Какой девиз выбрал народ страны и кубани во время войны

Обновлено: 14.11.2024

жите даты начала оккупации и полного освобождения Кубани.

Сколько дней наш край был в окку-

Фашистские войска заняли Донбасс, Ростовскую область вторглись в пределы Кубани. Когда и где произошло сражение, задержавшее на некоторый период продвижение немецких войск в глубь Краснодарс-

К. июля – н. авг. 1942г.

В районе станиц Кущевской, Шкуринской, Канеловской состоялось данное сражение

Оно стало «боевым крещением» легендарного подразделения. О каком воинском соединении идет речь?

17- й казачий кавалерийский корпус под командованием генерал-майора Н.Я.Кириченеко

Во второй половине августа 1942 г.

Большая часть Краснодарского края

Была оккупирована. Не были захвачены только районы.

Адлерский, Геленджикский, Шапсугский - с мая 1945 г.- Лазаревский) районы, г.г.

Сочи, Геленджик, Туапсе

Укажите армии, участвовавшие в обороне и освобождении Кубани в период Вов.

18,56,58,9,12,37,46,47,9 Краснодарская пластунская; 4,5- воздушные.

Анатолий Васильевич Ляпидевский,

Евдокия Носаль, братья Игнатовы…

Почему эти люди в одном списке?

Ляпидевский, уроженец с.БелаяГлина, ГСС №1 (участвовал в спасении челюскинцев);

Е.Носаль – первая женщина (летчица), получившая звание ГСС, Игнатовы- братья- герои-партизаны, 1-е партизаны, получившие это звание.

С какого периода времени начинается битва за Кавказ?

С 25 июля 1942 г.

Назовите кодовое название операции немецкого командования по захвату Кавказа?

Укажите особенности гитлеровской оккупационной политики на Кубани

а)автономия, национальные свободы,

восстановление права собственности;

б)заигрывание с казачеством;

в)использование всех просчетов сталинского режима.

Когда и в связи с чем был издан приказ Верховного главнокомандующего И.Сталина за №227?

28 июля 1942г., в связи с недостатками в руководстве войсками и с целью усилить сопротивление врагу, остановить его наступление.

Как назывался этот указ правительства?

Приказ «Ни шагу назад!»

Злодеяния оккупантов вызывали гнев и сопротивление населения, принимав-

шего формы партизанского движения, подпольной борьбы и саботажа.

Сколько партизанских отрядов действовало в крае в 1942 г.?

86 партизанских отрядов, объединенных в7 соединений или «кустов».

Где и когда в истории Великой Отечественной войны были применены «душегубки», как орудие смерти?

Осенью (в ноябре) 1942г. в г. Краснодаре

Назовите цифру жертв фашизма, погибших в «душегубках», пострадавших от немецкого оккупационного режима на Кубани.

61 тысяча человек

Какое количество продуктов с\х, а также сырья было вывезено «новыми хозяевами» за период оккупации?

Около 1,5 млн. тонн

Какое количество мирного насе-

ления за период оккупации Кубани было насильно угнано в Германию?

Захват г. Краснодара противником позволил им развить наступление в двух направлениях. О каких направлениях идет речь?

1- е- через ст. Крымскую- на Новороссийск;

2- е- через ст. Саратовскую и Горячий Ключ- на Туапсе.

Существовал Южный (затем краевой) штаб партизанского движения. Кто им руководил?

Селезнев П. И.- 1-й секретарь крайкома ВКП(б)

Кто был организатором комсомольской подпольной группы в г.Краснодаре? Его именем названа одна из улиц города.

Назовите имя писателя, корреспондента г-ты «Красная Звезда», сделавшего 1-й репортаж в освобожденном Краснодаре.

Когда и где в России проходил 1-й процесс о злодеяниях фашизма и их пособников , совершенных в период Великой Отечественной войны?

16-17 июля 1943г. в г. Краснодаре в к-т

Кто из известных советских писателей выступал здесь в

качестве государственного обвинителя?

Укажите даты начала и окончания Туапсинской операции.

26 сентября- 20 декабря 1942года

Когда начинается наступательный период битвы за Кавказ?

1 января 1943года

Укажите дату освобождения краевого центра?

12 февраля 1943года

За период оккупации фашистам удалось создать мощный оборонительный район на рубеже от Азовского моря до Новороссийска, протяженностью 110 км. Как он назывался?

Тяжелые, упорные бои на земле и в воздухе развернулись вокруг одного населенного пункта, который противник превратил в мощный узел обороны. Наше командование назвало его «воротами Голубой линии». О каком населенном пункте идет речь?

Руководил операцией по освобождению данного населенного пункта представитель Ставки Главнокомандующего, выдающийся военачальник .

Георгий Константинович Жуков

Ожесточенные бои развернулись на южном направлении советско-германского фронта. Когда и где были высажены морские десанты?

3 - 4 февраля 1943-в районе Южной Озерейки; (планировался как основной

- Мысхако (плацдарм «Малая Земля»,

планировался как вспомогательный)

Какова площадь «Малой земли»?

Сколько дней шла героическая оборона «Малой земли»

В ходе Новороссийско-Таманской операции была прорвана «Голубая линия», укажите дату освобождения

16 сентября 1943 года

Советской авиацией впервые за годы войны было завоевано стратегическое господство в воздухе на южном крыле сов-германского фронта. Когда и где это произошло?

17-29 апреля 1943г в боях на «Голубой линии»

Сколько вражеских самолетов было здесь уничтожено?

В небе Кубани ярко проявилось высокое мастерство легендарного летчика, 3-жды Героя Советского Союза. Назовите его имя.

Александр Иванович Покрышкин

Сколько советских летчиков было удостоено звания Героя Советского Союза за бои в небе Кубани?

52 человека в боях на Голубой линии

Назовите имена летчиков, прославившихся в боях на «Голубой линии»

А.И. Покрышкин, Братья Д.и Б. Глинки, Г.Речкалов,В.Фадеев, В. Семенишин и др.

В небе Кубани получили боевую закалку летчицы 46-го Гвардейского

Таманского авиационного полка, под чьим командованием он сражался в небе Кубани?

Евдокии Давыдовны Бершанской

С начала Великой Отечественной

Около 600 тысяч человек

Сколько кубанцев, совершивших особо героические подвиги, было удостоено звания Героев Советского

285 Героев Кубани и 24 из братской Адыгеи

Назовите поименно кубанцев, дважды Героев Советского Союза

Кубанцы достойно сражались с врагом на всех фронтах Вов. Назовите цифру погибших земляков

Около 500 тыс. человек

Назовите имена писателей и поэтов, принимавших участие в освобождении Кубани.

Назовите ущерб, причиненный оккупантами народному хозяйству

Более 15 млрд. рублей (в довоенных ценах).

В январе 1943 г. начали наступления войска Южного и Закавказского фронтов на Северном Кавказе, какие действия советской армии создали для этого условия?

Контрнаступление в ноябре 1943 года под Сталинградом.

Весной 1943 г. в небе Кубани развернулось крупнейшее в истории воздушное сражение. Каковы его результаты?

Было уничтожено 1110 самолетов противника

Назовите кубанские города, награжденные боевыми орденами за вклад в Победу над врагом

Указами Верховного Совета СССР городу Новороссийску присвоено звание «Город-Герой», с вручением Золотой Звезды и ордена Ленина, Отечественной войны 1-й степени.

Боевыми орденами Отечественной войны 1-й степени удостоены также гг.

Какой кубанский город награжден боевым орденом за «подвиг

В ряду городов, чей вклад в излечении воинов советской армии особенно велик, первым стоит г. Сочи.

Покрышкин Александр Иванович - легендарный советский лётчик-ас, родился 6 марта 1913. в Новониколаевске (сейчас это Новосибирск), в многодетной семье, в составе девяти человек. Несмотря на то, что семья имела ограниченный достаток, Покрышкин с детства много времени уделял учёбе. Увлёкся авиацией в 12 лет, наблюдая полёты первых самолётов. После этого мечта стать лётчиком никогда не покидала его.

В 1928 году после окончания семилетней школы он пошёл работать на стройку. В 1930 год он поступил в местное техническое училище, где проучился 18 месяцев. Затем добровольно ушёл в армию и был направлен в авиационную школу. Выпустившись из Пермской военно-технической школы, он быстро рос в должности. В декабре 1934 года стал старшим авиационным механиком 74-й пехотной дивизии. Зимой 1938 года он прошёл годовую программу гражданского пилота за 17 дней. Это автоматически делало его годным к поступлению в лётную школу. Выпустился с высшими оценками в 1939 году и в звании старшего лейтенанта был распределён в 55 истребительный полк.

Поистине звёздной стала для Покрышкина весна 1943 года – в воздушных сражениях на Кубани. Именно здесь проявились недюжинные способности Покрышкина как лётчика - истребителя. Он первым широко использовал боевой порядок под названием "Кубанская этажерка " – т.е. построение самолётов в порядке пар, сдвинутую в сторону солнца ( этот порядок обеспечивал преимущество в боях на вертикалях). Он разработал и внедрил также и другие элементы воздушного боя, такие как выход из - под удара противника на вираже нисходящей "бочкой" с потерей скорости. Зазевавшийся враг проскакивал мимо цели и оказывался в прицеле.

По официальным данным, Покрышкин сбил в небе Кубани 16 вражеских самолетов. Немецкие лётчики, теряя свои самолёты при каждой встрече с нашим Асом, вскоре начали предупреждать друг друга о его появлении - "Внимание ! В воздухе Покрышкин !". Лишь за неделю боёв он лично сбил 6 самолётов противника, а лётчики его эскадрильи - 29 ! К Маю 1943 года Покрышкин, имея на счету 363 боевых вылета, был, видимо, самым опытным советским пилотом на Кубани. Три месяца в небе Кубани принесли Покрышкину много побед. Он стал зрелым мастером воздушного боя, умелым организатором и воспитанником молодых лётчиков.

В этих боях проявилось не только его лётное мастерство. Он показал себя талантливым организатором и командиром. Многие его тактические приёмы были взяты на вооружение в авиационных частях.

19 августа 1944 года, после 550 боевых вылетов и 53 официальных победы Покрышкин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз. Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране.

Умер Александр Иванович Покрышкин 13 ноября 1985 в возрасте 72 лет. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Выбранный для просмотра документ презентация к уроку.ppt

Цель: проверка знаний учащихся о Великой Отечественной войне на Кубани.

В декабре 1941 года на город был совершен первый вражеский налет, а массированные бомбардировки начались с 23 марта 1942 г. Гитлеровцы стремились сравнять город с землей: 465 раз они варварски бомбили город, совершая, так называемые "звездные налеты"- 70-90 самолетов одновременно. За 1942 год гитлеровцы сбросили на Туапсе более 10 тысяч бомб. В центре города не осталось практически ни одного крупного здания. Памятник установлен на так называемой Горке Героев. В этом месте захоронены останки 50 неизвестных солдат, принимавших участие в обороне города во время ВОВ

Памятник героям зенитчикам

Д алее отправляемся в город Крымск на Сопку Героев

« НОЧНЫЕ ВЕДЬМЫ » Евгения Жигуленко Зоя Парфёнова Надежда Попова Марина Раскова Екатерина Рябова Евдокия Никулина

Война бросала похоронки, Давила болью всю страну, А эти милые девчонки Спешили в небо на войну. «Ласточки» над фронтом

С 9 августа 1942 года по 12 февраля 1943 года длилась фашистская оккупация Краснодара. Эти шесть месяцев стали самыми страшными за всю его историю. Во время немецкой оккупации города нацисты применяли машины смерти - «душегубки». За время оккупации погибли более 13 тысяч горожан. Краснодар во время ВОВ Завод им. Седина после оккупации Нефтеперегонный завод

Тест 1. Город-герой Краснодарского края М) Москва Н)Горячий Ключ О)Новороссийск 2.Оккупация г. Краснодара П)август 1942г С)22 июня 1941г Т) 9 августа 1942г 3.Как фашисты называли лётчиц 46-Таманского авиаполка? Н)сестрёнками Л)ночными ведьмами О) ласточками 4.Сколько А.И. Покрышкин сбил вражеских самолётов? И) 59 К) 63 Л) 49

5. Единственная в стране женщина, удостоенная полководческой награды – ордена Суворова. Т) Е. Жигуленко Ч)Е. Бершанская Щ) О. Иващенко 6.Освобождение Кубани от фашистских захватчиков. Н)9 октября 1943 г. О) 12 февраля 1943 г. П)28 января 1943г. 7. В каком городе фашисты впервые применили машины – душегубки? М)г. Горячий Ключ Н)г. Новороссийск О)г. Краснодар О Т Л И Ч Н О

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

муниципального образования Абинский район

«Экспедиция по местам боевой славы

Внеклассное занятие по кубановедению

Димкова Наталья Анатольевна

учитель начальных классов

МО Абинский р-он

Тема: «Экспедиция по местам боевой славы Краснодарского края»

Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое своих земляков, любви к своей малой Родине

  • познакомить учащихся с подвигами героев – земляков, воевавших в годы Великой Отечественной войны;
  • сформировать чувство гордости за свою страну, за свою малую Родину, свой народ;
  • развивать познавательный интерес к изучению истории малой Родины;
  • способствовать воспитанию патриотизма, чувства долга и глубокого уважения к землякам, боровшимся с фашизмом.

Предметные - познакомить с подвигами земляков в годы ВОВ;

Личностные – воспитывать чувство гордости и патриотизма за свой край, своих земляков;

Регулятивные – понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

Коммуникативные – развивать умение работать в парах, группах;

Познавательные – формировать умение решать сложившиеся проблемные ситуации; умение анализировать, сравнивать.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал для работы в парах, толковый словарь Ожегова.

Учитель: Откройте души и сердца,

Скажите тёплые слова.

Друг другу улыбнитесь,

Добрее стать стремитесь!

1. Учитель: в этом году исполняется 70-лет Победы советского народа в Великой Отечественной войне над фашизмом. В истории нашей страны было немало тяжёлых и долгих войн, но только название этой пишется с большой буквы. А когда началась Великая Отечественная война?

Учитель: А когда закончилась ВОВ?

Ученики: 09.05.1945 г.

Учитель: Сколько лет длилась война? Какие главные сражения вы знаете в годы Великой Отечественной войны?

Ученики: Сталинградская битва, битва на Курской дуге, битва за Кавказ.

(Слайд 1 – щелчком мыши – появляется тема урока, нажатием на знак слева внизу начнётся воспроизведение аудиозаписи «Священная война»)

Учитель: (Учитель говорит слова на фоне музыки):

22 июня 1941 года в 4 часа утра, в воскресенье, на советские города и сёла обрушились немецкие бомбы и снаряды. В суровые годы войны весь народ встал на защиту своей Родины. Рядом, плечом к плечу, сражались бойцы разных национальностей: русский и грузин, таджик и украинец.

Война не обошла стороной и нашу с вами малую родину – Кубань. Много славных страниц вписали кубанцы в историю Великой Отечественной войны.

- Сегодня мы совершим экспедицию по историческим страницам нашей малой родины – Кубани.

III. Этап мотивации к учебной деятельности.

Учитель: Мы не можем не вспомнить ту страницу истории Краснодарского края, которая связана с Великой Отечественной войной.

Не можем не вспомнить о героическом подвиге нашего народа. Война оставила свой страшный кровавый след по всему краю. Наше поколение помнит, какой ценой досталась победа.

Учитель : Какой призыв выбрал народ страны и Кубани во время ВОВ?

(Слайд 2 ) (щелчком мыши появляются слова – призыв в перемешанном виде), (учащиеся составляют призыв, отвечают, через несколько секунд проверка, анимация «появление» «Всё для фронта, всё для победы»)

Учитель: Лозунг “Всё для фронта, всё для победы!” с особой силой подчёркивал то, что исход смертельной схватки с фашизмом решался не только на полях сражений, но и в глубоком тылу. Главная задача тыла: перевод народного хозяйства на военные рельсы. При этом важнейшее значение придавалось перебазированию производительных сил из западных и центральных районов СССР в восточные. Это была вынужденная и очень сложная задача, так как в связи с неудачным развитием событий на фронте враг овладел стратегической инициативой, господством в воздухе и настойчиво рвался вглубь СССР.

Просмотр документального фильма «Великая Отечественная война на Кубани».

Этап актуализации пробного действия.

Учитель: Какие новые факты вы узнали из просмотра документального фильма. (ученики отвечают) Названия каких городов Краснодарского края вы услышали?

Учитель: Отправляемся в нашу экспедицию. Ребята, посмотрим на физическую карту Краснодарского края. Покажите город Новороссийск.

(Слайд 3 – нажатием на красный кружок «отправляемся» в город Новороссийск.)

IV. Изучение нового материала.

Учитель: «Новороссийск – город - герой»

(Слайды 4-6 – анимация «появление» фото памятных мест

г.Новороссийска.)
Подвиг Новороссийска в годы Великой Отечественной войны известен всей стране. Этот памятник-ансамбль героям-малоземельцам воздвигнут на месте высадки морского десанта. Именно сюда холодной зимой 1943 года высадился морской десант под командованием майора Цезаря Куникова.
225 дней шли кровопролитные бои на этом маленьком клочке земли.
(Памятник-ансамбль героям малоземельцам.)
У самого въезда в «Долину смерти» выросло «железное дерево». Это самый необычный из всех памятников на земле. По форме памятник напоминает взрыв. Он сооружён из кусков снарядов, мин, бомб. И весу в нём 1250 килограммов. Именно столько смертоносного груза приходилось на каждого малоземельца. (Памятник «Взрыв».)
Этот памятник – символ немеркнущей славы героев-защитников, памятник-светильник. Воздвигнут на площади Героев в честь освобождения Новороссийска от немецко-фашистских захватчиков.
(Памятник «Вечный огонь)
Много памятников в Новороссийске. Они – постоянное напоминание жителям и гостям города о священном долге перед Родиной.
Через 30 лет после окончания войны городу Новороссийску было присвоено звание город-герой.

Ученик: Читает отрывок из стихотворения В. Бакалдина

«Здравствуй, город!» Знаменит он ратной славой, гордой славой боевой.
Всем народом, всей державой город признан как герой!

Работа в парах. (У учащихся на столах дополнительные тексты с описанием боевых сражений в г. Новороссийске, Дети читают и отмечают знаком «+» то, что они знали, и знаком «-« новую информацию.)

(Слайд 6 – по стрелке возвращаемся на физическую карту Краснодарского края на слайд №3)

Учитель: Найдите на карте г. Туапсе.

(слайд 3 – нажатием мыши на красный кружок рядом с городом Туапсе, отправляемся по памятным местам города Туапсе.

(Слайд 7 – станция – город Туапсе)

(Слайд 8 – нажатием мыши появляется информация)

Учитель: В декабре 1941 года на город был совершен первый вражеский налет, а массированные бомбардировки начались с 23 марта 1942 г. Гитлеровцы стремились сравнять город с землей: 465 раз они варварски бомбили город, совершая, так называемые "звездные налеты"- 70-90 самолетов одновременно. За 1942 год гитлеровцы сбросили на Туапсе более 10 тысяч бомб. В центре города не осталось практически ни одного крупного здания. (Остановка у памятника на так называемой Горке Героев).

Учитель: В этом месте захоронены останки 50 неизвестных солдат, принимавших участие в обороне города во время ВОВ.

(слайд 9 – остановка у памятника зенитчикам)

(Ученики самостоятельно читают тексты с боевыми сражениями, проходившими в г. Туапсе)

(слайд 9 - по стрелке возвращаемся на физическую карту Краснодарского края на слайд №3)

Учитель: следующей станцией будет город Крымск. Найдите его на карте.

(слайд 3- нажатием мыши, на красный кружок рядом с г. Крымск, отправляемся туда – слайд 10 «Сопка Героев»

Учитель: Работа с текстом «Ласточки» над фронтом».

1. Самостоятельное чтение текста (у каждого ученика карточка с текстом или учебник):

2. Анализ текста по вопросам.

«Ласточки» над фронтом.

Это была удивительная воинская часть: в ней служили только девушки-добровольцы. Лётчицы умело управляли небольшими самолётами и точно сбрасывали бомбы на вражеские дороги, переправы, эшелоны.

Боевые вылеты совершали ночью: это был полк ночных бомбардировщиков. От заката до рассвета вновь и вновь поднимались в чёрное небо под лучами вражеских прожекторов легкокрылые самолёты, неся грозный бомбовый груз. Каждая из девушек выполняла за одну ночь по 8 – 10 вылетов. Фашисты боялись и ненавидели лётчиц, прозвали их «ночными ведьмами». А наши бойцы называли девчат «сестрёнками» и «ласточками».

С февраля 1943 года лётчицы из женского авиаполка сражались с врагом в небе Кубани. Более пяти тысяч боевых вылетов совершил полк при освобождении нашего края.

(Слайд 11 – нажатием мыши появляется название «Ночные ведьмы» ,

(слайд 12 – анимация - на слайде движется отрывок из стихотворения, появляется горящая свеча – в память о погибших).

Учитель: Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свои жизни в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь.

Вопросы по содержанию:

- О ком вы прочитали?

- Как называли девушек-лётчиц наши бойцы?

- А как их называли фашисты? Почему?

Ученики: Фашисты боялись и ненавидели лётчиц. Немцы окрестили их «ночными ведьмами» Командиром лётного полка была Евдокия Давыдовна Бершанская. Боевые вылеты совершали ночью; это был полк ночных бомбардировщиков. Выключив двигатель, бесшумно планируя, как бумажный самолётик, незамеченными, подбирались лётчицы к немецким объектам и сбрасывали бомбы – смертельный груз.

Учитель: Ласточки, совушки, ангелы – называли их наши войска. Здесь на Кубани, полк Бершанской понёс самые большие потери. Лётчиц хоронили в братской могиле, в центральном сквере станицы Пашковской. Краснодарцы сражались с врагом не жалея своей жизни. И вот, наконец, пришло долгожданное освобождение 12 февраля 1943г.

(дети выполняют движения с флажками под песню «Едут, едут по Берлину наши казаки!»)

V.Закрепление . ( Обобщение полученных знаний)

Многонациональная победа Кубани в Великой Отечественной войне.

И по сей день выстрелы грохочут,

Офицеры вновь идут на бой.

Наш народ – он только мира хочет, Неба чистого над головой.

И в Берлине, и в Афганистане,

И в Чечне – вновь офицеры в бой,

Так, когда умолкнет, перестанет

Бить наган и все уйдут домой?

Учитель: Во время Великой отечественной войны, когда фашисты захватили русские города, многие россияне были эвакуированы на юг, к нам на Кубань, куда война тогда ещё не дошла. Их радушно принимали кубанцы, люди других национальностей: таджики, узбеки, грузины, армяне. Русским предоставляли жильё, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были, не их национальности, с другим цветом глаз и кожи! И поэтому наша страна победила в такой тяжёлой и страшной войне. Люди помогали друг другу, не давали погибнуть слабым, все вместе объединились против общего врага – фашистов.

И вот через много лет ситуация повторилась. Только теперь люди с юга бегут на север, за помощью к русским людям. Ведь добрая русская душа ещё издавна была известна всем народам. Если мы будем жить в мире со всеми людьми, то на земле не будет войн, террористических актов.

Творческий проект (работа в группе)

Учитель: В знак содружества со всеми людьми сделаем дерево мира. Для этого каждый обведёт свою ладошку на лист цветного картона, вырежет и прикрепит её к заранее заготовленной веточке, общей для всех ладошек. В результате у нас получится веточка мира, дружбы и сотрудничества.

( дети представляют свою работу «Дерево добра»)

(Слайд 14-15, отвечая на вопрос, щелчком мыши будет подчёркиваться правильный ответ, в результате из букв, соответствующих правильному ответу должно получиться слово ОТЛИЧНО)

- Ребята, какие чувства возникали у вас во время нашей экспедиции?

- Что вы расскажите об этом своим родителям?

- Ребята, спасибо за активность, находчивость, творчество.

Путь к победе был неимоверно долог и труден. И чем дальше в историю уходит Великая Отечественная война, тем с большей силой проявляется величие бессмертного подвига советского народа, наших земляков. Я желаю вам счастья и любви, чистого неба, мира; помнить о подвигах нашего великого народа, чтобы подобная трагедия никогда не повторилась.

Читайте также: