История считалок для детей
Обновлено: 14.11.2024
Считалка возникла еще в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то все-таки надо было. Кого же назначить? Кто сделает опасную работу? Вот тут-то и придумали способ распределения работы - считалку.
Считалка использовалась в реальной жизни, и поэтому она является не самостоятельным литературным жанром, а прикладным, так как имеет практическую жизненную задачу - помочь распределить работу.
В те далекие времена люди, не умея объяснить законы природы, боялись её и поэтому приписывали природе человеческие качества - делать людям добро или зло. Люди верили, что животные понимают человеческую речь, и, собираясь на охоту,боялись употребить обычные слова: вдруг зверь услышит и узнает, что люди собираются делать. Поэтому охотники изобретали специальные "тайные" слова, заменявшие слова обычные. Эти слова могли входить и в текст считалок. Теперь такие считалки кажутся нам бессмысленными.
А для детей это увлекательная забава. Считалки дети передают друг другу из уст в уста во время игр. Благодаря считалкам у детей развивается память и чувство ритма. Считалки полезно знать и взрослым, особенно воспитателям и няням. С помощью считалок очень просто вовлечь ребенка в игру.
Русский фольклор заслуженно считается сокровищницей народной мудрости и ярких образцов творчества. Одним из них являются считалки — весёлый и жизнерадостный жанр игровой направленности.
Считалка как жанр игрового детского фольклора
Считалка — разновидность русского игрового фольклора. Первым научным трудом, где было уделено пристальное внимание именно этому жанру, является изданная в 1930 монография «Русский детский фольклор». Автор её доктор филологических наук Г. С. Виноградов. В ней содержится более 500 считалок.
В 1989 году увидел свет сборник фольклориста А. Н. Мартыновой «Потешки, считалки, небылицы», который считается наиболее полным изданием этих жанров. Кроме того, со считалками можно ознакомиться в таких изданиях:
- «Детские считалки. Набор для мамы». 2010 г.
- «Плыл по морю чемодан», 2015 г.
- «Вышел месяц погулять». 2009 г.
Считалочки остаются популярным жанром в детских книгах и сегодня
Отличительными признаками считалок являются:
- Практическая применимость. Считалки имеют чёткую задачу: с их помощью выбирают водящего в игре, распределяют роли или игроков по командам.
- Ритмичность. Если в считалке не будет ритма, её будет очень трудно разделить на слова или слоги, и читающий её ребёнок собьётся.
- Рифмованность. Считалки в стихотворной форме запомнить проще, и это было несомненным плюсом в те времена, когда книги были доступны не всем.
- Краткость, информационная насыщенность. Именно эти качества делают читалку ценным материалом для расширения кругозора детей, ознакомления с народными традициями, устоями.
С первыми считалками ребёнок знакомится, пересчитывая собственные пальчики
Происхождение считалок
Учёные предполагают, что первоначально считалки использовались взрослыми. С помощью считалки определяли, кому выполнять более трудную часть работы, первому заступать в дозор и т. п. Использовался этот жанр и для гадания. В пользу этой версии говорит и существование считалок с непонятными словами, в которых часто прослеживается сходство с исковерканной латынью, то есть первоначально они могли выступать и в качестве заклинаний.
Считалки с непонятными словами, вероятно, восходят к текстам святочных гаданий и исковерканной семинарской латыни
Народные считалки пользуются большой популярностью у детворы, родителей и педагогов. Они полезны для развития памяти, внимания, речи, прививают детям любовь к культуре и истории Родины, способствую воспитанию честности, товарищества, стимулируют детское творчество.
Традиционное предназначение считалок — выбор водящего в игре «Жмурки»
Применение считалок в играх с детьми
В первую очередь, следите за тем, чтобы дети использовали считалки в дружелюбной обстановке. Не допускайте применения вместо них дразнилок, избегайте текстов с грубыми и неблагозвучными словами.
Предлагая ребёнку считалку в первый раз, поговорите о её содержании, сюжете (если он есть), найдите и поясните незнакомые, старинные, вышедшие из употребления слова.
Сделайте акцент на необходимости честно произносить слова считалку. Иногда дети ускоряют или замедляют темп, «подстраивая» результат под свои желания. Этого нельзя допускать, чтобы не возникло обид и споров. Первые два-три раза новую считалку должен произнести взрослый, показав пример ритмичной разбивки на слова или слоги: «Первенчики/ другенчики/ круги/ други/ вон!»
Примеры русских народных считалок:
-
Перводан, другодан,
На колоде барабан,
Свиристель, коростель,
Ёжик!
Свиристель — это певчая птица, родственная воробью
Герои популярной считалочки могут сидеть как на златом крыльце, так и за столом во дворце
Королёк — очень маленькая птичка отряда воробьинообразных
Казань — столица республики Татарстан, которая входит в состав Российской Федерации
Образ лисы с лаптями встречается и в сказке «Лиса и лапти», и в считалке
Драть лыки — это значит снимать кору с дерева
Заяц — частый персонаж считалочек
Утки обычно гнездятся невдалеке от воды в зарослях высокой травы или камыша
Обычно тот, кто выбывает по итогам считалки — становится, как говорили в старину, «вОдой», а если играют в горелки — идёт «гореть», то есть ловить
Считалочку про сарафан можно сопроводить интересным рассказом об этом важнейшем элементе старинном русского костюма
Отражался в считалках и труд взрослых: сенокос, жатва, сбор урожая
Содержание народной считалки перекликается со сказкой А. С. Пушкина
Довольно часто текстом считалки становились полюбившиеся детворе небылицы, хотя поросята и правда бывают полосатыми!
Коза в старину была почти в каждом хозяйстве, поэтому она активный персонаж русского фольклора
Лесные животные (заяц, лиса, волк и другие) являются частыми героями детского фольклора и считалок в частности
Торговцы, носящие свой товар по сёлам и городам, в старину назывались коробейниками
Считалка возникла еще в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то все-таки надо было. Кого же назначить? Кто сделает опасную работу? Вот тут-то и придумали способ распределения работы - считалку.
Считалка использовалась в реальной жизни, и поэтому она является не самостоятельным литературным жанром, а прикладным, так как имеет практическую жизненную задачу - помочь распределить работу.
В те далекие времена люди, не умея объяснить законы природы, боялись её и поэтому приписывали природе человеческие качества - делать людям добро или зло. Люди верили, что животные понимают человеческую речь, и, собираясь на охоту,боялись употребить обычные слова: вдруг зверь услышит и узнает, что люди собираются делать. Поэтому охотники изобретали специальные "тайные" слова, заменявшие слова обычные. Эти слова могли входить и в текст считалок. Теперь такие считалкикажутся нам бессмысленными:
Ази, двази, nризи, зизи,
Пятом, мятом, шума, рума,
Так что в древности считалка играла серьезную роль. И это была серьезная роль ещё и потому, что люди тогда верили в силу слова, и считалка была близка заклинанию.
Позже, когда человеческая жизнь изменилась, когда люди перестали бояться природы, тогда считалка перешла в детскую игру и стала помогать детям распределять роли в игре да так, чтобы всем было весело и никому не обидно. Изменение роли считалки привело к появлению новых, уже "детских" считалок:
За морями, за горами,
За железными столбами,
На пригорке - теремок,
На дверях висит замок.
Ты за ключиком иди
И замочек отомкни.
И теперь нам трудно понять, какие считалки пришли к нам из глубокой древности, а какие - недавно. Тем более что живут-то они в устном творчестве, а значит, меняются, появляются новые варианты.
1. Наша Маша рано встала
Кукол всех пересчитала:
Две матрёшки на окошке,
Две Танюшки на подушке,
Две Иринки на перинке,
А Петрушка в колпачке
на зеленом сундучке.
Кинул я свой мяч легко.
Но упал мой мяч с небес,
Закатился в темный лес.
Я иду его искать.
3. Вышли мыши как-то раз
Посмотреть который час.
Мыши дернули за гири.
Тут раздался страшный звон -
Разбежались мыши вон.
4. Завтра с неба прилетит
Если веришь, стой и жди,
А не веришь - выходи!
5. На золотом крыльце сидели
Кто ты будешь такой?
Не задерживай честный и добрых людей!
6. На золотом крыльце сидели
Мишки Гамми, Том и Джерри,
Скрудж Мак-Дак и три утенка,
Выходи, ты будешь Понка!
Если Поночка уйдет,
Скрудж Мак-Дак с ума сойдет!
7. Катилась апельсина
До города Берлина,
И двойку получила.
8. Вышел немец из тумана
Вынул ножик из кармана
Буду резать, буду бить
Все равно тебе водить.
9. - Аист-аист, аист - птица,
Что тебе ночами снится?
Мне болотные опушки,
Их ловить, не изловить.
Вот и все, тебе водить!
10. Шел баран по крутым горам,
Вырвал травку, положил на лавку.
Кто ее возьмет, тот вон пойдет.
11. Мы собрались поиграть,
Ну, кому же начинать?
12. Шарага, барага,
По кусту, по насту,
По лебе, лебедке,
Серый зайка вырвал травку.
Положил ее на лавку.
Кто травку возьмет,
Тот и вон пойдет.
15. Родились у нас котятя
Приходите к нам, ребята
Посмотреть и посчитать.
Раз котенок - самый белый
Два котенок - самый смелый
Три котенок - самый умный
А четыре - самый шумный
Пять похож на три и два
Теже хвост и голова
Тоже пятнышко на спинке
Также спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята
Приходите к нам, ребята
Посмотреть и посчитать!
16. Трынцы, брынцы, бубенцы,
Диги, диги, диги, дон,
Выходи скорее вон!
17. Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для стрижа,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура.
Он сердит на нас - беда!
18. Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу,
Да работы не нашел,
Сам заплакал и пошел.
19. В гараже стоят машины -
Волга, Чайка, Жигули,
От какой берешь ключи?
20. За морями, за горами,
За железными столбами,
На пригорке теремок,
На дверях висит замок,
Ты за ключиком иди
И замочек отопри.
21. Катилося яблоко мимо сада,
мимо сада, мимо града,
Кто поднимет, тот и выйдет.
22. Зайчишка - трусишка
В огород забежал,
Иди прочь - хозяин идет!
24. Кады, бады, налей воды.
Корове пить, тебе водить.
25. Лиса по лесу ходила,
Лиса голосом вопила.
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела -
Мужу двое, себе трое,
И детишкам по лаптишкам!
Кто лаптишки найдет,
Тот водить пойдет.
26. Раз, два, три, четыре,
27. Жили мышки на квартире.
К ним повадился сам друг
Крестовик - большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь,
Паука мы спросим:
"Ты, обжора, не ходи!"
Ну-ка, Машенька, води!
28. Катилось яблоко по блюду,
Я водить не буду.
29. Собирала белка шишки,
Для енота и для мышки.
Раз, два, три, четыре, пять,
Найду шишку я опять.
Три еноту и три мышке,
Остальные кому шишки?
30. Раз, два, три, четыре, пять,
Мы выходим поиграть.
Надо воду выбирать,
Будем мы тогда считать.
Водой точно будешь ты.
31. Ела Маша кашу,
"Раз, два, три" - сказала
И картошку съела.
Кто три ложки возьмёт,
Тот и вон пойдет.
32. Аты-баты чума-чум
На горе вечерний час.
Свиньи в бане танцевали
Все кадушечки сломали.
33. Черепаха и улитка
Побежали очень прытко.
Ты за ними поспевай
Из считалки вылетай.
34. Семь ворон сидели тихо
Подлетела к ним слониха
И как крикнет: "Кар-кар-кар!"
Ты не веришь, выйди сам.
35. Мы представим, что мы белки;
Будем мы играть в горелки;
Мы собрали листьев груду,
Я водить уже не буду!
На полянку выходи,
37. Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли мышки погулять -
В сад ходили, в лес ходили,
И на речку приходили.
Вдруг идёт на встречу кошка
Мыши кошке говорят:
"Становись-ка с нами в ряд,
Будем мы сейчас считать,
Всё равно тебе искать!"
38. Раз, два, три, четыре.
Кот живет у нас в квартире.
Пять, шесть, семь, восемь,
На обед мышей он носит.
Девять, десять, пять и пять,
Я успел вас посчитать
Публикации по теме:Карельские считалки У каждого народа свой фольклор. Очень много сказок, былин, потешек, скороговорок, считалок, детских игр есть и у нас в Карелии. [cut=Читать.
Считалки Считалка - это жанр народного фольклора, который возник очень давно. Это сейчас считалки являются видом детского творчества, а в далекие.
Считалки представлены простейшей стихотворной формой. Но при краткости и нехитром содержании их необходимо разучивать с детьми. Считалки с давних времён помогают гармоничному развитию самых маленьких, обогащают игровой опыт и расширяют кругозор старших ребят.
Старинные считалки — зачем их знать?
Детский фольклор — удивительная и интересная часть устного народного творчества. С незапамятных времён дети сочиняли стишки и песенки для развлечения и игр. Считалка — небольшой рифмованный текст, предназначенный для пересчёта и случайного избрания предмета или участника из нескольких.
Считалки дети обычно используют перед началом игры
До наших дней сохранились считалки разных исторических эпох: царского времени, революционной поры, советского периода. Кроме того, существуют фольклорные сборники народов зарубежных стран. Рекомендуется разучивать старинные английские, французские, немецкие и другие считалки на уроках иностранного языка.
На уроках иностранного языка дети знакомятся с культурой другой страны
Старинные считалки — оригинальные тексты, а также дополненные детской фантазией потешки и пестушки. Некогда крестьянские ребятишки и дети из дворянских семей придумывали стихотворения-считалки, чтобы распределить роли в сюжетной игре или выбрать ведущего. Дети копируют в игровой деятельности мир взрослых. И считалки изначально были текстами сакральными, с помощью которых определяли, кому выполнять важную и опасную работу. В архаичные времена взрослые «считались» перед охотой, строительством крыши, рытьём колодца.
Старинные считалки дети вспоминают на фольклорных праздниках и занятиях
Пришёл XX век, жизнь стремительно менялась — октябрята и пионеры добавили в считалки персонажей и реалии советского времени.
Помню, мама учила меня считалке про «Чайку», «Жигули», «Волгу». Этот стишок мама переняла от сверстников в пионерском лагере в 1960-х гг.
Для современных детей пионерские игры и считалки овеяны налётом старины
Подборка старинных считалок для детей
Использование на занятиях и в играх старинных считалок способствует решению различных задач формирования личности ребёнка. Тематические подборки считалок помогут выбрать фольклорный материал для разучивания дома и в детском саду, знакомства на уроках литературы и иностранного языка.
Наблюдение из жизни. Скажешь детям: «Сейчас мы выучим считалку», просишь повторять, а они быстро теряют интерес. Считалка запоминается легко и с удовольствием, когда она остаётся частью игры. Мотивируйте детей к знакомству со старинными считалками: «Я научу вас игре, в которую играли ваши бабушки и дедушки, а начинается она с выбора ведущего!».
Разучивание старинных считалок на уроке остаётся элементом игры
Народные считалки
Одна из русских народных считалок:
- Яблочко катилося
Вкруг огорода,
Кто его поднял,
Тот воевода,
Тот воевод,
Воеводский сын:
Шишел, вышел,
Вон пошёл.
В старинных считалках часто встречаются архаизмы и устаревшие слова (например, «воевода»), их значение необходимо объяснять детям
Подробнее о русских народных считалках можно узнать в статье «Русские народные считалочки».
Другие известные народные считалочки:
-
Все говорят — сарафаны делят.
Кому тоня, кому стан,
Кому целый сарафан. (Карельская).
Объяснить, что такое тоня, можно при помощи иллюстративного материала
Старинные карельские слова необходимо объяснить ребятам: «тоня» — сеть или подходящее место для рыбной ловли неводом, «стан» — элемент женского национального костюма.
В башкирской считалке следует растолковать незнакомое детям слово «лампасы»
Педагог прогнозирует трудности при восприятии древних считалок. Необходимо предварительно выявить те слова в тексте, значения которых требуют объяснения. Так, в башкирской считалке нужно пояснить ребятам: «салли» — сокращённая и просторечная форма от исламского «Салам» (если нужно, то и значение этого слова раскрывает), «лампасы» — элемент на мужских брюках.
Дочка выучила в средней группе считалку со словами «едут там трубачи и едят калачи» и спросила у меня, какие калачи едят в стишке — из песочницы, что ли? Воспитателю следовало показать детям картинку с калачом и пару слов сказать об этом хлебном изделии.
- Бер тай, (Один жеребёнок)
Ике тай, (Два жеребёнка)
Өч тай, (Три жеребёнка)
ДҮрт тай, (Четыре жеребёнка)
Биш тай, (Пять жеребят)
Алты тай, (Шесть жеребят)
Ж’иде тай, (Семь жеребят)
Сигез тай, (Восемь жеребят)
Тугыз тай, (Девять жеребят)
Ун тай — чыгып тай! (Десять жеребят — выскочи и убегай!). (Татарская). - Бир, (Раз)
Эки, (Два)
Уч, (Три)
Кудай берген куч. (Богом данная сила). (Кыргызская). - Бір дегенім Білеу, (Один — это точило)
Екі дегенім Егеу, (Два — это напильник)
Үш дегенім Үскі, (Три — это сверло)
Төрт дегенім Төсек, (Четыре — это постель)
Бес дегенім Бесік, (Пять — это колыбель)
Алты дегенім Асық, (Шесть — это мальчик)
Жеті дегенім Желке, (Семь — это загривок)
Сегіз дегенім Серке, (Восемь — это козёл)
Тоғыз дегенім Торқа, (Девять — это воздушный шёлк)
Он дегенім Оймақ, (Десять — это напёрсток)
Он бір — Қара жұмбақ. (Одиннадцать — это чёрная тайна). (Казахская).
Во многих странах бывшего СССР (Казахстане, Киргизии, Узбекистане, Таджикистане и др.) функционируют детские сады и школы, где образовательный процесс частично осуществляется на русском языке. На праздниках толерантности и национальных культур дети показывают знания народного творчества — родного и русского.
В детских учреждениях стран бывшего СССР ребята знакомятся с национальными считалками, потешками, сказками
- За горами, за лісами (За горами, за лесами)
Стоїть бочка з пирогами. (Стоит бочка с пирогами)
Раз, два, три — (Раз, два, три)
То жмурити будеш ти! (Водить будешь ты). (Украинская). - Раз, два, тры, чатыры, пяць, (Раз, два, три, четыре, пять)
Выйшаў месяц пагуляць, (Вышел месяц погулять)
А за месяцам луна (А за месяцем луна)
Аставайся ты адна. (Оставайся ты одна). (Белорусская).
В конце учебного года (24 мая) отмечается День славянской письменности и культуры. В школах и детских садах устраиваются праздники. При подготовке к мероприятию с ребятами разучивают старинные восточнославянские считалки, песни, частушки, играют в народные забавы — русские, украинские, белорусские.
На празднике славянской культуры звучат русские, украинские и белорусские народные произведения
Достойны уважения учителя и воспитатели, маленькие подопечные которых растут открытыми к позитивному восприятию национальных культур. В садике моей дочери воспитатель даёт возможность каждому ребёнку рассказать о традициях в семье. Вместе они слушают и учат прибаутки, песенки, считалки русские народные, украинские, армянские и даже вьетнамские — у нас многонациональная группа!
Дореволюционные считалки
Со времён Российской Империи до наших дней сохранились такие считалки:
- Покатилось колесо,
Укатилось далеко,
И не в рожь,
И не в пшеницу,
А до самой
До столицы.
Колесо кто найдёт,
Тот ведёт. - У Литейного моста
Я поймал в Неве кита,
Спрятал за окошко,
Съела его кошка.
Помогали два кота,
Вот и нет теперь кита!
Ты не веришь другу?
Выходи из круга!
Заучивая с детьми считалки, параллельно давайте рассмотреть иллюстрации к ним
Советские считалки
Из советских считалок многие пользуются популярностью и по сей день:
- Жили-были сто ребят,
Все ходили в детский сад.
Все садились за обед.
Все съедали сто котлет.
А потом ложились спать.
Начинай считать опять! - В гараже стоят машины —
Волга, Чайка, Жигули,
От какой берёшь ключи? - Цикал, цикал, мотоцикал.
Все дороги перецикал.
Он поехал в Ленинград
Выбирать себе наряд.
Красный, жёлтый, голубой —
Выбирай себе любой!
Дети лучше запомнят считалку «Цикал, цикал…», если дать им задание сделать рисунок мотоцикла и раскрасить его в выбранный цвет (из текста)
Интересный факт. В древности считалки были сродни заклинаниям. Люди использовали слова, которые не смогли бы понять злые силы или животные. Постепенно считалки превратились в детский жанр, а странные слова в них сохраняются: «эники-беники», «клёц», «чирики-мигирики», «шаранды-баранды», «сим-сим-сим» и другие.
Пример пионерского словотворчества — считалка из секретных слов:
- Эни, бени, рики, таки,
Турба, урба, синтибряки,
Эус, бэус, краснобэус, бац!
В считалках часто встречаются странные буквосочетания — отголоски веры людей в сакральные значения слов
Старинные зарубежные считалки
- Eeny, meeny, miney, moe, (Ини, мини, майни, моу)
Catch a tiger by his toe, (Кэтч э тайгэ бай хиз тоу)
If he squeals, let him go, (Иф хи скилс лэт хим гоу)
Eeny, meeny, miney, moe. (Ини, мини, майни, моу). (Английская).
Перевод:
Ини, мини, майни, моу,
Поймал я тигра за ногу,
Как зарычит, так отпущу,
Ини, мини, майни, моу.
Покажите детям для лучшего понимания английской считалки «Eeny, meeny, miney, moe» юмористическую картинку-иллюстрацию
Читайте также: