Девиз жана кальвина звучит
Обновлено: 14.11.2024
Мы всегда должны помнить, что у дьявола есть свои чудеса.
Смутное и неверное понимание Бога есть незнание Его.
Когда Бог изольет Свое сияние или явит нам хотя бы его частицу, то все, что было до сих пор светлейшего в мире, окажется по сравнению с Ним погружённым во мрак.
Вот, мы видим прекрастное и восхитительное мироздание, где все, на что бы мы ни обратили свой взор - на небо или на земное пространство, - напоминает о Создателе. И что же? Мы наслаждаемся зрелищем творения, забывая о Творце.
Созерцание природы заставляет возносить хвалу Божьему могуществу.
Бог ничего не должен нам за добрые дела. Почему же? Потому что они происходят из Его сокровищницы, в которой находились задолго до того, как пришли к нам.
Истинное благочестие не заключается в страхе, который на самом деле лишь пытается избежать Божьего суда, но так как избежать не может, то еще больше увеличивается. Истинное благочестие заключается в искреннем чувстве, когда человек любит Бога как Отца столь же крепко, как благоговеет пред Ним и почитает Его как Господа, объемлет Его праведность и более собственной смерти боится оскорбить Его.
Истинное благочестие не заключается в страхе, который на самом деле лишь пытается избежать Божьего суда, но так как избежать не может, то еще больше увеличивается. Истинное благочестие заключается в искреннем чувстве, когда человек любит Бога как Отца столь же крепко, как благоговеет пред Ним и почитает Его как Господа, объемлет Его праведность и более собственной смерти боится оскорбить Его.
Если мы в тяжкий миг отрекаемся от всякой собственной силы и власти и ищем убежища у Бога с сознанием своей нужды, то без сомнения получим необходимое нам. Если же мы напыщенны, тщеславимся своей собственной силой или праведностью, то дверь перед нами закрывается.
Кальвинизм – самое строгое течение в протестантизме, а его основатель, Жан Кальвин, прославился жестокими реформами в Женеве. Искоренение пьянства, проституции и ереси, создание полноценных правил жизни горожанина, которые нельзя было нарушать. Жестокие реформы и насаждение протестантской этики были жизненно необходимы Женеве. Это было ясно тогда, в Женеве XVI века, грязной, пьяной, разноликой и богатой. И это ещё более ясно сегодня: реформы оправдались.
Жан Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выпустить монахов оттуда, а чтобы загнать всех людей в монастырь. Так говорил о Кальвине Вольтер. Вполне оправданно: к концу 1550-х в городе перевелись театры, зеркала и роскошь — её демонстрация, демонстрация достатка, особенно чрезмерного, запрещалась. Однако ко всему этому привели не завоевания и не указы королей и герцогов. К этому привела женевская демократия.
Все реформы Жана Кальвина проходили через голосование Генерального собрания граждан. И что самое характерное, в первый раз, когда Кальвин в 1530-х пытался провести реформы, его выгнали. Тогда на выборах победили противники реформатора. Но через примерно 20 лет граждане сами призвали Кальвина вернуться, а он, не желая этого, но видя в необходимости возвращения в Женеву божий промысел, вернулся. А когда вернулся, принёс меч для прежнего образа жизни средневекового торгового города.
Кальвин и Европа XVI века
Кальвин личность крайне противоречивая. Как и все великие, впрочем. В Интернете и книгах можно найти как крайне положительные, даже хвалебные описания Жана Кальвина, так и негативные, вплоть до сравнений с Гитлером. Но давать одностороннюю оценку такой личности нельзя, к тому же нельзя не учитывать контекст времени. Вполне возможно Кальвин прибегал к жестокости просто из-за того, что в средневековой Европе не было других методов, и жестокость была единственным выходом.
Вдохновившись идеями Лютера, Кальвин подчинил всю общественную жизнь библейским принципам. Благодаря этому Женева стала европейским центром реформации, а последствия реформ Кальвина видны не только в Женеве, но и во всей Швейцарии. В Европе XVI века Женеву называли «протестантским Римом», а Кальвина «Женевским папой», диктатором и тираном города. Но последнее, конечно, натянуто. Современники не вдавались в подробности. Главное то, что оба раза, когда Кальвина звали в Женеву (1536 1538, а затем в 1541 году), он не рвался властвовать, а делал то, что считал должным.
Ещё в бытность свою молодым теологом и юристом, любящим уединённую работу в личном кабинете, француз Кальвин оказывается в Женеве в 1536 году. Заехав проездом в этот город, он остаётся там после уговоров будущего друга Гийома Фареля. Фарель тогда — предводитель Реформации в этой части конфедерации.
Сердце как жертва Богу
К своему приезду в Гельвецию Кальвин уже приобрёл известность благодаря «Наставлению в христианской вере». Фарель же нуждался в поддержке, Реформация шла медленно. В 1538 году оба друга были изгнаны из Женевы по решению городского совета. Кальвин спокойно осел в Страсбурге и не рвался обратно. Через некоторое время горожане поняли, что поддержание порядка невозможно без реформ, которые были бы адекватны ситуации, поэтому начали просить Жана Кальвина вернуться назад. Тот говорит друзьям, что «предпочел бы не ехать в Женеву», добавляя: «Но поскольку я знаю, что я себе не принадлежу, я приношу моё сердце как искреннюю жертву Богу».
Слова выражали жизненную позицию, были девизом Кальвина. Под стать им — эмблема реформатора: протянутая к Богу рука и слова: «искренне и с готовностью». Как и в первый раз, в своём втором визите в город Кальвин видел Божью волю. Вернувшись, ревностно относившийся к заветам Писания, можно сказать, будучи фундаменталистом, Кальвин начинает продавливать через совет города законы и правила, уподоблявшие Женеву буквально «Граду Божьему».
Написано в Библии, что не должно стремиться к нарядности в одежде и украшательству себя через причёски — значит, надо регламентировать порядок в том и другом. Указывается на смехотворство как недостойное занятие — надо прописать ориентиры для граждан и по этому поводу. Для Кальвина не существовало границы между церковной и гражданской жизнью.
Очищение от пороков
Из таких взглядов Кальвина и вышли реформы следующих лет: введение судебного наказания за нарушения порядка Божьего, как он его понимал: за танцы, игру в карты по воскресеньям, постоянное пьянство в тавернах, за бранную ругать и проклятия, ворожбу и гадания и т. д. Запрета не избежали и театральные представления, столь любимые женевцами.
Одними из первых под праведный меч реформ попали кабаки — рассадники пьянства и разврата. Вместо них в Женеве открыли городские питейные заведения, они должны были стать местами общения для горожан, но при этом не быть центрами греха. Для этого был сформулирован чёткий перечень того, что можно делать в этих заведениях, а что нельзя: пьяные клятвы и песни, драки и сальные шутки, танцы и непристойность были заменены духовными разговорами с лежащими рядом Библиями.
Карточные игры были разрешены, но с оговоркой: не более часа. Перед едой и выпивкой — молитва. А для того, чтобы все правила поведения соблюдались, появились официанты. В их обязанности в том числе входило наблюдать за соблюдением правил и делать замечания нарушителям. Отдых в новом женевском стиле заканчивался в 9 вечера, после чего все горожане должны были отправляться домой трезвые и ложиться спать.
Всё это кажется смехотворным современному человеку, но какова была Женева до Кальвина? Богатый город с населением больше 10 тысяч человек, приехавших со всей Европы. Обратная сторона богатства и большого для средневековой Европы населения — богатая вечерняя и ночная жизнь с её развлечениями. Причём развлечения были, как правило, далеко не мирными. Пьяные дебоши были в порядке вещей.
Одним из распоряжений Городского совета был запрет для священников и монахов посещать район красных фонарей. Светский запрет для духовных лиц, которым и так подобное запрещено. Насколько испорчены были простые горожане, если даже священники позволяли себе распутство? Подобное тормозило развитие города, реформация предлагала выход не только духовный, но и экономический, но об этом позже.
Видя развивающееся гниение города и скорый коллапс подающего надежды торгового центра Городской совет пришёл к тому, что перемены необходимы. Проект изменений Кальвин предлагал ещё в первый свой визит в Женеву. Совет начал упрашивать реформатора вернуться, и у него это получилось. Теперь же от горожан также требовалось публично исповедовать свою верность Евангелию и Христу. В противном случае — изгнание.
Не всем нравилось такое положение дел. Резкая смена стиля жизни, привычек никогда не вызывает единодушного одобрения. Были ли оправданы применявшиеся меры или же это была теократическая диктатура, попиравшая свободы граждан? Опять же уместно вспомнить исторический контекст. Повсюду в Европе того времени пылали костры инквизиции, идеи Реформации требовали не меньших жестокости и усилий. Реформы духовной и светской жизни, склад которых утверждался тысячу лет, были невозможны без радикальных мер по установлению новых идеалов и норм.
Сожжение еретика
Сожжение на костре испанского теолога и учёного Сервета — одно из тех событий, которые часто ставят в вину Кальвину. Говоря об этой истории, повторимся, что смертная казнь для Европы XVI в порядке вещей. С 1542 по 1546 год в Женеве было казнено 58 человек. Эпидемия чумы, захватившая Европу в 1540-х, требовала особых мер по предотвращению распространения инфекции, и 34 человека были казнены по обвинению в заговоре и колдовстве (стали жертвой мнения о связи эпидемии с заражением дверных ручек).
Казнь Сервета не была связана с эпидемией. Его, изучавшего малый круг кровообращения, изображают мучеником науки подобно Джордано Бруно, а Кальвина — фанатиком, расправившимся с инакомыслящим гением. Но мало говорят о том, что Сервет ещё до прибытия в Женеву был объявлен еретиком. И не за свои исследования, а за отрицание учения о Троице, что для того времени страшное святотатство.
Сервет долго спорил с Кальвином, но за первым только больше утвердился статус еретика. Более того, Сервет поступил неразумно, явившись в Женеве на службу, которую вёл Кальвин. Прихожане этого не стерпели и задержали его, а Городской совет приговорил Сервета к сожжению. Перед казнью Кальвин встречался с Серветом, просившим о снисхождении в наказании, и предлагал ему отречься от своих взглядов. Последовавший отказ привел к логическому результату — сожжение состоялось. Кстати, в Женеву он приехал к ярым противникам Кальвина. Так что вторым мотивом сожжения могла стать политика.
Достижение материального благополучия города Кальвин видел в развитии предпринимательства, трудовой протестантской этики и банковского дела. Яркий учитель и сильный проповедник разработал простые и понятные правила рабочей этики, которые активно проповедовал среди своих прихожан.
Главный постулат: все принадлежит Богу — работа, имущество, жизнь. В центре всего для верующего человека должен находиться Бог, поэтому лень в работе — знак неуважения к Нему. Давать деньги в долг под проценты — это пример правильного управления, обратное же — расточительство. В то же время, правильно распоряжаясь имуществом, стремясь к получению дохода, следует быть сдержанным в расходах, не допуская лишнего.
Отражение личного аскетизма Кальвина можно увидеть через много веков в подходе к бизнесу и у современных швейцарцев. Ну и в целом, глядя на современную Швейцарию, мы видим, к каким плодам привело учение Кальвина.
Реформация как ключ к благополучию
Но зачем всё это было нужно с материальной точки зрения, а не с духовной? Кальвин видел, что достичь материального благополучия город может только развитием предпринимательства, банковского дела и, в скорее духовном плане, трудовой протестантской этики. Выдающийся проповедник и теолог разработал простые и ясные правила рабочей этики, которые активно проповедовались и насаждались. Главное: всё принадлежит Богу — работа, имущество, жизнь человека.
В центре мира — Бог. А так как работа тоже принадлежит ему, то лень на работе — неуважение к Нему. Деньги в долг под проценты — хорошо, так как ты не расточаешь Божье имущество, а правильно им управляешь. Но правильно распоряжаясь временем и имуществом, богатея, не следует допускать излишества, расточительства. Через века все эти вещи до сих пор можно увидеть у современных швейцарцев в их подходе к бизнесу и жизни.
Реформация в Швейцарии. Кальвинизм (рус.) Новая история.
Жан Кальвин — французский теолог, философ и пастор, являлся женевским реформатором во время протестантской Реформации. Он стал основным лицом в развитии самой системы христианского богословия, которое впоследствии было названо кальвинизмом.
Жана Кальвина — принято считать основателем конгрегационалистской, реформаторской и пресвитерианской церкви, его вероучения распространены по всему миру. Жан был последовательным полемистом и апологетом, его учения вызвали много споров. В его учениях нельзя выделить одну какую-то доктрину, из которой бы вытекали все остальные. Его понимание религии имеет несколько основополагающих идей, из которых и состоит суть его богословия. Его цель — возрождение ранней церкви, и чтобы всё христианское учение было основано на Библии. Жан Кальвин был обычный человек, невысокого роста, худощавого телосложения, он был робок от природы, и часто нерешителен, но его целеустремлённость и верность своим идеям позволила ему стать одной из самых заметных фигур своего времени.
Детство и юность
Жан Кальвин родился во Франции, в провинции Пикардия, в небольшом городке Нуайон, 10 июля 1509 года. Его отец Жерар Ковен был адвокатом. Маленького Жана крестили в католической церкви Сент-Годберт.
После смерти матери, отец Жана отдал его на воспитание в благопристойную семью. У Жерара Ковена не было достаточно времени, чтобы присматривать за ребёнком. В приёмной семье будущий богослов приобрёл светские манеры и получил начальное образование.
По наставлению своего родителя четырнадцатилетний Жан отправляется в Париж, для изучения права и гуманитарных наук. В университете он изучал диалектику. В 18 лет Жан Кальвин имел свой приход, и выступал там с проповедями. Но позднее, опять-таки по требованию отца, он возвращается в Париж, теперь уже для того чтобы стать юристом.
Затем он переезжает в Орлеан, для того чтобы стать учеником известного юриста Пьера Стелле. На этом поприще Кальвин добивается значительных успехов, его наставники отзываются о нём как о перспективном специалисте, расточают ему похвалы. Но когда отец умирает, Жан решает бросить занятия юриспруденцией, и по совету Мельхиора Вольмара, который преподавал в университете гуманитарные науки, начинает изучать теологию.
Кальвин штудирует Библию, изучает Мартина Лютера, и начинает проповедовать идеи очищения церкви. Он оканчивает обучение со степенью лиценциата. Позднее в 1531 году он возвращается в Париж и начинает самостоятельно продолжать своё обучение. Средства к существованию он получает от двух церковных приходов.
В 1532 году Жан впервые публикует свой научный труд, это заметки к трактату Сенеки «О кротости». Кальвин издаёт эту книгу за счёт собственных средств, потратив при этом практически все свои и без того мизерные накопления. Но это издание не пользуется спросом. Жан сам ходит по книжным лавкам с предложением о продажи издания. Денег не хватает даже на пропитание. Кальвину приходится занимать на жизнь у своих друзей. В этом же году ему присваивают докторскую степень.
Учение
В то время в Париже образовалась община, которая разделяла идеи реформы церкви, в неё вошёл и Жан. Немного позднее его ораторские способности привели его к руководству этими людьми. Задачу, которую для себя ставил Кальвин, искоренить злоупотребление священников, которые имели место быть. Но основной его идеей было установить равенство абсолютно всех людей перед Богом и мирским законом.
Такие нововведения конечно не понравились церковникам, они оказывали ему всяческое противодействие. Но убежденного в своей правоте Кальвина это не напугало, даже больше, он распространяет в печатном варианте свою известную речь «О христианской философии», которую он написал в 1533 году, для ректора Парижского университета Николя Копа, которого впоследствии и уволили за неё.
Правящие власти не могли оставить без внимания подобное вольнодумство. Многие годы правители просто закрывали глаза на поборы священнослужителей, они не были заинтересованы в приостановлении этой пагубной практики. Как следствие, Кальвина начали преследовать, ему пришлось скрываться у своих единомышленников и друзей. И он решает покинуть Париж.
В 1534 году Кальвин приехал в Сентонже, его приютил его друг Луи дю Тийе. Там Жан напишет свой труд «О сне души», в нём он опровергнет учение анабаптистстов, о том, что душа после смерти спит. В это время Жан знакомится с многими реформаторами, к примеру, с Пьером де ла Пласом. Но несмотря на все свои прогрессивные взгляды, он ещё католик, и не выступает открыто в сторону папства.
В 1535 году Жан покидает Францию, со своим единомышленником и другом дю Тийе. Они переезжают в Страсбург, а затем и в Базель. В это же время во Франции сожгли на костре шестерых протестантов, и в их число вошел и его друг Этьена де ла Форжа. Именно в этот период Жан Кальвин разрывает с католической церковью. В конце 1535 года Жан напишет свой главный труд «Наставление в христианской вере», который он адресовал французскому королю Франциску I. Это сборник, в котором он записал свои проповеди и лекции, раскрывающие его взгляды, наставления для будущих поколений. Это самая масштабная его работа, которая состояла из 57 томов.
Жаку пришлось вернуться во Францию, чтобы завершить семейные дела с братом, а затем навсегда покинуть Париж и стану в целом. По дороге он остановился в Женеве, предполагая, что проведёт в этом городе всего одну ночь, но эти планы поменял Гильом Фарел. Известный богослов узнал, что Кальвин в Женеве и пришел навестить его, а затем уговорил остаться и возглавить французскую общину, которая значительно выросла за счёт покинувших неспокойную Францию людей.
Жан начинает проповедовать свои идеи. Позднее он становится известным уже далеко от Женевы. А его учения стали называть «кальвинизмом». Но через непродолжительное время его начинают преследовать и тут. Ему опять приходится покинуть своих прихожан. Кальвин отправляется в Страсбург, в город в котором большинство жителей протестанты. По приезду он не оставляет своего поприща, читает лекции и проповедует своё учение в соборе.
Страсбург узнал нового реформатора. Вскоре ему предлагают официальное место и самое главное жалование, которое значительно улучшило его материальное состояние. Но в 1537 году он приезжает в Женеву и там заканчивает написание своего труда «Катехизис» — свод законов и основных постулатов его учения «кальвинизма», который адресован церковникам и обычным людям.
Но описанные законы и правила были достаточно строги, и их введение требовало установления новых порядков, но городские власти всё же поддержали эти реформы. Но благое начинание по сути оказалось суровой диктатурой.
Руководство Женевой практически перешло в руки Кальвина и его единомышленников. Это время оказалось суровым испытанием для горожан. Были вынесены десятки смертных приговоров, многих горожан выгнали из города, оставшиеся население жило в постоянном страхе перед церковным судом, в который можно было угодить за самую малую провинность.
Главным условиям существования человека Кальвин считал признание божественной власти над всем, полное подчинение человека воле Господней. Он считал, что люди должны быть с Богом, или принять отречение и обречь себя на страшные муки после смерти. С возрастом Жан Кальвин стал более нетерпим к инакомыслию, более суров и набожен.
Личная жизнь
Жан до самого приезда в Страсбург не думал о женитьбе. Его друзья, которые уже состояли в браке пытались неоднократно познакомить его с женщинами, но ему все не нравились, либо не соответствовали его требованиям. Но он все же предпринял несколько попыток стать семейным человеком, но все они оказались неудачными.
Но в 1540 году он вступил в брак. Его супругой стала овдовевшая Иделетте де Бур Стордер. Женщина была голландской анабаптисткой, Жан её обратил в протестантизм. После ухода из жизни её мужа женщина жила в уединении и воспитывала двух своих детей. Окружающие люди уважали Иделетт за её ум и добросердечность. Кальвин навещал женщину как её пастор, ему нравился её спокойный характер и уравновешенный нрав.
Жан Кальвин сделал ей предложение, и она согласилась. Церемонию бракосочетания провёл Гийом Фарель. Жану Кальвину был 31 год. Своим друзьям Жан говорил, что его брак счастливый, жена верный помощник и соратник. Спустя год у пары родился сын, но он вскоре умер. Супруги очень тяжело пережили эту утрату.
Через три года у них родилась мёртвая дочь. Здоровье Иделетт ухудшилось, вторая потеря долгожданного ребёнка сказалась на них обоих. Но через два года они снова ожидали дитя, на тот момент жене Жана было уже 39 лет. Но и эта беременность закончилась преждевременными родами, ребёнок не выжил.
Женщина не смогла восстановиться после этих потерь и тяжёлых родов. В добавок ко всему у неё начался кашель, вероятно это мог быть туберкулёз. И через год она умерла. Но перед самой смертью просила своего мужа позаботиться о её детях. На момент её смерти Кальвину было 40 лет. Он сдержал данное жене обещание заботы о детях, и больше никогда не вступал в брак.
Смерть
В 1559 году Жан Кальвин простудился, у него была лихорадка, но отказался от лечения и постельного режима. Перенесённая на ногах болезнь негативно сказалась на его самочувствии. Его здоровье значительно пошатнулось.
А 1564 году, во время проповеди он внезапно упал, и изо рта пошла кровь. Три месяца он провёл в мучениях. 19 мая он позвал последний раз соратников к себе домой, пообедав с ними он больше ни разу не встал с кровати, только мог диктовать своему помощнику. Свои последние дни богослов провёл в непрерывных молитвах. А 27 мая 1564 года великий богослов умер во время сна.
Его кончину оплакивал весь город. По его распоряжению он был захоронен без церемоний в общей могиле, над которой даже не было надгробной плиты, на кладбище Плен-Пале. Жан Кальвин не хотел, чтобы возникло почитания его самого и места его захоронения.
Ссылки
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Кальвинизм – самое строгое течение в протестантизме, а его основатель, Жан Кальвин, прославился жестокими реформами в Женеве.
Жан Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выпустить монахов оттуда, а чтобы загнать всех людей в монастырь. Так говорил о Кальвине Вольтер. Вполне оправданно: к концу 1550-х в городе перевелись театры, зеркала и роскошь — её демонстрация, демонстрация достатка, особенно чрезмерного, запрещалась. Однако ко всему этому привели не завоевания и не указы королей и герцогов. К этому привела женевская демократия.
Все реформы Жана Кальвина проходили через голосование Генерального собрания граждан. И что самое характерное, в первый раз, когда Кальвин в 1530-х пытался провести реформы, его выгнали. Тогда на выборах победили противники реформатора. Но через примерно 20 лет граждане сами призвали Кальвина вернуться, а он, не желая этого, но видя в необходимости возвращения в Женеву божий промысел, вернулся. А когда вернулся, принёс меч для прежнего образа жизни средневекового торгового города.
Кальвин и Европа XVI века
Кальвин личность крайне противоречивая. Как и все великие, впрочем. В Интернете и книгах можно найти как крайне положительные, даже хвалебные описания Жана Кальвина, так и негативные, вплоть до сравнений с Гитлером. Но давать одностороннюю оценку такой личности нельзя, к тому же нельзя не учитывать контекст времени. Вполне возможно Кальвин прибегал к жестокости просто из-за того, что в средневековой Европе не было других методов, и жестокость была единственным выходом.
Вдохновившись идеями Лютера, Кальвин подчинил всю общественную жизнь библейским принципам. Благодаря этому Женева стала европейским центром реформации, а последствия реформ Кальвина видны не только в Женеве, но и во всей Швейцарии. В Европе XVI века Женеву называли «протестантским Римом», а Кальвина «Женевским папой», диктатором и тираном города. Но последнее, конечно, натянуто. Современники не вдавались в подробности. Главное то, что оба раза, когда Кальвина звали в Женеву (1536−1538, а затем в 1541 году), он не рвался властвовать, а делал то, что считал должным.
Ещё в бытность свою молодым теологом и юристом, любящим уединённую работу в личном кабинете, француз Кальвин оказывается в Женеве в 1536 году. Заехав проездом в этот город, он остаётся там после уговоров будущего друга Гийома Фареля. Фарель тогда — предводитель Реформации в этой части конфедерации.
Сердце как жертва Богу
К своему приезду в Гельвецию Кальвин уже приобрёл известность благодаря «Наставлению в христианской вере». Фарель же нуждался в поддержке, Реформация шла медленно. В 1538 году оба друга были изгнаны из Женевы по решению городского совета. Кальвин спокойно осел в Страсбурге и не рвался обратно. Через некоторое время горожане поняли, что поддержание порядка невозможно без реформ, которые были бы адекватны ситуации, поэтому начали просить Жана Кальвина вернуться назад. Тот говорит друзьям, что «предпочел бы не ехать в Женеву», добавляя: «Но поскольку я знаю, что я себе не принадлежу, я приношу моё сердце как искреннюю жертву Богу».
Гийом Фарель. Портрет Теодора Беза, 1580 год. Источник: spiritualpilgrim. net
Слова выражали жизненную позицию, были девизом Кальвина. Под стать им — эмблема реформатора: протянутая к Богу рука и слова: «искренне и с готовностью». Как и в первый раз, в своём втором визите в город Кальвин видел Божью волю. Вернувшись, ревностно относившийся к заветам Писания, можно сказать, будучи фундаменталистом, Кальвин начинает продавливать через совет города законы и правила, уподоблявшие Женеву буквально «Граду Божьему». Написано в Библии, что не должно стремиться к нарядности в одежде и украшательству себя через причёски — значит, надо регламентировать порядок в том и другом. Указывается на смехотворство как недостойное занятие — надо прописать ориентиры для граждан и по этому поводу. Для Кальвина не существовало границы между церковной и гражданской жизнью.
Очищение от пороков
Из таких взглядов Кальвина и вышли реформы следующих лет: введение судебного наказания за нарушения порядка Божьего, как он его понимал: за танцы, игру в карты по воскресеньям, постоянное пьянство в тавернах, за бранную ругать и проклятия, ворожбу и гадания Запрета не избежали и театральные представления, столь любимые женевцами.
Одними из первых под праведный меч реформ попали кабаки — рассадники пьянства и разврата. Вместо них в Женеве открыли городские питейные заведения, они должны были стать местами общения для горожан, но при этом не быть центрами греха. Для этого был сформулирован чёткий перечень того, что можно делать в этих заведениях, а что нельзя: пьяные клятвы и песни, драки и сальные шутки, танцы и непристойность были заменены духовными разговорами с лежащими рядом Библиями. Карточные игры были разрешены, но с оговоркой: не более часа. Перед едой и выпивкой — молитва. А для того, чтобы все правила поведения соблюдались, появились официанты. В их обязанности в том числе входило наблюдать за соблюдением правил и делать замечания нарушителям. Отдых в новом женевском стиле заканчивался в 9 вечера, после чего все горожане должны были отправляться домой трезвые и ложиться спать.
Всё это кажется смехотворным современному человеку, но какова была Женева до Кальвина? Богатый город с населением больше 10 тысяч человек, приехавших со всей Европы. Обратная сторона богатства и большого для средневековой Европы населения — богатая вечерняя и ночная жизнь с её развлечениями. Причём развлечения были, как правило, далеко не мирными. Пьяные дебоши были в порядке вещей. Одним из распоряжений Городского совета был запрет для священников и монахов посещать район красных фонарей. Светский запрет для духовных лиц, которым и так подобное запрещено. Насколько испорчены были простые горожане, если даже священники позволяли себе распутство? Подобное тормозило развитие города, реформация предлагала выход не только духовный, но и экономический, но об этом позже.
Видя развивающееся гниение города и скорый коллапс подающего надежды торгового центра Городской совет пришёл к тому, что перемены необходимы. Проект изменений Кальвин предлагал ещё в первый свой визит в Женеву. Совет начал упрашивать реформатора вернуться, и у него это получилось. Теперь же от горожан также требовалось публично исповедовать свою верность Евангелию и Христу. В противном случае — изгнание.
Не всем нравилось такое положение дел. Резкая смена стиля жизни, привычек никогда не вызывает единодушного одобрения. Были ли оправданы применявшиеся меры или же это была теократическая диктатура, попиравшая свободы граждан? Опять же уместно вспомнить исторический контекст. Повсюду в Европе того времени пылали костры инквизиции, идеи Реформации требовали не меньших жестокости и усилий. Реформы духовной и светской жизни, склад которых утверждался тысячу лет, были невозможны без радикальных мер по установлению новых идеалов и норм.
Сожжение еретика
Сожжение на костре испанского теолога и учёного Сервета — одно из тех событий, которые часто ставят в вину Кальвину. Говоря об этой истории, повторимся, что смертная казнь для Европы XVI в порядке вещей. С 1542 по 1546 год в Женеве было казнено 58 человек. Эпидемия чумы, захватившая Европу в 1540-х, требовала особых мер по предотвращению распространения инфекции, и 34 человека были казнены по обвинению в заговоре и колдовстве (стали жертвой мнения о связи эпидемии с заражением дверных ручек).
Казнь Сервета не была связана с эпидемией. Его, изучавшего малый круг кровообращения, изображают мучеником науки подобно Джордано Бруно, а Кальвина — фанатиком, расправившимся с инакомыслящим гением. Но мало говорят о том, что Сервет ещё до прибытия в Женеву был объявлен еретиком. И не за свои исследования, а за отрицание учения о Троице, что для того времени страшное святотатство.
Сервет долго спорил с Кальвином, но за первым только больше утвердился статус еретика. Более того, Сервет поступил неразумно, явившись в Женеве на службу, которую вёл Кальвин. Прихожане этого не стерпели и задержали его, а Городской совет приговорил Сервета к сожжению. Перед казнью Кальвин встречался с Серветом, просившим о снисхождении в наказании, и предлагал ему отречься от своих взглядов. Последовавший отказ привел к логическому результату — сожжение состоялось. Кстати, в Женеву он приехал к ярым противникам Кальвина. Так что вторым мотивом сожжения могла стать политика.
Мигель Сервет. Источник: catholicherald. co. uk
Достижение материального благополучия города Кальвин видел в развитии предпринимательства, трудовой протестантской этики и банковского дела. Яркий учитель и сильный проповедник разработал простые и понятные правила рабочей этики, которые активно проповедовал среди своих прихожан. Главный постулат: все принадлежит Богу — работа, имущество, жизнь. В центре всего для верующего человека должен находиться Бог, поэтому лень в работе — знак неуважения к Нему. Давать деньги в долг под проценты — это пример правильного управления, обратное же — расточительство. В то же время, правильно распоряжаясь имуществом, стремясь к получению дохода, следует быть сдержанным в расходах, не допуская лишнего.
Отражение личного аскетизма Кальвина можно увидеть через много веков в подходе к бизнесу и у современных швейцарцев. Ну и в целом, глядя на современную Швейцарию, мы видим, к каким плодам привело учение Кальвина.
Реформация как ключ к благополучию
Но зачем всё это было нужно с материальной точки зрения, а не с духовной? Кальвин видел, что достичь материального благополучия город может только развитием предпринимательства, банковского дела и, в скорее духовном плане, трудовой протестантской этики. Выдающийся проповедник и теолог разработал простые и ясные правила рабочей этики, которые активно проповедовались и насаждались. Главное: всё принадлежит Богу — работа, имущество, жизнь человека.
В центре мира — Бог. А так как работа тоже принадлежит ему, то лень на работе — неуважение к Нему. Деньги в долг под проценты — хорошо, так как ты не расточаешь Божье имущество, а правильно им управляешь. Но правильно распоряжаясь временем и имуществом, богатея, не следует допускать излишества, расточительства. Через века все эти вещи до сих пор можно увидеть у современных швейцарцев в их подходе к бизнесу и жизни.
Читайте также: