Молитва от примет и суеверий

Обновлено: 16.05.2024

Одна из харак­те­ри­стик наше­го вре­ме­ни – духов­ная дез­ори­ен­та­ция. Дале­ко не все­гда совре­мен­ный чело­век заме­тит раз­ли­чие меж­ду поня­ти­я­ми хри­сти­ан­ски­ми и оккульт­ны­ми. Соот­вет­ствен­но, не зная раз­ни­цы, он не пой­мет той под­ме­ны, кото­рую пред­ла­га­ют оккульт­ные практики.

Напри­мер, все ли смо­гут пра­виль­но отве­тить, чем хри­сти­ан­ская молит­ва отли­ча­ет­ся от маги­че­ско­го заго­во­ра и закли­на­ния? Там и тут про­из­но­сит­ся сло­вес­ная фор­му­ла, там и тут тре­бу­ет­ся вера про­из­но­ся­ще­го, то и дру­гое пред­по­ла­га­ет нечто неви­ди­мое и сверхъ­есте­ствен­ное. Есть ли вооб­ще отли­чие, если маги иной раз упо­ми­на­ют имя Божие, а быва­ет, что про­из­но­сят и самые что ни на есть цер­ков­ные молитвы?

Попы­та­ем­ся отве­тить на этот вопрос.

Сна­ча­ла уточ­ним, что заго­вор и закли­на­ние – оккульт­ные сло­вес­ные фор­му­лы, име­ю­щие опре­де­лен­ное раз­ли­чие. Заго­вор пред­по­ла­га­ет тех­ни­ко-маги­че­ское воз­дей­ствие в силу самой про­из­не­сен­ной фор­му­лы. Это сло­вес­ное выра­же­ние, в кото­ром запе­чат­ле­на вера чело­ве­ка в какое-то луч­шее для него изме­не­ние. Напри­мер, чело­ве­ку хочет­ся выздо­ро­веть, встре­чать­ся с понра­вив­шим­ся лицом про­ти­во­по­лож­но­го пола, иметь хоро­ший финан­со­вый доста­ток, избе­гать дур­но­го нава­жде­ния – все это выска­зы­ва­ет­ся в заго­во­ре с надеж­дой, что полу­чит­ся в силу само­го про­из­не­се­ния. Есть даже заго­во­ры, кото­рые вошли в нашу речь, при­жи­лись в нашей куль­ту­ре. Так, мама, поти­рая у ребен­ка ушиб­лен­ное место, при­го­ва­ри­ва­ет: «У соро­ки забо­ли, у соба­ки забо­ли, а у Машень­ки прой­ди». Дело, конеч­но, не в том, что соро­ки и соба­ки поче­му-то обя­за­ны отду­вать­ся за наши оплош­но­сти, а в том, что чело­ве­ку хочет­ся как-то снять непри­ят­ность с помо­щью сло­вес­но­го дей­ствия, отве­сти от себя или сво­е­го близ­ко­го беду. Таков заговор.

Закли­на­ние же есть импе­ра­тив, пове­ле­ние, тре­бо­ва­ние, направ­лен­ное, напри­мер, к неви­ди­мым духам и име­ю­щее при­ну­ди­тель­ный харак­тер. Но в целом мож­но обоб­щить эти поня­тия, посколь­ку часто заго­вор и закли­на­ние высту­па­ют как сино­ни­мы. Итак, вся­кое закли­на­ние (заго­вор) пред­став­ля­ет собой после­до­ва­тель­ность слов или зву­ков, за кото­ры­ми при­зна­ет­ся маги­че­ская сила. Закли­на­ни­я­ми пыта­ют­ся добить­ся того, чего не достичь обыч­ны­ми чело­ве­че­ски­ми уси­ли­я­ми: повли­ять на пого­ду, уро­жай, само­чув­ствие и т.д.

Что же, ска­жет кто-нибудь, соста­вил себе закли­на­ние, при­ду­мал обряд и уже добьешь­ся все­го, чего хочешь? Нет. Опыт­ные маги отве­тят, что новых-то заго­во­ров и закли­на­ний сей­час состав­ля­ет­ся мно­го, толь­ко все они мало­эф­фек­тив­ны. Ста­рые закли­на­ния закреп­ля­лись опы­том жиз­ни мага, то есть его явным или тай­ным вза­и­мо­дей­стви­ем с тем­ны­ми сила­ми, и его смер­тью как неко­ей печатью.

Молит­вы же освя­ще­ны опы­том жиз­ни свя­тых людей. Хри­сти­ан­ские подвиж­ни­ки обре­ли бого­об­ще­ние посред­ством молитв, в опы­те сво­ей духов­ной жиз­ни они созда­ли молит­вы, наи­бо­лее рас­по­ла­га­ю­щие душу к обще­нию с Богом. Поэто­му, про­из­но­ся состав­лен­ные ими молит­вы (они собра­ны в пра­во­слав­ных молит­во­сло­вах), мы вос­хо­дим к Богу тем же путем, что и святые.

В магии счи­та­ет­ся, что закли­на­тель­ная фор­му­ла чудес­на сама по себе, смысл слов дале­ко не все­гда име­ет реша­ю­щее зна­че­ние. Допу­стим, в сред­ние века закли­на­ния про­из­но­си­лись в основ­ном по латы­ни, кото­рую про­из­но­ся­щий не обя­за­тель­но знал. Всем нам извест­ное сло­во «абра­ка­даб­ра», озна­ча­ю­щее для нас про­стую бес­смыс­ли­цу, пере­шло из ста­рин­но­го маги­че­ско­го закли­на­ния. Оккуль­ти­сты счи­та­ют, что сло­ва обла­да­ют скры­тым смыс­лом, как бы неким кодом, даю­щим доступ к зако­нам окру­жа­ю­ще­го нас мира. Этот скры­тый смысл изве­стен толь­ко «избран­ни­кам», спо­соб­ным состав­лять новые заго­во­ры и закли­на­ния. Тот же, кто не зна­ет пота­ен­но­го смыс­ла, может упо­треб­лять состав­лен­ные фор­му­лы, кото­рые яко­бы помо­гут веря­ще­му в их эффект.

Заго­вор бли­зок к ман­тре, в кото­рой важен не столь­ко явный смысл, сколь­ко точ­ное вос­про­из­ве­де­ние зву­ков и каж­дый звук счи­та­ет­ся наде­лен­ным мисти­че­ским зна­че­ни­ем. В хри­сти­ан­стве же молит­вен­ное обра­ще­ние и слу­же­ние Богу явля­ет­ся осмыс­лен­ным, здесь на пер­вый план выдви­га­ет­ся тот оче­вид­ный, непо­сред­ствен­ный смысл, кото­рый вло­жен в молит­ву. «Пой­те Богу наше­му, пой­те… пой­те разум­но» ( Пс. 46: 7–8 ), – чита­ем мы в свя­щен­ной кни­ге Псал­ти­ри. Молит­ва долж­на быть разум­ной, то есть про­из­но­сить­ся осо­знан­но и осмыс­лен­но. Где Бог, там смысл и поря­док. Где нет бла­го­да­ти Божи­ей, там бес­смыс­ли­ца, хаос и вся­кое неустрой­ство. Пред­ста­вим себе чело­ве­ка, кото­рый при­шел к руко­во­ди­те­лю и начи­на­ет про­из­но­сить то, чего сам не пони­ма­ет, – выслу­ша­ют ли его? Пред­ста­вим, что он заго­то­вил сло­вес­ную фор­му­лу и про­го­во­рил ее без вся­ко­го осо­зна­ния, слов­но маги­че­ское закли­на­ние, – подей­ству­ет ли это на руко­во­ди­те­ля? Молит­ва пото­му долж­на быть осмыс­лен­ной, что она пред­по­ла­га­ет лич­ност­ное обще­ние – обра­щен­ность ума и серд­ца чело­ве­ка к Богу, Кото­рый видит все тай­ни­ки нашей души.

Впро­чем, нам могут воз­ра­зить, что в совре­мен­ных, а не сред­не­ве­ко­вых, заго­во­рах изло­же­ны вполне осмыс­лен­ные прось­бы (хотя «абра­ка­даб­ра» упо­треб­ля­ет­ся до сих пор), ста­ло быть, и в магии чело­век пони­ма­ет то, что про­из­но­сит. Даже если и так, кар­ди­наль­ным раз­ли­чи­ем явля­ет­ся то, что люди с маги­че­ским созна­ни­ем наде­ют­ся на текст заго­во­ра сам по себе, на его зву­ко­вое вос­про­из­ве­де­ние как запуск неви­ди­мо­го меха­низ­ма, тогда как хри­сти­ане наде­ют­ся не на текст, а на Бога, к Кото­ро­му обра­ща­ют­ся в сво­их молит­вах, Кото­рый слы­шит и пото­му может помочь.

Неко­то­рых людей под­ку­па­ет в заго­во­рах то, что и там при­сут­ству­ют молит­вен­ные упо­ми­на­ния Хри­ста, Божи­ей Мате­ри, заим­ство­ван­ные из пра­во­слав­но­го молит­во­сло­ва. Дей­стви­тель­но, во мно­гих заго­во­рах есть вполне пра­во­слав­ные рече­вые обо­ро­ты, а неко­то­рые начи­на­ют­ся под­черк­ну­то бла­го­че­сти­во: «Ста­ну я, бла­го­сло­вясь, пой­ду, пере­кре­стясь…» (во мно­гих же слу­ча­ях более откро­вен­но: «Ста­ну я, не бла­го­сло­вясь, пой­ду, не пере­кре­стясь»). Но обрыв­ки молитв встре­ча­ют­ся в заго­во­рах подоб­но тому, как в улич­ных сплет­нях встре­ча­ют­ся обрыв­ки истин­ных слов или в речи сквер­но­сло­ва – бла­го­звуч­ные выра­же­ния. Оккуль­ти­сты могут упо­ми­нать даже «Отче наш», но они же обра­ща­ют­ся к воде, глине и про­чим при­над­леж­но­стям твар­но­го мира – тако­во язы­че­ство, при­укра­шен­ное близ­ки­ми душе чело­ве­ка хри­сти­ан­ски­ми символами.

Весь­ма инте­рес­ный эпи­зод есть в кни­ге М. Шоло­хо­ва «Тихий Дон», когда Акси­нья пыта­лась осво­бо­дить­ся от люб­ви к Гри­го­рию, обра­тив­шись к бабке:

«– Тос­кую по нем, род­ная бабу­нюш­ка. На сво­их гла­зынь­ках сох­ну… Может, при­су­шил чем. Посо­би, бабунюшка.

Свет­лы­ми, в кру­же­ве мор­щин, гла­за­ми гля­дит баб­ка Дроз­ди­ха на Акси­нью, кача­ет голо­вой под горь­кие сло­ва рассказа…

– При­дешь, бабонь­ка, порань­ше зав­тра. Чуть зай­мет­ся зорь­ка, при­дешь. К Дону пой­дем, к воде. Тос­ку ото­льем. Соль­цы при­хва­ти щепоть из дому…

С рас­све­том Акси­нья, не спав­шая всю ночь, – у Дроз­ди­хи­но­го окна…

По про­ул­ку спус­ка­ют­ся к Дону. У при­ста­ни, воз­ле мост­ков, мок­нет в воде бро­шен­ный пере­док арбы. Песок у воды леде­ни­сто колок. От Дона течет сырая, сту­де­ная мгла.

Дроз­ди­ха берет кости­стой рукой Акси­ньи­ну руку, тянет ее к воде.

– Соль взя­ла? Дай сюды. Кстись на восход.

Акси­нья кре­стит­ся. Злоб­но гля­дит на счаст­ли­вую розо­вость востока.

– Зачерп­ни воды в при­горш­ню. Испей, – коман­ду­ет Дроздиха.

Акси­нья, измо­чив рука­ва коф­ты, напи­лась. Баб­ка чер­ным пау­ком рас­ко­ря­чи­лась над лени­вой вол­ной, при­се­ла на кор­точ­ки, зашептала:

– Сту­де­ны клю­чи, со дна теку­чие… Плоть горю­чая… Зве­рем в серд­це… Тос­ка-лихо­ма­ни­ца… И кре­стом свя­тым… Пре­чи­стая, Пре­свя­тая… Раба Божия Гри­го­рия… – доно­си­лось до слу­ха Аксиньи.

Дроз­ди­ха посы­па­ла солью влаж­ную пес­ча­ную рос­сыпь под нога­ми, сыпа­ну­ла в воду, остат­ки – Акси­нье за пазуху.

– Плес­ни через пле­чо води­цей. Скорей!

Акси­нья про­де­ла­ла. С тос­кой и зло­бой огля­де­ла корич­не­вые щеки Дроздихи.

– Поди, милая, позо­рюй. Все».

И крест­ное зна­ме­ние с име­нем Божи­им, и сту­де­ны клю­чи с домаш­ней солью и реч­ной водой, и надеж­да на сам риту­ал без лич­но­го осмыс­лен­но­го уча­стия – все здесь упо­мя­ну­то. Прав­да, ока­за­лось все это для самой Акси­ньи вполне бездейственным.

В насто­я­щее вре­мя, ими­ти­руя некую науч­ность, оккуль­ти­сты гово­рят, что заго­во­ры и закли­на­ния – это спо­со­бы кон­цен­тра­ции энер­гии воли мага, кото­рая направ­ля­ет­ся к постав­лен­ной цели при помо­щи сло­вес­ных фор­мул, это все­го лишь некая само­на­строй­ка экс­тра­сен­са и не более того. Крест­ное зна­ме­ние совре­мен­ные оккуль­ти­сты объ­яс­ня­ют как энер­ге­ти­че­скую само­за­щи­ту с выяв­ле­ни­ем соб­ствен­но­го био­по­ля. Таким обра­зом, людей с маги­че­ским созна­ни­ем не инте­ре­су­ют ни Бог, ни молит­ва к Нему. Если же гово­рить о под­лин­ном смыс­ле хри­сти­ан­ской сим­во­ли­ки и молит­вы, то крест­ное зна­ме­ние есть, преж­де все­го, сим­вол Кре­ста, на кото­ром Гос­подь был рас­пят за гре­хи все­го мира. И пото­му крест­ное зна­ме­ние при­об­ща­ет хри­сти­а­ни­на к побе­де Гос­по­да над диа­во­лом и наши­ми гре­ха­ми. Истин­ная же молит­ва есть лич­ное обра­ще­ние к Тому, Кто Сам личен. Хри­сти­ан­ская молит­ва есть пред­сто­я­ние пред Богом Живым, Кото­рый тебя видит и слы­шит, Кото­рый укреп­ля­ет и помо­га­ет. Молит­ва не может быть обра­ще­ни­ем к без­душ­ным пред­ме­там, ибо они не слы­шат и не в состо­я­нии духов­но помочь. Конеч­но, суще­ству­ют свя­тые пред­ме­ты, то есть освя­щен­ные бла­го­да­тью Божи­ей. Но когда батюш­ка, напри­мер, освя­ща­ет воду, то, осе­няя ее кре­стом, он обра­ща­ет­ся все-таки к Богу: «Ты, Гос­по­ди, при­и­ди и ныне наи­ти­ем Свя­та­го Тво­е­го Духа и освя­ти воду сию». Обра­ща­ясь в спе­ци­аль­ной молит­ве к живо­тво­ря­ще­му Кре­сту, мы обра­ща­ем­ся тем самым к рас­пя­то­му Гос­по­ду. Для хри­сти­а­ни­на молит­ва есть зла­тая связь с Богом, она – жизнь нашей души и сокро­вищ­ни­ца все­воз­мож­ных благ, пото­му что в ответ на горя­чую молит­ву Гос­подь наде­ля­ет хри­сти­а­ни­на Сво­и­ми милостями.

Вся­кий заго­вор соот­вет­ству­ет вооб­ще идее оккуль­тиз­ма, кол­дов­ства. В кол­дов­стве чело­век пыта­ет­ся удо­вле­тво­рить свои инди­ви­ду­аль­ные, корыст­ные жела­ния, не соиз­ме­ряя их со сво­им веч­ным спа­се­ни­ем. Он хочет сей­час и здесь добить­ся успе­ха, хоро­ше­го уро­жая, уда­чи в лич­ных делах, бла­го­склон­но­сти люби­мо­го чело­ве­ка, отмще­ния вра­гу и т.д., не заду­мы­ва­ясь, спа­си­те­лен ли сам спо­соб, согла­су­ет­ся ли пре­сле­ду­е­мая цель с волей Божи­ей. Это жела­ние достичь «сво­е­го» любы­ми сред­ства­ми, пусть даже с ущер­бом для сво­ей буду­щей уча­сти, – вот глав­ная идея вся­ко­го заго­во­ра или закли­на­ния. В молит­ве же чело­век, даже испра­ши­вая что-то очень важ­ное в смыс­ле зем­ном, все рав­но вве­ря­ет себя в руки Божии, пре­да­ет испол­не­ние про­си­мо­го Богу, исхо­дя из прин­ци­па: а будет ли про­си­мое полез­но, не поме­ша­ет ли оно духов­но­му пре­успе­я­нию чело­ве­ка, соот­вет­ству­ет ли оно воле Божией?

Если молит­ва есть прось­ба, обра­щен­ная к Богу, Пре­свя­той Бого­ро­ди­це или свя­тым, и, зна­чит, молит­ва пред­по­ла­га­ет доб­ро­воль­ность откли­ка, то про­из­но­ся­щий закли­на­ние не ждет ни от кого отве­та: само закли­на­ние счи­та­ет­ся име­ю­щим при­ну­ди­тель­ную силу к дости­же­нию жела­е­мо­го. Напри­мер, для при­вле­че­ния денег в совре­мен­ной магии реко­мен­ду­ет­ся вече­ром того дня, когда набра­лось 10 сэко­ном­лен­ных монет по 1 руб­лю, зажечь две све­чи, меж­ду ними поста­вить стек­лян­ный сосуд и, напол­няя его освя­щен­ной(!) водой, при­го­ва­ри­вать: «Пусть напол­нят­ся кар­ма­ны, день­ги пусть при­дут в мой дом так же ско­ро, как сосуд напол­няю я водой» (закли­на­ния часто про­из­но­сят­ся в риф­му). Затем берут моне­ты по одной и, бро­сая их в воду, чита­ют закли­на­ние по одной фра­зе на каж­дую моне­ту: «Желаю здо­ро­вья. Желаю успе­ха. Желаю сча­стья. Желаю богат­ства. Желаю золо­та. Желаю сереб­ра. Желаю изоби­лия. Желаю помо­щи. Желаю, что­бы день­ги при­шли в мою жизнь. Я желаю это­го, так тому и быть». Све­чи остав­ля­ют дого­рать, а утром окроп­ля­ют водой из сосу­да углы сво­е­го жилья и остав­шу­ю­ся воду выли­ва­ют на порог.

При­ве­ден­ный при­мер закли­на­ния ясно пока­зы­ва­ет, что в магии все осно­ва­но на прин­ци­пе «да будет воля моя», «да испол­нит­ся моя воля посред­ством закли­на­ний и маги­че­ских дей­ствий». В молит­ве же все осно­ва­но на прин­ци­пе, кото­рый выра­зил Хри­стос в Геф­си­ман­ском моле­нии: «Не Моя воля, но Твоя да будет» ( Лк. 22:42 ). В закли­на­нии маг верит в дости­же­ние жела­е­мо­го: «я выпол­нил риту­ал – и я полу­чу жела­е­мое». В молит­ве же хри­сти­а­нин верит Богу, Кото­рый может подать про­си­мое, если это полез­но душе просящего.

Итак, в маги­че­ских закли­на­ни­ях чело­век пыта­ет­ся мак­си­маль­но удо­вле­тво­рить себе, сво­им стра­стям и при­зем­лен­ным потреб­но­стям, а в молит­ве чело­век стре­мит­ся осу­ще­ствить в лич­ной жиз­ни то, что соот­вет­ству­ет Божи­е­му Про­мыс­лу. Про­мысл же Божий ищет в чело­ве­ке мак­си­маль­но­го рас­кры­тия добра и соот­вет­ствен­но доб­ро­го отно­ше­ния ко всем осталь­ным людям. Не зем­ной при­бы­ток или бес­пе­чаль­ная жизнь ста­вят­ся глав­ной целью в молит­ве. В кон­це кон­цов, даже не важ­но, подаст ли Гос­подь чело­ве­ку что-то зем­ное по его молит­ве – важ­ной явля­ет­ся сама молит­ва как обще­ние с Богом. Об этом хоро­шо писал пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник: «Дол­го пре­бы­вая в молит­ве и не видя пло­да, не гово­ри: я ниче­го не при­об­рел. Ибо самое пре­бы­ва­ние в молит­ве есть уже при­об­ре­те­ние; и какое бла­го выше сего – при­леп­лять­ся ко Гос­по­ду и пре­бы­вать непре­стан­но в соеди­не­нии с Ним».

Кро­ме того, в закли­на­ни­ях вооб­ще не важ­но, насколь­ко чисто серд­це чело­ве­ка, глав­ное – точ­но вос­про­из­во­дить маги­че­ские дей­ствия и внут­ренне настра­и­вать­ся на дости­же­ние жела­е­мо­го. В молит­ве же все зави­сит от того, что содер­жит­ся в серд­це моля­ще­го­ся, насколь­ко он вни­ма­тель­но, нерас­се­ян­но молит­ся. Поэто­му молит­ва пред­по­ла­га­ет нрав­ствен­ное уси­лие, пре­одо­ле­ние в себе гре­хов­ных дви­же­ний и той лено­сти, кото­рая пара­ли­зу­ет душу на ее пути к Богу. Свя­ти­тель Фео­фан Затвор­ник писал: «Рев­нуя о спа­се­нии, все вни­ма­ние долж­но обра­щать на устро­е­ние серд­ца или на впе­чат­ле­ние в нем истин­но хри­сти­ан­ских чувств и рас­по­ло­же­ний… Ибо чего нет в серд­це, того и на деле нет. Если нет веры в серд­це, то ее совсем нет, хотя бы кто писал­ся пра­во­слав­ным. Если нет воз­ды­ха­ний в серд­це, нет их и совсем, хотя бы кто воз­дух коле­бал или бил себя в пер­си. Если нет стра­ха Божия в серд­це, нет его и совсем, хотя бы кто видом казал­ся испол­нен­ным бла­го­го­ве­ния. Если нет чисто­ты и отре­шен­но­сти в серд­це, нет их и совсем, хотя бы кто чист был телом и ниче­го не имел из благ мира. Если не быва­ет чело­век серд­цем в хра­ме, нет его здесь и совсем, хотя бы он тут сто­ял телом. Так, все надо совер­шать серд­цем. Серд­цем любить, серд­цем сми­рять­ся, серд­цем к Богу при­бли­жать­ся, серд­цем про­щать, серд­цем сокру­шать­ся, серд­цем молить­ся, серд­цем бла­го­слов­лять и про­чее и про­чее… Ибо каков кто в серд­це, тако­вым зрит его Бог с высо­ты Сво­е­го пре­сто­ла и соот­вет­ствен­но тому при­ни­ма­ет его».

Все толь­ко что ска­зан­ное под­во­дит к объ­яс­не­нию, поче­му неко­то­рые оккуль­ти­сты исполь­зу­ют вполне цер­ков­ные молит­вы. Тек­сты-то упо­треб­ля­ют­ся цер­ков­ные, а идея про­из­не­се­ния их – оккульт­ная. Для само­го мага, даже если про­из­но­сит­ся молит­ва, она соб­ствен­но молит­вой уже не явля­ет­ся, а толь­ко закли­на­ни­ем, в кото­ром он вовсе и не обра­ща­ет­ся к Богу, так как счи­та­ет, что само про­из­не­се­ние затро­нет нуж­ные неви­ди­мые нити. Для оккуль­ти­ста молит­ва есть лишь маги­че­ская фор­му­ла, вид сло­вес­ной энер­гии, дей­ству­ю­щей в силу само­го про­из­не­се­ния. Не от Бога ожи­да­ет­ся ответ – маг не спо­со­бен бла­го­го­вей­но обра­тить­ся к Богу, – а эффект ожи­да­ет­ся от сло­вес­ной фор­му­лы самой по себе, от заклю­чен­ной в ней, по мне­нию мага, энер­гии. Посколь­ку же при бес­смыс­лен­ном повто­ре­нии слов молит­вы нет живо­го обра­ще­ния к Богу, это­го чело­ве­ка лег­ко иску­ша­ют демо­ны, кото­рые дают ему осо­бые чув­ства, эмо­ции и созда­ют види­мость эффек­та от оккульт­но­го упо­треб­ле­ния молитв.

В заклю­че­ние вспом­ним сло­ва свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста: «Будем искать спа­се­ния не каким-нибудь обра­зом и избав­ле­ния от бед­ствий не как бы то ни было, но от Бога. Гово­рю это к тем, кото­рые во вре­мя болез­ней упо­треб­ля­ют закли­на­ния и при­бе­га­ют к дру­гим чаро­дей­ствам для облег­че­ния болез­ни. Это зна­чит искать себе не спа­се­ния, а поги­бе­ли, пото­му что вели­чай­шее спа­се­ние есть то, кото­рое полу­ча­ет­ся от Бога».

Исполь­зо­ван­ная литература:

1. Шоло­хов М. Тихий Дон. М., 1975. Кн. 1. С. 55–56.

2. Иоанн Лествич­ник, пре­по­доб­ный. Лестви­ца. СПб., 1996. С. 239

3. Фео­фан Затвор­ник, свя­ти­тель. Внут­рен­няя жизнь: Избран­ные поуче­ния. М., 1998. С. 232–233.

4. Иоанн Зла­то­уст, свя­ти­тель. Бесе­да на пса­лом 9 // Иоанн Зла­то­уст, свя­ти­тель. Тво­ре­ния. Т. 5. Кн. 1. СПб., 1899. С. 122.

Каким бы материалистом ни был человек, в его душу заложена потребность веры во что-то, что превосходит физический мир. Кто-то верит в высший разум, кто-то в абстрактную силу Вселенной, кто-то еще во что-то (вплоть до карикатурных искусственно выдуманных религий). Кто-то обрел счастье познания Христа. Но очень часто всех этих людей объединяет еще одна общая вера — суеверия. Почему они столь сильны и так прижились в повседневной жизни человека?

Что такое суеверие

Суеверием принято называть безотчетную веру в некое внешнее, формальное действие или же в наличие у предмета каких-либо магических, сверхъестественных сил или способностей. Уже из этимологии слова «суеверие» понятно, что речь идет о «суетной вере».


Большое распространение суеверий связано с тем, что человек не может совсем ни во что не верить. Как бы ни старались уверить нас заядлые материалисты, что нет ничего, превосходящего физический мир — но социологические опросы свидетельствуют, что примерно половина населения России верит в те или иные приметы и суеверия.


На самом деле, отвергая все суеверия и приметы, человек обретает большую свободу. Он больше не зависит от мелких формальных действий, ему не нужно тратить силы своего ума и внимание на то, чтобы не нарушить какую-то примету. Человек может возвысить свой ум к Богу, заняться молитвой, построением личных духовных отношений с Господом.

К счастью, многие обладатели домашних питомцев черного цвета с уверенностью убеждают нас в том, что их кошки не приносят ничего, кроме тепла и радости в дом.

  • Пустое ведро. Плохой приметой считается, если вам перешли дорогу с пустым ведром на перевес. Объясняется это тем, что раз ведро не заполнено — в него «складывается» вся ваша удача и успешность сегодняшнего дня.

Абсурдность такой веры даже объяснить трудно — в ведро можно сложить помидоры или налить воды, но на постороннего человека повлиять пустое ведро никак не может.

  • Разбитое зеркало. Суеверного человека осколки зеркала на полу могут повергнуть в настоящий мистический ужас. Считается, что разбить зеркало — это очень дурной знак, который вещает чуть ли не смерть. Связано это с верой в то, что зеркало не только отражает внешность человека, но и задерживает частичку его души. Поэтому считается опасным смотреться в древние зеркала — там могут оставаться души умерших хозяев. Отсюда же пошла практика закрывать тканью зеркала в доме, где находится покойник перед похоронами — чтоб его душа не «застряла» в зеркале.

Для православного человека совершенно очевидно, что душа ну никак не может находиться в стекле. После смерти душа идет к Богу, в Вечность, и вместо того, чтобы тратить свои силы и время на завешивание зеркал в доме, гораздо лучше встать и помолиться об упокоении близкого человека.

  • О запрете входить в ворота. Наверное, одно из самых смешных на практике суеверий. Всем знакома картина: в храме после службы стоит очередь людей, которые по отному проходят в тесную узкую калиточку, в то время как рядом распахнуты широкие въездные ворота, в которые никто не идет. Почему так? Если спросить «старожил», они вам авторитетно объяснят, что через ворота завозят покойников, поэтому ходить там нельзя ни в коем случае.

К сожалению, тогда ходить нельзя вообще нигде. Потому что покойников возят и по улицам, и по дорогам. Более того — в подъезды тоже заходить не стоит, ведь и туда их заносят. Про храмы и говорить не приходится, ведь зачастую покойников там могут оставлять и на ночь. Почему же примета касается исключительно открытых ворот? Вопрос риторический.

  • О запрете проходить под лестницей. В чем-то схожее суеверие с воротами, только под лестницей нельзя проходить по причине того, что лестница со стеной и землей образует треугольник, который якобы каким-то образом соотносится со Святой Троицей. Проходя под лестницей, человек разрушает Троицу и тем самым обижает Бога.

У этого суеверия хотя бы есть какая-то практическая польза — под лестницей действительно иногда ходить опасно, ведь она может упасть. Для православного человека вопрос техники безопасности — это единственная возможная причина обойти лестницу стороной. Нельзя в каждом треугольнике видеть Святую Троицу, это формализм и излишняя погоня за внешним.

    О рассыпанной соли. Беда всех хозяек — рассыпанная соль на столе. Что с ней только не делают, чтобы отвести беду — и чертят на ней кресты (что вообще можно рассматривать как кощунство), и посыпают сверху сахаром (чтоб «подсластить» удачу), и много еще действий можно придумать.

Поверье, что рассыпанная соль притягивает беду идет с тех времен, когда соль была дорогой, и рассыпать ее было жалко. Позже досада о порче продукта трансформировалась в суеверие о бедах.

  • Узелки и амулеты «на удачу». Многие люди верят, что если они будут носить на себе определенные вещи (например, красные нитки на запястье, булавки под одеждой, перышки или узелочки на шее), то это убережет их от сглазов и принесет удачу.

Истоков у таких поверий много и они все перепутаны. Действительно, существуют оккультные амулеты (например, пентаграммы, перевернутые кресты), которые используются для привлечения демонических сил. Такие вещи носить на себе не только бесполезно в плане защиты от сглаза, но, напротив — опасно. Одев на себя подобную вещь, человек сам добровольно впускает в свою жизнь темные силы.

Всякие булавки и узелочки более безобидны — они не несут в себе особого мистического смысла. Однако не стоит забывать, что одевая на себя подобные вещи, человек забывает о Боге и считает, что его защитой становится какой-то предмет. В жизни же православного христианина есть только один Заступник — Господь Наш Иисус Христос.

  • Нельзя показывать на себе болезни или больные места. Эту примету можно понять — никто не хочет болеть, особенно если речь идет о тяжелых заболеваниях. Поэтому и выливается страх за свое здоровье в примету, что если показать на себе больное место, то обязательно заболеешь.

Однако мы должны помнить, что Господь никогда не допускает болезнь просто так. Каждый человек, который столкнулся с проблемами здоровья, может вынести для себя большую духовную пользу из этого. В Евангелии сказано, что даже волос не упадет с головы человеческой без воли на то Господа, так почему же мы верим, что простое указание на свое тело может привести к болезни?

  • Нельзя возвращаться домой после выхода. Считается, что если человек собрался и вышел из дому по своим делам, то ему не нужно больше возвращаться назад, даже если он что-то забыл. Из этого суеверия можно извлечь чисто практическую пользу и смысл — собираться нужно внимательнее, тогда не придется тратить время на возвращение за забытыми вещами. Ведь, действительно, опоздав на важную встречу из-за необходимости вернуться домой, можно получить серьезные неприятности в жизни. Но причина в этом будет вовсе не мистическая.

Забивая себе голову этими и подобными суевериями, человек постепенно уходит от Бога. Нельзя одновременно верить в силу каких-то предметов, вещей или действий и в силу Божью. Это вещи взаимоисключающие.

Важно! Задача православного христианина — истреблять в своей душе все существующие суеверия, часто насажденные нам родителями с самого детства, а также не допускать появления новых. Только вера в Господа Иисуса Христа может дать мир и покой человеческой душе, а также защитить от любых козней злых сил.

Уже название «церковные суеверия» противоречит само себе — Церковь есть Дом Господа, как же в нем могут жить суеверия, которые являются грехом? Конечно же, Церковь не учит православных людей верить в приметы и пустые правила. Эту глупую веру привносят в храмы сами люди. Кто-то делает это по неведению, кто-то по традиции, кто-то следует моде. Но факт остается фактом — и церковные службы, и моления, и правила поведения в храме обрастают большим количеством пустых формальных суеверий. Как отличить их от канонов православия?

Откуда берутся суеверия

Человек, вне зависимости от вероисповедания, все равно остается существом духовным. Стремление верить во что-либо заложено в самой природе, и невозможно этому противостоять. Но в случае, когда человек не открыл для себя истинного Бога или по каким-то причинам отошел от него, потребность в вере начинает претворяться в синтезирование собственных «религий».


Этот процесс может быть как индивидуальным (когда человек сам для себя заменяет настоящую веру на некий суррогат), так и массовым (когда идеология всего общества антирелигиозна, что наблюдалось в Советском Союзе). И в том, и в другом случае человеку негде реализовывать духовные потребности собственной души, и тогда на помощь приходят суеверия.

Иногда может быть очень приятно узнать, что в сегодняшних проблемах виноват не сам человек, а, например, пятница тринадцатого числа. Это очень удобно — можно переложить ответственность за свою жизнь на некие внешние, формальные причины.

В стенах храма суеверия рождаются от недостаточной глубины христианства. Человек вроде бы как уже пришел в Церковь, открыл для себя существование Бога, но еще не знает, что с этим делать дальше. И вместо углубления в собственную внутреннюю духовную жизнь, начинается углубление во внешние правила и предписания.


В православии же все наполнено глубоким духовным смыслом. Каждое священнодействие в богослужении, каждое слово в молитве, даже церковная утварь — все имеет значение, которое можно объяснить с точки зрения богословия. К сожалению, большинство современных христиан очень плохо знают свою веру, поэтому не понимают сути происходящего в храме. Это непонимание и дает богатую почву для появления огромного количества церковных суеверий.


Иногда можно увидеть, что свечка становится чуть ли не главным атрибутом веры человека. Многие люди приходят на службу, ставят много свечей перед разными иконами и уходят, совершенно не поучаствовав в Литургии. Создается впечатление, что главное в храме — правильно расставить свечи. Иногда можно услышать, что существует даже правильный порядок этого действа — обходить храм надо по часовой стрелке, или же по особой схеме расположения икон. Вот это и есть та самая концентрация на внешнем действии, которая отрывает человека от внутренней духовной жизни.

Нельзя проходить через церковные ворота

Как часто можно наблюдать картину, когда после большого праздника к узкой церковной калитке стоит очередь в несколько сот метров, хотя рядом распахнуты большие въездные ворота. Но люди в них не идут, поскольку через ворота завозят или заносят в храм покойников.

Примета совершенно абсурдная — покойников заносят не только в ворота, но и в двери храма. А перед этим их выносят через двери квартиры и подъезда. Почему же тогда всеми остальными дверями человек продолжает спокойно пользоваться, а именно церковные ворота попали под исключение? Судя по всему, ответа на этот вопрос не существует.

Деление икон на «сильные» и «не сильные»

Служащие храма и церковнослужители часто слышат такой вопрос: «Какой сильной иконе помолиться, чтобы сбылось то или это?». Люди, спрашивающие такое, совершенно не понимают ни сути молитвы, ни сути православной веры в целом.

Молитва не есть заклинание, исполняющее желание. Все вот эти популярные ныне «молитвы на удачу, успех и исполнение желаний» есть не что иное, как завуалированное под христианство язычество. Не существует ни одного православного текста, чтение которого может исполнить желание.

Чудотворения по молитвам перед некоторыми иконами исходят не от самого образа, а от Господа Бога. «Сила» иконы зависит вовсе не от нее самой, а от той веры, с которым человек припадает к образу. Это подтверждает и тот факт, что после молитв у чудотворных икон исцеляются далеко не все больные.

Суеверия, связанные с погребением

Пожалуй, похороны — самая плодородная почва для развития примет. Волей-неволей, каждый человек испытывает безотчетный страх перед всем, что связано со смертью. И, несмотря на то что для православного христианина смерть является только лишь переходом, но не концом всего, многие боятся покойников, похорон и всего с этим связанного. И зачастую люди спасаются от этого страха исполнением внешних формальных обрядов.


Так, считается, что пока в доме покойник, нужно плотно завесить все зеркала и другие зеркальные поверхности. Дескать, иначе душа умершего «застрянет» в зеркале и будет мучиться, что не улетела на небо. Конечно же, человеческая душа после смерти никак не может остаться в зеркале или каком-либо другом физическом предмете. Она уходит к Господу, в ожидании своей вечной участи.

Однако традиция завешивать зеркала имеет и благочестивые корни. Раньше над покойным было принято неотрывно читать Псалтирь, к заупокойной молитве присоединялись многие члены семьи. И для того, чтобы зеркала, мелкие предметы домашней утвари и прочие детали не отвлекали внимание от молитвы, их могли накрывать тканью. Сейчас редко какие семьи самостоятельно читают дома Псалтирь по умершему, но традиция завешивать зеркала укоренилась очень крепко.

К другим похоронным традициям относят:

  • гроб ставят на две табуретки, а когда его выносят — надо быстро эти табуретки перевернуть вверх ножками, чтобы уберечь семью от еще одного покойника. Правда, кое-где встречается другая интерпретация — кто первый сел на табуретку, с которой сняли гроб, у того «умрут» все грехи;
  • в гроб вместе с умершим нужно положить его личные вещи — очки, часы, палочку и т.д. Чтоб ему на «том свете» было чем пользоваться; можно только «светлыми», прозрачными напитками (водка, белое вино). если поминать темными, то покойник лишается света. Следует заметить, что православная церковь в принципе отрицательно относится к поминанию умерших алкоголем. Согласно канонам, поминание — это молитва и милостыня;
  • вещи, которые как-то соприкасались с телом умершего, наделяются магическими свойствами. Вода, которой омывалось тело, веревки для фиксации ног и другие предметы входят в набор артефактов большинства магов и колдунов;

Суеверия, связанные с Таинством Крещения

Крещенный человек получает для своей души большую Божью благодать, которая сохраняется всю жизнь, если жить по-христиански. Но к сожалению, во время совершения самого Таинства Крещения, внимание крестных и родственников может быть занято не молитвой за крещаемого, а совсем иными вещами.

Так, считается, что нужно внимательно следить за шариком воска, в который закатали обрезки волос крещаемого. Если его бросили в купель и он утонул — это недобрый знак, который предвещает болезни или даже скорую смерть. Однако любому образованному человеку будет ясно — утонет или будет плавать шарик воска, зависит от законов физики. Температура воды, состав воска, размеры шарика — вот что определяет его участь в купели. Еще одним очень плохим знаком считается, если кто-либо из участников Таинства уронил крестик.


На сегодняшний день этот вопрос регулируется документом нашей церкви «О церковном браке». В нем четко и ясно прописано, что нет канонических препятствий для брака между крестными одного ребенка, так как по сути своей, в чинопоследовании Крещения ребенку дается только один крестный (мужчина для мальчика и женщина для девочки). Брать в крестные пару — это скорее традиция, она не противоречит канонам православия. Но все же никакого духовного родства между крестным и крестной нет, поэтому им смело можно вступать в брак и венчаться.

Поверья о Причастии

Не обошли стороной человеческие выдумки и Святая Святых — Причастия. Принятие Святых Христовых Таин — это основа каждого богослужения, его самая главная часть. Припадая к Чаше, человек впускает в себя самого настоящего Живого Бога — как и было заповедано в Евангелии словами «Ядый мою плоть и пияй мою кровь во мне пребывает и аз в нем».

Как же кощунственно при этом выглядят желания человека причаститься ради поднятия гемоглобина, иммунитета или «от сглаза». Также к суевериям относится желание непременно приступить к Чаше первому — дескать, в первой ложке больше всего благодати.

Венчание и суеверия

Как и большинство других священнодействий, выдумывание суеверий не обошло и венчание. Самый распространенный страх — ни в коем случае не уронить обручальное кольцо, ведь это однозначный знак, что семья разведется. Также «опасно», если потухнет зажженная свеча — также потухнет и супружеская любовь.

Когда молодых просят ступить на венчальный рушник, начинается целое спортивное соревнование: невеста в длинном платье и туфлях на высоких каблуках торопится наступить первой на ткань. Еще бы — это ведь пророчит ей главенство в семье! Только почему-то никто в этот момент не вспоминает, что в христианской традиции главой семьи является муж, а жена — это его помощница.

Ну и, конечно же, многие идут в храм венчаться, наивно полагая, что сам факт венчания убережет их семью от ссор или развода.

Во время венчания на супругов испрошается благодать на построение крепкой христианской семьи, на рождение детей. Но ни в коем случае венчание не является оберегом или амулетом на счастье в семейной жизни. Супругам дается великая духовная помощь, но она работает только тогда, когда муж и жена сами прилагают усилия для того, чтобы их брак соответствовал христианскому учению.

Это далеко не полный перечень всех церковных поверий, примет и обычаев. Они могут отличаться не только в разных регионах, но даже на каждом отдельно взятом приходе обязательно найдутся свои приметы.

Важно! Верующему человеку надо стараться как можно глубже вникать в православие, тогда ему будет проще отделить суеверие от канонических правил.

Читайте также: