Мы разные мы равные нам интересно вместе девиз образовательной программы

Обновлено: 21.12.2024

Актуальность:
Федеральным государственным стандартом определены
целевые ориентиры и принципы дошкольного образования,
ориентированные на становление гражданина, любящего свой
народ, свой край, свою Родину, толерантно относящегося к
культуре, традициям и обычаям других народов.
Россия – многонациональное государство, поэтому уже с
дошкольного возраста нужно приобщать детей к культуре
своего народа и к уважительному, доброму отношению к
представителям других культур.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания
являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых
народных обычаев и традиций, забота о передаче
подрастающим поколениям житейского, производственного,
духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного
предшествующими поколениями.
Формирование основ толерантной культуры у старших
дошкольников, базируется на обучении их навыкам
бесконфликтного взаимоотношения в процессе взаимодействия
с окружающими, готовности принять других людей, их взгляды,
обычаи и привычки такими, какие они есть.

Тип проекта:
Творческо-исследовательский
Образовательная область:
Речевое развитие
Области интеграции:
Социально-коммуникативное, художественноэстетическое, познавательное развитие

Цель:
Воспитание гражданственности, этнотолерантности к народам,
населяющим Россию.
Задачи:
Обогащать представления детей о национальностях, живущих в
России (ценности, национальные одежды, виды жилищ,
традиционные занятия и ремесла).
Воспитывать уважение к традициям людей других
национальностей и чувство гордости за достижения русского
народа.
Воспитывать у детей чувство любви к России, желание
участвовать в сохранении и преумножении ее богатств
совместно с детьми других национальностей, живущих в стране.
Развивать связную речь детей (составлять описательный и
повествовательный рассказ об особенностях внешности и
национальных костюмах народов, о традициях, национальных
праздниках, играх, ритуалах).
Развивать умение пересказывать информацию,
подготовленную дома, пересказывать сказки народов России.

Развивать умение выполнять задания парами и подгруппами в 4—5
человек, распределяя обязанности.
Развивать трудовые умения (использовать простые инструменты при
приготовлении простых национальных блюд).
Знакомить с литературными произведениями (сказками), музыкой и
промыслами разных народов России; развивать умение пересказывать
сказки, использовать литературный опыт в играх-драматизациях.
Развивать практические умения изобразительной деятельности
(создание рисунков и лепных работ по тематике: «Животные»,
«Национальная одежда (узоры)», «Особенности домов разных
климатических зон России»).
Продолжать развивать умения устанавливать пространственные,
размерные и количественные отношения, умения счетной и
измерительной деятельности.
Показать различия в климатических условиях страны, установить
связь между климатом и особенностями природы. Показать связь
живой природы и человека (проживание, занятия) с климатом.
Познакомить с животными, населяющими типичные климатические
зоны.
Способствовать становлению элементарных учебных умений —
выполнять действия по образцу, показу.
Развивать творческие и познавательно-речевые способности
детей старшего дошкольного возраста.

Мотивационный этап:
Проблемная ситуация: необходимо оформить карту
России, разместив на ней изображения людей
различных национальностей, населяющих ее
(вырезанные плоскостные изображения кукол в
национальных костюмах даны отдельно в
конверте).

Сроки:
Краткосрочный (1 неделя)
Участники:
Воспитатели, родители и их дети

Основные формы организации:
Беседы;
Рассматривание;
Занятия (лепка, аппликация, декоративное рисование;
разучивание песен);
Дидактические и подвижные игры;
Чтение энциклопедических изданий, литературных
произведений;
Сюжетно-ролевая игра;
Просмотр мультфильмов;
Интервьюирование;
Выступление;
Коллекционирование;
Дефиле;
Экскурсия

Этапы проекта:
Организационноподготовительный
этап
Основной этап
Итоговый этап
Мониторинг
знаний детей;
Анкетирование
родителейвыявление
актуальных
вопросов;
Планирование
работы с детьми и
сотрудничество с
родителями;
Изучение и подбор
методической и
художественной
литературы по теме
Беседы;
Рассматривание;
Занятия: лепка, аппликация,
декоративное рисование; разучивание
песен;
Дидактические и подвижные игры;
Сюжетно-ролевая игра;
Просмотр мультфильмов;
Чтение энциклопедических изданий,
литературных произведений;
Макеты «Национальности России»
Интервьюирование;
Выступление;
Коллекционирование;
Дефиле;
Экскурсия
Журнал
«Страна, в которой
мы живем» с
детскими
рассказами «Поже
лания стране».

Обеспечение:
Иллюстрации и картины национальных авторов;
Набор иллюстраций «Животные», «Жилища»;
Карта России;
Энциклопедии;
Набор литературных произведений (сказки, стихи,
рассказы);
Макеты;
Перечень песен, танцев народов России;
Мультфильмы «Народные сказки»;
Игрушки в национальных костюмах;
Детские национальные костюмы

План мероприятий:
Организованная образовательная деятельность:
Рассматривание иллюстраций, картин национальных авторов;
Беседа о различных климатических условиях разных народов
страны; рассматривание животных, населяющих типичные
климатические зоны;
Лепка фигурок животных;
Беседа «Какие бывают жилища?»;
Аппликация «Необычные дома»;
Составление и отгадывание загадок «Узнай по описанию»;
Декоративное рисование;
Разучивание песен, танцев народов России;
«Путешествие по России»;
Подвижные игры народов России;
Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка национальных товаров»

Образовательная деятельность в режимных
моментах:
Чтение и рассматривание иллюстраций
энциклопедических изданий о народах России;
Чтение литературных произведений (сказки, стихи,
рассказы) с последующим обсуждением;
Составление макетов «Национальности России»;
Интервьюирование работников ДОУ- представителей
народностей;
Выступление представителей народностей;
Разучивание песен, танцев народов России;
Беседа «Приветствие на разных языках»

Самостоятельная деятельность детей:
Дидактическая игра «Одень куклу в национальный
костюм»;
Просмотр мультфильмов «Народные сказки»;
Коллекционирование игрушек в национальных
костюмах;
Подвижные игры народов России;
Экскурсии по выставке с участием детей
экскурсоводов

Взаимодействие с родителями:
Поиск информации совместно с родителями в
условиях семьи;
Выступление представителей народностей перед
детьми с демонстрацией элемента костюма,
традиций;
Художественная гостиная: обмен информацией
между семьями воспитанников. Семейные
выставки – презентации национальных предметов,
картинок, фотографий по теме

1. «Мы разные, мы равные, нам интересно вместе!». Образовательная система «Диалог»

Работу выполнила студентка
группы 14 – 30
2 курса института педагогики и
психологии
Борисова Елизавета

2. Образовательная система «Диалог»

4. Цели программы:

• Воспитание, обучение и развитие личности
• Формирование представлений о
многообразии и единстве культуры
• Воспитание интереса и уважения к
окружающему миру
• Развитие готовности к самообразованию и
самоопределению.

5. Базовые идеи:

• Инновационная система учебников «Диалог» базируется на идеях
Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,
требованиях ФГОС НОО, Концепции развития поликультурного
образования в Российской Федерации, которые определяют
гуманистический, светский и поликультурный характер
образования.
• Современный мир требует диалогический способ мышления
• Мир не только един, но и многообразен
• Диалогический способ мышления может быть сформирован в
процессе образования

6. Концепция образовательной программы УМК «Диалог»:

• Концепция определяет наиболее общие –
цели, задачи, подходы, принципы,
объединяющие предметные учебно –
методические комплекты по всем
дисциплинам, изучаемым в начальной школе,
в единый комплект.

7. Задачи:

• Формирование толерантности
• Совершенствование учебной деятельности
• Овладение системой предметных и
метапредметных умений
• Усвоение системы знаний и метапредметных
понятий
• Развитие психической деятельностью
• Становление культурного поля школьника

8. Авторы концепции:

Г.А. Бордовский
М.П. Воюшина

9. Авторы концепции:

Е.П. Суворова
Н.Л. Стефанова

10. Диалогическое мышление у школьников:

• Умение видеть
явление с разных
позиций
• Признание
возможности
разных точек
зрения на
решение одной
проблемы
• Умение смотреть
и видеть, слушать
и слышать
собеседника

11. Отличительные черты УМК «Диалог»:

• Принцип диалогизации обучения
• Деятельностная образовательная
парадигма
• Междисциплинарность
• Поликультурная направленность
• Вариативность
• Системность

12. Принцип построения УМК «Диалог»

• Диалогизация обучения
• Вариативность обучения
• Преемственность и
перспективность
• Доступность
• Сотрудничество учителя,
учащихся и родителей в
процессе обучения

13. Содержание образования:

• Содержание образования в каждой предметной области
соотносится с основными элементами социальной
культуры.
• Практическая направленность УМК выражается в том, что
системообразующим элементом содержания
образования является система универсальных учебных
действий, призванная обеспечить полноценное общение
с учебно-научным и художественным текстом, получение
и обработку учебной информации, продуктивную
речевую деятельность, создать возможность для общения,
обучения, дать ребенку опыт творчества.

14. Результат обучения:

• Требования к личностным,
метапредметным и
предметным результатам
обучения определены в
учебных программах
каждой школьной
дисциплины, поскольку
каждый предмет вносит
свой вклад в достижение
образовательных
результатов.

15. Вывод:

• Таким образом, учебнометодический комплект для
поликультурной начальной
школы «Диалог»
представляет собой единую
научно обоснованную и
методически обеспеченную
систему организации
учебного процесса в
начальной школе с четкими
горизонтальными и
вертикальными связями
полностью
соответствующую
требованиям нового ФГОС.

формирование толерантного поведения по отношению друг к другу.

Оборудование

весёлая мягкая игрушка

Ход мероприятия

Классный руководитель: -Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на нашем классном часе. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне и нашим гостям свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.

Сегодняшний классный час мне хотелось бы начать старинной легендой

Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:

Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!
Черный презрительно сощурился и сказал:

Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!
Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти

к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому:

- Посмотри, как красив твой черный брат. Он черен, как южная ночь, и в ней,
подобно звездам, сияют глаза его.

Затем мудрец обратился к чернокожему:

- А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий
белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его - цвета солнца.

Негр и белый устыдились своего спора и помирились.

А мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина. Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С лю­ бовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос:

- Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно!

Как вы считаете, о чём сегодня пойдёт речь?

Версии учащихся

Об отношении к людям.

О равенстве и братстве народов.

Об уважении друг к другу.

Классный руководитель: Все вы правы. Всё о чем вы сказали, вмещает в себя понятие толерантности.

Сегодня мы более детально рассмотрим это понятие и попытаемся разобраться, нужно ли нам с вами быть толерантными.

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентинский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) неизменно оставался министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во

многих областях, но, несомненно, более всего в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека связано понятие

16 ноября 1995г. ЮНЕСКО приняла декларацию о принципах толерантности. международный день толерантности. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Слово "толерантность" происходит от латинского глагола tolerate (переносить, выдерживать, терпеть).

При этом перевод и трактовка слова "толерантность" в разных культурах неоднозначны. Давайте послушаем, как слово толерантность определяется на разных языках земного шара:

В английском языке « Tolerance» понятие "толерантность" имеет три значения: устойчивость, выносливость; терпимость; допуск, допустимое отклонение.

Во французском языке " Tolerance " - "уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов".

В китайском языке "быть толерантным" - "позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других".

В арабском языке "толерантность" определяется, как "снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим".

В русском языке "толерантность" означает "способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам".

А на кабардинском языке?
2. - Что же такое толерантность? (ответы учащихся):
Определения толерантности:
1. Сотрудничество, дух партнерства.
2. Готовность мириться с чужим мнением.
3. Уважение человеческого достоинства.
4. Уважение прав других.
5. Принятие другого таким, какой он есть.
6. Способность поставить себя на место другого.
7. Уважение права быть иным.
8. Признание многообразия.
9. Признание равенства других.
10. Терпимость к чужим мнениям, идеям, верованиям и поведению.
11. Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.

12. Уважительное отношение к чужим традициям

В качестве примера истинной толерантности, уважительного отношения к чужим традициям можно привести поведение Шамиля в годы его пребывания в Калуге. Шамиль говорил приставу А. Руновскому, сопровождавшему всюду имама: «Хотя государь и позволил мне жить по моим обычаям, но я буду пользоваться этой его милостью только у себя дома. В обществе же, с которым я очень желаю вести знакомство, я не могу, как мне кажется, поступать по моим обычаям, а должен придерживаться ваших обычаев»

Давайте обобщим все сказанное

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого

многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов

проявления человеческой индивидуальности.

Как мы видим, толерантность - это достаточно сложный термин с целым рядом нюансов.

Групповая работа «Толерантный человек».
Прием «мозговая атака»
Цель: подвести учеников к осознанию того факта, что ни один человек не может быть на 100% толерантным, что есть факторы, способствующие проявлению толерантности и снижающие такую возможность.
Задание группе 1.
- Назовите качества, которые характеризуют человека как толерантную личность; выпишите их на листе бумаги. .
- Выскажите свое мнение по поводу того, что вам способствует быть толерантным и что мешает быть толерантным.
Задание группе 2.
- Назовите черты, присущие интолерант­ной личности, выпишите их на листе бумаги.
- Как сравнение человека с другими может привести к интолерантности?
Материал для беседы:
Толерантная личность:
- Уважение мнения других
- Доброжелательность
- Желание что-либо делать вместе
- Понимание и принятие
- Чуткость, любознательность
- Снисходительность
- Доверие, гуманизм
Интолерантная личность:
- Непонимание
- Игнорирование
- Эгоизм
- Нетерпимость
- Выражение пренебрежения
- Равнодушие
- Цинизм
- Немотивированная агрессивность

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

«Выход из ситуации» Вам предлагается видеонарезка и вы должны найти выход из этой ситуации

3. Упражнение «Позитивное описание негативных феноменов».
Цель: научиться находить позитивные стороны в негативных феноменах.
Слева на лист тетради выписать эмоции, качества личности и аспекты поведения, традиционно воспринимаемые как негативные. Предлагается участникам найти по­зитивные стороны этих явлений и справа записать эти качества. Затем обсуждается выполненное задание. После выполне­ния задание может выглядеть, например, так:
Лень - дает возможность отказаться от явно завышенных потребностей.
Упрямство - дает возможность сказать «нет», возразить авторитетам.
Страх - дает возможность избегать угрожающих ситуаций и объектов.
Агрессивность - способность реагировать на что-либо спонтанно, эмоционально и прямо.
Ревность - способность любить и в то же время вести себя так, чтобы тебя не любили.
Клептомания - способность находить что-либо прежде, чем кто-то это потерял.

Упражнение «Переведите на толерантность»

Нужно относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно.

Стихотворение: « Мы дети одной земли»

- Обратимся к надписи: НЕ ОЦЕНИВАЙТЕ ЛЮДЕЙ, А ЦЕНИТЕ! – на доске. Слово - цените”, закрыто. Пытаемся определить, какое слово закрыто. Давайте не оценивать людей, а…

Толерантность – это умение понимать другого человека. Толерантность предполагает единство трёх П: - Принятие другого мнения; - Проявление сочувствия и сострадания; - Признание ценностей и многообразия культур.

Ученики читают наизусть стихотворение Е. Евтушенко «С. Преображенскому».

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы — как истории планет.

У каждой все особое, свое,

и нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил

и с этой незаметностью дружил,

он интересен был среди людей

самой неинтересностью своей.

У каждого — свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

но это все неведомо для нас.

И если умирает человек,

с ним умирает первый его снег,

и первый поцелуй, и первый бой.

Все это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,

машины и художников холсты,

да, многому остаться суждено,

но что-то ведь уходит все равно!

Таков закон безжалостной игры.

Не люди умирают, а миры.

Людей мы помним, грешных и земных.

А что мы знали, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,

что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего

мы, зная все, не знаем ничего.

Уходят люди. Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

от этой невозвратности кричать.

Какое пронзительное стихотворение! Надеюсь, вам, ребята, понятна его основная мысль: поэт говорит о само ценности личности каждого человека и о том, как часто нам не хватает внимания и понимания со стороны окружающих нас людей. Нам не хватает терпимости и уважения по отношению друг к другу.

Игра 1 «Присоединение»

Вы все такие разные, но в тоже время так похожи друг на друга. Что вас всех объединяет? (Все люди примерно одного возраста. Все учимся в одном классе)

Найдите в человеке черты, способные вас объединить:

…… встань, потому что у тебя волосы такого же цвета как и у меня

…… . встань, потому что ты так же хорошо учишься как и я

…… . встань, потому что ты так же как и я любишь играть в футбол

В результате встаёт весь класс

Игра 2 «Комплимент»

Каждому человеку приятно слышать добрые слова в свой адрес, комплименты делают общение более тёплым, располагают собеседников друг к другу. А умеете ли вы делать комплименты? Давайте попробуем.

Символ комплимента – любая весёлая мягкая игрушка. Передавая её кому-либо, говорим ему комплимент

В результате каждому учащемуся говорится по комплименту.

Песня «О доброте»

- Сегодня я узнал…

Сегодня мы с вами задумались над проблемой толерантности. - Все, что мы услышали и увидели, наверное, помогло разобраться в своём отношении к людям, сверстникам и понятию толерантности. Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждое твое слово, каждый поступок, желание отражаются на окружающих тебя людях. Проверяй свою жизнь вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все для того, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

- Благодарю всех за активное участие. Думаю, что мероприятие помогло всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость – это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии, как в школьном коллективе, так и в обществе.

Задание группе 1.
- Назовите качества, которые характеризуют человека как толерантную личность; выпишите их на листе бумаги. .
- Выскажите свое мнение по поводу того, что вам способствует быть толерантным и что мешает быть толерантным.


Задание группе 2.
- Назовите черты, присущие интолерант­ной личности, выпишите их на листе бумаги.
- Как сравнение человека с другими может привести к интолерантности?

1. «Мы разные, мы равные, нам интересно вместе!». Образовательная система «Диалог»

Работу выполнила студентка
группы 14 – 30
2 курса института педагогики и
психологии
Борисова Елизавета

2. Образовательная система «Диалог»

4. Цели программы:

• Воспитание, обучение и развитие личности
• Формирование представлений о
многообразии и единстве культуры
• Воспитание интереса и уважения к
окружающему миру
• Развитие готовности к самообразованию и
самоопределению.

5. Базовые идеи:

• Инновационная система учебников «Диалог» базируется на идеях
Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,
требованиях ФГОС НОО, Концепции развития поликультурного
образования в Российской Федерации, которые определяют
гуманистический, светский и поликультурный характер
образования.
• Современный мир требует диалогический способ мышления
• Мир не только един, но и многообразен
• Диалогический способ мышления может быть сформирован в
процессе образования

6. Концепция образовательной программы УМК «Диалог»:

• Концепция определяет наиболее общие –
цели, задачи, подходы, принципы,
объединяющие предметные учебно –
методические комплекты по всем
дисциплинам, изучаемым в начальной школе,
в единый комплект.

7. Задачи:

• Формирование толерантности
• Совершенствование учебной деятельности
• Овладение системой предметных и
метапредметных умений
• Усвоение системы знаний и метапредметных
понятий
• Развитие психической деятельностью
• Становление культурного поля школьника

8. Авторы концепции:

Г.А. Бордовский
М.П. Воюшина

9. Авторы концепции:

Е.П. Суворова
Н.Л. Стефанова

10. Диалогическое мышление у школьников:

• Умение видеть
явление с разных
позиций
• Признание
возможности
разных точек
зрения на
решение одной
проблемы
• Умение смотреть
и видеть, слушать
и слышать
собеседника

11. Отличительные черты УМК «Диалог»:

• Принцип диалогизации обучения
• Деятельностная образовательная
парадигма
• Междисциплинарность
• Поликультурная направленность
• Вариативность
• Системность

12. Принцип построения УМК «Диалог»

• Диалогизация обучения
• Вариативность обучения
• Преемственность и
перспективность
• Доступность
• Сотрудничество учителя,
учащихся и родителей в
процессе обучения

13. Содержание образования:

• Содержание образования в каждой предметной области
соотносится с основными элементами социальной
культуры.
• Практическая направленность УМК выражается в том, что
системообразующим элементом содержания
образования является система универсальных учебных
действий, призванная обеспечить полноценное общение
с учебно-научным и художественным текстом, получение
и обработку учебной информации, продуктивную
речевую деятельность, создать возможность для общения,
обучения, дать ребенку опыт творчества.

14. Результат обучения:

• Требования к личностным,
метапредметным и
предметным результатам
обучения определены в
учебных программах
каждой школьной
дисциплины, поскольку
каждый предмет вносит
свой вклад в достижение
образовательных
результатов.

15. Вывод:

• Таким образом, учебнометодический комплект для
поликультурной начальной
школы «Диалог»
представляет собой единую
научно обоснованную и
методически обеспеченную
систему организации
учебного процесса в
начальной школе с четкими
горизонтальными и
вертикальными связями
полностью
соответствующую
требованиям нового ФГОС.

Читайте также: