Как бы чего не вышло любимый афоризм героя рассказа а п чехова

Обновлено: 02.05.2024

Как бы чего не вышло
Впервые встречается в «Современной идиллии» Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (1826—1889), в которой чиновники постоянно повторяют: «Как бы чего из этого не вышло!»
Но популярным это выражение стало благодаря рассказу Антона Павловича Чехова (1860—1904) «Человек в футляре». Главный герой этого рассказа — учитель Беликов был крайне осторожным человеком: «Для него ясны были только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь. В разрешении же и позволении скрывался для него всегда элемент сомнительный, что-то недосказанное и смутное. Когда в городе разрешали драматический кружок, или читальню, или чайную, то он покачивал головой и говорил тихо: «Оно, конечно, так-то так, все это прекрасно, да как бы чего не вышло».
Цитируется: как иронический комментарий к поведению робкого, «забитого», излишне осторожного человека, а также к поступкам человека-конформиста, который слепо придерживается обычаев, традиций, норм поведения.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Как бы чего не вышло Слова учителя Беликова из рассказа А.П. Чехова "Человек в футляре". Цитируются как определение трусости, паникерства.

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .

Полезное

Смотреть что такое "Как бы чего не вышло" в других словарях:

Как бы чего не вышло — крыл. сл. Слова учителя Беликова из рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре». Цитируются как определение трусости, паникерства … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

Как приручить дракона — How to Train Your Dragon … Википедия

где-то, как бы, типа — Он тебе как бы нравится? Парень типа лежал на полу как бы с проломленной головой. Я его где то понимаю. В популярной песенке звучит признание в любви: Я тебя типа лю, типа блю… Такие и подобные фразы постоянно слышатся последние несколько лет … Словарь трудностей русского языка

Страх как он есть — Необходимо проверить качество перевода и привести статью в соответствие со стилистическими правилами Википедии. Вы можете помочь улучшить эту статью … Википедия

Чехов А.П. — Чехов А.П. Чехов Антон Павлович (1860 1904) Русский писатель. Афоризмы, цитаты Чехов А.П. биография • Университет развивает все способности, в том числе и глупость. • Кто не может взять лаской, тот не сможет взять строгостью. • Жениться интересно … Сводная энциклопедия афоризмов

1. Как бы чего не вышло. Выражает опасение, осторожность при нежелании сделать что-либо, так как может получиться не тот результат, которого ждут. Впервые эту фразу в уста чиновников вложил М. Е. Салтыков-Щедрин в "Современной идиллии". А в рассказе "Человек в футляре" А. П. Чехова это выражение стало жизненным кредо учителя Беликова.
2. Сильнее кошки зверя нет. Выражение из басни И. А. Крылова "Мышь и Крыса". Когда Крыса узнала, что Кошка попала в когти Льву, то была уверена, что тому не поздоровится, так как для неё Кошка -- самый сильный и страшный зверь. Так говорят, когда по незнанию и ошибочному представлению признают кого-либо могущественным, сильным, главным, всё умеющим, хотя он таковым не является.
3. Свежо предание, но верится с трудом. Выражение из пьесы А. С. Грибоедова "Горе от ума". Обозначает то, что хоть и произошло недавно, но поверить в это трудно. Одним словом, недоверие.

Главная мысль об отношении к жизни и любимая фраза "человека в футляре" (Беликова) из рассказа "Человек в футляре" (1898 г.) русского писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904).

Человек в футляре (иллюстрация к рассказу, художники Кукрыниксы)

Человек в футляре (иллюстрация к рассказу, художники Кукрыниксы)

Вот как автор описывает "человека в футляре":

"месяца два назад умер у нас в городе некий Беликов, учитель греческого языка, мой товарищ. Вы о нем слышали, конечно. Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни.

— О, как звучен, как прекрасен греческий язык! — говорил он со сладким выражением; и, как бы в доказательство своих слов, прищурив глаз и подняв палец, произносил: — Антропос!

И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр. Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь. Когда в циркуляре запрещалось ученикам выходить на улицу после девяти часов вечера или в какой-нибудь статье запрещалась плотская любовь, то это было для него ясно, определенно; запрещено — и баста. В разрешении же и позволении скрывался для него всегда элемент сомнительный, что-то недосказанное и смутное. Когда в городе разрешали драматический кружок, или читальню, или чайную, то он покачивал головой и говорил тихо:

— Оно, конечно, так-то так, всё это прекрасно, да как бы чего не вышло."

Еще раньше, эта мысль встречается в романе «Современная идиллия» (1877 г.) русского писателя Салтыкова-Щедрина Михаила Евграфовича (1826 – 1889), в которой чиновники постоянно повторяют: «Как бы чего из этого не вышло!»

Цитаты о людях русского писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904).

А сколько, брат, в России людей, которые существуют неизвестно для чего

Из пьесы "Вишневый сад" (1903 г.). Слова купца Лопахина, обращенные к студенту Трофимову (д. 4).

Бедность хоть кого научит

Из рассказа "Цветы запоздалые" (1882 г.). Мысль Егорушки.

Блажен русский интеллигент, живущий не в деревне, а на даче

Из письма А. С. СУВОРИНУ 21 июня 1897 г. Мелихово .

Быть подлецом и в то же время не хотеть сознавать этого — страшная особенность русского негодяя!

Из пьесы "Безотцовщина" (1878 г.). Слова Платонова об умершем генерале Войницеве (д. 1 явл. 5).

В наше время легче потерять веру, чем старую перчатку

Из рассказа "Двое в одном" (1883 г.). Одна из первых фраз рассказа, в котором главный герой, с удивлением для себя, обнаружил, что один из его сослуживцев оказался хамелеоном:

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли

Из произведений русского писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904).

Веровать в бога нетрудно. Нет , вы в человека уверуйте!

Из рассказа "Рассказ старшего садовника" (1894 г.). Садовник рассуждает об оправдательных приговорах в российских судах.

Веровать в бога не умно, но религия должна быть охраняема, так как для народа необходимо сдерживающее начало, иначе он не будет работать
Вся энергия художника должна быть обращена на две силы: человек и природа

Из письма к Д. В. ГРИГОРОВИЧУ 5 февраля 1888 г. Москва .

Вы можете неодобрительно отзываться о солнце, о луне, о чем угодно, но храни вас бог трогать либералов!

Из рассказа "Именины" (1888 г.). Слова Петра Дмитрича.

Где нет чистоты душ, там не ищите ее у тел

Из письма И. Л. ЛЕОНТЬЕВУ (ЩЕГЛОВУ) 12 апреля 1889 г. Москва .

Даже болеть приятно, когда знаешь, что есть люди, которые ждут твоего выздоровления как праздника

Из повести "Рассказ неизвестного человека" (1893 г.). О главном герое повести, который стал близко общаться с любимой женщиной (Зинаида Федоровна).

Даже внешне порядочных людей так мало на свете!

Из повести "Дуэль" (1891 г.), гл. XVIII. Мысли дьякона о конфликте Лаевского с Фон Кореном.

Двадцать два несчастья

Из пьесы "Вишневый сад" (1903 г.). Так называют конторщика Епиходова, которому постоянно не везет.

Деньги, как водка, делают человека чудаком

Из рассказа "Крыжовник" (1898 г.). Слова помещика Алехина Ивана Ивановича.

Добрых людей много, но аккуратных и дисциплинированных совсем, совсем мало

Из письма к В. А. ПОССЕ 15 февраля 1900 г. Ялта .

Доктора те же адвокаты с тою только разницею, что адвокаты только грабят, а доктора и грабят и убивают

Из пьесы "Иванов" (1887 г.). Из рассуждения Шабельского о врачах (д. 1 явл. 3).

Дурно, если художник берется за то, чего не понимает

Из письма А. С. СУВОРИНУ 27 октября 1888 г. Москва .

Душа моя, как дорогой рояль, который заперт и ключ потерян

Из пьесы "Три сестры" (1901 г.). Слова Ирина, которая собирается идти замуж за барона Тузенбаха, но не любит его (д. 4).

Если бы к трудолюбию прибавить образование, а к образованию трудолюбие

Из пьесы "Три сестры" (1901 г.). Слова Вершинина при прощании с тремя сестрами (д. 4).

Если молодой ученый или литератор начинает свою деятельность с того, что горько жалуется на ученых или литераторов, то это значит, что он уже утомился и не годен для дела

Из повести "Скучная история" (1889 г.), гл. II. Слова профессора о его воспистаннице Кате, которая увлеклась театром.

Если твой поступок огорчает кого-нибудь, то это еще не значит, что он дурен

Из рассказа "Соседи" (1892 г.). Слова Власича, на обвинение, что он забрал к себе сестру друга.

Есть люди, которых развратит даже детская литература

Из письма М. В. КИСЕЛЕВОЙ 14 января 1887 г. Москва .

Есть места где трезвого тошнит, а у пьяного дух радуется

Из рассказа "Тина" (1886 г.). Мысли Крюкова, попавшего в пьяную, развратную компанию.

Женщина есть опьяняющий продукт, который до сих пор еще не догадались обложить акцизным сбором

Из рассказа "Женщина с точки зрения пьяницы" (1885 г.).

Женщина может быть другом мужчины только под таким условием: сначала приятель, потом любовница, а затем уж друг

Из произведений русского писателя Чехова Антона Павловича (1860 – 1904).

Женщины, когда чувствуют себя правыми, бранятся и плачут, когда же сознают за собой вину, то только плачут

Из рассказа "Живой товар" (1882 г.). Муж уличил жену в том, что она стала встречаться с ее первым мужем.

Женщины не прощают неуспеха

Из пьесы "Чайка" (1896 г.). Слова Треплева в разговоре с Ниной (д. 2).

Женщины пьют чаще, чем вы думаете

Из пьесы "Чайка" (1896 г.). Слова Маши, которая безнадежно влюблена в Треплева (д. 3).

Жизнь человеческая подобна цветку, пышно произрастающему в поле: пришел козел, съел и - нет цветка.

Из пьесы "Иванов" (1887 г.). Слова Боркина (д. 1 явл. 3).

Зеркало есть прибор, на котором женщина десять раз в день взвешивает свое оружие

Из рассказа "Идеальный экзамен" (1884 г.). Слова умного ученика на экзамене.

Из злого человека ничем ты зла не вышибешь

Из рассказа "Беспокойный гость" (1886 г.). Слова охотника, в разговоре с лесником Артемом.

Искать в женщине того, чего во мне нет, это не любовь, а обожание, потому что любить надо равных себе.

Из "Из записных книжек" .

Истинное счастие невозможно без одиночества

Из повести "Палата № 6" (1892 г.). Мысли Андрея Ефимыча (гл. XIV).

Как бы чего не вышло

Главная мысль отношения к жизни человека в футляре (Беликова) из рассказа "Человек в футляре" (1898 г.).

Какое наслаждение уважать людей!

Из "Из записных книжек" .

Когда в нас что-нибудь неладно, то мы ищем причин вне нас и скоро находим

Из письма А. С. СУВОРИНУ 6 (18) февраля 1898 г. Ницца .

Когда критикуешь чужое, то чувствуешь себя генералом

Из письма Л. А. АВИЛОВОЙ 21 февраля 1892 г. Москва .

Когда сойдутся немцы или англичане, то говорят о ценах на шерсть, об урожае, о своих личных делах; но почему-то когда сходимся мы, русские, то говорим только о женщинах и высоких материях

Из рассказа "Ариадна" (1895 г.). Слова Шамохина.

Конечно, я умный человек, умнее очень многих, но счастье не в этом.

Из пьесы "Три сестры" (1901 г.). Слова Кулыгина (д. 4).

Кто говорит, что не берет, — тот берет

Из рассказа "Папаша" (1880 г.). Слова папаши, предлагающего взятку учителю, за то, чтобы тот поставил хорошие оценки его сыну.

Кто ищет спасения в перемене места, как перелетная птица, тот ничего не найдет, так как для него земля везде одинакова

Из повести "Дуэль" (1891 г.), гл. XVII. Мысли Лаевского о поиске выхода из трудной ситуации.

Кто не умеет быть слугою, тому нельзя позволять быть господином

Из письма А. Н. ПЛЕЩЕЕВУ 25 октября 1888 г. Москва .

Лукав человек!

Из рассказа "Симулянты" (1885 г.). Генеральша считала себя великой целительницей. Крестьяне, понимая ее слабость, приходили к генеральше с мнимыми болезнями и, как бы излечивались от них. Радостная генеральша одаряла бывших больных. Фраза "Лукав человек!" завершает это произведение.

Мать всех российских зол – это грубое невежество

Из письма А. С. СУВОРИНУ 28 октября 1889 г. Москва .

Мир погибает не от разбойников и не от воров, а от скрытой ненависти, от вражды между хорошими людьми
На совести каждого красивого артиста много женщин, и чтобы помнить каждую, нужно иметь слишком большую память

Из рассказа "Два скандала" (1882 г.).

На сто немцев приходится девяносто девять идиотов и один гений

Из рассказа "Он и Она" (1882 г.). "Она" пишет про своего мужа ("он").

Надо себя дрессировать!

Этими словами Чехов говорил о том, что нужно в себе развивать лучшие качества, нужно работать над собой.

Назначение человека или ни в чем, или только в одном — в самоотверженной любви к ближнему

Из повести "Рассказ неизвестного человека" (1893 г.). Слова главного героя сказанные Зинаиде Федоровне.

Не всех нас ожидает в будущем счастье

Из письма к К. С. БАРАНЦЕВИЧУ 30 марта 1888 г, Москва .

Не всякий умеет вовремя замолчать и вовремя уйти

Из рассказа "Письмо" (1887 г.). О госте, который засиделся у отца Орлова.

Не уставайте делать добро!

Из рассказа "Крыжовник" (1898 г.). Слова ветеринарного врача Ивана Ивановича, обращенные к помещику Алехину, после рассказа о брате, который удалился бесцельно жить помещиком в деревне.

Нет более несчастья, как быть лишенным собственного уважения!

Из пьесы "Безотцовщина" (1878 г.). Слова сельского учителя Платонова о его поведении в гостях у Войницевой (д. 2 к. 2 явл. 3).

Нет больше зла, чем безначалие!

Из рассказа "Гадальщики и гадальщицы" (1883 г.). Слова чиновника, который гадает, кто будет его новым начальником.

Нет того Квазимодо, который не был бы глубоко убежден, что парой ему может быть только красивая женщина
Нормальное состояние человека — это быть чудаком

Из пьесы "Дядя Ваня" (1896 г.). Слова Астрова, обращенные к Войницкому (д. 4).

О, женские нервы! Не будь их, скучно жилось бы на этом свете

Из рассказа "На магнетическом сеансе" (1883 г.), о реакции женщин на сеансе гипнотезера.

Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое

Из рассказа "Крыжовник" (1898 г.). Слова ветеринарного врача Ивана Ивановича, который размышлял о брате, который купил имение в деревне и удалился жить в нем.

Племя рабское, лукавое, в десяти поколениях запуганное кнутом и кулаком, трепещет, умиляется и курит фимиам перед насилием, но впусти его в свободную область, где его некому брать за шиворот, там он развертывается и дает себя знать

Из повести "Дуэль" (1891 г.), гл. VIII. Слова Фон Корена о Лаевском и его любовнице Надежде Фёдоровне.

По капле выдавливать из себя раба

Из письма к его другу, издателю А. Ф. Суворину (7 января 1889 г.) .

Пока это еще студенты и курсистки - это честный, хороший народ, это надежда наша, это будущее России, но стоит только студентам и курсисткам выйти самостоятельно на дорогу, стать взрослыми, как и надежда наша и будущее России обращается в дым

Из письма И. И. ОРЛОВУ 22 февраля 1899 г. Ялта .

Порок не в том, что мы пьянствуем, а в том, что не поднимаем пьяных

Из рассказа "Беда" (1886 г.). Слова человека, который запил и из-за этого потерял работу. Его жена не стала его "пилить" за это, а помогла восстановиться и вскоре он нашел работу. Последние строки рассказа.

Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть

Из повести "Скучная история" (1889 г.), гл. VI. Слова профессора о тайном венчании его дочери.

Раз сядет в человека вольный дух, то ничем его не выковыришь

Из рассказа "Егерь" (1885 г.). Слова егеря.

Ржи и пшеницы у нас в России много, но совсем нет культурных людей

Из рассказа "Страх" (1892 г.). Слова Дмитрия Петровича.

Русский человек большая свинья

Из письма ЧЕХОВЫМ 13 июня 1890 г. Лиственичная .

Русский человек любит вспоминать, но не любит жить

Из повести "Степь" (1888 г.), глава V. Мальчик, путешествуя с взрослыми мужчинами, слушает разговор об их жизни.

Русскому лицу для того, чтобы казаться прекрасным, нет надобности в строгой правильности черт

Из рассказа "Красавицы" (1888 г.). Главный герой описывает красоту русской девушки, которую он случайно встретил во время путешествия и сравнивает ее с красотой армянской девушки, которую он также случайно встретил во время другого путешествия.

Русскому человеку в высшей степени свойственен возвышенный образ мыслей, но скажите, почему в жизни он хватает так невысоко?

Из пьесы "Три сестры" (1901 г.). Слова Вершинина (д. 2).

Светляки светят ночью только для того, чтобы их легче могли увидеть и съесть ночные птицы, а хорошие люди существуют для того, чтобы было чего есть клевете и сплетне

Из пьесы "Иванов" (1887 г.). Слова Саши. Саша имеет в виду Иванова, которого она считает хорошим человеком, но другие люди его не любят и сочиняют про него сплетни.

Свободно следовать влечениям своего сердца — это не всегда дает хорошим людям счастье

Из повести "Рассказ неизвестного человека" (1893 г.). Слова Грузина, сказанные Зинаиде Федоровне.

Старость плоха только у плохих стариков и тяжела для тяжелых

Из письма А. С. СУВОРИНУ 9 марта 1890 г. Москва .

Талантливый человек в России не может быть чистеньким

Из пьесы "Дядя Ваня" (1896 г.). Слова Елены Андреевны, про доктора Астрова (д. 2).

Тля ест траву, ржа - железо, а лжа - душу

Из повести "Моя жизнь" (1896 г.). Это выражение часто повторяет знакомый главного героя Редька (бригадир маляров).

То, что кажется нам серьезным, значительным, очень важным, — придет время, — будет забыто или будет казаться неважным

Из пьесы "Три сестры" (1901 г.). Слова Вершинина (д. 1).

Только ту молодость можно признать здоровою, которая не мирится со старыми порядками и глупо или умно борется с ними

Из письма А.С. Суворину 29.03.1890 г. Москва .

Только честные и мошенники могут найти выход из всякого положения, а тот, кто хочет в одно и то же время быть честным и мошенником, не имеет выхода

Из повести "Дуэль" (1891 г.), гл. XVI. Слова Фон Корена о Лаевском.

У всех шулеров обыкновенно благородные осанки и самый рыцарский апломб
Хорош божий свет, одно только нехорошо – мы

Из письма к другу, издателю А. С. СУВОРИНУ 9 декабря 1890 г. Москва .

Человек вообще гадок, а матрос, признаться, бывает иногда гаже всего на свете, гаже самого скверного животного, которое все-таки имеет оправдание, так как подчиняется инстинкту.
Человек должен быть верующим или должен искать веры, иначе жизнь его пуста

Из пьесы "Три сестры" (1901 г.). Слова Маши (д. 2).

Человек должен сознавать себя выше львов, тигров, звезд, выше всего в природе, даже выше того, что непонятно и кажется чудесным, иначе он не человек, а мышь, которая всего боится

Из рассказа "Дом с мезонином" (1896 г.). Слова главного героя в разговоре с девушкой Женей.

Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги

Из пьесы "Три сестры" (1901 г.). Слова одной из трех сестер Ирины (д. 1).

Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа.

Из рассказа "Крыжовник" (1898 г.). Слова ветеринарного врача Ивана Ивановича, который размышлял о брате, который купил имение в деревне и удалился жить в нем.

Чёрт знает на что уходит иногда силища!

Из рассказа "Герой-барыня" (1883 г.). Это последняя строка произведения, в котором женщина, брошенная мужем крепилась, чтобы не показать своего расстройства гостям.

Читайте также: