Девизы демократического стиля воспитания

Обновлено: 27.11.2024

Требования , которые родитель предъявляет ребёнку.

Реагирование на потребности ребёнка.

На пересечении этих факторов образуются 4 стиля воспитания.

1. Авторитарное воспитание

Высокие требования + игнорирование потребностей

Это то, что обычно называют "жёстким" воспитанием. По сути, при таком стиле воспитания, семья — это маленькая армия, в которой родитель тот, кто отдаёт приказы, а ребёнок беспрекословно подчиняется. Обычно это предполагает наличие строгих правил, отказ обсуждать проблемы, частое использование запретов без объяснения причин, и суровое наказание за плохое поведение.

Проблема данного стиля в том, что у детей нет свободы и самостоятельности. Дети не учатся принимать решения и нести ответственность за них. Им не дано право на ошибку и исправление её. С другой стороны, ребёнок обучается тому, что его потребности не важны, так как взрослый, придерживающийся данного типа воспитания, как правило, игнорирует их. Соответственно дети, выросшие в таких семьях, теряют контакт с собственным «Я», не могут выявить и удовлетворить собственные потребности, будучи взрослыми, не знают чего хотят, и как это можно получить.

2. Демократический

Самый эффективный стиль воспитания — адекватные требования + уважение к потребностям

Родитель, придерживающийся данного стиля, «правит жёсткой рукой в бархатной перчатке», всё больше ослабляя контроль по мере взросления ребёнка. Он очень вовлечён в жизнь ребёнка, чутко реагирует на его потребности, но не допускает вседозволенности. Наказание в таких семьях — не месть за плохое поведение, а естественные последствия и ответственность за поступки ребёнка. Родитель учит устанавливать границы, принимать решения и нести за них ответственность, помогает распознавать и управлять своими эмоциями. Дети в таких семьях осознают свои желания и возможности для их удовлетворения. Родители больше похожи на чутких тренеров, которые помогают расширять возможности маленького человека, показывают, как добиться желаемого не нарушив границ других людей, и не навредив себе. Данный стиль воспитания способствует взращиванию идентичной личности с хорошими границами и контактом с собственным «я», с высокой самооценкой, уважением к себе и к окружающим.

3. Попустительский стиль

Отсутствие требований + удовлетворение всех потребностей

Это родители-хиппи, они очень добродушны, никогда не наказывают и позволяют делать всё, что хочется. Казалось бы, рай? Но нет. Для ребёнка — это ад. Отсутствие хоть каких-то границ, правил способствуют нарастанию тревоги и неуверенности. Маленький человек не в состоянии нести такой груз ответственности за своё поведение, он живёт в хаосе, без каких-либо ориентирован, вынужден устанавливать границы сам, на ощупь, не имея поддержки и уверенного взрослого рядом, на которого можно опереться в принятии решения. Не будет большой ошибкой сказать, что лучше родитель-командир, придерживающийся авторитарного стиля, чем добродушный взрослый, рядом с которым ребёнок чувствует лишь тревогу и неуверенность.

4.Индифферентный

Самый катастрофичный вид воспитания — отсутствие требований + игнорирование потребностей

По существу, это дети-одиночки. Родителям вообще нет до них никакого дела, и они всячески уклоняются от воспитания. Часто — это матери в депрессии, или родители, которые не очень хотели детей, и им неинтересно с ними заниматься. Дети их раздражают, поэтому они не интересуются их потребностями, чувствами и желаниями, иногда наказывают, но не с целью показать правильное и неправильное поведение, установить границы, а из-за собственных сиюминутных эмоций.

Как стили воспитания влияют на ребёнка?

То, как вы реагируете на своего ребёнка, на его поведение, потребности влияет на то, как он принимает решения в жизни, насколько он успешен и на то, как он взаимодействует с окружающим миром. Родители дают ребёнку тот первый опыт, на базе которого строится его взрослая личность. Дети следуют за своим родителем — это инстинкт, и поэтому так важно придерживаться наиболее эффективного способа взаимодействия с ребёнком. А также показывать ему пример эффективного взаимодействия с миром.

Дети, воспитанные авторитарными родителями, как правило, умны и интеллектуальны, так как родители, ассоциируют развитый интеллект с успешностью, соответственно они хороши в учёбе, и менее склонны попадать в различные криминальные истории. Они очень дисциплинированны и ответственны перед другими. Но, эти дети, как правило, несчастны, неуверены в себе, имеют очень низкую самооценку, и они до последнего сдерживают эмоции, так как обычно их наказывали, за чрезмерное (как казалось родителю) их проявление. Они плохо различают свои потребности, и не понимают, как добиться желаемого. Они ориентируются на мнение окружающих, и очень зависимы от оценок со стороны. При этом сами себя трезво оценить они не в состоянии.

Дети, воспитанные демократичными родителями, как правило, вырастают в гармоничных личностей, они могут поддерживать баланс между своими желаниями и желаниями окружающих, хорошо видят границы свои и чужие, несут ответственность за свои поступки, и смело добиваются поставленных целей. Собственных целей, а не навязанных окружением.

Либеральное воспитание имеет следующие последствия: как правило, это люди, не умеющие говорить себе «нет», они потакают своим слабостям, они не могут контролировать свои эмоции и желания, не видят границ, и, конечно, даже речи не идёт об ответственности за себя или за других. С большой вероятностью, это будущие индифферентные родители.

Самые потерянные и несчастные взрослые — это дети, воспитанные уклоняющимися родителями. Они обычно плохо учатся в школе, редко продолжают учёбу, у них серьёзные проблемы с самооценкой — ведь они с детства знают, что не нужны самым близким людям и никакой ценности из себя не представляют. Они с большей вероятностью будут иметь депрессивные эпизоды и вести саморазрушительный образ жизни, иметь проблемы с алкоголем и наркотиками.

Станьте лучшим родителем!

Если вы чувствуете, что вы не тот тип родителя, которым хотите быть, и отношения с вашим ребёнком идут не в ту сторону, всегда есть шанс на позитивные изменения. Вы можете поговорить с одним из наших психологов , чтобы помочь себе понять, почему вы действуете таким образом, что вы делаете не так, и как можно помочь себе стать тем родителем, каким вы хотите быть. Вы, как взрослый, безусловно, несёте ответственность за будущее своего ребёнка, и за то каким взрослым он станет. Помните — улучшить отношения можно в любом возрасте, это никогда не поздно сделать. Дети меняются очень быстро и расцветают в любящих и заботливых отношениях.

14 декабря 2017г. в Филиале МАДОУ №2 «Родничок» - детский сад №27 «Звездочка» г. Серов состоялся семинар – практикум для родителей «Стили семейного воспитания». Семинар подготовили и провели педагог - психолог Зырянова Анжела Сергеевна и воспитатель Шустова Марина Николаевна. Активное участие приняли родители, они с удовольствием обыгрывали игровые ситуации, отвечали на вопросы, предложенные тесты. В интересной форме были рассмотрены типы воспитания, которых следует избегать. После проведения семинара родителям (законным представителям) были розданы памятки от «лица» детей о правильном воспитании.

Задачи:

1. Предоставить возможность родителям осознать собственный стиль воспитания.

2. Способствовать пониманию особенностей развития личности при выбранном стиле семейного воспитания, а так же помочь в выработке эффективных форм взаимодействия с ребенком.

Ход собрания

Родители заходят в зал. Проводится анкетирование родителей (приложение 1)

Добрый день! Мы благодарны вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываем на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверены, что наше сотрудничество будет успешным.

Тема сегодняшней встречи: Стили семейного воспитания. И начать предлагаем с просмотра притчи о воспитании.

Притча. Видео фрагмент.

- Всё в ваших руках! Именно от родителей зависит каким станет ребёнок в будущем: добрым или злым, склочным или терпеливым, любящим или равнодушным. В семье закладываются основы личности ребенка.

- Душа ребенка – это полная чаша (на доске нарисована чаша)

- Каким вы хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить)

- У каждого из Вас (и у меня) есть сердечко (сердечки вырезаны из ярких открыток) поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка? (При помощи скотча родители, называя качество «помещают» сердечко в чашу.)

- Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…

- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка!

А чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче, семья, в которой живёт Ваш ребёнок, должна быть одним из немногих мест, где ребёнок может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности. Семья даёт первые уроки любви, понимания, доверия, веры.

1. если семья – это постройка, то она….(крепость, шалаш на двоих, квартира)

2. если семья – это цвет, то она…

3. если семья – это музыка, то это…

4. если семья – это геометрическая фигура, то она…

5. если семья – это название фильма, то…

6. если семья – это настроение, то…

- Да, тема семьи волновала людей во все времена. Каждый сам решает, что для него значит семья, так же, как и каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную.

По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители, воспитывая детей, обычно не задумываются по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывают интуиция, жизненный опыт и складывающиеся обстоятельства. В общем, как получится. А как же получается? С помощью теста, на вопросы которого вы уже ответили в начале собрания, попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа вам нужно было выбрать самый для вас предпочтительный.

Тест: «КАКОЙ У ВАС СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ?»

Предлагаем разобрать основные стили родительского поведения, черты характера ребенка, определяемые стилем родительского поведения.

Стили родительского поведения:

1. Авторитарный:

Высокий уровень контроля; Неукоснительное выполнение родительских требований; Отношения холодные, отстранённые.

2. Демократичный:

Высокий уровень контроля; Признание и поощрение растущий автономии своих детей; Отношения тёплые.

3. Либеральный:

Низкий уровень контроля; Отношения тёплые; Открыты для общения.

4. Индифферентный:

Низкий уровень контроля; Холодные отношения; Закрыты для общения.

Если Вы авторитарный родитель:

Девиз: «Дисциплина и порядок!»

Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребёнок, прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Ребёнку порой очень неуютно под вашим контролем.

Если Вы либеральный родитель:

Девиз: «Вседозволенность и отсутствие дисциплины»

Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?

Если Вы демократичный родитель:

Девиз: «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!»

Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.

Если Вы индифферентный родитель:

Девиз: «Живи как можешь, как умеешь, как хочешь»

Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!

Черты характера ребёнка определяемые стилем родительского поведения:

Дети замкнуты, боязливы, угрюмы, непритязательны, раздражительны, склонны к конфликтам. Хорошие исполнители. Девочки в большинстве своём пассивны и зависимы. Мальчики – неуправляемы и агрессивны.

Дети адаптированы, уверены в себе, энергичны, ответственны, у них хорошо развиты чувство собственного достоинства, социальные навыки и самоконтроль.

Дети склонны к непослушанию, неадекватны и импульсивны в поведении, нетребовательны к себе. В некоторых случаях, дети становятся активными, решительными, творческими людьми. Часто эгоистичны.

Дети самостоятельны, им по плечу решение любых проблем, импульсивны, склонны к отклоняющемуся поведению.

Как правило, в современных семьях преобладает либо авторитарный, либо демократический стиль отношений.

Сейчас предлагаем рассмотреть типы воспитания, которых следует избегать:

2. «Гиперопека» постоянная опека

3. «Гипоопека» воспитание от случая к случаю

4. «По типу Золушки».

5. «Воспитание по типу повышенной моральной ответственности».

1. Я вам предлагаю разыграть ситуацию по ролям и постараться определить, что за стиль воспитания и его влияние на развитие ребенка.

Ситуация: Улица. Встреча двух приятельниц Светланы и Елены. С Еленой 5-летняя дочь Таня. Приятельницы разговаривают. Светлана и Таня общаются. Мама с умиление смотрит на дочь и кивает каждому ее слову.

Т – (восхищенно) Тетя Света, смотрите какая у меня прическа – целых 30 косичек. Я самая лучшая девочка в мире.

С – (удивленно) Самая лучшая в мире… А кто тебе такое сказал?

С – А что значит самая лучшая?

Т – (с недоумением) Это значит, что я самая красивая, самая веселая, самая умная, самая – самая… Разве вы не знали? (с огорчением смотрит на маму)

Е – Танечка, не расстраивайся. Ты у нас самая лучшая, ты наш ангел.

Т – (требовательно) Мама, я хочу домой. Мне надоело здесь стоять.

Е – (к Светлане) Ладно, Света, поговорим в следующий раз.

Елена с Таней уходят.

- Какой тип воспитания был представлен? Ответы родителей. Да, вы правы данный стиль воспитания ребенок – кумир семьи. А как вы думаете, каким вырастет ребенок в такой семье? Педагог обобщает и дополняет сказанное.

2. Сейчас я вам предлагаю посмотреть видеофрагмент Ералаш «Вот это внук».

Какой стиль воспитания был продемонстрирован в данном сюжете? Ответы родителей.

3. Следующий стиль воспитания мы постараемся определить, посмотрев фрагмент русской народной сказки «Колобок».

4. Следующий стиль воспитания мы постараемся определить, посмотрев небольшую сценку в исполнении родителей.

Я слушала традиционный запрос: он ленится, часто болеет, совершенно несамостоятельный и ничего не хочет.

— А что значит, что он «ленится»?— спрашиваю я, глядя на него с сочувствием.

— Ну, приходит с музыки, я ему: «Садись заниматься!», а он ходит все, слоняется по квартире. И так может полчаса ходить, за тетрадки его не усадишь!

— Интересно, а какое у него расписание? Из чего вообще состоит его день?

— Ну, как обычно, как у всех детей. С садик, потом музыкальная школа, потом еще дома готовимся к школе. Еще у нас два раза в неделю плавание и два раза английский.

— А есть ли у него свободное время? И чем он занят тогда?

— Да чем занят, все играет в игрушки, как маленький!

— Как часто ты можешь позаниматься тем, что тебе просто хочется? — спрашиваю его, пока он тревожно болтает ногами, сидя на стуле.

— Да иногда, но, в общем, времени на это совсем нет.

— А что из того, что ты делаешь, тебе нравится? Музыкальная школа? Плавание? Английский?

— Музыкалку не люблю совсем, английский — так себе, плавание тоже не нравится.

— Вот видите!— Его мама торжествующе смотрит на меня, как будто то, что он сказал, подтверждает ее версию. — Ничего не хочет, ничего ему не нравится!

5. Вам всем известна сказка «Золушка». Давайте посмотрим фрагмент из этой сказки и определим еще один стиль воспитания. Просмотр видеофрагмента из сказки «Золушка».

Вот и подошло к концу наше собрание. Мы сегодня рассмотрели стили семейного воспитания.

Рефлексия:

• Что полезного вы почерпнули для себя сегодня?

• Что было самым неожиданным?

• Какие пожелания возникли в ходе сегодняшнего собрания?

Я же подведу итог разговора одной-единственной фразой: «Душа ребенка подобна скрипке – как к ней прикоснешься, так она и зазвучит». Прикасайтесь к душе вашего ребенка с любовью и, не сомневайтесь, его душа ответит тем же. Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание своей ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку, и родителям.

Дорогие родители, мы предлагаем воспользоваться некоторыми советами, которые могут помочь вам в воспитании своих детей. (Памятки для родителей)

Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго!

Тест: «КАКОЙ У ВАС СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ?» [/b]

Инструкция: выберите вариант ответа для каждого из десяти вопросов.

1. Как вы считаете, должен ли ребенок делиться с вами своими мыслями и чувствами?

А) обязательно. Он должен рассказывать обо всем, что с ним происходит;

Б) рассказывать вам только то, чем он сам захочет поделиться;

В) ребенок должен оставлять свои мысли и переживания при себе.

2. Что вы сделаете, если узнаете, что ваш ребенок взял без спросу чужую игрушку?

А) отругаете его при других детях, заставите вернуть игрушку и извиниться;

Б) поговорите с ребенком «по душам», и предоставите ему право самому принять правильное решение;

В) предоставите возможность детям самим разбираться в своих проблемах.

3. Какой будет ваша реакция, если ребенок, хорошо и быстро выполнит ваше поручение?

А) примете как должное и скажете: «Всегда бы так».

Б) похвалите его и расскажите родным и знакомым о том, какой он у вас молодец;

4. Как вы отреагируете на сквернословие ребенка?

А) строго накажу;

Б) постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не

В) не стану придавать этому значение, если это не выходит за разумные пределы.

5. Дети спокойно играют. У вас появилось немного свободного времени. Что вы предпочтете сделать?

А) включитесь в игру: поможете, подскажете или сделаете замечание;

Б) понаблюдаете за тем, как дети играют и общаются;

В) займетесь своими делами.

6. Вы пришли за ребенком в детский сад, надеясь, что он быстро оденется, и вы успеете зайти на почту, но он под разными предлогами отвлекается от сборов, «тянет время». Что вы предпримите?

А) разозлитесь и отругаете ребенка;

Б) расскажите ему о своих планах и попросите одеваться быстрее;

В) попытаетесь сами быстренько его одеть.

7. Какова ваша стратегия воспитания?

А) ребенок неразумен и неопытен, взрослые должны воспитать и научить его;

Б) в процессе воспитания должно осуществляться сотрудничество взрослого с ребенком;

В) решающую роль в развитии ребенка играет наследственность, его уже не переделать, поэтому главная задача родителей, следить, чтобы он был здоров, сыт и не совершал неприемлемых поступков.

8. Ваш ребенок «прилип» к телевизору, вместо того чтобы укладываться спать. Как вы поступите в этой ситуации?

А) без слов выключите телевизор и уложите ребенка спать;

Б) объясните, как для него важен сон и попросите его через 10 минут быть в кровати

В) позволите ему лечь попозже, но поднимете с утра в обычное время.

9. Ребенок не хочет выполнять вашу просьбу или поручение. Что вы предпримите?

А) заставите его выполнить ваше поручение;

Б) постараетесь обыграть свое поручение в интересной для ребенка форме;

В) ничего не станете предпринимать. Сами все сделаете.

10. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А) постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить;

Б) попробую разобраться, что его побудило солгать;

Публикации по теме:

Педагогический совет в форме деловой игры «Спорт и мы» Форма проведения: Круглый стол. Время проведения октябрь. ЦЕЛЬ:уточнить знания педагогов о различных видах спорта. Активно принимать участие.

Педсовет в форме деловой игры «Сюжетно-ролевая игра» Форма проведения: Деловая игра. Цель: объединить усилия коллектива МДОУ для повышения уровня организации сюжетно- ролевой игры, использования.

Развивающие игры ТРИЗ. Родительское собрание в старшей группе ДОУ в форме интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» Развивающие игры ТРИЗ (родительское собрание в старшей группе ДОУ в форме интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?») Цель: дать родителям.

Родительское собрание в форме игрового практикума «Развиваем пальчики, или Игры с кинетическим песком» Форма проведения: мастер-класс Цель: познакомить родителей с песочной игротерапией как методом развивающей и обучающей деятельности детей.

Родительское собрание в форме круглого стола «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» Форма проведения: круглый стол Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей дошкольного.

Родительское собрание в форме игры «Счастливый случай» Родительское собрание в форме игры «Счастливый случай» Тема собрания: «С чего начинается Родина?» Цель:• привлечь родителей к обсуждению.

Родительское собрание в форме игры «Счастливый случай» О работе логопеда с родителями Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.

Родительское собрание в форме игры-конкурса «В каждой семье свои традиции» Цель собрания: Помочь родителям осознать значимость семьи в жизни человека Задачи: активизировать внимание уставших родителей, создать.

Семинар-практикум с педагогами «Стили семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка» Семинар – практикум с педагогами «Стили семейного воспитание и их влияние на развитие личности ребенкака» Главным институтом воспитания.

Многие родители задаются вопросами: как укреплять эмоциональную связь между членами семьи, как сообща справляться с трудностями? Как членам семьи заботиться друг о друге и поддерживать друг друга в сложные времена? Наконец, как сделать так, чтобы трудности только сплачивали семью? Открытые разговоры о том, как каждый из вас справляется с трудными ситуациями, может натолкнуть ваших близких на важные мысли и полезные решения.

Обеспечивать стабильность и порядок в семье в условиях неопределенности – чрезвычайно ответственное задание для родителей. Но вместе с тем оно позволяет им укреплять эмоциональную связь всех членов семьи друг с другом.

Общение между родителями и детьми является очень важным элементом, который лежит в основе прочных взаимоотношений. Доверительное и теплое общение создает комфортную и любящую атмосферу в семье, в которой каждый чувствует себя уверенно.

В результате многочисленных исследований в сфере развития детей ученые пришли к единому выводу, что лучший стиль воспитания – это демократичный стиль.

Что такое демократичный стиль воспитания

В 60-х годах ХХ века американский психолог Диана Баумринд описала три стиля воспитания детей дошкольного возраста: авторитарный, демократичный и индифферентный.

Демократичный стиль воспитания ставит в центре всего воспитательного процесса ребенка. Данный стиль воспитания подразумевает разумные требования и высокую отзывчивость родителей. Демократичные родители могут иметь высокие ожидания от своих детей, но при этом они предоставляют им ресурсы и поддержку, которые необходимы для успеха в жизни. Демократичные родители прислушиваются к своим детям и демонстрируют им свою любовь и поддержку, при этом устанавливая ограничения и правила.

Дети, которых воспитывают в демократичном стиле, как правило, обладают сильными навыками саморегуляции, уверенностью в себе и в будущем способны строить счастливые отношения. Исследования психологов показывают, что, даже придерживаясь демократичного стиля воспитания, родители должны быть гибкими и учитывать цели, которые они ставят перед ребенком, а также особенности его характера.

Воспитывая ребенка в таком стиле, родители способствуют тому, чтобы он максимально развил свой потенциал:

  • родители помогают ребенку поставить цели и устанавливают ограничения в соответствии с возрастом, способностями и интересами ребенка;
  • родители поощряют ребенка, хваля его и отмечая его достижения;
  • родители устанавливают позитивные взаимоотношения с ребенком, регулярно выделяя время на игры и совместные занятия, общение и обсуждение текущих событий;
  • родители устанавливают для ребенка правила, способствующие его развитию, формируют дисциплину, учат уважению к себе и окружающим.

Демократичный стиль воспитания позволяет родителям вырастить ребенка уверенным в себе и успешным.

Родители, которые воспитывают ребенка в демократичном стиле, учат их рассуждать и самостоятельно выполнять работу. Но при этом их ожидания от ребенка достаточно высоки. Когда ребенок нарушает установленные правила, родители устанавливают ему справедливые последствия за его поступки.

Однако демократичные родители должны проявлять гибкость. Если поступок ребенка неоднозначен, родители позволяют ему рассказать о причинах его поведения и объясняют, в чем он был неправ. Демократичные родители последовательны в своем воспитании и учитывают все обстоятельства, которые привели ребенка к тому или иному поступку.

Почему демократичное воспитание работает

Демократичные родители для ребенка являются образцом для подражания. Поэтому они должны демонстрировать такое же поведение, какое ожидают от ребенка. Так он усваивает правильные модели поведения и начинает их придерживаться. Четкие и справедливые правила, установленные родителями, позволяют ребенку понять, чего от него ожидают.

Родители понимают эмоции ребенка, а также хорошо умеют контролировать собственные эмоции. Так ребенок сам учится самоконтролю.

Демократичные родители также позволяют ребенку принимать самостоятельные решения. Это дает ребенку понять, что он способен самостоятельно выполнять свои обязанности, а также развивает у него самооценку и уверенность в себе.

Демократичный и авторитарный стили воспитания

Демократичный стиль во многом противоположен авторитарному. Последний предполагает высокие ожидания от ребенка при небольших проявлениях заботы о нем.

Представьте ситуацию: двое детей украли конфеты в магазине. Одного из детей родители воспитывают в демократичном стиле, поэтому дома он получит справедливое наказание, соответствующее тяжести его проступка. Он должен будет вернуть конфеты и извиниться перед владельцем магазина, после чего две недели его не будут выпускать гулять. Родители поговорят с ним о том, что воровать нельзя, поддержат и будут способствовать тому, чтобы такое поведение не повторилось.

Другого ребенка воспитывают в авторитарном стиле. Когда ребенок вернется домой, оба родителя накричат на него. Отец применит к нему физическое наказание, лишит ужина и заставит провести остаток дня в своей комнате. Родители никак не объяснят свое наказание, поэтому ребенок так и не поймет, в чем он неправ.

Некоторые родители склонны к демократичному стилю воспитания, некоторые – к авторитарному или индифферентному. Но даже не имея склонности к демократичному воспитанию, вы можете развивать соответствующие привычки у ребенка. При любом стиле воспитания нужно развивать у ребенка дисциплину, самостоятельность и контроль над эмоциями. Старайтесь не быть слишком суровым или снисходительным. Начните с того, что дайте ребенку возможность принимать больше самостоятельных решений, но при этом обсуждайте их с ребенком. Будьте гибкими, учитывайте потребности ребенка – и со временем ваш метод воспитания станет более эффективным.

Различные стили воспитания и их влияние на поведение детей, развитие их эмоциональной сферы и успеваемость в школе неоднократно становились предметом исследований психологов. В целом установлено, что стиль воспитания, который характеризуется любовью и заботой о ребенке, а также установлению для него разумных ограничений приносит ему наибольшую пользу. Вместе с тем, ученые задались вопросом, влияют ли этнические или культурные различия в воспитании детей на их развитие.

Какие существуют стили воспитания?

Стили воспитания различаются между собой в первую очередь по таким признакам, как требовательность и отзывчивость. Всего выделяют 4 основных стиля воспитания:

1. Демократичный стиль характеризуется высоким уровнем требовательности и высоким уровнем отзывчивости. Родители, которые придерживаются этого стиля воспитания, проявляют заботу о ребенке, оказывают ему поддержку и поощряют его самостоятельность.

2. Авторитарный стиль характеризуется высоким уровнем требовательности и низким уровнем отзывчивости. Родители, которые придерживаются данного стиля воспитания, выступают авторитетными фигурами, их поведение во многих случаях директивно и основывается на указаниях и силе, а для ребенка устанавливаются строгие ограничения.

3. Либеральный стиль воспитания характеризуется низким уровнем требовательности и высоким уровнем отзывчивости. Либеральное воспитание предполагает небольшое количество требований, слабый контроль со стороны родителей и минимальные наказания за плохое поведение или даже полное их отсутствие.

4. Индифферентный стиль воспитания характеризуется низким уровнем требовательности и низким уровнем отзывчивости. Родители, которые придерживаются такого стиля, предъявляют ребенку мало требований и не заботятся о том, чтобы удовлетворить его потребности.

В целом демократический стиль воспитания, сочетая и требовательность, и отзывчивость, наиболее эффективен для того, чтобы повысить успеваемость ребенка в школе и развить у него здоровые эмоциональные навыки. На протяжении нескольких десятилетий ученые спорят о справедливости этого утверждения для различных этнических групп и культур. Исследования показывают, что европейские и американские семьи чаще всего придерживаются авторитарного стиля воспитания, устанавливая для ребенка ограничения и воспитывая его с позиции силы и авторитета. Однако новые исследования дают дополнительное объяснение этому явлению.

Культурные различия в воспитании детей

Американские ученые провели исследование, в котором попытались выяснить, влияет ли тот или иной стиль воспитания на поведение детей (например, на проявления агрессивного поведения), психические состояния (например, беспокойство) и успеваемость в школе одинаково во всех культурах или имеет разное влияние зависимо от культурной среды. Иными словами, ученые пытались понять, является ли общепринятая классификация стилей воспитания универсальной, или она может быть применима только к отдельным культурам. В исследовании приняли участие семьи, которые условно принадлежат к четырем культурным группам (европейской, афроамериканской, латиноамериканской и азиатской).

В результате ученые пришли к таким выводам:

  • демократический стиль воспитания приводил к высоким показателям успеваемости, а также к низкому уровню поведенческих и эмоциональных проблем у детей во всех культурных группах;
  • среди семей, в которых родители придерживаются демократичного стиля воспитания, наиболее высокий рост успеваемости наблюдался у детей из европейской культурной группы, более низкий – у детей из азиатской группы;
  • в европейских и азиатских семьях, в которых придерживались авторитарного стиля воспитания, у детей чаще возникали проблемы с поведением, эмоциональной стабильностью и успеваемостью в школе, в латиноамериканских – только с поведением и эмоциональной стабильностью;
  • в афроамериканских семьях не было обнаружено сильного отрицательного влияния авторитарного стиля воспитания на поведение, эмоциональную стабильность и успеваемость детей;
  • наконец, индифферентный стиль воспитания приводил к отрицательным результатам по всем трем показателям во всех без исключения культурных группах.

Таким образом, результаты исследования подтвердили общепринятое мнение о том, что демократичное воспитание, основанное на поддержке и заботе родителей о детях, является наиболее эффективным. Кроме того, авторитарное воспитание в определенных культурных группах (например, в афроамериканских семьях) не имеет таких отрицательных последствий, как в большинстве семей.

Читайте также: