Девиз преподавателя по классу фортепиано
Обновлено: 21.12.2024
Современные условия обучения игре на фортепиано направлены на одарённых учащихся, но не все учащиеся могут стать лауреатами конкурсов. Кто-то из низ станет преподавателем, кто-то просто любителем и активным слушателем музыки. Поэтому надо стремиться в каждом ученике зажечь искорку любви к музыке, к музицированию, которую он пронесёт через всю свою жизнь
Вложение | Размер |
---|---|
moy_doklad.docx | 36.95 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия
Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры дополнительного образования муниципального образования г. Нягань «Детская школа искусств»
«Некоторые психологические аспекты
современного обучения на уроке фортепиано в ДШИ»
Третьякова Наталья Борисовна,
преподаватель по классу фортепиано
- Главная задача преподавателя по специальности и некоторые проблемы обучения в музыкальной школе;
- Воспитательная работа педагога специального класса, значение личности педагога;
- Возрастные особенности учащихся.
Обучение игре на фортепиано – протяженный во времени, многогранный и очень сложный процесс. Каждый учащийся – это индивидуальность, с присущим ей сочетанием особенностей личности, характера, темперамента. Поэтому обучение может быть успешным только тогда, когда педагог ищет и находит в каждом ученике то особенное и уникальное, что отличает его от другого. В условиях индивидуального обучения такой подход представляется единственно возможным.
В современное время очень изменился подход к обучению детей игре на фортепиано или любого другого инструмента. Сегодня процент учеников, продолжающих музыкальное образование, очень низкий. В основном, выпускники музыкальных школ, несмотря на то, что участвуют в различных конкурсах и имеют хорошие результаты, не продолжают музыкальное образование. Престиж нашей профессии катастрофически падает. Поэтому те предпрофессиональные программы, которые мы сегодня реализуем, не всегда отвечают реальным условиям, в которых мы работаем. Главной задачей должны стать не только предпрофессиональные программы, но программы общеэстетические.
Целью нашей работы должны стать не только те учащиеся, которые продолжат своё музыкальное образование, но и те, для которых школа является основным источником знаний о музыкальном искусстве, несложных навыков музицирования, а главное - любви к музыке, активных любителей музыки. А таких детей в нашей школе – большинство.
Музыкальные способности проявляются у детей совершенно по-разному: у одних проявляются рано и очень ярко, но быстро угасают. Другие учащиеся, не очень заметные при поступлении в музыкальную школу, постепенно проявляют свои способности и, благодаря старанию и труду, становятся яркими музыкантами. Главная цель для педагога - выявить и взрастить лучшие задатки каждого ученика, способствовать развитию и формированию его индивидуальности. Подлинный педагог делает все возможное для успехов каждого своего ученика, каков бы ни был уровень его развития, каковы бы ни были его индивидуальные склонности и качества . Перед преподавателем стоит комплексная задача воспитания творческой личности , которая сможет показать себя в любой сфере деятельности.
В.Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям», пишет: «Все в воспитании зависит от учителя, от его любви к детям, от его заинтересованности в судьбе ребенка. Для этого нужно научиться смотреть на мир глазами детей, уважать их человеческое достоинство. Для того, чтобы правильно воспитывать, надо, чтобы взаимоотношения с детьми были пронизаны духом равенства и вместе с тем уважения к жизненной мудрости старших, надо дорожить стремлением подростка к самостоятельности, не обижать его недоверием и подозрительностью и в то же время все знать о них, утверждать в них черту моральной зрелости – чувства ответственности за свое поведение»
Педагог должен стремиться научить каждого учащегося любить и понимать музыку, каждому он помогает найти свой путь. Отсюда основное этическое требование к педагогу: заботиться о своих учениках больше, чем о собственной славе и личной репутации. Поэтому иногда так трудно дать справедливую оценку деятельности педагога: отдельные успехи, конкурсы – у всех на виду. Но истинным и глубоким критерием при оценке деятельности педагога может служить лишь его вклад в музыкальную, эстетическую развитость его учеников, пусть поначалу даже мало заметный.
Огромна роль педагога, как воспитателя, особенно в начале обучения. Заложенные им основы – любовь к музыке, исполнительские навыки, умение слушать - скажутся на всем дальнейшем развитии ученика.
«Мы не можем своих учеников учить только тому, как надо играть на фортепиано. Педагог должен быть и воспитателем. .. Само общение через музыку способствует этому- она передаёт весь духовный мир человека». (А. Гольденвейзер)
Важную роль в процессе обучения играет моральный облик педагога. Учить играть на фортепиано - не механическое дело. Музыка тесно связана со всеми душевными переживаниями человека, в ней поневоле сказывается его духовный мир, и механически этому учить этому нельзя…. воспитывать другого можно, только воспитывая себя.
«Если ты не любишь ученика, ты не будешь хорошим педагогом…», по словам Александра Гольденвейзера. Как бы вы не устали, вы должны давать урок так, как будто вам особенно приятно в данную минуту заниматься именно этим делом. Как только учащийся почувствует, что вы занимаетесь с ним со скукой и с отвращением, он вам этого простить не сможет.
К сожалению, многие пианисты-педагоги постепенно сами перестают играть. Между тем педагогическая деятельность - это живое, художественное дело, которое тогда лишь может быть плодотворным, когда педагог сам в той или иной степени является исполнителем. Надо постоянно работать над собой и не забрасывать собственных музыкальных занятий.
Первое и основное: прежде чем воспитывать детей, мы должны воспитывать самих себя. Тот педагог, который не обладает достаточным самообладанием, слишком нервничает, не может оказать нужного воздействия на детей, неминуемо испытывает большие трудности в работе. К каждому отдельному случаю надо подходить индивидуально, с одним нужно говорить так, с другим – иначе. Когда учишь детей, у которых есть основание быть впоследствии музыкантами, то к занятиям надо подходить серьёзно и воспитывать в этих детях сознание долга и ответственности, сознание - что это дело трудное. Нужно, чтобы ребёнок занимался серьёзно. Уметь овладеть вниманием ребёнка - дело опыта и таланта педагога. Надо уметь заинтересовать детей, овладеть их вниманием. Педагогическая работа в значительной мере - искусство.
И хотя есть много книг о том, как надо играть на фортепиано, однако во многих книгах нет ни одного слова о музыке! …А между тем первое и основное, чем мы должны заниматься, - это музыка.
Многие педагоги - пианисты подчёркивают, что нельзя начинать обучение ребёнка с «ремесла», нельзя ставить художественно-творческие задачи перед учеником лишь после освоения массы теоретических сведений. Это трудный и скучный для ребёнка путь! Другой путь, когда педагог стремится развить в ученике способность эмоционального восприятия музыки, научить его слушать и слышать, формировать его музыкально слуховые представления, то есть создать вокруг ученика атмосферу музыки. Петь с ним любимые детские песни, придумывать музыкальные загадки, двигаться в различных ритмах, так постепенно накапливаются музыкальные впечатления, занятия всё больше заинтересовывают ребёнка. Развивается любовь к музыке. Прекрасно выразил эту мысль Г.Г.Нейгауз: « Я считаю, что надо начинать с главного - музыки. Ребёнок без души может сыграть несколько нот, но можно научить его играть с самого начала выразительно, взяв какую-нибудь народную мелодию, и, если она весёлая, научить его играть весело, а если печальная - печально».
Умение подбирать наилучший репертуар для каждого ученика – важнейший показатель педагогического мастерства. Однако репертуар воспитывает не сам по себе, он является лишь средством в руках педагога: от которого зависит, в каком освещении предстанет перед учеником произведение, каким путем пойдет работа над ним, чему научится ученик в результате этой работы. Программа каждого ученика должна быть разнообразной. Ученику нужны и легкие, и требующие больших усилий произведения. В программе ученика всегда должна иметься хотя бы одна пьеса соответствующая его склонностям, пьеса, которую он сможет исполнить публично, проявив себя с лучшей стороны. Наряду с этим в работе всегда должны быть и произведения, дающие возможность развивать недостающие пока ученику качества исполнения. Основу программы должны составлять произведения соответствующие сегодняшним возможностям ученика.
Типичной ошибкой сегодня является тенденция "двигать" ученика ускоренными темпами без учета его возможностей, что может привести к психологическим травмам. В психологии есть термин - "фактор времени" - ни в коем случае нельзя форсировать процесс, калечить психику ребенка, если он не готов к исполнению произведений повышенной сложности.
Постепенность, последовательность - вот девиз для обучения детей в ДШИ.
В целом, профессия преподавателя - музыканта на сегодняшний день связана с отличным знанием психологии детей, поскольку именно он закладывает основу для выработки позиции ребенка по отношению к музыке. Педагог как личность оказывает достаточно сильное влияние на учеников, именно по этой причине ему следует обладать высоким уровнем культуры общения, умением находить нужные слова и методы, которые бы помогали сохранять интерес к обучению на фортепиано
Важным моментом в обучении является знание педагогом возрастных особенностей детей. Вот некоторые из них.
Для детей младшего школьного возраста (6-8 лет) характерно образное и достаточно медленное мышление, дети легко воспринимают и так же легко забывают; любят играть, но не любят работать; не могут долго находиться в одной позе. Поэтому с малышами просто необходимо менять приёмы работы: разбор и разучивание произведения чередовать со слушанием музыки в исполнение педагога, пением песенок, игровыми упражнениями, беседами о музыке. Репертуарные произведения для младших школьников должны быть яркими, образными, с программным содержанием («Зайчик», «Дождик», «Болезнь куклы»), и соответствовать уровню мышления ребёнка. Даже если произведение не имеет программного содержания, например «Менуэт», «Прелюдия», педагог может вместе с ребёнком найти подходящий образ, сравнение и дать подзаголовок этой пьесе. Например, «Прелюдию» Дварионаса a- moll можно сравнить с колыбельной песней, и придумать вместе с учеником - кто поёт эту песню и для кого.
Особое значение на уроке имеет поведение самого преподавателя: важно, чтобы он был очень доброжелателен, ласков, внимателен ко всем проявлениям ребёнка.
В период 9-10 лет дети становятся более эмоционально устойчивыми, у них появляется физическая выносливость, развивается логическое мышление. В этот период появляется потребность в принятии его со стороны других людей, повышается зависимость от мнения сверстников, а влияние семьи снижается. В этот момент важно научить ребёнка работать самостоятельно. 10 лет – это «золотой возраст», он считается идеальным для обучения.
Так называемый переходный возраст (11-14 лет) требует особого внимания. Это период перехода от детского состояния и мировосприятия к взрослому. Бурный физический рост становится причиной неравномерности в развитии сердечно - сосудистой системы, и ребенок становится вспыльчивым, раздражительным. Особенно сильно это отражается на публичных выступлениях, когда учащийся может нестабильно исполнять хорошо выученные произведения. Тогда может наблюдаться потеря интереса к творческой деятельности. В таких случаях преподавателю следует менять методы, которые являются привычными, осуществлять поиск новых форм, приемов и средств воздействия, чтобы не травмировать психику ребенка. Тут в большей мере необходимо ориентироваться на личностные индивидуальные особенности учащихся.
В процессе обучения педагогу следует обратить внимание на воспитание таких качеств, как внимание, воля, самостоятельность и критичность мышления, точность в выполнении поставленной задачи, умение и желание трудиться, систематичность в работе. Именно эти качества являются залогом успешного обучения игре на фортепиано.
Конечно же, воля не может возникнуть без заинтересованности в процессе обучения. Это достигается различными методами, обогащающими урок, на котором учащийся чувствует себя соучастником происходящего и ощущает радость творчества, что оказывает благоприятное воздействие на его волю. Педагогу следует обратить внимание на привитие умения трудиться. Ведь для того, чтобы провести один час за инструментом, нужно сделать усилие над собой. Ребенок должен устоять против соблазна посидеть за компьютером или посмотреть любимый сериал. Отказ от этого требует определенного напряжения воли.
Внимание – следующий важный фактор обучения игре на фортепиано. У детей умение сконцентрировать внимание зависит от возраста, от состояния здоровья, иногда от времени суток. Важно с первых шагов учить ребенка правильно распределять свое внимание. Работоспособные дети все выполняют хорошо и работают продуктивно. Встречаются типы детей, которые быстро усваивают материал, но столь же быстро устают, другие проявляют медлительность в работе, третьи – и медлительность, и очень часто - небрежность. Педагогу следует искать индивидуальный подход: одних приучать к тщательной и детальной работе, у других – поощрять самостоятельность и активность.
Еще один важный компонент в обучении детей - самостоятельность мышления. Когда ребенок что-то мастерит своими руками, результат своего труда он видит сразу. В музыкальной школе он сталкивается с тем, что результаты будут иметь отдаленные последствия: пока он выучит пьесу и, может быть, выступит с ней в концерте или на конкурсе, то есть здесь предмет труда для него имеет абстрактные очертания. По этим причинам ребенка следует подводить к самостоятельному мышлению. Обычно, чем одареннее ученик, тем отчетливее проявляются его пристрастия в музыке. Ученикам менее способным нужно помочь выработать свое отношение к музыке. Для этого важно создать условия, благоприятные для более широкого выбора понравившихся ему произведений. Поощрение самостоятельности в этой области стимулирует живое отношение к музыке и к работе над выбранным произведением. Не нужно запрещать ребенку сыграть понравившееся произведение, даже если оно не соответствует уровню его музыкального развития. Если он хочет его сыграть, значит, оно отвечает его психологическому состоянию или эмоциональным переживаниям. Нужно использовать для работы в классе популярную и так называемую «лёгкую» музыку, помогать в подборе любимых песен, поощрять любую творческую инициативу.
Развитие самостоятельности учащихся должно начинаться как можно раньше. Одной из педагогических ошибок является «натаскивание» учащихся. Не надо сразу на одном произведении добиваться от него и полного красивого звука, и эмоциональности, и еще не знаю чего. Пусть лучше ученик играет средним звуком, пусть он не делает множества оттенков, но пусть он работает самостоятельно.
С воспитанием самостоятельности мышления связано еще одно требование: учащийся должен самокритично оценить свою игру , уметь описать своё выступление, предложить способы устранения ошибок. Этот способ окажется весьма продуктивным в домашних занятиях. Одновременно с этим педагог подводит ребенка к точности в выполнении заданий . Если ученик понимает свою задачу и знает способы ее выполнения, он избежит излишней затраты времени на переучивание неверно закрепленных навыков.
Очень важно для музыканта – исполнителя развивать музыкальную память. Музыкальная память может быть трёх родов: слуховая память, зрительная память, или память сознания, когда человек представляет себе напечатанные ноты; и моторная память – выработка привычных движений в пьесах, которые человек играет.
Самая важная память – слуховая. Моторная память, несомненно, необходима: исполнитель не мог бы играть, если бы ему нужно было проводить «сквозь сознание» каждое движение; должна быть выработана инерция движения. Но ничего не может быть ужаснее того, что моторная память заменяет собою слуховую. Почти все педагоги прошлого столетия настаивают на том, чтобы пьеса после разбора была выучена на память. Но ноты во время занятия должны быть открыты. Мы должны воспитывать в учащемся сознательную память; музыкант должен уметь до мельчайших подробностей воспроизвести у себя в голове произведения, которое он играет. Необходимо воспитывать память как музыкальное явление, а не моторное.
Домашние занятия учеников должны соответствовать возрасту. В 7 лет начинающему ученику больше получаса не нужно, если же это десятилетний ребёнок, то ему нужно заниматься полтора - два часа.
Обучение на фортепиано предполагает повышенную нагрузку на нервную систему учащихся. Игра наизусть, репетиции, выступления в концертах требуют усилий и напряжения, подвергают учащихся нервному напряжению, которое должно компенсироваться радостью игры, возможностью самовыражения за инструментом.
Частые выступления детей на эстраде, по мнению педагогов прошлого столетия, вредны, а вообще выступления нужны. Мы хорошо знаем, что исполнение только тогда становится законченным, когда произведение сыграешь на эстраде. Но насколько полезны выступления ребёнка несколько раз в году, настолько вредны выступления детей в открытых концертах десятки раз в году. Вредны во всех отношения: и в смысле нервной системы ребёнка, и в смысле общего состояния его здоровья. Чрезмерные выступления плохо отражаются на психике ребёнка, ему хочется аплодисментов, он развращается. Всё это даже для очень даровитых детей является тормозом в их художественном развитии. Неумеренные выступления - по словам Александра Гольденвейзера,огромная ошибка, с которой надо бороться.
Обучение игре на фортепиано делает личность человека многогранной, оптимизирует его творческие способности, развивает фантазию и воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любой сферы деятельности.
Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детская школа искусств г. Алейска»
Преподаватель по классу фортепиано
Бобровская Анна Геннадьевна
преподаватель по классу фортепиано, Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог-психолог
- стаж педагогической работы (по специальности) 27 лет,
- в данном учреждении 23года.
- 1986г среднее специальное – Наманганское Государственное училище искусств 1986г. квалификация - преподаватель по классу фортепиано, концертмейстер;
- 2004г высшее – Томский Государственный Университет,2004г., квалификация - психолог.
- НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
Методический доклад «Методы формирования образа-представления в работе над полифоническими произведениями»
Выступление на Педсовете МБОУ ДОД ДШИ г. Алейска.
Методический доклад «Организация игрового аппарата на начальном этапе обучения в классе фортепиано »
Методическое объединение фортепианного отделения ДШИ
Программа учебного предмета «Фортепианный ансамбль »
Методическое объединение фортепианного отделения ДШИ
Открытый урок «Развитие фортепианной техники в старших классах»
Методический доклад «Развитие навыков пальцевой игры на первоначальном этапе обучения»
Методическое объединение фортепианного отделения ДШИ
Открытый урок «Развитие фортепианной техники в старших классах»
Методический доклад : «Методические принципы аппликатурного освоения фортепианной техники»
Методическое объединение фортепианного отделения ДШИ
Открытый урок «Развитие фортепианной техники в средних классах»
Тематический доклад с практической работой (тестирование) «Психологическое здоровье учителя»
Педагогический совет МБОУ ДОД «ДШИ г. Алейска»
(Подготовка сценариев и проведение мероприятий)
«Наши первые шаги» Концерт подготовительного класса
Выпускной вечер. Концерт для родителей
Концерт «Играем вместе» Концерт по аккомпанементу
Концерт «Примите наши поздравленья»
Алейский дом –интернат малой вместимости для пожилых и инвалидов
Отчетный концерт ДШИ «Школа…Музыка…Кино…»
Праздничный концерт «Вам, Защитники Отечества Слава!»
Солдатский клуб В/Ч
Праздничный концерт «Для самых любимых.»
Праздничный концерт «Для самых любимых».
Концерт «Почет и слава защитникам Отечества!»
Концерт «Почет и слава защитникам Отечества!»
Концерт «Играем вместе»
Концерт «Сердечко для мамочки» (фортепианное отделение)
Концерт ко дню Первоклассника
Концерт ко дню пожилого человека
Концерт ко дню пожилого человека
Алейский дом –интернат малой вместимости для пожилых и инвалидов
Концерт ко дню Музыки
Концерт ко дню Победы
Алейский дом–интернат малой вместимости для пожилых и инвалидов
Концерт для родителей и зрителей на внутри школьном конкурсе фор-го отделения.
Алейский дом –интернат малой вместимости для пожилых и инвалидов
Концерт ко дню защитника Отечества
Праздничный концерт «Здравствуй Новый год!»
ЦРБ г.Алейска (Травмот-е отделение
Концерт ко дню пожилого человека
Концерт ко дню защитника Отечества
Концерт «Вместе с музыкой живем»
Детский Дом с.Вавилон.
Концерт ко дню защитника Отечества
ЦРБ травмотологическое отделение.
ЦРБ детское отделение
Концерт ко дню Матери.
Концерт, посвященный дню Пожилого человека
Концерт для самых маленьких
Участие в проведении музыкального лектория для учащихся общеобразовательных школ города, детского сада №18, №15
войсковой части №41659 в качестве лектора и исполнителя;
Посещение и обсуждение концертов вместе с учащимися и родителями;
Игра в муниципальном оркестре русских народных инструментах им. Н.Н. Акатова (балалайка- альт)
- 2012г. Грамота «Культурно-досуговый центр» г. Алейска
4. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
-Благодарность за подготовку учащихся в зональном детско-юношеском конкурсе пианистов «Путь к мастерству» г. Рубцовске 2012г.
-Грамота «Культурно-досуговый центр» г. Алейска 2012г.
-Благодарность Начальник филиала №5 ФГКУ «425 ВГ» Минобороны России майор мед.службы Вартик В.В. г. Алейск 2013г.
-Грамота Директор МБОУ ДОД «ДШИ г. Алейска» 2013г.
- Почетная грамота - Алейского городского Собрания депутатов Алтайского края г. Алейск 2013г.
-Благодарственное письмо за профессиональную подготовку учащихся в зональном детско-юношеском конкурсе пианистов «Путь к мастерству» г. Рубцовск 2014г.
- Благодарственное письмо - Управление Алтайского края по культуре и архивному делу г. Барнаул 2014г.
- Благодарственное письмо - Международный конкурс детского, юношеского и молодежного творчества по видеозаписям «Поколение талантов» г. Орел 2015г.
-Диплом за подготовку лауреата Международный конкурс детского, юношеского и молодежного творчества по видеозаписям «Поколение талантов» г. Орел 2015г.
- Диплом за подготовку лауреата Регионального конкурса - Управление Алтайского края по культуре и архивному делу г. Барнаул 2015г.
Благодарственное письмо за подготовку учащихся к I-открытому смотру-конкурсу фортепианных отделений городских и сельских ДМШ и ДШИ
Алтайского края. Г. Барнаул 2015г.
- Благодарственное письмо - оргкомитет и жюри открытого зонального конкурса пианистов Барнаульского методического объединения «Волшебная лира» 2016г.
- Благодарственное письмо за подготовку Лауреата III-Открытого зонального дистанционного конкурса «Встречи с юными талантами» Администрация КГБПОУ «Рубцовский государственный музыкальный колледж» г. Рубцовск 2016г.
- Благодарность за подготовку учащихся в зональном детско-юношеском конкурсе пианистов «Путь к мастерству» Администрация КГБПОУ «Рубцовский государственный музыкальный колледж» г. Рубцовск 2016г.
Грамота - За участие и организацию концертной программы для военнослужащих в/ч 41659. Командир гвардии полковник В.Герасимов
– Чем занимается «Гармония»?
– Школа искусств «Гармония» — это учреждение дополнительного образования. Она была создана в результате слияния двух школ — художественной и музыкальной — в 2010 году, но датой образования школы принято считать 1956 год — год открытия первой музыкальной школы в Наро-Фоминске. Так что нам уже более 60 лет, и мы — учреждение с историей и творческими традициями, в 2013 году вошедшее в 50 лучших школ искусств России.
В школе есть художественное и музыкальное отделение. На музыкальном отделении несколько специальностей: фортепиано, скрипка, народные инструменты, гитара, академическое сольное пение, эстрадное сольное пение, электроакустические инструменты. Недавно открылось еще и театральное отделение.
– Что такое сольное академическое пение? А хоровой класс?
– Хоровой класс — это групповое занятие, коллективное пение. Это обязательный предмет для всех музыкальных специальностей.
А сольное академическое пение — это направление музыкальной специализации, на которое принимают детей, обладающих хорошими вокальными данными. Занятия по сольному пению индивидуальные, так же как и обучение игре на музыкальных инструментах.
Отделение сольного пения — самое «молодое» в нашей школе. Оно было открыто в 2001 году по моей инициативе. В те годы стала популярна «Фабрика звезд» и другие похожие конкурсы. Многие захотели научиться петь, и сольное пение стало очень востребованной специальностью. По популярности у поступающих и количеству обучающихся наша специальность (как академического, так и эстрадного направления) и сейчас является лидером, наряду с фортепиано. Мы даем учащимся начальную профессиональную подготовку по классическому пению. Наши выпускники в дальнейшем могут продолжать обучение в музыкальных училищах и вузах по этой специальности.
– Должен ли преподаватель в музыкальной школе уметь играть на каком-нибудь музыкальном инструменте и петь?
– Конечно! А как же иначе? Игре на фортепиано обучают студентов всех направлений в музыкальных училищах! Моя первая квалификация по диплому — «дирижер хора», а дирижеры обязательно должны хорошо владеть фортепиано. При поступлении в музыкальное училище на дирижерское или теоретическое отделение экзамен по фортепиано является обязательным, точно так же, как и для тех, кто поступает на исполнительские факультеты.
Ну и, безусловно, нужно уметь петь, владеть своим голосом. Вы же не будете спрашивать учителя математики, нужно ли ему знать математику? Точно так же и преподаватель любой музыкальной специализации должен знать и уметь то, чему учит других. Одним из методов педагогической работы является демонстрация. А если преподаватель не умеет петь, не может показать ученику, как должно звучать то или иное произведение, или какой вокальный прием нужно использовать в том или ином случае, как же он сможет научить ученика?
– Как вы выбираете конкурсы, в которых стоит принять участие?
– Я выбираю конкурсы высокого профессионального уровня, где в жюри будут профессора ведущих музыкальных вузов России, где будут интересные мастер-классы, где можно будет чему-то научиться. За 19 лет, в течение которых я преподаю сольное пение, мы с моими учениками побывали на многих конкурсах в Москве, Московской области и многих других городах России. К примеру, в прошлом году мы ездили в Нижний Новгород на Международный конкурс имени Галины Писаренко и в Санкт-Петербург на конкурс имени А.Г. Рубинштейна. Два года назад были в Калининграде на конкурсе имени Зары Долухановой «Янтарный соловей». В этом году планируем принять участие в нашем любимом Международном конкурсе «Серебряный голос» — московском конкурсе самого высокого уровня среди детей и молодежи. На этих конкурсах очень трудно занять призовые места, на них, действительно, побеждают только самые талантливые и достойные, и моим ученикам часто удавалось входить в число их лауреатов. Но даже если ученик просто участвует в таком конкурсе, не занимая призового места, он получает колоссальный исполнительский опыт.
– Для чего нужно участвовать в конкурсах?
– В первую очередь, участие в конкурсах дает профессиональный рост и уверенность в себе. Одно дело — заниматься в классе, и другое — выступать в новых условиях, на новой сцене, рядом с новыми людьми, в условиях жесткой конкуренции. Артисту нужна устойчивая нервная система, и участие в конкурсах как раз и помогает сформировать это качество.
И, конечно, конкурсы — это прекрасная возможность посмотреть мир и показать себя. Есть среди моих учеников и их родителей и любители поехать на конкурс, потому что «засиделись», хочется новых эмоций, новых впечатлений. И это прекрасно! Я всегда поддерживаю такие инициативы. Вот, например, совсем недавно, в конце ноября 2018 года, мы были на конкурсе в подмосковном Чехове. Просто потому, что никогда не были в этом городе и решили посмотреть, чем «дышит» этот конкурс.
– Какие песни входят в репертуар ваших учеников?
– У детей младшего возраста в репертуар входят в основном народные песни разных стран, песни советских композиторов, современная музыка, а также несложные произведения русских и зарубежных классиков XVIII–XIX веков: П.И. Чайковского, В.-А. Моцарта, Й. Брамса и других. С каждым годом обучения репертуар усложняется. В 4–5 классах основу репертуара составляют классические произведения, а наиболее талантливые учащиеся к 7–8 классу могут исполнять уже доступные для их возраста и восприятия несложные оперные арии.
– В определенном возрасте у мальчиков-подростков ломается голос. Как они занимаются вокалом в этот период?
– Если правильно и грамотно учить ребенка пению с младшего школьного возраста, если подросток научился контролировать свои ощущения, не перенапрягает голосовой аппарат, не форсирует звук, и при появлении первых признаков мутации голоса занимается в щадящем режиме — то этот процесс может пройти довольно безболезненно. Просто постепенно молодой человек начинает петь все ниже и ниже, а мы подбираем для него более легкий репертуар в том диапазоне, в котором он может петь в настоящее время. Бывает, приходится помолчать месяц-два, но с какими-то серьезными проблемами лично я в своей практике еще не сталкивалась.
И голоса, кстати, меняются не только у мальчиков, но и у девочек. Вы ведь, наверное, замечали, что взрослые женщины звучат несколько иначе, чем маленькие девочки.
– Чем работа преподавателя в музыкальной школе отличается от работы учителя музыки в обычной общеобразовательной школе?
– Это абсолютно разные вещи. Школьный учитель музыки развивает общий музыкальный кругозор детей, прививает им музыкальный вкус, воспитывает «слушателей музыки».
Преподаватель же в музыкальной школе занимается развитием специальных способностей и профессиональных навыков у своих учеников — постановкой рук, голоса и т.д. — с целью воспитать музыкантов-исполнителей. Конечно, немногие из наших выпускников в дальнейшем избирают музыку своей профессией. Но именно в этой ранней профессиональной ориентации и начальной исполнительской подготовке и состоит главное отличие обучения в музыкальной школе от уроков музыки в школе общеобразовательной.
– Вы работаете только с детьми?
– В связи с последними требованиями Министерства образования, мы учим не только детей, но и взрослых. Детей с 9 до 12 лет принимают на обучение на бюджетные места, взрослые учатся на коммерческой основе. У меня есть опыт работы со взрослыми людьми — любителями классического пения. Это совсем другая — взрослая — педагогика, и мне это тоже весьма интересно.
– Нужно ли сдавать экзамены, чтобы поступить в школу искусств «Гармония»?
– Безусловно. Дети, поступающие на бюджетные места, обязательно сдают вступительные экзамены, проходят конкурсный отбор.
На коммерческой основе, конечно, могут учиться все желающие. Достаточно просто подать заявление.
– Как вы попали в музыкальную сферу и почему решили заняться преподаванием?
– Думаю, музыкальная педагогика — мое призвание. Мои родители не были музыкантами, но и мама, и отец очень любили петь. И я, сколько себя помню, с детства, сама только начав учиться в музыкальной школе, учила всех своих подружек играть песни по песенникам. В школе училась отлично, но ни о какой другой специальности, кроме музыки, никогда даже не думала. После окончания Государственного музыкального училища имени Гнесиных в 1988 году вернулась в Наро-Фоминск и сразу начала преподавать. Некоторое время руководила хоровой студией во дворце культуры, а через несколько лет пришла в музыкальную школу, где и работаю до сих пор.
– Какое образование лучше получить, чтобы стать преподавателем в музыкальной школе?
– Для того чтобы преподавать в музыкальной школе, достаточно среднего специального образования, т.е. музыкального училища или колледжа. В квалификации выпускника такого учебного заведения так и написано: «преподаватель — фортепиано, сольфеджио и т.п. — в музыкальной школе».
В Москве замечательные училища, дающие самое лучшее образование, — Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, Музыкальное училище имени Гнесиных, Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке.
И конечно, во всех крупных городах России тоже есть колледжи и вузы, обеспечивающие своим студентам прекрасную профессиональную подготовку.
– Высшее образование получать не нужно?
– Конечно, чем лучше вы образованы, тем большие профессиональные возможности перед вами открываются! Но для работы в музыкальной школе высшее музыкальное образование необязательно, для начала достаточно будет и среднего специального. Ну, а если почувствуете нехватку знаний — что ж, вперед учиться дальше! Мир музыки настолько огромен, безграничен, неисчерпаем — музыкант учится всю жизнь.
У меня, например, высшее образование в области психологии. И получила я его, будучи уже довольно опытным преподавателем, когда почувствовала в своей практике нехватку именно психологических знаний.
– Учителя в обычных школах периодически должны посещать курсы повышения квалификации. Нужно ли нечто подобное преподавателям в музыкальных школах?
– Да. Каждые три года мы обязательно проходим обучение на курсах повышения квалификации, и каждые пять лет проводится переаттестация преподавателей на соответствие квалификационной категории.
– Как проходит аттестация?
– Аттестацию проводит Министерство образования и науки Российской Федерации. В каждом субъекте РФ, например, в Московской области, существует экспертный совет по направлениям подготовки — по фортепиано, по вокалу, музыкально-теоретическим дисциплинам и т.д. — в который входят педагоги с большим стажем работы и высшей квалификационной категорией. Один раз в пять лет каждый преподаватель, желающий подтвердить или повысить свою квалификационную категорию, готовит пакет документов, подтверждающий результативность его работы за истекший период, и проводит открытый урок, на котором присутствует эксперт, — в нашем случае дополнительного образования — назначенный Министерством культуры Московской области. В обязанности эксперта входит также проверка всей учебной документации аттестуемого преподавателя и подготовленного пакета документов. Если все в порядке, документы передаются в Министерство образования. Вот такая непростая и довольно нервная для преподавателей «процедура».
– Сколько может зарабатывать преподаватель в музыкальной школе?
– Зарплата преподавателя напрямую зависит от образования, стажа работы, квалификационной категории и учебной нагрузки. Чем больше у преподавателя стаж, и чем больше учебных часов он ведет, тем выше у него зарплата. Молодые преподаватели, конечно, получают немного. Но если молодой педагог любит свое дело, и результативность его работы высокая — дети много участвуют в концертах, побеждают в конкурсах, ведется большая внеурочная работа — то, проработав всего три года, можно претендовать на повышение квалификационной категории. А каждая категория — это другой — более высокий — уровень оплаты труда.
– С какими трудностями может столкнуться преподаватель музыкальной школы?
– Если ты любишь свою работу и детей, то единственная трудность в нашей профессии — это лень учеников, которые, как и 100 лет назад, и во все времена, не любят выполнять домашние задания. А без них, к сожалению, в нашем деле никак не обойтись, так же как в профессиональном спорте — без регулярных тренировок. В остальном же моя работа приносит мне только радость, ведь я работаю с одаренными детьми в сфере самого прекрасного из искусств — искусства музыки!
– Что вы могли бы посоветовать почитать или посмотреть старшеклассникам, которые хотят больше узнать о работе учителя музыки?
– Посмотрите прекрасные советские фильмы «Приходите завтра» и «Учитель пения» — они о людях, бесконечно любящих свое дело!
Читайте также: