Малые фольклорные жанры считалки прибаутки конспект урока

Обновлено: 19.04.2024

Тема: Потешки и прибаутки - малые жанры устного народного творчества.

Цель: познакомить учащихся с малыми жанрами устного народного творчества: потешками, прибаутками; учить различать жанры; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; развивать интерес к чтению.

I . Организационный момент.

А) Проверка готовности к уроку.

Сейчас у нас урок литературного чтения!

Посмотри внимательно все ли готовы к уроку.

Поднимите руку, кто готов к уроку.

Б) Эмоциональный настрой.

День сегодня расчудесный

И урок наш интересный.

Потому что на уроке собрались ученики.

Эти дети не простые

А учёные большие.

Им открыть большую дверцу на уроке предстоит.

В мир чудеснейших познаний

В мир открытий, испытаний

Всех нас манит, как магнит.

Я желаю вам успеха и удачи на пути,

Знания новые найти!

ІІ . Актуализация опорных знаний.

1.Речевая разминка.

-С чего всегда начинаем урок литературного чтения?

( с речевой разминки)

Тёплая весна сейчас, Любит в речке посидеть.

Виноград созрел у нас. А зимой среди ветвей

Конь рогатый на лугу «Га-га-га!» - пел соловей.

Летом прыгает в снегу. Быстро дайте мне ответ:

Поздней осенью медведь Это правда или нет?

2. Работа над скороговоркой

Хоть куда у хрюшек хор!

В нём Хавронья – дирижёр.

А в хорошую погоду

Хрюшки водят хороводы.

3. Беседа

-Какой раздел мы начали изучать?

- С какими произведениями мы будем знакомиться в этом разделе? (пословицы, поговорки, загадки, игры, потешки, небылицы)

-Что сейчас произнесли? (скороговорку)

-Для чего нужны скороговорки?( Они помогают научиться чётко произносить все звуки)

- Все эти произведения живут в огромной литературной стране.

Как она называется?( Устное народное творчество)

На доске: Устное народное творчество.

-Как вы понимаете слово устное?(передаваемое из уст в уста, т.е. без записи текста. Один человек рассказывал другому: отец-сыну, бабушка-внучке и т.д. А так как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в него, потому что рассказывал так, как запомнил, своими словами.)

- Что означают слова творчество и народное? ( Творчество от слова творить, т.е. создавать; Народное, значит, что создал народ, а не кто-то один)

-Как они дошли до наших дней? (Их передавали из поколения в поколение.)

- На прошлом уроке мы знакомились с русскими народными песнями.

- Сегодня нас ждет знакомство с новыми видами устного народного творчества.

- Попробуйте сформулировать задачу урока по алгоритму, написанному на доске.

3. Будем учиться: …

III. Работа по теме урока.

1. Знакомство с потешками

-Какие ещё произведения можем отнести к устному народному творчеству?

(Загадки, поговорки, колыбельные песни, считалочки, потешки, прибаутки)

-Как вы думаете, зачем их создавали? ( Чтобы развлекать маленьких детей, использовать в народных играх)

Потешка -жанр устного народного творчества. Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе со взрослым.

Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения.

2. Чтение потешек (с. 20)

- Какие слова помогают тебе представить петушка? Какой он?

-Найдите и прочитайте слова, которые звучат напевно. Похоже ли второе произведение на сказку?

3. Чтение потешек на слайде

1. Божья коровка,

Принеси нам хлеба,

Чёрного и белого,

Только не горелого.

2. Козонька рогатая,

Убежала за плетень,

Проплясала целый день.

Вывод: потешки – стихи для детей, для того, чтобы их развеселить, распотешить.

Физминутку

Хомка-хомка хомячок
Полосатенький бочок

Хомка рано встает
Щечки моет, глазки трет
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз два три четыре пять
Хомка сильным хочет стать

4. Знакомство с прибаутками

Прибаутка – маленькое напевное стихотворение, имеющее яркий положительный сюжет. Очень короткий стихотворный рассказ, понятный ребёнку. В прибаутке часто используется звуковые образы. Например, изображая звук колокольчика, мама говорит: «Тили- бом, тили-бом, загорелся кошкин дома…». Изображая медведя, произносит: «Топ-топ-топ, идет мишка во лесок, несет мишка туесок…»

5. Чтение прибауток (с. 21)

-Разыграйте с другом прибаутку.

6. Чтение прибауток на слайде

Вывод: прибаутки - маленькое напевное стихотворение, имеющее яркий положительный сюжет.

Материал может быть использован при проведении уроков по родной литературе, при подготовке к олимпиаде или на внеклассных занятиях.

ВложениеРазмер
zanyatie_schitalki_draznilki_konspekt.doc 70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Малые фольклорные жанры.

Вспоминаем то, что знаем.

– Что такое фольклор ?

(Устное народное творчество, в переводе с английского обозначает «народная мудрость»)

– С какими малыми фольклорными жанрами вы уже знакомы?

(заклички, приговорки, пестушки, потешки, прибаутки, небылицы)

Открытие новых знаний.

– Во все времена дети играли. А в играх часто нужно выбирать водящего или делиться на две команды. Как это сделать, чтобы никому не было обидно? (нужно посчитаться)

– Верно, на помощь приходят считалки. Какие считалки вы знаете? (ответы детей)

– Считалки — это тоже жанр устного народного творчества.

Считалками принято называть короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для распределения ролей и очередности в игре.

Главная особенность считалки – чёткий ритм, возможность кричать раздельно все слова.

– Считалки возникли в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то все-таки надо было. Вот тут-то и придумали способ распределения работы – считалку.

Над горою солнце встало

С неба яблоко упало,

По лазоревым лугам

Покатилось прямо к нам!

В речку с мостика свалилось,

Кто увидел – не дремли,

Поскорей его лови!

Кто поймал, тот молодец,

Ведь считалочке конец!

– Считалки бывают разных видов: заумные, числовки, заменки.

В заумных считалках повторяются бессмысленные звукосочетания. Например:

  1. Эгэдэ пэгэдэ
    Цугэдэ мэ.
    Абэн фабэн
    Домэнэ,
    Икэ пикэ
    Грамэникэ,
    Дон зон,
    Заяц вон!
  2. Ази, двази,
    Тризи, ризи,
    Пята, лата,
    Шуби, руби,
    Дуби, крест.

– В этих самых древних считалках отражены верования древних людей. Раньше считалось, что считать нельзя – нельзя считать гостей, добычу, предметы. Почему нельзя считать вслух? Чтобы духи леса, озера не рассердились на охотника. Существовал прямой запрет на пересчет добычи.

А считать нужно было. Вот и считали такими зашифрованными словами: «ази» или «одинцы» – это один, «двази» — это два. И так до десяти. Десять в заумной считалке – это «крест».

Крест не случаен. В давние времена при счете после каждой десятки делалась зарубка на особой дощечке. Наверное, вы слышали выражение «заруби себе на носу»? Оно оттуда и произошло.

Поэтому заумные считалки – это древний шифр, который благодаря детским играм дошел до нас.

– Это считалки с числами. Например:

  1. Раз, два, три, четыре, пять,
    Вышел зайчик погулять.
    Вдруг охотник выбегает,
    Прямо в зайчика стреляет.
    Пиф! Паф! Не попал!
    Серый зайчик ускакал!
  2. Раз, два – голова,
    Три, четыре – платье шили,
    Пять, шесть – хлеб-соль есть,
    Семь, восемь – сено косим,
    Девять, десять - муку весить.

– В считалках-заменках последняя строчка – это выход игрока из круга. Это самые обычные известные всем нам считалки.

Жили гномы-старики.
У них колокол висит,
Позолоченный звенит:
Диги-диги-диги-дон!
Выходи скорее вон!

  1. Черепаха хвост поджала
    И за зайцем побежала.
    Оказалась впереди –
    Кто не верит – выходи.

– В считалках-заменках возможно повторение одного слова в начале каждой строки. Напимер:

Цынцы-брынцы балалайка,
Цынцы-брынцы заиграй-ка.
Цынцы-брынцы не хочу,
Цынцы-брынцы спать хочу.

– Очень тесно связаны со считалками детские дразнилки. К сожалению, человеку свойственны и огорчение, и неприязнь, и злость. Вот дразнилки и использовались для выхода этих эмоций. Народная дразнилка предназначена для того, чтобы поставить обидчика на место.

Дразнилки — это короткие насмешливые стишки для высмеивания недостатков человека или для защиты от обидчика.

Ябеда – корябеда,
Солёный огурец.
На полу валяется,
Никто его не ест.

– Определите, какие качества характера высмеиваются в следующих дразнилках:

– Эти дразнилки воспитывают, учат быть щедрыми, честными, справедливыми и добрыми, смелыми.

– Иногда дразнилки просто привязаны к имени – они возникают как прибавление к имени ребенка рифмованного слова: Антошка-картошка, Светка-пипетка.

При этом дразнилка чаще всего не является характеристикой человека, ему просто приписывают такое поведение, которое не поощряется в обществе.

Дразнилка – это мир небылицы и фантазии, в них кроется нелепица, перевертыш. Ребенку приписывают несуразные черты внешности:

Анна – балана,
Голова оловянна.
Нос крючком,
Ротик ящичком.

или нелепые поступки:

  1. Лёнчик – пончик,
    Съел батончик,
    Поросенка и быка,
    Выпил кринку молока,
    Еще клеть поел хлебов,
    Три корзины пирогов.
  2. Валя, Валя, простота,
    Кислая капуста!
    Съела мышку без хвоста
    И сказала: «Вкусно!»


– Нужно уметь с юмором воспринять дразнилку, ответить на нее достойно – улыбкой или другой более смешной и ёмкой рифмой или дразнилкой, не обидеться. Это своеобразная «школа жизни», умение ответить на «удар».

Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, считалки, небылицы-перевертыши. Вариативная природа фольклора

ВложениеРазмер
malye_zhanry_folklora.doc 61 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, считалки, небылицы-перевертыши. Вариативная природа фольклора

I. Проверка домашнего задания
В начале урока один ученик может на доске написать план вступительной статьи учебника, а другой ученик перескажет обращение к читателям.

Вариант плана
1. Значение книги для человека в прошлом и в настоящем.
2. Деятельность первопечатника Ивана Федорова.
3. Доверительный разговор между читателем и писателем.
4. Важность правильного выбора книги.
5. Роль создателей книги и читателя.
6. Творческое чтение художественной литературы.
7. Творческий читатель — это «перечитыватель».
Еще один ученик может написать на доске найденные им пословицы об учении. После проверки плана и пересказа вступительной статьи учебника прочитаем эти пословицы, обсудим их, спросим, какие еще пословицы нашли другие ученики. Можно дополнить ответ ученика следующими пословицами.

ПОСЛОВИЦЫ ОБ УЧЕНИИ

Ученье — красота, неученье — простота.

Чему учился, тому и пригодился.

Наука — верней золотой поруки.

От умного научишься, от глупого разучишься.

Ученье лучше богатства.

Ничего не смыслить — век киснуть.

II. Фольклор — коллективное устное народное творчество
Эвристическая беседа
Сегодня мы проведем первый урок из нескольких уроков, посвященных фольклору. В начальной школе ученики уже не раз обращались к фольклору, поэтому спросим их:
— Как вы понимаете, что такое устное народное творчество ? Что такое фольклор ?
Фольклор (в первом значении) — народное творчество. Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор.
Второе значение слова фольклор — совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта.
В народной культуре обычно слова связаны с музыкой, а музыка влечет за собой движение. Мы будем изучать словесный фольклор , но запомним, что он всегда мелодичен, часто сопровождается движениями (работой, например прядением пряжи) или танцами.
— Почему мы называем фольклор коллективным творчеством ?
— Как передаются произведения фольклора новым поколениям людей?
Прочитаем первый абзац статьи учебника «Устное народное творчество» по В. Аникину (с. 7) . Запишем в тетради:

Слово «фольклор» переводится как народная мудрость, знание.

III. Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, считалки, небылицы-перевертыши. Вариативная природа фольклора
В зависимости от того, по какой программе учились школьники в начальной школе, материал урока может быть повторением, а может быть во многом новым для учеников. В любом случае урок станет обобщением их личного жизненного опыта, на который и будет опираться учитель в своей работе.
Дети легко поймут, что малые жанры фольклора — это небольшие по размеру фольклорные произведения.
В некоторых работах употребляется термин детский фольклор . Часто путают фольклор детей и фольклор для детей, поэтому предлагаем этот термин не употреблять.
Дальнейшую работу можно построить так: читать по абзацу статью учебника, после каждого абзаца записывать в тетради сформулированные детьми с помощью учителя определения жанров фольклора, приведенных в учебнике, приводить примеры и обращаться к личному опыту детей, которые вспомнят произведения тех жанров, которые названы в статье.
Колыбельная песня — песня, которой убаюкивают ребенка. В ней мать часто пела о том, как ей представляется будущее младенца. Это будущее обязательно заполнено трудом — в поле, в лесу, в доме 3 :

Спи, посыпай,
Боронить поспевай.
Мы те шапочку купим,
Зипун сошьем,
Зипун сошьем,
Боронить сошлем
В чистые поля,
В зеленые луга.

Даже тяжкая летняя страда называется «веселой»:

Будем рано разбужать,
На работку посылать,
На работу на таку
Да на веселую страду.

В колыбельных песнях матери часто обещали ребенку счастье и богатство.
Матери всегда переживают за здоровье своего ребенка, поэтому часто в песнях обращались к существу, невидимому и могущественному, которое называли Дремой или Сном. Иногда в песнях Сон и Дрема — это двойники, которые спорят, кто лучше усыпит ребенка, даст ему здоровый сон:

Сон-то говорит:
— Я найду, усыплю.

Дрема-то говорит:
— Я найду, усыплю.

— Помните ли вы колыбельные песни, в которых матери поют про Сон и Дрему?

Сон ходит по лавке,
Дремота по избе,

Сон-то говорит:
— Я спать хочу!

Дремота говорит:
— Я дремати хочу!

По полу, по лавочкам
Похаживают,

Ванюшке в зыбочку
Заглядывают,

Заглядывают —
Спать укладывают.

Целый цикл колыбельных связан с житьем-бытьем домашнего кота.
— Вспомните колыбельные про котика-кота.

Уж ты, котичка-коток,
Котик — серенький лобок,
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать;
Я тебе ли, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин я молока
Да кусочек пирога.
Уж ты ешь, не кроши,
Больше, серый, не проси.

Пение матери зависело от покачивания колыбели, от ее ритмического движения, поэтому в колыбельной очень важен ритм .
— Какой самый частый припев в колыбельных песнях? Как он помогает сохранять ритм?

Баю, баю, баиньки.

Пестушка — короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают движения ребенка, действия, в которых участвует ребенок в первые месяцы жизни. Например, когда дитя проснется, его гладят по животику, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки!
Роток — говорунюшки,
Руки — хватунюшки,
Ноги — ходунюшки.

Когда дитя после купания окачивают водой, говорят:

Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С тебя худоба.
Вода — книзу,
А дитя — кверху.

Когда ребенок начинает учиться ходить, приговаривают:

Ножки, ножки,
Бегите по дорожке,
Нарвите горошку.

Потешка — песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка. Потешки сопровождают рост и развитие детей. Самые известные из них — «Коза рогатая», «Ладушки», «Сорока».
Предложим ребятам вспомнить известные им пестушки и потешки. Здесь учитель, выслушав от детей несколько различных вариантов «Ладушек», может объяснить, что произведения фольклора могут иметь много различных вариантов.

— Ладушки, ладушки!
Где были? — У бабушки.
— Что ели? — Кашку.
— Что пили? — Бражку.
— Кого били? — Машку.
— За что про что?
— Не ешь нашу кашку,
Не пей нашу бражку!
Кашка сладенька,
Бражка пьяненька,
Бабушка добренька.
Попили, поели, —
Шу-у-у — полетели,
На головушку сели.

Прибаутка — стихотворение, похожее на короткую сказочку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку. Прибаутки — это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой. Прибаутки знают все дети.

Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.

Чика, чики, чикалочки!
Едет Костя на палочке,
Люба на тележке —
Щелкает орешки.
Орешки каленые,
Милому дареные,
По целковому рублю:
А я милого люблю.

А барашеньки
Крутороженьки
По горам ходят,
По лугам бродят,
В дудочку играют —
Васю потешают.
А сороки-белобоки
Стали примечати,
А совища из лесища
Глазами-то — хлоп, хлоп!
А козлище из хлевища
Ногами-то — топ, топ!

Закличка — короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла. Когда закликали весну, кричали:

— Весна красна! На чем пришла?
— На сошечке, на бороночке!
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку!

Часто обращались к дождю, солнцу, радуге, птицам. Если долго не было дождя, кричали:

Иди, дождик, дождичек,
Пробуравь землицу,
Дай нам водицу!

Если при этом на небе появлялась радуга, то считалось, что просьба услышана.
Приговорка — коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например обращаясь к живым существам — улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным. От воды, залившейся в уши, избавляются, прыгая и произнося приговорку. Во время купанья ныряют на последних словах приговорки. С помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить.

Улитка, улитка,
Высуни рога:
Дам тебе пирога.

Божья коровка,
Черная головка,
Полети за море!
Там тепленько,
Здесь холодненько.

Мышка, мышка,
На тебе зуб костяной,
А мне дай стальной.

Считалка — короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит. Бывают считалки-числовки, считалки-заменки и заумные считалки.

Первой, другой,
Три, четыре —
Прицепили;
Пять, шесть —
Бьем шерсть;
Семь, восемь —
Сено возим.

Раз, два, три, четыре, пять —
Собралась ведьма умирать;
Черти-то звонят,
Ведьмушку хоронят.

Плыла пена
Из-за морья.
Стали пену белу
Колотити
Да и спрашивати:
— Кто возьмени?
Кто возьмени?

Шишел-мышел
Сам пошел,
На боярский двор зашел;
Там бояре живут,
Красны шапки шьют.
Шапка упала,
Татарка подняла,
Поп Матвей
Побежал за ней.

Чирики, микирики,
По кусту, по насту,
По слову кабасту,
Жучик, рючик,
Хруп, дуб,
Иванов зуб.

Скороговорка — это стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова.

Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей;
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.

Был баран белорыл,
Всех баранов перебелорылил.

У нас на дворе-подворье
Погода размокропогодилась.

Стоит поп на копне,
Колпак на попе,
Копна — под попом,
Поп — под колпаком.

Добры бобры
Идут в боры.

Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали:
Ха! ха! ха! ха! ха!

Наш чеботарь —
Всем чеботарям чеботарь,
Никому нашего чеботаря
Не перечеботарить.

От топота копыт
Пыль по полю летит.

Загадка — выражение, которое нуждается в разгадке. Придумывать загадки — значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах. Находить отгадки — значит по признакам, действиям и подобию определять предмет или явление.
Роль загадок и прибауток одновременно играли небылицы-перевертыши , например:

Лыко мужиком подпоясано.

Ехала деревня середь мужика.
Глядь — из-под собаки лают ворота,
Ворота-то пестры, собака-то нова.
Мужик схватил собаку и давай бить палку.
Собака амбар-то поджала и в хвост убежала.
Изба пришла в мужика,
Глядь — там квашня бабу месит.

Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.

Чеса заголовалась.
Заплетык языкается.

Боже, Боже,
Дай мне коже,
Я сошью себе сапоже.
Без сапоже
Мне негоже,
Може ноже обмороже.

Дети знают достаточно считалок, скороговорок и загадок и расскажут их на уроке. Скороговорки особенно важны сейчас, в начале учебного года, когда артикуляция у детей недостаточно четкая. Целесообразно будет в течение некоторого времени каждый урок начинать с записывания и разучивания новой скороговорки. Такая работа существенно улучшает технику чтения у учащихся, развивает память и чувство юмора, учит правильно интонировать, используя возможности своего голоса.

Сделаем выводы
Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. С древних времен люди хранили и передавали народную мудрость в кратких и выразительных пословицах и поговорках. Старинные колыбельные песни наполнены материнской любовью. С маленьким ребенком общались с помощью пестушек и потешек: его развлекали и учили одновременно. Затем малыш учился закличкам и приговоркам. Чтобы ребенок различал предметы по признакам или действиям, ему загадывали загадки. Загадки испытывают сообразительность человека. Чтобы ребенок хорошо и чисто говорил, с ним разучивали скороговорки (которые иначе называли чистоговорками ). В играх дети использовали веселые считалки.
Устное народное творчество существовало уже тогда, когда не была еще изобретена письменность. Сказки, загадки, пословицы и другие произведения фольклора передавались из уст в уста. Запоминали их со слуха. Когда появились книги, произведения устного народного творчества продолжали жить в народе. Когда человек что-то запоминает со слуха, то, рассказывая другим, он может немного изменить первоначальный вариант, добавить что-то свое. Поэтому в разных частях нашей страны одни и те же народные песни, пословицы, потешки и считалки исполняются немного по-разному.

Домашнее задание
Выполнить письменно задание рубрики «Обогащаем устную речь» (с. 8 учебника) .
На отдельном листке написать одну самостоятельно найденную скороговорку и нарисовать к ней рисунок. (Эти записи учитель будет использовать на следующих уроках.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


конспект урока Малые жанры фольклора

Конспект "Малые жанры фольклора". Урок можно провести в 5-6 классах, можно использовать в неурочной деятельности Отдельно представлена дидактика к уроку.


Конспект урока на тему "Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки"

Урок проводится в 5 классе при изучении фольклора. Даёт полное представление учащимся о жанрах пословицы и поговорки. В ходе урока используются игровая технология, уделяется внимание развитию речи уча.


Презентация "Малые жанры фольклора"

Презентация является дополнением к уроку "Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки".


Внеклассное мероприятие по литературе "Родительское слово не на ветер молвится" (Проводится в 5 классе после изучения темы «Русский фольклор. Малые жанры фольклора»)

Внеклассное мероприятие по литературе.

Фольклор. Малые жанры фольклора.

Урок позволяет познакомить учащихся с новым материалом и повторить ранее изученный материал по устному народному творчеству. Большое внимание на уроке уделяется развитию речи и развитию творческ.


Фольклор коллективное народное творчество. Малые жанры фольклора-5 класс

Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки.

Оборудование: проигрыватель, пластинка с песнями М.Мордасовой.

На доске записан эпиграф : «Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории»

Учитель: Дорогие ребята, сегодня у нас будет не совсем обычный урок. Я предлагаю вам на время забыть о том, что вы мальчишки и девчонки Березовской школы, а представить себя молодыми крестьянскими парнями и девчонками, живущими в 19 веке. И мы сейчас с вами находимся не в нашем кабинете, а в просторной светелке деревенского дома, благо наш кабинет нам это позволяет. А собрались мы, чтобы друг на друга посмотреть, себя показать, друга подругу выбрать, загадки загадывать, скороговорки говорить, да песни петь, т.е. собрались мы с вами на деревенские посиделки.

- Ребята, какие малые жанры фольклора вы знаете?

(колыбельные песни, потешки, пестушки, заклички, приговорки, считалки, дразнилки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки, загадки и т.д.)

Малые жанры фольклора — это небольшие по размеру фольклорные произведения.

Дальнейшую работу можно построить так: читать по абзацу статью учебника, после каждого абзаца записывать в тетради сформулированные детьми с помощью учителя определения жанров фольклора, приведенных в учебнике, приводить примеры и обращаться к личному опыту детей, которые вспомнят произведения тех жанров, которые названы в статье.
Колыбельная песня — песня, которой убаюкивают ребенка. В ней мать часто пела о том, как ей представляется будущее младенца. Это будущее обязательно заполнено трудом — в поле, в лесу, в доме

Даже тяжкая летняя страда называется «веселой»: В колыбельных песнях матери часто обещали ребенку счастье и богатство.
Матери всегда переживают за здоровье своего ребенка, поэтому часто в песнях обращались к существу, невидимому и могущественному, которое называли Дремой или Сном. Иногда в песнях Сон и Дрема — это двойники, которые спорят, кто лучше усыпит ребенка, даст ему здоровый сон:

— Помните ли вы колыбельные песни, в которых матери поют про Сон и Дрему?

Целый цикл колыбельных связан с житьем-бытьем домашнего кота.
— Вспомните колыбельные про котика-кота.

Пение матери зависело от покачивания колыбели, от ее ритмического движения, поэтому в колыбельной очень важен ритм.
— Какой самый частый припев в колыбельных песнях? Как он помогает сохранять ритм? Пестушка — короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают движения ребенка, действия, в которых участвует ребенок в первые месяцы жизни. Например, когда дитя проснется, его гладят по животику, приговаривая: Когда дитя после купания окачивают водой, говорят: Когда ребенок начинает учиться ходить, приговаривают: Потешка — песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка. Потешки сопровождают рост и развитие детей. Самые известные из них — «Коза рогатая», «Ладушки», «Сорока».
Предложим ребятам вспомнить известные им пестушки и потешки. Здесь учитель, выслушав от детей несколько различных вариантов «Ладушек», может объяснить, что произведения фольклора могут иметь много различных вариантов. *

— Ладушки, ладушки!
Где были? — У бабушки.
— Что ели? — Кашку.
— Что пили? — Бражку.
— Кого били? — Машку.
— За что про что?
— Не ешь нашу кашку,
Не пей нашу бражку!
Кашка сладенька,
Бражка пьяненька,
Бабушка добренька.
Попили, поели, —
Шу-у-у — полетели,
На головушку сели.

Прибаутка — стихотворение, похожее на короткую сказочку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку. Прибаутки — это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой. Прибаутки знают все дети.

Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.

Чика, чики, чикалочки!
Едет Костя на палочке,
Люба на тележке —
Щелкает орешки.
Орешки каленые,
Милому дареные,
По целковому рублю:
А я милого люблю.

Закличка — короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла. Когда закликали весну, кричали:

Часто обращались к дождю, солнцу, радуге, птицам. Если долго не было дождя, кричали: Если при этом на небе появлялась радуга, то считалось, что просьба услышана.
Приговорка — коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например обращаясь к живым существам — улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным. От воды, залившейся в уши, избавляются, прыгая и произнося приговорку. Во время купанья ныряют на последних словах приговорки. С помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить. Улитка, улитка,
Высуни рога:
Дам тебе пирога.

Считалка — короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит. Бывают считалки-числовки, считалки-заменки и заумные считалки.

Раз, два, три, четыре, пять —
Собралась ведьма умирать;
Черти-то звонят,
Ведьмушку хоронят.

Плыла пена
Из-за морья.
Стали пену белу
Колотити
Да и спрашивати:
— Кто возьмени?
Кто возьмени?

Скороговорка — это стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова.

Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей;
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.

Добры бобры
Идут в боры.

Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали:
Ха! ха! ха! ха! ха!

Загадка — выражение, которое нуждается в разгадке. Придумывать загадки — значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах. Находить отгадки — значит по признакам, действиям и подобию определять предмет или явление.
Роль загадок и прибауток одновременно играли небылицы-перевертыши , например:

Лыко мужиком подпоясано.

Ехала деревня середь мужика.
Глядь — из-под собаки лают ворота,
Ворота-то пестры, собака-то нова.
Мужик схватил собаку и давай бить палку.
Собака амбар-то поджала и в хвост убежала.
Изба пришла в мужика,
Глядь — там квашня бабу месит.

Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.

Сделаем выводы
Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста.

Домашнее задание
Выполнить письменно задание рубрики «Обогащаем устную речь» (с. 8 учебника) .
На отдельном листке написать одну самостоятельно найденную скороговорку и нарисовать к ней рисунок.

Читайте также: