Госдума примет закон о строительстве дома в фермерском хозяйстве

Обновлено: 16.05.2024

Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 77 Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2 июля 2021 года

Федеральный закон принят Государственной Думой 15 июня 2021 года и одобрен Советом Федерации 23 июня 2021 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом регулируются отношения, касающиеся строительства, реконструкции и эксплуатации жилых домов на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

Согласно Федеральному закону в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются занятые жилыми домами земельные участки, которые предоставлены крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления своей деятельности.

На таком земельном участке допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация одного жилого дома с количеством этажей не более трёх, общая площадь которого составляет не более 500 кв. метров и площадь застройки под которым составляет не более 0,25 процента от площади земельного участка.

Федеральным законом запрещается образование земельного участка (земельных участков) из земельного участка, на котором расположен такой жилой дом, если это приводит к уменьшению площади исходного земельного участка, за исключением случаев, связанных с изъятием земельного участка (земельных участков) для государственных или муниципальных нужд.

Кроме того, предусматривается, что законами субъектов Российской Федерации могут быть определены муниципальные образования, на территориях которых не допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности.

Новый закон – старт «недолгой эры» возведения фермерских домов на сельхозземле

Дата 1 марта 2022 года, указанная в названии статьи, – срок вступления в силу ФЗ «О внесении изменений в статью 77 Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№299-ФЗ от 02.07.2021).

В соответствии с этим законом и с обозначенной датой его актуализации в России начнётся «недолгая эра» возведения фермерских домов. Завершится она 1 марта 2026 года – в последний день их регистрации в ЕГРН.

Проект долгожданного закона, пребывавший словно в «замороженном состоянии» с 2018 года после первого успешного чтения в Государственной Думе, стремительно финишировал в летом 2021 года:

  • 15 июня 2021 года единогласно принят депутатами Государственной думы, рассмотревшими законопроект сразу в 2 и 3 чтениях
  • 23 июня одобрен Советом Федерации Федерального Собрания РФ
  • 2 июля подписан Президентом РФ

Принятый закон имеет высокую социальную значимость – он позволит фермерам построить жилые дома для своих семей на земельных участках, расположенных за пределами населённых пунктов и используемых в сельскохозяйственных целях.

Ранее такая деятельность была запрещена, и фермеры не могли проживать в непосредственной близости к хозяйствам, на которых занимались с/х производством. Столь жёсткая позиция государства обосновывалась объективными задачами:

  • законодательное регулирование вопросов использования и застройки земель с/х назначения
  • сбережение невосполнимого природного ресурса нашей страны
  • обеспечение правовой защиты сельхозземель от распространившихся случаев их эксплуатации не по функциональному назначению

Старый закон предусматривал возможность строить и иметь в имуществе хозяйства жилые и хозяйственные постройки. В период его актуальности появились фермерские дома, сохранившие свой статус и по сей день.

Следствием отмены старого закона стало лишение права рачительных фермеров, планировавших полноценное обустройство своих хозяйств, обзавестись жилыми домами на земельных участках, на которых они занимаются с/х деятельностью. Эта проблема становилась всё более злободневной.

В итоге, уже современный законодатель сумел найти удачный компромисс между интересами государства и фермеров. Изданный федеральный закон №299-ФЗ от 02.07.2021 сочетает одновременно:

  1. обеспечение возможности строительства жилья на фермерской земле
  2. выполнение новых установленных требований, предъявляемых как к региональным властям и муниципалитетам, так и непосредственно к фермерам, направленных на обеспечение сохранности земель с/х назначения от непрофильной застройки

Суть нововведений

1. Условия строительства жилого дома на участках с/х назначения

Одно из главных условий строительства жилого дома на с/х землях – ведение собственником ЗУ фермерского хозяйствования.

Возведение жилых домов на сельхозземлях допускается только в случае, если их владелец в действительности занимается фермерством в выбранной форме (статья 1 ФЗ №74 от 11.06.2003):

  • объединение граждан, связанных родством или свойством, имеющих в общей собственности имущество КФХ
  • единолично

В случае предпринимательской деятельности фермерское хозяйствование ведётся без образования юридического лица.

Перечень ВРИ земельных участков с/х назначения, на которых разрешается возвести фермерский дом (при условии осуществления деятельности КФХ), стал всеобъемлющим. Он включает как старые ВРИ, наименование которых не соответствует тем, что установлены Классификатором видов использования ЗУ, так и ВРИ с наименованиями, установленными по этому классификационному нормативу:

  • для с/х производства
  • для ведения сельского хозяйства
  • для ведения крестьянского хозяйства
  • фермерское хозяйство
  • животноводство
  • свиноводство
  • скотоводство
  • растениеводство
  • пчеловодство
  • т.д.

Вывод

Фермерский дом разрешено строить:

  1. на участках с любым видом разрешённого использования с/х надела
  2. на сельскохозяйственных угодьях, расположенных на участках из состава земель с/х назначения
  3. без изменения старых наименований ВРИ земельных участков и приведения их в соответствии с наименованиями по Классификатору ВРИ ЗУ
  4. при условии реального ведения фермерства

2. Запрет в отношении массовой застройки с/х земель коттеджными посёлками

Новым законом сформированы жёсткие ограничительные меры в отношении массовой застройки с/х земель коттеджными посёлками, не имеющими никакого отношения ни к сельскому хозяйству, ни к фермерам:

  • для участков земель с/х назначения, на которых уже расположены фермерские дома, сохраняется действие закона о фермерских хозяйствах (№74-ФЗ от 11.06.2003):
    • использование земли допускается только в целях осуществления деятельности КФХ
    • фермерский дом, ранее возведённый на участке, предназначенном для ведения КФХ, остаётся частью имущества такого хозяйства

    3. Регламент застройки ЗУ и параметры фермерского дома

    Определены ограничения в застройке фермерских участков и установлены нормы для жилого дома:

    • на участке можно построить только 1 жилой дом
    • параметры для нового строительства фермерского жилого дома или реконструкции уже существующего:
      • общая площадь дома – не более 500 м 2
      • площадь застройки под домом – не выше 0.25% от площади ЗУ
      • количество этажей – не более 3

      Пример

      На участке площадью 2 га можно возвести жилой дом, площадь под которым составит 50 м 2

      1. Составляем пропорцию:

      2. Находим искомую площадь Х (площадь застройки ЗУ):

      Х = (0.25 х 2 га) / 100 = 0.5 га / 100 = 0.005 га = 0.5 сот. = 50 м 2

      50 м 2 – это площадь земельного участка, на котором расположен такой жилой дом (площадь ЗУ под домом)

      В соответствии с положениями ГрК РФ (пункт 39 статьи 1) установлена равнозначность понятий:

      • «жилой дом»
      • «индивидуальный жилой дом»
      • «объект индивидуального жилищного строительства»

      Соответственно, параметры жилого дома, который можно возести на фермерской земле, должны также соответствовать требованиям, указанным в той же статье 11:

      • количество надземных этажей – не более чем 3
      • высота – не более 20 м
      • здание:
        • должно состоять из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании
        • не предназначаться для раздела на самостоятельные объекты недвижимости

        Правовая основа по возведению и регистрации фермерского дома:

        1. для начала действий – положительный ответ местного органа власти на уведомление о планируемых строительстве или реконструкции, направленное владельцем ЗУ в администрацию
        2. по завершении строительства – уведомление об этом, с приложенным к нему техническим планом, направленное в администрацию застройщиком объекта недвижимости для получения ответного уведомления о соответствии ОКС (фермерского дома) установленным параметрам разрешённого строительства/реконструкции:
          • ответ администрации о соответствии фермерского дома установленным параметрам служит правовой основой для его дальнейшей регистрации в ЕГРН
        1. технический план
        2. правоустанавливающий документ на ЗУ

        В этом случае сведения об объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на участке, указываются в техническом плане на основании:

        • или проектной документации (при её наличии)
        • или декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости (часть 11 статьи 24 ФЗ № 218)
          • декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью

          При этом не требуется наличие уведомления:

          • о планируемых строительстве или реконструкции жилого дома
          • об окончании строительства или реконструкции жилого дома

          3. Правовая связь жилого дома с земельным участком с/х назначения

          Фермерский дом «привязан» к земле. В случае, если владелец будет использовать землю неправильно (не для осуществления деятельности КФХ), земельный участок может быть изъят государством или муниципалитетом – по причине его нецелевого использования:

          • нецелевое использование ЗУ признаётся земельным правонарушением
          • ответственность за использование с/х надела не по целевому назначению
            • установлена КоАП РФ (статья 8.8)
            • усилена требованиями нового ФЗ №299-ФЗ от 02.07.2021

            4. Запрет на раздел участка с возведённым фермерским домом

            В соответствии с новым законом ФЗ №299-ФЗ от 02.07.2021 не допускается образование земельного участка (земельных участков) из ЗУ, на котором расположен фермерский дом, в случаях, если это приводит к уменьшению площади исходного земельного участка. Исключение составляют случаи, связанные с изъятием ЗУ для государственных и муниципальных нужд.

            Иными словами, фермерский участок с расположенным на нём жилым домом запрещено делить на самостоятельные участки меньшей площади. Это требование нового закона полностью соответствует положениям ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (№ 74-ФЗ от от 11.06.2003):

              :
              • ЗУ является частью имущества хозяйства
              • имущество хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное
              • доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество устанавливаются соглашением между членами КФХ
              • надел, на котором расположен фермерский дом, можно раздробить только в порядке выдела земельных участков в счёт земельных долей – то есть без выдела участков в натуре и их регистрации в качестве самостоятельных объектов недвижимости
              • при образовании земельных участков в счёт земельных долей сохраняется целостность исходного ЗУ, а в ЕГРН можно зарегистрировать только земельные доли в составе этого ЗУ

              Министерство сельского хозяйства РФ также оценило установленный запрет на раздел земельного участка, на котором уже построен фермерский дом. Ведомство ссылается на Доктрину продовольственной безопасности от 21 января 2020 года. В ней прописано, что национальным интересом государства в сфере продовольственной безопасности на долгосрочный период является, в частности, «предотвращение сокращения площадей земель сельскохозяйственного назначения и рациональное использование таких земель» (подробности здесь).

              5. Дополнительные права региональных властей

              Региональным властям предоставлено право самостоятельно (своими законами) определять те муниципалитеты, на территории которых строительство/реконструкция/эксплуатация фермерских домов не допускаются. В запретный перечень попадут, к примеру, земельные участки с расположенными на них особо ценными с/х угодьями.

              Наделяя власти регионов дополнительными полномочиями, законодатель принял во внимание большие опасения фермеров в образовании потенциальных проблем:

              1. прогнозируемые скачки стоимости фермерской земли, в тех муниципалитетах, которые находятся вблизи больших городов
              2. резкое ограничение возможности получения земли под фермерство в аренду – как следствие роста цены на землю

              По информации парламентария Николаева Н.П., Председателя комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, являющегося одним из инициаторов разработки закона ФЗ №299-ФЗ от 02.07.2021, в России на данный момент:

              С учётом того, фермерские хозяйства зачастую находятся достаточно далеко от населённых пунктов, норма о разрешении на строительство жилого дома на сельхозземлях для многих из них актуальна. Логично предположить, что такие земли:

              • не будут входить в ограничительный перечень муниципальных земель, который подготовят власти субъектов РФ
              • будут застроиваться фермерскими домами

              «Радиус влияния» нового закона

              Несмотря на то, что Закон №299-ФЗ от 02.07.2021 «нацелен» только на статью 77 ЗК РФ, определяющую понятие и состав земель с/х назначения, главный посыл закона отразится в ряде федеральных законов. С 01.03.2022 в них появятся корреспондирующие уточнения и дополнения:

              1. в пункте 2 самой статьи 77 ЗК РФ:
                • дополнение, касающееся фермерских жилых домов, которые будут строиться, реконструироваться и эксплуатироваться также на землях с/х угодий
              2. в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (№ 101-ФЗ от 24.07.2020):
                • во 2 абзаце пункта 1 статьи 1 будет говориться о том, что действие этого закона теперь распространяется на земельные участки с/х назначения с расположенными на них жилыми домами, на которых крестьянские(фермерские) хозяйства осуществляют свою деятельность
              3. в ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (№74-ФЗ от 11.06.2003):
                • в статье 6 – состав имущества фермерского хозяйства, необходимого для осуществления его деятельности будет расширен за счёт капитального объекта жилой недвижимости:
                  • земельный участок
                  • жилой дом
                  • хозяйственные и иные постройки
                  • мелиоративные и другие сооружения
                  • продуктивный и рабочий скот
                  • птица
                  • сельскохозяйственные и иные техника и оборудование
                  • транспортные средства
                  • инвентарь
                  • иное имущество
                • в статью 11 будут добавлены 2 пункта:
                  • пункт 4 – о том, что на ЗУ из состава земель с/х назначения, а также на ЗУ с расположенными на нём с/х угодьями, которые используются крестьянским (фермерским) хозяйством для своей деятельности, допускается строительство, реконструкция и эксплуатация жилого дома только с теми параметрами, что определены Законом № 299-ФЗ от 02.07.2021 (они описаны выше)
                  • пункт 5 – о том, субъекты РФ через свои законы могут определить те муниципалитеты, на территории которых для ЗУ из состава земель с/х назначения, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для своей деятельности, будут запрещены любые операции строительного характера, связанные с жилыми домами:
                    1. строительство
                    2. реконструкция
                    3. эксплуатация
                    • в статье 70, конкретно в подпункте 12 пункта 1 этой статьи, появится уточнение о том, что до 1 марта 2026 года допускается регистрация жилого дома, созданного на ЗУ, предназначенном для осуществления деятельности крестьянским (фермерским) хозяйством

                    Время действия нового закона

                    Уточнение, вносимое в статью 70 ФЗ № 218 от 13.07.2015 в соответствии с новым законом, означает, что срок, отведённый на государственную регистрацию жилых домов, построенных на с/х земле, ограничен 4 годами:

                    • ФЗ № 299-ФЗ от 02.07.2021 вступит в силу 01.03.2022
                    • новое строительство фермерских домов на с/х землях можно начинать в марте 2022 года
                    • возведённые фермерские дома нужно будет поставить на учёт и зарегистрировать:
                      • начиная с 1 марта 2022 года и до 1 марта 2026 года

                      Возможно, что по истечении срока 01.03.2026 года время регистрации жилых домов на с/х земле будет продлено, или будет установлена новая, отдалённая в будущее дата для их строительства. В настоящий период (июль 2021 года) это только предположение.

                      В современной трактовке ФЗ №299-ФЗ от 02.07.2021 и содержания предстоящего дополнения в статью 70 ФЗ №218, которое будет внесено после вступления закона в силу, время, предоставленное государством:

                      • для строительства жилого
                      • для постановки на учёт и регистрации

                      жилых домов на фермерской земле, ни большое, ни малое. Его вполне достаточно для того, чтобы успеть решить столь насущную проблему.

                      Старт «не за горами», а потому, следуя народной мудрости, утверждающей, что «готовить сани нужно летом, а телегу зимой», и тратя с пользой образовавшийся тайм-аут, можно заняться подготовкой и разработкой проекта жилого дома.

                      Здание Государственной Думы

                      Проектом закона предлагается разрешить строить жилые дома на фермерских земельных участках.

                      Как отмечают авторы инициативы, «многие руководители крестьянских (фермерских) хозяйств настойчиво ставят вопрос о разрешении вести на собственных земельных участках строительство жилого дома и необходимых производственных объектов для ведения сельского хозяйства».

                      Это особенно важно, когда земельный участок расположен не в том муниципальном образовании, в котором проживает фермер, указывается в документе. Многие фермеры вынуждены использовать временные приспособленные помещения, что сдерживает развитие животноводства и снижает эффективность использования земли.

                      В стране имеется хороший опыт решения аналогичных проблем, подчеркивается в пояснительной записке. Так, в ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» установлено, какие объекты могут строиться гражданином на приусадебном участке, размер которого этим же законом определен не более 0,5 га.

                      Внесенный законопроект использует право граждан на строительство жилых помещений на землях сельскохозяйственного назначения, установленное Градостроительным кодексом РФ.

                      Как сообщают авторы инициативы, по данным последней всероссийской сельскохозяйственной переписи, средний размер землепользования крестьянского (фермерского) хозяйства составляет 240,0 га и увеличился против 2006 года в 2,4 раза.

                      В проекте закона предлагается разрешить строительство жилого дома общей площадью не более 600 кв. метров.

                      «Решение этой проблемы позволит стимулировать развитие семейных фермерских хозяйств, улучшить условия производства, их жизни и эффективнее использовать земли», — говорится в пояснительной записке.

                      Продажа фермерских продуктов с/х земле – основная тема законопроекта

                      • снимут запрет на продажу сельхозпродукции на собственной земле
                      • разрешат возводить временные торговые помещения на земельных участках – в настоящее время размещение торговых точек на с/х земле запрещено законом (признаётся нецелевым использованием земель с/х назначения)

                      фермерским сообществом восприняты с интересом, но неоднозначно позитивно. Рачительные предприимчивые хозяева взвешенно и досконально подходят к оценке «плюсов и минусов» законодательной инициативы по расширению каналов сбыта их товаров.

                      Возможность продажи сельхозпродуктов непосредственно на земле с/х назначения – основная тема проекта ФЗ «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации №1212907-7 от 13.07.2021).

                      Цели законопроекта, разработанного по поручению Президента РФ, выданного кабинету министров в июне 2020 года:

                      1. обеспечение дополнительных мер поддержки по сбыту фермерской продукции, направленных на снижение издержек, связанных с её реализацией:
                        • фермерам и с/х потребительским кооперативам предлагается заниматься продажей произведённой продукции не на рынках и ярмарках (по причине их удалённости), а непосредственно на земельных участках
                        • при распределении торговых мест на рынках – предоставить квоты на бесплатные места или обеспечить субсидирование затрат на их предоставление
                      2. снижение неконтролируемого роста цен на сельхозпродукцию:
                        • на мясо-молочную продукцию
                        • на «борщевой набор»
                        • на отечественные фрукты

                      Думские фракции, занимающиеся анализом и доработкой законопроекта, вносят для дальнейшего обсуждения дополнительные предложения:

                      • развитие фермерской торговли через интернет
                      • строительство перераспределительных центров на въезде в крупные города
                      • решение проблемы овощехранилищ
                      • возвращение прежних колхозных продовольственных рынков
                      • возрождение государственной системы закупок продукции местных производителей, чтобы они всегда были уверены в том, что их товары не пропадут, а местные жители всегда могли приобрести свежие и доступные продукты, выращенные на родной земле
                      • предоставление разрешений:
                        • на сдачу продуктов переработки сельхозпродукции на своих землях по декларации в упрощённом порядке
                        • на торговлю напрямую в других регионах

                        Плюсы законодательной инициативы

                        1. Разрешение на размещение НТО

                        После вступления закона в силу фермеры смогут торговать произведённой с/х продукцией (овощами, фруктами, ягодами, зерном, мясом, молоком маслом, сыром, яйцами, мёдом и т.д.) официально, не боясь инспекций и ревизоров, «на своём полевом месте»:

                        • на установленном отдельном прилавке, в павильоне или киоске
                        • в выделенном помещении, расположенном в здании, строении, сооружении, входящих в состав имущества фермерского хозяйства

                        2. Сокращение затрат на логистику

                        Обязательный доныне вывоз продукции с места её производства на фермерский рынок сопряжён с объективными сложностями:

                        • расходы по транспортировке
                        • потенциальная угроза порчи продуктов
                        • малый приток покупателей на рынки из-за сложной эпидемиологической ситуации по ковиду
                        • трудности взаимодействия с торговыми продуктовыми сетями по реализации продукции – сетевые магазины создают препятствия, не позволяющие фермерским хозяйствам выйти на большие торговые площадки:
                          • закупают продукцию у поставщиков по заниженным ценам
                          • возвращают нераспроданное обратно
                          • вводят маркетинговый сбор – по сути, дорогой «входной билет», опустошающий карманы фермеров
                          • навязывают и диктуют свои условия производителям с/х продукции

                          Всё это приводит к удорожанию стоимости фермерских продуктов, к снижению доходов сельхозпроизводителей.

                          Вполне возможно, что для немалой части фермеров будущий закон станет реальным подспорьем в развитии хозяйств:

                          • сократятся затраты на логистику, хранение, аренду торговых мест:
                            • вести продажу того, что вырастил на земле или получил на ферме, можно будет без вывоза продукции в магазины
                            • на приобретение торгового, холодильного оборудования
                            • на найм продавца, если фермер, занятый посадкой овощей, уходом за животными, сбором урожая и закладкой его на хранения, не имеет времени самостоятельно заниматься торговлей в розницу

                            В наиболее выгодной ситуации с реализацией с/х продуктов окажутся фермерские хозяйства, расположенные вблизи городов, мегаполисов, автомобильных трасс. Транспортный доступ покупателей к ним максимально удобный.

                            Отдалённым хозяйствам будет сложнее заниматься «продажами с грядки». Выходом для них может стать постепенное формирование/расширение клиентской базы из постоянных заказчиков, проживающих в ближайшем окружении. Серьёзных доходов реализация урожая или животноводческой продукции непосредственно на территории фермы может и не принесёт, но лишними они точно не будут.

                            3. Возможность организации сельского туризма на агрофермах

                            Свою лепту в пополнение доходов фермеров может внести организация сельского туризма на фермы, сочетающие сельскохозяйственное производство и туризм.

                            Примечание

                            • оказание фермерскими хозяйствами услуг по временному размещению туристов
                            • предоставление услуг по организации досуга туристов, экскурсий и иных видов отдыха
                            • создание дополнительных рабочих мест
                            • развитие инфраструктуры

                            Закон вступит в силу с 1 января 2022 года. Дата вступления увязана с началом действия ФЗ «О внесении изменений в статью 77 Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№299-ФЗ от 02.07.2021):

                            1. о строительстве жилых домов на фермерских участках с любым ВРИ ЗУ и на с/х угодьях в том числе
                            2. с подробностями можно ознакомиться здесь

                            Новые подходы государства помогут сохранить крестьянские хозяйства и семейные фермы, преобразовать их в экономически рентабельные, а фермеров – в главное звено в цепочке поставок продовольствия для граждан. В совокупности всё это будет способствовать эффективному развитию сельских территорий.

                            Требования законопроекта к фермерским участкам

                            Торговые объекты можно будет размещать практически на любых землях сельхозназначения, на которых ведётся фермерская деятельность, но без расширения видов разрешённого использования земельных участков.

                            Вводится запрет на размещение торговых точек на фермерских участках со следующими видами с/х угодий:

                            • пашня
                            • мелиорированные земли
                            • особо ценные продуктивные с/х угодья

                            Хоть поставить торговые павильоны прямо на засеянном поле и нельзя:), разместить рядом с пашней простую палатку, где будет идти розничная торговля свежей фермерской продукцией, очень даже можно.

                            Предстоящая корректировка земельных законов

                            В положениях земельного законодательства, действующего в современный период:

                            • сбыт сельхозпродукции не входит в понятие с/х производства (пункт 2 статьи 77 ЗК РФ)
                            • ЗК РФ не включает торговлю (сбыт продукции) как вид деятельности в целевое назначение земель с/х назначения (статья 78 ЗК РФ)
                            • Закон о КФХ (статья 19) и ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (пункт 2 статьи 4) не содержат уточнений относительно реализации продукции, произведённой:
                              • фермерским хозяйством
                              • с/х потребительским кооперативом

                              К моменту финального преобразования законопроекта, на основании его положений о торговле на фермерской земле, в земельные законы будут внесены соответствующие дополнения и корреспондирующие поправки.

                              Требования к размещению торговых объектов

                              1. При размещении торгового объекта запрещается производить работы, связанные нарушением почвенного слоя земельного участка:
                                • плодородный слой нужно сохранять обязательно
                              2. Торговый объект должен быть некапитальным – представлять временные сооружение или конструкцию:
                                • не связанные прочно с землёй
                                • вне зависимости от наличия/отсутствия технологического присоединения к инженерно-техническим сетям

                              Особые требования к нестационарным торговым точкам на фермерских участках, как к объектам торговли, проектом закона не предусматриваются. Они такие же, что предъявляются:

                              1. к торговым помещениям, действующим в нежилых помещениях жилых домов
                              2. к объектам, не являющимися стационарными:
                                • модульные павильоны
                                • палатки
                                • киоски
                                • автофургоны
                                • передвижные сооружения

                              Санитарные требования к помещениям для торговли на фермерской земле

                              Санитарные требования к помещениям устанавливаются действующими законами РФ:

                              • «О защите прав потребителей» (№ 2300-1 от 07.02.1992)
                              • «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ФЗ № 52 от 30.03.1999)

                              Они содержат исчерпывающие требования к объектам торговли как в нежилых помещениях жилых домов, так и в нестационарных объектах торговли.

                              По этой причине в законопроекте о торговле на фермерской земле сделаны бланкетные (отсылочные) нормы на положения этих законов:

                              1. по соответствию помещений обязательным требованиям, установленным законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
                              2. по соблюдению обязательных требований к торговым помещениям:
                                • контролируется органами государственного надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (в рамках полномочий)
                              3. по ответственности по законодательству РФ:
                                • за несоблюдения требований к торговым помещениям
                                • по возникшим последствиям из-за несоблюдения требований

                              Контроль качества фермерской продукции

                              Фермерская продукция – результат мелкотоварного производства «на месте». Качественные натуральные продукты из «первых рук» всегда в тренде. Они быстро находят своего покупателя, голосующего за них рублём.

                              Чтобы не допустить отравлений или сбыта испорченного товара, качество с/х продуктов должно каким-то образом контролироваться.

                              По действующему законодательству, надзор за качеством продукции фермерских хозяйств, поставляемых на рынки ив магазины, осуществляют:

                              1. Роспотребнадзор
                              2. ветеринарная служба Россельхознадзора

                              В настоящее время происходит доработка законопроекта в части определения порядка госконтроля качества сбываемой сельскохозяйственной продукции.

                              Не исключается, что, в случае торговли на своём участке, фермер будет нести персонифицированную ответственность за свою продукцию, так как является одновременно производителем и продавцом.

                              Минусы законопроекта как стимулы для его доработки

                              Эксперты, руководители фракций и депутаты Госдумы, руководители агрокомплексов и фермеры, в целом признавшие законопроект как назревшее решение по поддержке российского фермерства, вместе с тем, отмечают его несовершенные штрихи:

                              1. сильно повлиять на цену с/х продукции не получится
                              2. вряд ли законопроект реально повлияет на снижение стоимости «борщевого набора»
                              3. сбить цены на овощи можно, если власти отдадут под сельхозрынки городские площади
                              4. на рыночную цену влияют, в первую очередь, крупные агрохолдинги, фактически региональные монополисты, их доля на рынке гораздо выше, чем удельный вес мелких фермеров.
                              5. посредники, берущие на себя роль товаропроводящих звеньев, в настоящее время без проблем закупаются на полях и фермах, – для них законопроект тоже мало что меняет
                              6. сомнительная экономика организовывать розничную торговлю возле поля – есть проблема посерьезнее: выдавливание федеральными сетями маленьких магазинов и предпринимателей в торговле
                              7. потребителю важно иметь возможность приобрести в двух шагах от подъезда килограмм свежей картошки и яблок, полкило лука и моркови, а это значит, что конечному потребителю такой закон ничего не даст
                              8. реализация сельхозпродукции на рынке будет выгодна только при большом объёме товарооборота – многие крестьянские и фермерские хозяйства подобным оборотом и мощностями не обладают
                              9. торговать с грядки – это издержки на хранение, на торговое, холодильное оборудование, персонал
                              10. реализация урожая на территории фермы больших заработков не даст
                              11. не важно, есть ли законодательное разрешение на торговлю или нет – для организации розничной продажи в любом случае потребуется специализированное помещение и продавец, а фермер не торгаш, он не имеет времени торговать в розницу
                              12. многие другие

                              Наличие минусов в проекте закона о продаже фермерской продукции непосредственно на с/х земле – это своего рода стимулы:

                              • для своевременной доработки законодательной инициативы
                              • для снижения остроты выявленных проблем

                              Первое чтение законопроекта в Государственной Думе намечено в сентябре 2021 года. Есть время для направления предложений своим депутатам. Срок принятия закона ожидается не долгим.

                              Читайте также: