Двустворчатый направо пальтецо уступчивый каблучок речевка
Обновлено: 21.12.2024
Добрый день. Какой суффикс в слове речовка/ речевк а -ев- или -овк-, от какого слова образовано данное слово, каким правилом руководствоваться при написании слова речовка/ речевк а, возможно ли двоякое написание указанного слова?
Ответ справочной службы русского языка
Известно, что в суффиксах существительных после шипящих под ударением пишется буква о. Почему в слове речёвка во всех источниках пишется буква ё?
Ответ справочной службы русского языка
Правильное написание: речовка . Букву е могут писать под воздействием графического облика прилагательного речевой и в связи с тем, что слово долго (до 1999 г.) не фиксировалось нормативными словарями.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: мелочовка, речовка, плащовка. Правила таковы. Буква О пишется в суффиксе имен существительных -овк- (в отыменных производных словах), например: чиж – чижовка (самка чижа), мелочь – мелочовка , речевой – речовка, плащевой – плащовка, грушевый – грушовка; а также в суффиксе имен прилагательных -ов- , например : ежовый, парчовый, холщовый. Буква О пишется также в слове крыжовник , где суффикс в современном языке не выделяется. Буква Ё пишется в отглагольных сушествительных на - ёвка , например: ночевать – ночёвка, корчевать – корчёвка.
Отметим, что раньше правильным было написание мелочёвка, плащёвка : эти слова считались исключениями. Сейчас их написание подведено под общее правило и зафиксировано в «Русском орфографическом словаре» РАН под ред. В. В. Лопатина.
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как правильно "РечОвка" или "речЁвка" и каким правилом необходимо пользоваться в этом случае.
Ответ справочной службы русского языка
Режет слух рекламная речевк а: "(Рекламный продкут) убивает все известные микробы".
Может все-таки - "убивает всех микробов"?
Ответ справочной службы русского языка
См. ответ № 190904. Обратите внимание: правильно – речовка.
Скажите пожалуйста, как правильно: речёвка или речовка? И попадает ли это слово под правило о написании ё/о после шипящих в суффиксах отглагольных существительных? Спасибо.
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит 1 задание.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут). Вариант полностью соответствует официальным кодификатору и спецификации от ФИПИ для 2021 года.
В конце варианта приведены правильные ответы ко всем заданиям. Вы можете свериться с ними и найти у себя ошибки.
Решать работу: Онлайн
Интересные задания с ответами
(1) Сказка Петра Ершова «Конёк-горбунок» о приключениях Ивана-дурака навеяна сибирскими сказаниями: отец автора часто менял место службы, и маленький Петруша, путешествуя по Сибири, на всю жизнь запомнил ямские станции и бесконечные рассказы. (2)«Конек-Горбунок» только при жизни автора выдержал семь публикаций, а за годы существования сказки – более ста семидесяти. (3) Ершов написал драму «Фома-кузнец», пьесу «Суворов и станционный смотритель», романтическую поэму «Сузге. Сибирское предание», есть даже либретто к опере «Страшный меч», (…) ничего столь громкого, как студенческий «Конек».
1) Пётр Ершов написал немало произведений, но самым популярным является сказка «Конёк-горбунок», написанная им в студенческие годы.
2) Сказка «Конёк-горбунок» – одно из самых популярных произведений Петра Ершова, выдержавшее немало публикаций – навеяна сибирскими сказаниями.
3) Пётр Ершов, будучи студентом, написал сказку «Конёк-горбунок», в её основу легли сибирские сказания; несмотря на другие произведения автора, именно она прославила его имя и выдержала немало публикаций.
4) «Конёк-горбунок» – сказка Петра Ершова, самое популярное произведение автора, однако его знают по всему миру и как создателя поэм, пьес и даже либретто.
5) Пётр Ершов написал сказку «Конёк-горбунок» в девятнадцать лет, и несмотря на другие произведения, созданные им, именно приключения Ивана-дурака стали популярны во всём мире.
3)Ознакомьтесь со словарной статьей и определите, в каком значении употреблено слово ВЫДЕРЖАТЬ в предложении (2). Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1. что. Держа на себе какую-нибудь тяжесть, устоять, не поддаться. Выдержать гирю. Лед может выдержать немало тяжестей. Руки не выдержат.
2. перен., что. Подвергаясь чему-нибудь, устоять, вытерпеть, вынести испытание. Выдержать осаду. Выдержать бурю. Выдержать пытку.
3. что. Подвергаясь чему-нибудь (испытанию, проверке), оказаться годным, удовлетворяющим какому-нибудь требованию. Выдержать экзамен. Новая машина выдержала испытание.
4. Проявить выдержку, вытерпеть, сдержаться. Не выдержал и заплакал.
5. кого-что. Заставить остаться; продержать где-нибудь. Выдержать когонибудь целый день под арестом.
6. кого-что. Выдрессировать, воспитать для какой-нибудь цели (животное; спец.). Выдержать собаку.
4)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
Искра
лососЁвый
кухОнный
позвалА
клАла
5)В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
ЛИЧНОЕ имущество граждан охраняется законом.
Адвокат обратился в краевой суд с просьбой отменить ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ приговор.
Мы не могли понять, что это такое – природная речка или ИСКУСНЫЙ канал.
Русская литература подарила миру много ГУМАНИСТИЧЕСКИХ произведений.
В период эпидемии власти призывают граждан делать покупки без использования НАЛИЧНОСТИ.
6)Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. При покупке автомобиля дилер постарался рассказать нам обо всех тонкостях сервисного обслуживания и условиях гарантийной замены запчастей.
7)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. нет НОСКОВ ТРОЕ друзей согласно ИХНИМ расчётам около СТА СЕМИДЕСЯТИ свыше ДВУХСОТ ШЕСТИДЕСЯТИ тысяч
1) сочетание, зажигалка, перенимать
2) абонемент, касание, заблистать
3) отторгать. предполагать, береговой
4) стереть, загорелые, сжимать
5) национальный, стилистический, собираться
1) пре..писание, о..бой, по..пись
2) ра..строился, и..правный, и..синя-чёрный
3) о..бросил, на..пилить, о..крытка
4) з..вязал, пр..бабушка, пр..язык
5) без..дейный, по..скал, спуер..нтересный
1) приветл..вый, заносч..вый
2) надоедл..во, фасол..вый
3) изворотл..вый, раскра..вать
4) усидч..вый, ноч..вать
5) перекле..вать, горош..нка
1) (он) обид..тся, (она) заплач..т
2) перекол..шь, подкле..нный
3) (токарь) точ..т, колыш..тся (тростник)
4) лепеч..шь, (пёс) зала..т
5) движ..мый, законч..нный
13)Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
На экзамене мне достался далеко (НЕ)ЛЁГКИЙ текст для сочинения.
Доктор (НЕ)УСПЕЛ закончить осмотр, как вдруг в дверь постучали.
(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, люди часто проживают свой век бессмысленно.
Юля смотрела на Игоря, как смотрит замечтавшийся человек на отдалённый предмет: оторваться от него (НЕ)ВОЗМОЖНО.
(НЕ)КОПЬЁМ побеждают, а умом.
14)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Хочется, ЧТО(БЫ) счастье пришло как дар, (ПО)ЭТОМУ и стараешься быть добрым и милосердным. Вопреки ожиданиям гостям ВСЁ(ТАКИ) разрешили посмотреть раненую чайку, пострадавшую (В)СЛЕДСТВИЕ урагана. (В)ДАЛИ на солнце жёлто-красный лист блистает, (КАК)БУДТО ярким золотом пылающий костёр. ТАК(ЖЕ), как и вчера, Серёжа при виде соперника почувствовал жгучую обиду и (ПО)ЭТОМУ, круто развернувшись, пошёл в другую сторону. Баснописец И.А. Крылов увлекался математикой, ТО(ЖЕ) самое увлечение разделял и Л.Н. Толстой, ТАК(КАК) считал математику средством развития умственных способностей.
Ответ: чтобы поэтому
15)Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. На стра(1)ом и даже грозном фоне закатного неба зубчатая стена хвойного леса казалась отчётливо прорисова(2)ой, таинстве(3)ой, а коегде торчавшие над ней прозрачные закруглё(4)ые верхушки берёз словно были очерче(5)ы на небе рва(6)ыми штрихами.
16)Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Произведения этого поэта как при его жизни так и после смерти причисляли к образцам русской классической литературы.
2) Солнце дарит фруктам и ягодам тепло и наливает их сладким соком и спелостью.
3) Небо заволокло не то тучами не то туманом не то мглой.
4) Вода отражала небо и была то серого то бирюзового то молочного цвета.
5) Горы необыкновенно хороши и мы невольно ощущали чувство бодрости и радости.
17)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Степан бросил писать и (1) лениво откинувшись на спинку стула (2) стал смотреть за окно на (3) залитую лунным светом (4) лужайку.
18)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней… Сияй, сияй (1) прощальный свет Любви последней, зари вечерней! Полнеба обхватила тень, Лишь там, на западе, бродит сиянье, – Помедли, помедли (2) вечерний день (3) Продлись, продлись (4) очарованье.
19)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Кожаная сумка (1) в потайном кармашке (2) которой лежало то самое письмо с признанием (3) осталась висеть на ветке дуба.
20)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Алхимия – философско-мистическое учение (1) и (2) несмотря на мнение учёных о том (3) что алхимия не более чем заблуждение древних философов и химиков (4) и не представляет никакой научной ценности (5) по сей день имеет сторонников и последователей (6) и, безусловно, существует.
1) Мальчишки 1941 года будут стоять за свою землю не ради наград и карьер.
2) Николай Кузнецов, легендарный лётчик, считал себя патриотом.
3) Война воспитывает в людях человечность, учит принимать ответственность на себя.
4) Русская земля не рождает защитников, они становятся такими в процессе воспитания.
5) Русский герой предъявляет счёты к властям, помнит свои обиды.
26)«Для выражения своих мыслей и более яркого раскрытия образа патриота М.С. Строганов использует художественные средства выразительности, среди которых троп – (А)_________ (предложения 7, 23), приёмы: (Б)_________ (в предложении 12) и (В)_________ (предложения 5–6), а также троп – (Г)_________ («нечеловеческие нагрузки» в предложении 3, «нежной утешительницей», «мужественной соратницей» в предложении 8)».
1) улыбч..вый, ноч..вать
2) кра..шек, тем..чко
3) велотренаж..р, туш..нка
4) развед..вательный, размаз..вать
5) слев. вин..ватый
Приведём верное написание.
Ответ: 234|243|324|342|432|423 18182 234|243|324|342|432|423 2. Задание 11 № 182101) проповед..вать, (на террасе) свеж..
2) напор..стый, запечатл..вать
3) француз..кий, мерз..кий
4) обидч..вый, баран..на
5) лед..ной, глин..стый
Приведём верное написание.
Ответ: 14|41 18210 3. Задание 11 № 189461) трав..нистый (покров), глин..стая (почва)
2) жонглир..вать, проб..вали (на вкус)
3) (невысокий) каблуч..к, наскор.. (сделать)
4) повел..вать, находч..вость
5) осва..вать, циркони..вый
Приведём верное написание.
1) травянистый (покров) − суффикс -ЯН- в значении «названия материала, вещества»; глинистая (почва) −суффикс -ИСТ- пишем только с И
2) жонглировать у глаголов в начальной форме и в форме прошедшего времени пишется суффикс -ЕВА-/-ОВА-, если в форме 1 лица (Я) настоящего или будущего времени глагол оканчивается на -УЮ/-ЮЮ: жонглирую, пробовали (на вкус)− у глаголов в начальной форме и в форме прошедшего времени пишется суффикс -ЕВА-/-ОВА-, если в форме 1 лица (Я) настоящего или будущего времени глагол оканчивается на -УЮ/-ЮЮ: пробую
3) (невысокий) каблучок − под ударением пишем в суффиксе О, наскоро (сделать) − руководствуемся «правилом окна»: на окно − на конце О, значит и в наречии по аналогии пишем на конце суффикс О
4) повелевать − суффикс -ва- всегда под ударением, а перед ним пишем Е, находчивость − суффикс -ЧИВ- пишем с И
5) осваивать − в форме 1 лица настоящего времени суффикс -ива- сохраняется, циркониевый − в безударном положении пишется суффикс -ев-
Нормальные — налево, убогие — направо. СПбГУ отстранил первого замдекана, который пугал студентов «изнасилованием» во время работы переписчиками
СПбГУ отстранил первого замдекана, который пугал студентов «изнасилованием» во время работы переписчиками
06.10.2021 21:32СПбГУ освободил от исполнения обязанностей первого замдекана экономического факультета доцента Юрия Гузова. Поводом стали его высказывания. Об этом 6 октября говорится в ответе проректора по организации работы с персоналом Владимира Еремеева в виртуальной приемной вуза.
Вместо Гузова на эту должность назначен доцент Виктор Титов.
Причиной кадровых изменений стали скриншоты переписки в официальной системе СПбГУ для дистанта — msteams. На вопрос студента о практике Гузов ответил: «Нормальные люди идут в переписчики, убогие — в волонтеры, саботажники ждут отчисления».
«Фонтанка» писала, что согласно соглашению между СПбГУ и Управлением службы государственной статистики по Петербургу и Ленобласти, студенты 35 направлений обучения будут проходить практику в качестве переписчиков на Всероссийской переписи населения. Университет обязан предоставить 1000 человек.
Студенты, которые получают соцвыплаты, не могут быть устроены в Петростат для участия в переписи, иначе им придется отказаться от выплат. Поэтому им рекомендуют устроиться в качестве волонтеров, зарплату они получать не будут. Именно их, по данным «Фонтанки», Гузов и назвал «убогими».
Ранее в ходе двухчасового онлайн-совещания в СПбГУ студенты экономического факультета узнали, что им придется работать в «не особенно удачных с точки зрения криминала» Невском и Фрунзенском районах. Одна из студенток заявила, что девушкам в этих районах находиться опасно, на что Гузов сказал: «Что касается криминала, то вас могут изнасиловать и через 10 минут после нашей с вами беседы».
Читайте также: