Движение под девизом женщина тоже человек

Обновлено: 14.11.2024

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Сегодня утром я пролистывала ленту новостей. Потом вспомнила, почему я этого не делала давно: на глаза попалась фотография в какой-то группе, посвящённой эстетике. Как фотограф, я просто боготворю красоту тел разных форм и размеров и часто нахожу вдохновение в этом.

И вот, смотрит на меня красотка в бикини, просто богиня: длинные чёрные волосы, яркий голубой топ, креативный макияж, непринуждённая модельная поза, искрящиеся внутренней силой глаза. Я не сильна в определении расовой принадлежности, мне кажется, это была модель из Индии. Но (всегда есть это "но", правда?) на фото прекрасно запечатлены были и довольно тёмные волосы на животе и ногах в виде причудливых кучеряшек. Ну, у меня принцип такой: не моё тело - не моё дело .

Символика феминизма - сжатый кулак, заключенный в зеркало Венеры (символ женщины). Обычно в символике используют лиловый цвет - традиционный цвет движения, но встречаются и иные вариации Символика феминизма - сжатый кулак, заключенный в зеркало Венеры (символ женщины). Обычно в символике используют лиловый цвет - традиционный цвет движения, но встречаются и иные вариации

Инстинктивно "нырнула" в комментарии, и увидела там всё, что ожидала увидеть. И, кажется, в комментариях открылся портал в мой персональный ад. Волосы на теле сравнивали с другими естественными, но порицаемыми в обществе или постыдными физиологическими процессами. Но вот скажите мне, волосы на голове и брови - тоже растут естественно, но ведь никому в голову не приходит сбривать их ежедневно?

Я "новообращённая" феминистка, если можно так сказать, "новобранец", увлёчённый слушатель, но робкий деятель. Ещё не убеждённая активистка, только вступила на свой путь, и у меня есть своё собственное "оружие" - фотография. Поняла я это только недавно, сравнив свои жизненные принципы, по которым живу давно, с некоторыми основными положениями феминизма. Теперь думаю наверстать упущенное в виде нескольких социальных фотопроектов-перфомансов.

Сейчас, как увлёчённый "учёный", открывший новую Вселенную, читаю различную литературу, разбираюсь в направлениях и работаю над собой, искореняя предрассудки в самой себе о том, как должна выглядеть и делать женщина.

Фото автора Фото автора
  • Фэтшейминг - дискриминация людей, основанная на субъективном мнении о том, что они обладают избыточным весом.
  • Скинни-шейминг или слим-шейминг - дискриминация людей, основанная на субъективном мнении о том, что их тело выглядит излишне или нездорово худым, тощим.

На дворе был 2013 год, тогда даже о дискриминации полных людей только начинали говорить, а тут какая-то худая девочка-подросток с её "проблемами". Меня быстро заставили замолчать: просто забанили.

Сейчас, конечно, о скинни-шейминге есть больше информации в интернете (от англ. skinny - худой или тощий, to shame - стыдить), но люди до сих пор не считают это проблемой , в масс-маркете до сих пор встречаются модели джинс " skinny " или " slim ", но вот представьте модели " fat "? Мне кажется, в лучшем случае, это никто не будет покупать, а в худшем (и более вероятном) случае бренд тут же будут бойкотировать.

Дискриминация худых - довольно распространённая проблема , которую часто замалчивают, так как считают, что такой тип фигуры ближе к "стандарту" и модельному миру, а значит - общественно одобряемый и не нуждается в защите, огласке проблемы дискриминации. Отдельной статьи в Википедии этой теме не посвятили, поэтому я расскажу, с чем столкнулась я, в лицах и цитатах:

Фото автора Фото автора
  • в мои 12 лет врач похлопал меня по бёдрам и сказал, что такой тощей я не "разрожусь"
  • вообще, каждый врач говорил мне, что мне надо больше есть и поменьше нервничать, чтобы быть здоровой - так я пропустила серьёзные проблемы со здоровьем
  • бесконечные "больше ешь, иначе ветром сдует"
  • насильные переедания со стороны родственников и угрозы "не доешь - из-за стола не выйдешь"
  • шутки про "игры на деревянных ложках"
  • "собаки на кости не бросаются", "лучше плыть по волнам, чем биться о скалы" и т.д.
  • тебе постоянно внушают идею, что ты не выглядишь как привлекательная женщина, а как некрасивый мальчик
  • "плоская", "доска", "макаронина" и прочее
  • некоторые люди думают, что ты портативное анатомическое пособие , нагло нарушают твои границы, чтобы поднять тебя, пощупать бедра или посчитать рёбра
  • лифт с защитой от детей отказывается тебя везти без сопровождающих
  • если ты не можешь открыть дверь или тебя сбивает с ног ветер, над тобой смеются
  • покупаешь одежду в детском мире и автоматически любишь оверсайз, потому что любая вещь для тебя - оверсайз
У меня есть маленький значок, который я прикрепила к рюкзаку в знак солидарности У меня есть маленький значок, который я прикрепила к рюкзаку в знак солидарности

И вот, мне 25 лет: генетика и превышенный в 5 раз гормон был причиной моей худобы, а не то, что я мало ем. Лишь частный врач назначил нужные исследования, а не говорил " больше и разнообразнее питаться" . Сейчас я прохожу лечение, которое должна была получить ещё в школе .

Что касается травли, на многие моменты сейчас мне уже всё равно, для себя я проработала эти моменты, но сколько таких же женщин, подростков и девочек, как я, во всём мире? Когда до людей дойдет, что свои личные эстетические предпочтения мы должны оставлять при себе ? Я не имею никакого права третировать или оскорблять человека, если он не соответствует моим нормам восприятия. Да, думать так или иначе, конечно, вам никто не запрещает, но важно думать о чувствах других, находясь в социуме .

Главные принципы феминизма

Феминизм как термин происходит от латинского слова femina - женщина, его "первая волна" относится главным образом к суфражистскому движению XIX-XX веков. Ключевыми вопросами были права собственности для замужних женщин и право голоса . "Вторая" с 1960-х годов - борьба за полное юридическое и социальное равенство . Про "третью волну", которая относится к 90-м годам, лучше почитать отдельно. "Четвёртая" началась приблизительно с 2013 года и длится по сей день, основные идеи - проблемы транс-женщин и цветных, продвижение бодипозитива, борьба за репродуктивную свободу, переосмысление "мужского" и "женского" .

1. Борются за права женщин на политической арене

Избирательное право, право занимать государственные должности, быть избранной на госпост без предрассудков и стереотипов.

2. Право на труд, равную оплату труда, право занимать руководящие должности

До сих пор, в 21 веке есть страны, в которых женщине запрещено работать и иметь собственные средства к существованию. Девочкам приходится рано выходить замуж, чтобы выжить, либо они просят милостыню - в основном это мусульманские страны Азии. Не только в странах третьего мира к женщинам до сих пор относятся с предрассудками. Например, в Японии только около 8% женщин возглавляют крупные компании. И часто это не связано с лидерскими качествами, а с предрассудками и стереотипами - женские резюме просто не рассматривают.

Фото автора Фото автора

3. Часто у женщин отбирают право на собственность и участие в сделках

Они ничего не могут сделать без одобрения мужа, даже поставить свою подпись на юридическом документе (Республика Конго). Во многих странах женщинам запрещено водить автомобиль или иметь своё жилье.

4. Право на обучение и высшее образование

Во многих странах Азии и Африки девочки просто не успевают получить даже начальное или общее образование. Начиная с 7-9 лет их считают готовыми к браку (Йемен, Иран и пр.).

Довольно часто мужчины говорят о своём превосходстве и более высоком уровне интеллекта, подтверждая это научными открытиями прошлого. Но совершенно не рассматривают факт того, что женщинам разрешили получать образование в научных областях не так давно. Так называемые "ведьмы" часто изучали медицину, алхимию и математику, но многие закончили также, как Джордано Бруно - на костре. В средневековой Европе женщины из знатных семей получали образование: изучали литературу, искусство, иностранные языки, вышивание, танцы, игру на музыкальных инструментах, пение и другие виды искусства . Никаких серьёзных дисциплин. Это больше похоже на "дрессировку" красивой умной собеседницы, вам не кажется?

5. Право выбирать профессию

В некоторых странах имеется специальный список "запрещённых" для женщин профессий. В России такой список разработали в 20-х годах прошлого века, а затем уточнили перечень в 70-х, в нём было несколько сотен пунктов (больше 400). В некоторых случаях это оправданно: тяжёлый физический труд или опасное производство, но ведь за 100+ лет в технической сфере произошли изменения, многие опасные профессии были оптимизированы .

Главная мотивация - " Женщина не личность со своими амбициями, а важный элемент демографического роста ". Если вы смотрели фильм " Парень из пузыря ", то это будет отличной метафорой к этому вопросу. Женщин помещают в "пузырь" без их согласия, как бы оберегая, но на деле - мешают их личностному росту и амбициям.

В России долгое время не было машинисток метро, женщины-служащего морского судна, женщины-водителя электропоезда, фуры и многих других. К счастью, в 2020 году вышел новый документ, сохранивший в себе лишь несколько десятков запретов. Но почему государство в принципе дает себе право делать выбор за женщину ? Так принято, такова традиция. Мальчики играют с машинками и с мячиком, а девочки - в "дочки-матери".

6. Право женщин выглядеть так, как им того хочется

Без модельных стандартов и стереотипов. И с этим даже у нас в стране большие проблемы, как я уже высказалась выше. Запреты могут касаться даже одежды : открытых ног, рук, лица и даже головы.

7. Право на свободное перемещение

Вы удивитесь, если я скажу, что во многих странах действует запрет на свободное передвижение для женщин? В Саудовской Аравии женщина не может бывать практически ни в каких публичных местах без спутника-мужчины. Кроме того, есть рекомендательные списки стран, закрытых к посещению даже в групповых путешествиях для собственной безопасности: в таких странах женщина приравнивается к вещи или домашнему питомцу, в лучшем случае.

8. Равные права в браке, право на отпуск по беременности с сохранением должности

За пределами Европы дела куда хуже - даже право выбрать мужа есть не у всех (Иран, брачный возраст с 9 лет, родители часто выбирают мужа дочери). В России уход за ребёнком в декрете и быт очень часто целиком ложится на женщину, которой ещё и подрабатывать приходится, чтобы обеспечить себя и ребёнка всем необходимым.

Мнение о том, что феминистки борются за равные права – ошибочно. Многие из вас будут удивлены, но феминизм – движение не за равноправие, а исключительно за женские права.

Из истории

Началось все с того, что женщины боролись за право голоса во время выборов, за право получать высшее образование и оплату за труд, наравне с мужчинами. Было это в начала 20-го века.

На протяжении столетия требования представительниц движения менялись, не менялось лишь одно – все эти требования касались прав женщин.

Сейчас же продолжается борьба с патриархатом, с гендерными стереотипами и борьба за наши права. Однако изменилось представление об этом движении – некоторые начали думать, что феминизм за все хорошее против всего плохого, а многие и вовсе считают, что феминистки борются за равноправие.

Почему это не так?

Как уже было сказано, движение было создано женщинами и основными задачей было и есть борьба за их права и против дискриминации по отношению к женщинам.

Да, феминизм исключительно за права женщин, а не за равноправие.

Так почему это движение не за все хорошее против всего плохого?

Приведу очень хороший пример (придумала его не я, а одна классная фем-блогерка). У меня горит хата, а у моего соседа течет крыша в сарае. У нас обоих есть проблемы, однако будет логичнее, если в первую очередь я буду тушить свою хату, а не чинить крышу в сарае соседа.

И то, и другое одновременно я сделать просто не смогу.

Что этим примером я хотела сказать? То, что проблемы с давлением общества и стереотипами есть как у женщин, так и у мужчин. Но факт остаётся фактом: у женщин этих проблем больше. Поэтому феминистки и решают проблемы той группы, у которой их больше. Это же логично: сначала тушить свою хату, а потом чинить крышу в соседском сарае.

Наверное, многие и рады бы были помочь и тем, и другим. Например, есть такая огромная проблема как обязательная служба в армии, которую должны проходить мужчины в нашей стране. Но когда феминистки пытаются решить вопрос с принятием закона о домашнем насилии, с помощью жертвам, которые от этого насилия пострадали, с обвинениями жертв изнасилования, с репродуктивным давлением и дискриминацией женщин в целом, у них просто не остаётся ресурсов на то, чтобы решать что-то еще.

В каком‑то смысле гендерный активизм существует столько, сколько существует гендерная вариативность. Гендерные вариации, о которых шла речь в предыдущих главах, всегда находили поддержку отдельных людей и организаций по борьбе за свободу гендерного самоопределения.

«Женский патриотический клуб» (1791) работы художника Жан-Батиста Лесера. С 1791 по 1793 год француженки собирались в подобных клубах, чтобы поддержать Республику и выступить за равные права для женщин. На картине женщины собирают пожертвования на общее дело.

Но большинство современных гендерных общественных движений уходит корнями в историю развития феминизма (с конца XVIII века в Европе и США) и движения за права трансгендеров (с конца XIX века связаны с первыми движениями за права ЛГБТК и сексологией).

В конце XVIII века Мэри Уолстонкрафт, Олимпия де Гуж (1748–1793) и другие женщины выступали за равноправие между мужчинами и женщинами. Де Гуж, чья «Декларация прав женщины и гражданки» «Декларация прав женщины и гражданки» написана Олимпией де Гуж в 1791 году и основана на «Декларации прав человека и гражданина», принятой Национальным учредительным собранием Франции и ставшей одним из первых в мире официальных документов по правам человека. Своей работой де Гуж показывает, что Французская революция не признала права женщин. вышла в свет в 1791 году, за год до эссе Уолстонкрафт «В защиту прав женщин», призывала мужчин «изучать природные характеристики пола, чтобы убедиться, как они повсюду пересекаются в гармонии и сотрудничестве». В своих многочисленных трудах де Гуж описывает права женщин как часть естественных прав человека.

Эти керамические и фарфоровые медальоны разработал веджвудский скульптор Уильям Хэквуд в 1787 году в поддержку движения против рабства. Надпись гласит: «Разве я не муж и брат?» Медальоны стали символом аболиционизма — движения за отмену рабства и освобождение рабов.

Борьба за гендерное равенство никогда не ограничивалась деятельностью западных белых женщин высшего класса, даже на самом раннем этапе развития.

Интерсекциональный подход имел особое значение в текстах черного и постколониального феминизма, поскольку рассматривал пересечения гендера и расы. Чернокожие феминистки привлекли внимание общественности к дискриминации женщин по расовому и гендерному признаку на рабочем месте. Многие из первых феминисток участвовали в борьбе за отмену рабства и в движении за социальную справедливость.

История Соджорнер Трут Соджорнер Трут (около 1797–1883) — псевдоним женщины, рожденной в Нью-Йорке и сбежавшей из рабства еще до его отмены в штате в 1828 году. Сыграла значительную роль в раннем движении за права женщин. проливает свет на то, как в результате пересечения гендера и расы возникают неблагоприятные условия. Самую известную свою речь «Разве я не женщина?» Трут произнесла во время выступления на собрании по правам женщин в Огайо в мае 1851 года: «Вон тот мужчина говорит, что женщинам нужно помогать садиться в экипажи, переносить их через канавы, уступать им везде лучшие места. Никто никогда не помогает мне садиться в экипажи или перешагивать через лужи, не уступает мне лучших мест. А разве я не женщина? Посмотрите на меня! Посмотрите на мои руки! Я пахала и сеяла, я собирала урожай, и ни один мужчина не мог сделать работы больше меня! Разве я не женщина? Я могу работать и есть столько же, сколько мужчина, когда есть что поесть, и выдержать не меньше ударов кнутом! Разве я не женщина? Я родила тринадцать детей и видела, как большинство из них были проданы в рабство, а когда я оплакивала их своим материнским горем, никто, кроме Иисуса, меня не слышал! Разве я не женщина?»

Активистка за права женщин Соджорнер Трут часто позировала для портретов, которые потом отпечатывали и распространяли под девизом «Пожертвую тенью ради истинного содержания». Эти фотографии подтверждали статус Трут как «свободной женщины и хозяйки собственного образа».

1 из 3

Студийный портрет аболиционистки Гарриет Табман в молодости во время Гражданской войны в США; 1868–1869 годы.

2 из 3

Бьюла Фейт, до войны работавшая продавцом в универмаге, настраивает оборудование токарного станка на Объединенной авиастроительной компании; Форт-Уорт, Техас, 1942 год.

3 из 3

Трут заявляет о своей гендерной идентичности, снова и снова задавая риторический вопрос: «Разве я не женщина?» Но она показывает, что в глазах белых мужчин и женщин ее женственности не существует.

Как отмечают социологи Гейл Льюис и Энн Феникс в книге «Раса, этничность и идентичность» («Race, Ethnicity and Identity», 2004), «эта короткая речь нанесла серьезный удар по эссенциалистским взглядам, согласно которым любая женщина непременно слабее мужчины, а черная рабыня и вовсе ненастоящая женщина».

Благодаря усилиям таких женщин, как Трут и Харриет Табман (около 1822–1913) в конце XIX и начале XX века в Европе и Северной Америке стало набирать силу движение суфражисток, боровшихся за женские избирательные права.

Традиционные гендерные роли изменились во время Первой и Второй мировых войн, когда женщины вынуждены были трудиться в промышленности и торговле вместо при званных на службу мужчин. Ожидалось, что в мирное время они вернутся к домашним делам, но опыт женской независимости в военные годы положил начало переменам, которые подорвали незыблемость гендерных ролей и перестроили представления о гендере. В Британии женщины старше 21 года получили право голосовать в 1928 году.

В период, который часто называют первой волной феминизма Первой волной феминизма называют общественные движения за права женщин XIX и начала ХХ века. Они фокусировались на юридических аспектах, включая избирательное право, право на собственность, развод и опеку над детьми. , шла борьба за договорные и гражданские права женщин, что дало почву для развития второй волны феминизма Вторая волна феминизма охватывает период с конца 1960-х до начала 1980-х годов, когда круг проблем расширился до фактического неравенства, вопросов сексуальности и репродуктивных прав. в США и Великобритании в конце 1960-х — начале 1970-х годов. Активизм в это время был широко распространен. Национальная женская организация, Ассоциация за отмену закона об абортах, Коллектив Комбахи-ривер Коллектив Комбахи-ривер (1974–1980) — группа чернокожих феминисток, многие из которых были лесбиянками; они выступали против расизма в движении белого феминизма. Они создали «Заявление Коллектива Комбахи-ривер» — один из первых документов, призывающих к интерсекциональному подходу, учитывающему все аспекты угнетения. и другие организации в Америке боролись за равные права в семейной, репродуктивной, профессиональной сферах, а также против насилия над женщинами.

Вместе с феминизмом второй волны внимание общественности стали привлекать ЛГБТК-организации и издания, которые отстаивали права геев, лесбиянок и трансгендеров.

Обложки журнала Transvestia, посвященного, как гласит издание 1963 года, «людям с нормальной ориентацией, которые обнаружили существование [sic] своей «другой стороны» и стремятся ее выразить».

Читайте также: