Какие рыцари могли иметь герб и девиз

Обновлено: 21.12.2024

У каждого рыцаря был герб. Это аксиома, которую сейчас знает почти всякий человек. Но герб - это не просто какой-то символический рисунок. Тонкости составления и чтения гербов описывает целая наука - геральдика, которая появилась в XII веке, и вплоть до XVII-го столетия, до окончательного упадка рыцарства, имела сугубо прикладное значение.

Герб был не просто опознавательным знаком. В гербе шифровалась определенная информация о его носителе, тем более важная в условиях повальной неграмотности населения. К XIII веку сложился особый геральдический язык, который по-настоящему понимали только герольды (лица, в средневековом обществе очень важные). Но этот язык был необходим только для технически правильного описания герба; на уровне практических знаний любой бурый феодал, скажем, века XV-го, едва бросив взгляд на герб своего "коллеги", мог узнать о нем следующее:

  • его титул, если таковой есть - по короне строго определенного типа;
  • его основной род занятий - военная служба или духовный путь;
  • его статус - первый сын (наследник майората), второй, третий или далее по счету, либо незаконнорожденный;
  • факт участия или неучастия предков этого человека в крестовых походах;
  • основной подвиг, которым прославился конкретно этот рыцарь - приблизительно;
  • и многое другое. ))

Кроме того, по гербу дамы благородного сословия можно было определить, девица она, вдова или замужем.

Чем герб отличается от эмблемы?

Эмблема статична. Она не меняется со временем - какую назначили, такая и есть. А вот средневековый герб времен расцвета геральдики как науки статичным не был. Гербы постоянно менялись. При этом к XIV веку рисунок, что изображался на щитах, остался только частью герба, т.н. малым гербом. Частью герба становится и шлем - и в физическом воплощении, т.е. как реальное боевое оголовье, и в символическом. Шлем начинают изображать в гербе над щитом.

Если в гербе есть шлем - его обладатель является воином и происходит из рода воинов. Если вместо него епископский, прелатский или иной церковный головной убор - священником соответствующего ранга. Если на шлеме есть корона - обладатель имеет титул. Каждому титулу соответствовала своя корона - барону, графу, маркизу, виконту, герцогу и т.п.

Если это шлем типа "ведро", особенно в поздних гербах, то это значит, что основатель рода участвовал в крестовых походах. Об этом же говорят и бурлет - тканевый валик на шлеме чуть выше глаз, с намётом - куском ткани, спускавшимся на плечи.

В герб заносилась информация о любом важном событии в жизни его обладателя. Основой служил родовой герб, который мог носить только один человек - глава рода, носитель титула (если титул был. Не каждый дворянин им обладал).

Все потомки рода мужского пола наследовали родовой герб. При их отсутствии герб переходил к потомкам женского пола, но это исключительный случай. При этом в герб добавлялся маркер, определяющий положение наследника в семье, например:

  • горизонтальная линия с тремя, пятью или семью прямоугольными зубцами, направленными вниз - наследник рода (3 зубца - у него жив отец, 5 - дед, 7 - прадед);
  • полумесяц - второй сын;
  • звезда - третий;
  • птица в профиль - четвертый, и так вплоть до восьмого.

Незаконный, внебрачный сын носил герб отца, но перечеркнутый диагональным бруском - слева направо и сверху вниз (право и лево в геральдике считаются от лица, держащего щит).

На фото выше - герб наследника английской династии Стюартов, у которого еще жив отец. Шотландский красный лев (Стюарты - из Шотландии), английские леопарды - и французские лилии. Последние добавлены в герб в знак притязания на французский престол. Ну, Стюартам очень туда хотелось, а правила геральдики такое дозволяли. )

При наследовании герба щит, как правило, делился на несколько зон, каждая из которых имела свое значение. Значение какого-либо символа зависело еще и от того, в какой зоне, в какой части щита он находится. Принципы разделения щитов на зоны значимости были весьма сложными, и хорошо в них разбирались в большинстве своем только герольды. Линии, которыми очерчены "зоны раздела", также имели каждая свое значение, а типов линий - прямых, ломаных, волнистых - насчитывалось до десяти.

Немного о фигурах

О геральдических фигурах можно рассказывать очень долго. Их много: если в XII веке основных фигур насчитывалось всего около 20, то в XIV - уже до 400. Среди них очень много похожих: так, например, геральдическая собака отличается от волка только наличием ошейника, лев от леопарда - только тем, что лев изображается в профиль, а леопард - анфас (а вовсе не гривой), и т.п. Причем в геральдике существовало еще много "переходных" форм - львиный леопард, леопардовый лев (и это я не шучу сейчас), морской лев, "опозоренный" лев - всего до 50 штук разных львов и леопардов.

Птица, но без клюва и/или лапок, означала, что рыцарь был в Святой Земле - и вернулся оттуда инвалидом. В зависимости от места расположения на щите такая птица могла означать как раны ныне действующего обладателя герба, так и его далекого предка.

Корабль или якорь - то, что представители данного рода более всего прославились в морских сражениях. Если у гербового щита укорочен, срезан правый угол - его хозяин трус, он проявил слабость в бою. Если "обрублена" нижняя часть щита - то он подлец, он убил сдавшегося ему пленника, и т.п.

Но вообще, какая фигура на гербе имеет практическое значение, а какая - аллегорическое, сказать сложно. Дело в том, что могло быть и так, и этак. Например, леопард, символ Тюдоров, означал в первую очередь отвагу. Шотландский красный лев, символ Стюартов - силу, великодушие и мужество. Согласитесь, это отвлеченные понятия, можно сказать, что относятся к любому рыцарю - ибо кто ж из них добровольно себя трусом признает?))

А вот если на гербе был посох - это означало, что его хозяин облечен саном епископа или архиепископа. Если четки - он относится к ордену госпитальеров. Это уже практическое, конкретное значение.

Любопытный факт: красная ладонь в гербе, т.н. "краденая рука", означает, что его хозяин имеет титул баронета. Баронет - вовсе не сын барона, как сейчас многие думают. Это самостоятельный титул. Но немножко. Своеобразный. Титул баронета английский король Яков Первый попросту выдумал. И принялся его выдавать направо и налево, причем частенько в добровольно-принудительном порядке. Ты мне деньги - я тебе титул. Королю денег сильно хотелось. ))

Эпоха рыцарей всегда привлекала к себе особое внимание. Романтический образ и честные поединки Средневековья продолжают свое существование в литературе, кинематографе, а также в новой субкультуре ролевиков.

Неотъемлемой частью любого рыцаря был герб. На нем изображались различные животные, растения, предметы. Его главной задачей было предоставлять информацию о том рыцаре, который его держит. Что же означал герб рыцаря и девиз, написанный на нем?

Как появились рыцарские гербы

Обычай выбирать себе отличительный знак и помещать его на собственном щите появился еще в древние века. Это помогало распознать своих во время сражения.

У каждого народа были собственные знаки на гербах:

  • франки изображали крест над кругом;
  • англы – мифического дракона, крест с шаром или птицами;
  • датчане – ворон;
  • саксы – льва или розу.

Появление же особой геральдической символики связано с крестовыми рыцарскими походами. Знаки-символы стали особым видом письма. С их помощью можно было узнать рыцаря, закованного в железные латы.

Помещаемые на щит символы должны были говорить о характере и жизненном пути человека. Например, тот, кто впервые отправлялся в крестовый поход, изображал маленьких перелетных птиц. Этим он показывал, что не имеет дома и постоянно странствует.

Крестовые походы также способствовали тому, что щиты стали красить разными цветами, включая голубой. В то время в Европе красителя этого оттенка не было, его привезли с Востока.

Со временем герб рыцаря и девиз стали помещать не только на щит, но и на шлем. Он стал особым знаком отличия, современным аналогом удостоверения личности или визитной карточки.

Роль геральдики во времена рыцарей

Чем больше гербов появлялось, тем больше возрастала необходимость в их систематизации. Стали возникать своды правил для составления гербов. Таким образом появилась новая наука – геральдика. Ее задачей было описывать и изучать рыцарские знаки отличия.

Люди, которые занимались этой наукой, стали называться герольдами. Они жили при дворах вельмож и рыцарей и были тесно связаны с рыцарскими турнирами. Были ли девизы у средневековых рыцарей? Конечно, были. Их помещали на щите и объявляли перед началом поединка.

Развиваясь веками, геральдика становилась все сложней и запутанней. К 15 веку стали появляться специальные трактаты, которые было сложно понять из-за множества символов и знаков, переплетающихся друг с другом.

О турнирах

Рыцарские состязания были еще во времена Карла Великого. Это известно из хроники 844 года историка Нитгарта («Песня о Беовульфе»).

Считается, что первые правила для поединков установил в 11 веке французский рыцарь Готфрид де Прельи. К 12 веку турниры распространились в Англии.

Вклад в их популяризацию внес король Ричард Львиное Сердце. Он разрешил проводить состязания в пяти графствах и сам принимал в них участие. Во время их проведения гербы, девизы и военный клич были всюду.

Для рыцаря участие в турнире играло большую роль. Каждый находил в нем собственную выгоду:

  • похвастаться доспехами и знатным происхождением;
  • заявить всем о своих воинских качествах;
  • заслужить благосклонность дамы сердца;
  • завладеть доспехами и конем противника;
  • получить денежный выкуп за выигранные доспехи.

Для участия в турнире необходимо было доказать свое знатное происхождение. Оно должно было быть подтверждено в двух поколениях со стороны как матери, так и отца. Доказательством служил наследственный герб рыцаря и девиз на щите и шлеме.

Церковь долгое время боролась с проведением турниров, но они продолжались до 16 века. Их запретили в 1559 году, когда из-за случайного обломка копья погиб французский король. Вместе с состязаниями стали не нужны и герольды.

При этом на щитах остались девизы и военный клич. Рыцари века проводили в сражениях, но в итоге на смену им пришел новый вид войск. Рыцарский герб со временем трансформировался в знаки цехов, городов и государств.

Классификация гербов

Уже упоминалось, что геральдика - очень запутанная наука. Она подразделяет на отдельные роды все гербы и девизы. Рыцарство могло иметь любой из них:

  1. Государственные – представляют эмблему земель, которые объединены в одно государство. Как правило, правитель пользовался тем же гербом.
  2. Местные – присваивались городам, епископствам.
  3. Сообществ – принадлежали цехам, научным учреждениям, духовным и светским организациям.

Интересным примером является история про герб Арагона. Изначально он был в виде золотого щита. В одной из битв король был поражен отвагой Готфрида Арагонского. После битвы он подошел к воину и, омочив в его ране свои пальцы, провел ими по щиту. Так на золотом гербе рода Арагона стали изображать четыре вертикальных червленых столба.

Что рисовали на щитах

Щит состоял из почетных геральдических фигур: глава, пояс, оконечность, столб, кайма, стропило, перевязи, кресты. Были и второстепенные геральдические фигуры, например столбики, пояски, ромбовые поля.

Наиболее многочисленной группой была негеральдическая. К ней относились естественные, искусственные и фантастические элементы. Это могли быть животные, растения, люди, части тела, оружие, мифические животные, явления природы.

Геральдические девизы

Герб рыцаря и девиз были одним целым. Короткое изречение должно было объяснять идею эмблемы.

Были ли девизы у средневековых рыцарей

Изображение на эмблеме

Девиз к гербу рыцаря

Его стрелы в моем сердце

Ласточка, которая перелетает море

Чтоб найти солнце, покидаю отечество

Лучше умереть, нежели опозориться

Лев, скованный пастухом

Покорен и страшен

Орел, смотрящий на солнце

Один он достоин моего благоговения

Меньше показываясь, становится прекраснее

О чем могут поведать гербы

Средневековую геральдику можно сравнить с архитектурой того времени. Поэтому достаточно легко можно определить, к какому государству относится герб.

Например, французы очень любят роскошь, поэтому их символы знати украшены большим количеством драгоценных металлов и мехов. В бургундских эмблемах преобладал красный цвет из-за подражания герцогам Бургундским.

Все страны Западной Европы имели свои особенности в геральдике. Это позволяет узнать о том, как перекраивались границы государств, о завоеванных землях, заключенных или расторгнутых союзах и других важных событиях того времени.

Считается, что в Западной Европе рыцарские гербы появились примерно где-то около 1100 года. Тогда их использовали главным образом для того, чтобы отличать чужих от своих. Но очень скоро знаки на щитах стали приобретать символический характер, так как свидетельствовали о славе и доблести того или иного рыцаря, поэтому со временем их было запрещено изменять, а новые стали жаловаться вместе с рыцарским званием.

История и значение рыцарских гербов

Таким образом, рыцарские гербы превратились в своего рода язык символов, рассказывающих о том, что из себя представляют их владельцы. Однако они были бы бесполезны, если бы содержащуюся в них информацию нельзя было бы расшифровать или если бы два рыцаря имели одинаковый герб. Поэтому были приняты жесткие правила, касающиеся того, что значит тот или иной рисунок и кому дозволяется его носить.

История и значение рыцарских гербов

Создавали эти правила и следили за их соблюдением специальные люди, герольды, они были знатоками рыцарских гербов, правил и традиций. Использовали герольдов и в качестве посредников при переговорах с противником, а после боя они опознавали убитых по гербам на их щитах.

История и значение рыцарских гербов

Первые гербы были очень простыми. Крест символизировал участие в крестовых походах в Палестину, лев - смелость, орел - могущество. Естественно, что такие символы хотели носить очень многие, поэтому с течением времени герольды прилумали много разных видов крестов: Т-образный, косой, якорный.

Обычно гербы либо жаловались сеньором, либо передавадись от отца к сыну, причем в гербы сыновей при жизни рыцаря вносились специальные знаки, позволявшие уточнить, какому именно из сыновей по счету принадлежит этот родительский герб.

Основу всякого герба составлял щит, поскольку самые первые гербы как раз и появились на рыцарских щитах и у каждой части герба или щита имелось свое название. Главным его знаком являлось поле, а описание герба начиналось с того, как именно оно разделено на части и что именно на этих частях изображено. Правая часть поля в том случае, если герб делился пополам, была более почетной и называлась дестер, а левая - синистер.

История и значение рыцарских гербов

Кроме щитов, рыцарские гербы присутствовали и на одеждах, конских попонах, седлах, вымпелах и знаменах. Дополнялся герб девизом - своего рода паролем, боевым кличем или же его любимым изречением.

Королевский герб Великобритании Королевский герб Великобритании

Гербы настолько вошли в моду, что постепенно их стали присваивать себе женщины, города, священнослужители, богатые горожане и даже крестьяне.


Образцом герба, в котором имеются все элементы, кроме мантии, является герб королевы Елизаветы II. И он же является гербом Великобритании. Утвержден он был еще в 1837 году. Нашлемником в этом гербе служит коронованный леопард. Корона – Святого Эдуарда Исповедника. Щитодержатели – коронованный лев и единорог. Основание – зеленая трава с розами Тюдоров. Щит содержит гербы Англии, Шотландии и Ирландии. Вокруг щита идет пояс Ордена Подвязки. Внизу девиз, начертанный на ленте: «Бог и моё право». Различным образом державы
Свои украсили гербы.
Вот леопард, орел двуглавый
И лев, встающий на дыбы.
Таков обычай был старинный,
Чтоб с государственных гербов
Грозил соседям лик звериный
Оскалом всех своих зубов.

С. Маршак «Наш герб»

Гербы и геральдика. Сегодня мы познакомимся с основой основ – всеми составными частями герба, которых, как оказалось, существует довольно много. Начнем с самого главного – щита, являющегося основой всякого герба. Форма щита в разные века могла различаться. И к тому же, как и всё прочее, она изменялась в зависимости от моды. Щиты первых рыцарских гербов были очень просты. А вот щиты на гербах эпохи барокко – вычурны.

Из чего должен состоять правильный герб?

Щит обычно увенчан рыцарским шлемом. Шлем прикрывает намет – причудливо изрезанный завитками кусок ткани, которым в прошлом рыцари обматывали свой шлем, чтобы он не очень сильно нагревался на солнце.

Поверх шлема красуется клейнод и корона. Клейнод – это нашлемное украшение, Причем шлем может быть с короной и без клейнода, только с клейнодом. А может нести на себе и корону, и клейнод. На шлемах царственных особ щит может располагаться на мантии, которую вполне может осенять еще одна корона.

Щит может иметь подножие, на котором стоят щитодержатели. Причем тут фантазия армигеров (то есть гербовладельцев, равно как и их герольдов) просто безгранична. Ими могут быть и голые мужики с дубинами, и монахи с мечами в руках (кстати, о государстве с этим гербом и о том, как он появился, мы обязательно расскажем в одном из следующих материалов), львы, единороги и зебры.. То есть кому только держать герб не поручалось!

Наконец, внизу под гербом идет лента, на которой написан девиз. У шотландцев такая лента (обычно это рыцарский пояс с пряжкой) огибает сам герб.


А вот герб Германии 1871 года. Тут, как мы видим, присутствует мантия, отделанная хвостиками горностая. Целых две короны. Два знамени с эмблемами, причем древками им почему-то служат рыцарские копья. Но самое забавное – это щитодержатели: два голых мужика в юбочках из дубовых листьев. Что они должны были символизировать? Изначальную дикость германской нации? Или что древние германцы были вот такими, жили в лесах среди дубов и делали себе «пояса» по моде «от Адама»?

Щиты в бою и как элемент декора

Форма щита изначально была абсолютно функциональной: это был боевой рыцарский щит в форме «утюга». Таким щитом было удобно фехтовать. Он был и не слишком тяжелым и в то же время служил хорошей защитой своему владельцу. Теперь щиту не нужно было быть длинным и прикрывать ногу. Ноги в конце XII-XIII вв. стали защищать кольчужными шоссами.

Затем гербовый щит приобрел характерную форму турнирного щита. Это была специфическая форма. В бою такие щиты не использовались, но для турниров это было «самое то».

B XVI веке гербовые щиты полностью потеряли свою «боевую форму», приобрели вычурные края, завитки. Одним словом, на элемент боевого снаряжения уже не походили. Женщины имели ромбические щиты.

А в России после Петра Первого распространились щиты с маленьким острием внизу. Они использовались и в качестве щитов для городских гербов, и гербовых щитов для дворян.


Вот таких форм были гербовые щиты в Европе с XII по XIX век. Иллюстрация из книги Стивена Слейтера «Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия», Эксмо, 2006 г. С. 55.


Миниатюра из «Манесского кодекса», на которой изображен рыцарь и миннезингер Рудольф фон Ротенбург, как раз и показывает нам типичный рыцарский щит в форме «утюга» с гербовым изображением замка с двумя башнями на золотом поле.

Здесь мы немного удалимся от собственно гербоведческой темы. Чтобы вспомнить, как появились клейноды на шлемах у рыцарей, перекочевавшие вслед за этим и на гербы.

Отметим, что главным недостатком шлемов начала XII века была незначительная защита лица. Поэтому в конце XII века из шлема, усиленного металлическими пластинами спереди и сзади, и был создан так называемый «горшечный шлем».


Рыцарские шлемы с нашлемными украшениями. Рис. А.Шепса

Шлем из Венской оружейной палаты

Шлем середины XIV века, представленный ниже на фотографии, настолько тяжел, что, вероятно, использовался только как турнирный. Он склепан из двух передних и двух задних пластин, а также плоской круглой теменной пластины.

Шлем этот отличается хорошей защитой лица. Но именно она и придает ему вид перевернутого «горшка» или «ведра». Однако эта защита имела ограниченное поле обзора. Рыцари в горшечных шлемах могли видеть окружающую их обстановку только через узкие смотровые щели. Приток воздуха для дыхания был также недостаточным.

Венский шлем, изображенный на фото, следует рассматривать как особенно ценный экземпляр. Поскольку из дюжины уцелевших шлемов такого типа по-настоящему хорошо сохранились только этот и кентерберийский шлем Черного принца.

И, конечно, еще большую значимость ему придает клейнод, называвшийся зимьер. На вид это нечто монументальное и прочное. Хотя такие вот украшения делались из дерева, кожи или пергамента и особой прочностью не обладали. Вот и зимьер этого шлема имеет форму огромных бычьих рогов. Но на самом деле они внутри пустые и весят очень немного.

Сохранился он только лишь потому, что висел над наследственным захоронением штирийской семьи фон Пранхов в августинском монастыре в Зекау. А для императорской оружейной палаты приобретен лишь в 1878 году. Считается, что его первоначальным владельцем мог быть Альберт фон Пранх, чья печать 1353 года показывает нам почти такой горшечный шлем.


Шлем Альберта фон Пранха 1350 г. Новый Замок. Придворная охотничья и оружейная палата. Вена.


Шлем со шлемовым наметом и клейнодом в виде гербового орла герцога Вроцлава и Кракова Генриха IV Проба (Продуса). Ок. 1305ꟷ1340. «Манессикий кодекс». Библиотека Гейдельбергского университета. Гейдельберг. Баден-Вюртемберг. Германия.

И каких только клейнодов на шлемах не встречается на страницах средневековых гербовников. Вот, например, гербовник Хульденберга. Это фламандский геральдический манускрипт XV века, демонстрирующий нам весьма прихотливые и забавные нашлемные клейноды. Иллюстрация из книги Стивена Слейтера «Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия». Эксмо. 2006 г. С. 57.

Кстати, шлем в геральдике рисовался отнюдь не из головы. То есть сначала – да. Хочешь шлем – на тебе шлем. А затем, где-то с 1500 года, появились наставления, как правильно нарисовать шлем, чтобы отразить ранг владельца герба.

В разных странах правила были различными. Так, в Англии шлем с золотыми прутьями, но сам серебряный могли иметь лишь высшие аристократы. Джентри (мелкопоместное дворянство) могли иметь лишь закрытый шлем. А баронеты – с открытым забралом. Такие вот имели значение тонкости.

Гербы на павезах

Со временем герб стали изображать не только на рыцарских щитах, но и на станковых щитах-павезах, которыми пользовались стрелки-арбалетчики. Но это были не их собственные гербы. А гербы городов, которые их нанимали и давали такие щиты.

Делались они из дерева. Обтягивались кожей или полотном. Грунтовались и расписывались красками.

Среднее ребро павезы представляло собой П-образный выступ и давало пространство для руки, держащей щит. Там же находилась и Т-образная рукоятка из кости.

Считается, что страной происхождения павезы могла быть Литва. Затем этот щит во время гуситских войн стал популярен в Богемии. И распространился в Восточной Европе и в Германии в качестве эффективного средства защиты позднесредневековой пехоты.


Павеза с гербом города Шонгау, Бавария. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.

Как уже отмечалось, на боевом щите не было места ни для украшения в виде шлема, ни для щитодержателей. Все это появилось позднее, когда гербами стали украшать стены замков, мебель, а также помещать их на страницы книг. Так со временем гербы становились все сложнее и сложнее.


Герб африканского государства Ботсвана. Помимо сугубо национальных символов на гербе его щитодержателями являются зебры.


Кристина де Пизан представляет свою «Книгу военных подвигов и рыцарских законов» королеве Изабелле Французской Достоин тот похвальных слов,
Кто и разить, и пасть готов!
Дробятся шлемы и щиты
Ударом палиц и мечей.
Редеют воинов ряды,
И много мечется коней,
Не сдержанных уздою.
Кто соблюдает честь свою,
Быть должен одержим в бою
Заботою одною –
Побольше размозжить голов.
А страха нет для храбрецов!
Жизнь в мире мне не дорога:
Не любо есть мне, пить и спать.
Люблю я крикам «На врага!»
И ржанию коней внимать
(Бертран де Борн (1140-1215) «Люблю я видеть, как народ. »)

Гербы и геральдика. Геральдика столь тесным образом связана с феноменом рыцарства, что следует упомянуть и об этом, прежде чем вести речь собственно о гербах. Кто такой рыцарь? В начале – тот, кто имеет много досуга и потому много упражняется с оружием, то есть профессиональный воин-наездник, либо человек, которому его достаток позволяет иметь коня со всем его конским снаряжением и достойное такого воина-наездника вооружение. Поскольку гербовое изображение наносилось прежде всего на щит (а на что ещё его можно было нанести?), то именно он и стал главным элементом геральдики на все времена.


Прочитаешь стихи рыцаря и миннезингера Бертрана де Борна и просто страшно становится за… его психику. Однако для того времени, когда он жил, подобное видение мира для большинства людей было нормой, а те, кто его не разделял – шли в монахи и становились священниками. И как всякий рыцарь, де Борн тоже имел свой герб – косой крест в червлёном поле! (Из манускрипта «Песни провинций» 1250-1300 гг. Падуя, Италия. Национальная библиотека Франции, Париж)

Именно рыцари в эпоху Средневековья составляли основу европейских армий. Удар рыцарской конницы мог решить исход практически любой битвы, но только лишь в том случае, если для этого складывались определённые обстоятельства. То есть командир рыцарского войска (как, впрочем, и тот, кто командует армиями сегодня) должен был думать головой всякий раз, как только ему предстояло сражаться. Он не должен был посылать рыцарей на завалы (а танки на противотанковые ежи и прямо через простреливаемое поле!), загонять их в болото (то же самое и с танками, и с пехотой!), с опаской посылать их против укрепившихся лучников, ну и, конечно, иметь достаточно авторитета, чтобы объявить, что казнит любого, не взирая на знатность, кто первым бросится грабить вражеский лагерь прежде, чем трижды протрубит труба!


Сегодня у нас в качестве иллюстраций миниатюры из знаменитого «Манесского кодекса». Вот на этой «картинке» мы видим рыцаря и поэта Вальфрама фон Эшенбаха (около 1170 - около 1220). На его гербе, а также в качестве клейнода – два тесака для рубки мяса

Понятно, что воины-профессионалы, сколько бы они ни тренировались, в перерывах между войнами вполне могли заскучать и стать серьёзной обузой и для правителя, и для церкви. И что же являлось выходом из этой ситуации? Разумеется, некий «моральный кодекс» и «свод рыцарских правил», которые хотя бы номинально наставляли бы рыцарей на путь истинный. Ну а любая нужда так или иначе удовлетворяется. Вот и эта тема вызывала самый живой интерес у таких известных писателей и мыслителей того времени, как Раймунд Луллий, Оноре Боне и даже у женщины Кристины де Пизан.


Экземпляр «Манесского кодекса» из замка Чешский Крумлов. Понятно, что он под стеклом, и полистать ты его - не полистаешь при всём желании. Но зато хорошо, что все иллюстрации сегодня оцифрованы

Что касается Раймонда Луллия (между 1232 и 1315 годами), то фигурой он был настолько интересной, что о нём нужно писать отдельную статью. Ну а пока вкратце сказать о нём можно то, что родом он был из Арагона, благородной крови, воспевал в стихах героические деяния рыцарей, писал о любви, и всё это в стиле, характерном для трубадуров Южной Франции. Был бабником и часто неверен своей жене, но лишь до тех пор, пока не увидел во сне распятого Христа и не счёл это за знамение, посланное ему, чтобы он изменил свою жизнь. И он её изменил, прежде всего в 1275 году написав трактат «Книга о рыцарском ордене», который стал лучшим учебником «по рыцарской морали», так что его перевели на многие языки. Придумал он и «первый компьютер» (но об этом тоже надо рассказывать отдельно и подробно!), а закончил свою жизнь в Тунисе, где открыто проповедовал христианство и был до смерти забит камнями.


Генрих фон Титтинген (годы жизни неизвестны). На гербе крестьянский серп. На шлеме в качестве нашлемных украшений – два серпа!


А здесь мы уже видим на щитке сам шлем вместе со своим клейнодом. Принадлежал миннезингеру Литсшауэру

Понятно, что никакие книги, равно как и кодексы, не могут изменить человека, если он хочет пить и есть, или, скажем, ему будет выгодно силой обобрать ближнего своего, к чему у него ещё и будет возможность. И тем не менее стремление к высокому и чистому, служению Богу, служению Прекрасной Даме, защита обездоленных и бедняков – всё это в качестве прямого пути в Царствие Небесное посетило многих рыцарей и стало для них тем нравственным идеалом, к которому им следовало стремиться. Ну а геральдика… геральдика на этом пути им помогала. Ведь герб обычно давался рыцарю за некий благородный, высокоморальный поступок, а за низкий и недостойный он наказывался, причём наказание отражалось в его гербе. Например, рыцарь Жан де Авен оскорбил свою мать, и по королевскому приказу в его гербе гордый лев лишился языка и когтей! Так что геральдика лишний раз помогала рыцарям «быть хорошими», что, безусловно, имело важное значение в тогдашнее время распущенных нравов, безудержного насилия и неумолимой жестокости.


Бартель Регенбоген (1250-1320). На гербе молоток, дракон и клещи! И что бы это всё значило?

Именно рыцарское служение оставило в геральдике исключительно заметный след, состоящий из множества геральдических символов, в качестве которых использовались предметы того же рыцарского снаряжения. В первую очередь, пожалуй, таким предметом стал сам щит, потому что известны гербы без каких-либо деталей, то есть просто щиты какого-нибудь одного цвета. Кроме того, на щите можно было изобразить другой щит и даже несколько щитов, что правилами геральдики вполне допускалось.


Один щит на другом. Герб города Утрехта

Затем на щите изображался шлем. Это мог быть просто шлем, но чаще шлем с пышными нашлемными украшениями. Шлем также стал одним из важнейших внешних элементов герба. Им, как правило, увенчивается герб, а по форме шлема судят о ранге гербовладельца. Есть такой гербовый символ, как гар-де-бра – но это не что иное, как налокотник. Шамфрон – налобник для рыцарского коня, попал в число геральдических символов, как и авентайл – кольчужное прикрытие для шеи, и ламбель – «турнирный воротник». Даже такую весьма специфическую деталь, как наконечник ножен, и то использовали в геральдике. Кстати, знак налокотник (ещё одно название «кутэ») можно увидеть в гербе лорда Фицуотера, авентайл – в гербе лорда Монтегю, а меч и корона – в гербе Жанны Д’Арк, пожалованный ей и её потомкам королём Карлом VII. Кстати, скрещенные мечи встречаются в гербах постоянно. Например, городку Абенсбергу в Баварии два скрещенных меча в герб были пожалованы за помощь союзникам в войне с Наполеоном!


Жанна Д’Арк на коронации Карла VII в гербовом платье с изображением пожалованного ей герба. Насколько данная картина исторична, сказать трудно. Картина кисти Жана Августа Доминика Энгра, 1854 г. (Лувр)

А вообще-то, наверное, и не было таких предметов и объектов, окружающих в то время рыцарей, которые бы не использовались в качестве эмблем для опознавания. Мечи, топоры, дубины, луки, стрелы – всё это рисовалось в самых различных вариациях. Но самой популярной эмблемой, конечно, был крест, причём самый простой – эмблема рыцарей, отправившихся освобождать Гроб Господень в Палестину. Впрочем, популярной эмблемой среди христового воинства был и бурдюк с водой в память о той жажде, что рыцари там постоянно испытывали! Кстати, одни специалисты считают, что крестов, используемых в геральдике, 30, другие – что 50, а вот некий рьяный учёный нашёл, что их… (надеюсь, вы все сидите) 450. Есть крест «лапчатый», «крест-тау», клиновидный, лилиевидный, клеверолистный, всем известный «мальтийский крест», а ещё «мельничный»… ну и, наверное, хватит их перечислять. Давайте лучше на них посмотрим, толку от этого явно будет больше.


Тридцать наиболее известных в геральдике крестов: 1. Греческий; 2. Двойной, называвшийся также патриархальным, архиепископским и венгерским; 3. Лотарингский – эмблема герцогства Лотарингия середины XV в.; 4. Папский – не встречается на гербах римских пап, а получил своё название по аналогии с патриархальным крестом в XV в.; 5. Крест королевства Иерусалимского – красный Иерусалимский крест являлся символом ордена св. Духа, основанного в 1496 г.; 6. Крест из герба семьи Манфреди – редко встречавшаяся форма креста; 7. Крест с шаровыми окончаниями; 8. Лапчатый, перекладины которого заканчиваются стилизованными изображениями гусиных лап; 9. Якорный; 10. Одна из разновидностей якорного креста; 11. Мальтийский – восьмиконечный крест ордена тамплиеров; 12. Лилейный крест с окончаниями в форме цветка лилии – принадлежал испанскому рыцарскому ордену Калатравы, основанному в 1158 г.; 13. Символ испанского рыцарского ордена Алькантары; 14. Крест св. Якова – символ испанского рыцарского ордена святого Якова, основанного королём Арагона Рамиро II; 15. Крест св. Антония – голубой крест на чёрных плащах носили члены ордена св. Антония, основанного в 1095 г. (крест св. Антония был также одной из эмблем ордена тамплиеров); 16. Мученический крест св. Павла; 17. Клинчатый; 18. Плетёный; 19. Крест в нимбе – кельтское изображение креста, в средние века был популярен в Ирландии; 20. Простой чёрный крест святой Марии Тевтонской – наиболее известное изображение креста; 21. Гранёный; 22. Редко встречающийся крест с перекрестиями в виде птичьих голов; 23. Узловой; 24. Косой крест в зависимости от цвета мог символизировать разных святых: золотой – первого британского великомученика св. Альбана, белый либо синий – св. Андрея, чёрный – св. Осмунда, красный – св. Патрика; 25. Вилообразный; 26. Лапчатый крест наиболее распространённой формы; 27. Опорный, или дугообразный крест; 28. Теневой (контурный) мальтийский крест; 29. Ёлочный – такая форма креста была очень популярна в Финляндии; 30. Восьмиконечный православный, или русский крест.


Шенк фон Лимбург был явно большим модником и понимал толк в красоте рыцарского наряда: сюрко на нём зелёное с вышитой буквой белого цвета, конская попона имеет совершенно другой рисунок, отличный от рисунка на сюрко, что, в общем-то, нетипично, но вполне допускалось; на гербе – три навершия шестопёров, на шлеме – рога, украшенные павлиньими перьями. Понятно, что изображённая на этой же иллюстрации дама, скорее всего, перед ним не устояла…

Читайте также: