Девизом пражского лингвистического кружка являются слова
Обновлено: 14.11.2024
Пражский лингвистический кружок был основан в 1926 году чехословацким филологом В.Матезиусом. «Русское ядро» кружка составляли Якобсон, Трубецкой, Карцевский.
Идейным предшественником Пражского кружка является Ф. де Соссюр, с именем которого связано представление о языке как частном случае семиотических (знаковых) систем. Пражский кружок также испытал также влияние русской лингвистической традиции, в частности идей Фортунатова, Щербы и особенно И. А. Бодуэна де Куртенэ.
В программном документе пражцев «Тезисы Пражского лингвистического кружка»(1929) выдвинуты два основных методологических принципа: функциональный и структурный. Структурный основывался на идеях Соссюра о разграничении языка и речи, синхронии и диахронии; он объединял пражцев с другими направлениями структурализма. Функциональный, во многом восходивший к Бодуэну де Куртенэ, был специфичен для пражцев, в Тезисах он вынесен на первое место.
Основная идея представителей пражского кружка - представление о языке как о функциональной системе. Функцией называется задача, цель речевой деятельности. Поэтому к лингвистическому анализу нужно подходить с функциональной точки зрения. В Тезисах выделяются основные функции языка. Речевая деятельность в социальной роли имеет либо функцию общения, либо поэтическую функцию[3]. Специфический для пражцев компонент классификации – выделение поэтической функции. Если для других школ структурализма поэтика, изучение художественной речи находились вне лингвистической проблематики, то пражцы внесли в эту область значительный вклад. В связи с этим пражцы занимались проблемами литературного языка. Результатом функционального подхода к литературным языкам стало развитие особой лингвистической дисциплины – истории литературных языков.
В Тезисах нашли отражение также идеи пражцев в отношении истории языка. Пражский кружок, принимая разграничение Соссюра синхронии и диахронии и безусловно отдавая приоритет синхронии, не считали данное разграничение абсолютным. В отличие от глоссематиков, пражцы рассматривали синхронию не как систему в полном отвлечении от времени, а как состояние языка в один из моментов его развития
Бесспорной заслугой Пражского кружка является создание фонологии. Наиболее полно фонология изложена в книге Николая Сергеевича Трубецкого «Основы фонологии» (1939). Трубецкой различает две науки: фонетику (учение о звуках речи) и фонологию (учение о звуках языка). Фонема – кратчайшая фонологическая единица языка; звуки являются материальными символами фонем. Для выделения фонемы Трубецкой вводил фундаментальное по своему значению понятие оппозиции. Выделяются оппозиции многомерные (включающие более двух единиц), одномерные (свойственные только данной паре единиц), пропорциональные (одинаковые противопоставления имеют место для нескольких пар) и изолированные (данное противопоставление более нигде не встречается). Важное разграничение оппозиций связано с различием постоянных и нейтрализуемых оппозиций. Постоянные оппозиции сохраняются во всех ситуациях. Нейтрализуемые оппозиции сохраняются в одних случаях и реализуются в других, например, в русском языке противопоставление звонкости и глухости нейтрализуется на конце фонетического слова. В связи с этим вводится понятие архифонемы, т.е. совокупность смыслоразличительных признаков двух фонем (например, много ко[с] содержит архифонему).
Морфологическая проблематика Пражского кружка ограничивалась изучением морфемы и морфологических оппозиций (например, оппозиции глагольных времен), нейтрализации оппозиций (например, нейтрализации родов во множ.числе), совокупности оппозиций. Так, имя существительное в русском языке понимается как способность слова, принадлежащего к этой части речи, участвовать в оппозиции падежей, чисел и родов.
Большую известность получило учение Матезиуса об актуальном членении предложения. Если при формальном (логико-грамматическом) членении основными элементами являются грамматический субъект и грамматический предикат, то при актуальном членении выявляются основа и ядро высказывания («тема» и «рема»).
Итак, основными достижениями пражского направления структурализма являются:
(5) разграничение обычного языка и языка поэтического;
(6) учение о литературном языке и его номах;
(7) разработка учения о фонеме – ее определение, описание дифференциальных признаков, оппозиций, нейтрализации (Трубецкой);
(8) Трубецкой в дополнение к существовавшим понятиям «семья языков» и «ветвь языков» вводит понятие «языкового союза», обозначая им сходство языков, вызванное соседством расположения и тесными контактами их носителей (Балтийский языковой союз);
(9) пражцы явились родоначальниками учения об актуальном членении предложения.
Пражская школа лингвистического структурализма
Пражская лингвистическая школа была первой по времени образования среди школ структурного языкознания, возникновение которого было подготовлено, как уже отмечалось, деятельностью И.А. Бодуэна де Куртенэ, Н.В. Крушевского, Ф.Ф. Фортунатова, Ф. де Соссюра, Л.В. Щербы и которое требовало перенесения центра тяжести в лингвистическом исследовании на изучение преимущественно или исключительно в синхроническом плане, с привлечением строгих формальных методов присущей языку жЈсткой (инвариантной) внутренней структуры, образуемой множеством отношений (противоположений) между его чЈтко выделимыми элементами и обеспечивающей целостность языковой системы и возможности его функционирования в качестве знаковой системы.
Эта школа была создана в 1926 по инициативе В. Матезиуса и Р.О. Якобсона и просуществовала организационно до начала 50 гг. Пражский лингвистический кружок явился центром деятельности Пражской школы, поистине интернациональной по своему составу. Организатором и главой кружка был Вилем Матезиус (1882--1945).
Первое изложение новой исследовательской программы по общему и славянскому языкознанию было дано в "Тезисах Пражского лингвистического кружка" , содержащих в достаточно чЈтком виде основные положения, которые разрабатывались в дальнейшей деятельности Пражской школы функциональной лингвистики. Были выдвинуты принципы структурного описания языка. В этих тезисах давалось определение языка как системы средств выражения, служащей какой-то определЈнной цели, как функциональной системы, обладающей целевой направленностью; указывалось на невозможность понять любое явление в языке без учета системы, к которой оно принадлежит Синхронный анализ современных языков провозглашался лучшим способом для познания сущности и характера языка и распространения системного понимания на изучение прошлых языковых состояний. Подчеркивалась недопустимость проводимого в Женевской школе жЈсткого разграничения между методом синхроническим и диахроническим; указывалось на невозможность исключить понятие эволюции из синхронического описания. Признавалась необходимость в сравнительном изучении родственных языков не ограничиваться только генетическими проблемами, но и использовать структуральное сравнение и типологический подход, чтобы системно осмыслить законы конвергенции и дивергенции языков. В тезисах провозгашался призыв к исследованию языковых контактов в рамках региональных объединений различного масштаба, высказывалось несогласие с утверждениями о произвольном и случайном характере возникновения языковых явлений.
В "Тезисах ПЛК" были заложены основы структурно-фонологического анализа. Исходя из целевой обусловленности фонологических явлений, приоритет отдавался не двигательному, а акустическому образау. ПодчЈркивалась важность инструментального исследования звуковой стороны языка. Было проведено различение трЈх аспектов звуков -- как объективного физического факта, как акустико-двигательного представления и как элемента функциональной системы. ПодчЈркивалась меньшая существенность материального содержания фонологических элементов по сравнению с их взаимосвязью внутри системы (в соответствии со структуральным принципом фонологической системы). К числу задач синхронической фонологии были отнесены: установление состава фонем и выявление связей между ними, определение фонологических корреляций как особого вида значимых различий, регистрация реальных и теоретически возможных в данном языке сочетаний фонем, изучение морфологического использования фонологических различий (морфонологии) и анализ морфонем типа к/ч в комплексе рук/ч: рука, ручной.
Пражцы сформулировали задачи теории номинации и функционального синтаксиса. Они различали номинативную деятельность, результатом которой является слово и которая -- на основе особой для каждого языка номинативной системы -- расчленяет действительность на лингвистически определимые элементы, и синтагматическую деятельность, ведущую к сочетанию слов. В теории номинации объединяются исследования различных номинативных способов и грамматических значений слов. К теории синтагматических способов (функциональному синтаксису) были отнесены: изучение предикации, которая является основным синтагматическим действием, созидающим предложение; различение формального членения предложения на подлежащее и сказуемое и актуального членения на тему и высказывание; понимание под морфологией (в широком смысле) теории системы форм слов и их групп, пересекающейся со словообразованием, традиционной морфологией и синтаксисом; подчЈркивание роли морфологической системы языка в обеспечении связей между различными формами и функциями.
Пражцам принадлежит формулирование многих принципов функционального описания языка. Они различали речевую деятельность внутреннюю и реализованную, речевую деятельность интеллектуализованную и аффективную; разграничивали две социальные функции речевой деятельности -- как функцию средства общения (с использованием либо языка практического, либо языка теоретического) и функцию поэтическую (с использованием поэтического языка). Формы лингвистических проявлений подразделяются на устную и письменную. Делается призыв к систематическому изучению жестов; указывается на важность исследования взаимоотношений между говорящими, проблем межъязыковых связей, специальных языков, распределения языковых пластов в городах. Пражцами намечается программа синхронического и диахронического исследования условий формирования литературного языка, его отношения к диалектам и народному языку, его роли в обществе, его стилистических особенностей, возможностей вмешательства в его развитие, характера разговорно-литературной формы языка. Намечается программа лингвистического исследования поэтического языка с его особыми явлениями в области фонологии, морфологии, синтаксиса и лексики.
Особого внимания заслуживает постановка задач перед структурно-функциональным славянским языкознанием, где предлагается использовать принципы лингвистической географии в этнографическом описании славянских территорий и составлении общеславянского лингвистического (особенно лексического) атласа, обратить внимание на развитие исторической лексикографии, важной для общей психологии и истории культуры. Специально подчЈркивается системный характер организации лексики, который делает необходимым изучение структуры лексической системы, дающее возможность определить место в ней каждого отдельного слова. Пражцы призывают к разработке культуры и критики славянских языков.
В русле Пражской школы функциональной лингвистики складывалась фонология как первая дисциплина, где был применЈн структурно-функциональный подход. ЕЈ создатель Н.С. Трубецкой, автор всемирон известного труда"Grundzuege der Phonologie" (1939) опирался на идеи И.А. Бодуэна де Куртенэ, Ф. де Соссюра, Л.В. Щербы, К. Бюлера/ Основные черты егофрнолггической концепции: разграничение фонологии и фонетики (параллельно соссюровскому разграничению языка и речи); разработка критериев (в основном функциональных) выделения и отождествления фонем; выдвижение понятия фонологической оппозиции; указание на разложимость фонемы на одновременно данные, нелинейные различительные признаки и определение фонемы как "пучка" различительных признаков; использование фонетических характеристик при описании дифференциальных признаков (что не допускалось дескриптивистами и глоссематиками); разработка типологии фонологических оппозиций; указание на нейтрализацию фонологических оппозиций в определЈнных позициях и постулирование архифонемы как единицы, объединяющей свойства нейтрализуемых фонем. Впоследствии понятия и методы структурного анализа, выработанные в фонологии, были перенесены на изучение морфологии (работы Р.О. Якобсона, В. Скалички, В. Матезиуса, Л. Новака). Р.О. Якобсоном были выдвинуты идеи о неравноправности членов морфологической корреляции (маркированность -- немаркированность), о наличии единого семантического инварианта для каждого из членов морфологической категории, о непременной бинарности грамматических оппозиций и наибольшей адекватности дихотомических разбиений.
Серьёзный вклад был сделан пражцами в разработку понятия функциональной перспективы предложения, задаваемой актуальным членением, т.е. членением на тему и рему (В. Матезиус и др.). Основательно были разработаны функциональная стилистика и теория литературного языка, проведено разграничение понятий норма и кодификация (для объективно существующего в языке и для целенаправленной деятельности лингвиста).
Разработка традиций ПЛК была продолжена в послевоенной чехословацкой лингвистике на основе принципов марксизма-ленинизма (Ф. Данеш, Я. Фирбас, П. Сгалл и др.). Идеи ПЛК воздействовали на формирование и развитие французского структурно-функционального языкознания (А. Мартине, Л. Теньер, М. Мамудян) и вообще функциональной лингвистики, на деятельность советских языковедов и в целом на мировую лингвистику.
Оппозиционный анализ явился главным вкладом пражцев в методологию структурного анализа языка. Оппозиция понималась как лингвистически (семиологически или семиотически) существенное различие между единицами плана выражения, которому соответствует различие плана содержания (и наоборот), как специфического вида парадигматическое отношение (корреляция). Оппозиционный метод стал использоваться для идентификации (установления парадигматических границ) языковых единиц, для выявления дифференциальных признаков (и их наборов) в фонетической или семантической субстанции, отличающих данную единицу от противопоставляемых ей единиц, для установления системных связей между противопоставленными единицами.
Сопоставляются, как правило, члены одной пары единиц, обладающие частично общими признаками (основание для сравнения) и частично различительными (дифференциальными) признаками. Различаются оппозиции: а) одномерная и многомерная; б) изолированная и пропорциональная; в) привативная, градуальная (ступенчатая) и эквиполентная; в) постоянная и нейтрализуемая. Один из членов привативной оппозиции квалифицируется как немаркированный (беспризнаковый) и маркированный (признаковый).
Р. О. Якобсон стремился свести все оппозиции к бинарным; перенеся бинарный принцип из фонологии в морфологию (утверждение неравноправного статуса членов морфологической категории). Классические фонологические опыты пражцев получают продолжение в виде построенной позднее, в американский период деятельности Р.О. Якобсона, в сотрудничестве с Гуннаром Фантом и Моррисом Халле, дихотомической фонологии, в которой фундаментальной звуковой единицей объявляется дифференциальный признак и постулируется наличие универсального набора фонологических дифференциальных признаков. Оппозиционный метод, разработанный в фонологии и морфологии, становится базисом для формирования метода компонентного анализа в области структурной лексикологии и семантики. Компонентный анализ выступает по существу как частный вид оппозиционного анализа.
Почва для возникновения пражской школы была подготовлена научной деятельностью Иосифа Зубатого и Вилема Матезиуса пoд влиянием идей Соссюра.
Иосиф Зубатый (1855-1931) выступал против механического пониманин языка. Некоторые ученики И. Зубатого – Б. Гавранек, И. М. Коржинек и другие – стали видными деятелями «Пражского лингвистического кружка».
Вилем Матезиус (1882-1945) – чешский лингвист, основатель и первый президент Пражского лингвистического кружка , специалист по общему языкознанию и англист, и его ученики – Б. Трнка, И. Вахек и другие – стремились углублять методы синхронии и диахронии в языкознании.
Во взглядах русских представителей пражской школы - Н. С. Трубецкого – выдающийся русский лингвист; известен также как философ и публицист евразийского направления, Р. О. Якобсона – российский и американский лингвист и литературовед, один из крупнейших лингвистов XX века, оказавший влияние на развитие гуманитарных наук не только своими новаторскими идеями, но и активной организаторской деятельностью, и С. И. Карцевского - проявилось влияние Л. В. Щербы и Ф. де Соссюра.
В 1926 г. Вилем Матезиус основал школу пражских структуралистов под названием «Пражский лингвистический кружок». В благотворной среде ученых, группировавшихся вокруг этого кружка, вырос ряд крупных лингвистов.
Главные положения пражского структурализма следующие:
1. Языкознание - самостоятельная наука, создаваемая на основе знаковой системы языка, а не на основе психологии, физиологии или логики. В языкознании нужны однородные понятия, с помощью которых мы можем соответственно фактам описать структуру того или другого языка. Психологизм, физиологизм и логицизм толкуют явления языка по тому, что они выражают, а не потому, как они выражены в языке. Так, логическая грамматика определяет имя существительное как часть речи, обозначающую предметы. Лингвистическая же грамматика определяет имя существительное как часть речи, которая может обозначать все, что угодно - предмет, свойство, действие, обстоятельство, но всегда в опредмеченном виде и в формах рода, числа и падежа, например: стол, голубизна, прогулка, действительность.
2. Язык - система. Понятие системы пражцы противопоставляли атомизму младограмматиков – стремлению рассматривать языковые факты изолированно, каждый в отдельности.
3. Весьма плодотворно понятие пражцев о языке как функциональной системе, системе целенаправленных выразительных средств. При этом пражцы правильно понимают функцию как назначение, целенаправленность, а не как зависимость. Пражцы подчеркивали функциональное понимание языка как системы, удовлетворяющей выразительным потребностям членов данной языковой общности.
Они различали язык общения и язык поэтический.
Все средства выражения в языке общения стремятся к автоматизации, а в поэтическом языке – к актуализации.
Основными требованиями к общелитературному языку общения пражцы правильно считали: а) устойчивость, б) богатство словаря и его стилистическое разнообразие, в) точность смысла, г) оригинальность и д) неувеличение без надобности расстояния, существующего между общелитературным и обыденным языком.
4. Пражцы создали теоретическую фонологию. В фонологии они, во-первых, отбросили использование психологического критерия; во-вторых, они учитывали все свойства звука, обращая особое внимание на его различительные (дифференциальные, релевантные) признаки, сумма которых обеспечивает качество звука как фонемы. При этом пражцы, по примеру Щербы, подчеркивали способность фонемы различать слова и морфемы.
5. По представлению пражских структуралистов, синхроническое обозрение, охватывающее элементы языковой системы с точки зрения их функции, не совсем исключает понятие развития языка. Изменения в системе языка нельзя понять вне связи с той системой, в которой они ·совершаются. И вот пражец Р. Якобсон уже в 1929 г. обосновал положение, что и диахрония имеет системный характер. Язык представляет собой не только синхронную систему, но и систему, находящуюся в движении. Это движение затрагивает все компоненты языковой системы – лексику, морфологию, синтаксис, фонологию.
6. Пражец Н. С. Трубецкой выдвинул понятие «языкового союза». Различные языки, существуя длительное время бок о бок в известном районе (например, албанский, болгарский, греческий и румынский языки на Балканском полуострове) , могут постепенно сближаться между собой: постоянным контактом, взаимодействием и заимствованиями.
7. От В. Матезиуса идет так называемое «актуальное членение предложений».
Пражская лингвистическая школа возникла в 1926 г. по инициативе чешского гуманиста В. Матезиуса. Кружок объединил исследователе славянских и германских языков и литератур, боровшихся за структурный и функциональный подход к языку и литературе. «Русское ядро» кружка составили Н.С.Трубецкой, С.О.Карцевский и Р. Якобсон. Официально кружок существовал до 1952 г., реально – до начала второй мировой войны, выпустив за это время 8 номеров своих «Трудов». Девиз пражского кружка – структура и функция, поэтому его иногда называют Школой функциональной лингвистики.
Пражские структуралисты признают социальную природу языка, отмечая, что «структура языка тесно связана с окружающими ее структурами». В связи с этим пражцы большое внимание уделяют изучению структуры литературного языка, которая, складываясь из ряда частных систем, обладает ярко выраженным социальным и функциональным характером. Много внимания уделяют они и отношениям языка к литературе, культуре, искусству. Такое соотносительное изучение структуры языка исходит из необходимости рассматривать языковой знак в его реализации, в отношении к окружающей действительности. Важнейшей чертой языковых систем пражские структуралисты считали их функциональное назначение, практическое использование языковой системы, при этом важны не только отношения внутри языковой системы, но также отношения языковой системы к внеязыковой действительности.
Одной из главных заслуг Пражского кружка перед мировым языкознанием является создание фонологии как научной дисциплины. Наиболее полно взгляды на сущность фонологических проблем изложены в работе Н. Трубецкого «Основы фонологии». В этой книге Трубецкой впервые показывает системность языка, исследуя фонологические системы более 100 языков. Здесь же он впервые противопоставил фонетику и фонологию и определил их задачи.
Принципы структурного и функционального подходов пражцы стремились распространить и на изучение проблем морфологии и синтаксиса. Морфология понималась ими как раздел теории лингвистической номинации, тесно связанной с функционированием слова, с системой форм слов и их групп. Синтаксис рассматривался как теория синтагматических способов, к которой изучаются сочетания слов, возникающие в результате синтагматической деятельности. Противопоставление языка и речи в синтаксисе ведет к разграничению предложения и высказывания.
С деятельностью Пражского кружка связано оживление интереса к типологическому изучению языков. По мнению пражцев, разработка фонологических и грамматических проблем, связанная с выделением фонологических и грамматических типов в языке, дает возможность для выявления общих закономерностей развития языков. Пражские лингвисты в своих исследованиях показали, что иногда группы соседних языков обнаруживают сходные черты даже в том случае, когда они принадлежат к генетически разным языковым семьям. По их мнению, такие географически смежные неродственные языки, обладающие существенными сходными чертами в синтаксической, морфологической или фонологической структурах, образуют языковой союз. Типичным примером языкового союза является балканский языковой союз, который включает в себя греческий, албанский, болгарский и румынский языки.
Читайте также: