Искусство ради искусства это девиз культуры элитарной

Обновлено: 14.11.2024

Обычно люди плохо понимаю как работает культура, и всех, в рамках одной нации гребут «под одну гребенку» не делая различий между разными социальными группами.

Массовый человек Массовый человек

На самом деле, понимая разницы между массовым и элитарным человеком и культурой крайне важно. Потому что данный разрыв, состоит не просто в самой культуре, но в людях, в элитах и массах.

Элитарное или массовое? Элитарное или массовое?

Признаки элитарной культуры – это в первую очередь, низкая доступность к ней. Обывателю сложно понять истинную суть данного произведения искусства. Она закрыта множеством смысловых слоев. Т.е за первым кругом, нас ждет второй, потом третий и так далее. Причем даже не нужно чтобы массового человека сразу стошнило с шедевра илитаризма. Тут как с хорошей английской шуткой в 3 слоя. Над первым слоям посмеется глупец, человек по умнее посмеется с первого, второго и дурака который не понял второго слоя. Ну а совсем умный посмеется над всеми 3 слоями, и этими двумя дурачками.

Город? Человек? Античный символизм? Ну а может быть Настя? Город? Человек? Античный символизм? Ну а может быть Настя?

Элитарная культура живет девизом «искусство ради искусства!» . Тогда как в убогом соцреализме, искусство «должно служить» некой цели. Элитарное искусство не кому не служит, художник использует искусство чтобы выразить свои эмоции и чувства.

Творцы элитарного искусства не рассчитывают на массового потребителя. Им важно чтобы их искусство понимали достойные единицы, а не массы плебса.

Массовый человек в представление Голливуда Массовый человек в представление Голливуда

Теперь перейдем к массой культуре. Нужно различать народную , т.е доиндустриальную культуру и массовую , новодел середины 20 века.

В свое время, природным водоразделом культуры были социальные и имущественные слои. Элита общества просто физически могла себе позволить потратить кучу ресурсов на изучения истории, философии, религии, музыки и еще десятка смежных наук чтобы полностью понять всю глубину культуры. Поэтому они и создавали искусство для самих себя.

Бабы водят хоровод, ех! Бабы водят хоровод, ех!

Тогда как народная культура рассчитывалась на массовых и плохо обученных крестьян, горожан. Творцы анонимны , её цель чисто утилитарна. Передача народных традиций, примитивной мифологии, развлечения, регуляризация ритма жизни.

И со временем, когда бесконечные массы людей начали проходить через системы массового образования. Родился новый тип культуры, массовый . Он так же рассчитывался для употребления самыми широкими слоями населения, но при этом был уже сложнее. С вкраплениями частиц элитарного искусства. Связано это с повышением общего уровня знаний человечества. Человек смог физически уложить огромный объем информации в голове, что позволило перейти от примитивной народной, к более сложной и качественной массовой.

Леди середины индустриальной эры Леди середины индустриальной эры

Массовая культура как таковая, начала формироваться в эпоху промышленных государств и первых систем массового образования, когда стало возможно навязать единый культурный код всему населению государства.

Американская массовая культура, как будущее культуры всего человечества. Американская массовая культура, как будущее культуры всего человечества.

Плюсы массовой культуры в том что они кодифицируют и унифицируют взгляды огромных масс людей, позволяю разговаривать людям на одном языке. Вся страна слушает одну радио пьесу. Вся страна смотрит одну телепередачу, вся страна сидит в одном паблике в ВК.

Из минусов, можно выделить общее падение культуры. Продукт должен быть рассчитан так, что даже самый глупый член общества мог его потребить. Что у умных людей вызывает ощущения «тупости» общества, в котором он живет. Ему кажется что все потребители массовой культуры это идиоты. Таких людей спасает от безумия нигилизма, только уход в элитарную культуру.

Современный мир движется к пост-массовой культуре, когда творцов и создателей искусства настолько много, а источники получения контента настолько разнообразны, что происходит гипер-специализация. Каждый более или менее значимый слой людей получает контент который ему интересен и культуру его уровня. Но об этом в другой раз.

Установите соответствие между характерными чертами и типами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) анонимность произведений

Б) ориентация на запросы широкого круга потребителей

B) коммерциализация духовной деятельности

Г) приоритетное развитие развлекательных жанров

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Народная культура. Создана анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Может быть индивидуальной, групповой, массовой. Связана с религиозной субкультурой. Является частью мировой культуры. Примером народной культуры является фольклор.

Массовая культура. Сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления в индустриальном обществе. Не выражает изысканных вкусов или духовных поисков. Самая широкая аудитория. Утверждает простые и понятные представления. Демократична. Цель — получить коммерческую выгоду. Сленговое название — кич, китч (в переводе с нем.) — дешёвка. Занимательна. Серийна. Тиражируема. Пассивное потребление. Примером массовой культуры является поп-музыка. Фрейд считал, что при её потреблении действует механизм заражения. Мидкульт — соединение элитарной и массовой культуры (Бах в современной обработке).

Элитарная культура. Создаётся привилегированной частью общества либо по заказу профессиональными творцами. Её девиз: «искусство для искусства». Трудна для восприятия неподготовленного человека, не имеет коммерческой выгоды. Стремится к новаторству. Ортега-и-Гасет считал, что элитарная культура даёт возможность избранным художественным натурам противостоять толпе. Примером элитарной культуры является органная музыка Баха.

Установите соответствие между характерными чертами и типами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) анонимность произведений

Б) ориентация на запросы широкого круга потребителей

B) коммерциализация духовной деятельности

Г) приоритетное развитие развлекательных жанров

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Народная культура. Создана анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Может быть индивидуальной, групповой, массовой. Связана с религиозной субкультурой. Является частью мировой культуры. Примером народной культуры является фольклор.

Массовая культура. Сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления в индустриальном обществе. Не выражает изысканных вкусов или духовных поисков. Самая широкая аудитория. Утверждает простые и понятные представления. Демократична. Цель — получить коммерческую выгоду. Сленговое название — кич, китч (в переводе с нем.) — дешёвка. Занимательна. Серийна. Тиражируема. Пассивное потребление. Примером массовой культуры является поп-музыка. Фрейд считал, что при её потреблении действует механизм заражения. Мидкульт — соединение элитарной и массовой культуры (Бах в современной обработке).

Элитарная культура. Создаётся привилегированной частью общества либо по заказу профессиональными творцами. Её девиз: «искусство для искусства». Трудна для восприятия неподготовленного человека, не имеет коммерческой выгоды. Стремится к новаторству. Ортега-и-Гасет считал, что элитарная культура даёт возможность избранным художественным натурам противостоять толпе. Примером элитарной культуры является органная музыка Баха.

A) анонимность произведений — народная.

Б) ориентация на запросы широкого круга потребителей — массовая.

B) коммерциализация духовной деятельности — массовая.

Г) приоритетное развитие развлекательных жанров — массовая.

Д) сложность содержания — элитарная.

Ответ: 12223 Предметная область: Человек и общество. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 5. Раздел кодификатора ФИПИ: 1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры Гость 04.02.2014 20:18

Коммерциализация духовной деятельности-это же элитарная культура

Валентин Иванович Кириченко

Вы не правы. Культура, которая приносит доход относится к массовой, а не к элитарной.

Задание 3 № 9950

Установите соответствие между характерными чертами и разновидностями культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) обилие спецэффектов, увлекательные сюжеты

Б) ориентация на запросы широкого круга потребителей

В) коммерциализация духовной деятельности

Г) приоритетное развитие развлекательных жанров

Д) сложность содержания

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

По характеру творений можно выделить культуру, представленную в единичных образцах и массовую культуру. Первая форма по характерным признакам творцов подразделяется на народную и элитарную культуру. Народная культура представляет собой единичные произведения чаще всего безымянных авторов. Эта форма культуры включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы и т. н. Элитарная культура — совокупность единичных творений, которые создаются известными представителями привилегированной части общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Здесь речь идет о творцах, имеющих высокий уровень образования и хорошо известных просвещенной публике. Данная культура включает изобразительное искусство, литературу, классическую музыку и т. д.

Массовая (общедоступная) культура представляет собой продукты духовного производства в области искусства, создаваемые большими тиражами в расчете на широкую публику. Главное для нее — развлечение самых широких масс населения. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Основной ее чертой является простота идей и образов: текстов, движений, звуков и т. п. Образцы этой культуры нацелены на эмоциональную сферу человека. При этом массовая культура часто использует упрощенные образцы элитарной и народной культуры («ремиксы»). Массовая культура усредняет духовное развитие людей.

Для чего люди создают произведения искусства? Причин может быть множество, но всегда есть особая группа людей, которые творят ради самого акта творения. Они готовы долго и кропотливо работать над своим произведением и над своими навыками, чтобы создать нечто совершенное. Порой даже свою жизнь они выстраивают по такому принципу — искусство ради искусства.

Французский поэт Шарль Бодлер (Charles Baudelaire) принадлежит именно к этой группе творцов. Более того: благодаря своему отцу, Франсуа Бодлеру (François Baudelaire), он с раннего детства окунулся в мир искусства. Они вместе посещали выставки в музеях, знакомились с художниками. Но внезапно идиллия закончилась — в 1827 году отец поэта умер. Шарлю на тот момент было всего шесть лет.

И когда кажется, что хуже быть уже не может, судьба подбросила новое испытание для юного Бодлера. Мать поэта, Каролина Дефаи (Caroline Dufaÿs), спустя год после трагедии вышла замуж за полковника Жака Опика (Jacques Aupick). Люди с тонкой душевной организацией редко уживаются с суровыми военными. Так произошло и в отношениях между пасынком и отчимом — Шарль Бодлер возненавидел полковника Опика всем сердцем. Ненависть была настолько сильной, что намного позже в 1848 году во время революционных событий в Париже, Шарль Бодлер призывал убить, ставшего к тому моменту генералом, Жака Опика. К слову, изначальная неприязнь была взаимной, и в одиннадцатилетнем возрасте поэта отправили в лионский интернат.

Эти события наложили отпечаток на жизненный и творческий путь Шарля Бодлера. После возвращения из Лиона в Париж он окунулся в бурную жизнь ночного города. В Монмартре — месте сосредоточения всей богемы Парижа и не только — Бодлер с головой ушёл в творчество и распутство. Непонимание и отторжение матерью литературных амбиций поэта также повлияли на его становление. Тоска, разочарование и меланхолия становятся верными спутниками Бодлера. Его современник и друг Жюль Бюиссон (Jules Buisson) говорил:

«Бодлер обладал весьма чувствительной, тонкой, своеобразной и нежной душой, давшей трещину при первом же столкновении с жизнью».

Поразительная по силе рефлексия отравляла его жизнь, но вместе с тем позволяла создавать настоящие шедевры литературы. Опыт, который он получил в богемной среде, в совокупности с общим мрачным мироощущением позволили ему создать скандальный сборник стихов «Цветы зла» (Les Fleurs du mal), который был выпущен в 1857 году. Сборник тогда произвёл фурор в европейском обществе. По поводу первого издания даже начался судебный процесс, в результате которого поэта оштрафовали за нарушение норм общественной морали, а шесть наиболее непристойных стихотворений пришлось убрать из сборника.

Искусство, по мнению Бодлера, существовало исключительно ради создания всё большего художественного совершенства. Это прекрасно видно по «Цветам зла». Можно даже сказать, что искусство в нём стоит по ту сторону добра и зла. Шарль Бодлер создаёт новую непривычную эстетику декаданса, у которой была масса противников. Сборник можно даже назвать контркультурным для того времени. Это поистине было выражением искусства ради самого искусства в отрыве от ханжеской морали буржуазного общества.

Кстати, в 1857 году в статье «О некоторых французских карикатуристах» (Quelques caricaturists français) он с осуждением писал, что для людей не сведущих в этом

«искусство – это, прежде всего, искусство угождать».

Как правило, так он отзывался о буржуазии, которая, по его мнению, всегда восхищалась художественными произведениями невпопад, не понимая ровным счётом ничего. Это касалось любого творчества. Бодлер считал, что именно буржуазные восторги, а вместе с ними и

«денежные подачки и аплодисменты поклонников поощряли эту плачевную манию, которая делает из человека безвольную куклу, а из писателя — опиомана».

Всё это убивало истинное творчество, заставляло художников, поэтов и писателей создавать произведения в угоду массам. Для Бодлера это было сравнимо с проституцией. Поэтому он и не пытался создавать нечто привычное для буржуазного сознания середины XIX века. Творец совершенствуется и оттачивает свои умения, выходя на другой уровень понимания прекрасного. Вследствие этого, понят он был тоже не всеми. Судебный процесс вокруг «Цветов зла» тому в подтверждение.

Кроме того, Шарль Бодлер был ярым противником технического прогресса, поскольку он, по его мнению, убивал искусство. Например, об изобретении фотоаппарата он отзывался так:

«В наше прискорбное время родился новый вид техники, который немало способствовал внедрению и укреплению нелепых понятий и уничтожению остатков возвышенного в мироощущении французов».

Всё дело в том, что Бодлер был противником того, чтобы промышленность вмешивалась в искусство. Для него возникновение фотоаппарата означало, что люди попросту перестанут ценить искусство художника, поскольку каждый отныне мог в доли секунды запечатлеть захватывающий пейзаж или любимого человека. В чём тогда смысл художника? Где же тут место для искусства ради искусства?

Творчество для Шарля Бодлера было чем-то большим, чем простое создание рядового художественного произведения или снимка реальности. В своём стихотворении «Гимн Красоте» (Hymne à la Beauté) поэт показывает, что красивое можно найти в чём угодно, будь то действительно привлекательное или просто отталкивающее. Произведение заканчивается следующими словами:

«Ты Бог иль Сатана? Ты Ангел иль Сирена?
Не все ль равно: лишь ты, царица Красота,
Освобождаешь мир от тягостного плена,
Шлешь благовония и звуки и цвета!»
(Перевод Эллиса)

Читая это, мы делаем вывод, что лишь на пути истинного искусства можно приблизиться к восприятию Красоты любого порядка. Вот, какова его задача. И для этого надо лишь начать творить.

Читайте также: