Когда госдума примет закон о внесении службы в армии в льготный стаж пенсии

Обновлено: 02.05.2024

Фракция ЛДПР

Как отмечают авторы инициативы, в настоящее время гражданам, имеющим страховой стаж не менее 42 лет для мужчин и 37 лет для женщин, страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца раньше достижения пенсионного возраста, но не ранее достижения ими возраста 65 и 60 лет.

В страховой стаж, напоминают парламентарии, засчитываются периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.

«В то же время в указанный страховой стаж не включен период прохождения военной службы по призыву, то есть период, связанный с исполнением конституционного долга по защите Отечества. Это вызывает социальную напряженность среди граждан, ставя в неравное положение лиц, выполнивших свой конституционный долг по защите Отечества, и лиц, не проходивших военную службу по призыву, в том числе уклонявшихся от нее», — сказано в пояснительной записке.

«В целях устранения данной несправедливости законопроектом предлагается внести изменение в статью 13 Федерального закона «О страховых пенсиях», согласно которому в страховой стаж для возможности назначения страховой пенсии ранее достижения установленного возраста выхода на страховую пенсию предлагается включать период прохождения военной службы по призыву», ‒ также говорится в законопроекте.

461.1к Степанов Ю.В. Алейск Запись на консультацию Написать Подписаться


Впервые я написал публикацию по вопросу включения службы в армии в стаж 42 года, дающий право на досрочную пенсию, еще в марте 2019 года («Новый пенсионный закон. »).

С этого времени прошло два с половиной года. И что в итоге?

На неоднократные обращения в Госдуму председатель комитета по труду Нилов Я.Н. в июне 2019 года о сообщил, что депутатами Госдумы членами фракции "ЛДПР" Лебедевым, Шейкиным, Пайкиным и Ниловым в Госдуму внесен проект федерального закона 725662-7 «О внесении изменения в статью 13 федерального закона "О страховых пенсиях"», которым предлагается включать в стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости, на 24 месяца ранее общеустановленного возраста выхода на пенсию, период прохождения военной службы по призыву («Законопроект о вхождении службы в армии в 42-летний стаж внесен в Госдуму. Что дальше?»).

Казалось, что дальше всех нас ждет принятие данного законопроекта, ведь все понимали, что действительно люди были не на отдыхе, а выполняли свой гражданский долг, и были все основания для одобрения данного законопроекта.

Но увы. На деле все оказалось иначе.

Правительство дало отрицательное заключение по данному законопроекту. Не буду вас больше утомлять экскурсом в историю данного вопроса, но скажу, что за два года нахождения данного законопроекта 725662-7 в Госдуме состоялось только предварительное заседание Совета Госдумы по законопроекту – и на этом все.

На наши дальнейшие обращения Нилов отвечал, что в силу сложившейся ситуации с пандемией законопроект будет рассмотрен позже.

Кто на новенького? Ждали подходящего момента.

И вот в августе этого года в новостных лентах прошла информация о том, что законопроект 725662-7 о включении армии в стаж 42 года для досрочного выхода на пенсию 1 июня при первом чтении был отклонен и что представители "ЕР" внесли ровно такой же законопроект, но под №1228722-7 и именно по вопросу включения службы в армии в стаж 42 года.

И нигде в СМИ нет ни слова, что еще в 2019 году представителями ЛДПР был внесен такой же законопроект. То есть два года законопроект пролежал в Думе и ушел в архив. А теперь "единороссы" хотят заработать себе очки на проблеме людей. А где они были два года? Господа "единороссы" ждали подходящего момента. И вот накануне выборов этот момент наступил.

Рейтинг у правящей партии сильно упал, и они начали его накручивать за чужой счет.

Быстренько отклоняют законопроект, внесенный представителями ЛДПР еще в 2019 года, о чем я сказал вначале, и вносят уже свой законопроект под другим номером, показывая всем, как они "заботятся" о проблеме пенсионеров.

Здесь же, на съезде, единороссы обговаривают выплаты пенсионерам и силовикам.

Цыплят по осени считают.

Казалось, ну и пусть они сами разбираются со своим рейтингом, а людям неважно, кем внесен законопроект, главное, чтобы этот законопроект был принят.

Но если бы было все так.. Законопроект, внесенный ЕР, не будет рассмотрен до выборов, это мне подтвердил и депутат Нилов Я.Н, от которого я получил ответ в августе на свое обращение по отклонению нашего законопроекта. Да теперь, уже за неделю до выборов, и так понятно, что это был предвыборный ход ЕР и нет никакой уверенности в том, что и после выборов законопроект, внесенный в Думу взамен предыдущего законопроекта, будет рассмотрен и тем более принят.

Безусловно, СМИ растиражировали законопроект, внесенный ЕР о включения службы в армии в стаж 42 года, для выхода на пенсию как состоявшийся факт в угоду правящей партии для поднятия ее рейтинга. А после выборов ЕР спокойно могут забыть об этом законопроекте, сославшись на отрицательное заключение Правительства.

И на этом вопрос о включении службы в армии в стаж 42 года будет закрыт Это мое мнение по данному вопросу. И в данном случае будет хорошо, если я ошибаюсь!

461.1к Степанов Ю.В. Алейск Запись на консультацию Написать Подписаться


Ответ из Госдумы

Буквально вчера я получил ответ из Госдумы от председателя комитета по труду Нилова Я. Е., в котором он сообщает, что депутатами Госдумы – членами фракции ЛДПР Лебедевым, Шейкиным Пайкиным и Ниловым в ответ на мои обращения в Госдуму внесен проект федерального закона № 725662-7 «О внесении изменения в статью 13 федерального закона "О страховых пенсиях"», которым предлагается включать в стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости на 24 месяца ранее общеустановленного возраста выхода на пенсию, период прохождения военной службы по призыву.

В случае принятия данного законопроекта в стаж 42 года, дающий право на досрочный выход на пенсию, будет засчитываться и служба в армии, которая в соответствии с законом от 03.10.2018 г. пока в этот стаж не засчитывается.

Один в поле не воин

Но, к сожалению, несмотря на мои предыдущие статьи, в которых я призывал к активному участию тех, кого волнует эта проблема, ко мне на почту обратились всего три человека.

Поэтому коллективное обращение в Госдуму подготовить не получилось. Вместе с тем я продолжал работу со своим клиентом из моего региона по данной проблеме.

Итог нашей совместной работы обнадеживает: законопроект по данной проблеме в Госдуму внесен.

Призывать вас писать мне на почту я больше не буду. Те, кто заинтересован в решении данной проблемы, думаю, не останутся в стороне.

Своим активным участием в решении данной проблемы вы можете помочь не только себе, но и многим людям. Ваша позиция не должна ограничиваться только комментариями на форуме и разговорами на кухне. Адрес моей почты указан в моей первой статье.

127.7к Богданова Т. М. Ростов-на-Дону Запись на консультацию Написать Подписаться


Учитывая, что существует много споров по вопросу включения службы в армии в советское время в льготный стаж, возникла необходимость в разъяснении данного вопроса.

В соответствии с положениями пункта 9 статьи 30 федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 названного закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 названной статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).

Тем самым законодатель прямо предусмотрел возможность осуществления оценки пенсионных прав исходя из стажа на соответствующих видах работ, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

При этом в соответствии с пунктом 14 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которое они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью или частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.

Положения постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 № 30 в части исчисления стажа на соответствующих видах работ законодательно были закреплены частями 3 и 4 статьи 30 федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 1 января 2015 года.

Следовательно, с 01.01.2015 стаж на соответствующих видах работ, исчисленный с учетом норм ранее действовавшего законодательства (независимо от того, выработан он полностью или частично), учитывается при определении права на досрочную страховую пенсию по старости и соответственно не ранее чем с 01.01.2015 оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, а также валоризация указанного расчетного пенсионного капитала может быть осуществлена с учетом стажа на соответствующих видах работ, имевших место до 01.01.1992, который исчислен по нормам «союзного» законодательства, и с учетом стажа на соответствующих видах работ, имевших место с 01.01.1992 по 01.01.2002, который исчислен по нормам закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Так, в период действия закона СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» к периодам работы, предусмотренной Списками № 1 и № 2, утвержденными постановлением Совета министров СССР от 22.08.1956 № 1173, на основании пунктов 97 и 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета министров СССР от 03.08.1972 № 590, приравнивались периоды иной работы и деятельности (военной службы, работы на выборной должности, обучения) при соблюдении определенных условий и ограничений.

Данная позиция согласована с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и опубликована в рубрике «Правоприменительная практика» журнала «Пенсия» № 5 за 2015 год.

А теперь давайте посмотрим на пример такого учета службы в армии.

Подручные вальцовщика стана горячего проката труб предусмотрены в подразделе 4 раздела III «Металлургическое производство (черные металлы)» Списка №1 (1991).

Для учета периодов выполнения подземных работ, работ с вредными условиями труда и в горячих цехах, имевших место до 01.01.1992, может применяться Список №1 (1956) с исчислением этих периодов с применением соответствующих положений пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения от 03.08.1972 №590 (далее – Положение №590). В этом случае Список №1 (1991) для учета периодов работы, имевших место до 01.01.1992, не применяется.

Согласно пункту 109 Положения №590, период службы в Вооруженных силах СССР приравнивается к работе по Списку №1 (1956 года), которая предшествовала данному периоду либо следовала за окончанием этого периода. При этом служба, приравниваемая к работе по Списку №1 (1956 года), учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа такой работы.

Согласно трудовой книжке, гр. К. работал подручным вальцовщика стана горячего проката труб в трубопрокатном цехе №2 на Таганрогском металлургическом заводе с 25.06.1984 по 11.09.1990. Данному периоду предшествовала служба в Советской армии с 05.07.1982 по 10.05.1984., на включение которой в СТС и претендует заявитель.

В Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, утвержденном постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27.12.1984 №381/23-157, выпуск 7, раздел «Трубное производство» предусмотрены подручные вальцовщика стана горячего проката труб, характер работы включает ведение технологического процесса откатки оправок и заготовок на обкатных станах; калибровки труб на калибровочных станах продольной прокатки; прошивки слитков и заготовок на прошивных станах и др. При этом наименование профессии «подручный вальцовщика стана горячего проката труб» осталось таким же, как и в разделе «Трубное производство» ЕТКС издания 1970 и 1975 годов.

Т.е. работодатель обоснованно внес в трудовую книжку заявителя наименование профессии «подручный вальцовщика стана горячего проката труб».

Постановлением Минтруда России от 01.04.2003 №15 установлено тождество профессий рабочих, предусмотренных Списками №1 и 2, утвержденными в 1991 году, тем же профессиям, имевшим ранее иные наименования, предусмотренные Списками №1 и 2, утвержденными в 1956 году, и которые при пересмотре соответствующих выпусков ЕТКС были унифицированы в профессии, включенные в Списки №1 и 2, утвержденные в 1991 году. Вместе с тем, для установления тождества профессии «подручный вальцовщика горячего проката» (1956) профессии «подручный вальцовщика стана горячего проката труб» (1991) данное постановление не применимо, так как оно предоставляет возможность засчитывать в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, периоды работы до 01.01.1992 только в качестве рабочих по профессиям, имевших ранее иные наименования. Заявитель осуществлял трудовую деятельность в период с 25.06.1984 по 11.09.1990 в профессии, предусмотренной Списком №1 (1991), в это время профессия, предусмотренная Списком № 1 (1956), уже отсутствовала в ЕТКС.

Таким образом, период работы гр.К. в качестве подручного вальцовщика стана горячего проката труб с 25.06.1984 по 11.09.1990 может быть включен в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку №1 (1991 года) (3 раздел, 4 подраздел, позиция 1030400 а-16748).

Соответственно приравнивать к стажу на соответствующих видах работ службу в Советской армии с 03.05.1984 по 18.06.1986 оснований не имеется.

Только если работы в льготных условиях были бы предусмотрены нормами Списков от 1956 года, то тогда армия могла бы учитываться в льготный стаж.

Теперь другой пример: когда помимо службы в армии имеется еще период учебы

В соответствии с пунктом 109 Положения от 03.08.1972 № 590, приравнивание периода службы в Вооруженных силах СССР к работе по Спискам № 1 и № 2, утвержденным в 1956 году, осуществляется, если указанная работа предшествовала данному периоду либо следовала за окончанием этого периода. При этом приравниваемая служба учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа такой работы.

Кроме этого, с учетом пункта 109 Положения от 03.08.1972 № 590 и практики применения пенсионного законодательства Союза ССР указанный порядок применяется и в тех случаях, когда между работой и службой в Советской Армии имела место учеба, в том числе и предусмотренная подпунктами «з» и «и» пункта 109 Положения от 03.08.1972 № 590 (Комментарий к Положению о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, М., «Юрид. лит.», 1977 – пункт 109, параграф 11, пункт 1; Обзорная информация применения Списков № 1 и 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, выпуск 3 (I). – Центральное отраслевое бюро научно-технической информации и пропаганды Министерства социального обеспечения РСФСР, Москва, 1983 г.).

Подпунктами «з» и «и» пункта 109 Положения от 03.08.1972 № 590 предусмотрено профессионально-техническое обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, перечисленных в подпункте «з», и обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, партийных школах, школах профдвижения, пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре.

Обучение работников безопасности труда непосредственно на предприятиях проводится при подготовке новых рабочих, повышении квалификации и проведении инструктажей, которые по характеру и времени проведения подразделяются на вводный, первичный, повторный, внеплановый и текущий (целевой) (ГОСТ 12.0.004-90 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения», ранее – ГОСТ 12.0.004-79 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения работающих безопасности труда. Общие положения»).

При этом для работников отдельных отраслей, занятых на работах, к которым предъявляются дополнительные требования по безопасности труда, вместо вводного инструктажа проводится обучение по программам, утвержденным министерствами (ведомствами). Порядок проведения такого обучения, в т.ч. его продолжительность, устанавливается соответствующими отраслевыми актами.

Так, Правилами безопасности в угольных и сланцевых шахтах, утвержденными Минуглепромом СССР 14.12.1972 и Госгортехнадзором СССР 26.12.1972, согласованными с Госстроем СССР 27.09.1972 и с ЦК профсоюза рабочих угольной промышленности 15.11.1972, предусмотрено, что все рабочие, поступающие на шахту, а также переводимые на работу по другой профессии, должны быть предварительно обучены технике безопасности и промышленной санитарии по утвержденным Минуглепромом СССР и согласованным с Госгортехнадзором СССР программам при учебных пунктах шахт с отрывом от производства и обязательной сдачей экзаменов. Продолжительность такого обучения устанавливается: для рабочих, поступающих на подземные работы, ранее не работавших на шахтах, – 10 дней, ранее работавших на шахтах – 5 дней и переводимых на работу по другой профессии – 2 дня; для рабочих поверхности, ранее не работавших на шахтах, – 3 дня, ранее работавших на шахтах – 1 день).

В связи с изложенным, а также учитывая основной принцип приравнивания периода военной службы к соответствующей работе, предусмотренный Положением от 03.08.1972 № 590, наличие между периодом военной службы и следовавшей за ним работой по Спискам № 1 и № 2, утвержденным в 1956 году, периода обучения по безопасности труда не должно препятствовать приравниванию периода военной службы к указанной работе (письмо Департамента в адрес Отделения ПФР по Кировской области от 20.05.2015 № 25-24/6423).

Читайте также: