Какой девиз был у воспитанников а с макаренко
Обновлено: 14.11.2024
Представители ЮНЕСКО признали, что он — один из четырех наиболее знаковых авторов, определивших способ педагогического мышления в XX веке, наравне с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером и Марией Монтессори. Речь идет об Антоне Семеновиче Макаренко (1888 — 1939).
Много лет проработав воспитателем в созданной им же колонии для несовершеннолетних правонарушителей, а затем руководителем трудовой коммуны ОГПУ имени Ф. Э. Дзержинского, Макаренко везде старался использовать придуманный им метод воспитания молодежи с трудным прошлым. И, надо сказать, этот метод доказал свою эффективность. Одним из воспитанников Макаренко был Семен Калабалин, в будущем — сподвижник и продолжатель дела своего учителя.
Знаменитый педагог выступал против строгого полулагерного режима для детей и пропагандировал повышение социальных требований и уважения к воспитанникам. Основные тезисы своего способа воспитания и примеры из практики Антон Макаренко изложил в знаменитой «Педагогической поэме», которая и в наши дни не утратила своей актуальности. Ее изучают не только будущие учителя, но также психологи и управленцы.
Мы отобрали 15 мудрых цитат из этого легендарного труда:
Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление металлов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать? А ведь для всех не секрет, что такое сопротивление имеет место.
Когда человек получает жалованье, так у него появляется столько идей, что их некуда девать. А когда у него нет денег, так у него одна идея: у кого бы занять? Это же факт.
Сколько десятков веков живут люди на свете, и вечно у них беспорядок в любви! Ромео и Джульетта, Отелло и Дездемона, Онегин и Татьяна, Вера и Сильвестров. Когда это кончится? Когда, наконец, на сердцах влюбленных будут поставлены манометры, амперметры, вольтметры и автоматические быстродействующие огнетушители? Когда уже не нужно будет стоять над ними и думать: повеситься или не повеситься?
Педагог должен знать свой предмет по-настоящему хорошо, и тогда его будут уважать и слушаться, даже если он резкий человек. Но каким бы вы добреньким ни были, хоть кормите их конфетами, если вы своего предмета не знаете — вас и в грош не будут ценить. Вы будете вечно объектом насмешек и издевательств. Вам будут готовить всякие подвохи и каверзы — и все из-за отсутствия уважения.
. Я пришел к тезису, который исповедую и сейчас, каким бы парадоксальным он ни казался. Нормальные дети или дети, приведенные в нормальное состояние, являются наиболее трудным объектом воспитания. У них тоньше натуры, сложнее запросы, глубже культура, разнообразнее отношения. Они требуют от вас не широких размахов воли и не бьющей в глаза эмоции, а сложнейшей тактики.
Только тот, кто в детстве потерял семью, кто не унес с собой в длинную жизнь никакого запаса тепла, тот хорошо знает, как иногда холодно становится на свете, только тот поймет, как это дорого стоит — забота и ласка большого человека, человека — богатого и щедрого сердцем.
Педагогика, как известно, решительно отрицает любовь, считая, что «доминанта» эта должна наступать только тогда, когда неудача воспитательного воздействия уже совершенно определилась.
Харьковские мудрецы, настаивая на «постепенном проникновении», собственно говоря, сидели на старых, кустарной работы, стульях: хорошие мальчики будут полезно влиять на плохих мальчиков. А мне уже было известно, что самые первосортные мальчики в рыхлых организационных формах коллектива очень легко превращаются в диких зверенышей.
. Инициатива придет тогда, когда есть задача, ответственность за ее выполнение, ответственность за потерянное время, когда есть требование коллектива.
Мир казался мне чудесным сиропом страшно сложного состава: вкусно, увлекательно, а из чего он сделан — не разберешь, какие гадости в нем растворены — неизвестно. В такие минуты нападают на человека философские жучки, и человеку хочется поскорее понять непонятные вещи и проблемы.
Если у человека есть семья, которую нужно кормить, если его работа сопровождается заработком, человеку легче заставить свои мускулы работать, преодолевая и боль, и усталость, иногда и отвращение.
В деле перевоспитания нет ничего труднее девочек, побывавших в руках. Как бы долго не болтался на улице мальчик, в каких бы сложных и незаконных приключениях он ни участвовал, как бы ни топорщился он против нашего педагогического вмешательства, но если у него есть — пусть самый небольшой — интеллект, в хорошем коллективе из него всегда выйдет человек. Это потому, что мальчик этот, в сущности, только отстал, его расстояние от нормы можно всегда измерить и заполнить. Девочка, рано почти в детстве начавшая жить половой жизнью, не только отстала — и физически, и духовно, она несет на себе глубокую травму, очень сложную и болезненную.
Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. В педагогической технике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы. Сначала нужно организовать самую радость, вызвать ее к жизни и поставить как реальность. Во-вторых, нужно настойчиво претворять более простые виды радости в более сложные и человечески значительные. Здесь проходит интересная линия: от примитивного удовлетворения каким-нибудь пряником до глубочайшего чувства долга.
Формы бытия свободного человеческого коллектива — движение вперед, форма смерти — остановка.
Я утверждал также, что нельзя основывать все воспитание на интересе, что воспитание чувства долга часто становится в противоречие с интересом ребенка, в особенности так, как он его понимает. Я требовал воспитания закаленного, крепкого человека, могущего проделывать и неприятную работу, и скучную работу, если она вызывается интересами коллектива.
Честно говоря, читать такое не обидно (как думают авторы подобных комментариев), а забавно и смешно, потому что вспоминающие Макаренко самого Макаренко явно не читали и фильмов о нём не смотрели. Комментаторы знают только то, что когда-то жил успешно перевоспитывавший беспризорников и преступников педагог, но с его методами и принципами его работы они совершенно не знакомы .
И вдвойне потешно читать такие комментарии потому, что зачастую «вспоминатели Макаренко» всегда и во всём стоят на стороне детей, считая их неприкосновенными и априори правыми в любой ситуации. Они даже не догадываются, что у Макаренко был совершенно другой взгляд на воспитание.
Поэтому исправим этот пробел в знаниях у людей и обратимся к принципам Антона Семёновича. Разумеется, с цитатами. Уверен, многое из написанного ниже современным «яжемамам» и «яжепапам» точно не понравится и такому человеку как Макаренко они явно были бы не рады.
- Строгая дисциплина . Сейчас принято считать, что ребёнку всё можно, в том числе шалости и нарушение закона (онжедеть!), но Макаренко был другого мнения. Сто лет назад тоже существовали идеи, что детям должно быть всё позволено. Макаренко же был уверен, что без чётких границ (и наказаний за их нарушение) воспитание невозможно и настаивал на соблюдении его воспитанниками строгой дисциплины.
«На самом деле в условиях чистой природы (т.е. отсутствия границ) вырастало только то, что естественно могло вырасти, то есть обыкновенный полевой бурьян».
- Наказания . Макаренко был против наказаний физических, хотя перевоспитание в его колонии и началось с пощёчины главному дебоширу. Из наказаний применялось отлучение провинившегося от обеда, рабочие «наряды» или запирание в кабинете, принадлежавшем самому Макаренко. Это всё делалось для выстраивания перед детьми строгих границ, которые пересекать строго запрещено.
«Есть чисто интеллигентская установка, если ты наказываешь, то ты плохой педагог. Тот педагог хорош, который не наказывает. Я уверен, что такая логика дезорганизует педагога … там, где нужно наказывать педагог не имеет права не наказывать».
- Коллективизм . Права, свободы и интересы отдельного ребёнка не возводятся в абсолют. «Яжеродители» уверены, что их ребёнок «самый-самый» во всём что можно и нельзя, а Антон Семёнович во главе воспитания ставил коллектив — да, ты хороший мальчик/девочка, но живёшь ты в коллективе детей, объединённых общей целью. Макаренко считал, что воспитание ребёнка без коллектива невозможно. Никакого эгоизма и «я самый лучший, я сам по себе, мне все должны».
- Труд . Все мы знаем, как порой родителей злит, когда их детки вытирают доску, моют парты или (упаси боже) работают на пришкольном участке. Ох, а сколько ненависти вызывает это ужасное слово «картошка»! Макаренко был другого мнения: все воспитанники работали в огороде, в поле и в мастерских, а также сами убирали и следили за собой. Работали не просто так, а в коллективе ради общего дела — опять же, никакого эгоизма.
- Ответственность за себя и свои поступки . Это то, за что Антона Семёновича «яжемамы» с «яжепапами» скушали бы и не подавились: с ребёнком нужно общаться как с взрослым, но и требовать от него нужно тоже как от взрослого. Да, ты личность (пусть и маленькая) и к твоему мнению прислушиваются, но будь готов в полной мере нести ответственность за свои поступки. Взрослые работают — и ты работай. Взрослые отвечают за свои поступки и их последствия — ты тоже будь готов. Макаренко был максимально далёк от принципа «онжеребёнок».
«Любить и уважать человека — это значит предъявлять к нему высокие требования».Макаренко с воспитанниками Макаренко с воспитанниками
Таковы принципы Макаренко, доказавшие свою эффективность на практике. Важно помнить, что успех заключался и в статусе самого педагога: Макаренко был не обычным школьным учителем, а руководителем детской трудовой колонии для сирот, беспризорников и малолетних преступников, и имел над ними полную власть в режиме 24/7 . Только-только закончилась череда войн, в стране царила разруха и голод, а для детей колония Макаренко была единственным шансом получить еду и крышу над головой, о чём они прекрасно знали. Знал это и Макаренко. Не хочешь перевоспитываться и соблюдать мои правила? Хорошо, дверь там, можешь не возвращаться.
Имеет ли подобную власть над учениками современный учитель и может ли он применять принципы и методы, изложенные выше? Боюсь, если даже попросить школьника помыть пол в классе, то это грозит грандиозным скандалом. Живи Антон Семёнович сейчас и попробуй он поработать в обычной школе, то после пары дней преподавания шокированные родители со скоростью звука побежали бы писать жалобы в местный отдел образования, обвиняя учителя в «непрофессионализме», «антигуманизме» и «насилии над детьми».
Так что если вознамеритесь упрекнуть учителя опытом Макаренко, то подумайте ещё раз и вспомните где он работал, какое это было время и какими полномочиями он обладал. А ещё лучше посмотрите хороший фильм «Педагогическая поэма» — первые 30 минут просмотра всё расставят по своим местам. Всем добра.
Ставьте палец вверх, подписывайтесь на канал и высказывайте своё мнение в комментариях! Спасибо за уделённое статье время и удачного вам дня!
Антон Макаренко – Всемирно известный педагог, воспитатель и писатель. Он разработал собственную систему воспитания детей, которую многие критиковали, считали антисоветской и негуманной. Однако именно ему удалось перевоспитать сложных подростков так, что они находились на самоуправлении, зарабатывали зарплату и отдавали часть полученных средств государству.
В 1988 году Антон Макаренко был признан ЮНЕСКО одним из четырёх лучших педагогов мира.
Как всё началось
Это было послевоенное время, когда возникло большое количество беспризорников и малолетних преступников, которые уже не могли сами приспособится к нормальной жизни в обществе. Таких детей отправляли в колонии поселения. Часто бывало, что родители сами приводили в такое место своих сложных подростков, с которыми не могли справится.
Колония Макаренко насчитывала порядка 600 учеников. Но при этом ему удалось так наладить дисциплину, что ребята справлялись во всём сами и большинство учителей оказались не нужны – Макаренко занимался почти всем сам.
Дети сами вставали по звонку, заправляли постель, умывались, убирались в помещениях и делали все другие необходимые дела.
В итоге он выпустил более трёх тысяч человек и среди них практически не было рецидивов.
Итак, вот пять основных методов, которые позволили педагогу добиться таких результатов:
1. Коллектив
«Воспитание личности в коллективе и через коллектив — главная задача воспитательной работы», – утверждал Макаренко.
Воспитательный коллектив был основой методики педагога. В нём дети были связаны бытовыми, деловыми и дружескими целями. Это взаимодействие позволяло также развивать личность и индивидуальность каждого.
Таким образом, ученики учились находится в социуме и работать в команде, поддерживать и помогать друг другу. То есть дети ориентировались не только на получение выгод, но и на отдачу: не «вы мне должны, а я вам нет», а «мы помогаем друг другу».
2. Трудовое воспитание
Макаренко считал, что правильная организация быта, социальной среды и условий труда положительно влияет на моральный облик и нравственность воспитанников.
Педагог говорил: «Дети не готовятся к труду и жизни, а живут и трудятся, мыслят и переживают и к ним надо относиться как к товарищам и гражданам, видеть и уважать их права и обязанности, включая право на радость и обязанность ответственности».
Производительный труд был частью воспитательной системы, так как психика любого человека включает в себя составляющие, которые можно было «автоматизировать», т.е. воспитывать на общих основаниях. В то же время личность содержит и мелкие «детали», требующие скрупулезного индивидуального подхода педагога.
В итоге его воспитанники обустроили натуральное хозяйство, чтобы прокормить себя, а также наладили производство электродрелей и фотоаппаратов «Лейка» в промышленных масштабах.
Прибыль позволяла воспитанникам получать зарплату, содержать театр, поддерживать вновь поступивших и выпускников, а также отдавать часть прибыли государству. Когда подростки выпускались из колонии, они имели профессию и фактически были мастерами своего дела.
3. Самоуправление
При наличии здорового коллектива педагог считал возможным доверить воспитанникам самоуправление. Дети учились самостоятельности и ответственности.
Так, например, никакой педагог не мог отменить решения собрания. Именно голосование детей определяло жизнь, досуг и труд коллектива.
«Я принял решение, и я отвечаю», – это переживание ответственности за собственные поступки творило чудеса. Антон Семенович считал, что «каждый ребенок должен включаться в систему реальной ответственности и в роли командира, и в роли рядового».
Согласно системе Макаренко, старший группы выбирался лишь на полгода и мог занимать пост единожды, соответственно каждый ребенок имел шанс попробовать себя в качестве руководителя. Там, где отсутствовала эта система, считал Макаренко, часто вырастают безвольные и не приспособленные к жизни люди.
4. Знание своего дела
Макаренко говорил: « Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне. И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… вы никогда ничего не заслужите, кроме презрения… ».
По его мнению, учитель должен быть внимательным и искренним, так как дети различают фальшь.
5. Дисциплина
По мнению педагога, дисциплина – это не средство и не метод воспитания, а его результат. То есть, если выполняются все первые четыре пункта, то дисциплина возникнет сама собой и будет поддерживаться самим коллективом.
«Наша задача воспитывать правильные привычки, такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому, что иначе мы не можем, потому что мы так привыкли», – утверждал Макаренко. А он прекрасно понимал, что легко научить человека поступать правильно в присутствии других, а вот научить его поступать правильно, когда никто не видит – очень трудно и, тем не менее, ему это удавалось.
Подготовил: Дмитрий Сироткин
Представляю вам подборку цитат педагога и писателя Антона Макаренко (1888 — 1939).
Мы уже не воспитываем советского гражданина, но и идеи счастья детей, любви в целом успешно обходятся современной педагогикой на практике.
Цитаты сведены по темам: система Макаренко, воспитание, любовь, коллектив, дети, родители, труд, обучение, дисциплина, требовательность, счастье, девушки, наказание, воспитатель, храбрость, интеллигенты, дело.
О системе Макаренко
Я сначала даже не понял, а просто увидел, что мне нужны не книжные формулы, которые я все равно не мог привязать к делу, а немедленный анализ и немедленное действие.
Соединение огромного доверия с огромным требованием и есть стиль нашего воспитания.
Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требовательности к нему.
Человека нужно не лепить, а ковать… создать такую цепь упражнений, цепь трудностей, которые надо преодолевать и благодаря которым выходит хороший человек.
Я позволил себе выставить несомненное для меня утверждение, что, пока не создан коллектив и органы коллектива, пока нет традиций и не воспитаны первичные трудовые и бытовые навыки, воспитатель имеет право и должен не отказываться от принуждения.
Наша методика воспитания должна основываться на общей организованности жизни, на повышении культурного уровня, на организации тона и стиля всей работы, на организации здоровой перспективы, ясности, особенно же на внимании к отдельному человеку, к его удачам и неудачам, к его затруднениям, особенностям, стремлениям.
Настоящая педагогика — это та, которая повторяет педагогику всего общества.
Я утверждал также, что нельзя основывать все воспитание на интересе, что воспитание чувства долга часто становится в противоречие с интересом ребенка, в особенности так, как он его понимает. Я требовал воспитания закаленного, крепкого человека, могущего проделывать и неприятную работу, и скучную работу, если она вызывается интересами коллектива.
Самые правильные, разумные, продуманные педагогические методы не принесут никакой пользы, если общий тон вашей жизни плох. И, наоборот, только правильный общий тон подскажет вам и правильные методы обращения с ребенком и прежде всего правильные формы дисциплины, труда, свободы игры и… авторитета.
А я, чем больше думал, тем больше находил сходства между процессами воспитания и обычными процессами на материальном производстве, и никакой особенно страшной механистичности в этом сходстве не было.
Хорошо было то, что я всегда ощущал себя накануне победы, для этого нужно было быть неисправимым оптимистом.
О воспитании
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.
Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит — и историю мира.
Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом.
Воспитательный процесс — процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон, дорогие родители, создается вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением.
Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение.
Хорошее в человеке приходится проектировать, и педагог это обязан делать.
Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление металлов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать? А ведь для всех не секрет, что такое сопротивление имеет место.
Сколько бы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали.
Точный режим детского дня — совершенно необходимое условие воспитания… Привычка к точному часу — это привычка к точному требованию к себе.
Для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени.
Если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут.
О любви
Любовь — это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности.
Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым — это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству.
Сколько десятков веков живут люди на свете, и вечно у них беспорядок в любви! Ромео и Джульетта, Отелло и Дездемона, Онегин и Татьяна, Вера и Сильвестров. Когда это кончится? Когда, наконец, на сердцах влюбленных будут поставлены манометры, амперметры, вольтметры и автоматические быстродействующие огнетушители? Когда уже не нужно будет стоять над ними и думать: повеситься или не повеситься?
Любовь должна обогащать людей ощущением силы, и она обогащает.
Во все времена и у всех народов педагоги ненавидели любовь.
Педагогика, как известно, решительно отрицает любовь, считая, что «доминанта» эта должна наступать только тогда, когда неудача воспитательного воздействия уже совершенно определилась.
О коллективе
Коллектив является воспитателем личности.
Я пришёл к глубокому убеждению, что непосредственного перехода от целого (так сказать, макро) коллектива к личности нет, а есть только переход через посредство первичного коллектива, специально организованного в педагогических целях.
Формы бытия свободного человеческого коллектива — движение вперед, форма смерти — остановка.
Чтобы сохранить коллектив, сохраняйте его живое ядро, следите, чтобы всегда поколение сменялось при наличии подготовленного поколения, . сберегайте правила, традиции.
Чем шире коллектив, перспективы которого являются для человека перспективами личными, тем человек красивее и выше.
Всякая, даже небольшая, радость, стоящая перед коллективом впереди, делает его более крепким, дружным, бодрым.
Горячо жил коллектив, звенел смех, плескались шутки, искрились характеры, мелькали огни дружбы и симпатии, высоко к небу подымались прожекторы обычной человеческой мечты о завтрашнем дне.
О детях
Дети — это живая сила общества. Без них оно представляется бескровным и холодным.
Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.
Только тот, кто в детстве потерял семью, кто не унес с собой в длинную жизнь никакого запаса тепла, тот хорошо знает, как иногда холодно становится на свете, только тот поймет, как это дорого стоит — забота и ласка большого человека, человека — богатого и щедрого сердцем.
Я пришел к тезису, который исповедую и сейчас, каким бы парадоксальным он ни казался. Нормальные дети или дети, приведенные в нормальное состояние, являются наиболее трудным объектом воспитания. У них тоньше натуры, сложнее запросы, глубже культура, разнообразнее отношения. Они требуют от вас не широких размахов воли и не бьющей в глаза эмоции, а сложнейшей тактики.
О родителях
Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение.
В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это — самый правильный путь семейного воспитания. Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению.
Обычно говорят: я — мать и я — отец, все отдаем ребенку, жертвуем ему всем, в том числе и собственным счастьем. Самый ужасный подарок, какой только могут сделать родители своему ребенку. Надо ставить вопрос так: никаких жертв, никогда, ни за что. Наоборот, пусть ребенок уступает родителям.
Как раз те родители, которые плохо воспитывают своих детей, и вообще те люди, которые отличаются полным отсутствием педагогического такта, — все они слишком преувеличивают значение педагогических бесед.
Концентрация родительской любви на одном ребенке — страшное заблуждение.
О труде
Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры.
Право на труд в нашем обществе — это не только право на заработок, это прежде всего право на творчество, право на участие в социалистическом строительстве, в решении государственных задач.
Если у человека есть семья, которую нужно кормить, если его работа сопровождается заработком, человеку легче заставить свои мускулы работать, преодолевая и боль, и усталость, иногда и отвращение.
Труд без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом.
Об обучении
Чтобы обучать другого необходимо гораздо больше ума, чем обучиться самому.
Если мало способностей, то требовать отличную учёбу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям. Ничто так человека не учит, как опыт.
Педагог должен знать свой предмет по-настоящему хорошо, и тогда его будут уважать и слушаться, даже если он резкий человек. Но каким бы вы добреньким ни были, хоть кормите их конфетами, если вы своего предмета не знаете — вас и в грош не будут ценить.
Педагог обязан себя так вести, чтобы каждое его действие обучало, он должен понимать чего хочет достичь и чего не желает, иначе он не профессионал.
Профессионализм педагога можно довести до степени совершенства, почти до степени идеальной техники.
О дисциплине
Дисциплина в нашем обществе — это явление нравственное и политическое.
Всегда соблюдать дисциплину, выполнять то, что неприятно, но нужно делать, — это и есть высокая дисциплинированность.
В каждом коллективе дисциплина должна быть поставлена выше интересов отдельных членов коллектива.
Ни в коем случае режим не должен скрепляться строевой муштровкой. Шеренги, команда, военная субординация, маршировка по зданию — всё это наименее полезные формы в трудовом детском и юношеском коллективе, и они не столько укрепляют коллектив, сколько утомляют ребят физически и психически.
О требовательности
Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого.
Самая трудная вещь — требование к себе.
Без искреннего, открытого, убеждённого, горячего и решительного требования нельзя начинать воспитание коллектива.
Это распространенное мнение, что у человека должны быть и достоинства и недостатки. Но с какой стати должны быть недостатки? А я говорю: никаких недостатков не должно быть. …Вообще, от человека нужно требовать, требовать, требовать! И каждый человек от себя должен требовать.
О счастье
Если я буду так поступать, чтобы все, остальные были счастливы, тогда и я буду счастлив.
Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.
Необходимый аксессуар счастья — это уверенность, что живешь правильно, что за спиной не стоит ни подлость, ни жульничество, ни хитрость, ни подсиживание, ни какая-нибудь другая скверна.
Всякое несчастье всегда преувеличено. Его всегда можно победить.
О девушках
Девушек нужно учить большему уважению к себе, к своей женской гордости. Девушку нужно учить, чтобы она даже приятных ей молодых людей встречала с некоторым перцем.
В деле перевоспитания нет ничего труднее девочек, побывавших в руках. Девочка, рано почти в детстве начавшая жить половой жизнью, не только отстала — и физически, и духовно, она несет на себе глубокую травму, очень сложную и болезненную.
А вы думаете, ведьма, так обязательно на метле? И с таким носом? Нет. Настоящие ведьмы красивые.
О наказании
Наказание — это не только право, но и обязанность в тех случаях, когда наказание необходимо.
Наказание должно назначаться только в том случае, если действительно нарушаются интересы коллектива и если нарушитель открыто и сознательно идёт на это нарушение, пренебрегая требованиями коллектива.
Ибо всякая мера взыскания только тогда производит полезное действие, когда она выталкивает человека из общих рядов и поддерживается несомненным приговором общественного мнения.
О воспитателе
Там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода, там не может быть никакого воспитательного процесса.
Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?
О храбрости
Храбрый не тот, который не боится, а тот, который умеет подавить свою трусость. Другой храбрости и быть не может.
Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, все равно в чем — в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости.
Об интеллигентах
Я ж и говорю, вам бы всё читать, а если вам живого человека дают, так вы это самое: зарежет меня живой человек. Интеллигенты!
Когда интеллигент что-нибудь делает из принципа, это значит, что через полчаса и он сам, и все окружающие должны принимать валерьянку.
О деле
Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть.
В нашем обществе деловитость становится достоинством, которое должно быть у всех граждан, оно делается критерием правильного поведения вообще.
О разном
Мораль буржуазного мира — это мораль жадности, приспособленной к жадности.
Инициатива придет тогда, когда есть задача, ответственность за ее выполнение, ответственность за потерянное время, когда есть требование коллектива.
Никогда дружба невозможна без взаимного уважения.
В нашем обществе точное выполнение обязанностей — нравственная категория.
Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного.
Мир казался мне чудесным сиропом страшно сложного состава: вкусно, увлекательно, а из чего он сделан — не разберешь, какие гадости в нем растворены — неизвестно. В такие минуты нападают на человека философские жучки, и человеку хочется поскорее понять непонятные вещи и проблемы.
Что такое честность? Честность есть открытое, искреннее отношение. Нечестность есть тайное, спрятанное отношение.
Большая воля — это не только умение чего-то пожелать и добиться, но умение заставить себя и отказаться от чего-то, когда это нужно. Воля — это не просто желание и его удовлетворение, а это и желание и остановка, и желание и отказ.
Книги — это переплетенные люди.
План заключается не только в том, сколько нужно сделать столов и стульев. План — это тонкое кружево норм и отношений.
Отказаться от риска — значит отказаться от творчества.
Тот, кто способен относиться к женщине с упрощенным бесстыдным цинизмом, не заслуживает доверия как гражданин: его отношение к общему делу будет так же цинично, ему нельзя верить до конца.
Внешность имеет большое значение в жизни человека, и трудно представить себе человека грязного, неряшливого, чтобы он мог следить за своими поступками.
Красота есть функция труда и питания.
Споры о ценности и истинности педагогических идей Макаренко продолжаются и в наши дни. Судя же по отсутствию у большинства наших детей, да и у нас, родителей, энтузиазма по поводу методов воспитания и обучения в современной школе, лучшее из наследия Макаренко так и не нашло в ней применения .
Цитаты про Макаренко
- М. Горький: Пишу в Москву, настаивая на необходимости Вашего возвращения в Куряж. В январе будет напечатана моя статья о «беспризорных» и колонии, созданной Вашей энергией. Разрушать такие дела — преступление против Государства, вот как я смотрю на эту историю. Антон Семенович — Вы энергичный, умный человек. Я знаю, как должно быть больно Вам, но — не падайте духом! Все наладится. (кстати, цитаты Горького)
- Дж. Боуэн: Значение Макаренко в том, что он более энергично и более страстно, чем многие из нас, пытался сделать мир более привлекательным местом для жизни. И мы на Западе. не можем не признать величие его вклада.
- В. Сухомлинский: Люблю его за гуманность, подлинную требовательную гуманность, за глубокую веру в человека. (кстати, цитаты Сухомлинского)
- С. Соловейчик: Потому что открытие Макаренко не ему одному принадлежит. Это — открытие революции, открытие всей Советской страны. Без веры в то, что дурное прошлое не обязательно должно входить в будущее человека,— без этой смелой веры в силу революционного воспитания нельзя было бы даже начинать строить социалистическое государство.
Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже .
Читайте также: