Девиз вера и честь
Обновлено: 14.11.2024
"D NE QVIA VIM PATIOR RESPONDE PRO ME" с латыни перевели так - "Господи! Чтобы я не терпел обиды, ответь за меня". Первая D - означает сокращённо DOMINE. Эта надпись производная от цитаты из Библии Libri Isaiae Capitis XXXVIII versum XIV
DOMINE VIM PATIOR RESPONDE PRO ME
Впрочем, часто надписи были сокращёнными, с начальными буквами религиозных изречений. Неграмотные рыцари, участвующие в крестовых походах заучивали слова молитв по первым буквам, выгравированных на их мечах. Таким образом они могли прочитать молитву перед боем. Допустим:
DIOLAGR читается так: "D(e)I O(mnipotentis) LA(us) G(enitricis) R(edemptoris)". В переводе с латыни это означает - "Бога всемогущего СЛАВА матери искупителя". Другая композиция ININININININ, несмотря на обилие знаков, значительно проще и означает: I(esu) N(omine), I(esu) N(omine), I(esu) N(omine) и еще три повторения. Текст переводится как "Во имя Иисуса, Во имя Иисуса, Во имя Иисуса…" и еще три раза. Тайнопись SNEMENTS означает: S(ankta) N(omin)E M(atris) E(nimo)N T(rinita)S - "Святая Во имя Богоматери во имя Троицы".
IHS (Jesus Homini Salvator) или употребляемые отдельно литеры S, О, X (Salvator - Спаситель, Omnipotentes - Всемогущий, Xristus -Христос).
IN NOMINE DOMINI (Во имя Господа)
SOLI DEO GLORIA (Только во славу Господа)
USSU TUO DOMINE (По приказу твоему, Господи)
IN TI DOMINI (Во имя твое, Господи)
IN DEO GLORIA (Во славу Божию)
PRO DEO ET RELIGIONE VERA (За Бога и истинную религию)
IVDICA DOMINE NOCENTES ME EXPUGNA IMPUGNATES ME, представляющие собой первую строфу 34 Псалма: «Суди, Господи, тяжущихся со мной, борись с борющимися со мной»
FIDE SED CUI VIDE (Верь, но смотри, кому веришь)
ELECTIS CANCIONATUR DEO GLORIA DATUR (Избранными воспевается и воздается слава Господу)
PAX PARTA TUENDA (Равный мир Должен быть сохранен)
ROMANIS SACRIFICATUR РАРАЕ GLORIA DATUR (Римлянами возносится молебен и славится Папа)
В дальнейшем, когда в обиход вошла шпага, как непременный атрибут знатного рода, который носился постоянно, и которая означала готовность в любую минуту защищать честь и достоинство появились другого рода надписи:
VINCERE AUT MORI (Победить или умереть)
INTER ARMA SILENT LEGES (Среди оружия молчат законы)
FIDE, SED CUI VIDE (Верь, но смотри, кому)
Некоторые латинские девизы можно отнести к разряду морально-этических наставлений. Допустим:
TEMERE NEC TIMIDE (Не оскорбляй и не бойся),
VIM SUPERAT RATIO (Разум одолевает силу)
HOCTANGI MORTI FERRUM (Касание этим железом смертельно)
RECTE FACIENDO NEMINEM TIMEAS (Ничего не бойся, правильно поступая)
Встречаются надписи на национальных европейских языках, часто имеющих значение девизов:
Ne те tire pas sans raison ne me remette point sans honneur ( Нe обнажай меня без необходимости, не вкладывай в ножны без чести)
Honni soit qui mal у pense (Позор тому, кто дурно об этом подумает)
Dieu mon esperance, Iерёе pour та defence (Бог — моя надежда, шпага моя защита).
Часто надписи на оружии имеют смешанный характер, отражая новую идеологию абсолютистской монархии:
PRO GLORIA ЕТ PATRIA (За Славу и Отечество)
PRO DEO ЕТ PATRIA (За Бога и Отечество)
VIVAT REX (Да здравствует король)
Нередкими были и стихотворные надписи, характерные только для этих орудий казни: Die hersen Steiiren Demvnheil
Jch ExeQuire Jhr Vrtheil
Wandem sunder wirt abgesagt das leben
Sowirt er mir vnter meine handt gegeben
(Сердца правят несчастьем
Я исполняю ваш приговор
Грешник когда его лишают жизни
Тогда его передают мне в руки).
Другие надписи на клинках:
"Cuando esta vivora pica, No hay remedio en la botica" (от этой гадюки в аптеке нет лекарства). Надпись на навахе, подаренной Сталину испанскими республиканцами.
"Умри злодей от руки моей". Надпись на охотничьем кинжале. Златоуст, 1880-е годы.
"Meine Ehre heißt Treue" (Моя честь называется верность). девиз на кинжалах SS (Schutz Staffeln)
"Mort aux boches" (Смерть немчуре). Boche - французское пренебрежительное/матершинное название немцев. Надписи на клинках французского сопротивления.
"Ложных друзей берегись сам, а от недругов спасу тебя я." латинская надпись на сабле польского короля Яна Собеского
"В правде сила" надпись на сабле хромого Тимура
Melius non incipient, quam desinent -
Лучше не начинать, чем останавливаться на полпути
Serva me - servabo te - сохрани меня - сохраню тебя
Mehr sein als scheinen - Будь лучше, чем кажешься
Oderint, dum metuant. - Пусть ненавидят - лишбы боялись.
"Без нужды не вынемай, без славы не вкладывай"
"Без веры не присягай, присягнувши веруй" одни из многочисленных девизов на казачьих шашках.
«In hostem omnia licita».- По отношению к врагу всё дозволено.(лат.)
In omnia paratus – готов ко всему
Ultima ratio – последний довод
Девизы сведены в таблицу, расположены в алфа- витном порядке, как на иностранном языке, так и на русском. Для составления таблицы использовались опубликованные в 1803—1840 годах части I—X «Общего Гербовника дворянских родов Всероссийской Империи» и «История родов русского дворянства» П.Н.Петрова в двух книгах, изданная в 1886 году. Данные приведены по состоянию на 1880 год.
Для каждого девиза приведен адрес расположения герба с девизом соответствующего титула и их описанием в «Общем гербовнике»: римская цифра означает номер части, арабская — номер листа в этой части или в «Истории родов русского дворянства» со ссылкой на книгу (П2 — книга вторая) и соответствующую страницу. В качестве дополнительных источников при необходимости использовались «Русский биографический словарь» и «Новый энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона.
Для части девизов на иностранном языке в скобках даны курсивом их русские варианты, если таковые приведены
в «Истории родов русского дворянства». Даты появления гербов с девизами нетитулованного дворянства не приводятся чаще всего из-за неопределенности времени появления дворянского статуса у природных российских владельцев герба. У выехавших в Россию из других стран и получивших статус дворян время появления герба с девизом также не определено. В «Общем гербовнике дворянских родов Всероссийской Империи», ссылка на который дана в последнем столбце, указываются даты пожалования поместьями — их можно считать датами появления дворянского титула.
Дата появления девиза на гербах титулованного дворянства, как правило, совпадает с датой пожалования титула, указанной в соответствующем столбце, если не оговорено иное. При этом в таблице приводятся все титулы рода, начиная только с того, при котором появляется девиз у герба.
Остальные минимально необходимые уточнения приведены непосредственно в таблице.
До конца XVII века монархи отмечали заслуги своих поданных либо дарованными землями, либо памятными подарками – «шубой с царского плеча». Вернувшийся из европейского турне Петр I решил не разбрасываться вотчинами и «шубами» и ввести практику премирования заслуженных людей наградными знаками.
Однако идея царю-реформатору понравилась. По своему возвращению на Русскую Землю, в августе 1698 года, Петр учредил свой орден – орден Святого апостола Андрея Первозванного, покровителя Руси. Монарх даже самостоятельно создал эскизы наградного ордена, которые весьма напоминали эмблему шотландского ордена Чертополоха. Отныне орден Андрея Первозванного ( с перерывом с 1917-1997) стал главной наградой России.
«За веру и верность»
Некоторые русские кавалеры ордена
Александр Суворов, Петр Багратион, Михаил Кутузов, Александр Ермолов, Петр Семенов-Тян-Шанский.
Некоторые иностранные кавалеры ордена
Наполеон I, князь Талейран, герцог Веллингтон.
Одновременно кавалерами ордена могло быть не более 12 человек из россиян. Общее число кавалеров ордена (русских и иностранных подданных) не должно превышать двадцати четырёх человек.
На аукционе Sotheby’s в 2008 году бриллиантовая звезда к ордену Святого Андрея Первозванного, изготовленная около 1800 года, была продана за 2,729,250. Это был абсолютный рекорд не только для российских наград, но и вообще для орденов.
Тогда – девиз на гербе, сейчас – статус в соцсетях, а по сути, смысл девиза сводится к тому, чтобы обозначить свое существование в мире, а лучше даже – не только свое, но и всей семьи.
Желание сохранить свое имя в истории, придать ему вес не только громкими делами, но и знаками своей принадлежности к тем, кто отмечен благородным происхождением и милостью государя, - вот что стояло за «статусами» прошлых веков.
Гербы русского дворянства: традиции западноевропейских рыцарей
Девизы были частью дворянских родовых гербов. Первоначально гербы возникали как опознавательные знаки для рыцарей, сражавшихся в битвах и на турнирах полностью облаченными в доспехи. Поэтому герб создавался в форме щита; его дополняли и другими элементами, часто имеющими особенный смысл для рода. Девиз, краткое изречение на гербе, был написан на ленте в нижней части щита. Первоначально это был рыцарский боевой клич, или же слова, напоминающие о важном событии в истории рода, или жизненное кредо обладателя герба.
Герб графов Головкиных. Слово «герб» происходит от немецкого erbe - «наследство»
Девиза на гербе могло и вовсе не быть, к тому же владелец мог его изменить. Кстати, сам термин «девиз» имел когда-то другое значение, представляя собой не слова, а фигуры на гербе – те, что размещались поверх других изображений на щите. Но со временем так стали называть лишь надпись, в большинстве случаев составленную на латыни – эта традиции сохранилась и в отношении гербов русских дворянских семей.
Петр принес в Российскую империю и эту западную традицию - присвоения дворянам «рыцарских» гербов и девизов
Разумеется, вернувшись из Великого посольства, дипломатической миссии в Европе, Петр I никак не мог обойти вниманием эту западную традицию создавать семейные символы. Дворяне в России стали обзаводиться своими гербами, у родов появлялись собственные словесные формулы – девизы. Первым русским графом стал Борис Петрович Шереметев (родился в 1652 году, умер в 1719). За свою долгую карьеру на государственном поприще он был боярином, участвовал в разных дипломатических миссиях за рубеж, проявил себя в войне со шведами в 1700 – 1721 годах. Титул же был дарован Шереметеву в 1706 году за успешное подавление восстания в Астрахани. К этому времени Борис Петрович уже был удостоен звания фельдмаршала.
Граф Борис Петрович Шереметев - первый удостоенный этого титула
При Петре возникла должность герольдмейстера, и были установлены правила, по которым дворянин мог претендовать на официально признанный родовой герб. Для этого требовалось документально подтвердить свое происхождение и заслуги перед государем, составить герб и по желанию девиз к нему с учетом правил. Законную силу этот знак дворянского рода приобретал после утверждения высочайшим именем. Дело было довольно дорогим, а потому лишь состоятельные дворяне затевали создание герба. После возникновения он украшал въездные ворота на территорию владельца, фронтон его дома, а также кареты, книги, бумаги для письма и, наконец, надгробия. Герб семьи переходил по наследству. Переходил и девиз – даже в тех случаях, когда новый владелец не следовал тому кредо, что было записано на гербе.
Фамильные гербы красовались над воротами, ведущими в дома дворян. Дворец Шереметевых в Санкт-Петербурге
Какие девизы были написаны на родовых гербах?
Как сообщала книга «Девизы русских гербов» 1882 года, «обыкновенно девизы выражали те чувства и истины, которыми руководствовались в жизни лица, получившие в гербах известный девиз, с тем, чтобы воспользовались им потомки, например: веру в Бога, преданность и верность Государю, рыцарские чувства, правила для жизни и т.д.». Их по-прежнему писали, как правило, на латыни, но некоторые гербы включали девизы на русском языке.
Гавриил Иванович Головкин
В 1710 году сподвижник Петра I Гавриил Иванович Головкин получил титул графа, герб и девиз на латыни, который гласил: «Этот герб дала доблесть».
Петр Андреевич Толстой (родился в 1645 году, умер в 1729) был удостоен графского титула и герба Екатериной I, женой Петра, в 1726 году, в день коронации. Такая высочайшая милость была заслуженна – Толстой занимал важные должности, и помимо прочего вернул в Россию беглого цесаревича Алексея. Екатерина своим указом признала заслуги Толстого и перед уже умершим к тому времени императором, и перед ней самой, поскольку восшествие на трон императрицы состоялось в том числе и благодаря этому верному дворянину. Девизом Толстого – а также его потомков, в число которых входит и писатель Лев Николаевич, стала фраза «Преданностью и усердием».
Герб графов Толстых
Другой соратник Петра, тоже принимавшим участие в деле с царевичем Алексеем, был Александр Иванович Румянцев, некогда денщик императора. Румянцев был губернатором Казани и Астрахани, командовал армией и снискал большой успех на дипломатическом поприще. Ему тоже был дарован титул графа. Сын Румянцева, Петр Александрович Румянцев-Задунайский, стал полководцем при императрице Елизавете Петровне, а девизом, начертанным на гербе рода, стали слова «Не только оружием».
Герб графов Румянцевых
Правители Российской империи отмечали дворянскими привилегиями и почестями не только военных деятелей, но и тех, благодаря кому страна становилась промышленной державой. В их числе были Демидовы, владеющие заводами на Урале. Никита Демидович Антуфьев некогда открыл под Тулой чугуноплавильный завод, и его сыну – Акинфию Никитичу Демидову, был присвоен графский титул. Девиз рода звучал так: «Делами, а не словами».
Так выглядел герб Шелиховых (Шелеховых)
Купец Шелихов Григорий Иванович, что был путешественником, ходил в экспедиции на Аляску, побывал на Курильских и Алеутских островах. «Верою и усердием» - такие слова были написаны на родовом гербе Шелиховых. Эта привилегия – получить родовой герб вместе с дворянским титулом, передающимся по наследству, была пожалована вдове Наталье после смерти Шелихова.
А в 1797 году был отмечен монаршей милостью Илья Андреевич Безбородко. Он посвятил себя с раннего возраста военной службе, воевал с Кутузовым под Измаилом, получил в награду золотую шпагу с бриллиантами. Безбородко основал в городе Нежине гимназию, которая содержалась им и его потомками. Позже эта гимназия стала лицеем, а потом – Историко-филологическим институтом. Девиз графов Безбородко гласил: «Трудом и усердием».
Девиз - выражение своих убеждения и жизненной позиции
Герб и девиз рода Державиных
Большая часть изречений, увековеченных на родовых гербах, касалась обращения к Богу или выражения глубокой веры. Девиз Бестужевых-Рюминых был «В Боге мое спасение», Державиных – «Силою вышнего держуся», Лопухиных – «Бог моя надежда», Лермонтовых – «Жребий мой Иисус». Собственно, и девиз Российской империи, написанный на гербе, гласил «С нами Бог».
Значительное количество девизов относилось к дворянской чести и доблести, а также к готовности посвятить их и собственную жизнь государю и отчизне. Князья Васильчиковы своим кредо избрали «Жизнь царю, честь никому», графы Воронцовы – «Вечно непоколебимая верность», графы Суворовы – «За веру и верность». Интересен девиз графов Завадовских: «Лучше быть пожалованным, чем родиться графом».
Герб князей Васильчиковых
Жизненное кредо, провозглашенное на гербе, могло относиться к труду, к какому-либо из видов полезной деятельности, которую владелец титула и герба избрал для себя и своих наследников основной. Девиз Третьяковых гласил «Делом, не словом», девиз Склифософских – «В знании сила».
Была еще одна категория изречений на дворянских гербах – она включала те, что отличались недосказанностью, чрезмерной лаконичностью, а потому производили впечатление некой загадки, формулы, наполненной глубоким философским смыслом. Такими были девиз графов Брюсов – «Мы были», Майковых – «Не останусь», Строгановых – «Жизнь в энергии», Пономаревых – «В бурях покой».
Герб Пономаревых с девизом «В бурях покой»
Семья Гончаровых избрала своим девизом слова «В честном труде – успех», что расходилось с реальным положением дел уже во времена графа Афанасия Николаевича, внука и тезки Афанасия Гончарова, основавшего полотняные, бумажные, железоделательные фабрики и прожившего жизнь действительно деятельную. Наследник империи деда промотал состояние, и славное имя Гончаровых было несколько скомпрометировано, до той поры, когда внимание к нему вновь привлекла Наталья, жена Александра Сергеевича Пушкина.
А вот девиз графов Аракчеевых «Без лести предан» злые языки переиначили на «Бес лести предан», явление в истории нечастое, а потому привлекающее внимание.
Общий гербовник дворянских родов Российской империи, вышедший при императоре Павле I в 1797 году, содержал информацию о трех тысячах родовых гербов. Перед Октябрьской революцией в 1917 году их насчитывалось уже пять тысяч.
Читайте также: