Летоисчисление по девизам правления

Обновлено: 14.11.2024

А.Н. Мещеряков

Япония: летоисчисление и периодизация

Публикуется с любезного разрешения автора

См. История Японии. T.I. С древнейших времен до 1868 г. М., 1998. С. 14-19

Сетевая версия 5. 05. 2005

Летоисчисление

Н а протяжении своей истории японцы использовали несколько систем датировки тех или иных событий. Наиболее ранняя — заимствованный ими из Китая (и общий для всех стран Дальнего Востока) счет годов по 60-летнему циклу, окончательно сформировавшемуся там к началу династии Поздняя Хань (25-220 гг.).

Согласно этой системе для обозначения каждого года используется комбинация из двух иероглифов. Первый из них — один из десяти циклических знаков, второй — относится к ряду двенадцати знаков зодиака.

«старший брат дерева»

«младший брат дерева»

«старший брат огня»

«младший брат огня»

«старший брат земли»

«младший брат земли»

«старший брат металла»

«младший брат металла»

«старший брат воды»

«младший брат воды»

Год маркируется сочетанием двух иероглифов — «ствола» и «ветвей». Поскольку ветвей, естественно, больше, то при упоминании 11-го знака зодиака («собаки») счет «стволов» снова начинается с «киноэ». Таким образом, новое совпадение первого «ствола» и первой «ветви» наступает через 60 лет. Это — полный 60-йетний цикл, согласно которому и шел отсчет годов в древности. В настоящее время часто употребляются малый, 12-летний цикл — только по названиям зодиакальных знаков. В самом общем виде данная концепция отражает идею нелинейного, повторяющегося, циклического времени и обладает определенными неудобствами, поскольку лишена абсолютной точки отсчета.

Кроме того, знаки зодиака применялись для обозначения часов (или, как еще говорят, «страж») в сутках. Продолжительность китайско-японской «стражи» составляет два часа. Каждой из них приписывались определенные качества («достижение», «успех», «бееспорядок» и т.д.), которые соотносились с днями, счет которых велся, начиная с 1-го дня мыши 11-й луны, 1-го дня быка 12-й луны и т.д. — вплоть до 1-го дня кабана 10-й луны. Эта система, использовавшая также данные о времени рождения того или иного человека, широко применялись в гадании. «Стражи», расписанные по кругу («по циферблату»), служили также для обозначения направлений. Например, «мышь», соответствуя «страже» «полночь», была также указателем северного направления.

Другая принятая в Японии система летоисчисления — по годам правления того или иного императора. Для обозначения года указывается имя государя и порядковый номер со времени начала правления. При использовании этой системы нужно, естественно, знать последовательность наследования престола тем или государем.

Следует иметь в виду, что в ранних японских письменных источниках правители именовались не так, как сейчас. Тогда для их обозначения использовалось либо название дворца, из которого они правили (каждый новый император вплоть до конца VII в. менял местоположение своей резиденции), либо их японские посмертные имена (прижизненные имена были табуированы) — очень длинные, состоящие из многих компонентов. Ввиду неудобства пользования такими именами сейчас даже в научной литературе принято обозначать раннеяпонских правителей по их китайскому посмертному имени (Дзимму, Саймэй и т.п.), которое состоит всего из двух иероглифов, хотя эта система была принята только в период Хэйан (794-1185), когда эти имена были приписаны правителям древности задним числом.

П ериодизация

Далее приводится перечисление основных из с краткими историко-культурными характеристиками. Следует иметь в виду, наряду с ними существуют и более дробные и альтернативные классификации (для некоторых периодов).

Сейчас практически во всём мире используется григорианский календарь. А какие системы летоисчисления существовали до него, и используются ли они сейчас? В первой части мы рассмотрели римский, юлианский, григорианский и церковный календари. В этой статье рассмотрим календари майя и некоторые национальные календари.

Календарь майя

Индейцы майя использовали целых 3 системы летоисчисления: цолькин , хааб и длинный счёт .

Цолькин применялся в качестве ритуального календаря. В нём период из 260 дней состоял из подпериодов в 13 и 20 дней. У каждого дня был номер от 1 до 13 и какие-либо название и символ, называемый Солнечной Печатью , из 20. Сперва названия и номера пробегали от 1 до 13, после номера начинались сначала, а названия продолжали последовательно меняться, пока не достигали последнего, 20, после чего снова шло название первого дня. Комбинации номеров и названий повторялись через 260 дней, и цикл цолькин считался оконченным, когда 20 названию соответствовал 13 номер.

Календарь цолькин в Дрезденском кодексе Календарь цолькин в Дрезденском кодексе

Хааб использовался в качестве гражданского календаря. Он был солнечным, и его год составлял 365 дней. Его использовали для сельскохозяйственных работ и повседневных нужд. Всего в этом календаре было 19 месяцев: 18 из них имели по 20 дней, нумерующихся от 0 до 19, а 1, под названием Вайеб, состоял всего из 5 дней, которые считались несчастливыми.

Календарь хааб Календарь хааб

Цолькин и хааб майя объединили в систему « календарный круг » и записывали даты комбинацией элементов обоих календарей. Одна и та же дата календарного круга повторялась через 52 года. Ацтеки , использовавшие календарь майя, считали, что день 4 Ахау 8 Кумху, где 4 Ахау относится к цолькину, а 8 Кумху – к хаабу, является концом света и каждые 52 года в страхе ждали его наступления.

Длинным счётом майя пользовались для операций с большими временными промежутками. В нём существовали следующие единицы счёта времени: 20 дней составляли уиналь , 18 уиналей – тун , 20 тунов – катун , 20 катунов – бактун , 20 бактунов – пиктун и так далее. Счёт в течение каждого из этих временных отрезков начинался с 0. Как видно, большие единицы измерения содержат 20 меньших элементов во всех случаях, кроме тунов. Скорее всего, это сделано, чтобы 1 тун был примерно равен 1 году, так как 18 раз по 20 дней составляет 360 дней.

Текущая дата григорианского календаря тождественна двум датам длинного счёта в календаре майя. Это происходит из-за перехода со старого стиля на новый. Проблему можно было бы решить, если бы длинным счётом продолжали пользоваться и после прибытия испанских колонизаторов. Даты по календарю майя различаются всего на 2 дня, и среди учёных нет единого мнения, какую из них считать верной.

Большой общественный резонанс вызвал предсказанный календарём майя конец света , который должен был наступить 21 или 23 декабря 2012 года . Такой вывод был сделан потому, что на одной из стел начало эры индейцы обозначили как 13.0.0.0.0, после которого начали отсчёт времени заново. То есть после наступления 13 бактуна шло обнуление и начало новой эры. Число 13 совершенно не соответствует 20-ричной системе майянского летоисчисления. Да, в ней один раз встречается число 18, но его появление довольно логично и очевидно, в отличие от 13.

Деталь стены из Яшчилана Деталь стены из Яшчилана

Многие учёные опровергали конец света после 13 бактуна, обращаясь к той же стеле. Полная интерпретация надписи гласит, что 13 бактуна на землю снизойдут некоторые боги , и что они будут делать дальше – непонятно. Ясно одно, апокалипсис явно не планировался. Есть и другие, более надёжные, доказательства ошибочности представления эры как совокупности 13 бактунов.

Первое – это лестница в Яшчилане , где в одной из надписей указывается большое число со старшими разрядами, которая противоречит теории изменения количества бактунов до 13.

Руины Яшчилана Руины Яшчилана

Второе – тексты из Храма Надписей в Паленке о рождении правителя Пакаля и 52-годичных циклах после его коронации. Согласно им, майя предполагали, что мир просуществует как минимум до октября 4772 года.

Храм Надписей в Паленке Храм Надписей в Паленке

Также наличие 20 бактунов в пиктуне и неограниченность эры 13 бактунами подтверждает и Дрезденский кодекс, один из 4 найденных рукописных текстов майя.

Фрагмент Дрезденского кодекса Фрагмент Дрезденского кодекса

Учитывая, что конца света не произошло, учёные, всё-таки, были правы.

Китайский циклический календарь

Эта система летоисчисления имеется в одних из самых древних письменных источников Китая XVI-XI веков до нашей эры, а именно в гадательных записях. Собственно, для вычисления благоприятных дней и заглядывания в будущее этот календарь активно используется и по сей день.

В китайском календаре применяется 60-летний цикл или, как его ещё называют, система гань-чжи . Она состоит из двух частей: 10 небесных стволов и 12 земных ветвей. Но тогда цикл должен состоять из 120 лет, по аналогии с цолькином у майя. Почему же это не так? Дело в том, что у небесных стволов всего 5 разновидностей, названных по пяти стихиям и имеющих разную чётность, и половина из них не используется. Земные ветви называются по символическим животным, каждое из которых относится к определённой стихии, совершенно не связанной с текущим небесным стволом.

Животные китайского календаря Животные китайского календаря

Новый год по такому календарю не имеет фиксированной даты, а приурочен к новолунию. Поэтому из-за разных часовых поясов Новый год даже на территории Китая празднуется в разные дни.

Японские календари

Китайский циклический календарь с небольшими изменениями использовали и японцы вплоть до реставрации Мэйдзи , когда произошёл переход на григорианский календарь. После этого стали использоваться несколько летоисчислений: от основания Японии императором Дзимму в 660 году до нашей эры, по девизам правления императоров и от Рождества Христова, как во всём мире.

Счёт от основания Японии продержался недолго: после окончания Второй мировой войны им перестали пользоваться. Однако его часто применяли для маркировки военной техники. Например, знаменитый истребитель « Mitsubishi A6M Zero », сконструированный Дзиро Хорикоси – да-да, тем самым из анимэ Хаяо Миядзаки « Ветер крепчает » – имел маркировку « Палубный истребитель Типа 00 », поскольку был принят на вооружение в 2600 году от основания Японии, то есть в 1940 году по григорианскому календарю.

Цукиока Ёситоси. Император Дзимму Цукиока Ёситоси. Император Дзимму

А вот девизы правления используются до сих пор и на официальном уровне. Так, на лицевой стороне монет в качестве года выпуска указывается год текущего периода правления.

Монета в 500 иен, выпущенная в 20 году периода Хэйсэй Монета в 500 иен, выпущенная в 20 году периода Хэйсэй

Кроме этого, для вычисления благоприятных дней японцы вместе с китайским циклическим календарём применяют систему рокуё – последовательность из 6 дней, для каждого из которых указывается, какие дела лучше всего осуществить в это время. Несмотря на то, что японцы не пользуются рокуё постоянно, большинство японских календарей включает в себя эту систему.

Японский календарь с рокуё. Иероглифы в верхней строке обозначают дни недели, а иероглифы в каждой ячейке под числом – день по рокуё. Красным выделен Тайан – самый удачный день, благоприятный для свадеб и любых других начинаний Японский календарь с рокуё. Иероглифы в верхней строке обозначают дни недели, а иероглифы в каждой ячейке под числом – день по рокуё. Красным выделен Тайан – самый удачный день, благоприятный для свадеб и любых других начинаний

Национальное летоисчисление

Кроме японцев, национальное летоисчисление используется на Тайване и в КНДР. На Тайване такой календарь называется календарём Миньго . Номер года по этому календарю получается вычитанием числа 1911 из номера года по григорианскому календарю, поскольку первым годом по системе Миньго считается год основания республики.

Билеты и чеки Тайваня за 2014 год или 103 год Миньго Билеты и чеки Тайваня за 2014 год или 103 год Миньго

Этот календарь совпадает с календарём Чучхе , применяемым в КНДР. Здесь начало отсчёта приурочено к году рождения Ким Ир Сена . При написании дат в КНДР год по календарю Чучхе и год по григорианскому календарю используются всегда совместно, что позволяет быстро определять ошибки в датах.

Календарь Чучхе на 2020 год Календарь Чучхе на 2020 год

Как видно, несмотря на повсеместное использование григорианского календаря, другие системы летоисчисления продолжают существовать и не теряют популярности в определённых странах, а также в некоторых сферах деятельности.

В следующей статье мы расскажем о революционных календарях. Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы не пропустить!

До 20 декабря проводится Международная дистанционная олимпиада по истории « Летоисчисление » для школьников 4-11 классов, студентов и учителей. Задания доступны для свободного просмотра тут .

Вы когда нибудь задавались вопросом: "в мире 2020 год, то есть летосчисление идет по григорианскому календарю с момента рождения Иисуса Христа - главного святого христианства. Но как ведут отчет времени в других странах, где доминирующей религией не является христианство? Ведь не могут же, например, мусульмане вести летосчисление от рождения Иисуса". Действительно, в современном мире главным общенациональным календарем является григорианский, но так стало со временем, поэтому народы различных стран исторически могут вести летосчисление по-разному, в основном в зависимости от религии. Именно об этом мы и поговорим.

Ислам

В мусульманских странах календарь называется Хиджра и берет свое начало с 16 июля 622 года н. э. Летосчисление ведётся от Хиджры (арабский - "переселение") — даты переселения пророка Мухаммеда и первых мусульман из Мекки в Медину. Календарь хиджры используется в странах востока наравне с григорианским, правда по мере космополитизации общества и активных внешних связей исламских стран с другими гос-вами календарь хиджры отошел на второй план. Но сохранились страны, где хиджра до сих пор является официальным календарем, например, в Пакистане сейчас 1441 год.

Иудаизм

Еврейский календарь официально используется в Израиле вместе с григорианским. Все еврейские праздники, дни памяти и дни рождения родственников отмечаются в соответствии с первым. Месяцы начинаются с новой луны, и в первый день года может быть только понедельник, вторник, четверг или суббота. Еврейский календарь берет свою хронологию с самой первой новой луны, которая состоялась 7 октября 3761 г. до н. э. По этому календарю в Израиле сейчас 5780 год.

Буддизм

Говоря о календаре буддистов, то тут не все так однозначно, так как разные народы берут различные точки отчета летосчисления: некоторые считают с того момента как Будда ушел в нирвану, а другие с момента его смерти (543 год до н. э.).

1 год в Японии и 109 год в Северной Корее

Во время написания этой статьи нашел еще немного интересной информации о календарной системе двух стран, летосчисление в которых не связано с религий. Так например в Японии действует григорианская система, но помимо этого отсчет идет начиная с правления нового императора. Каждый император дает название своему периоду: девиз его царствования. Начиная с 1 мая 2019 года, на престол взошел император Нарухито, девиз правления которого означает удачу, мир и гармонию. то есть в Японии сейчас 1 год. Календарь чучхе использовался в Северной Корее с 8 июля 1997 года вместе с хронологией рождения Христа. Обратный отсчет — 1912 год, год рождения Ким Ир Сена, основателя Северной Кореи и вечного президента страны.


Лозунг, использовавшийся правителями древности для ведения летосчисления.Девизы правления начали использовать при ханьском императоре У-ди. Новый монарх, взойдя на трон, должен был изменить девиз правления; это называлось «изменить основу» (гай юань). Однако до эпохи Юань императоры, уже находясь на троне, также нередко меняли свои девизы правления. Так, У Цзэтянь, царствовавшая 14 лет, 12 раз изменяла девизы правления. Минские и цинские императоры обычно не изменяли их, и поэтому этих императоров часто называют по девизу правления. Так, девиз правления Айсиньгёро Хунли, цинского императора Гао-цзуна, — «Цяньлун»; поэтому его также называют «император Цяньлун».

Поделитесь новостью с друзьями

Другие статьи по этой тематике

Система отбора чиновников в царствах Вэй и Цзинь в период Южных и Северных династий.

История

Народная армия, сформированная Коммунистической партией Китая в 1927–1937 годах, находившаяся под ее руководством и состоявшая в основном из крестьян.

Читайте также: