Если мы возьмем стакан воды и перельем ее в колбу то вода примет форму

Обновлено: 14.11.2024

Познакомить с различными свойствами воды, ее взаимодействием с температурным режимом и изменением состояния в зависимости от нее.

Опыт № 1 «Помощница вода»

Цель: Использование знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.

Оборудование: банка с легкими предметами на поверхности, емкость с водой, стаканчик.

Эксперимент:перед детьми ставится задача: достать из банки предметы, не прикасаясь к ним руками (вливать воду, пока она не польется через край). Взрослый предлагает проделать эти действия.Дети делают вывод: вода, заполняя емкость, выталкивает находящиеся внутри нее предметы.

Опыт № 2 «Умная галка»

Цель: познакомить с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Оборудование: мерная емкость с водой, камешки, предметы в емкости.

Эксперимент:перед детьми ставится задача: достать предмет не опуская руку в воду. Дети предлагают вариант (например, класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдет до краев) выполняют ее.Делают вывод: камешки, заполняя емкость, выталкивают из нее воду.

Опыт № 3 «Какие свойства?»

Цель: сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.

Оборудование: емкость со снегом, водой, льдом.

Эксперимент: взрослый предлагает детям рассмотреть внимательно воду, лед, снег и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); что произойдет если их соединить (снег и лед растают); сравнить,как изменяются в соединении свойства: воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, т. к. лед тает, воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет цвет, снега и льда (не взаимодействуют). Дети рассуждают, как сделать лед непрозрачным (измельчить его).

Опыт № 4 «Куда делась вода»

Цель: демонстрация процесса перехода воды из жидкого состояния в газообразное. Показать, что пар занимает больше места, чем вода.

Оборудование: пробирка, картофельная пробка, бельевая прицепка.

Эксперимент: налить полпробирки воды и закрыть картофельной пробкой, отметить уровень воды. Нагреть пробирку на слабом огне. Перед детьми ставится задача наблюдать за происходящим в пробирке. Сначала появляются пузырьки, их становится все больше. Они быстрее проскакивают через воду. Затем пробка с шумом вылетает из пробирки. Сравнить уровень воды после опыта (воды стало меньше). Во что она превратилась? (в пар). Почему вылетела пробка? (вода закипела, пара становилось все больше, ему стало тесно и он вытолкнул пробку).

Вывод: при нагревании вода испаряется и превращается в пар. Пар занимает больше места, чем вода.

Опыт № 5 «Какая у воды форма?»

Цель: сформировать понятие, что вода – это жидкость, она принимает форму сосудов, в которые налита. Показать разницу между сыпучими веществами и жидкостями.

Оборудование: баночки разного размера из стекла, глубокое блюдце, чайная ложка, ведерко с песком.

а)Перед детьми ставится задача: взять самую узкую баночку, наполнить ее водой. Затем перелить эту воду в самую широкую баночку. Что происходит, если переливать воду в посуду разной формы?Дети делают вывод: вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Потому что вода – это жидкость.

б) Перед детьми ставится задача сравнить свойства жидкости и сыпучего песка, найти отличия. Насыпать в формочку сухого песка, затем пересыпать в ведерко.Дети делают вывод: песок тоже принимает форму того сосуда, в который его насыпают, меняет форму. Значит, песок это жидкость. Затем предложить высыпать песок из ведерка на стол. Что видите? (ложится горкой). Опрокинуть стакан с водой. Что видите? (растекается).

Вывод: значит это разные вещества. Вода – жидкость. Песок – сыпучий, он не растекается, не исчезает, лежит себе кучкой.

Опыт № 6 «Какого цвета вода»

Цель: сформировать понятие «Бесцветная вода».

Оборудование: два одинаковых стакана, вода, молоко, цветные карандаши, лист бумаги.

Эксперимент: предложить детям на листе бумаги нарисовать цветными карандашами какую-нибудь картинку. Поставить на картинку стакан с водой. Рассмотреть ее сверху. Что обнаружили? Через воду рисунок виден. Затем поставить на то же место стакан с молоком. Что обнаружили? Через молоко рисунок не виден.

Вывод: вода прозрачная, а молоко непрозрачная жидкость. Молоко белого цвета, а вода без цвета – бесцветная.

Опыт № 7 «Как сделать, чтобы вода стала непрозрачной»

Цель: показать, что воду можно сделать непрозрачной, если растворить в ней красящие вещества.

Оборудование: баночка с водой, маленький гвоздик на нитке, чистая кисточка, акварельные краски, тонкая палочка.

Эксперимент: гвоздик на нитке привязать к палочке и опустить в банку с водой. гвоздик хорошо виден в банке, т. к. вода прозрачная. Затем предложить детям намочить кисточку и окунуть ее в краску любого цвета, добавляя все больше и больше краски, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Отметить момент, когда гвоздик станет совсем невидим.

Вывод: нам удалось уменьшить прозрачность воды, так что в ней не видно стало гвоздика. Это произошло в результате растворения краски в воде. Вода из бесцветной и прозрачной стала цветной и не прозрачной.

Опыт № 8 «Поймай невидимку»

Цель: показать детям, что в комнате всегда есть мельчайшие капельки воды. Но их не видно. А поймать и увидеть их можно, если нагреть или охладить воздух.

Оборудование: холодное блюдце из холодильника, ложка, чайник с горячей водой.

Эксперимент: поднести к носику чайника, из которого идет пар, холодное блюдце. Детям предлагается наблюдать и рассказывать, что происходит. Блюдце становится мокрым, с него начинают стекать капли воды, в ложку. Пробуем. Что это на вкус? (вода). Как она туда попала, ведь блюдце было сухое и пустое.Вывод: пар превратился в воду при соприкосновении с холодным блюдцем.Воспитатель делает обобщающий вывод: вода в виде пара есть и в комнате и на улице в воздухе. Она не видна, но когда изменяется температура воздуха, то пар превращается в капельки воды и становится виден. Так летом получается роса, а осенью – туман.

Опыт № 9 «Разные состояния воды»

Цель: дать понятие о том, что при изменении температуры воздуха изменяется и состояние воды. Вода может быть в жидком, твердом и газообразном состоянии.

Оборудование: блюдце с водой.

Эксперимент: налить в блюдце немного воды из-под крана, поставить на 2-3 часа в морозилку. Что получилось? (вода замерзла и превратилась в лед). Лед течет? (нет). Значит это твердое тело. Сохраняет форму (да).

Вывод: при низкой температуре жидкость замерзает и превращается в твердое тело.

Перенести блюдце с льдинкой на стол. Что наблюдаем? (лед тает и снова превращается в воду) Почему это происходит? Изменилась температура воздуха! Лед в тепле тает и превращается в жидкость. Он течет и изменяет свою форму.

Оставить блюдце с водой около батареи. Что видите? (воды осталось совсем немного). Куда делась вода из блюдца? (исчезла, испарилась). Почему это произошло? (потому что у батареи очень тепло).

Итак, как меняет свое состояние вода? Она может быть жидкой, твердой и газообразной. Почему она меняет свое состояние. От чего это зависит? (от температуры).

Итак, какой можно сделать вывод. Если мороз – вода будет твердой, если жара – газообразной, а при нормальной температуре вода – это жидкость!

Опыт № 10 «Почему нельзя есть снег»

Цель: показать детям, что в воздухе, через который пролетали снежинки по пути к земле, были пылинки, частицы копоти. Снег по пути собрал эти частички – испачкался. Зато воздух после снегопада становится чистым.

Оборудование: чистое блюдце со снегом.

Эксперимент: оставить блюдце со снегом на некоторое время в тепле. Что видите? (снег растаял, превратился в воду. На дне блюдца лежит грязь, соринки). Откуда они взялись в блюдце? Ведь блюдце и снег были белыми и чистыми?

Итак, какой можно сделать вывод. Снег и снежинки собирают пыль и грязь, когда они таят, то все это опадает на дно. Поэтому снег нельзя есть.

Опыт № 11 «Как растянуть воду или можно ли из меньшего получить большее»

Цель: показать, что вода при замерзании расширяется, превращаясь в лед и лед занимает больше места.

Оборудование: формочка, банка с водой, фломастер.

Эксперимент: на внутренней стороне формочки сделать пометку – черточку. Налить воды из банки. Уровень воды должен совпадать с пометкой. Поставить формочку в морозилку на 2-3 часа. Достать формочку. Попробуйте отыскать пометку. Ее нет, не видно. Оставить формочку со льдом в тепле. Что видите (лед растаял, превратился в воду и отметка снова стала видна).

Вывод: лед занимает больше места, а вода при его таянии меньше.

Опыт № 12 «Почему лед не тонет»

Оборудование: кусочки льда, ведерко с водой.

Эксперимент: бросьте льдинку в воду. Что вы видите? (Лед не тоне, он плавает). Почему лед не тонет? (он легче воды). Что видите во время таяния (пузырьки воздуха).

Вывод: лет состоит из воды, но намного легче ее, поэтому не тонет. А происходит это потому, что при замерзании вместе с водой оказываются крошечные пузырьки воздуха. Они и не дают льдинке утонуть. Поэтому весной лед плавает, а не тонет по реке.

Опыт № 13 «Эксперимент на «плавучесть»

Цель: познание на ощупь свойства вещества - «плавучесть».

Оборудование: глубокий таз с водой,набор вещей из разного по составу материала: железо, бумага, дерево, камень, полиэтилен, пенопласт.

Эксперимент: помещаем по очереди предметы в воду, делаем пометки в таблице.

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Педагогические задачи: создать условия для знакомства со свойствами воды, формирования представления о трех состояниях воды в природе (жидком, твердом, газообразном); способствовать формированию умений определять состояние воды; упражнять в проведении опытов и наблюдений

Планируемые результаты

познакомятся со свойствами воды; получат представление о том, что вода в природе находится в трех состояниях;

научатся определять состояние воды, проводить опыты и наблюдения

регулятивные - осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

познавательные - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);

коммуникативные - выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

любить и ценить окружающий мир; открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном

Образовательные ресурсы: сухие стеклянные банки, крышки для банок, тарелки с кусочками льда, стаканчики с замороженной водой, литровая банка с водой, морская соль, столовая ложка, маленькие зеркала

Организационная структура урока

Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания. Интеллектуальная разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

• Летит орлица по синему небу,

• Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко - Стало видно далеко.

• Ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

• Что в руках не удержать?

- Почему вода - это и туча, и туман, и лед?

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

- Туман.

- В руках не удержишь воду.

- Вода может существовать сразу в разных состояниях.

Выделять существенную информацию из текста загадки.

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать

- Перечислите основные свойства воды, которые вам известны

— Чистая вода прозрачна, бесцветна, не имеет вкуса и запаха. Как и все жидкости, вода обладает свойством текучести. Вода принимает форму сосуда, в котором находится. Она может из жидкого состояния перейти в газообразное, то есть испариться

в соответствии с целевой установкой

Определение целей урока

Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока.

- Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника.

- Определите цели урока, используя опорные слова

Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

- Сегодня на уроке мы.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

IV. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

- Перечислите свойства воды.

-Что происходите водой в реках, озерах, морях?

- Рассмотрите рисунок в учебнике (с. 53). В каком состоянии находится вода?

- Вода в одном месте может находиться в трех состояниях одновременно во время ледохода.

- Что на поверхности реки?

- Это какое состояние воды?

- Что подо льдом и снегом?

- В каком она состоянии?

- Что вы видите над рекой?

- В воздухе всегда есть вода. Это водяной пар и облака, которые состоят из очень мелких капелек воды и кристалликов льда. Давайте попробуем обнаружить водяной пар, который находится в нашей классной комнате. Возьмем стеклянную банку и наполним ее кубиками льда. Плотно закроем крышкой. Что вы обнаружили?

Находят в тексте информацию по данному вопросу.

- Без цвета, без вкуса и запаха, текучая, прозрачная, принимает форму сосуда.

- Вода испаряется, превращается в невидимый пар, который расходится в воздухе.

- Мы видим ледоход на реке. На поверхности воды лежат лед и снег — это твердое состояние воды. Подо льдом и снегом течет вода в жидком состоянии.

- Вода может одновременно в одном и том же месте находиться в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном.

- В воздухе над водой находится водяной пар - вода в газообразном состоянии. Лед и снег.

- Мельчайшие частицы водяного пара.

- На внешней стенке банки образовались капельки воды.

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать

- Откуда они появились?

- Обратите внимание на рисунок в учебнике. Где еще в природе встречается вода?

- Вода в жидком состоянии заполняет океаны, моря, озера, болота, родники. Она пропитывает почву. Вода входит в состав растений, органов животных и человека. Вода в виде снега и льда покрывает вершины высоких гор, поверхность и берега Северного Ледовитого океана, поверхность Антарктиды.

- В холодных морях плавают огромные глыбы льда - айсберги. Прочитайте рассказы «Гимн воде» и «Откуда в морях появляются айсберги?» в хрестоматии (с. 36-39). Показывает обучающимся «ледяную модель айсберга». Для этого в пластиковом стаканчике заранее замораживает водопроводную воду. В литровую банку на уроке наливает воду и добавляет столовую ложку морской соли. В получившуюся «морскую воду» опускают «айсберг».

- Обратите внимание на то, какая часть «айсберга» оказывается над поверхностью «морской воды», а какая - под водой.

- В настоящее время разрабатываются проекты по доставке айсбергов к берегам земли. Но осуществить эти проекты нелегко. Нужны мощные буксиры и надежные тросы. Важно проложить наиболее выгодный путь айсберга в океане, чтобы использовать попутные течения и ветры, и сделать так, чтобы айсберг там таял медленнее

- Воздух, соприкасаясь с холодными стенками банки, охлаждается. Водяной пар, находящийся в воздухе нашего класса, преобразовался в капельки воды. Они и оседают на стенках банки.

чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

Осуществлять контроль по результату

— Айсберги - это крупные обломки ледников. А ледники — это хранилища пресной воды на Земле. Кроме того, самые крупные айсберги возникают из ледников Антарктиды. А этот материк самый чистый, там нет заводов, фабрик, засоряющих окружающую среду отбросами вредных веществ. Потому лед Антарктиды, чистый, лишенный примесей и загрязняющих веществ, может быть использован в качестве источника питьевой воды

V. Включение нового в активное использование в сочетании

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся о значении воды в природе.

- Дышали ли вы когда-нибудь на холодное оконное стекло? Чем оно покрывалось?

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

- Оконное стекло покрывалось капельками воды.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,

с ранее изученным, освоенным.

- Откуда взялась на стекле вода?

- Какого цвета наша Земля, если смотреть на неё из космоса?

- Большую часть ее окутывают облака, отливающие голубоватым светом под лучами Солнца, а еще большую часть поверхности образуют океаны и моря. Они из космоса кажутся синими. Почти 3/4 поверхности земного шара покрывает вода. Трудно найти на Земле место, где не было бы воды.

- Где можно наблюдать воду?

- Есть ли вода в воздухе?

- Есть ли вода в земле?

- Возьмем любой камень с дороги - и в нем, в его мельчайших трещинах, есть вода.

- Где находятся огромные скопления льда?

-Там лед на суше и в океане. Вода всюду. Без воды не может быть жизни. Все живые организмы содержат в себе большое количество воды. Тело человека состоит на 65 % из воды. В огурце воды - 95 %, в моркови - 90 %, в яблоках - 85 %, в картофеле - 80 %, в рыбе - 75 %. Обезвоживание организма всего на несколько процентов нарушает его жизнедеятельность, а на 10 % и более - вызывает серьезные изменения в организме, которые могут привести к гибели человека.

- Какой опыт подтверждает, что лед - это вода в твердом состоянии?

- Приходилось ли вам наблюдать, как зимой «плачут» окна? Как по стеклу медленно стекают капельки воды? Откуда они взялись? Ведь окна никто не мыл, почему же стекла влажные?

- Можно ли доказать, что в процессе дыхания человек выдыхает водяной пар?

- Вода образовалась из пара, как только он прикоснулся к холодному стеклу. Пар всегда есть в воздухе; если его охладить, он превратится в воду.

- Из космоса наша Земля кажется голубой планетой.

- Воду можно наблюдать в океанах, морях, реках, озерах.

- В воздухе находится много воды в виде пара, облаков и туч.

- Вода есть и в земле, и под землей.

- У Северного и Южного полюсов.

- Этот опыт мы проводили в 1 классе и знаем, что тающий кусок льда превращается в жидкую воду.

- Водяные пары, содержащиеся в воздухе, преобразовались в капельки воды, которые оседают на стекле и стекают по нему.

-Доказать можно с помощью простого опыта.

Делают вдох через нос, а выдыхают через рот, поднося к губам небольшие зеркальца. Зеркальца запотевают, то есть невидимый водяной пар преобразуется в капельки воды.

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаи- ° модействия

Самостоятельная работа в тетради

- Посчитайте с соседом по парте, сколько свойств воды вы можете назвать?

- Обратите внимание на страницу «Готовимся к школьной олимпиаде!». Ответьте на вопросы к теме «Из чего все на свете». Успешное выполнение заданий можно отметить закрашиванием ступенек в «Пирамиде знаний». Организует работу в тетради (с. 22)

Самостоятельно выполняют задание 31: дописывают текст, заполняя пропуски. Указывают, что в природе вода может находиться во всех трех состояниях: твердом, жидком, газообразном.

- Если мы возьмем стакан воды и перельем воду в колбу, то она примет форму колбы. Вода не сохраняет свою форму постоянной. Одно из свойств воды - текучесть, то есть способность течь

VI. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание.

- Прочитать статью учебника (с. 53-55), рассказы из хрестоматии (с. 36-39). Индивидуальное задание: прочитать доклад Маши Ивановой «Что мы знаем о воде?» (с. 58 учебника) и на основании текста подготовить свой доклад на тему «Свойства воды» к следующему заседанию клуба.

- Доклад Маши - это пример, по которому вы научитесь составлять свои рассказы по данной теме

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

- Что нового узнали на уроке? Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение?

- Покажите на карте полушарий океаны.

- Какое значение имеет вода в природе?

- В каких состояниях находится вода в природе? Перечислите основные свойства воды.

- Какие явления, связанные с наличием воды в воздухе, вы наблюдали?

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

— Сегодня я узнал. -Я смог.

— Было интересно. - Я попробую.

— Было трудно. — Меня удивило.

— Я выполнял задания. — Урок дал мне для жизни.

— Я понял, что. — Мне захотелось. -Теперь я могу. - Я приобрел.

— Я почувствовал, что. — Я научился.

— У меня получилось.

Оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи. Выражать доброжелательность и отзывчивость

Читайте также: