Кто примет начертание зверя тот будет пить вино ярости
Обновлено: 21.12.2024
Ст. 9-10 И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его, и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред Святыми Ангелами и пред Агнцем
Если, говорит, кто повинится зверообразному антихристу, и будет держаться его нечестивой жизни, и словом или делом провозгласит его богом, на что указывает делаемое на челе и руке начертание, тот вместе с ним будет пить чашу мучений, растворенную, по праведному суду, и разбавленную не щедротами, но многообразными наказаниями. - Вином ярости называется наказание, которое есть следствие вина нечестия, опьяняющего пьющего: ибо кто чем согрешит, тем тот и наказывается.
Толкование на Апокалипсис.
Примасий
Ст. 9-10 И третий ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми ангелами и пред Агнцем
Некоторые еретики отложились от нас из-за дурной веры, имея в то же время упадок нравов, другие отклонились от традиций наших; но были и такие, которым было определено погибнуть и из-за веры, и из-за нравов. Здесь охватываются вкупе все живущие, что принимают начертание зверя на свои чело и руку. Чаша гнева здесь должна пониматься не только как чаша того гнева, о котором говорит Господь: гнев Божий пребывает на нем (Ин 3:36), указывая на особый грех, - но так же, как та чаша, о которой Он говорит упорствующим иудеям: умрете во грехе вашем (Ин 8:21), указывая на возрастающую меру достойных осуждения поступков <…> Он говорит, что они будут мучимы в присутствии Агнца, за осуждение Которого они страдают, Которого они надменно презирали и над Чьими членами они незаконно возжелали господствовать. А также и перед ангелами Его, которые знают по откровению Бога, что эти люди несут справедливое наказание.
Комментарий на Откровение.
Экумений
Ст. 9-10 И третий ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми ангелами и пред Агнцем
Третий ангел запрещает людям поклоняться зверю и брать его печать. Ибо в высшей степени нечестиво поклоняться, как Богу, чему-либо иному, кроме Бога настоящего и истинного. Тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его. Эту чашу и это вино вспоминает божественный Давид, говоря: Ибо чаша в руке Господа вина цельного, полная напитка, и Он изливает из нее туда и сюда; однако осадок его не истощится - будут пить его все грешники земли (Пс 74:9).
Он называет гнев Божий вином, используя эту метафору не из-за веселья, а из-за помрачения и помешательства, которым мучимы те, кто испытывает на себе гнев Божий. Цельное, приготовленное - то есть совсем приготовленное. Поскольку, когда гнев Божий смешивается с человеколюбием и благостью, он окончательно приготовлен. Ибо неодинакова мера гнева и благости, но человеколюбие во много раз превосходит. Поскольку если бы праведный гнев и благость были равны, то не устояло бы ничто живое. Понимая это, сказал пророк: Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, -Господи! кто устоит? (Пс 129:3).
На то, что благость в чаше Божьей многократно превосходит праведный гнев, тот же самый пророк намекнул в словах: Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш (Пс 114:5). Он установил праведность Его посередине, чтобы она была стеснена соседствующей милостью и не могла бы поступать так, как ей свойственно. А праведности свойственно воздавать каждому по заслугам. Упомянув однажды вино и тем самым сказав о гневе, Иоанн остановился на этом образе и назвал чашей то, что было дано грешникам из руки Божьей.
1 И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю.
2 Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его.
3 Второй Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и все одушевленное умерло в море.
4 Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь.
5 И услышал я Ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, Который еси и был, и свят, потому что так судил; 6 за то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того.
7 И услышал я другого от жертвенника говорящего: ей, Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои.
8 Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем.
9 И жег людей сильный зной, и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу.
10 Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, 11 и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих.
12 Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного.
13 И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: 14 это - бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя.
15 Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его.
16 И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон.
17 Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух: и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось!
18 И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Так великое!
19 И город великий распался на три части, и города языческие пали, и Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его.
20 И всякий остров убежал, и гор не стало; 21 и град, величиною в талант, пал с неба на людей; и хулили люди Бога за язвы от града, потому что язва от него была весьма тяжкая.
Новый Завет
1 И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные.
2 Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него - как у медведя, а пасть у него - как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть.
3 И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, 4 и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?
5 И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца.
6 И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе.
7 И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем.
8 И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира.
9 Кто имеет ухо, да слышит.
10 Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых.
11 И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон.
12 Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела; 13 и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми.
14 И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив.
15 И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя.
16 И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, 17 и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.
18 Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.
Прельщает, говорит, тех, которые имеют постоянное пребывание сердца на земле; приобретших же жительство на небе не обольстит чувство, они совершенно утверждены предсказанием о его пришествии.
Ст. 14-17 Говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтоб убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их: и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет начертание, или имя зверя, или число имени его
Есть повествования, что волшебством бесы нередко говорили посредством изображений, статуй, деревьев, вод и проч., даже, быть может, и чрез мертвые тела, как Римлянам показал Симон волхв в присутствии великого Петра, который обличил обман, показав, как восстают мертвые, чрез тех, коих воскресил он сам. Посему нет ничего несообразного, что и оруженосец или предтеча антихриста, действующий при помощи демонов, сделав изображение зверя, ложно покажет его говорящим, повелит избивать ему непоклоняющихся и постарается наложить у всех начертание пагубного имени отступника и обольстителя на правых руках для пресечения делания правых и добрых дел, а также и на челе, чтобы научить прельщенных быть дерзновенными в обольщении и тьме. Но его не примут запечатленные на лицах Божественным светом. - И будет распространять печать зверя везде - и в купле и в продаже, чтобы не принявшим ее последовала насильственная смерть от недостатка необходимого.
Толкование на Апокалипсис.
Свт. Кесарий Арелатский
Ст. 14-16 И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их
Святые, которые находятся в Церкви, получают Христа на руку и на чело, лицемеры же - зверя под именем Христа. Если они не поклоняются зверю, ни образу его, то и не получают начертание на чело или на руку свою.
Не расходится с верой, чтобы под самим зверем понимался нечестивый град, то есть общество, или согласие всех нечестивых или надменных, именуемых Вавилоном и понимаемых как смешение. К нему принадлежат те, которые хотели все достойное привести в смешение. Это - народ неверных, противостоящий народу верных и граду Божьему. Образ же его - его лицемерие, а именно в тех людях, которые будто придерживаются кафолической веры, а живут нечестно. Ведь они притворяются, что суть те, кем они не являются, и называются христианами не по истинному подобию, но по ложному образу. О них апостол говорит: имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся (2 Тим 3:5), коих немалое число содержится в кафолической Церкви. Праведные же не поклоняются зверю, то есть не соглашаются, не покоряются; и не получают начертание, а именно преступный знак: на чело - за то, что исповедуют, и на руку - за то, что творят.
Изложение Откровения.
Сщмч. Викторин Петавийский
Ст. 14-17 И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его
И [второй зверь] сделает так же, чтобы золотой образ антихриста разместился в Иерусалимском храме и вошел туда ангел-отступник; а затем он произведет заклинания и оракулы. Он сделает также, чтобы рабы и свободные получили начертание на чело или на правую руку их - число его имени, - чтобы никто не купил и не продал, за исключением того, кто имеет начертание. О таком ниспровержении людей, пренебрежении Божием и проклятии прежде сказал Даниил: и раскинет он царские шатры свои между морем и горою преславного святилища; но придет к своему концу, и никто не поможет ему. И поставит, - говорит, - в храме своем между горою моря и двумя морями, то есть в Иерусалиме (Дан. 11:45); и тогда установит там золотой образ, как сделал царь Навуходоносор (См. Дан. 3:1). Это речет Господь, напоминая всем церквам о последних временах: когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, где запрещено, - читающий да разумеет (Мф. 24:15). Говорится: мерзость, когда [люди] раздражают Бога, почитая идолов, запустение же - потому что неверные люди опустошают [душу] ложными знаками и чудесами, будучи исключенными из числа тех, кто спасется.
Толкование на Апокалипсис.
Сщмч. Ипполит Римский
Ст. 14-17 И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его
Действительно, будучи коварным и надменным по отношению к рабам Божиим, из желания истребить и изгнать их из мира за то, что они не воздают ему славы, он приказывает всем всюду возлагать курильницы, чтобы таким образом никто из святых не мог ни купить, ни продать, если только предварительно не принесет жертвы. Это и есть начертание, положенное на правой руке. А начертание на челе указывает на то, что все будут увенчаны и будут носить на себе огненный венец, но (венец) не жизни, а смерти. Так именно ухитрился поступить с иудеями и Антиох Епифан, этот сирийский царь, происходивший из рода Александра Македонского. И он также, возгордившись в те времена в сердце своем, издал предписание, чтобы все поставили жертвенники пред дверями (домов), принесли жертвы и, увенчавшись плющами, устроили торжество в честь Диониса. Тех же, которые не пожелали повиноваться, он повелел умерщвлять после предварительных мучений, пыток и допросов. Впрочем, сам он получил вполне достойное возмездие от Господа, праведного Судии и всевидящего Бога: он скончался, будучи съеден червями. Если кто желает обо всем этом знать в подробности, то пусть обратится к Маккавейским Книгам: в них все это показано.
Об антихристе.
Беда Достопочтенный
И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив
И обольщает живущих на земле, и т.д. Как сказано, его пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными (2 Фес 2:9). Не совсем ясно, имеется ли в виду под знамениями и чудесами ложными то, что человеческие органы чувств будут обмануты призраками, представляющими, что [антихрист] делает то, чего на самом деле не делал; или же то, что знамения и чудеса будут настоящими, но введут уверовавших в них, не знающих о силе дьявола, в заблуждение о том, что их можно творить только силой Божией. Ведь семья святого Иова вместе с большим числом скота погибла не в призрачном, но в настоящем огне и ветре.
Изложение Откровения.
Примасий
Ст. 14-16 И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их
Это как если бы он сказал: этот обман настолько усилился, что жители земли, соблазненные знамением зверя, безвольно согласившись и приняв его, воодушевляли друг друга взаимным почитанием сделать образ зверя в мечтаниях сердца. Таким образом, они уже и не думали сомневаться и были, наверное, окончательно убеждены этим явным огненным лжесвидетельством в том, что он действительно есть Христос, в то время как он есть дьявол в антихристе и тот же лукавый, принявший образ духа, который по божественному попущению расставляет такие искусительные силки. Потому что сказано: И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя говорил.
Это место можно понимать двояко. Возможно, вся масса нечестивых поддалась внушению из-за явления чудесного свидетельства, действия дьявола и притеснения народа вождями: были введены единое для всех исповедание и единая форма восхваления, так что если кто этого перед образом зверя не произносил, тот был убиваем <…> С другой стороны, может быть, подобно тому как он устами змея беседовал с женой ради совращения первого человека, так и ныне он с помощью схожего обмана насмехается над многими, когда заставляет своих последователей получать ответ, советуясь с изображением, то есть с антихристом, которому они считают нужным воздавать честь, словно Богу, хотя он - человек греха, сын погибели (2 Фес 2:3) <…>
И он сделает всем <…> начертание на правую руку или на чело. Здесь он предпочитает различать отдельных членов, которых он чаще воспринимает вместе в единой массе или в лице зверя. Рука обозначает дела, а десница - притворное благочестие. Чело обозначает исповедание веры. Поскольку и то и другое благо пострадало от обмана, постольку и то и другое принимает начертание.
Комментарий на Откровение.
Экумений
Ст. 14-15 И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя
И чудесами он обольщает живущих на земле. Он творит чудеса, обманывая глаза смотрящих, словно маги перед фараоном. Ибо и антихрист, и маги были направляемы одним и тем же лживым демоном. Хорошо сказано, что он творит знамения перед зверем. Ибо после того, как он воздвигнет ему образ, которому заставит всех поклоняться, он действительно перед ним сотворит чудеса, словно обожествляя образ, потому что от последнего исходит сила совершать это. И дано ему было вложить дух в образ. Ибо многие, говорят, изображения силой дьявольской покрываются испариной и кажутся говорящими.
Комментарий на Откровение.
Лопухин А.П.
И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив
Лжепророк, как известная личность, при посредстве своей проповеди и чудес склонит людей не только воздать почести самому зверю-антихристу, но даже сделать его изображения и пред ними поклоняться. Эта черта деятельности лжепророка указывает на то, что антихристово царство последнего времени будет носить характер религиозности и будет иметь целью возвещение новой религии. Новая религия будет противоположностью христианству - антихристианством; тогда будут веровать в самого антихриста, который и объявит себя Богом. Он потребует себе божеских почестей, потребует особого богослужения и почитания своих изображений (ср. Дан III).
Читайте также: