Девиз в русско народном стиле

Обновлено: 14.11.2024

Декор. Декорировать все конструкции нужно в чисто русском стиле. Это могут быть роспись, вышивка, ковка, резьба по дереву. Можно сэкономить существенно на декоре, если часть работ выполнить с помощью текстиля. Драпировки - это хороший способ быстро, дешево и эффектно украсить пространство любой сложности.

Дресс-код. Гостям нужно прийти на праздник в русских нарядах. Как минимум можно одеть красные юбки или брюки, белые сорочки, украшения.

Ведущая: Добрый день дорогие гости! Мы рады приветствовать вас в этот прекрасный летний день! Наша сегодняшняя встреча с вами будет посвящена русским народным традициям, обычаям и праздникам. Мы приглашаем вас побывать на деревенских посиделках, испить целебного чая, приготовленного в лучших русских традициях, полакомиться сладостями, поучаствовать в обрядах и народных играх, послушать веселые песни и повеселиться от души! И по русским обычаям мы приветствуем вас хлебом да солью! Угощайтесь!

(Выносят каравай. Играет музыка «Хлеб да соль»)

Ведущая: На посиделках рождались сказки, пословицы и поговорки. Ни одна вечеринка не обходилась без задорной музыки, песен, частушек, игр, веселой пляски и хоровода. А значит, на наших посиделках нет места скуке! А все сегодняшние забавы посвящены Вам, дорогие наши гости!

Вот наполнены бокалы,

Угощение - в тарелках,

Мы приветствуем гостей

На веселых посиделках!

Сегодня для вас будут выступать юные артисты детского театра песни и танца «Сюрприз». Встречайте воспитанников ансамбля народной песни «Традиция»

1) «Гуляй Россия!»

2) «Балалайка» Ермолаева Дарья

Ведущая: Сколько сказок, преданий, былин было рассказано на деревенских посиделках! Их герои до сих пор живут в нашей памяти. А каких персонажей сможете вспомнить вы, дорогие гости?

Игра «ОХ, УЖ ЭТИ СКАЗОЧКИ»

(Командная игра)

Все гости делятся на две команды и по очереди называют имена различных персонажей русского фольклора. Побеждает команда, давшая ответ последней. Победители получают сладкие призы, а команда проигравших инсценирует сказку.

Музыкальная сказка на новый лад «Репка»

3) «Русские умельцы» Нагорных Роксана

Ведущая: Традиционное и самое любимое занятие на русских посиделках - исполнение народных песен.

В русской песне - народная жизнь,

Песня звонкая сердцем поется,

Пусть веселый иль грустный мотив,

Благодарно в душе отзовется!

Наши посиделки продолжает викторина для знатоков русских песен.

Игра «КАЛЕЙДОСКОП НАРОДНЫХ ПЕСЕН»

Ведущие дают определение русской народной песни, а зрители, в качестве ответа исполняют по 4 первых песенных строки (либо припев песни). Все участники получают в качестве призов небольшие песенники либо музыкальные диски с русскими народными песнями.

1. Песня, в которой упоминается нежилая часть деревенского дома, примыкающая к его жилой части и используемая для хозяйственных нужд. (Ах вы, сени, мои сени)

2. Песня о национальной русской зимней обуви, свалянной из овечьей шерсти. (Валенки)

3. Песня ветреной девушки, соблазнившей молодого человека и озабоченной огромным чувством вины. (Виновата ли я)

4. Песня, в которой упоминается крупный город России на левом возвышенном берегу реки Волга. (Ах, Самара-городок)

5. Песня о широко распространённой в России лесообразующей породе деревьев с бумажистой корой и тонкими, поникшими ветвями. (Во поле береза стояла)

6. Песня о паре домашних длинношеих птиц различной окраски, отличающихся веселым характером. (Два веселых гуся)

7. Песня, известная ласковым обращением к срубленному стволу дерева, в исполнении Фёдора Ивановича Шаляпина. (Дубинушка)

8. Песня - обращение к состоянию атмосферного воздуха, при котором замерзает вода, а градусник опускается ниже нуля. (Ой, мороз, мороз)

9. Песня, в которой упоминается огородное строение, где русский человек может помыться, подвергаясь активному воздействию жары и пара. (Топится, топится в огороде баня)

10. Песня - обращение к распространённому типу повозки с полозьями, которую русский крестьянин должен готовить летом. (Эх вы сани, сани.)

11. Песня девушки, которая не может найти дорогу до дома, находясь в состоянии, обусловленном воздействием этилового спирта на центральную нервную систему. (Напилася я пьяна)

12. Песня, в которой упоминается шум болотного, дудчатого, коленчатого растения. (Шумел камыш)

13. Песня о том, как на равнине, поросшей травянистой растительностью при полном отсутствии деревьев, замерзает человек, занимающийся перевозками на гужевом транспорте. (Степь да степь кругом)

14. Песня о мелких торговцах, развозивших по деревням разные товары, необходимые в крестьянском быту. (Коробейники)

Ведущая: Отлично! А для вас поет ансамбль «Традиция»

4) Песня «Несуразные частушки»

5) «Опа! Частушки!»

Ведущая: Ну какие же посиделки без традиционного народного танца под названием «Кадриль!»

Общий танец «Кадриль»

Потом всех выводим на круг.

Пока гости не разомкнули круг, ведущая предлагает провести конкурс.

Танцевальный марафон «Русская пляска»

По залу пускается веник.Ведущий говорит в это время: «Ты лети, веселый веник, дальше-дальше по рукам. У кого остался веник — тот танцует танец нам!» Таким образом, выбираются 5—6 человек. Они вместе танцуют «Танец Барыня». Можно предложить участникам надеть элементы русской народной одежды или украшения. В конце все получают маленькие призы.

Ведущая: Наш праздник продолжается, и сегодня на нашем празднике, посвященном народным традициям мы не можем не вспомнить про народный календарь, который был напрямую связан с жизненным укладом наших предков. Сегодня 20 июля. В народном календаре этот день получил название Авдотья Сеногнойка, а всё потому, что 20 июля зачастую начинались дожди, мешающие крестьянам заготавливать сено, которое из-за большой влажности начинало гнить. По этой причине убрать сено старались до 20 июля. Ещё с этого дня начиналась жатва. Если погода была хорошей, крестьяне отправлялись в поле, заворачивали серпы в полотенца, исполняли народные песни. Этот день богат своими обрядами, в которых мы вам предлагаем сегодня активно поучаствовать.

1 обряд: «Именинный сноп»

Крестьяне часто первый сжатый сноп, который называли именинным, оставляли в переднем углу избы, где хранили до осени. На праздник Покрова угощали этим сеном домашнюю скотину. Верили, что если этого не сделать, то животные не захотят есть приготовленный на зиму корм. Так же именинный сноп символизировал достаток и богатство в доме. Так же, по традиции, первый сноп обвязывали полотенцем и несли в церковь освящать. Женщины делали из первых колосьев пояс,подвязывались им и говорили: «Матушка-рожь год стояла и не устала, и спина моя уставать не будет».

А сейчас все желающие могут изготовить для себя Именинный сноп. Изготовление именинного снопа. Делаем маленькие снопики из колосьев, перевязываем красной атласной лентой.

2 обряд: «Сохранение физических и душевных сил»

Вечеромпосле жатвы было принято кататься по ниве со словами: «Нива, нива, дай мне силы». Делать это нужно было втайне от всех. Но так как у нас здесь нет нивы, мы проведем этот обряд по-другому. Все желающие будут подходить к нашим девушкам в костюмах. У них в руках пучки колосьев. Этими колосьями они по очереди будут прикасаться к вашей спине,а вы в это время успевайте сказать слова: «Нива, нива, дай мне силы».

Под музыку все проходят мимо девушек с колосьями в руках

Ведущая: А теперь проверим заряд ваших физических сил и сразимся со Змеем Горынычем. Для этой игры нам нужно две команды по семь человек

Командный конкурс «Победи Змея Горыныча»

Реквизит: бутафорские мечи, шлемы и кольчуги,игрушечные кони на палках: по две штуки каждого наименования, а также воздушные шары, разрисованные под головы Змея Горыныча. Итак, две команды по семь человек выстраиваются в колонну, первый надевает на себя бутафорское обмундирование, «садится на коня» и вооружается мечом. На расстоянии, примерно, 15 метров от команд стоит два стула на каждом стуле, привязано по пять шаров (голов Змея). Задача участника доскакать до стула, срубить голову Змею, ускакать обратно, передать обмундирование следующему игроку, который должен проделать аналогичные действия, так до последнего участника.

Ведущая: После такого сражения требуется восстановить нашу силушку. А где как не в бане, русский человек может отдохнуть душой и получить заряд бодрости и здоровья? Итак, приглашаем 7 человек.

Конкурс «Эх, баня-баня!»

Вам понадобиться равное количество тазов, банных веников, простыней и банных шапок. Вызовите несколько участников; под музыку «Эх, баня, баня, баня, малиновый ты жар…» участники должны веником хлопать себя по телу, при этом танцевать; как только музыка замолкает,игроки должны быстро: надеть на себя шапку, обмотаться простыней, взять в руки веник и сесть в таз. Естественно, кто быстрее всех справился, тот и победил

Ведущая: Дорогие гости, мы с вами продолжаем вспоминать традиции и обряды в день Авдотьи Сеногнойки. Было принято в этот день гадать. Каждый бросал свой серп на пол избы, и по тому как серп упадет, предсказывали, что ждет человека в будущем году. У нас с вами серпа нет, поэтому мы погадаем другим способом. Это популярный вид гадания. Называется гадание на бобах.

3 обряд: «Гадание на бобах»

В мешочке насыпана фасоль. Каждый желающий не заглядывая в мешочек достает столько фасолин, сколько сможет взять в щепотку. Фасолины считаются. По количеству фасолин ведущий читает заготовленные предсказания и дает гадающему какой-либо сувенир связанный с предсказанием.

Ведущая: Есть еще один обычай, связанный с празднованием дня Авдотьи Сеногнойки. Представляю вашему вниманию обрядовую куклу Стригушку - простая в изготовлении игровая кукла, которую вы можете сделать вместе с ребенком. Выполняется из стриженой травы. Кукол Стригушек женщины мастерили на полях во время жатвы и использовали по прямому назначению – для того, чтобы успокоить маленьких детей и занять их игрой.

Кукла Стригушка - это еще и оберег, она символизирует достаток в доме, для оберега куклу делали из соломы первого и последнего снопов урожая.

Главная особенность этой куклы в том, что ее юбка подравнивается - постригается (отсюда и название - Стригушка, чтобы куколка стояла ровненько. Такую обрядовую куклу можно использовать в лечебных целях. Если в такую куклу вплести лечебные травы то когда ребенок будет играть с ней, запах травы окажет оздоравливающее действие на него.

4 обряд: Мастер-класс «Кукла Стригушка»

Общее фото на память с куклами

Ведущая: А сейчас, дорогие гости,отгадайте загадку:

Руки в боки, как начальник,

Раньше всех на стол встает,

Сам себе плита, и чайник —

Сам заварит, сам нальет.

Ведущая: Конечно это самовар! Без него не обходилось ни одно праздничное гулянье на Руси! Самовар в русском доме – это символ достатка и благосостояния семьи. Не даром считалось, что самый вкусный чай – это чай из самовара.

Ведущая: Скажите, а с чем раньше пили чай, с какими лакомствами? (Ответы гостей: с сахарной головой, с баранками, с сушками, с конфетами, с леденцами, с вареньем и т. д.)

Правильно! Но прежде чем отведать ароматного чая, нужно украсить наши самовары сушками.

Конкурс «Чайная эстафета»

(После конкурса гостям можно предложить угоститься трявяным чаем из самовара, если имеется)

Конкурс «Чайные частушки»

На столе у нас пирог,

Пышки да ватрушки.

Так пропойте ж под чаек

В пляске не жалей ботинки!

Предлагай-ка чай друзьям,

Если в чашке есть чаинки,

Значит, письма пишут нам!

Самовар блестит, кипя,

Чай в нем пенится.

Погляди-ка на себя,

Ну и отраженьице!

Подавай мне чашку чая.

Ведь люблю я русский чай.

В чае я души не чаю,

Наливай горячий чай!

Чаю с травкой заварим.

Кто недугом заболеет

Ставь-ка, мамка самовар,

Ко мне едет сыровар,

Звать его Володенькой!

Я к милашке приходил,

На гулянье пригласил,

Чаи гонять заставила!

Из богатых я невест,

Не волнуйся, миленький!

У меня в приданом есть

Ты, милашка, не горюй,

Твой горячий поцелуй

Слаще чаю с сахаром

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока!

Самовар поет, гудит.

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар!

Самовар пыхтит, искрится

Щедрый, круглый, золотой.

Озаряет наши лица

Он своею добротой!

Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого

Вот уже струится пар,

Пора его на стол нести,

Чай гостям преподнести!

Ой, чай, крепкий чай,

Пейте чай - чаёчек,

Чтобы радость приносил

Каждый день – денёчек

Конкурс “Угадай пирожки”

Этот конкурс больше всего подходит для детей. Если на вечеринке присутствуют дети, то смело поручайте им угадывать, с чем пирожки на столе. Для конкурса печется много пирожков с разной начинкой. Дети по-очереди подходят к столу и указывают на пирожок, который взрослые предварительно положили на блюдо. Ведущий за столом спрашивает “С чем пирожок?”, а ребенок отвечает “Я думаю, что пирожок с …”. Тот, кто угадал с чем пирожок, тот и получает его в качестве приза. Все пирожки должны лежать в разных корзинах и только ведущий должен знать где и какие именно пирожки лежат.

Конкурс для детей «Фольклорные загадки»

1. Меж двух светил я в горнице один. (Нос.)

2. Стоят два кола, на кольях бочка,

А на кочке дремучий лес. (Человек.)

3. Одну меня не едят, а без меня мало съедят. (Соль.)

4. У двух матерей по пяти сыновей.

Одно имя всем. (Пальцы).

5. И комковато, и ноздревато, и мягко, и ломко,

А всех милей. (Хлеб.)

6. Чёрненькая собачка, свернувшись,лежит:

Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок.)

Парни: А вот и посиделкам нашим конец, всему делу венец!

Ведущий: Сегодня, на нашем празднике, вы познакомились только с малой частью того доброго и прекрасного, что знали и любили далёкие наши предки.

Хочется пожелать вам, чтобы души ваши были добрыми, чтобы любили

землю, на которой живёте, берегите любовь свою к матери, отцу, брату, сестре. Если будет среди вас лад, будет вам всем и клад.

1-я девочка: Дом, земля наша, любовью богата и трудом.

2-я девочка: А песнями, да играми, счастье копится и полнится.

3 девочка: Старое уходит, но его нужно знать и беречь.

Ведущая: Русская старина пронизана добром, а это очень важно в наши дни.

Все вместе: Берегите Россию…

Ведущая: Дорогие друзья, в завершении нашего праздника, примите от нас в подарок еще несколько песен

6) Песня «Русские праздники»

7) Песня «Земляничка ягодка»

Публикации по теме:

«Рождественские колядки». Общий праздник в русском народном стиле для детей дошкольного возраста детского сада I хозяйка: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, Всем ли места хватило? Гости: Гостям – то, известное дело, хватило.

Деревенские посиделки (средняя и старшая группы) Деревенские посиделки. Выходят две девицы и молодец. Все в русских костюмах. 1 девица: Пожалуйте, гости дорогие! Веселья вам да радости.

Фольклорное развлечение в старшей группе «Деревенские посиделки» Цель: Воспитание патриотических чувств, глубокого уважения к прошлому, традициям и обычаям русского народа. Воспитатель: - Прошлое – особая.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Кукла в русском народном костюме» Аппликация «Кукла в русском народном костюме» Программные задачи: 1. Формировать умение детей вырезывать платье из бумаги, сложенной вдвое,.

Конспект занятия по конструированию из бумаги «Матрешка в русском народном костюме» Программное содержание: Продолжать формировать представление о способе конструирования конуса из полукруга. Дать представления об истории.

Куклы в русском народном костюме Как то обдумывая, как мне лучше познакомить деток с русским народным костюмом, захотелось мне создать, что нибудь своими руками. Просмотрев.

Мастер-класс по изготовлению игрушки в народном стиле «Петушок» Мастер – класс по изготовлению игрушки в народном стиле «Петушок» Автор: Святых Татьяна Валентиновна Предлагаю свой вариант народной игрушки.

Формирование представлений о русском народном узоре у детей средней группы посредством декоративного рисования Методическая разработка «Формирование представлений о русском народном узоре у детей средней группы посредством декоративного рисования».Актуальность.

Сценарий осеннего фольклорного мероприятия для начальной школы «Деревенские посиделки» Сценарий фольклорного мероприятия для начальной школы на тему Осень Сценарий детского фольклорного праздника «Деревенские посиделки» Автор.

Сценарий осеннего развлечения в народном стиле «Осенняя ярмарка» в старшей группе «Осенняя Ярмарка» — сценарий осеннего развлечения в народном стиле для старшей группы. Цель: создание радостной и весёлой атмосферы праздника.

А между тем объяснить многочисленные значения этого разговорного выражения не всякому русскому под силу. Рассказывают, что когда Бисмарк в 1859-1862 годах был послом в России, ему захотелось выучить русский язык. Он нанял студента, прошел весь курс от начала до конца и стал довольно неплохо говорить по-русски. Однако по окончании курса Бисмарк заплатил студенту только половину, ибо тот так и не смог объяснить, что означает слово «ничего».

Проникнуть в тайну русского «ничего» помог ему один случай. Однажды Бисмарк нанял ямщика, но усомнился, что его лошади могут ехать достаточно быстро. «Ничего-о!» – отвечал ямщик и понесся по неровной дороге так бойко, что Бисмарк забеспокоился: «Да ты меня не вывалишь?» «Ничего!» – отвечал ямщик. Тут сани опрокинулись, и Бисмарк полетел в снег, до крови разбив себе лицо. В ярости он замахнулся на ямщика стальной тростью, а тот загреб ручищами пригоршню снега, чтобы обтереть окровавленное лицо Бисмарка, и всё приговаривал: «Ничего. ничего-о!» Впоследствии Бисмарк заказал кольцо из этой трости с надписью латинскими буквами: «Ничего!» И признавался, что в трудные минуты он испытывал облегчение, говоря себе по-русски: «Ничего!» Когда «железного канцлера» упрекали за слишком мягкое отношение к России, он отвечал: «В Германии только я один говорю «ничего!», а в России – весь народ».

Интерес к слову «ничего», как к совершенно особенному выражению, проявляли и другие иностранцы, бывавшие в России. Например, французский писатель XIX века Арман Сильвестр называл его «страдательно-терпеливым девизом русского народа».

Задачи: Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного. Закреплять знания детей о характерных особенностях разных видов росписи, о предметах старины, ремёслах на Руси.

Сегодня в нашей игре клуба весёлых и находчивых участвует 2 команды.

Команда «Мастеров» (дети встают,девиз: - Дело мастера боится!

Команда «Умельцев»,девиз: - Есть терпенье, будет и уменье!

Эти ребята - знатоки народно-прикладного искусства.

А сейчас разрешите представить вам наше уважаемое жюри в составе: (представление жюри)

Каждый конкурс будет оцениваться, баллы проставляться. В конце игры, у какой команды окажется больше баллов, та команда и победила.

Итак, мы начинаем нашу игру.

1-й конкурс называется «Не таи, всё что знаешь, расскажи»

(командам предлагается рассказать о росписи: первой команде о хохломской, второй команде о городецкой)

1. Как называется роспись.

2. Почему роспись получила такое название.

3. Какие цвета используются при росписи.

4. Элементы росписи.

5. Какой фон преобладает.

Ведущий. Наши ребята умеют не только трудиться, но и петь и веселиться.

(проводится русская народная игра)

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий.

Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

«Как у бабушки Арины Было семеро детей,

Было семеро детей, Семеро сыновей.

Они не пили, не ели, Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!»

При последних словах все начинают повторять жесты ведущего. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.

(Правила игры: При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону).

Известно, наши дети – умелый народ. Как говорится в пословице «От скуки бери дело в руки». Кто за прялкой сидит, кто узор вышивает, кто туески из бересты делает, другие из дерева ложки да плошки вытачивают и расписывают их.

2-й конкурс «Кто больше назовёт пословиц о труде»

3-й конкурс капитанов: «Какой предмет лишний и почему»

4-й конкурс «Подбери узор для дымковской барышни»

«Как нарядна и красива

В гости к нам пришла сама

Из деревни Дымково.

Отгадайте, кто она?» (дымковская барышня)

Из команд вызываются мальчики, они выбирают из представленных элементов росписи только те, которыми расписываются дымковские игрушки.

Затем командам предлагается проверить друг у друга правильность выполнения. За исправленные ошибки ставятся дополнительные баллы.

5-й конкурс «Что нужно для ремесла»

Команды подбирают карточки к ремёслам и называют необходимые предметы и инструменты.

6-й конкурс «Расскажи стихотворение» (о гжели)

(слово жюри: подводятся итоги, объявляются победители, награждение раскрасками по народно-прикладному искусству)

Ведущий. «Закончил дело, гуляй смело» - говорит народная мудрость. И сейчас у нас – весёлый перепляс.

(звучат русские народные песни)

Публикации по теме:

Отчетный материал о проведении месячника гражданской обороны в ДОУ В этом учебном году мы провели месячник по гражданской обороне и подготовили отчетный материал о проведении месячника гражданской обороны.

А между тем объяснить многочисленные значения этого разговорного выражения не всякому русскому под силу. Рассказывают, что когда Бисмарк в 1859-1862 годах был послом в России, ему захотелось выучить русский язык. Он нанял студента, прошел весь курс от начала до конца и стал довольно неплохо говорить по-русски. Однако по окончании курса Бисмарк заплатил студенту только половину, ибо тот так и не смог объяснить, что означает слово «ничего».

Проникнуть в тайну русского «ничего» помог ему один случай. Однажды Бисмарк нанял ямщика, но усомнился, что его лошади могут ехать достаточно быстро. «Ничего-о!» — отвечал ямщик и понесся по неровной дороге так бойко, что Бисмарк забеспокоился: «Да ты меня не вывалишь?» «Ничего!» — отвечал ямщик. Тут сани опрокинулись, и Бисмарк полетел в снег, до крови разбив себе лицо. В ярости он замахнулся на ямщика стальной тростью, а тот загреб ручищами пригоршню снега, чтобы обтереть окровавленное лицо Бисмарка, и всё приговаривал: «Ничего. ничего-о!» Впоследствии Бисмарк заказал кольцо из этой трости с надписью латинскими буквами: «Ничего!» И признавался, что в трудные минуты он испытывал облегчение, говоря себе по-русски: «Ничего!» Когда «железного канцлера» упрекали за слишком мягкое отношение к России, он отвечал: «В Германии только я один говорю «ничего!», а в России — весь народ».

Интерес к слову «ничего», как к совершенно особенному выражению, проявляли и другие иностранцы, бывавшие в России. Например, французский писатель XIX века Арман Сильвестр называл его «страдательно-терпеливым девизом русского народа».

Читайте также: