Как правильно написать слова соболезнования по смс на казахском языке

Обновлено: 18.05.2024

1 Голосов


akashi пацаны нужна помощь
как правильно выразить соболезнования близким умершего?
спасибо


Quarius

"Жастык" дегендi бiрiншi рет "копшiк" деп сокурсниктен естiгенде бiр бiрiмiзге iшiмiздi ауыртканша деiйн кулгенбiз..


Quarius

пацаны нужна помощь
как правильно выразить соболезнования близким умершего?
спасибо


"Кайырлы болсын."


Мамонт Южный Мамонт Южный Курметтi Айнур жан, бiзде карсы емеспiз, сенен бастайык.
"Желание" - тiлек, ыкылас.
"Иметь желание" - ыкыластану.
Ренжiме.


Chen

Казактын кырсык макалдары жинагы:


Chen

пацаны нужна помощь
как правильно выразить соболезнования близким умершего?
спасибо

Еще, если человек, которому выражаешь соболезнование, очень близкий, то иди вечером. Если нет, то до обеда. Это из традиции. Человек, который теряет близкого, горюет обычно вечером, так как днем занят земными делами. Придя вечером к другу, ты разделишь с ним горе. Другой человек, поймет, что ты пришел прежде, чем начать свои дела. Смысл понял, мудрый парень?


Волчица


На Ratel.kz - автор самоучителя "Ситуативный казахский" с собственной методикой изучения государственного языка

Так получилось, что именно на долю нашего поколения пришлось беспрецедентное испытание*, посланное миру. На сегодняшний день от COVID-19 во всем мире заболели 19,8 млн человек и умерли 728 тыс., в РК соответственно 93,8 тыс. человек заболели и 1058 – умерли. Но это по официальной статистике, а реальные цифры наверняка больше и, кажется, в стране не осталось семьи, которую так или иначе не коснулась бы пандемия.


В нынешних условиях мы хороним близких не так, как раньше, когда массы людей собирались на похороны и каждый считал своим долгом бросить горсть земли на могилу усопшего. Сейчас нам приходится лишь по телефону или ватсап говорить или писать слова соболезнования, а что делать, ведь не выразить близким умершего слова утешения - крайняя степень невоспитанности.

Мой самоучитель казахского языка называется ситуативным, потому что казахи в распространенных ситуациях, таких как традиционные обряды и обычаи, семейные и государственных праздники и множестве других жизненных случаев используют общепринятые модели речевого поведения, говорят речевыми штампами и расхожими выражениями именно для этих ситуаций. Если на құдалық или свадьбе, юбилее или на праздновании Наурыза еще можно сказать на русском, то похороны являются венцом подобных ситуаций, поскольку невозможно представить себе казаха, выражающего свое соболезнование другому казаху в связи с потерей им близкого человека словами "Какое горе! Мне очень жаль". Такое неумение граничит с абсолютным отрицанием культуры своего народа и неприятием его менталитета.

Конечно, выразить человеку соболезнования можно на любом языке, особенно в момент, когда любое сочувствие необходимо и все слова соболезнования, сказанные от сердца, будут приняты сердцем скорбящего человека. В том загробном мире, наверное, нет ни языков, ни религий, однако мы живем тут, на Земле, и, отдавая дань уважения отошедшему в мир иной человеку, правильнее выразиться словами его родного языка.

Поэтому хотелось бы привести в этом выпуске несколько вариантов көңіл айту – традиционных форм соболезнования.


При личной встрече, обычно, говорят, например: иә, біз болған жағдайды естідік (да, мы слышали о том, что произошло) и добавляют формулировку: көңіл көрген жерде, айтар хабар естігенде (соболезнования при встрече, известия по получении)

Говорится несколько вступительных слов, как, например:

- Естігенде аза бойым қаза болды (я когда услышал (а), так и помертвел весь)

- Айтарға сөзім жоқ – ауыр қайғы (не знаешь, что сказать – такое горе)

- Ажал айтып келмейді (смерть не выбирает)

- Мәңгі жасайтын адам жоқ, бәріміздің де баратын жеріміз сол (нет вечных людей, все там будем)

А затем непосредственно слова соболезнования:


(да пребудет он с верой)

Жаны жәннатта болсын

(да пребудет его душа в раю)

Жатқан жері жайлы болсын

(пусть будет тихой его обитель)

Өлгенге иман, тіріге береке берсін

(покойнику милости, живым благ)

Алла алдынан жарылқасын

(да пребудет с ним впредь благословление Аллаха)


Топырағы торқа болсын

(да будет ему земля пухом)

Қазалы жанның иманын жолдас етсін

(да упокоится усопшая душа с верой)

Қабірі иман нұрына толсын

(последняя обитель пусть будет наполнена светом веры)

В социальных сетях обсуждался вопрос о правомочности употребления по отношению к людям других конфессий выражения иманды болсын. Да, действительно, Иман - это вера в Аллаха, милостивого и милосердного, однако необходимо заметить, что казахи употребляют это выражение просто как формулировку соболезнования, что лишний раз доказывает, что нашу неортодоксальность и толерантность.

Тема, на которую мы сегодня поговорили, конечно же, мрачновата, но фразы, которые я предлагаю освоить (для начала достаточно запомнить одно-два выражения), в настоящее время очень нужны. К сожалению.

P.S. Вспоминаю рассказ про парня, который пришел на похороны коллеги по работе. Он растерялся, когда его стала с рыданиями обнимать вдова погибшего. Не зная, что сказать, он поглаживал её по плечам и повторял: Ештеңе етпес, ештеңе етпес (ничего страшного).

Чужой компьютер

Просмотр темы 37

ТАШБУКАНОВСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ ГАФУРИЙСКОГО РАЙОНА

К сожалению, мы не всегда знаем, где похоронены наши знакомые, сослуживцы, друзья, а иногда и родственники. Многие из нас хотя бы раз в жизни хотели бы посетить могилу человека, с которым были связаны когда-то, но, увы, не всегда это возможно.
Тема «Помним, скорбим» создана именно для того, чтобы дать возможность почтить память людей, которые покинули мир ныне живущих. Тут можно сообщить об умерших родных, близких, друзьях, знакомых, Вы сможете сообщить место захоронения, разместить фотографию, некрологи, эпитафии. Вы в любой момент сможете вспомнить и навестить тех, кого уже нет рядом с нами.

Нравится Показать список оценивших

Альмира Лапшева

Нравится Показать список оценивших

ТАШБУКАНОВСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ ГАФУРИЙСКОГО РАЙОНА

Нравится Показать список оценивших

Ильвира Багаутдинова

Нравится Показать список оценивших

Альмира Лапшева

Марьям Джамалова

Под выражением соболезнования (та‘зият) в Шариате подразумевается совершение наставления человеку, которого постигла беда, или тому, кто тяжело переносит потерю родных и близких, чтобы он проявил терпение, побуждение его к этому, рассказывая о высокочтимости терпеливого перенесения беды и о воздаянии, предусмотренном ему за это.

Важно также предупредить их о том, что не следует возмущаться тем, что с ними произошло это горе, а также говорить о том грехе, который он заслуживает, если не проявит терпение и стойкость и поведет себя недостойно.

Выражение соболезнования, согласно Шариату, является сунной, ибо Посланник Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) тоже делал это. Курра ибн аль-Мазани рассказывал: «Когда умер малолетний ребенок одного из сподвижников, Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям), встретив его, выразил ему свое соболезнование». Этот хадис приводит Ахмад и аль-Хаким.

Соболезнование выражают не только тем, у кого умер кто-либо, это совершается по отношению ко всякому, кого постигло несчастье и беда, и это является сунной.

Например, желательно выразить свои соболезнования тому, у кого пропали деньги, животное, будь то даже кошка, и который тяжело переносит эту утерю. Искренним словесным соболезнованием следует укрепить и успокоить человека, чтобы он легче перенес то, что его постигло, и следует сказать ему, чтобы он надеялся на награду Всевышнего Аллаха.

Есть множество хадисов, повествующих о досточтимости выражения соболезнования. Хадис, переданный ат-Тирмизи, гласит: «Выразившему соболезнование человеку, которого постигла беда, предназначено такое же воздаяние, как и тому, кого постигло это несчастье». В другом хадисе, переданном ат-Тирмизи, говорится: «Человека, выразившего соболезнование женщине, у которой умер ребенок, Всевышний Аллах оденет в райские одеяния». В хадисе, переданном Ибн Маджой, сказано: «Всякого верующего, который выразил соболезнование своему брату по вере, которого постигло несчастье, Всевышний Аллах в Судный день оденет в одеяния почета и достоинства».

Имам аш-Шафии, когда у одного из его друзей умер сын, выражая ему соболезнования, написал четверостишие, имеющее следующее значение: «Я выражаю тебе соболезнование не из-за того, что я уверен, что останусь жить навечно, а потому, что это – путь религии. Тот, кому выражают соболезнования после смерти его родных и близких, тоже не останется в этом мире, так же, как не останется и тот, кто выражает ему соболезнование, сколько бы он ни жил на этом свете».

Человеку, которого постигла беда, всякий раз, когда он вспомнит об этом, желательно сказать: Смысл: «Поистине, все мы созданы Всевышним Аллахом и принадлежим Ему, и, поистине, к Нему мы все возвратимся. Все решения исходят от Всевышнего и Великого Аллаха». И каждый раз при произнесении данного выражения он получит за это такое же вознаграждение, которое предназначено тому, кого постигла беда и кто при этом перенес ее терпеливо, даже если после несчастья прошло много времени.

Польза выражения соболезнования заключена в обращении к Аллаху и получении вознаграждения. И это желательно делать один раз, и лучшее время для этого – после похорон покойного. Если же родные усопшего слишком близко к сердцу восприняли его смерть и тяжело переносят потерю, то приличествует выразить соболезнование еще до погребения покойного, потому что проявлять терпение больше всего нужно именно в час постижения беды. Так пишет и имам ан-Навави в своей книге «Аль-Азкар» (С. 160).

Читайте также: