных национальностей. У каждого народа свой национальный костюм. Необходимо выбрать из предложенных элементов костюма те предметы одежды, которые характерны для русских и татар. Составить татарский и русский костюм.
В конце игры проводится подсчёт баллов, объявляются победители.
Публикации по теме:
Конспект познавательной игры по краеведению с воспитанниками школы-интерната 8 вида «Знатоки родного края» Цель: Закрепление знаний воспитанников об истории родного Подмосковья. Задачи: Развитие у детей интереса к изучению истории родного края.
«Знатоки родного края». Конспект занятия-викторины старшей группы Ильинова Евгения Павловна воспитатель МБДОУ д. с Алёнушка Программное содержание: закрепить у детей знания о символике Приморского края.
«Лунатики» - Ходим ночью, ходим, днем, никогда не устаем.
«Светлячок» - Хоть свет наш слаб и мы малы, но мы дружны и тем сильны.
«Черепашки» - Тише едешь
«Винни-Пух» - Хоть ты лопни, хоть ты тресни, Винни-пух на первом месте.
«Улыбка» - Жить без улыбки - просто ошибка, всюду улыбки - повсюду добро.
«Капитошка» - Дождик каплет по дорогам, но совсем не скучно нам. Мы играем и поем, очень весело живем.
«Одуванчик» - Держаться вместе, чтоб не сдуло.
«Радуга» - Мы, как радуги цвета, неразлучны никогда.
«Звоночек» - Звеним, звеним мы целый день, звонить, однако, нам не лень.
«Робинзон» - Не нужны нам няни. Мы - островитяне.
«Искрята» - Мы веселые ребята, потому что мы - Искрята
Ещё возможные варианты названий отрядов:
«Друг», «Бременские музыканты», «Неунывайки», «Карапузы», «Тигры», «Неунывайки», «38 попугаев», «Братцы кролики»
Нравится Показать список оценивших
«Дельфин» - Дельфин всегда плывет вперед и никогда не отстает.
«Спасатели» - Чип и Дейл спешат на помощь, но и мы не отстаем.
«Дружный» - Не ныть, не плакать по углам, беду и радость - пополам.
«Витамин» - Витамин - это сила, это бодрость, это жизнь.
«Неугомон» - Скуку, лень из сердца вон - наш отряд «Неугомон».
«Прометей» - Зажги огонь в сердцах людей, как это сделал Прометей.
«Алые паруса» - Ветер дует в паруса , юность верит а чудеса.
«НЛО» - По всем галактикам летать, друзей в беде не оставлять.
«Оба-На» - Мы не панки, не шпана, мы ребята Оба-На.
«Бумеранг» - Пущен верной рукой.
Нравится Показать список оценивших
Варианты названий и девизов для старших отрядов
«ФИФ» - «физкультурные, инициативные, фантазеры. Это правда, а не миф - никого нет лучше ФИФ».
«Бархан» - Движение - это мы.
«РМИД» - Республика мальчишек и девчонок сильнее всех содружеств на Земле.
«Коммерсанты» - Мы коммерсанты рыночного века, в наших руках судьба человека.
«Россияне» - За Россию, за народ, за человечество вперед.
«БЭМС» - Боевые, Энергичные, Молодые, Симпатичные.
«Феникс» - Гореть и других зажигать.
«Стиль» - Выбери свой стиль
«Philips»- Изменим себя к лучшему.
«Женский батальон» - Наши мужики всем мужикам — мужики.
«Maximum» - Сто процентов хорошего поведения.
«ООН» - Отряд Особого Назначения.
Нравится Показать список оценивших
Отряд: ЭСПРЕСС
Девиз:
Коль честен ты, тебе повезёт.
Если в этой ты правде уверен –
И сойти ты с неё не намерен.
Твой экспресс будет мчаться вперёд .
Команда: ТУРИСТЫ
Девиз:
Не смотри другим под ноги - за собой следи в дороге.
Команда: КОМЕТА
Девиз:
Энергия, скорость, свобода движенья…
Комета - форсаж моего поколенья
Отряд: СОНЕЧКО (укр. Солнышко)
Девиз:
Прийшла весна і сонечко так сяє
І манить в простір небо блакитне,
Променем нас з тобою зігріває,
Воно як щастя для тебе і для мене.
Отряд: ВИТАМИН
Девиз:
Потому мы не хвораем, что с улыбкой на лице,
Регулярно принимаем, витамины - А В С.
Команда: Микки-Маус
Девиз:
С виду хоть он и малютка но задаст любому бой
Самый сильный, самый ловкий, Микки-Маус озорной
Примечание: слово ОЗОРНОЙ можно менять по вашему усмотрению - БОЕВОЙ, ШЕБУТНОЙ и т.п.
Команда: ПИШИ КАК НАДО
Девиз:
Хоть стой, хоть падай, хоть пляши
Хоть плачь и смейся до упада
Но день сегодняшний впиши
В архив побед ПИШИ КАК НАДО
Команда: РУССКИЕ БАБКИ
Девиз:
Наш ключ к решению проблем - каскад прикольных шуток
Для Русских Бабок нет дилем - респект друзей и кубок
*примечание: При необходимости можно заменить слова.
ПРИКОЛЬНЫХ на ВЕСЁЛЫХ или РЕАЛЬНЫХ
ДРУЗЕЙ на ЖЮРИ
Команда: ВЕСТНИКИ ЗДОРОВЬЯ (для КВН)
Девиз:
Улыбки, шутки, юмор, смех
Для них сегодня здесь раздолье
Пусть всем сопутствует успех
Но больше - ВЕСТНИКАМ ЗДОРОВЬЯ
Команда: Стрелки
Девиз:
Если боишься сбиться с пути
Если тебя сомненья гложут
Знай приятель - дорогу найти
К победе - стрелки - тебе помогут
Расширять представление детей об Южном Урале (традициях, обычаях, фольклоре, народных промыслах). Развивать интерес к родному краю.
Образовательные: Углублять, систематизировать и обобщать знания детей о Южном Урале, как о родном крае, развивать познавательный интерес, расширять кругозор.
Развивающие: Активизировать познавательную и аналитическую деятельность дошкольников, развивать наблюдательность, внимание, память. Развивать быстроту реакции, двигательную активность; эмоциональную сферу личности ребенка, умение работать в команде. Развивать коммуникативные способности, самостоятельность в своих суждениях. Закреплять у детей знания сказов П. П. Бажова; Закрепить названия поделочных, драгоценных камней.Активизировать словарь детей новыми словами: “Урал – батюшка”; “Седой Урал”; “Урал – жемчужина природы”.
Воспитательные: Воспитывать чувство гордости за свой край, бережное отношение к природе родного края.
Предварительная работа: Беседы о Родине, России, родном крае – Южном Урале;
-Чтение художественной, краеведческой литературы, заучивание стихов, пословиц, поговорок о Родине; Урале.
-Рассматривание картин, иллюстраций с изображением природы родного края;
-Чтение уральских сказов П. П. Бажова;
-Знакомство с полезными ископаемыми Урала; Каслинским литьем; со Златоустовской гравюрой; народным ремеслом; хороводными и подвижными играми.
- Изучение национальных костюмов;
-В изобразительной деятельности: рисование и аппликация героев сказов П. П. Бажова; освоение уральской росписи; лепка украшений уральских мастеров; выполнение аппликаций национальных орнаментов.
-Посещение краеведческого музея.
Оборудование и материалы: Мультимедийная презентация; атрибуты для проведения викторины.
Ход занятия
(Мероприятие сопровождается показом слайдов на экране)
Здравствуйте, дорогие гости!
День необычный сегодня у нас,
Мы искренне рады приветствовать вас.
Для умной игры собралась детвора,
КВН начинать нам настала пора.
(Дети входят и становятся полукругом команды «Самоцветы» и «Искорки» под музыку КВН)
Сегодня мы проводим самый настоящий КВН и тема его «Мы Уральцы», на котором мы узнаем знают ли дети родной край. Сейчас послушайте условия нашей игры. КВН будет состоять из 8 этапов. У нас будет участвовать две команды. В игре ребята должны показать свои знания, навыки и умения. Я буду поочередно каждой команде задавать вопросы, если команда будет затрудняться с ответом, то право на ответ перейдет другой команде. Пожалуйста, не выкрикивайте с места, а поднимайте руки. Между командами будет дружеское соперничество, не подсказывайте, а играйте честно. Оценивать знания команд будет жюри. Представляю вам членов нашего уважаемого жюри. (Представление жюри).
Итак, мы начинаем.
I конкурс «Визитная карточка».
Капитаны, прошу представить свои команды.
(Выступление команд).
Капитан команды «Искорки»
Наша команда - Искорки.
Самоцветы - народ веселый,
Мы приветствуем всех вас!
Пожелаем вам удачи,
Пусть вас ждет большой успех!
Воспитатель: Спасибо команде «Искорки». Займите свои места.
Капитан команды «Самоцветы».
Наша команда - Самоцветы.
Искорок мы видеть рады.
Все достойны вы награды.
Дружим с вами с малых лет,
Шлем вам пламенный привет!
Спасибо команде «Самоцветы»! Присаживайтесь на свои места.
I I конкурс «Разминка»
Как команды знают свою Родину, мы узнаем из конкурса «Разминка».
Я каждой команде по очереди будут задаваться вопросы, на которые надо быстро ответить.
Вопросы командам «Самоцветы» и «Искорки».
- Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
- Как называют людей живущих в России? (Россияне)
- Как называется главная площадь страны? (Красная площадь)
-Как зовут президента России? (Владимир Владимирович Путин)
- Как называется наш край, в котором мы живем? (Южный Урал)
-Что издавна называли каменным поясом России? (Уральские горы)
-Чем славится земля уральская? (полезными ископаемыми)
-Какое дерево называют символом Урала? (рябину)
- Как называется город в котором вы живете? (Пласт)
-Что значит слово «Урал»? («Земля золотая»).
Воспитатель. Молодцы, я вижу, что вы готовы к игре.
Уважаемое жюри прошу вас оценить и подвести итог по двум заданиям.
(Выступление членов жюри).
III конкурс «Литературный».
И так третий конкурс, который называется «Литературный»
Русский народ придумал очень много красивых, умных поговорок и пословиц об Урале. Давайте сейчас вспомним эти пословицы.
- На Урале - всяк рудознатец.
- Не даром говорится, что дело мастера боится.
- Урал без народа -горная порода, с народом Урал - стальной арсенал.
- Горы стали в печах варятся, потому Урал героями славится.
- Камень не дышит, а мастер его слышит.
- Не то важно, что долго жил, а то важно - большое дело совершил.
- Мастером нельзя родиться, мастерству нужно учиться.
- Не делай наспех, сделаешь курам на смех.
Молодцы! А ещё каждая команда подготовила стихи об Урале, мы все послушаем, а жюри оценит содержание и выразительное чтение.
(Дети читают стихи); (сопровождение живой презентации).
Команда «Самоцветы»
Я родился на Урале,
Здесь живу я и расту.
Лучше края я не знаю –
Урал мне дарит красоту.
Вот горы змейкой проползают,
Берёзы, сосны там и тут.
Здесь рыбки в озере играют,
В лес ягоды, грибы зовут.
(Л. Владимирова)
Команда «Искорки»
Про Урал говорят,
Что камнями богат,
И умельцами тоже он славится.
Кто в краю побывал,
Тот у нас непременно останется.
(Л. П. Владимирова)
стихотворение Т. Волчиной «Неспроста говорят.»
(рассказывают два человека по цепочке)
Что Урал наш богат:
Изумруды и алмазы
Ярче солнца горят.
Есть у нас малахит,
Есть руда и гранит
И горючий, самый лучший
Кто у нас побывал,
Кто наш край повидал,
Никогда не забудет
Голубой наш Урал!
Воспитатель: Уважаемое жюри, прошу вас назвать оценки за третье задание и общий балл по трем заданиям.
Выступление члена жюри.
Воспитатель: Спасибо, уважаемое жюри. А мы продолжаем КВН.
IVконкурс «Многонациональный Урал»
Переходим к четвертому конкурсу, который называется «Многонациональный Урал».
На территории нашего края проживает много разных народов. У каждого народа есть свои традиции, своя культура, свои обычаи и свой национальный костюм. Рассмотрите картинки с изображением людей в различных национальных костюмах.
Задание команде «Искорки», нужно найти русский национальный костюм, и объяснить свой выбор.
(Дети каждой команды собираются вместе и коллективно находят одежду заданной национальности).
Команда «Искорки» находит и рассказывает об уральском национальном костюме.
Дети :Женский костюм : рубаха - главная часть русского народного костюма, она длинная, ниже колен. Рубаху красиво украшали вышивкой. Вторым основным элементом является сарафан, по форме сарафан – это высокая юбка, закрепленная с помощью лямок. Надевали сарафан поверх рубахи. Сарафан тоже украшали вышивкой, узоры вышивали вручную золотыми и серебряными нитями. И кокошник такой же яркий и красивый.Мужской костюм : рубаха,которая отличалась скромностью узоров, она тоже была длинная и подпоясывали ее поясом. Обязательной частью мужского костюма были широкие, длинные штаны. Украшали русские народные костюмы не просто крестиками, ромбиками, волнами и кружочками. В старину они многое обозначали. Извилистые линии – это вода, круг – солнышко,квадрат или ромб – земля, а крест оберегал людей от злых сил. Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил.
Воспитатель: А теперь задание команде «Самоцветы», вам нужно найти башкирский национальный костюм, и объяснить свой выбор.
Команда «Самоцветы» находит и рассказывает о башкирском национальном костюме.
Дети :Женский костюм: Женские платья кроились с закрытым воротом, широким рукавом, присборенным у талии, с широким подолом и оборками. Поверх платья носили камзолы. Одежда молодых девушек отличалась яркостью. В ней предпочтение отдавали красному, желтому, зеленому цвету. в старинных костюмах отсутствовал синий цвет. Головным убором молодых девушек являлся колпак. Вся одежда украшалась бисером, серебряными бляхами, монетами.
Мужской костюм состоял из рубахи со стоячим воротником и нагрудной планки, кушака (пояса) с национальной вышивкой; камзола украшенного орнаментом. Повседневным головным убором была тюбетейка, а зимой лисья шапка с одним - двумя хвостами. Мужчины и женщины носили удобную обувь выполненные из кожи и войлока. Девушки предпочитали туфли.
Воспитатель: Ну, молодцы, ребята. Пока жюри подводит итоги, я предлагаю вам поиграть в татарскую народную игру «Земля, вода, огонь, воздух».
Давайте вспомним правила игры.
Играющие собираются в круг, в середине - ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь, произнося одно из четырёх слов (вода,земля, воздух, огонь). Если ведущий говорит «земля», то тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо животное Южного Урала; если «вода»- назвать рыбу; «воздух» - птицу Южного Урала; «огонь» - помахать руками.
Немного отдохнули, а теперь продолжим наш КВН. Уважаемое жюри, прошу вас назвать оценки за четвертый конкурс.
«Конкурс капитанов»
Задание капитану команды «Искорки».
(Д/и «Собери картинку» и расскажи) .
Златоустовская гравюра. (показ слайдов на экране)
Рассказ капитана : Это Златоустовская гравюра. Делают её в уральском городе Златоусте. Эти картины нарисованы на особом металле – серебристой стали. А уральских умельцев, что рисуют на металле, называют художниками-граверами. Рисуют они обыкновенной кисточкой,но особым способом: они гравируют металл. На этих картинах три цвета, которые художники-граверы используют в своей работе. (Синий, белый (серебряный, желтый (золотой) Синий и его оттенки подчеркивают цвет стали (Когда сталь нагревается, то ее цвет меняется, желтый –это богатство Урала: горы, леса, озера, реки. Золочение придает особую торжественность, а вот белый (серебристый)-придает изделиям легкость, рисунок оживает. Изображают на картинах природу, охоту, животных, предметы быта)
Задание капитану команды «Искорки»
(Д/и «Собери картинку» и расскажи)
Рассказ капитана:(Показ слайдов)
Это каслинское литье. Есть на Урале город мастеров - Касли. Какого только чугунного кружева не выделывают его жители - мастера на все руки!Да и не только кружева: тут тебе и охотники с ружьями на лошадях, и дивные собаки и кабаны, и лоси, шкатулки, подсвечники, подставки под карандаши.
Молодцы, справились и с этим заданием. Слово жюри.
А провести следующий конкурс нам поможет.,если отгадаете загадку:
Небольшого росту девка,
И сама вся статная,
И коса ее чернява,
Да такая ладная.
Платье цвета малахита,
В косе ленты красные,
Глаза. Словно изумруды,-
Волшебные, ясные. (ХОЗЯЙКА МЕДНОЙ ГОРЫ).
Хозяйка Медной горы:
Здравствуйте ребята! Слышала я, что об Урале вы много знаете, и хочу проверить, правда ли это? Сначала отгадайте мои загадки мудрёные.
VI конкурс «Самоцветы Южного Урала».
(на доске показ самоцветов после отгадывания загадки)
«Чья команда больше угадает загадок о драгоценных камнях.»
1· Кто секрет хранить умеет
Тот таинственно молчит
И всегда понять сумеет
Камень ящерок и змеек
Темноглазый? (малахит)
2. В моей земле богатства скрыты, она и золото хранит
И рядом с медью малахиты, железо, мрамор и …гранит.
3. Найдём в ней много по приметам цветных камней, не только руд.
Рубин сияет красным цветом, Зелёным цветом …изумруд
4. По твердости, по блеску, по всему
Меж самоцветов равных нет ему.
Велик ценой, хотя размером мал.
Скажите как зовётся минерал? (Алмаз)
5. Он друзами, цветами прорастает,
Как искорка, его кристалл сверкает,
Он то прозрачен, то слегка с дымком,
Вам с детства самоцвет такой знаком.
Похож он с виду чуточку на лед,
Кто без ошибки камень назовет? (Горный хрусталь)
6· На закат похож тот камень,
Эти камни в ожерельях
Силу солнышка таят? (Агат)
Хозяйка Медной горы:
Молодцы ребята! Знаете вы всё о моих самоцветах. А сказы П. П. Бажова вы знаете? Вот сейчас и проверим!
VII конкурс «Сказочный Урал»
д/и «Назови героев сказки. (по сказам Павла Петровича Бажова)»
(Показ сюжета из сказки на доске)
1. Кто-то сидит у окошка в избушке,
А маленький козлик стоит на опушке.
Ударит копытцем - каменья летят,
И россыпи их под луною блестят.
С козликом рядом кошка Мурёнка,
И смотрит на них из окошка.
2. Как куклёнка, девочка
Спляшет вам с припевочкой!
Появляется в огне.
Как зовут? Скажите мне!
(Огневушка - Поскакушка)
3. Козёл тот особенный был:
Правой ножкой о камешки бил,
В каком месте топнет-
Камень дорогой появится. (Серебряное копытце)
4.Сироткой рос мальчишечка:
А сам, наверно, в маменьку.
У мастера Прокопьича
Малахитову делу обучался
И с самой Хозяйкой медной,
Говорят в народе знался. (Данила-мастер)
Хозяйка Медной горы:
Молодцы ребята, все то вы знаете. А пока жюри подводит итоги, я приглашаю вас на «Уральский хоровод».
Воспитатель: Уважаемое жюри, прошу вас оценить последние два задания и назвать общий балл.
VIII конкурс «Золотые слова об Урале»
Д/и «Чье солнышко ярче засветит?»
Какая команда назовёт больше красивых слов об Урале.
Хозяйка Медной горы:
Сколько слов красивых народ придумал об Урале. А вы их знаете? Давайте поиграем в игру «Чье солнышко ярче засветит», вы будете говорить красивые слова об Урале, и у ваших солнышек будут появляться лучики.
(воспитатель выкладывает на магнитную доску солнце без лучиков)
(Урал-Батюшка; Седой Урал; Каменный; жемчужный; Могучий; Красивый; Южный Урал; гостеприимный, хлебосольный, великий, гостеприимный, щедрый, радушный. самоцветный, богатый, драгоценный, богатый, дружный, голубой, целительный, любимый, красивый, мастеровой, поющий, талантливый. золотоносный)
Хозяйка Медной горы:
-Спасибо, ребята, порадовали меня сегодня. Вижу, что вы знаете и любите свой родной край. Хочу подарить вам самоцветы в малахитовой шкатулке. Как уйду, посмотрите, во что они обернутся. Коли у вас каменные сердца, станут они простыми булыжниками, коли жадные сердца - пеплом, а если чистые и добрые у вас помыслы, то обернутся - сладким подарком для вас. До свиданья, до новых встреч!
Ну а сейчас предоставляется слово нашему уважаемому жюри для подведения итогов и награждение победителей.
Цель: закрепить знания детей о родном крае - ХМАО-Югра.
Образовательные: расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера.
•Развивающие: развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы;
•Воспитательные: воспитывать любовь к родному краю;
любовь и бережное отношение к природе родного края; уважение и интерес к жизни и традициям ханты и манси. Вызвать желание больше узнать об их жизни
Дети входят в зал. (звучит музыка)
Россия - это наша Родина, состоящая из различных территорий. У каждого жителя России есть свой край, уголок, в котором он родился. Другими словами этот край называют малой родиной. Для нас таким материнским уголком является наша малая родина - Ханты-Мансийский Автономный округ Югра. 10 декабря у нашего края праздник - день его рождения, ему исполнилось 85 лет.
Мы, жители Югры, любим свой край, гордимся им и много о нём знаем
Ребенок: (мальчик в национальной одежде ханта)
Здравствуй — это значит,
Будь красив и счастлив ты всегда!
С каждым годом становись богаче,
Процветай и здравствуй на века!
Каждый год ты год за годом,
Празднуй, округ, день рожденья свой!
Ты у нас единственный на свете,
Потому что ты для нас родной!
Цвети, расти и будь всех краше,
Наш округ - мы всегда с тобой
Частичка ты России нашей,
Наша Югория – округ наш родной!
(звучит гимн ХМАО, дети встают)
Ведущий: Сейчас, в этом зале состоится игра – КВН -клуб внимательных и находчивых. “Мой край родной - Югра”, посвящённый Дню Югры.
Ребята продемонстрируют свои знания о родном крае и докажут, что они являются настоящими патриотами своей малой Родины.
Есть веселая игра,
Шутки, смех. Вопрос, ответ.
Знает ту игру весь свет-
Что ж пора нам начинать.
Я хочу Вам пожелать
В КВН (дети)
Чтоб дружными вы были,
Чтоб смеялись. Не грустили
В КВН. (дети)
Чтобы не было печали,
Чтоб на все вы отвечали
В КВН. (дети)
Чтоб жюри довольно было,
В КВН. (дети)
Ведущий: Две команды на турнире,
Их сейчас представлю я.
1) Вот команда. «Хейро»…
Будут им, сказать хочу,
Все заданья по плечу!
(приветствие команды «») – хлопки
2) Про команду номер два
Разошлась уже молва.
Хотят быть тоже впереди,
С весельем и находчивостью.
Всегда им по пути
(приветствие команды «») – хлопки
Ведущий: А названы так команды не случайно. Есть легенда у народов севера. Послушайте её. (рассказывает девочка в национальном костюме)
В очень далекие времена, жили-были брат и сестра. Брата звали Хейро, что означает Солнце, а сестру - Иде, что означает Луна. Попросил как-то Хейро, свою сестру за огнем в чуме посмотреть, чтоб он не погас, и отправился на охоту. Осталась Иде одна дома и уснула, а когда проснулась, огонь уже истлел. Испугалась бедная Иде, и побежала огонь просить у великого бога огня Сингэ. Но не любил он ленивых людей, и решил наказать Иде, сказав, что она вечно будет искать своего брата Хейро, а он будет искать её – Иде. С тех давних пор, только ХеЙро (Солнце) взойдет на небо, как Иде (Луна) спускается на землю, чтобы брата искать,а как только Иде (Луна) восходит на небосклон, так Хейро (Солнце) спускается на землю, чтоб искать сестру. С тех давних пор, не могут они встретиться.
Ведущий:А судить нашу встречу будет жюри в составе 3-х человек (представление членов жюри)
1.…Заика Александра Анатольевна – воспитатель подготовительной группы
2. …Котова Ирина Геннадьевна- воспитатель подготовительной группы.
3. Кукланова Светлана Афанасьевна…-заведующая детского сада…
Оценивать команды жюри будет по пятибалльной системе. У Вас на столе таблички с оценками.
(звучит песня «Мы начинаем КВН).
Первый конкурс. Представление команд. (Команды объявляют название и девиз)
Ведущий: Итак, чтоб нам КВН не нарушить порядок-
Приветствия ваши мы выслушать рады!
Капитан 1: команда
«Хейро»(все вместе)
Девиз наш : Дружба и успех!
Мы победим сегодня всех!
Все за одного, один за всех,
Тогда в команде будет успех!
Капитан 2: команда
«Иде»- (все вместе)
Ни сколько на месте,
А только вперед
И только все вместе.
(Обе команды):
Вы, жюри, нас не журите
Больше баллов присудите,
Тогда будем мы стараться
И с соперником сражаться!
Ведущий: А теперь уважаемое жюри оценки за конкурс приветствие!
Ведущий: Второй Конкурс «Разминка». Вам предстоит выбрать правильный ответ на вопрос. (С презентацией)
Вопросы команде Хейро«».
1. Какие народы являются коренными жителями ХМАО?:
А. Русские и украинцы. Б. Татары и башкиры.
В. Ханты и манси. Г. Молдаване и чеченцы.
2. Какой город является столицей ХМАО?:
А. Югорск Б. Нижневартовск.
В. Ханты-Мансийск. Г. Нефтеюганск.
3. Как называются леса ХМАО?:
• А. Тундра. Б. Степь.
• В. Тайга. Г. Пустыня.
4. Назовите основные занятия коренных народов севера.
5. Какое животное не обитает на территории ХМАО?:
А. Белка. Б. Крокодил.
В. Медведь. Г. Лиса
Вопросы команде «Иде».
1. Как назывался дом коренных жителей ХМАО народов ханты и манси?
А. Юрта. Б. Белый дом.
2. Назовите главное занятие жителей ХМАО в настоящее время.
А. Охота. Б. Добыча нефти.
В. Собирательство. Г. Рыбалка.
3. Как называются длинные узкие сани, применяемые на Севере для езды на собачьих и оленьих упряжках?
А. Саночки. Б. Телега.
В. Карета. Г. Нарты.
4. Какой город не расположен на территории ХМАО?:
А. Сургут. Б. Нягань
В. Москва. Г. Ханты-Мансийск.
5. Какая птица из нижеперечисленных обитает на территории ХМАО?:
А. Попугай. Б. Глухарь
В. Страус. Г. Калибри.
Ведущий: Уважаемое жюри выставьте свои оценки за конкурс разминка.
Ведущий:. Своим названием Ханты-Мансийский округ обязан коренным жителям – ханты и манси, эти люди издревле живут на земле, которую назвали Югрой или Югорией. Поэтому наши следующие задания будут связаны с вашими знаниями о коренных жителях Югры. У хантов и манси, как и у других народов, есть свои обычаи, обряды, праздники, пословицы и поговорки.
Ведущий: Третий конкурс. Следующее задание для команд- назовите праздники народов хантов и манси
. Каждая команда называет 1 праздник. (Эля – Вороний день, Кирилл- Медвежий праздник)
Ведущий: Оценка жюри
Ведущий: Необычным является у хантов обряд принятия гостей. Какие бы гости ни пришли, по древним обычаям народа, надо встречать их с добром и теплом. Первыми гостя встречают дети, чтобы узнать, кто он и откуда приехал. Гостю всегда полагается почетное место у огня, застеленное новой шкурой оленя. Если гость поел и больше не хочет, то он кладет пустую кружку на блюдце боком. Если кружка не перевернута, то хозяйка подливает чай, не спрашивая.
К нам сейчас тоже придут гости и мы их с вами, ребята, встретим
(звучит хантыйская музыка)
Гостья. Пащаолэна няврамыт! (здравствуйте ребята)
Давайте поиграем с вами в игру, которая называется “Олени»
физкультминутка «Олени».
Сибирское небо ночи темней (Дети поднимают руки над головой,
Струйками пар из оленьих ноздрей. (Покачивают ими в разные стороны.)
Хей, хей, хей, (Дети скрещивая руки над головой,
хей, хей, хей. (бегут по кругу на носочках).
Свистят по дороге полозья саней (Имитируют скольжение лыж,
Поземка скользит и струится по ней. (держа руки за спиной).
Хей, хей, хей (Дети скрещивая руки над головой)
Хей, хей, хей. (Бегут по кругу на носочках).
И ветер с веселою песней моей (Дети бегут врассыпную, руками
Летит над просторами (машут, как крыльями.)
Хей, хей, хей, (Дети, скрещивая руки над головой,
Хей, хей, хей. (бегут по кругу на носочках).
Летит за оленями песня - мой друг, (Выполняют движения дирижера)
И стадо само собирается в круг
Хей, хей, хей, (Скрещивают руки над головой,
Хей, хей, хей. (бегут на носочках.)
Ведущий:. Ребята, наш край очень суровый, но красивый и богатый. Поэтому люди сочинили немало красивых стихотворений о нём. И наш следующий конкурс “Конкурс чтецов.
Четвертый конкурс. “Конкурс чтецов”.
Я счастлив, что в крае Югорском родился,
Что с ним я судьбою навек породнился.
Горжусь я, и гордость свою не скрываю
Стихи я и песни Югре посвящаю!
Не зря край родной мой Югорским зовут,
Фонтаны из нефти до неба здесь бьют,
И там, где шумела когда-то тайга,
В лесах новостроек теперь города.
: Считаю свой край богатырски богатым,
Здесь самые лучшие в мире девчата.
Здесь самые смелые парни на свете,
Югра – ты красивее всех на планете!
Много стран на белом свете,
Я сегодня, скажу не тая,
Но милее нигде края нету,
Чем родная Югра, ты моя.
Ты - святая земля, ты надежда,
Ты богатством своим дорога.
Летним зноем, зимой белоснежной,
Дорогая моя Югра.
: Всё до боли тут близко, знакомо,
Сосны, кедры, болота кругом.
Россыпь ягод, тропинка у дома,
Все мы в сердце своем бережем.
Ведущий: Оценка жюри
Пятый конкурс. “Отгадай загадку”.
Звучит мелодия ханты-мансийской песни. Гостья Анэ читает стихотворение.
В тайге поскрипывают ели, смола стекает словно мед.
Вдруг шишка, сорванная ветром, как птенчик на ладонь порхнет.
Дождь прибежит с далеких сопок, и зажелтеет зверобой.
А сколько тут звериных тропок – побродим по тайге с тобой!
И поглядим, кто в дуплах, норах, кто гнезда на вершинах вьет,
Кто в синих прячется озерах и в речках медленных живет.
- Очень много зверей в наших лесах. Я предлагаю вам отгадать загадки. Отгадав загадки, мы вспомним, кто они.
Загадки команде «Хейро»
1. Хозяин лесной, просыпается весной, а зимой под снежный вой спит в избушке снеговой (медведь)
2. Не голос – громкая труба, большая верхняя губа,
На нем громадные рога, ему природа дорога.
В лесу крупнее зверя не нашлось раз он сохатый, значит. (лось)
3.. Работящие зверьки строят дом среди реки.
Если в гости кто придет, знайте, что из речки вход (бобры)
4. Что за зверь зимой холодной ходит злой, голодный? (волк)
5. Юркий маленький зверек с ветки прыг, на ветку скок (белка)
Загадки команде «Иде».
6. Из малых кошек из пятнистых.
А на ушах, представьте, кисти.
Короткий хвост, не скажешь “Брысь!”
Она ведь хищник грозный. (рысь)
7. На спине иголки – длинные да колкие,
А свернется он в клубок – нет ни головы, ни ног. (Ёжик)
8. Бьет копытами “цок-цок”, снег летит, крупа, песок.
Знают все, кому не лень, это - северный. (олень)
9. Длинный хвостище, а сама – хитрища (лиса)
10. Трусоват лесной красавец. Догадались это. (заяц)
Гостья. Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились. А мне пора возвращаться домой. До свидания!
Воспитатель. А наша с вами игра продолжается. Пожалуйста оценки жюри за конкурс загадок.
Шестой конкурс : конкурс капитанов.
(звучит музыка «капитаны» из КВН)
“Расскажи пословицу”. Капитан должен рассказать по 2 пословицы народов ханты или манси.
• Сильному оленю дорога не страшна, а слабому и короткая тяжела. (капитан «Хейро»)
• Не познаешь бурю, не оценишь тишины.
• Не завершив одно дело, не хватайся за другое.
• День прекрасен солнцем, а человек - трудом и добрым делом. (капитан «Иде»)
Воспитатель: Давайте вспомним с вами, чем занимаются ханты и манси? (Охота, рыболовство, оленеводство, Ну а для того, чтобы заниматься охотой, строить чум мужчины коренных народов севера должны быть очень сильными и ловкими. И проверяют они свою силу с помощью одного состязания, которое называется “Талты юх”. Вот и мы с вами проведём небольшое состязание и определим кто из капитанов самый сильный и ловкий.
• Конкурс для капитанов. Состязание “Талты юх”.
• Два игрока садятся на пол напротив друг друга и, вытянув ноги вперед, упираются друг в друга ступнями ног, а руками берутся за палку. По команде игроки начинают тянуть на себя палку, стараясь оторвать соперника от пола. При этом нельзя сгибать ноги в коленях. Если кто-то из игроков не выдерживает борьбы и расцеплял пальцы, то он считается побежденным. Победитель состязается со следующим игроком. Состязание продолжается до выявления победителя среди всех его участников.
Ведущий: хантыйские и мансийские женщины настоящие мастерицы. У каждой семьи был свой неповторимый орнамент. Но не только для красоты они расшивали предметы орнаментом. Ханты и манси верили, что рядом с ними живут злые и добрые духи, которых человек не мог увидеть. И вот для того чтобы духи не приносили людям зла, а наоборот оберегали их, помогали в делах, они наносили орнамент на одежду, причем на мужскую одни орнаменты, а на женскую другие; на орудия охоты, рыболовства, на посуду, на детские люльки
Хантыйские узоры красивы и просты,
Вглядись, дружок, и скоро
Поймёшь их сердцем ты.
Узоров тех сплетенья
Похожи то на рыб,
То на рога оленьи,
То на речной изгиб.
А нашим капитанам предстоит задание собрать узор.
Ведущий: Оценка жюри.
Седьмой конкурс Домашнее задание. (Музыкальный)
Команды исполняют музыкальные номера.
Подведение итогов. Вручение грамот!
(Звучит гимн КВН)
В завершение игры хочется поблагодарить игроков за их хорошие знания истории малой Родины. И мы надеемся, что вы и дальше продолжите знакомство с её богатой историей, более того, вы приумножите богатства Югры, созданные старшими поколениями – вашими родителями, родителями ваших родителей.
Ведущий: .Народы севера считают березу кусочком небесной жизни. Это дерево святое. Священное дерево. Они повязывают на березку разноцветные, красивые ленточки и загадывают желания. Эти желания обязательно сбываются. Давайте и мы с вами подойдем к березке, загадаем свои желания и повяжем на веточки ленточки.
Читайте также: