К известному афоризму хайдеггера можно отнести
Обновлено: 14.11.2024
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Мартин Хайдеггер (26 сентября 1889 — 26 мая 1976) — один из выдающихся немецких мыслителей прошлого столетия. Хайдеггер повлиял на становление экзистенциализма, герменевтики, постмодернизма, деконструктивизма и всей континентальной философии в целом. Карл Ясперс, Жан-Поль Сартр, Ханна Арендт, Мишель Фуко, Жак Деррида и другие знаковые философы признавали его влияние на свои труды.
Мы отобрали 10 цитат из работ Хайдеггера:
Усиливающаяся бездумность проистекает из болезни, подтачивающей самую сердцевину современного человека. Сегодняшний человек спасается бегством от мышления. «Время и бытие»
Бездумность — зловещий гость, которого встретишь повсюду в сегодняшнем мире, поскольку сегодня познание всего и вся доступно так быстро и дешево, что в следующее мгновение полученное так же поспешно и забывается. «Отрешенность»
Искусство есть созидающее охранение истины в творении. «Исток художественного творения»
Чем выше становится средний уровень, тем менее нуждается он в уровне выше среднего, тем недоверчивее ко всякой попытке этого «повышения». «Размышления II–VI (Черные тетради 1931–1938)»
Европа не погибнет, прежде всего, благодаря тому, что она слишком слаба для этого, а не потому, что она ещё сильна. «Размышления II–VI (Черные тетради 1931–1938)»
Во всех сферах своего бытия человек будет окружен все более плотно силами техники. Эти силы, которые повсюду ежеминутно требуют к себе человека, привязывают его к себе, тянут его за собой, осаждают его и навязываются ему под видом тех или иных технических приспособлений — эти силы давно уже переросли нашу волю и способность принимать решения, ибо не человек сотворил их. «Отрешенность»
Наука не мыслит. Она не мыслит, ибо ее способ действия и средства никогда не дадут ей мыслить — мыслить так, как мыслят мыслители. То, что наука не может мыслить, — это не ее недостаток, а ее преимущество. «Что значит мыслить?»
Мартин Хайдеггер родился 26 сентября 1889 в городке Месскирхе (Германия). Немецкий философ. Создал учение о Бытии как об основопологающей и неопределимой, но всем причастной стихии мироздания. Умер 26 мая 1976 в Фрейбурге.
Усиливающаяся бездумность проистекает из болезни, подтачивающей самую сердцевину современного человека. Сегодняшний человек спасается бегством от мышления. И все же каждый может выйти в путь размышления по-своему и в своих пределах. Почему? Потому что человек - это мыслящее, т. е. осмысляющее существо. Чтобы размышлять, нам отнюдь не требуется "перепрыгнуть через себя". Достаточно остановиться на близлежащем и подумать о самом близком: о том, что касается каждого из нас - здесь и сейчас, здесь, на этом клочке родной земли, сейчас - в настоящий час мировой истории.
Автор: Хайдеггер
Понять направление, в каком вещь уже движется сама по себе — значит, увидеть ее смысл. Во вникании в такой смысл — суть осмысления. Осмыслением подразумевается больше, чем просто осознание чего-либо. Мы еще далеки от осмысления, пока просто что-то сознаем. Осмысление требует большего. Оно — отданность достойному вопрошания.
Автор: Хайдеггер
Насколько существо человека не сводится к животной органике, настолько же невозможно устранить или как-то компенсировать недостаточность этого определения человеческого существа, наделяя человека бессмертной душой, или разумностью, или личностными чертами. "сущность" человека - покоится в его экзистенции.
Автор: Хайдеггер
Человек обладает свободой не как свойством, а как раз наоборот: свобода, экзистентное, раскрывающееся Dasein владеет человеком и притом изначально, так что исключительно она сообщает человеку соотнесенность с сущим в его целом.
Автор: Хайдеггер
Я могу посвятить жизнь работе, науке, обогащению, чему угодно другому, но человеком остаюсь, лишь выбирая одну возможность либо другую. По этой причине, не имея возможности избежать выбора, человек на что-то решается и непременно рассеивается в неподлинной экзистенции.
Автор: Хайдеггер
Человек, скорее, самым бытием сброшен в истину бытия, чтобы, экзистируя таким образом, беречь истину бытия, чтобы в свете бытия сущее явилось как сущее, каково оно есть. Для человека, однако, остается вопрос, осуществится ли его существо так, чтобы отвечать этому событию.
Автор: Хайдеггер
Тупик ли область истины бытия или она тот простор, где свобода хранит свое существо, — пусть каждый об этом судит, сам попытавшись пройти указанным путем или, что еще лучше, лучшим, т. е. проторив путь, соразмерный вопросу.
Автор: Хайдеггер
Просвет протяжения наступающего, осуществившегося и настоящего сам допространственный, только поэтому он может вмещать пространство, то есть иметь место.
Автор: Хайдеггер
Неопределенность того, перед чем и от чего берет нас ужас, есть вовсе не простой недостаток определенности, а сущностная невозможность что бы то ни было определить.
Автор: Хайдеггер
Мы ощутим его присутствие во всяком простом, достаточно свободном от предрассудков осмыслении сущего в его данности и подручной близости.
Автор: Хайдеггер
В верно увиденном и верно эксплицированном феномене времени укоренена центральная проблематика всей онтологии.
Автор: Хайдеггер
Собственное бытие к смерти, т.е. конечность временности, есть потаенная основа историчности присутствия.
Мартин Хайдеггер прославился благодаря выдающимся философским изысканиям. Его труды нашли свой весомый отклик не только в философии, но и в социологии. В то время как его убеждения, в особенности поддержка фашистского режима, ложатся темным пятном на личность мыслителя. Его творения мысли внесли неоспоримый вклад в развитие философии в целом и экзистенциализма в частности. Философские труды и цитаты Хайдеггера на немецком языке распространились настолько, что были кропотливо переведены почти на все языки мира. Так или иначе, изречения мыслителя возбудили интерес философов по всему миру.
Рассмотрим несколько афоризмов и цитат Мартина Хайдеггера, которые лишь поверхностно ознакомят нас с его фундаментальными идеями.
Сознание подлинной жизни
Мало кто сейчас удивляется факту своего существования, воспринимая это скорее как данность. Лишь некоторые задумываются об окружающем мире и людях вокруг. Каждодневные заботы часто не оставляют нам пространства для маневра и успешно погружают нас в свой суетный мир.
Мартину Хайдеггеру были неприятны крупные города, и он с сомнением смотрел на растущую день за днем индустриализацию. Он считал, что за ширмой удобств и технологий мы закрыли от собственного взора саму жизнь. Жизнь в ее первоначальном и искреннем смысле. Мы чувствуем, как сердце гоняет кровь по венам, но не осознаем сам удивительнейший факт нашего существования. А значит, по мнению Хайдеггера, по-настоящему не живем.
"Сегодня познание всего и вся доступно так быстро и дешево, что в следующее мгновение полученное так же поспешно и забывается"
Эта цитата Хайдеггера аккуратно вскрывает проблему излишнего изобилия нашего времени. Философ считал так во время своей жизни, но если бы он увидел вседоступность информации сейчас, то даже не смог бы подобрать нужных слов. Действительно, сейчас почти любая информация находится от нас в секундной доступности. И в таком случае должно казаться очевидным, что мы просто обязаны быть самым продвинутым поколением. Однако выловить нужную частоту в океане информационных помех – задача не из легких.
"О том, что такое плавание, скажет нам только прыжок в реку"
Эта цитата отлично отражает основное направление философии Хайдеггера. Он всегда был сторонником практического применения мысли. Его важнейшие мысли всегда должны были быть подкреплены практикой. Ведь если прекрасную мысль нельзя применить в самой жизни, значит, по мнению философа, в ней вскрывается вся ее бесполезность и ограниченность.
"Человек не господин сущего, человек – пастух бытия"
Одна из центральных идей учения Мартина Хайдеггера - бытие. Он противопоставлял свои убеждения о бытии всей западной философии вплоть до учения Платона. Он, к примеру, отвергал раннее учение об объекте и субъекте. Хайдеггер считал, что утверждение о том, что человек находится внутри бытия, в корне неверно. По его мнению, из этого ошибочного факта исходит неверная интерпретация многих явлений. Верным же он считал, что человеческое существование и есть бытие само по себе.
"Сущность человека покоится в его экзистенции"
В этой цитате Хайдеггера можно найти продолжение предыдущей мысли. Экзистенция понимается как существование личности человека в широком смысле: самосознание, действия, эмоции и познание. И раз бытие является самим существованием человека, то значит, и вся человеческая суть кроется лишь в самом факте нахождения личности в пространстве.
"Мы часто забываем, что мыслитель, по существу, более действенен там, где его опровергают, а не там, где с ним соглашаются"
В этой цитате философа Мартина Хайдеггера прослеживается его склонность к практической мысли. Он будто советует нам начать сомневаться абсолютно во всем. Но сомневаться не с целью отвержения, но с осознанием того, что именно под ударами критицизма закаляется действительно сильная мысль. Если же мы молчаливо кивнем головой и пропустим первоначальный "слепок" идеи со всеми его дырами и острыми углами, то вымостим дорогу в глухую стену для тех, кто решит в своих умозаключениях отталкиваться от этой почти готовой субстанции.
"Все пути мысли более или менее ощутимым образом загадочно ведут через язык"
А в этой цитате Хайдеггера мы ясно видим один из главных его приоритетов - язык изложения. Он не стремился сделать его максимально простым, он стремился к точности. Именно поэтому его стиль хоть и достаточно сложен для понимания, но, тем не менее, наиболее точно отражает мысли автора.
Конечно, этот приоритет весьма сомнителен. Кто-то может сказать, что лучше было бы написать максимально просто, избежав ненужных деталей. Что же, это личное дело каждого. Мартин Хайдеггер выбрал точность как точку отсчета. Но, однако, можно точно сказать, что его стиль намного легче для понимания, чем стиль того же Георга Гегеля.
Читайте также: