Известный древнегреческий афоризм призывает не будь ни слишком грубым ни слишком упрямым

Обновлено: 25.04.2024

неверие ведет к пороку» .
а)
Проиллюстрируйте афоризм несколькими
примерами из вашей жизни.
б)
О каком законе диалектики, к соблюдению
которого призывает афоризм, здесь идет
речь?
в)
Сформулируйте этот закон и назовите
его основные категории.

2. Древнегреческий афоризм: «Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневливым. Упрямство обижает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку».

a) Прокомментируйте афоризм, и проиллюстрируйте его несколькими примерами из вашей жизни.

Чужой компьютер

ВЕДИЧЕСКИЙ МИР

ВЕДИЧЕСКИЙ МИР

вернуться к странице

ВЕДИЧЕСКИЙ МИР

ВЕДИЧЕСКИЙ МИР запись закреплена

Нравится Показать список оценивших

Сначала старые

Виталий Чекрыжев


Виталий Чекрыжев

Нравится Показать список оценивших

Игорь Гончаренко

интересно, спасибо, а подскажите , почему слово "зло" является производным от "зело" Это 100% так или притянуто за уши как и много в нашей сегодняшней жизни. Я не обвиняю и не пытаюсь спорить , просто хочу понять правда это или нет.

Нравится Показать список оценивших

Виталий Чекрыжев


Виталий Чекрыжев ответил Игорю

Известны такие выражения
"Всё лишнее - вредно" или "Est modus in rebus" (Всему есть мера/предел).

Нравится Показать список оценивших

Игорь Гончаренко

Игорь Гончаренко ответил Виталию

Виталий, спасибо. Правильнее сказать наоборот . То как я воспринимаю этот мир далеко не реальность. Чувства и прочие мои органы познания имеют пороги восприятия (инфрокрсный спектр, ультразвуки и радио волы) все это есть в реальности но не ощущается напрямую мной. Это означает что я в иллюзии относительно той реальности которая действительно меня окружает. И разумный человек как раз и старается смотреть на мир не своими ограниченными органами восприятия , но опираясь на опыт мудрецов , писаний , ученых на худой конец.

Нравится Показать список оценивших

Виталий Чекрыжев


Виталий Чекрыжев ответил Игорю

Нет, не наоборот. Именно то, как ВЫ воспринимаете есть реальность. Для вас. При этом есть субъективная (ваша), и есть объективная (одинаковая для всех) реальность. То, о чем вы говорите это о приближении своего восприятия к истинному положению вещей.

Нравится Показать список оценивших

Игорь Гончаренко

Игорь Гончаренко ответил Виталию

Виталий, а зачем мне жить вне истинны ? Зачем погружаться в свою субъективную реальность? Это ведь приведет к столкновениям в мнениям . что впрочем и так происходит в мире. Каждый живя своей реальностью , по сути углубляется в своем ЭГО и чем больше он погружается тем сложнее ему смотреть на мир таким как он есть на самом деле.

Нравится Показать список оценивших


Евгений Павлинский

Чужой компьютер

Просмотр темы 7

задание по онтологии для тех, кто не успел ответить на семинаре( выбираем любое задание и отвечаем развернуто и аргументированно)

Людмила Сульдина

Материя
2. В какой степени истинны следующие суждения?
Материя — это:
а) то же, что и реальность;
б) все то, что обладает движением, протяженностью, инертностью,
тяжестью, фигурой, непроницаемостью;
в) совокупность вещества и поля;
г) основа, носитель всех свойств явлений, предметов и процессов
действительности;
д) наряду с сознанием одна из двух первооснов бытия;
е) всякая объективная реальность, существующая вне и независимо
от сознания человека, отражаемая сознанием.
ж) постоянная возможность ощущений;
з) неизменная первооснова бытия;
и) пространственная развертка мировой идеи.
3. Можно ли согласиться с таким выводом: «Все понятия и категории существуют только в сознании. Материя — это философская категория, чистое создание мысли, абстракция. Следовательно, материя существует только в сознании»?
4. В ленинском определении материи указывается, что материя «дана человеку в ощущениях его». Известно, что космические лучи, электроны, внутренняя часть Земли и многое другое непосредственно не даны нам в ощущениях. Следует ли отсюда вывод, что они нематериальны?
5. Материальны ли следующие явления: свет, пространство и время, информация, тень, общество, общественные отношения, историческое развитие, угрызение совести, воля, биотоки мозга, речь?
16. Один из студентов на семинарском занятии утверждал, что электроны, ядро Земли, «черные дыры» не являются материальными объектами, т. к. не даны человеку в его ощущениях. В чем ошибочность такого вывода? Как следует понимать «данность в ощущении»?
18. Дайте философский анализ по поводу следующих суждений о единстве мира, выразите свою позицию:
а) Единство мира состоит в его материальности.
б) Единство мира состоит в его существовании.
в) Единство мира проявляется в синтезе его химического состава.
г) Единство мира состоит в том, что во всех его частях
действуют одни и те же законы.
д) Мир един, поскольку в нем все взаимосвязано.

Нравится Показать список оценивших

Людмила Сульдина

Движение, пространство, время
1. «Движение, — пишет Ф. Энгельс, — есть способ существования материи» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 59).
А) В чем отличие диалектико-материалистического понимания движения от понимания его в метафизическом материализме?
б) Почему с точки зрения диалектического материализма нельзя отрывать материю от движения?
в) На каком основании в диалектическом материализме
утверждается, что движение несотворимо и неуничтожимо?
2. Возьмем два примера: просто перемещение тела в пространстве и возникновение в процессе биологической эволюции нового вида. В одном и другом случаях имеют место определенные изменения. Можно ли назвать оба эти типа изменений понятием «движение»? А можно ли оба эти типа изменений охарактеризовать понятием «развитие»?
9. Проанализируйте следующие концепции понимания времени и определите философское направление, к которому их можно отнести:
а) Длительность существования и мера всеобщего изменения материи, неотделимая от материи.
б) Частная и конечная форма проявления абсолютной вечности,
в которой пребывает Бог или абсолютный Дух.
в) Абсолютная, равномерная, всюду одинаковая, не зависящая от каких-либо воздействий и материальных изменений длительность,
однородная во всей Вселенной.
г) Важнейшая объективная форма бытия материи, выражающая длительность и последовательность изменения материи.
д) Форма упорядочения комплексов ощущений и опытных данных как априорная форма чувственного созерцания, как внутренняя
основа субъективного существования, исчезающая вместе с исчезновением личного «я».
12. Излагая сжато сущность общей теории относительности, А. Эйнштейн говорил: «Сущность такова: раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы и пространство, и время». Сопоставьте это суждение с высказываем Ф. Энгельса: «Обе эти формы существования материи без материи суть ничто, пустые представления, абстракции, существующие только в нашей голове» В каком отношении находятся между собой эти высказывания?
5. Определите, какие концепции развития представлены в приведенном ниже отрывке? Почему одна из них называется «мертвой», «бледной», «сухой», а вторая — «жизненной»? «Две основные. концепции развития (эволюция) суть: развитие как уменьшение и увеличение, как повторение и развитие, как единство противоположностей (раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношение между ними). При первой концепции движения остается в тени само движение, его двигательная сила, его источник, его мотив (или сей источник переносится во вне — Бог, субъект. ). При второй концепции главное внимание устремляется именно на познание источника “само” движения. Первая концепция мертва, бледна, суха. Вторая — жизненна» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 317).

Нравится Показать список оценивших

Людмила Сульдина

6. Какая из указанных черт не характеризует развитие?
а) Определенная направленность (поступательное восхождение
от низшего к высшему);
б) усложнение — переход от простого к сложному;
в) любое изменение;
г) обновление — возникновение нового качества.
14. Одна из комедий Эпихарма содержит пародию на диалектику Кратила (ученика Гераклита), который считал, что в одну и ту же реку нельзя войти и один раз — настолько все изменяется: «Должник отказывается вернуть долг заимодавцу, аргументируя это тем, что они оба уже не те люди, что были прежде. Заимодавец колотит его, а затем привлеченный побитым должником к суду, разъясняет судье, что жалобщик и побитый уже не одно и то же лицо». Отражением какого взгляда
на диалектику является содержание этой комедии?
17. Укажите соотношение между понятиями «развитие», «прогресс» и «регресс». Может ли развитие быть регрессивным? Всякое ли развитие является прогрессивным процессом?
18. Какие из указанных ниже процессов можно отнести к развитию? Аргументируйте свой ответ.
а) Качание маятника;
б) старение человека;
в) сборка машины на конвейере;
г) тренировка спортсмена;
д) контрреволюционный переворот;
е) взаимопревращение элементарных частиц;
ж) течение болезни;
з) «круговорот» воды в природе;
и) Броуновское движение;
к) движение Земли по орбите вокруг Солнца;
л) разрушение природной среды человеком.
21. Укажите правильное определение понятия «развитие».
Развитие — это:
а) количественные изменения объекта;
б) всякое движение;
в) прогрессивное изменение;
г) движение по кругу;
д) движение от менее совершенного к более совершенному;
е) необратимые качественные изменения системы;
ж) повторяющиеся количественные и качественные изменения
в явлениях;
з) тождественное всякому изменению.
Законы диалектики
1. Почему В.И. Ленин назвал закон единства и борьбы противоположностей «ядром диалектики»? Какое место занимает он среди других законов диалектики?
2. Укажите правильное определение диалектического противоречия.
Это:
а) отношение тождества и различия противоположностей,
имеющих место в рамках единого целого, немыслимых друг без друга,
вступающих в противоречие, разрешение которого дает импульс
развитию;
б) взаимоисключение противоположностей;
в) недостатки, плохие явления, которые надо изгонять, устранять.
3. Обоснуйте положение о том, что противоречивые, взаимоисклю чающие противоположные тенденции присутствуют «во
всех явлениях и процессах природы (и духа, и общества в том числе)» (см.: Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 317).
4. Из перечисленных ниже понятий выпишите противоположные пары: движение, холод, содержание, покой, сила, ум, тепло,форма, знание, изменчивость, забывчивость, сущность, находчивость,устойчивость, память.
5. Проверьте, являются ли полярно противоположными следующие отношения: кислое — сладкое, молодой — пожилой, порок — невинность, смешной — серьезный, материальный — субъективный.
6. Укажите противоположное следующему: ошибка, объективный,оригинал, истина, щедрость, движение, радость, скромность,сознание, сознательность.
7. Все ли противоречия, которые действуют в мире, одинаковы по своему характеру? Чем отличаются объективные противоречия от противоречий в познании, мышлении?
8. Что означает выражение Ленина: «. Единство противоположностей условно, временно, а борьба — абсолютна»? Возможно ли существование противоположностей друг без друга?
9. Один из персонажей романа Д. Гранина «Искатели» говорит: «У меня такая теория: если новая техника нужна, она сама пробьет себе дорогу, как бы я ни сопротивлялся ей. Я вроде фильтра. То, что преодолеет меня, заслуживает право на существование. Диалектику помнишь? Новое рождается в борьбе со старым. Так вот я — это старое». В чем заблуждался персонаж?
11. Гераклит критиковал Гомера: этот мудрейший из эллинов, сказавший: «Да исчезнет вражда среди богов и людей», не понял, что с исчезновением борьбы «все исчезнет». Дайте философский анализ соображений древних мыслителей.
12. Найдите ве

Нравится Показать список оценивших

Людмила Сульдина

12. Найдите верное суждение среди нижеприведенных:
а) Поскольку противоречия неизбежны и на смену одним приходят
другие, то борьба с ними не имеет смысла.
б) Противоречия — двигатель развития, и поэтому они всегда
полезны.
в) Цель нашей борьбы — разрешение всех противоречий.
г) Противоречия непреходящи, но для нас не безразлично, какой характер они носят (антагонистический или неантагонисти-
ческий), каким способом разрешаются, насколько эффективно способствуют развитию.
16. На семинарском занятии возникла дискуссия. Студент Матвеев сказал, что внутренние противоречия играют решающую роль в развитии системы, поскольку именно через внутренние противоречия осуществляется саморазвитие любого материального объекта. Ему возразил студент Петров, который заметил, что деление противоречий на внутренние и внешние относительно, поэтому вопрос о том, что важнее — внутренние или внешние противоречия, — теряет смысл. Кто из студентов прав? Аргументируйте свой ответ.
18. В каких из приведенных ниже афористических выражений можно увидеть отражение тех или иных сторон закона единства и борьбы противоположностей?
а) Крайности сходятся.
б) Нет худа без добра.
в) Не было бы счастья, да несчастье помогло.
г) Наши недостатки есть продолжение наших достоинств.
д) Чем хуже — тем лучше.
е) Клин вышибают клином.
На какую особенность закона перехода количественных изменений в качественные обращал внимание Гегель, приводя кажущиеся забавными примеры из споров древнегреческих философов: становится ли хвост лошади голым, если вырвать из него один волос? создаст ли прибавление одного пшеничного зерна кучу?
25. Отнимите «чуть-чуть меньше» или добавьте «чуть-чуть больше» к следующим качествам человека: осторожность, честолюбие, разговорчивость, невозмутимость, точность, мягкость, доверчивость, принципиальность, строгость. К чему это приведет?Объясните поговорку: «Все хорошо в меру». Проанализируйте в этом же аспекте древнеиндийский афоризм: «Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком мягким, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневным. Упрямство отталкивает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку».
28. В каких афористических высказываниях, приведенных ниже, можно увидеть отражение закона взаимного перехода количественных и качественных изменений?
а) Вода камень точит не силой, но частым падением.
б) Лучше меньше, да лучше.
в) Тише едешь — дальше будешь.
г) Побеждают не числом, а уменьем.
д) От великого до смешного — один шаг.
е) Поспешишь — людей насмешишь.
ж) Семь раз отмерь — один раз отрежь.
з) Талант есть труд.
и) Кто много доказывает, тот ничего не доказывает.
к) Повторенье — мать ученья.

Нравится Показать список оценивших

Людмила Сульдина

34. Проанализируйте революционную перестройку в нашем обществе сквозь призму законов диалектики. В чем ее революционность? Какие скачки призвана она совершить в экономике, политике, сознании? К чему приводит общество игнорирование законов диалектики, дефицит диалектичности в сознании, политике, практической деятельности людей?
35. В каких из перечисленных ниже афористических высказываний нашел отражение закон отрицания отрицания?
а) Новое — это хорошо забытое старое.
б) Клин вышибают клином.
в) Истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок.
37. «Отрицание берет все свои силы из того, что отрицает, из прошедшего; оно не может ни пощадить его из благодарности, ни уничтожить из ненависти» (Герцен). На какую связь между отрицанием и тем, что отрицается, указывал Герцен? Какую роль играет в существовании нового то, что отрицается?
38. «В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем.
— Все?
— Все.
— Однако позвольте, — заметил Николай Петрович. — Вы все отрицаете или, выражаясь точнее, вы все разрушаете. Да ведь надобно же и строить.
— Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить
» (Тургенев И.С. Отцы и дети). В чем заблуждался Базаров?
39. Действует ли закон отрицания отрицания в индивидуальном развитии личности? Какие качества в себе Вы считаете прогрессирующими, а какие отмирающими?
44. Объясните с точки зрения законов диалектики, почему «болтун хочет заставить себя любить и вызывает ненависть, стремится оказать услугу и становится навязчивым, желает вызвать удивление и делается смешным» (Плутарх).
45. Определите, действием какого закона диалектики можно объяснить явление, выраженное в словах: «На меня нашло озарение» — или: «Внезапное просветление, вдохновение».

Читайте также: