Карельские считалки для детей
Обновлено: 21.12.2024
Спи, дитя мое прекрасно,Баюшки–баю.Тихо светит месяц ясныйВ колыбель твою.Стану сказывать я сказки,Песенку спою.Ты вздремни, закрывши глазки,Баюшки–баю.В няньки я тебе взялаВетер, солнце и орла.Улетел орел домой,Солнце скрылось под горой,Ветер после трех ночейМчится к матери своей.Ветра спросит мать:– Где изволил ты гулять?Или звезды ты гонял?Или волны волновал?– Не гонял я звезд морскихИ не трогал волны.Я дитя уберегал,В колыбелечке качал. Зап. в ноябре 1996 г. от С.А.Покровской, 1914 г.р.
Баю–баюшки–баю,Не ложися на краю.Придет серенький волчокИ утащит во лесок,И утащит во лесокВо ракитовый кусток.Баю–баюшки–баю,Спи, мой маленький, лю–лю,Спи, моя котинка,Мила золотинка.Спи, моя роднулечка,Детка дорогулечка.Люли–люли–люли,Прилетели гули.Сели гули на кровать,Стали гули ворковать.Стали гули ворковать,Стал Степашка засыпать. Зап. в январе 1997 г. от А.Ф.Сергеевой, 1952 г.р.
Люлю–люли–люли,Прилетели гули,Стали гули ворковатьИ Димулю усыплять.Баю–баюшки–баю,Спи, Степашечка, лю–лю.Степа, сладко засыпай,Крепко глазки закрывай.Баю–баюшки–баю.Живет барин на краю.Он не беден, не богат,У него много ребят.Все по лавочкам сидят,Кашу масляну едят,Каша масляная,Ложка крашеная. Зап. в ноябре 1996 г. от М.П.Авериной, 1928 г.р.
Баю–баю–баю–бай.Не ходи, собака, не лай,Долгозуба, не реви,Наших деток не буди.Баю–баюшки–баю.Не ложися на краю,Ложись на середочку,Держись за веревочку.А с краю скатишься,И прохватишься,И наплачешься.Ой, баю–баю–баю.Живет барин на краю.Он не скуден, не богат,Только горница ребят.Все по лавочкам сидят,Кашу масляну едят.Каша масляная,Ложка крашеная.Ой, ты, Танечка, усни,Крепкий сон тебя возьми,Закрой, Таня, глазки.До самой до Пасхи.Баю–баюшки–баю.Не ругаю да не бью,Тебе выспаться даю.Ты покрепче усни,Угомон тебя возьми.Баю–баюшки–байки,Матери – китайки,Отцу–подлецуТолстой палкойПо лицу.Баю–баю–баюшки,Купим Тане валенки,Да не больши, не маленьки,Самый враз по ножкамБегать по дорожкам.Баю–баюшки–баю,Я немножечко прошу:Одну чашечку чайку,Два стакана кофейку.Баю–баюшки–байки,Серенькие зайки.Уж вы, серые коты,Принесите дремоты.Наша Оля хочет спать,Ее некому качать:Нету бабушки роднойДа пестуньи нанятой.Была бы бабушка родная,Покачала бы тебяИ побайкала, поуговаривала:«Спи–ка, Олечка, покрепче,Будет мамочке полегче». Зап. в ноябре 1996 г. от М.П.Кононовой, 67 лет.
Как я Степочку люблю,Степе зыбельку куплю.Зыбелька нова,Почепочка шелкова.Еще крюк золотой,Полог бархатной.Спи–ка, Димочка,Пока маленькой.Дима вырастет большой –Не положим Диму спать.Скажем: «Димушка, вставай,На работу поспевай.На работе не ленись,Поскорее шевелись!»
Палку подбрасывали вверх, один из играющих её ловил в воздухе. Остальные игроки поочерёдно брались за палку чуть выше предыдущего игрока, плотно прижимая свою руку к руке предыдущего игрока. И так до тех пор, пока все игроки не поучаствуют в считалке,приговаривая:
Чья копна на моей копне? Скинь долой, вези домой! (Последний игрок – водящий).
Тары-бары, домой пора – ребят кормить, телят поить, коров доить, тебе водить.
Синя маа кулдакаа,
Шла коза по мостику
И махала хвостиком,
Зацепилась за перила,
Прямо в речку угодила.
Кто не верит? Это Он!
Выходи из круга вон.
Веркко да калат (сеть да рыбы).
Участники игры делятся на две команды. По жребию определяют кому быть «рыбой» кому «сетью». Первым делом «сплетают сеть»- берутся за руки, поднимают их вверх и образуют круг. Ребятом известно, что настоящие сети рыбаки нередко тянут за собой. Движется и ребячья «сеть»- круг колышется то вправо, то влево.
«Рыбы» как им положено заходят в «сеть»- внутрь круга. Побывав там немного, возвращаются обратно. В тот момент, когда «рыбы» в «сети» больше всего, кто- нибудь из команды «ловцов» кричит: «Веркко!» («Сеть!»). Поднятые вверх руки сразу же опускаются, и «Ловцы» сразу же сужают круг, стремясь удержать внутри него всех заплывающих рыб. Но те не хотят стать легкой добычей, изо всех сил пытаются вырваться, разьеденить звенья «сети» и выскользнуть из неё. Кому- то это удается.
Пойманные рыбы из игры выбывают. «Сеть» снова приходит в движение.
Иногда кто-нибудь из команды «рыб», предчувствуя, что «сеть» вот- вот замкнется кричит: «Калат» («Рыбы!»). «Рыбы» стремглав бросаются из «сети».
Команды меняются местами, когда «сеть» переловит всех «рыб».
Играющим роль «сети» завязывают глаза и выводят в центр зала. Они широко расставляют ноги. Юркие рыбки пытаются проскользнуть между ног. Если им это удается, они переходят к другим «сетям». Застрявшие выбывают из игры.
«Сетям» разрешается зажать «рыбу» ногами и удерживать руками, а вот сходить с места нельзя. Если рыба изловчилась, потащила «сеть» за собой, та должна отпустить жертву и встать в исходное положение.
Игра заканчивается, когда все «рыбы» пойманы.
Яной да хука (Заяц и волк).
Все играющие на время становятся «зайцами». И лишь один из них превращается в «волка». Каждый заяц делает себе домик, защиту от «волка»- чертит вокруг себя круг. Один «заяц» обязательно остается без домика. И вот «волк- охотник» хлопает в ладоши. Перепуганный «заяц» старается удрать от него, если волк его все же нагоняет, то быстро заскакивает в чей- нибудь домик. Вдвоем там оставаться нельзя. Хозяин обязан «выскочить» на улицу. «Волк» продолжает уже погоню за ним. И так, пока кто- нибудь не попадет волку в лапы. Тогда «заяц» и «волк» меняются ролями и игра продолжается.
Каграа сюёттямя (кормить овсом).
Выбирают ведущего и водящего. Ведущий с шапкой в руках садится на стул. Водящий изображает лошадь. Прячет лицо в шапку и делает вид, что ест овес. Руки в это время он держит за спиной, ладонями вверх. Играющие становятся за водящим. Вдруг кто- нибудь из них ударяет водящего по ладоням. Тот сразу перестает «есть овес» и старается угадать, кто его потревожил. Сделать это не просто- играющих много. Но все- таки каждый бьет по- своему и какой- то шанс угадать, конечно, есть.
Если водящий угадывает, кто ударил, они меняются ролями. «Лошадь» снова принимается «есть овес»…
Варой пелдолла (Ворона на поле)
Выбирают водящего. Это- «хозяин», а все остальные – «вороны». На игровом поле чертят большой квадрат. «Хозяин» садится в центре его на корточки. «Вороны», как это бывает на настоящем поле, слетаются, начинают каркать: «Поле топчем, зерна клюём». Так повторяют несколько раз.
Наконец, «хозяин» просыпается и начинает гонять «ворон». Хитрые и проворные птицы, улетают за территорию квадрата. Там их трогать нельзя. Но вот какая то из ворон зазевалась и и «хозяин» успевает её поймать.
Игра продолжается до тех пор, пока «хозяин» не отстоит засеянное поле и не переловит «ворон».
Кукот (Петухи).
Петухи- известные драчуны. Двое мальчиков сходяться, прыгая на правой ноге. Сблизившись, пытаются оттолкнуть один другого. Проигравшим считается тот, кто не выдержал натиска соперника, потерял равновесие и встал на обе ноги.
Незамедлительно следует наказание, проигравший должен кукарекать во все горло.
К выигравшему подходит следующий «петух»- и игра продолжается.
Кто- нибудь добровольно становится Яшей. Ему завязывают глаза и сажают в центре круга. Остальные беруться за руки и идут по кругу против часовой стрелки приговаривая:
Для своей потешки. Руки на темь положи
И словечко нам скажи:
Раз, два, три- ищи.
После этих слов Яша вскакивает и все разбегаются. Яша старается кого- нибудь поимать. Пойманный становиться Яшей. Игра продолжается.
Колахуш (Стук).
Участники игры становяться в тесный кружок. До этого по более широкому кругу, на равном расстояниидруг от друга, располагаются чурки, обязательно на одну меньше числа играющих.
Ведущий стоит отдельно, спиной ко всем. В руках у него палка. Он ударяет её о землю и все бросаются в рассыпную, стараясь занять свободную чурку. На нее надо не только быстро сесть, но и удержаться, потому что оставшийся без чурки будет пытаться столкнуть сидящего, завладеть его место.
«Лишнего» ждет наказание- ведущий дает ему щелчок или заставляет выполнить какое-нибудь задание. Игра продолжается.
Шавишотку (Месить глину).
Участники игры рассаживаются по скамьям на равном расстоянии друг от друга. Кисти рук держат соединенными перед собой- «лодочкой». У ведущего в руках небольшой гладкий камешек, зажатый между ладонями. Водящий стоит рядом с ним. Ведущий произносит: «Келля кулла култа пуйкко?»- «Отгадай, у кого золотая спица». Фраза эта делиться как бы на две части. Подойдя к первому играющему, водящий отпускает свои ладони в его, соединенные «лодочкой», и несколько раз проводит вперед назад, как бы «месит глину». В это время он произносит «Отгадай у кого…». Про делав это с другими играющими, ведущий заканчивает фразу: «… золотая спица?»
Ведущий и водящий обходят всех участников. Незаметно, в любом месте присказки, ведущий опускает камешек в чьи-нибудь ладони. Вся хитрость в том, чтобы водящий не сумел распознать, у кого спрятан камешек. Хранить секрет должен не только ведущий, но и тот, кому достался камешек,- можно ведь и рассмеяться и покраснеть, выдать себя поведением.
Водящий внимательно следит за происходящим, пытаясь отгадать, в чьи ладони опущен камешек. Пока «месят глину», он должен успеть многое заметить. Если он угадал, они с водящим меняются местами, если нет – получает щелчок по лбу (выполняет какое-нибудь задание).
В одном из многочисленных вариантов игры ведущий, обходя играющих и пытаясь незаметно опустить в чьи-нибудь руки камешек, приговаривает:
Где купался иванушка?
Возле белого камушка.
Белый камень у меня, у меня,
Говорите про меня, про меня…
Уголок.
Популярная пудожская игра.
В игре участвуют пять человек. Определяют водящего, который тут же становится в центр избы. Остальные четверо располагаются по углам. Водящий говорит:
Бабушка- старушка, Продай уголок-
Там пиво варят, Тебя напоят.
Как только произнесено последнее слово, играющие быстро меняются местами. Кто останется без угла, тому и водить.
Бегуча (Бег).
Ко мне с кольцом.
Все садятся на лавки. Ведущий с кольцом в руке, зажатым между ладонями, ходит перед сидящими и поводит свои руки между сложенными ладонями играющих. Все внимательно следят за его действиями. Незаметно он опускает кому-нибудь в ладони кольцо. Затем выходит на середину избы и кричит: «Ко мне с кольцом!». Все одновременно вскакивают. Тот, у кого кольцо, бросается к ведущему. Если играющие угадали, у кого кольцо, они прилагают все силы, чтобы помешать обладателю кольца передать его обратно ведущему. Тот кому удалось отобрать кольцо (поймать предающего, становятся ведущим.
Выбирают водящего и окружают его кольцом. Водящий весело припевает:
Стерегу, стерегу овечку
По золотому колечку.
Не трожь моей овечки
Ни зверь, ни медведь, Ни лихой человек.
Кыш, овечка, в поле.
Все разбегаются, а водящий бросается вдогонку. Тот кого он поймает становиться водящим.
Хиппа (Погоня).
В игре используется веревка, концы которой крепко связываются. Все берутся за веревку с внешней стороны и растягивают её, образуя круг. Водящий становится в центре. Его задача дотронуться руками до кого-нибудь из игроков, «запятнать». Но сделать это не так просто. Как только он приближается к кому-нибудь, тот отпускает веревку и отступает назад. Остальные натягивают веревку. Водящий бросается к другому игроку, в это время первый быстро хватается за веревку, давая возможность своему товарищу отпустить её и не дать себя «запятнать».
Тот, кого водящий, все- таки «запятнал», становится в центре. Игра продолжается.
Ляпки с мячом.
Игра начинается после обязательной считалки:
Раз, два, три, четыре-
Мы живем в одной квартире.
Раз, два, три, четыре, пять-
Выясняли кому водить. Потом становились в круг. Кто-нибудь из играющих сильно ударял мячом о землю. Мяч подскакивал вверх. Пока водящий ловил его, все разбегались. Поймав, наконец, мяч, водящий кричал: «Стой!». Все останавливались в позах, в каких их заставала эта команда. Водящий с места старался запятнать кого-нибудь из играющих.
Если мяч задевал игроков, водящий вновь бежал за ним, а все остальные устремлялись в противоположную сторону. Схватив мяч водящий снова кричал: «Стой!». Все застывали, как вкопанные, а водящий старался в кого-нибудь попасть. Если это удавалось, тот, в кого попадали мячом, бежал за ним, а все остальные, в том числе и водящий, разбегались врассыпную, пока их не настигала команда: «Стой!».
Никто не имел права двигаться, менять позу с того момента, как мяч оказывался в руках у водящего. В этой игре водящие быстро менялись ролями с играющими.
«Кислый» круг.
Играющие делятся на две группы. В каждой из них выделяют капитана. Капитаны подходят к орбитру, в руках у которого зажаты две спички- короткая, подлиннее. Если капитану достается короткая спичка- его команде водить.
В центре поля рисуют большой круг. Играющие заходят внутрь, а водящие остаются снаружи. Задача водящих запятнать мячом стоящих в круге. Кого коснется мяч, тот выходит из игры. Играющие стараются поимать мяч, тогда на их счету прибавиться «свеча, которая даёт право следующий меткий удар по мячу не засчитывать. Поэтому играющие стараются попасть по ногам или по спине играющим- так поймать мяч сложнее».
Как только начинается игра все приходит в беспрерывное движение. Мяч перелетает высоко над кругом от одного игрока к другому. Иногда может случиться так, что на счету играющих скапливается столько свечей, что отыграть их уже не возможно. Тогда оставляют круг «киснуть». Игра прекращается. Потом заводят новую игру, оставляя тех же водящих.
Полттозил мияччун кера (пятнашки с мячом).
Чертится верхняя и нижняя границы игрового поля. Участники игры располагаются вдоль верхней линии, лицом к полю, на равном расстоянии друг от друга. Водящий с мячом и палкой становиться последним справа, лицом к играющим, ставит мяч на линию и легко бьет по нему палкой, направляя его вдоль стоящих. Если мяч останавливается между играющими, водящий делает другую попытку, если напротив кого-нибудь из играющих- оба (играющий и водящий) тотчас начинают бег. При этом играющий бежит к нижней границе игрового поля, а водящий- бежит за мячом, хватает мяч и, догнав убегающего, «пятнает» его.
Если мяч достиг цели, убегающий становиться водящим, если нет- водящий бежит за мячом, хватает его и снова пытается «запятнать» бегущего. Но это можно делать, пока убегающий не встал на своё место у верхней линии. В случае промаха игра начинается сначала.
Киннас (Рукавица).
Играют зимой на улице.
Участники выстраиваться парами и образуют круг. Одна из пар начинает игру. Один из них заходит в круг, другой выходит за него с рукавицей в руках. Круг движется то по часовой стрелке, то против неё. Игрок бежит, по внешнему кругу, чтобы выбрать удобный момент и бросить рукавицу- запятнать игрока, который в кругу.
Если бросок не достигает цели, игрок бросает рукавицу обратно, и так до тех пор, пока тому не удастся сделать меткий бросок. После этого он заходит в круг, а напарник выходит из круга и «пятнает» кого-нибудь из играющих и тот выходит из круга и старается запятнать игрока в центре. Игра повторяется. В центре круга не стоят на месте. Правилами разрешается увертываться от броска.
Перепалка.
Игра проводиться под веселую мелодию.
Разделиться на две группы. Одна садиться у одной стены, другая напротив. Один из игроков подход к игроку из другой группы кланяется и местами меняются. Так и «перелетают» игроки с места на место.
Нена (нос).
Играющие встают или садятся по кругу. В центре трое- 2 игрока, один водящий. Игроки шепчут на ухо игроку имена участников. Водящий вызывает игроков по именам в центр круга, те в свою очередь должны угадать кто их вызвал. Если угадали- меняются местами, Если же нет то им показывают с помощью пальцев «длинный нос». И встают в круг. Игра продолжается.
Кот Васька.
Один из играющих изображает кота Ваську, остальные- мышей. Васька ходит по кругу, мыши приговаривают:
Ходит Васька серенький,
Хвост у Васьки беленький,
Поступь еле слышная,
Хвост у Васьки пышный,
Все разбегаются Васька ловит мышей. Пойманный становится котом. Игра продолжается.
Мышь и кот.
Играющие становятся в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход- нору., или коридор. Стоящие в одном ряду- коты, в другом- мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, он может бегать только вокруг рядов, так в нору ему забегать нельзя. В опасный момент мышь может спрятаться в нору. После удачной ловли кот и мышь становятся в ряды, а на их место становится новая пара.
Так продолжается до тех пор, пока коты не переловят всех мышей. Тогда коты становятся мышами и наоборот.
Олень.
Участники игры, взявшись за руки, образуют круг. Один из участников по жребию становится в середину круга. Он олень. Круг движется взад и вперед под песню, в которой к оленю обращаются со словами:
Уж ты, батюшка олень,
Отпусти меня на день
С утра до вечера.
Больше я тебе не слуга.
Составляющие круг разбегаются в разные стороны, а олень бросается за ними. Кого он поймает, тот становится оленем. Игра продолжается.
Круг- кружочек.
Все становятся в круг и, взявшись за руки, ходят и поют:
Повернися… (имя ребенка, ты!
Тот, чье имя назвали, поворачивается спиной к центру круга. Так по очереди поворачиваются все.
Царь-картошка.
Выбирается царь-картошка. Остальные договариваются, что они будут делать (например, копать землю лопатой.) Они подходят к царю- картошке и хором спрашивают: «Царь- картошка, прими нас на работу». Царь спрашивает: «А что вы умеете делать?»- «Мы не скажем, а покажем» (имитирую то движение, которое задумали). Царь должен догадаться, что они делают. Если он угадает, все убегают. Тот, кого он поймает, становится царем- картошкой. Если царь никого не поймает, становится ещё раз Царем- картошкой.
Белки-Куницы.
Выбирается водящий- это куница. Все остальные- белки.
На земле чертятся круги- это беличьи домики. Их может быть много. Белки прыгают из круга в круг. Куница не может ляпнуть белку, когда та находится в домике, а между домиков ляпать можно. Если ей удается поймать белку, то та становится куницей, а куница- белкой. Белке нельзя долго сидеть в домике.
Волк.
Выбирают волка. Остальные игроки- овцы. Овцы приходят к волку и говорят: «Позволь нам, царь, погулять в твоем лесу».- «Подите погуляйте, - да только не щиплите травку, а то мне не на чем будет спать». Овцы нарушают данное слово, начинают щипать травку, приговаривая:
Щиплем- щиплем травку
Бабушке- на рукавички,
Дедушке- на кафтанчик,
Серому волку- грязи на лопату.
Волк бросается на них, и тот, кого он поймает, заступает на его место.
Горелки.
Чтобы не погасло.
Едут там трубачи
Погляди на небо,
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
После этого стоящие в последней паре бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущим удается взять друг друга за руку, прежде чем горелка запятнает одного из них, они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется. Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди колонны, а тот, кто остался без пары, горит.
Литература:
1. Народные игры Карелии/ Лит. Запись В. А. Панкова. - Петрозаводск: «Карелия», 1987.- 135 с. (В. В. Мальми. Народные игры Карелии)
2. Где цветок, там и медок/Сост., статья С. М. Лойтер. - Петрозаводск: КГПИ, 1993.- 112 с. : ил
Публикации по теме:Хороводные игры. Картотека Карточка №1 «Каравай» Цель игры: Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, воспитывать понимание различной величины предмета,.
Картотека «Игры с бегом» «КУРОЧКИ» Играющие выбирают хозяйку и петушка, все остальные - курочки. Петушок ведёт курочек гулять, зёрнышки поклевать. Выходит, хозяйка.
Картотека «Игры с книжками» «Прятки с книжкой» Покажите ребенку новую книжку и попросите его закрыть глаза. Спрячьте книжку где-нибудь в комнате. Он с удовольствием.
Картотека «Игры с прыжками» "ВОРОБУШКИ И КОТ" Все играющие изображают воробушков и находятся за кругом. Водящий - кот встаёт в середину круга. Воробушки то впрыгивают.
Кубанские народные игры. Картотека Игра: «Передай подкову». Дети стоят по кругу, передают подкову друг другу. У кого последнего подкова останется, тот выиграл. Игра: «Передай.
Картотека «Лечебные игры» Картотека "Лечебные игры" «Котёнок» (2 – 4 года) Цель. Укрепление мышечного корсета, формирование правильной осанки, развитие равновесия.
Картотека «Пальчиковые игры» Картотека «Пальчиковые игры»«Замок» На двери висит замок — Кто его открыть бы смог? Быстрое соединение пальцев в замок. Потянули … Тянем.
Картотека «Лексические игры» Предлагаю несколько лексических игр для детей старшего дошкольного возраста. Эти игры способствуют расширению и обогащению словарного запаса,.
Лэпбук «Карельские пирожки-Калитки» Предлагаю вашему вниманию мою работу, в виде лэпбука. Мы с детьми старшей группы "Звёздочки" изучали тему "Моя малая Родина - Карелия".
Картотека «Экологические игры» Экологические игры. 1. «Найди, что покажу» Дидактическая задача: Найти предмет по сходству. Игровое действие: Поиск предмета показанного.
И любовь к родному краю, его озерам, рекам, его народу.
Карельский фольклор включат в себя:
Заклички и приговорки - стихотворное обращение в повелительной форме к различным силам и явлениям природы.
Закличка для солнышка:
Выгляни на брёвнышко,
Разгуляй весь денёк.
Приговора, когда удят рыбу:
Клюнь поболе, окушок!
- Как назвать можно этот жанр фольклора?
Сядь скорей на травку,
На зелёную муравку.
Считалки - самый распространённый жанр детского фольклора. Считалки непременные спутники многих и многих карельских игр. Она определяет законы игры, игровые функции
Тара-бара, домой пора –
Ребят кормить, телят поить,
Я уже иду искать.
Пять-шесть – кашу есть,
Семь-восемь – сено косим,
Девять-десять – масло месят,
Одиннадцать-двенадцать – на улице бранятся.
Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек:
«Приходите все на чай!»
Сколько чаек отвечай!
*** Все говорят – сарафаны делят.
Кому тони, кому стан,
Кому целый сарафан.
Стакан-лимон – Выйди вон!
В этой считалке встречаются два непонятных слова: «Тони» - это сеть для ловли рыбы, «стан» - часть одежды.
Раз – два – три – четыре,
Жили мыши на квартире,
Чай пили, чашки били, по три денежки платили.
Кто не хочет платить – тому и водить.
*** Лиса по лесу ходила, Громким голосом вопила,
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела –
Мужу двое, себе трое
И детишкам – по лаптишкам.
По кусту, по мосту,
По лебяжьей горе,
По чужой стороне,
Там чашки, орешки,
Поди вон, королек!
До, ре, ми, фа, соль, ля, си
Дружно жили караси.
Как дошли до ноты «си»-
Попросились на такси.
А в такси сидела кошка
Улыбалась им в окошко!
Испугались караси – и
Остались без такси.
Плыл у берега пескарик,
Потерял воздушный шарик.
Помоги его найти – сосчитай до десяти.
Карельские колыбельные песни или байки – самые первые поэтические произведения, адресованные ребенку в колыбельный период жизни.
Приди, котик, ночевать,
Нашу деточку качать.
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
Не ложися на краю,
Ложись на серёдочку
Да на пелёночку.
Спать будем на улоньке.
Ты, собачка, не лай
Ты, коровка, не мычи,
Наших деток не буди.
Баю- бай. Баю – бай.
Цыц, собачка, не лай!
У нас Валю не пугай.
Ты не лай-ко у ворот.
Ты не лай, не риви,
У нас Валю не буди,
У нас Валюшка спит,
За ей дело не стоит.
Как за Валей дело стане,
Тогда Валя спать не стане.
Скажут «Валенька, вставай
Ножки в лапти обувай,
На работушку ступай.
На работе не ленись,
Пестушки и потешки - в них много добрых, ласковых существ и действий, в них царят нежность, доброжелательность к миру и всему живому. Малыш подрастает, начинает ходить, пора приучать его к труду. Потешки – стихи, удовлетворяющие потребность ребёнка в радости, расширяют представление ребёнка об окружающем мире.
Когда купают ребёнка.
Как с гуся вода,
А с Серёжи худоба,
Намоем сыну ноженьки
И пустим по дороженьке,
Намоем ему ручонки,
Чтобы сильным был мальчонка.
Намоем сыну личико,
Чтоб хорош был в обличии.
Ранним утром пастушок-
А коровки му-му-му, му-му-му.
Ты, бурёнушка, ступай,
В чистом поле погуляй,
Ты вернись вечерком, вечерком
Да с молочком, с молочком.
Ахти- ахти, ахтюшки,
Разболелся зуб у Настюшки.
Бабай вечером придёт,
Не ешь, Настя, сладости
А ешь- ко оладушки,
Припевай – ко с молоком,
Посыпай- ко толокном.
Будешь ты здорова,
Будешь ты красива,
Женихам на диво.
Когда пеленают приговаривают:
На киску- потягушечки,
На Катеньку – растушечки.
Когда учат ходить:
Бегите по дорожке -
Прямо в избушку
Прибаутки и песенки - они потешают и одновременно воспитывают ребенка.
- Мишка, мишка, где штанишки?
У девчонок на ириски променял. Променял, променял.
Мама била, била, била
А сестрёнка говорила:
-Зайка- зайка, белый хвост, где ты был?
-Сидит в ловушке.
-Вечерком смыло в Янис ручейком.
Ай ду –ду, ду-ду, ду-ду,
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу,
Во трубу серебряну.
На печи сидит хозяйка,
А под лавкой таракан,
Он сегодня съел стакан.
Дразнилки и поддевки - небольшие забавы детей в форме искусственных диалогов.
Дразнилка про воришек.
НЕ кована головка.
НЕ станешь воровать.
Дразнилка про плакс.
У тебя глаза промокли.
Если долго будешь плакать,
Как лягушка будешь квакать.
- Твой отец начальник
-У тебя в тетради кол
- Цап тебя за ухо
- Цап тебя за волоса
- Тебя по лбу стук
- Посиди еще часок
Небылицы и перевертыши – в них события развиваются совершенно невероятно с точки зрения здравого смысла.
Как на горке, на горы,
Там дерутся комары,
Два дерутся, два смеются,
Два убитые лежат.
Завтра пятница, суббота,
Таракан дрова рубил,
Комар баенку топил.
А мушка водушку носила.
Было дело в январе, пятого апреля
Сухо было на дворе, грязи по колено.
По широкой мостовой, узенькой немножко,
Шел высокий гражданин, маленького роста.
Весь кудрявый, без волос,
Тоненький, как бочка.
У него детишек нет, только сын и дочка.
Пишет сыну гражданин: «Дорогая дочка,
Жив-здоров, лежу в больнице,
Сыт по горло, есть хочу, хоть корову проглочу».
Небылица «Мужик на луне» (отрывок)
«Жила-была корова на рога здорова, снесла корова яйцо, из яйца вылупилась овца, захрюкала-запела, на забор села, стала лягаться, рогом ковыряться. Забор упал, встал да побежал. Бежит забор, а за ним изба поспешает, за избой хозяин гонится, веревку кидает. Кинул раз – трубу зацепил, труба упала, а изба дальше побежала. Кинул другой - зацепил за конек резной горбунек, крыша упала, а изба дальше побежала. Кинул в третий раз – зацепил за угол, изба и развалилась, в дрова превратилась. Стал мужик забор догонять, догоняет, по колышку отрывает. Оторвет да бросит, остановиться просит. Бегали, бегали – домой прибежали. Встал забор на место – а избы-то нет. Мужику бы горевать, а он смеется «Ничего, - смеется, - был бы забор, а изба-то будет!»
Скороговорки – они стали своеобразной игрой не только словесной, но и этической и педагогической ценностью.
«Макар да кошка, комар да мошка»
«Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сенька с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб»
«На море тридцать три корабля лавировали-лавировали, не могли вылавировать»
«На улице погода размокропогодилась»
«Наш-то белобород вашего-то белоборода перебелобородил, выбелобородил»
«Я человек фильтикуляпистый, умею фильтикуляпнуть и выфильтикультяпнуться»
«Милая Мила мылась с мылом»
«Брысь, кошка, под дрындуг»
«Пекарь печет калачи в печи»
«Чайка- чайка, дай мне чаю, я ребенка покачаю»
«Растеряла Маргарита маргаритки на дворе»
«Надо блюдо вымыть и повыобиходить»
«Течет речка, печет печка, течет речка, печет печка»
«Тапочки на лапочки будут косолапочки»
«Семь мышат в шалаше шуршат»
Карельские загадки – карельские загадки подробным образом отражают карельскую жизнь прошлого, начиная с предметов карельского обихода и кончая природными явлениями.
Крохотная птичка с хвостиком льняным сквозь стены пролетает. (Нитка с иголкой)
Летом звенит-поет, зимой в амбаре живет. (Коса)
Угля черней, снега белей, выше кромки сетей, ниже саней. (Сорока)
Олень по полю скачет, ноги до земли не достают. (Люлька)
Чем больше свинка вертится, тем толще становится. (Веретено)
Заливы узкие, мысы длинные, скала на кончике каждого мыса. (Рука (пальцы)
Жеребец в конюшне, хвост на крыше. (Печь)
У кого глаза в ушах? (Ушат)
Черный-пречерный, толстый-претолстый, в каждом доме нужен. (Чугунок)
Черная птица красные яйца высиживает. (Чайник на углях)
Может к ночи одеть, а среди бела дня раздеть. (Баня)
Двумя ногами ступает, восемью везет. (Сани)
Дятел в железных сапогах по дороге проскакал. (Лошадь)
Изба еды полна, а крыши нет и стены дырявые. (Поле)
Кривой, горбатый, все поля обходит, все нивы обмеряет. (Серп)
Высек пламя Илмаринен, выбил искры Вяйнямёйнен. (Гроза, гром и молния)
Железный мужичок огнем плюется. (Ружье)
Шкуру съедают, кровь продают, тело сжигают, рога в лесу оставляют. (Сосна)
Кипит-бурлит — никогда через край не переливается. (Озеро)
Лебедь летит, крыльями помахивает, воду с крыльев отряхивает. (Лодка с веслами)
Башмаки из камня, шляпа из бересты, в воде стоит, на земле падает. (Сеть)
Дед старый, шуба новая — каждый год шьют, каждый год порют. (Лед на озере)
Овца из лесу идет, шерсть по земле волочится. (Воз с сеном)
Одна изба, пять горенок. (Перчатка)
Сарай овечек полон, а посредине — баран остриженный. (Звезды и месяц)
Двое слушают, двое глядят, двое нюхают, один пробует, двое собак отгоняют, один сзади болтается. (Корова)
Пословицы – они бытуют не самостоятельно, а употребляются в живой, разговорной речи. По своему жанру затрагивают вопросы морали, народной педагогики, любви к дому, любимым местам.
Не суди о человеке по одежде, о книге по обложке.
Большой, да чужой, маленький, да свой.
Где огонь, там и дым.
Нет торжества без незваных гостей.
У меча два лезвия.
Не ищи чужую голову, когда своя на плечах.
Человека не будет, а имя его сохранится.
Не рожает свинья соболя, кошка - курицу.
Даже солнышко не для всех одинаково светит.
Который палец ни укуси - все больно.
С окуня улов начинается, лососем кончается.
Ветер не дует, так и осока не шумит.
Рыба начинает гнить с головы.
Мал золотник, да дорог.
От смерти бегством не избавишься.
Меньше знаешь - больше спишь.
Знал бы, куда упадешь, так перину бы подостлал.
Детские карельские игры.
Пожалуй, самая простая и поэтому самая распространенная игра. Выбирают водящего и окружают его кольцом. Водящий весело припевает:
Стерегу, стерегу овечку
По золотому крылечку.
Не трожь моей овечки
Ни зверь, ни медведь,
Ни лихой человек.
Кыш, овечка, в поле!
Все разбегаются, а водящий бросается вдогонку. Тот, кого он поймает, становится водящим.
Кто-нибудь добровольно становится «Яшей».
Ему завязывают глаза, сажают в центр круга.
Остальные берутся за руки и идут против часовой стрелки под песню:
Ты – забава наша.
Для моей потешки.
Руки на темь положи
И словечко нам скажи:
Раз, два, три – ищи!
После этих слов «Яша» вскакивает – и все разбегаются. «Яша» старается кого-нибудь поймать. Пойманный становится «Яшей». Игра продолжается.
Петухи – известные драчуны. Двое мальчиков сходятся, прыгая на правой ноге. Сблизившись пытаются оттолкнуть один другого. Проигравшим считается тот, кто не выдержал натиска соперника, потерял равновесие и стал на обе ноги.
Незамедлительно следует наказание: проигравший должен кукарекать во все горло.
К выигравшему подходит следующий «петух» - и игра продолжается.
Ко мне с кольцом.
Все садятся на лавки. Ведущий с кольцом, зажатым между ладонями, ходит перед сидящими и проводит свои руки между сложенными ладонями играющих. Все внимательно следят за его действиями. Незаметно он опускает кому-нибудь в ладони кольцо. Затем выходит на середину избы и кричит: «Ко мне с кольцом!» Все одновременно встают. Тот, у кого кольцо, бросается к ведущему. Если играющие угадали, у кого кольцо, они прилагают все силы к тому, чтобы помешать обладателю кольца передать его ведущему. Тот, кому удается отобрать кольцо, становится ведущим.
Играющие делятся на две группы. В каждой из них выделяют капитана. Капитаны подходят к арбитру, у которого в Куках зажаты две спички – одна короткая, другая подлиннее. Если капитану достается короткая спичка, его команде водить.
В центре поля рисуют большой круг. Играющие заходят внутрь, а водящие остаются снаружи. Задача водящих – «запятнать» мячом стоящих в кругу. Кого коснется мяч, тот выходит из игры. Играющие, конечно стараются поймать мяч, тогда на их счету прибавится «свеча», которая дает право следующий меткий удар по играющим не защитывать. Поэтому водящие стараются попасть мячом по ногам или по спине играющих – так поймать мяч сложнее.
Как только начинается игра, все приходит в непрерывное движение. Мяч перелетает высоко над кругом от одного игрока к другому.
Водящие бегают по внешнему кругу то вправо, то влево, стремясь выбрать выгодную позицию и «запятнать» играющих. И все-таки случается, что на счету играющих скапливается столько «свечей», что отыграть их уже невозможно. Тогда оставляют круг «киснуть» (ассоциация с молоком, которое киснет, если долго стоит). Игра прекращается.
Потом заводят новую игру, оставляя тех же водящих
Играющие делятся на две команды. Игроки одной команды рисуют для себя на площадке крепость — квадрат, каждая сторона которого равна пяти шагам. Игроки другой команды находятся в ноле. Они подходят к крепости не ближе чем на пять шагов. У одного из нападающих в руках мяч. Он бросает его в защитников крепости. Тот, в кого попали, поднимает мячик и бросает его в наступающих, а те, в свою очередь, снова бросают мячик в защитников крепости. Промахнувшийся выбывает из игры.
Наступающие бросают мяч с определенного расстояния, они могут увертываться от мяча защитников только в пределах поля, а защитники — в пределах крепости.
Пятнашки на санках
Играют несколько пар. В каждой из них один играющий везет другого, сидящего на санках. По желанию играющих или по считалке выбирается пара водящих. Водящие стремятся догнать любую другую пару играющих и запятнать одного из них. Салит игрок, сидящий па санках, он делает это только прикосновением руки. Если в паре игрок осален, пара становится водящей. Игра продолжается.
Играть надо в пределах очерченной площадки. Пара, заехавшая за границы площадки, становится водящей, игра продолжается. Нельзя сликканеалить игроков той пары, которая только что была ведущей.
Чужой компьютер
Год карельских рун
вернуться к странице
Год карельских рун запись закреплена
Нравится Показать список оценивших
Omena - o, limpam - po, piira - paara - pais, ukolta m. t pois))) Наша, детская считалочка)))
Читайте также: