Девиз органов внутренних дел республики беларусь

Обновлено: 14.11.2024

Под таким девизом сотрудники милиции проходят службу в органах
внутренних дел Республики Беларусь. В связи с возросшим объемом оказываемых
охранных услуг Смолевичский отдел Департамента охраны МВД Республики Беларусь
принимает на службу в органы внутренних дел Республики Беларусь молодых людей в
т.ч. не служивших в Вооруженных Силах Республики Беларусь.

Под таким девизом сотрудники милиции проходят службу в органах внутренних дел Республики Беларусь. В связи с возросшим объемом оказываемых охранных услуг Смолевичский отдел Департамента охраны МВД Республики Беларусь принимает на службу в органы внутренних дел Республики Беларусь молодых людей в т.ч. не служивших в Вооруженных Силах Республики Беларусь.

На службу в органы внутренних дел принимаются на добровольной основе совершеннолетние граждане Республики Беларусь не зависимо от пола, социального происхождения, имущественного положения, отношения к религии, способные по своим личным, моральным и деловым качествам, состоянию здоровья, уровню образования выполнять задачи, возложенные на органы внутренних дел, имеющие среднее образование, а также высшее либо среднее специальное образование.

Прием кандидатов на службу в органы внутренних дел Республики Беларусь осуществляется, как правило, учебными заведениями Министерства внутренних дел Республики Беларусь, в подразделения Департамента охраны – Учреждение образования «Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов» Департамента охраны МВД Республики Беларусь.

При приеме на службу в органы внутренних дел граждане обязаны представить документы в соответствии с нормативными актами МВД Республики Беларусь.

В отношении гражданина, принимаемого на службу в органы внутренних дел, в установленном порядке проводится специальная проверка.

Граждане не могут быть приняты на службу в органы внутренних дел или находиться на службе в органах внутренних дел в случаях: если они ранее совершили преступление; если они не соответствуют требованиям, предусмотренным пунктом 16,25 и 26 Положения; признания их недееспособными или ограниченно дееспособными решением суда, вступившим в законную силу; отказа от прохождения специальной проверки; отказа от представления декларации о доходах и имуществе, или указания в ней неполных либо недостоверных сведений; наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, или иного противопоказания, препятствующих исполнению ими служебных обязанностей.

Граждане, принятые на службу в органы внутренних дел, назначаются приказом начальника учебного заведения на должности курсантов первоначальной подготовки. Они в установленном порядке снимаются с воинского учета и зачисляются в кадры Министерства внутренних дел, принимают Присягу рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Республики Беларусь, им присваиваются первые специальные звания рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, выдаются служебные удостоверения. Гражданам, ранее проходившим военную службу в т.ч. и срочную, службу в органах финансовых расследований, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, при назначении на должность начальствующего состава органов внутренних дел присваивается первое специальное звание, соответствующее имеющемуся у них воинскому специальному званию, в том числе запаса. Время учебы засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел. В настоящее время срок обучения в Учреждении образования Департамента охраны составляет 6 месяцев.

Курсанты обеспечиваются бесплатным обмундированием, питанием, медицинским обслуживанием, коммунально-бытовыми услугами. В установленном порядке им выплачивается стипендия. По желанию, курсанты могут проходить обучение на курсах с получением водительского удостоверения категории «В».

Сотрудники органов внутренних дел подлежат обязательному государственному страхованию. В случае получения телесного повреждения при исполнении служебных обязанностей, сотруднику выплачивается единовременная страховая сумма соответственно в размере двухгодичной или полугодовой суммы оклада денежного содержания, при получении легкого или менее тяжкого телесного повреждения – в размерах от 75 до 250 базовых величин.

Сотрудникам в установленном порядке выплачивается достойная заработная плата (денежное довольствие) состоящая из должностного оклада, оклада по специальному званию, надбавки за выслугу лет, надбавки за особые условия несения службы, денежной компенсация взамен продовольственного пайка, доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующего сотрудника, доплаты за работу с вредными условиями труда (при наличии) и других выплат. За работу в ночное время суток производится доплата в размере 40 процентов часового должностного оклада, за работу в сверхурочное время, выходные и праздничные дни производится доплата в размере двойного часового должностного оклада.

Продолжительность предоставляемого очередного отпуска зависит от стажа службы в ОВД: до 10 лет – 30 календарных дней; до 15 лет – 35 дней; до 20 лет – 40 дней, свыше 20 лет – 45 дней. Сотрудникам выплачивается единовременное пособие на оздоровление в размере двух окладов денежного содержания. В связи с непредвиденными материальными затруднениями выплачивается материальная помощь. Денежное довольствие сотрудника сохраняется на время нахождения в основном и социальном отпусках (в связи с обучением в средних специальных или высших учебных заведениях).

Сотрудники, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту прохождения службы. В случае пользования жилыми помещениями по договору найма или поднайма, сотрудникам предоставляется денежная компенсация расходов по найму жилых помещений в установленном законодательством размерах. Сотруднику, использующему принадлежащее ему транспортное средство в служебных целях, выплачивается компенсация в размерах определяемых законодательством.

Сотрудники обеспечиваются бесплатным медицинским обслуживанием, форменным обмундированием (возможна денежная компенсация взамен положенных к выдаче предметов вещевого имущества).

В.В. БОРОВИК, помощник начальника Смолевичского отдела Департамента охраны МВД Республики Беларусь по идеологической работе и кадровому обеспечению, майор милиции.

Принесение Присяги является не только одним из первых ритуалов в органах внутренних дел, но и самым торжественным и волнующим как для самого молодого сотрудника, так и для всех его участников.

13 ноября на плацу центра состоялся торжественный церемониал приведения к Присяге курсантов первоначальной подготовки учреждения образования. На верность родной стране и ее народу присягнуло три учебные группы новоиспеченных сотрудников.

Поздравил молодых милиционеров с этим важным для каждого сотрудника событием начальник центра полковник милиции Тарасевич Андрей Тадеушевич и пожелал всегда сверять свои поступки со словами клятвы, ведь только в этом случае дела оставят добрый след в обществе – послужат укреплению безопасности граждан и процветанию нашей родной Беларуси.

На торжественном ритуале присутствовал заместитель начальника Департамента охраны МВД Республики Беларусь — начальник управления идеологической работы и кадрового обеспечения Республики Беларусь полковник милиции Дрозд Дмитрий Георгиевич, который поздравил курсантов со знаменательным событием «Принимая Присягу перед своими товарищами, родными и близкими, каждый из вас публично подтверждает свою готовность и стремление честно выполнять служебный долг, клянется верности нашей Отчизне. Хочу поздравить Вас с этим торжественным событием. Желаю, чтобы каждый стоящий в строю в будущем стал достойным офицером».

От имени курсантов первоначальной подготовки поздравил своих товарищей рядовой милиции Никита Куханьков, а священнослужитель Олег благословил на ратный труд поклявшихся в верности своему народу.

После завершения торжественного церемониала для присутствующих руководством центра были организованы показательные выступления с участием сотрудников и курсантов первоначальной подготовки. Ребята на высоком уровне продемонстрировали выполнение элементов рукопашного боя. Специалисты – кинологи со служебными собаками показали элементы общего курса дрессировки, тактическое передвижение со служебной собакой, игровые элементы дрессировки служебных собак и задержание разыскиваемого транспортного средства.

Участники покидали мероприятие с ощущением праздника и в хорошем настроении.

Свои функции, задачи и деятельность управление осуществляет в соответствии с положениями Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года и Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года.

На сегодняшний день под охраной управления находится 82 объекта, из них:

36 посольств

15 консульств

1 представительство международной организации

7 резиденций Глав представительств

22 особо важных государственных объекта

ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ

  1. Обеспечение защиты зданий, строений, сооружений, помещений дипломатических представительств, консульских учреждений и резиденций глав представительств иностранных государств (далее – объекты) от всякого вторжения или нанесения ущерба, предотвращение проникновения на объекты лиц, вынашивающих террористические, провокационные и иные недружественные намерения, принятие надлежащих мер для предупреждения каких-либо посягательств на личность, свободу или достоинство дипломатических и консульских агентов.
  1. Осуществление во взаимодействии с подразделениями Департамента охраны и территориальными органами внутренних дел Республики Беларусь охраны общественного порядка на территории, прилегающей к объектам, выявление и задержание лиц, вынашивающих намерение нанести им какой-либо ущерб.

  1. Принятие совместно с территориальными органами внутренних дел Республики Беларусь, органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь неотложных мер по обеспечению безопасности объектов и находящегося в них персонала в случаях возникновения массовых беспорядков в районах их расположения, а также угрозы их захвата, стихийных бедствий, пожаров и иных чрезвычайных происшествий.
  1. Обобщение и распространение отечественного и зарубежного опыта охранной деятельности, применения средств и систем охраны, осуществление в установленном порядке взаимодействия с соответствующими организациями других государств.

ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

  1. Организует защиту объектов милицейскими подразделениями, обеспечивает общественный порядок на прилегающей к ним территории, предупреждает и раскрывает преступления в зонах своих постов и маршрутов патрулирования.
  1. Участвует совместно с заинтересованными службами МВД, МИД, Департамента охраны, республиканскими органами государственного управления в разработке проектов нормативных правовых актов об охране объектов.
  2. Поддерживает постоянную готовность к защите объектов, отрабатывает совместные действия со службами органов внутренних дел по ее обеспечению, проводит в этих целях оперативно-тактические учения;

  1. Осуществляет на договорной основе следующие виды основной деятельности:

охрана объектов, не вошедших в перечень объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями Департамента охраны в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

охрана физических лиц;

охрана общественного порядка при осуществлении мероприятий, организуемых дипломатическими представительствами либо консульскими учреждениями иностранных государств.

Депутаты в первом чтении приняли законопроект, который предполагает внесение изменений в Закон «Об органах внутренних дел». Как изменится работа милиции после одобрения новелл? Об этом мы поговорили с депутатом, ответственным за документ, бывшим начальником Столбцовского районного отдела внутренних дел, а ныне членом Постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Национального собрания Иваном МАМАЙКО.

По словам депутата, законопроект должен усовершенствовать отраслевое законодательство с учетом практики его применения. Остановимся на новациях подробнее.

Военизированные организации

Проектом закона предлагается отнести органы внутренних дел к военизированным организациям. Однако за этим предложением, говорит Мамайко, не скрывается ничего нового. Де-факто органы внутренних дел уже давно таковыми являются:

– То, что милиция – организация военизированная, ни у кого не должно вызывать сомнения. Во-первых, органы внутренних дел руководствуются в своей деятельности не только Трудовым кодексом, во-вторых, есть свои знаки отличия, обязательно ношение формы. Кроме того, организация имеет право приобретать и использовать огнестрельное оружие. Все это позволяет называть милицию военизированной структурой.

Тогда зачем вносить изменение в закон? Все дело в том, что отраслевое законодательство в этом вопросе немного отстало от вышестоящих документов.

Мамайко обращает внимание, что сам термин характерен именно для постсоветского пространства:

– По теме его появления написано много научных статей. Как в России, так и в Беларуси этот термин обозначает государственный орган, который имеет право приобретать боевое ручное стрелковое и иное оружие. Перечень таких организаций устанавливается законом. Поэтому логично, что указание на это появится и в отраслевом законодательстве, а именно в Законе «Об органах внутренних дел».

В структуре милиции появятся новые управления

Предлагается узаконить создание подразделения по противодействию киберпреступности. Но ведь они уже и так существуют в системе МВД не первый год?

– Нужно понимать, что система не статична, она динамична. При этом в Законе «Об органах внутренних дел» четко прописана ее структура. И если она меняется, должно меняться и отраслевое законодательство. Поэтому в криминальной милиции теперь законодательно выделяется структурное подразделение по борьбе с киберпреступностью. Сегодня эти управления входят в систему уголовного розыска. После принятия законопроекта станут отдельными управлениями. Кстати, в свое время таким же образом были выделены отделы, к примеру, по борьбе с наркоугрозой.

Еще одна новелла законопроекта предполагает создание межтерриториальных подразделений по гражданству и миграции.

– В некоторых городах есть городские отделы внутренних дел и районные. В законе указано четко: отделения по гражданству и миграции должны располагаться строго при органах внутренних дел. Но ведь из этих подразделений можно сделать одно. И всем так будет только удобнее. Поэтому и нужно, чтобы в законе была прописана возможность создания межтерриториальных подразделений.

Когда нажать на курок

Вопрос, стрелять или не стрелять, для милиционеров всегда один из самых сложных. Любое использование служебного оружия для них влечет серьезные разбирательства.

Понимая это, сотрудники порой излишне рискуют жизнью, боясь лишний раз получить нагоняй. Одна из причин, считает депутат, – то, что в нынешней редакции закона содержится слишком много оценочных норм:

– Сегодня в законе имеется конкретный перечень оснований для применения средств и сил. В новой редакции там не появилось ни одного нового основания. Но существующие были отредактированы так, чтобы они имели сугубо прикладной характер.

По словам депутата, этот вопрос давно обсуждался среди лиц, которые применяли на практике оружие для защиты законных интересов граждан и государства:

– Сотрудник при исполнении должен на уровне алгоритма понимать, когда он может применить оружие, а когда нет.

И здесь не должно быть никаких двояких толкований. Ведь применение и использование оружия – это всегда стрессовая ситуация в условиях жесткого дефицита времени. И если алгоритм нечеткий, то начинаются сомнения, что, в свою очередь, ставит под угрозу жизнь людей.

Иван Мамайко приводит в пример случай, когда оружие применяется в отношении преступника, который пытается скрыться с места преступления, убив двух человек. В фильмах и сериалах в эти моменты полицейские обычно не думают – сразу стреляют. Но, к примеру, в нашем законе сегодня присутствует оценочная категория: сотрудник в такой ситуации может выстрелить, только если преступник угрожает ему применением оружия. А если нет?

Вот еще одна ситуация. В действующем законе указано, что во всех случаях применения оружия сотрудник органов внутренних дел должен действовать, стремясь причинить наименьший вред жизни и имуществу граждан, а также прописано, на каких основаниях можно стрелять и что делать после. При этом уточняется: условием освобождения от ответственности является соблюдение закона, если причиненный вред соразмерен силе преодолеваемого противодействия. А дальше, при разборе ситуации, начинается оценочная работа. Но нужно понимать, что в тот миг сотрудник не мог оценить обстановку так, как ее оценит позже комиссия в составе десяти человек.

Мамайко говорит, что, к примеру, на Западе полицейский имеет право выстрелить, даже когда преступник приблизился к нему ближе чем на 1,5 метра, если ранее представитель закона предупредил, что делать этого нельзя.

– Работая над законопроектом, мы оставили без изменений основания для применения оружия.

Но при этом постарались уйти от оценочных норм, которые затрудняют принятие решения и ставят под угрозу жизнь сотрудника, – говорит депутат.

Нужны ли наручники

Депутаты предлагают разрешить сотрудникам органов внутренних дел применять специальные средства к задержанным правонарушителям до начала ведения административного или уголовного процесса. Применять их или нет, будет решать сам милиционер с учетом складывающейся обстановки. По мнению депутата, это нужное изменение, и вот почему:

– Согласно действующему законодательству применение специальных средств разрешается в отношении лица, которое совершило правонарушение, но с оговорками. Например, при конвоировании наручники можно использовать тогда, когда есть основания предполагать, что задержанный склонен к причинению вреда окружающим или самому себе. Но из собственного опыта знаю: человек может быть сейчас абсолютно спокоен, а через минуту уже нет. Такое бывало не раз и не два. Поэтому я считаю абсолютно нормальным, что решение в данном случае сотрудник примет сам, исходя из складывающейся ситуации и личности сопровождаемого лица. Это и есть определенная гарантия безопасности для сотрудника и окружающих, о чем свидетельствует и опыт, в том числе зарубежных коллег.

Депутат Мамайко уверен: основная цель предлагаемых изменений – создание законодательства, которое будет соответствовать реалиям жизни.

– Вопрос степени полномочий и уровня доверия граждан к правоохранительным органам во всех государствах вызывает интерес и обсуждение в обществе. Но профессиональное исполнение сотрудником своей работы по обеспечению общественного порядка и безопасности в любом случае подразумевает временное ограничение (на основании закона) некоторых прав и свобод граждан. И, полагаясь на защиту, это нужно осознавать и принимать.

Законопроект также предполагает введение ряда других норм. Например, на право сотрудника проводить личный досмотр (вместо личного обыска) задержанного и досмотр находящихся при нем вещей и транспортных средств, изымать на временное хранение предметы и вещества, запрещенные к проносу (провозу) на объекты органов внутренних дел, запрещать гражданам видеозапись, фото- и киносъемку, а также осуществление звукозаписи окружающей обстановки при исполнении служебных обязанностей.

Светлана Исаенок, «СБ. Беларусь сегодня», 13 апреля 2021 г.
(фото – «СБ. Беларусь сегодня»)

Читайте также: