Для чего нужны считалки

Обновлено: 15.05.2024

- Ребята, на занятии мы с вами поговорим о считалках.

- Кто – нибудь из вас знает считалки?

- А откуда вы узнали считалки?

- Как вы понимаете слово считалка?

Считалка – это веселые стихи. Их сочиняют девочки и мальчики. Считалки нужны для игры в прятки или жмурки.

Считалки бывают народные и авторские.

Народные названия считалок: счетушки, счёт, читки, пересчёт, говорушки и др.

Ребята, считалки бывают всякие. Существует огромное количество считалок.

- Есть,которые сразу определяют водящего:

- А бывают, выходят сразу двое – для скорости, наверное.

Считалка является как бы подготовкой к большой коллективной игре.

- И сама она, становится игрой, соревнованием.

Шла торговка мимо рынка,

Спотыкнулась о корзинку.

В этой маленькой корзинке

Есть помада и духи,

Ленты, кружева, ботинки –

Что угодно для души?

На золотом крыльце сидели

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной, кто ты будешь такой,

Отвечай поскорей, не задерживай добрых и честных людей.

Играющему нужно угадать, какое выбрать слово - "помада" или "ботинки" для

- Есть считалки, которые превращаются в самостоятельную игру. Тот, кто считает,ставит свои условия: фанты.

Что хотите, то берите,

Губки бантиком держите,

"Да" и "нет" не говорите

Черно с белым не берите и т. д.

- Некоторые ребята сами сочиняют считалки, иногда берут из каких – то стихотворений.

Плыл по морю – чемодан,

В чемодане был диван,

А в диване спрятан слон,

Кто не верит – выйди вон.

- Ребята, считалки отражают жизнь людей, мир окружавшей его природы.

Первая считалка появилась 300 лет назад.

- Существует большая группа считалок,называются они заумными:

Дерень, Бук, Шабук.

Эники, беники, Са

Считалки, как говорит само название, предназначены для счета. Во многих из них упоминаются цифры.

5, 6 – сено везть

7, 8 – сено косим

9, 10 – деньги весить

11, 12 – на улице бранятся, в избе ссорятся

Ни пуха, ни пера

Ни двойки, ни кола,

Ни тройки, ни четверки,

А круглые пятерки.

- Ребята, считалки читаются как песни – нараспев.

Сегодня на занятии мы познакомимся с авторскими считалками.

Прослушайте считалку, которую написал Вадим Левин. А называется она Кошкина считалка, а затем скажете мне, о ком говорится в ней (читаю).

- О ком говорится? (о кошке)

- Что делает кошка? (учится считать)

- А как учится считать?

- Почему получается у кошки такой ответ? (съела кошка мышку)

Выразительное чтение детей считалки.

Теперь прочитаем считалку: Мышкина считалка:

- О чем считалка? (о сыре)

- Когда сыр вкусный? (когда в сыре много дырок)

- Почему если в сыре одна дыра, значит, сыр был вкусным вчера? (потому, что мыши съели сыр, остался только маленький кусочек).

- Ребята, посмотрите на начало этих двух считалок. С чего начинаются они? (со счета)

- Значит, эти считалки можно использовать для расчета перед игрой.

Прочитаем считалки, которые написал Иван Демьянов. Читаем первую считалку про сметану.

- Что караулил кот? (сметану)

- Что произошло в обед?

- Как можно помочь Степану?

- Ребята, как вы думаете, найдет Степан сметану? (нет). Почему? (кот съел).

Читаем вторую считалку про сфетофор.

- Сколько у светофора цветов? (три). Какие?

- На какой цвет можно переходить улицу? (на зеленый).

Читаем третью считалку про зверей.

- Кто испугался медвежонка?

- Что они сделали?

- Что нужно сделать?

Прочитаем Щи – считалочку, а написала её Марина Бородицкая. Я прочитаю, а вы внимательно прослушайте и посчитайте, сколько нужно овощей для щей.

- Кто посчитал, сколько нужно овощей для щей?

- какие овощи нужны для щей?

- Ребята, вам понравились считалки? Эти считалки можно использовать, когда вы будете играть в разные интересные игры.

- Поэт Борис Заходер придумал волшебную страну Считалию и сочинил о ней веселое стихотворение. Давайте прочитаем его. (чтение)

- Ребята, какие известные вам считалки встретились в стране Считалия

- А кто – нибудь из вас сам сочинял считалку? (если да – расскажите, нет – давайте попробуем сочинить.)

- Я вам скажу начало,а вы закончите:5,4,3,2,1….(Как нам весело одним, гулять в ясную погоду).

- Попробуйте сами сочинить считалку (сочиняют).

Итог занятия:

- Что такое считалки?

- Какие они бывают?

- Вам понравились считалки, которые мы сегодня читали? Чем?

Всем спасибо. На этом наше занятие окончено.

Публикации по теме:

«Осенние считалки» Криницкая Н. Н. "Осенние считалки" 1. Листья кружатся по кругу, Раз,два,три,четыре,пять! Улыбнёмся мы друг другу, И скорей начнём играть.

Нормы и недостатки речевого развития детей среднего и старшего возраста Игры и упражнения для детей от 4 до 5 лет направлены на формирование правильного произношения, так и развития фонематического слуха – умения.

Считалка возникла еще в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то все-таки надо было. Кого же назначить? Кто сделает опасную работу? Вот тут-то и придумали способ распределения работы - считалку.

Считалка использовалась в реальной жизни, и поэтому она является не самостоятельным литературным жанром, а прикладным, так как имеет практическую жизненную задачу - помочь распределить работу.

В те далекие времена люди, не умея объяснить законы природы, боялись её и поэтому приписывали природе человеческие качества - делать людям добро или зло. Люди верили, что животные понимают человеческую речь, и, собираясь на охоту,боялись употребить обычные слова: вдруг зверь услышит и узнает, что люди собираются делать. Поэтому охотники изобретали специальные "тайные" слова, заменявшие слова обычные. Эти слова могли входить и в текст считалок. Теперь такие считалкикажутся нам бессмысленными:

Ази, двази, nризи, зизи,

Пятом, мятом, шума, рума,

Так что в древности считалка играла серьезную роль. И это была серьезная роль ещё и потому, что люди тогда верили в силу слова, и считалка была близка заклинанию.

Позже, когда человеческая жизнь изменилась, когда люди перестали бояться природы, тогда считалка перешла в детскую игру и стала помогать детям распределять роли в игре да так, чтобы всем было весело и никому не обидно. Изменение роли считалки привело к появлению новых, уже "детских" считалок:

За морями, за горами,

За железными столбами,

На пригорке - теремок,

На дверях висит замок.

Ты за ключиком иди

И замочек отомкни.

И теперь нам трудно понять, какие считалки пришли к нам из глубокой древности, а какие - недавно. Тем более что живут-то они в устном творчестве, а значит, меняются, появляются новые варианты.

1. Наша Маша рано встала

Кукол всех пересчитала:

Две матрёшки на окошке,

Две Танюшки на подушке,

Две Иринки на перинке,

А Петрушка в колпачке

на зеленом сундучке.

Кинул я свой мяч легко.

Но упал мой мяч с небес,

Закатился в темный лес.

Я иду его искать.

3. Вышли мыши как-то раз

Посмотреть который час.

Мыши дернули за гири.

Тут раздался страшный звон -

Разбежались мыши вон.

4. Завтра с неба прилетит

Если веришь, стой и жди,

А не веришь - выходи!

5. На золотом крыльце сидели

Кто ты будешь такой?

Не задерживай честный и добрых людей!

6. На золотом крыльце сидели

Мишки Гамми, Том и Джерри,

Скрудж Мак-Дак и три утенка,

Выходи, ты будешь Понка!

Если Поночка уйдет,

Скрудж Мак-Дак с ума сойдет!

7. Катилась апельсина

До города Берлина,

И двойку получила.

8. Вышел немец из тумана

Вынул ножик из кармана

Буду резать, буду бить

Все равно тебе водить.

9. - Аист-аист, аист - птица,

Что тебе ночами снится?

Мне болотные опушки,

Их ловить, не изловить.

Вот и все, тебе водить!

10. Шел баран по крутым горам,

Вырвал травку, положил на лавку.

Кто ее возьмет, тот вон пойдет.

11. Мы собрались поиграть,

Ну, кому же начинать?

12. Шарага, барага,

По кусту, по насту,

По лебе, лебедке,

Серый зайка вырвал травку.

Положил ее на лавку.

Кто травку возьмет,

Тот и вон пойдет.

15. Родились у нас котятя

Приходите к нам, ребята

Посмотреть и посчитать.

Раз котенок - самый белый

Два котенок - самый смелый

Три котенок - самый умный

А четыре - самый шумный

Пять похож на три и два

Теже хвост и голова

Тоже пятнышко на спинке

Также спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята

Приходите к нам, ребята

Посмотреть и посчитать!

16. Трынцы, брынцы, бубенцы,

Диги, диги, диги, дон,

Выходи скорее вон!

17. Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька - для ежа,

Эта долька - для стрижа,

Эта долька - для утят,

Эта долька - для котят,

Эта долька - для бобра,

А для волка - кожура.

Он сердит на нас - беда!

18. Бегал заяц по болоту,

Он искал себе работу,

Да работы не нашел,

Сам заплакал и пошел.

19. В гараже стоят машины -

Волга, Чайка, Жигули,

От какой берешь ключи?

20. За морями, за горами,

За железными столбами,

На пригорке теремок,

На дверях висит замок,

Ты за ключиком иди

И замочек отопри.

21. Катилося яблоко мимо сада,

мимо сада, мимо града,

Кто поднимет, тот и выйдет.

22. Зайчишка - трусишка

В огород забежал,

Иди прочь - хозяин идет!

24. Кады, бады, налей воды.

Корове пить, тебе водить.

25. Лиса по лесу ходила,

Лиса голосом вопила.

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела -

Мужу двое, себе трое,

И детишкам по лаптишкам!

Кто лаптишки найдет,

Тот водить пойдет.

26. Раз, два, три, четыре,

27. Жили мышки на квартире.

К ним повадился сам друг

Крестовик - большой паук.

Пять, шесть, семь, восемь,

Паука мы спросим:

"Ты, обжора, не ходи!"

Ну-ка, Машенька, води!

28. Катилось яблоко по блюду,

Я водить не буду.

29. Собирала белка шишки,

Для енота и для мышки.

Раз, два, три, четыре, пять,

Найду шишку я опять.

Три еноту и три мышке,

Остальные кому шишки?

30. Раз, два, три, четыре, пять,

Мы выходим поиграть.

Надо воду выбирать,

Будем мы тогда считать.

Водой точно будешь ты.

31. Ела Маша кашу,

"Раз, два, три" - сказала

И картошку съела.

Кто три ложки возьмёт,

Тот и вон пойдет.

32. Аты-баты чума-чум

На горе вечерний час.

Свиньи в бане танцевали

Все кадушечки сломали.

33. Черепаха и улитка

Побежали очень прытко.

Ты за ними поспевай

Из считалки вылетай.

34. Семь ворон сидели тихо

Подлетела к ним слониха

И как крикнет: "Кар-кар-кар!"

Ты не веришь, выйди сам.

35. Мы представим, что мы белки;

Будем мы играть в горелки;

Мы собрали листьев груду,

Я водить уже не буду!

На полянку выходи,

37. Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли мышки погулять -

В сад ходили, в лес ходили,

И на речку приходили.

Вдруг идёт на встречу кошка

Мыши кошке говорят:

"Становись-ка с нами в ряд,

Будем мы сейчас считать,

Всё равно тебе искать!"

38. Раз, два, три, четыре.

Кот живет у нас в квартире.

Пять, шесть, семь, восемь,

На обед мышей он носит.

Девять, десять, пять и пять,

Я успел вас посчитать

Публикации по теме:

Карельские считалки У каждого народа свой фольклор. Очень много сказок, былин, потешек, скороговорок, считалок, детских игр есть и у нас в Карелии. [cut=Читать.

Считалки Считалка - это жанр народного фольклора, который возник очень давно. Это сейчас считалки являются видом детского творчества, а в далекие.

народные считалки

Развитие детей Содержание

народные считалки

Русские народные считалки для детей.

Русские считалки относятся к одному из видов устного народного творчества. Они появились далеко в древности. В то далекое время повседневная работа в основном несла опасность жизни не только ребенка, но даже взрослого.

Добровольцев выполнять такую работу просто не было. И на помощь пришли считалки. Оказывается, в древности на выполнение опасной работы выбирали посредством русских народных считалок.

С течением времени жизнь людей естественным образом менялась. Многие переставали испытывать страх перед окружающим миром и природой. В то время веселыми считалками во время игр стали пользоваться дети.

Как сегодня используются считалочки?

На сегодняшний день детские считалки используются в играх для распределения ролей. Делается это весело и, как правило, никто из ребят не обижается. Основным назначением считалки является установление очередности в играх. Она помогает определить кому начать водить в игре.

Считалки способствуют развитию памяти и формированию ритма. Взрослые, которые разучивают со своим ребенком различные считалочки, также улучшают возможности своей памяти. Одновременно с ребенком тренируя чувство ритма.

Очень часто считалки придумываются в течение игрового процесса самими детьми. В этом дети отличаются своей безграничной фантазией и изобретательностью. На сегодняшний день детские считалки сочиняются профессиональными поэтами. Они разрабатывают правильную рифму и смысл в считалках. Тем не менее наше устное творчество сохранило много русских считалок, сочиненных еще нашими предками.

Зачем нужны считалки

Считалка в процессе игры произносится ведущим. Во время ее прочтения происходит указание на каждого из участников, а тот, на кого выпадают последние слова, тот считается водящим. Но это не единственный вариант выбора с помощью считалки.

Бывают считалки, которые в конце указывают не на воду, а на того, кто должен выйти из круга счета. И один за другим участники выходят, а последний оставшийся и начинает водить в игре.

Выучивание считалок наизусть помогает:

  • обучать дисциплине ребенка;
  • развивать память и ритм;
  • пробудить интерес к коллективным играм;
  • давать всестороннее развитие ребенку.

Благодаря детским народным считалкам дети получают всестороннее развитие. Коллективная детская игра стимулирует заучивание считалок. А когда происходит выбор ведущего в игре, дети приучают себя сами все делать честно. Зарождается уважение к коллективу, потому что соблюдаются правила.

казаки разбойники

Умение играть является важнейшей составляющей гармоничного развития ребёнка. Особенно замечательны коллективные игры. Часто там требуется выбрать водящего, на роль которого претендуют многие ребята. И тогда на помощь приходит считалка — уникальный фольклорный жанр. Что он из себя представляет? Как много значит для детского развития?

История появления считалки как литературного жанра

Считалка — это жанр детского фольклора, представляющий собой рифмованные строки или белые стихи, которые играют роль прелюдии к игре. Чаще всего это маленький законченный рассказ с шутливым содержанием.

История считалки уходит в далёкое прошлое. И у учёных-литературоведов есть свои версии их появления (в том числе разных видов этого произведения):

  1. В древние времена для выполнения тяжёлой работы не было специальной техники: всё делали вручную, примитивными орудиями труда. Некоторые действия даже представляли опасность для жизни и здоровья, и добровольцев, конечно же, не находилось. Поэтому и придумали считалку — способ распределить функции честно, без обид. В этом плане этот фольклорный жанр можно назвать прикладным, изначально имеющим конкретную цель — распределить работу.
  2. В прочих ситуациях, когда нужно было сделать выбор (сражение, какой-то ритуал, спортивное состязание), люди стремились снять с себя ответственность и переложить её на кого-нибудь ещё (судьбу или божество). Опять-таки здесь могла прийти на помощь считалка (наряду со жребием и гаданием).
  3. Неотъемлемой частью жизни древнего человека была охота. Люди верили, что животные способны понимать их речь. Пытаясь уберечь себя от несчастий и напастей, в считалке появились непонятные, тайные слова. Таким образом, некоторые из них стали похожи на настоящие заклинания.
  4. Считалки впитывали в себя верования стародавних времён. Люди, вообще, раньше были очень суеверными. Например, существовало мнение, что некоторые вещи нельзя считать вслух: например, пересчитывать добычу на охоте или улов рыбы, чтобы не привести в негодование духов леса или водоёма. Так в считалке появились закодированные цифры.

Древние люди трудятся

По мнению исследователей, изначально считалки появились как способ распределить трудовые функции

С течением веков законы природы стали для людей понятными, усовершенствовались орудия труда. Чем менее в жизни оставалось места для сверхъестественного, тем быстрее старые формы поведения превращались в забаву. И современные считалки используются главным образом в детских играх и носят весёлый и безобидный характер.

Считалки в их современном виде стали известны относительно недавно — примерно с 19 века. Как и прочие фольклорные жанры, их стали активно собирать и записывать. В каком виде они существовали ранее, можно лишь догадываться, поскольку более ранний фольклор зафиксировать не удалось. Однако же типы считалок, отмеченные ещё в 19 столетии, во многом напоминают те, которые используют современные дети.

Значение считалок для детского развития

Непосредственное назначение современной детской считалки — распределить роли в игре. При этом художественный текст помогает сразу выбрать конкретного водящего или же указать на того ребёнка, который выбывает из круга (повторяется несколько раз, пока не останется один участник — водящий). Этот фольклорный жанр сплачивает детский коллектив, устанавливает в нём дружеские контакты, формирует чувство товарищества, а также такие важные качества, как честность, справедливость, дисциплинированность.

Ребёнок, который произносит считалку, дотрагивается до груди всех участников игры. Это своеобразный ритуал, который завораживает детей и создаёт атмосферу доверия.

Однако на этом развивающие свойства считалок не заканчиваются. Они гораздо шире:

  1. Произнесение считалки обычно сопровождается определёнными движениями, что способствует развитию моторики и координации движений.
  2. Каждый коротенький стишок содержит в себе определённые образы — их представление способствует развитию детской фантазии, креативного мышления. Кроме того, считалки обычно носят шутливый характер, и способствуют формированию у ребёнка чувства юмора.
  3. Происходит тренировка памяти. Малышам всегда нравятся забавные строки, и они стараются их выучить. К тому же ребёнок, который знает много считалок, обычно популярен в детской компании, становится затейником игр.
  4. Развитие речи. При частом проговаривании считалок детская речь становится чище, улучшается артикуляция.
  5. Когда ребёнок забывает какие-то слова, он пытается сам придумать окончание считалки, что развивает литературные способности, в том числе умение подбирать рифму на заданное слово.
  6. Многие считалки содержат в себе счёт, поэтому важны для формирования у малышей математических знаний. Если взрослый часто повторяет ребёнку забавную числовую считалку, то тот без особых усилий запомнит нужную последовательность цифр.
  7. В любой считалке большое значение имеет ритм. Поэтому под неё можно пританцовывать, прыгать, словом, развивать двигательные навыки.

Дети держатся за плечи друг друга и смеются

Ребёнок, который знает много считалок, всегда популярен среди сверстников

Читайте также: