Гладиатор с девизом мы не рабы

Обновлено: 27.11.2024

В фильме Ридли Скотта «Гладиатор», главный герой Максимус волею судьбы становится гладиатором, после чего получает шанс отомстить главному источнику всех своих бед – императору Коммоду. Кроме отличного сюжета, фильм продемонстрировал зрителям отличные гладиаторские бои.

Фильм «Гладиатор», 2000 г. Режиссёр Сэр Ридли Скотт

Вышедший через десять лет, сериал «Спартак: Кровь и песок» и его приквел «Спартак: Боги арены» показал то, каким был быт гладиаторов, то, через какие тренировки они проходили. А сами гладиаторские поединки были подняты на новый уровень зрелищности.

Сериал «Спартак: Боги арены»

Итак, кем же являлись эти гладиаторы? Это были тренированные бойцы, которые сражались на специальной арене, чтобы развлечь публику. По основной на данный момент версии, гладиаторские бои римляне заимствовали у своих соседей — этрусков, у которых был схожий погребальный обряд. Двое избранных рабов или же свободных этрусков, сражались у могилы погибшего. Считалось, что погибший в этом бою окроплял могилу умершего и успокаивал его дух.

Обучались гладиаторы в специальных школах — лудусах. Стать гладиаторами стремились множество рабов. Цель обычно у них была одна – завоевать любовь и уважение публики, а потом заполучить и свободу. Однако тут выяснялся один неприятный момент. Оказывалось, что попасть в школу было лишь половиной дела, а нужно было ещё пройти тяжёлое обучение, которое выдерживали далеко не все.

Картина «Pollice verso» Жан-Леон Жером

Каждый подготовленный и обученный раб-гладиатор дорого стоил своему господину. Именно из-за этого, большая часть гладиаторских боёв были далеко не такими кровавыми, какими нам обычно их представляют. Хороший гладиатор был своего рода местной суперзвездой, и просто так никто им не жертвовал. В качестве таких жертв, на убой опытному бойцу обычно направлялись неподготовленные преступники. Все были довольны: и преступники наказаны, и зрители зрелище увидели.

В тех случаях, когда бой должен был закончиться смертью одного из противников, то их владельцы старались по максимуму отбить свои убытки, например, повышая цены на такие зрелища.

Своего рассвета, гладиаторские бои приобрели во время Империи, когда многие повелители старались проводить массовые и зрелищные игры, чтобы завоевать любовь и расположение толпы.

Не только раб мог стать гладиатором. Такая возможность имелась и у свободных граждан. Обычно это были люди, желавшие заработать. Императору Константину пришлось своим указом запрещать римским солдатам и офицерам добровольно становится гладиаторами.

Современная реконструкция гладиаторов

Лишь редкий гладиатор, пройдя через множество поединков, имел шанс заполучить из рук императора деревянный меч рудис, символизировавший почетную отставку гладиатора и дарованное право свободы. Однако, даже после этого, многие оставались, становясь тренерами для новых гладиаторов.

Быт и устройство гладиаторской школы были хорошо продемонстрированы в сериале «Спартак». Правда, штат учителей показан в сильно меньшем числе. Обычно в школе работало множество разных учителей, учивших гладиаторов мастерству боя и фехтования, оружейники, врачи, повара и даже своя похоронная команда.

Колизей - крупнейшая гладиаторская арена

По окончании курса «молодого гладиатора», они показывали то, чему научились. Обычно это были бои двоих таких «выпускников». Победители, или же те, кто не проиграл своему сопернику, приносили присягу верности своему господину, после чего приобретали статус гладиатора.

Гладиаторы различались по своему вооружению и манере сражаться. Имелось множество видов таких бойцов. Давайте же рассмотрим их.

Данный тип гладиаторов был популярен во времена Республики. Их экипировка состояла из копья, шлема и галльского щита. Такой внешний вид бойца имел цель напоминать внешне галльского воина, да и набирались на эту роль в основном представители этой нации. Предполагается, что позднее, галл трансформировался в мурмиллона.

Димахер

Не частый представитель гладиаторского ремесла. Узнаваем тем, что сражался двумя мечами, по одной в каждой руке. Руки и ноги туго перебинтовывались, иногда в качестве защиты использовались поножи. Считается, что из-за особенностей своего стиля, эти бойцы были одними из самых опасных видов гладиаторов.

Есть мнение, что их голова и тело могли быть защищены кольчугой и шлемом с забралом. Но в этом случае, бойцы теряют свой козырь в ловкости, однако приобретают значительную защиту, что даёт им большое преимущество перед другими гладиаторами. В сериале «Спартак: Боги Арены», главный герой Ганник, как раз являлся димахером.

Мурмиллон

Один из самых распространённых и известных типов гладиаторов. Скорее всего, мурмиллоны являлись более «прогрессивной» версией «галлов». Считается, что своим названием они обязаны морской рыбе мормир, обитавшей в Средиземном море. В качестве верности этой версии, указывают на некоторые находки, на которых шлем мурмиллона украшен изображением рыб.

В их стандартную экипировку входил шлем беотийского типа, доспех для предплечья, набедренная повязка, короткий понож на левой ноге. Вооружены они были мечами гладиусами, и щитом скутум. Есть некоторые свидетельства, указывающие на то, что гладиаторы могли привязывать меч к руке, дабы не терять его в бою т.к. он был их единственным оружием. В позднее время гладиус был заменен спатой.

Мурмиллоны никогда не сражались с себе подобными. Их традиционными противниками были фракийцы, гопломахи, иногда ретиарии.

Гопломах

Ещё один распространённый вид гладиаторов. Ноги обматывались стеганками, или же защищались поножами. Боец выступал в набедренной повязке, доспехе-манике для предплечья и шлеме, с широкими полями. Мог использоваться большой бронзовый легионерский щит или же маленький, круглый щит-парма. Вооружение обычно составлял короткий меч, коим мог быть как гладиус, так и кинжал пугио. Но наряду с ними использовалось и копье-гаст. Традиционными соперниками гопломаха были фракийцы или мурмиллоны.

Фракиец

Этот популярный вид гладиаторов своим появлением обязан наплыву фракийских военнопленных. В дальнейшем это стало указанием именно типа бойца, а не его национальности. Они были оснащены набедренной повязкой, доспехом для предплечья, маленький щит, два больших поножа. Вооружены они были кривым фракийским мечом — сика. Такая форма меча давала определённые преимущества в ближнем бою, и потому стиль боя фракийца был явно атакующим. Стандартной парой против них были мурмиллоны и гопломахи.

Ретиарий

Довольно поздний вид гладиаторов. Являлись одним из самых легковооружённых типов гладиаторов. Одеты они были в набедренную повязку, поддерживаемую большим поясом. Вся защита ограничивалась наручем на одну руку и наплечником, защищавшим часть груди. Ноги были защищены лишь обмотками, и то не всегда. В некоторых случаях, бойцы одевались в туники.

Куда более интересным было их вооружение, которое состояло из круглой сети, трезубца и кинжала. Чтобы сеть не терялась, она привязывалась к руке, и если соперник её перехватывал, то ретиарий всегда мог избавиться от неё кинжалом. Их обычными противниками были секуторы, но иногда их ставили против мурмиллона (интересное, наверное, было противостояние: рыбак против рыбы).

Из-за того, что в их экипировке, практически не было ничего традиционно римского, данный тип гладиаторов считался одним из наименее престижных. Этим и обусловлено то, народ не спешил одаривать ретиариев особой любовью.

Леквеарий

Этот тип гладиатора был практической копиркой ретиария. Отличием было то, что вместо сети у него было лассо, а трезубец заменяло копьё. И если ретиарий олицетворял рыбака, то леквеарий символизировал охотника. Некоторые исследователи считают, что гладиаторы данного типа должны были развлекать зрителей в перерывах серьёзных боёв.

Скиссор

Защищены эти бойцы были гладким шлемом без выступов, имевшими два отверстия для глаз, короткими поножами, наручами на одной руке, и кольчугой или же пластинчатым доспехом. Вооружение было куда более экзотичным. Наряду с гладиусом, вооружён он был ножом в виде полумесяца, который крепился к полому креплению, надеваемому на руку. Оно же заменяло гладиатору щит. Форма шлема может указывать на то, что основным противником являлся ретиарий. Скиссоры могли являться одной из вариаций димахеров.

Секутор

Данный вид гладиаторов был создан под конкретного соперника – ретиария. Являлись они разновидностью мурмиллонов, и потому их экипировка была довольно схожа. Для защиты они использовали прямоугольные щиты-скутумы, а атакующим оружием был гладиус. Выделял их шлем, закрывавший всё лицо, имевший округлую форму и два отверстия для глаз, чтобы сеть ретиария не могла за него зацепиться. В бою секутор старался приблизиться на дистанцию ближнего боя, чтобы использовать своё преимущество в весе доспехов и оружии.

Крупеларий

Самые крепкие и сильные гладиаторы становились крупелариями. Этот тип гладиатора выделялся тем, что обе его руки были защищены наручами, ноги поножами, а тело покрывалось пластинчатым доспехом. Голова полностью защищалась шлемом, с прорезями для глаз. Вооружены они были гладиусами и скутумами. Такой внешний вид делал его схожим со средневековыми рыцарями. Тяжесть доспехов делала его медлительными в атаке, но это компенсировалось отличной защитой.

Самниты

Этот тип гладиаторов был очень популярен в период Республики. Голова была защищена шлемом с гребнем и забралом, рука наручем, а левая нога поножем. Вооружение составляли короткий меч и щит скутум. Своё название получили в честь народа самнитов, которые были покорены римлянами. Вполне вероятно, что первыми самнитами были как раз и были представители этого народа.

Бестиарий

Первоначально, бестиариями были не обученные воины, а обычные преступники, приговоренные к поединку с хищными животными. Фактически, у них отсутствовала какая-либо подготовка, нормальная защита и оружие. По своей сути это была обычная травля. В более поздний период, ситуация поменялась на сто восемьдесят градусов. Теперь бестиарии проходили мощную подготовку, у них появились поножи, наручи, овальный щит. Обычное вооружение составляло копьё-гаст. Поединки устраивались таким образом, что теперь у животных практически не было никаких шансов победить. Действительно, кому захочется, чтобы тот, в кого ты вложил столько усилий и денег, окажется растерзанным каким-то животным.

Эквиты

Эквитами в Древнем Риме называли армейских кавалеристов. И что логично предположить, этот тип гладиаторов отличался тем, что они сражались на лошадях. Во времена Республики они были защищены чешуйчатой кольчугой, средним щитом-пармой и шлемом с широкими полями. Во времена Империи их доспехи значительно облегчились. Теперь они были одеты в тунику без рукавов и доспех для предплечья. Вооружение составляли копье-гаст и гладиус. Обычно, они были теми, кто выступал первыми, так сказать на разогреве толпы, перед основными зрелищами.

Сражаться могли они лишь с себе подобными бойцами. Причем, после того, как копье металось в противника, эквиты спешивались и продолжали сражаться мечами. Увы, до изобретения стремян кавалерийские бои были крайне неудобным деянием.

Эсседарий

Эсседарии – это гладиаторы, сражавшиеся на колесницах. Одновременно на колеснице могло находиться двое: один управлял, другой сражался. Известны они лишь описанием, и об их тактике боя остаётся лишь предполагать. Их вооружение, скорее всего, составляли дротики, лук и стрелы и меч, на случай ближнего боя. Скорее всего, он кружил по арене вокруг противника и обстреливал его, а в случае необходимости переходил в рукопашный бой.

Провокатор

Изначально, провокаторы состояли из преступников, осуждённых на смерть. Они носили обычный шлем легионера, который в дальнейшем стал закрытым с забралом, и полями, которые защищали шею бойца. Правая рука была защищена маникой, а левая нога поножем. Отличительной чертой провокаторов от других гладиаторов была металлическая пластина, защищавшая грудь. Вооружались данные гладиаторы гладиусом, а позднее спатой, и средним щитом – скутумом.

Своим названием они обязаны своей тактике с ложными отступлениями и резкими контратаками. Сражались они исключительно между собой. Поединки с бойцами других типов были исключительным событием.

Андабаты

Про андабатов известно немногое, и большая часть является предположениями исследователей. Известно, что вооружены они, были кинжалами, и что сражались они в шлемах, не имевших прорези для глаз, либо имевших лишь одно отверстие. Скорее всего, защищены они были кольчугой. Можно сказать, что их бои могли быть похожи на бои средневековых рыцарей, но практически вслепую.

Другое предположение говорит о том, что они являлись не отдельным видом гладиаторов, а любыми бойцами, кому выпало сражаться в подобном шлеме.

Сагитарий

Сведения о данном типе гладиаторов крайне фрагментарны. Дошедшие до нас изображения показывают нам воинов вооружённых луком и защищённых чешуйчатыми доспехами. Шлем схож с теми, что носили римские воины. Вполне возможно, что у них мог иметься кинжал для ближнего боя. Учитывая его вооружение, вполне возможно то, что сагитарии выступали лишь в массовых боях.

Велит

Вооружение и тактика боя этого гладиатора практически полностью совпадала с одноимёнными лёгкими пехотинцами. Из вооружения у них имелись щиты и дротики. Учитывая это, скорее всего, данный тип гладиаторов мог выступать в массовых побоищах.

Пегниарий

Можно сказать, что пегниарии были «недо-гладиаторами». В отличие от других гладиаторов, эти бойцы не имели серьезной защиты и вооружения. Они сражались деревянными мечами и кнутами, а из защиты у них имелись деревянные щитки на руках и ногах, обмотка для головы, небольшой деревянный щит. Их поединки носили чисто развлекательную цель. Неудивительно, что продолжительность их жизни была значительно длиннее, нежели у других гладиаторов.

Женщины-гладиаторы

Современные ученые уверенно утверждают, что женщины-гладиаторы существовали. Об этом свидетельствуют и изображения на барельефах, и юридические документы. В них ограничивается возраст, с которого женщина может добровольно стать гладиатором, а позже и вовсе запрещается. Это свидетельствует о том, что такое явление имело место. Понятно, если рабыни становились гладиаторами, но для свободных римлян такое поведение могло расцениваться лишь как позор семьи. Найденные свидетельства указывают на то, что сражались женщины в экипировке мужчин-гладиаторов. Вполне возможно и обучение они должны были пройти соответствующее, без скидок на пол. Смешанные поединки не допускались.

Вполне вероятно, что древние римляне, не скованные нормами морали современного мира, вполне могли выдумать и иные вариации гладиаторских сражений, а вместе с ним и различные виды гладиаторов, со своими характерными особенностями боя или вооружений. Однако, сведений о тех временах сохранилось немного, и многое строится лишь на догадках. Потому совсем не удивительно, что в фильмах или сериалах можно увидеть разного рода не стыковки, сделанные ради зрелищных кадров. Но уж лучше за таким зрелищем, как гладиаторские бои, наблюдать по эту сторону экрана, нежели быть участником тех, кровавых развлечений.

Показать ещё 69 комментариев Популярные По порядку Написать комментарий.

Помню как в 2010, с огромной радостью читал о ремиссии у Энди и его возвращении к роли Спартака. Хнык.

Ответить

Хороший был актер, но на роль Спартака подходил крайне слабо. Лучшие гладиаторы, как выяснилось из эксгумаций их могил итальянскими археологами в Риме, - были жирдяями, чем-то напоминавших борцов сумо. Это прибавляло массу, что было дико важным для рукопашного боя, и кроме того могло спасти при скользящем режущем ударе, когда меч не дошел бы до пуза. Стройняшками и фитоняшками на арене оставались видимо только, позёры и дураки, которым восхищение публики было важнее жизни, да пара типов гладиаторов, которые были заточены на дистанционный подвижный бой. Спартак, пока он был на арене, скорее всего напоминал Саммо Хунга - вот грустная правда жизни.

Ответить

Не пизди, из той заметки только ясно было, что питались гладиаторы преимущественно растительной пищей, в основном злаками. Из чего было сделано предложение, что гладиаторы не были мускулистыми бодибилдерами. Предположение. А жёлтые сми растащили эту хуйню про толстых гладиаторов по своим вонючим сайтам.

Ответить

Мудила ты неблагословенный. Из какой нафиг, "той заметки"? Я подозреваю, что ты, недоросль, ткнулся в интернет, увидел заметку о обнаружении " первого гладиаторского кладбища" в Эфесе, и теперь "обогощаешь" нас своими знаниями. Тебе же в голову не приходит, что в отличие от целых кладбищ, отдельных могил гладиаторов на общих кладбищах известно большое количество отдельных захоронений, которые легко идентифицируются по надгробным стеллам и поминальным надписям. Итальянские археологи исследуют их уже несколько десятков лет. Состояние мышц определяют по остаткам мест их крепления к костям. Вес - по состоянию позвонков, степени их усиления и износа. При чем тут злаки вообще, неуч? Массу можно набирать и без мясной пищи, хотя гладиаторов когда надо кормили и мясом. Верно говорят, чем меньше человек знает, тем с большим апломбом лезет в беседу.

Ответить

Дайте пожалуйста ещё источников где почитать про их массу, очень интересно. ред.

Ответить Ответить Ответить

Разве гладиаторские бои не есть суть позерство? Если бы я платил за зрелище, я бы предпочёл чтобы там выступали накачанные красавчики а не жирничи

Ответить

Я ж тебе говорю, что археологи обнаружили в реальном Риме, а ты мне про то, что делал бы ты, если бы ты. Мужики ходили смотреть на это зрелище, не ради статных гладиаторов, а ради "хорошего футбола". У женщин, да, наверно были свои любимчики с четкими кубиками и смазливыми лицами, - которым было важнее купаться в овациях, чем принести кишки с арены обратно в животе. Люди везде одинаковы. И прагматики, среди гладиаторов, которых по статистике было большинство, предпочитали нагнать защитного жирка.

Ответить

Объясни, каким макаром по скелету можно понять, толстым был человек или худым? Я тебя, как археолог спрашиваю.

Ответить

Если кость широкая - значит, был толстым

Ответить

А, ну если только так, как на картинке ))) Но вообще, конечно, хрень ПОЛНАЯ )

Ответить

Ага толстые были как борцуны сюмо

Ответить

Вот именно, есть же рисунки и мозаика. Но некоторым мудакам это не показатель.

Ответить

Без проблем можно понять. Развитие мышц определяется по месту их крепления к костям, в месте крепления кость тоже растет. Вес, который человек имел на максимуме определяется по состоянию позвонков, которые также деформируются и меняются под нагрузкой. Причем, скажем, у грузчика, гребца или толстяка позвонки меняются по-разному. Тебе бы с судмедэкспертами, которые сотрудничают с археологами пообщаться, а археолог. Или там, - для начала - залезть на ю-тьюб, и посмотреть пару фильмов про археологическую судмедэкспертизу останков, вроде той, что делали на месте битвы у Висбю, или переправы Иакова.

Ответить

Я своими собственными руками раскопал не менее трех десятков скелетов разного возраста, исторического периода, пола и социальной принадлежности. Зарисовывал их и работал бок о бок с антропологами над их идентификацией. Но тут прибежал диванный ютубовский Ыксперт, и начал меня учить. Ох уж эти ваши интернеты. Каждый суслик - агроном ))

Ответить Ответить Арабский утюг

Если ожирение существенное, характерно изнашиваются грудные и поясничные позвонки. Вероятно, подколенную/бедренную также, но о таком не читал. Ну и все таки в комментарии речь шла об эксгумации. Мб имелись в виду размеры захоронений, брони и т.д. ред.

славится жестокими и кровавыми развлечениями. Больше всего люди любили смотреть на беспощадные гладиаторские бои. Как публичное зрелище это явление возникло в начале II века до нашей эры и мгновенно получило огромную популярность.

Гладиаторами (с лат. «меченосец») назывались бойцы, сражавшиеся с другими гладиаторами на забаву публике. Многие рабы хотели стать гладиаторами, поскольку так могли завоевать публику и получить свободу.

были сильными бойцами, тренировались в тяжелых условиях, где слабые просто не выживали. Имена некоторых известны и по сей день. Представляем 10 самых известных римских гладиаторов за всю историю.

10 Марк Атилиус


Участие в боях считалось делом, недостойным свободного человека. Но, хотя Марк Атилиус был римским гражданином, он все же ушел в школу гладиаторов. Причиной тому была бедность – выступления на арене могли помочь Атилиусу погасить множество накопленных за жизнь долгов.

9 Фламма


Как и у многих гладиаторов, у Фламмы было броское . Оно переводится как Пламя. Невольник из Сирии заслужил это прозвище. Фламма знаменит преданностью профессии до конца жизни (которая, кстати, была недолгой – он прожил всего 30 лет).

Он четырежды получал статус рудиария – свободного воина, но раз за разом возвращался и заключал новые контракты с гладиаторскими школами. И не удивительно – рудийцы были любимы публикой и получали за бои огромные вознаграждения по сравнению с новичками.

За 30 лет жизни Фламма успел провести 34 боя, 9 из которых были в ничью. Знаменитый сирийский гладиатор выиграл 21 бой, а проиграл всего 4 – один из которых был последним в его жизни.

Через год, когда лидеры собрали целое войско рабов, галл (так называли Крикса) отделился от основной армии Спартака и двинулся в Южную Италию. По одной из версий, это был отвлекающий маневр, чтобы сбить противников с пути к Спартаку. Другие исследователи считают, что воин поступил так из-за высокомерия.

В 72 году до н.э. Крикс со своим отрядом сражался против войск консула Луция Геллия Публиколы. Гладиатор проявил смелость и яро дрался, он заколол не меньше десятка легионеров. Во время сражения воин был проткнут копьем и обезглавлен.

Вот что говорил о своем товарище Спартак: «Крикс был отважным и умелым воином, но очень плохим полководцем, что его и погубило».

7 Лентул Батиат


Лентул Батитат – основоположник гладиаторской школы в Капуе. Именно в эту школу в 73 году до н.э. сбежал знаменитый Спартак с последователями.

На арене у Батитата сложилась удачная карьера, а созданная им школа стала образцом в Древнем Риме.

Он тренировал сильнейших гладиаторов и устраивал самые интересные шоу, которые даже ставили в Колизее.

6 Гай Ганник


Гай Ганник вошел в историю как товарищ Спартака. Он возглавлял один из отрядов повстанцев. Происхождение Гая остается загадкой – неизвестна ни дата его рождения, ни страна.

Некоторые исследователи считают, что он кельт, другие, что галл, а третьи, что Ганник принадлежал самнитам – древнему народу.

Так или иначе, воин попал в школу Лентула Батитата как военнопленный из Галлии. Считалось, что именно он был лучшим гладиатором Капуи.

В 71 году до н.э. армия Спартака отправилась в Брундизий, а двенадцатитысячное войско отстало. Этот отряд возглавляли гладиаторы Гай Ганник и Каст. Но римская армия была слишком сильна для такого войска – Гай героически погиб вместе с остальными рабами.

5 Карпофор


Бестиарии – это специально обученные люди, которые дрессируют животных или сражаются с ними на арене. Самым знаменитым представителем этой профессии стал Карпофор.

Будущий бестиарий был нищим сиротой. Чтобы как-то выжить, он поселился в цирке и стал ухаживать за животными и чистить гладиаторские доспехи.

У Карпофора с детства проявился талант к дрессировке – он устраивал собственные представления с собаками, которые «отвечали» на любые его вопросы.

Однажды он спас дрессировщика от напавшего медведя. Один из инструкторов узнал об этом случае и принял к себе в школу.

Его представления были жестокими – он убивал животных на глазах у толпы, но в то время такие «шоу» были самыми востребованными у черни.

4 Коммод


Император Коммод запомнился как коррумпированный и безумный правитель, с которого начался упадок Римской империи. Никто его не принимал. Сам же Коммод провозглашал себя олицетворением Геракла и сражался в гладиаторских боях.

Участие в этих боях считалось недостойным знатных персон занятием, но Коммоду было все равно на общественное мнение. Каждый его выход на арену, которых было 735, фиксировался в архивах.

По словам современников Коммода, он умело обращался с оружием и был хорошим воином. В сражениях его противниками были не только люди, но и дикие звери.

Из всех боев император всегда выходил победителем: его соперники не могли себе позволить нанести вред правителю, а животным часто создавали условия, в которых они не могут принести вред.

При нем гладиаторские бои стали настолько кровавыми, что это ужаснуло даже любителей таких развлечений.

3 Спикулус


Император Нерон выделял этого гладиатора из прочих, поскольку последний был самым опытным и искусным воином.

Спикулус был личным охранником правящей семьи и начальником императорской конной гвардии. Именно она осталась верной Нерону во время восстания. Император хотел попросить Спикулуса убить его, но именно в это время гладиатора не оказалось во дворце. Тогда правитель покончил жизнь самоубийством.

После смерти императора открылись гонения его приближенных. В 68 году н.э. Спикула поймали и ударили о статую Нерона. В итоге не бывший правитель погиб от руки Спикула, а наоборот.

2 Герардеска Манутиус


Женские гладиаторские бои были очень популярны в Древнем Риме. Самой известной из гладиаторш оказалась Герардеска Манутиус.

Двадцативосьмилетняя женщина была одной из приспешников Спартака и бежала вместе с его армией.

Герардеска попала в плен, но ее пощадили и отправили в школу гладиаторов. Она попала на арену за год до своей гибели, но мгновенно стала знаменитостью.

Красавица с идеальными пропорциями и черными волосами сражалась как амазонка, за свою жизнь она убила на арене больше двухсот противников обоих полов. В первом же бою женщина за пять минут победила сильного бойца Трасиана.

1 Спартак


Самый известный гладиатор в истории, чьим именем называют детей и футбольные команды – это Спартак.

Считается, что Спартак был фракийцем. Однако в те годы всех гладиаторов, независимо от их происхождения, делили на фракийцев и галлов – в зависимости от типа ведения боя. Так что бунтовщик мог быть и римлянином.

Спартак обучался в школе Лентула Батитата. Интересно, что гладиатор изучал труды философа Гая Блоссия, который говорил: «Последние станут первыми и наоборот».

В 73 году до н.э. Спартак собрал людей и устроил восстание. Вопреки расхожему мнению, это не было борьбой против рабства, хотя в команде и были рабы.

Изначально группа Спартака состояла из 70 последователей и четырех лидеров. Участники запаслись вооружением собственной школы и сбежали в сторону Неаполя, по пути пополняя команду беглыми рабами. Таким образом, через пару лет армия Спартака насчитывала уже больше 120 тысяч человек.

Повстанцы были дисциплинированы и одеты по образцам римской армии. Восстание оказалось столь масштабным, что поставило под угрозу существование государства, поэтому на борьбу с участниками отправили лучшие военные силы Рима. Спартак и его армия были разгромлены.

Большинство гладиаторов были осужденными преступниками, попавшими в плен военными или презренными рабами. В неистовом смертельном бою против таких же несчастных, гладиаторы Рима пытались таким способом добыть себе свободу – ведь победитель кровавой схватки, вызывая восторг и уважение развлекающейся публики, мог рассчитывать на снятие наказания и восстановление в правах, если он являлся гражданином. Наряду с этим, некоторые римские гладиаторы были свободными гражданами, которые рисковали своим правовым и социальным статусом, а самое главное – жизнью ради денег и славы.

Список гладиаторов

В числе известных гладиаторов, или меченосцев, есть легендарные личности, вымышленные герои и даже император.

Спартак – гладиатор, восставший против Рима

На протяжении столетий это имя, ставшее легендарным, вдохновляло многих политических мыслителей, а образ Спартака многократно использовался в литературе и киноискусстве как символ угнетенных и восставших в борьбе за свободу. Однако ни один исторический документ не указывает на то, что целью поднятого им мятежа, известного как восстание Спартака, было стремление положить конец рабству в Римской республике.

Коронавирус: новая страховка
покрывает до 2 000 000 руб.

Большинство подробностей из его жизни связано именно с этими событиями и мало что известно о его юности. Греческий биограф и эссеист Плутарх описывает Спартака как «фракийца из кочевого племени», ставшего римским наемником и сражавшегося в Македонии. Железная дисциплина, царившая в римских легионах, подвигла его к попытке побега. Как отмечал древнегреческий историк и философ Аппиано Александрийский, Спартак вскоре был схвачен, признан дезертиром и осужден по римскому военному праву на порабощение. Около 75г. до н.э. он был продан Лентуло Батиато – ланисту, владевшему школой гладиаторов в Капуе, где Спартак сражался на арене амфитеатра Капуано. Спустя несколько лет 70 невольников, недовольные условиями содержания, бежали из школы. Вооруженные прихваченными оттуда кухонными ножами и сельскохозяйственными орудиями, беглецы разбили посланную вдогонку группу римских солдат из местного гарнизона и укрылись на склонах Везувия.

Имевшийся предыдущий военный опыт и знание тактики легионеров обеспечило Спартаку лидерство и первые успехи в боевых столкновениях с регулярными войсками, отправленными Римом для усмирения восставших.

Весной 72г. до н.э. армия Спартака, насчитывавшая уже более 30 тыс. человек, двинулась на север, намереваясь перейти Альпы и покинуть полуостров. Встревоженный мятежом сенат выставил против него восемь легионов хорошо обученных солдат во главе с Лицинием Крассом, который заставил отступить разбитые войска Спартака на юг. По словам Плутарха, римский гладиатор заключил сделку с киликийскими пиратами, чтобы перевезти остатки своей армии на Сицилию, однако те предали его. Последняя битва, в которой Спартак потерпел поражение и был убит, по мнению того же Плутарха, произошла в 71г. до н э. около г. Петелия, в Калабрии.

Рим — увлекательная историческая книга!

Легко и понятно о Римской цивилизации на экскурсии по Колизею, Форуму и Палатинскому холму

€130 за экскурсию

Подробнее

Гладиаторы и легионеры Древнего Рима

Автомобильная прогулка по увлекательным местам города, сохранившим дух античной эпохи

€188 за экскурсию

Подробнее
Древний Рим: политика, религия, развлечения

Прогуляться по античным руинам и узнать, во что верили и как развлекались в начале нашей эры

€155 за экскурсию

Подробнее

Гладиатор Крикс

Соратник Спартака, уроженец Галлии, он также являлся одним из лидеров рабов, бежавших из школы ланистов в Капуе. Однако после первых успехов в сражениях с римскими легионами, часть восставших под предводительством Крикса, состоявшая из его соплеменников – галлов и германцев, отделилась от армии Спартака. Некоторые историки утверждают, что это был неправильный тактический ход, предусматривавший отвлечение части римских легионов; другие предполагают, что между двумя лидерами возникли определенные разногласия – Спартак хотел добраться до земель Галлии и распустить войско, в то время как Крикс, преследуя личные цели, намеревался разграбить Южную Италию. Так или иначе, это было началом конца.

Весной 72г. до н.э. консул Луций Геллио Публикола, посланный вслед за армией Крикса, в решающей битве у горы Гарган в Апулии, нанес ему поражение, уничтожив около 30тыс. непокорных рабов. Сам римский гладиатор, будучи раненым в грудь, опустившись на одно колено, дал легионеру возможность отсечь ему голову. По свидетельствам древнеримского историка Тита Ливия (59г. до н.э.-17гг. н.э.), экзекутором был сам претор Квинт Аррий – знаменитый политический деятель и военачальник, который после этого забрал голову Крикса в качестве трофея. Спартак почтил память о бывшем гладиаторе в манере римских аристократов – он устроил похоронные гладиаторские игры, в которых участвовало 300 римских военнопленных, вынужденных сражаться насмерть.

Гладиатричи – отважные женщины-гладиаторы Рима

О женщинах-гладиаторах (gladiatrice) известно немного – в мире существует всего лишь около десятка литературных фрагментов и найденный в Галикарнасе барельеф с эпиграммой, датируемый II веком н. э. и хранящийся сегодня в Британском музее.

Впервые о них упоминает в своих трудах древнеримский историк и писатель Публий Корнелий Тацит. Согласно его описанию считается, что первые схватки на аренах между женщинами восходят к 63г. до н.э. Во времена правления Нерона вольноотпущенник Патробиус устроил для императора необычные бои гладиаторов, в которых участвовали женщины. Роскошное действо было приурочено к визиту царя Армении Тиридата I.

Одним из доказательств существования женщин-гладиаторов Рима может служить античная бронзовая статуэтка, найденная в запасниках Гамбургского музея искусств археологом университета Гранады Альфонсо Маньясом. Согласно его заключению, в руках изваяния находится сика (sica) – короткий изогнутый кинжал, являвшийся распространенным оружием у фракийцев и даков. Как отмечает сам историк, «появление на арене обнаженных женщин-гладиаторов производило на толпу возбуждающий эффект. Наблюдение за женщинами в нетипичной для них роли стимулировало мужское воображение и либидо».

Согласно некоторым легендам, женский список гладиаторов могла бы возглавить Герардеска Манутиус – двадцативосьмилетняя беглая рабыня, примкнувшая к восстанию Спартака. Обольстительная черноволосая красавица и бывшая куртизанка, она быстро овладела приемами ведения боя и сражалась наравне с мужчинами. После разгрома армии Спартака, плененную Герардеску, как и остальных беглых рабов, ожидала казнь. Однако сам Лициний Красс помиловал женщину, предоставив ей возможность сражаться на арене как римские гладиаторы. По разным свидетельствам, она одержала победу в двух сотнях поединков. Смерть настигла Герардеску на арене в схватке против двух карликов, один из которых подкрался к гладиатриче сзади и заколол ее, вонзив трезубец в спину.

История гладиатора Коммода

Древнеримская мораль требовала, чтобы выходившие на арену гладиаторы Рима были из низших социальных классов общества. Однако несмотря на это, по свидетельствам летописцев некоторые императоры также выступали на публике.

Наиболее известным из них был Коммод (161-192гг.н.э) – восемнадцатый римский император, питавший фанатичную страсть к гладиаторскому бою. Подражая подвигам легендарного Геракла, он появлялся на арене в львиной шкуре, чтобы сразиться с дикими животными и однажды за один день даже убил сотню львов. Тем не менее, знаменитый древнеримский летописец Дион Кассий (155-235гг.н.э.) отмечал, что император был опытным лучником, умеющим поразить из этого оружия бегущего страуса прямо в голову. Обезглавив птицу, Коммод подносил ее голову к первым рядам амфитеатра, где восседали именитые особы и сенаторы. Однако те находили его действия более смешными, чем пугающими и часто жевали лавровые листья, чтобы не выдать себя смехом.

Коммод, будучи левшой, чрезвычайно гордился этим фактом и, выступая в схватках с гладиаторами, всегда побеждал. Однако римляне считали его бои позорными, так как в качестве предполагаемой жертвы на арену попадали больные или люди с физическими недостатками, а также плененные раненые солдаты, что вызывало гнев у военных чиновников Рима. Возможно, в дальнейшем это и послужило причиной убийства Коммода.

Максимус – гладиатор или вымышленный герой

Фильм «Гладиатор» (2000 г.) американского кинорежиссера Ридли Скотта ознаменовал своим выходом на киноэкраны возрождение жанра «pepulum», столь популярного на рубеже 50-60-х годов прошлого века.

Однако достоверность фактов, изложенных в блокбастере, может ввести неискушенного в древнеримской истории зрителя в заблуждение. Поэтому хотелось бы отметить, что гладиатор Максимус – вымышленный герой. Его прообразом в киноленте, возможно, являлся Гай Юлий Вер Максимус (лат. – Gaius Julius Verus Maximus), сын римского императора Максиминуса Тракса (173-238гг.) и Цецилии Паолины.

Читайте также: