Девиз жизни и творчества бетховена
Обновлено: 21.12.2024
Величайший немецкий композитор Людвиг ван Бетховен родился 16 декабря 1770 года в Бонне, его дед Людвиг ван Бетховен - капельмейстер, слыл человеком упорным и энергичным. Дослужил он до ранга «господина придворного капельмейстера». Именно от него Бетховен унаследовал многие черты своего характера – сильную волю, гордый, независимый характер, настойчивость и работоспособность. Отец Иоганн ван Бетховен служил певцом - тенором в курфюрстской капелле, мама Людвига, Мария Магдалена Кеверих, была очень музыкальна – прекрасно пела и немного играла на клавесине.
Людвиг очень рано проявил поразительное музыкальное дарование. Первые уроки музыки мальчик получил у своего отца. Нельзя сказать, что воспитание Людвига было совсем запущено, но особо хорошим его тоже не назовешь. Он усвоил чтение, письмо, счет и азы латыни в общедоступной школе. Музыке, на стезю которой его постоянно и жестоко направлял отец, он учил дома. Никакое ремесло, кроме отцовского, не сулило радостей, ибо всюду имелись ограничения. Он мечтал сделать из сына новое «чудо», «второго Моцарта» и заставлял мальчика часами просиживать за клавесином. Слава маленького Моцарта не давала покоя Бетховену – старшему, и он принуждал несчастного ребенка играть упражнения по семь – восемь часов в день. И только яркий талант маленького Людвига, его непреодолимое влечение к музыке помогли ему перенести такое жестокое обращение и не отпугнули навсегда от искусства. В восемь лет маленький Бетховен дал первый концерт в Кельне, а за ним последовали концерты и в других городах.
Среднего образования Людвигу не удалось получить, об этом никто не заботился – семья жила в нужде. Однако до десяти лет он посещал начальную школу, а потом был вынужден покинуть ее, чтобы зарабатывать на содержание семьи. Впоследствии композитор упорным трудом добился широкого интеллектуального развития и был даже в курсе крупнейших научных достижений и открытий своего времени.
Серьезные занятия Бетховена начались в 1782 году. Музыкальные успехи вскоре обратили на него всеобщее внимание, и переломным моментом стала встреча с известным музыкантом и композитором того времени – Готлибом Нефе, который и стал его первым настоящим учителем и наставником, и оказал решающее влияние на духовное развитие будущего композитора. Нефе с самого начала понял, что его гениальному ученику, обладающему необузданной фантазией, недостает сдержанности, дисциплины и культуры. Путь к ним лежал через глубокого и всестороннее изучение творчества великих композиторов. Их занятия не ограничивались игрой на инструменте.
Любимый учитель знакомил Людвига с лучшими традициями немецкий классиков, изучал произведения великого И.С.Баха. Всё это давало необходимые знания в области композиции, воспитывало его художественный вкус. Спустя много лет, переехав в Вену, Бетховен написал Нефе: «Я вам глубоко признателен за мудрые советы, подвинувшие меня в изучении божественного искусства. Если мне суждено прославиться, то этим буду обязан я вам».
Почувствовав себя уверенным в роли композитора и пианиста, Бетховен в 1787 году едет в Вену – музыкальную столицу мира. Это не продолжительное путешествие доставило ему радость мимолетной встречи с В.А.Моцартом. Бетховен играл перед великим композитором свои произведения, импровизировал. Моцарт подошел к двери в соседнюю комнату и сказал тем, кто там находился: «Обратите внимание на этого молодого человека. Он заставит всех говорить о себе».
Бетховен мечтал учиться у великого композитора Моцарта. Но судьба распорядилась иначе – заболела мама Людвига, и он помчался. Мама умерла у него на руках, и теперь все семейные заботы легли на плечи юноши, он должен был заботиться о двух младших братьях.
В 1789 году Бетховен поступает в Боннский университет вольнослушателем на философский факультет. Эти занятия принесли огромную пользу композитору, он складывается как личность, формируется его мировоззрение. За десять лет творческой работы к 1792 году он создал около пятидесяти сочинений – это были фортепианные пьесы, три сонаты, три квартета.
В возрасте двадцати двух лет Бетховен поселился в столице Австрии Вене. Вена была одним из крупнейших музыкальных центров того времени. Здесь выступали выдающиеся исполнители и приезжие примадонны, в придворных театрах шли итальянские и немецкие оперы. Молодой музыкант привез с собой из Бонна хорошие рекомендации. Но лучшей рекомендацией ему была его игра. Он так владел инструментом и импровизировал, что сразу завоевал славу блестящего пианиста и материальную независимость.
В 1796 году Бетховен гастролировал в Праге и Берлине. Здесь состоялись его сольные концерты. Известный в то время композитор Шенк писал: «Что это была за игра. В ней не было ничего смутного, неясного, слабого, сладостные звуки заменялись грустными, порой шутливыми, шаловливыми. Его игра была также прелестна, как и фантазия». Такой успех Бетховена-пианиста раскрыл ему путь как композитору, и к середине 90-х годов он уже полностью сложился как композитор, и, наконец, решился опубликовать свои первые фортепианные сонаты: «Патетическую», «Лунную», «Аппассионату».
В первое десятилетие пребывания в Вене музыкальное развитие Бетховена протекало очень интенсивно. Он создаёт более 100 произведений в разных жанрах: 17 фортепианных сонат, 9 сонат для скрипки, 3 фортепианных концерта, 2 сонаты для виолончели с фортепиано, создает свою Первую симфонию и задумывает Вторую.
Послушаем фрагмент «Концерта для скрипки с оркестром»
Однако его поджидает полоса неприятностей и страданий. Бетховен начинает чувствовать ослабление слуха. «Уже три года, как мой слух все более слабеет, - писал он друзьям в 1802 году. – В театре я должен, чтобы понимать артистов, садиться у самого оркестра. Если я сажусь подальше, то не слышу высоких нот, инструментов и голосов…Когда говорят тихо, я едва слышу; да, я слышу звуки, но не слова, а между тем, когда кричат, это для меня не выносимо».
В 1801 году в письме к другу Вегелеру он написал: «Я веду, можно сказать, жалкую жизнь: два года уже, как я избегаю всякого общества, так как у меня недостает духа сказать людям: я глух. Если б у меня была какая-нибудь другая профессия, было бы терпимо; но при моей профессии это ужасно. Что будут еще говорить по этому поводу мои враги, которых немало. Хочу, если удастся, пойти наперекор судьбе, хотя в моей жизни будут моменты, когда я буду несчастнейшим созданием».
Новым витком на пути к зрелости стала его «Героическая симфония». Она открывает новый период его творчества, новый взлёт его могучей фантазии. «Героическая симфония» стала важной вехой в истории музыки. В ней было столько нового! Эта симфония – настоящий роман жизни и борьбы его героя. В ней слышна глубина и богатство музыкальных мыслей!
ПослушаемфрагментпервойчастиСимфонии№3 «Героической»
Свобода, завоёванная в борьбе, героика титанических свершений, стихийный порыв масс – вот главные темы в зрелом Бетховенском творчестве. Этот период длится около десятилетия. В 1808 году он заканчивает писать Пятую симфонию, наиболее популярную, и подчас более совершенную, и лучшую из всех. Короткие яркие темы сразу врезаются в память. Об одной из этих тем, которая является своего рода лейтмотивом, Бетховен говорил: «Так судьба стучится в дверь». Свой девиз - «Через борьбу – к победе!» - композитор ясно выразил в Пятой симфонии.
Послушаем фрагмент первой части Симфонии №5
Творчество Бетховена зрелого периода поражает разносторонностью замыслов, глубиной музыкальных идей, монументальностью форм. Композитора волновала судьба народа. А решаются эти судьбы в борьбе. Борьба героя за свободу и счастье людей составляет содержание его творчества. «Музыка должна высекатьогонь из людских сердец»,- эти слова относятся ко многим сочинениям этого периода.
Героическое начало воплощено в ряде оркестровыхувертюр – «Леонора», «Кориолан». В знаменитой увертюре «Эмонт» (1810) к одноименной трагедии Гете излюбленная Бетховеном концепция «от мрака к свету» изложена наиболее концентрированно - через драматизм борьбы к ликующим фанфарам освобождения.
Послушаем фрагмент увертюры «Эгмонт»
Музыка Бетховена пронизана философскими раздумьями о судьбе человека, высокими этическими идеалами и призвана пробудить лучшие человеческие качества и чувства. Но есть другой Бетховен – безудержно веселый, преисполненный юмора, наслаждающийся жизнью. Такова, например, музыка Седьмой и Восьмой симфоний.
С годами облик композитора изменился, а характер стал более замкнутым. Глухота прогрессировала. Он уже не слышал речи друзей – теперь для бесед использовал тетради, в которых друзья пишут ответы на его вопросы.
В последний раз Бетховен играл свой Четвертый концерт в 1808 году. Дирижерские выступления продолжались и позже, хотя с наступлением полной глухоты давались все более тяжело. Однако мощь его жизненных впечатлений была так велика, а воля к творческому созиданию столь огромна, что до последнего своего вздоха он жил новыми, все более дерзновенными художественными замыслами и особенно интенсивно воплощал их в зрелые годы.
В последнее десятилетие жизни Бетховена формируется поздний стиль его творчества –импровизационный, ещё более возвышенный, чем прежде. В ней преобладает интеллектуальное начало. Эта музыка остается действенной, живой и активной, главная роль отводится размышлению. Таковы последние пять струнных квартетов, пять последних фортепианных сонат. Последние монументальные произведения того времени — это «Торжественная месса», и Девятая симфония. В этой симфонии великий музыкант раскрыл свои мысли о жизни, о путях человечества, в ней он обращается к нам, его потомкам. Эту борьбу и глубокие раздумья человека воплотил он в своей гениальной музыке Девятой симфонии. Он ввёл в неё слово – оду Шиллера «К радости». Как будто огромное солнце поднимается на небе. «Обнимитесь, миллионы, слейтесь в радости одной!»
Послушаем фрагмент Девятой симфонии Людвига ван Бетховена.
Премьера симфонии состоялась 7 мая 1824 года в одном из венских театров. Композитор стоял за дирижерским пультом, а рядом с ним стоял капельмейстер и дирижировал, так как сам Бетховен уже ничего не слышал и не мог управлять оркестром и хором. Когда музыка отзвучала, начались такие овации, что, казалось, рухнет крыша театра. Он стоял спиной к публике. Тогда одна из певиц повернула его лицом к залу, и он увидел успех своего шедевра. Одолеваемый недугами, Бетховен еще успел написать четыре больших квартета. Это сложные, чрезвычайно глубокие произведения, ставшие последней точкой в работе композитора.
26 марта 1827 года композитора не стало. Бетховен победил, потому что к нему пришла не смерть, а бессмертие. И каждый раз, когда в концертных залах звучит музыка Бетховена, он побеждает вновь и вновь!
Список использованной литературы:
Вспоминания Бетховена. Биографические заметки Франца Вегелера и Фердинанда Риса. М., Классика XXI , 2001.
Клавесин – старинный струнный клавишно-щипковый музыкальный инструмент, предшественник фортепиано.
Флейта – это деревянный духовой музыкальный инструмент, считающийся одним из самых древних на земле.
Скрипка – струнный смычковый музыкальный инструмент с высоким звучанием.
Орган – клавишно-духовой музыкальный инструмент. Большие концертные органы превосходят по габаритам все прочие музыкальные инструменты.
Симфония – музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава (симфонического), но существуют и симфонии для струнного, камерного, духового и других оркестров.
Токката – наравне с фантазией, импровизационный органный жанр, не имеющий четких рамок и представляющий большую свободу для композитора.
Импровизация – произведение искусства, которое создаётся во время процесса исполнения, либо собственно процесс его создания.
Сюита – цикл разнохарактерных старинных танцев, написанных в одной тональности.
Партита – разновидность сюиты или концертная сюита.
Соната – жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано.
Лад – это система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми ступенями в музыке. Самые распространенные лады это мажор и минор.
Ключевые слова:
Музыка; Людвиг ван Бетховен; композитор; концерт; симфония; фортепиано; рояль; скрипка; орган; флейта; музыкальное произведение; классическая музыка; симфоническая музыка; симфонический оркестр; Лунная соната, симфония № 5.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Сергеева Г.П. Музыка. 3 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2018. С. 90-93.
- Калинина Г.Ф. Музыкальная литература: выпуск 1. Вопросы, задания, тесты. – М.: Калинин, 2012.
- Антонин Згорж. Один против судьбы. Повесть о жизни Людвига ван Бетховена. Письма Бетховена - М.: Правда, 1987 - 494 с.
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Теоретический материал для самостоятельного изучения (Основное содержание урока)
Мы продолжаем изучать музыкальную культуру Западной Европы на примере творчества немецкого композитора-классика Людвига ван Бетховена. Мы познакомимся с различными музыкальными образами его музыки и погрузимся в мир героических образов.
Людвиг ван Бетховен
(1770–1827)
Людвиг ван Бетховен – немецкий композитор и пианист, последний представитель «венской классической школы».
Бетховен является ключевой фигурой классической музыки в период между классицизмом и романтизмом и одним из наиболее исполняемых композиторов в мире. Бетховен писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям и хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры и симфонии.
Творчество Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX веков.
Он создал множество произведений, которые и сегодня волнуют слушателей глубиной мысли, искренностью и неподдельностью чувств.
Людвиг ван Бетховен родился 16 декабря 1770 года в городе Бонн, в семье певца Иоганна Бетховена и Марии-Магдалины.
Дом, где родился Бетховен
Отец хотел сделать из сына второго Моцарта и рано начал обучать Людвига играть на клавесине и скрипке. Уже в семь лет Бетховен первый раз участвует в выступлении.
Однако чудо-ребёнком Бетховен не стал, и отец передал обучение сына друзьям. Один учил его игре на органе, другой – на скрипке.
С 1780 года обучением Людвига занялся Кристиан Нефе. Нефе познакомил Бетховена с произведениями Баха, Моцарта, Генделя и Гайдна. Благодаря Нефе, в 12-летнем возрасте Людвиг ван Бетховен издает свое первое сочинение – вариации на тему марша Дресслера.
В 1787 году Бетховен посещает Вену, где берет несколько уроков у Моцарта. Уже тогда, прослушав импровизацию Бетховена, Моцарт сказал: «Он всех заставит говорить о себе!».
Но из-за болезни матери Людвиг вынужден был вернуться домой. В следующий раз в Вену Бетховен возвращается только в 1792 году, где начинает заниматься у известного австрийского композитора Гайдна. Но этот союз не продержался долго и распался. Нового учителя – Антонио Сальери Бетховен находит себе сам и быстро становится известным пианистом в Вене. За первые десять лет в Вене Бетховен написал более тридцати своих произведений.
Бетховен в обществе
В 1796 году Бетховен начинает терять слух, но продолжает писать музыку. Понимая, что болезнь прогрессирует, Бетховен пишет письмо, где подробно рассказывает о своих переживаниях: «Мне казалось немыслимым покинуть свет раньше, чем я исполню всё, к чему я чувствовал себя призванным». Теряя слух, Бетховен все реже выходил на улицу, становился замкнутым и угрюмым и практически не выступал. Но, несмотря на болезнь, именно в этот период Бетховен создает свои самые известные произведения.
Талантливый композитор умер на 57 году жизни – 26 марта 1827 года. В этот день за окнами бушевала гроза, а миг смерти ознаменован страшным громовым раскатом. В последний путь Бетховена провожает 20 000 горожан
Могучий талант, вопреки жизненным невзгодам и трудностям, равнодушию окружающих и тяжелой болезни, проявился в каждом его сочинении: симфониях, фортепианной музыке, романсах и песнях.
Французский писатель Ромен Роллан в книге «Жизнь Бетховена» писал: «Страдалец, нищий, немощный, одинокий, живое воплощение горя, он, которому мир отказывает в радостях, сам творит Радость, дабы подарить ее миру. Он кует ее из своего страдания, как сказал он сам этими гордыми словами, которые передают суть его жизни и являются девизом каждой героической души: «Радость через Страданье».
Читая эти строки, становится очевидным тот факт, что героическая музыка Бетховена нужна была самому композитору, чтобы преодолеть отчаяние от глухоты, невозможность общения с окружающими людьми.
Одним из самых известных произведений композитора является Соната для фортепиано № 14, написанная в 1800–1801 г.г., более известная как «Лунная соната».
«Лунной» эту сонату назвал музыкальный критик Людвиг Рельштаб в 1832 году, сравнив это произведение с «лунным светом над Фирвальдштетским озером».
Страстная натура композитора живо отзывалась на жизнь во всех ее проявлениях – и жизнь была заполнена отнюдь не только трагедиями и героической «борьбой с судьбой». Контрастом к «Лунной сонате» служит фортепьянная пьеса-шутка «Ярость по поводы утерянного гроша», которая является замечательным образцом бетховенского юмора.
Однако, девизом всей своей жизни Л. Бетховен выбрал такие строки «Через борьбу к победе, через страдание – к радости, через тернии – к звездам».
Примеры и разбор решения типовых заданий тренировочного модуля
Тип вопроса: Выберите элемент (Единичный выбор).
Какое из представленных музыкальных произведений сочинил Л.Бетховен?
Б) Лунная соната
Правильный вариант ответа:
Б) Лунная соната
Неправильный вариант ответа:
Тип вопроса: Установление соответствий между элементами двух множеств.
Установите соответствие между значимыми фактами из жизни композитора и годами жизни, когда они произошли.
- Год рождения композитора.
- В каком году композитор написал «Лунную сонату».
- В каком году композитор издает свое первое сочинение – вариации на тему марша Дресслера.
Правильный вариант ответа:
Неправильный вариант ответа:
Обратитесь к биографии композитора.
Тип вопроса: Филворд – английский кроссворд.
Найдите пять слов, обозначающих названия музыкальных инструментов и выделите их разными цветами.
Я понимаю его так, что путем усилий можно добиться только хорошего результата. Людвиг ван Бетховен был немецким композитором и пианистом. Этот человек до сих пор остается одной из ключевых фигур классической музыки. Родился он во второй половине восемнадцатого века, а именно в 1770 году. Умер он двадцать шестого марта 1827 года. Тогда он проживал в Вене (это Австрия).
Слова великого композитора XIX века стали девизом грандиозного проекта «Все сочинения Бетховена для фортепиано с оркестром», который проводится в Государственной консерватории Узбекистана.
Инициатором и автором идеи торжеств по случаю 245-летнего юбилея немецкого композитора является профессор кафедры Специального фортепиано Сайёра Акмаловна Гафурова.
Творчество Бетховена проникнуто революционной героикой, высокими идеями и образами, насыщено драматизмом и огромной эмоциональной силой. «Через борьбу — к победе» — такова основная идея, с убедительной, всепокоряющей мощью воплощенная в его Третьей («Героической») и Пятой симфониях. Художественным завещанием Бетховена можно считать трагедийно-оптимистическую Девятую симфонию. Борьба за свободу, братство людей, вера в победу света над мраком запечатлены необыкновенно ярко и убедительно в призывном, жизнеутверждающем финале — оде «К радости» на слова Ф.Шиллера.
Высокий гуманизм, подлинный демократизм, героическое величие, неиссякаемое духовное богатство, мудрость и человечность заключены в творениях гениального немецкого композитора. Для передачи своих мыслей и чувств он всегда находил новые выразительные средства, преобразовывая и обогащая традиционные музыкальные жанры. Истинный новатор, непреклонный борец, он воплощал смелые идейные концепции в удивительно простой, ясной музыке, доступной пониманию самых широких кругов слушателей. Сменяются эпохи, поколения, а бессмертная музыка Бетховена по-прежнему волнует и радует сердца людей.
Талантливая пианистка, Лауреат международных конкурсов, пропагандист узбекской и мировой музыкальной классики, педагог, автора ряда научно-методических статей и учебников Сайёра Гафурова часто выступает со сцены и заявила о себе как музыкант огромного диапазона влюбленного в музыкальное искусство. Ее репертуар огромен - это более 40 классических произведений, столько же романтической и современной музыкальной литературы, кроме того, она является пропагандистом сочинений узбекских композиторов.
В этом концертном сезоне в Государственной консерватории Узбекистана прозвучат все произведения для фортепиано с оркестром Людвига ван Бетховена. В трёх концертных программах, любители музыки смогут прослушать пять концертов для фортепиано с оркестром, трио для скрипки, виолончели, фортепиано и оркестра и фантазию для фортепиано, хора и оркестра. Уникальность проекта заключается в том, что все эти сложнейшие сочинения будут исполнены одним составом (оркестр, дирижёр и солист).
Концертные вечера в рамках проекта «Все сочинения Бетховена для фортепиано с оркестром» пройдут 31 октября и 16 декабря в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана.
Читайте также: