Девиз образования 21 века юнеско

Обновлено: 14.11.2024

ТАСС-ДОСЬЕ /Ирина Красненкова/. 16 ноября 2015 года исполняется 70 лет с момента основания Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, ЮНЕСКО (The United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, UNESCO).

В этот день в 1945 году на конференции в Лондоне был подписан устав организации.

История создания

Во время Второй мировой войны в 1942 году в Лондоне по инициативе Совета по образованию Англии и Уэльса и Британского совета (общественная организация по развитию международного сотрудничества в области образования, культуры и искусства) была созвана конференция министров образования стран-союзниц (Conference of Allied Ministers of Education, САМЕ).

В ней приняли участие представители ряда находившихся здесь в эмиграции правительств стран Европы, оккупированных фашистской Германией, в том числе Бельгии, Нидерландов, Норвегии, Франции. Конференция была посвящена вопросам послевоенного восстановления системы образования в европейских странах. Из разового мероприятия встреча переросла в постоянно действующий форум, к работе которого присоединились представители других государств, включая СССР и США.

По решению САМЕ с 1 по 16 ноября 1945 года в Лондоне состоялась конференция с участием делегаций 44 государств, на которой и была основана ЮНЕСКО. 16 ноября подписи под уставом новой организации поставили представители 37 стран. После его ратификации 20 государствами документ вступил в силу 4 ноября 1946 года.

Цели и задачи

Согласно уставу, главная цель организации - "достижение путем сотрудничества народов в области образования, науки и культуры международного мира и всеобщего благосостояния человечества".

В центре внимания организации всегда находились проблемы сохранения культурного наследия. Помимо этого, в сферу деятельности ЮНЕСКО входит широкий круг вопросов. Так, в первые годы одной из ее главных задач было содействие в восстановлении школ, библиотек и музеев, разрушенных во время Второй мировой войны. Тогда же организация начала уделять внимание вопросам преодоления неграмотности и расширения доступа к образованию как детям, так и взрослым.

В 1980-х годах в сферу деятельности ЮНЕСКО были включены вопросы, касающиеся обеспечения и расширения доступа к информации.

В ноябре 2013 года была утверждена Стратегия ЮНЕСКО до 2021 года, согласно которой приоритетными направлениями деятельности было объявлено решение проблем Африки, достижение гендерного равенства, поддержка молодежи и обеспечение доступности образования.

Деятельность в области сохранения культурного наследия

К числу наиболее значимых документов, принятых ЮНЕСКО в этой сфере, относится Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (вступила в силу в 1954 году), которая стала первым международным договором, посвященным исключительно защите культурного наследия в случае вооруженных конфликтов.

В 1960 году по просьбе правительств Египта и Судана, ЮНЕСКО начала кампанию по спасению древних нубийских архитектурных объектов, которым угрожало затопление из-за строительства Асуанской плотины на Ниле. В течение 20 лет было перемещено 22 памятника. В ходе кампании в ЮНЕСКО началась разработка Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (вступила в силу в 1975 году). На основе этого документа началась международная практика сохранения и популяризации объектов культурного и природного наследия.

С 1978 года составляется Список всемирного наследия, который на сегодняшний день содержит 1031 объект из 163 стран, включая 802 памятника культуры, 197 природных объектов и 32 объекта смешанного типа. В России под охраной ЮНЕСКО находится 26 объектов. Среди них Московский Кремль, исторический центр Новгорода, белокаменная архитектура Суздаля и Владимира, озеро Байкал, леса на территории Республики Коми, Алтайские горы.

В 1992 году ЮНЕСКО учредила программу "Память мира". В ее рамках с 1997 года составляется одноименный список документальных ценностей мирового значения с целью их оцифровки и обеспечения к ним широкого доступа пользователей. В настоящее время в списке свыше 300 объектов, в том числе 13 российских, включая Архангельское евангелие, евангелие Хитрово, личную библиотеку Льва Толстого.

С 2001 года ведется Список нематериального культурного наследия (фольклор, ритуалы, праздники, обычаи, ремесла и др.). Сначала он составлялся на основе специальной программы ЮНЕСКО, а с 2003 года - на основе Конвенции об охране нематериального культурного наследия (принята в 2003 году, вступила в силу в 2006 году). В настоящее время в Списке 314 наименований, он охватывает большинство стран мира. В 2008 году в реестр были внесены объекты из РФ - культурный центр старообрядцев "Семейские" в Забайкалье и якутский народный эпос "Олонхо".

С 2007 года действует Конвенция об охране разнообразия культурного содержания и форм художественного самовыражения, которая наделяет государства правом защищать и поощрять многообразие культурного наследия. В 2009 году вступила в силу Конвенция об охране подводного культурного наследия, которая причисляет к охраняемым объектам корабли, города и памятники, затонувшие 100 и более лет назад, и предусматривает наказание за их разграбление.

Образование, наука, информация

Наиболее значимой программой ЮНЕСКО в сфере образования и науки является "Человек и биосфера", реализуемая с 1974 года. Эта межправительственная программа направлена на координацию фундаментальных исследований проблем устойчивого развития, сохранения биологического разнообразия и совершенствования отношений между человеком и окружающей средой.

В ее рамках в 1976 году была создана Всемирная сеть биосферных заповедников, в настоящее время объединяющая свыше 630 объектов из 119 стран. В числе других известных научных проектов программа по созданию в разных странах сетей кафедр ЮНЕСКО (с 1992 года) и "Образование для всех" (с 2000 года).

В 1980 году была учреждена Международная программа развития коммуникаций. Ее основная цель - содействие развивающимся странам и странам с переходной экономикой в создании собственных средств массовой информации.

Структура

Высший руководящий орган ЮНЕСКО - генеральная конференция, проходящая раз в два года. Ее участниками являются представители всех стран-членов организации. На конференции принимаются основополагающие документы, утверждается бюджет, решается вопрос о приеме новых членов, происходит избрание руководящих органов.

В период между конференциями деятельностью ЮНЕСКО руководит исполнительный совет, который проводит встречи два раза в год. Он состоит из представителей 58 стран, избираемых конференцией на 4-летний срок с возможностью переизбрания.

Исполнительным органом является секретариат, возглавляемый генеральным директором, который утверждается конференцией по представлению исполнительного совета на четыре года. Он может оставаться на посту не более двух сроков подряд. С 2009 года эту должность занимает Ирина Бокова (Болгария).

Штаб-квартира ЮНЕСКО находится в Париже. Рабочие языки - французский, английский, арабский, китайский, русский и испанский.

Членство в ЮНЕСКО

ЮНЕСКО - крупнейшая межправительственная организация в системе ООН, объединяющая 195 действительных и 10 ассоциированных членов. СССР присоединился к ней в 1954 году, его правопреемником в 1991 году стала Россия.

В соответствии с уставом, членами организации имеют право быть все государства-члены ООН. Государства, не входящие в ООН, могут быть приняты в ЮНЕСКО по рекомендации исполнительного совета на сессии генеральной конференции большинством в две трети голосов.

31 октября 2011 года полноправным 195-м членом ЮНЕСКО стала Палестина. 107 стран проголосовали "за", в том числе РФ, Франция, Бразилия, Индия, КНР, ЮАР, Норвегия. Среди 14 государств, проголосовавших "против", были Австралия, ФРГ, Израиль, Швеция, США. 52 страны воздержались.

Статус ассоциированного члена может получить территория, не обладающая независимостью, по просьбе государства, ответственного за ее внешнюю политику. Этот статус присваивается также на сессии генеральной конференции на тех же условиях.

В истории ЮНЕСКО были случаи, когда государства выходили из ее состава. В частности, в 1957 году организацию покинула ЮАР, где проводилась политика апартеида, расценив некоторые публикации ЮНЕСКО как "равносильные вмешательству во внутренние дела государства в области расовой политики".

После прихода к власти Нельсона Манделы в 1994 году страна вернулась в ряды ЮНЕСКО. В 1985 году из объединения вышли Великобритания (в знак протеста против "нерационального использования бюджетных средств и политизации деятельности") и США (по решению президента Рональда Рейгана, который обвинил ЮНЕСКО в антиамериканизме и расточительстве). Обе страны вновь стали членами организации в 1997 году и 2003 году соответственно.

Бюджет

Бюджет ЮНЕСКО принимается на 2 года на сессии генеральной конференции и формируется из взносов государств- членов, определяемых в зависимости от размера их национального дохода (подобная система существует и в ООН). Взносы могут поступать в долларах США, евро и иных валютах. ЮНЕСКО также привлекает внебюджетные средства в виде добровольных пожертвований государств-доноров и международных организаций и фондов, в том числе со стороны Всемирного банка.

В октябре 2011 года главный донор ЮНЕСКО - США выразили несогласие с решением генконференции принять в организацию Палестину, не являющуюся государством-членом ООН, и заявили об отказе платить взносы (согласно уставу, в связи с этим в 2013 году страна лишилась права голоса). Платеж США составлял порядка 22% бюджета ($70-80 млн в год). В результате на 2014-2015 годы был принят бюджет в размере $507 млн США вместо запланированных ранее $653 млн. В ноябре 2015 года госсекретарь США Джон Керри заявил о намерении властей США возобновить перечисление взносов.

Без образования нет будущего — ни у человека, ни у человечества. Современное же состояние образования не соответствует уровню стоящих перед нами глобальных проблем и нуждается в реформировании. Вот основные посылы доклада ЮНЕСКО.

Прежде всего, необходимо охватить средним образованием всю планету. Эта задача уже была поставлена, но темпы её выполнения, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Так, согласно выводам ЮНЕСКО, мир отстаёт от графика всеобуча более чем на 50 лет. Реализация поставленной задачи была запланирована на 2030 год. Реальные же сроки таковы: всеобщий охват законченным начальным образованием будет достигнут лишь к 2042 году, на уровне неполной средней школы это произойдет только в 2059 году, а всеобщий охват полным средним образованием станет возможен не раньше 2084 года.

Если бы план по всеобучу в странах с низким уровнем дохода был выполнен в срок, это позволило бы к 2050 году вызволить из нищеты примерно 60 млн человек. Но, увы, светлого будущего придётся ждать ещё лет пятьдесят.

Золотая дюжина

Только 12 стран — Россия, Южная Корея, Грузия, Канада, Беларусь, Туркменистан, Чехия, Япония, Сингапур, Словакия, Армения и Польша — выполнят к 2030 году взятые на себя международные обязательства в сфере образования.

По мнению заместителя председателя комитета Госдумы по образованию Алёны Аршиновой, высказанному в интервью RT, Россия оказалась в числе передовиков во многом благодаря своему советскому наследию: «Наверное, это в большей степени заслуга советского прошлого, когда на образование делался очень большой акцент. Нынешняя Россия сделала всё, чтобы сохранить и приумножить наследие советской образовательной системы. Не удивительно также, что в списке преобладают постсоветские страны и страны бывшего соцлагеря».

Любопытно, что в отстающие попали такие законодатели образовательной моды, как США, Германия, Франция, Швейцария.

В качестве подтверждения черепашьих темпов распространения образования по планете ЮНЕСКО приводит удручающую статистику. В 17 странах мира более 25% детей никогда не ходили в начальную школу. В 8 странах более 50% молодых людей в возрасте 20-24 лет имеют меньше двух классов образования. В 27 странах 9 из 10 женщин из беднейших слоёв населения не закончили начальных классов. В 21 стране менее 50% детей младшего школьного возраста освоили основы математики. В 35 странах более 75% подростков не закончили среднюю школу.

Трудности перевода

Согласно исследованию ЮНЕСКО, одна из главных проблем современного образования заключается в том, что «40% учащихся в мире обучаются на языке, которого они не понимают». Для многонациональной России этот вопрос, казалось бы, должен стоять особенно остро. Ситуацию прокомментировал в интервью RT академик Российской академии образования Борис Бим-Бад: «В России главным языком образования остаётся русский. И нужды в татарской химии или якутской физике не возникает. Я решительно согласен с Антоном Павловичем Чеховым в том, что национальной науки просто не существует, таблица умножения одинакова для всех. Столько веков Европа жила, используя только один язык образования — латынь, только потом возникли национальные языки. И сейчас опять возникает один язык науки. Если ты учёный, ты говоришь по-английски».

Для преподавания школьных дисциплин на национальных языках необходимо не только написать учебники, но и разработать соответствующую терминологию. А это не всегда возможно.

«Если сама структура национального языка не подразумевает той терминологии, которая используется на уровне школьного образования, то она там не появится. Это чисто лингвистический сюжет», — заявил в интервью RT Рустам Байбурин, аналитик Института образования ВШЭ.

Однако проблема остаётся: усваивать материал на неродном языке детям сложно.

Экологическая грамотность

Напрямую от образования зависит экология планеты. Эксперты ЮНЕСКО ратуют за то, чтобы системы образования способствовали переходу к более экологичным видам экономической деятельности и поиску инновационных решений существующих экологических проблем. Этот тезис встречает только всеобщее одобрение. Однако на деле ситуация пока обстоит не лучшим образом. Так, согласно данным ЮНЕСКО, в странах Организации экономического сотрудничества и развития около 40% учащихся в возрасте 15 лет обладают лишь базовыми познаниями в области охраны окружающей среды.

В прямой зависимости от образования находится и уровень насилия. При изучении данных по 22 странам Африки было отмечено, что в регионах с крайне низкими средними показателями в сфере образования вероятность возникновения конфликтов за последний 21 год составляла 50%.

«Важно, чтобы образование давало опыт мирного разрешения конфликтов, — заявил Борис Бим-Бад. — Экологическая грамотность, коммуникативная грамотность, способность договариваться без конфликтов — человечество может выжить только в бесконфликтной, дружной семье государств, которые решают общие задачи».

Стратегия и тактика

Однако на одном среднем образовании далеко не уедешь. Современный сплошь автоматизированный мир требует от человека массы специальных навыков. И задача образования XXI века — этим навыкам людей обучить. Особенно актуально это для развивающихся экономик. Однако образовательная стратегия ЮНЕСКО зачастую идёт вразрез с тактическими планами воротил бизнеса.

«Многие ТНК размещают свои производства в третьих странах, где дешёвая рабочая сила, неквалифицированный, малооплачиваемый труд. И такие предприниматели не заинтересованы в развитии образования», — сказала Алёна Аршинова.

Глобальные угрозы?

Некоторые эксперты отмечают, что столь благородное начинание, как «глобальный всеобуч», может нести в себе определённую опасность. Массовое распространение образования по планете неизбежно связано с унификацией образовательных стандартов. А это способно разрушить сложившиеся в странах традиции обучения и принести с собой новые чужеродные элементы. Тут волей-неволей на память приходит многострадальное ЕГЭ.

Но от угрозы глобализации есть своё противоядие. «Международные организации предлагают нам сотрудничество. И в рамках этого сотрудничества, по сути, мы участвуем в глобальной системе, — отметила Алёна Аршинова. — В этой ситуации, чтобы не быть ведомым, нужно предлагать собственные образовательные идеи».

Образование наше всё. Вероятно, под таким девизом пройдёт первая половина нынешнего столетия. Ведь согласно докладу ЮНЕСКО, именно образование в XXI веке станет локомотивом всего и вся.

«Задача нашего доклада — продемонстрировать важность образования как движущей силы для обеспечения устойчивого развития, искоренения бедности, развития системы здравоохранения — всего того, что предусмотрено программой устойчивого развития до 2030 года, включая защиту окружающей среды и борьбу с изменением климата», — отметила Ирина Бокова.

Главный цвет — зелёный

Важнейшие базовые знания, которые оказывают влияние на жизнь всей планеты, — об экологии и защите окружающей среды — мы, по мнению Ирины Боковой, получаем со школьной скамьи. Поэтому крайне важно грамотно выстроить систему приоритетов в образовательном процессе.

«Если мы хотим построить «зелёную» экономику, начинать надо с построения «зелёного» общества. И ключевую роль в этом процессе играет образование», — заявила Ирина Бокова. Этот вопрос впервые был широко поднят на конференции «Образование для устойчивого развития», организованной ЮНЕСКО в 2014 году, на которой присутствовали более 130 министров образования со всего мира. И тогда эту мысль удалось донести до аудитории. Однако на практике сделано ещё недостаточно.

«Как следует из доклада, предметы, связанные с изучением окружающей среды, биологического разнообразия и изменений климата, включены в школьную программу всего в 40% стран мира, — продолжила Ирина Бокова. — Эту ситуацию необходимо менять».

Шаг за шагом

В качестве первоочередных мер, по словам Ирины Боковой, необходимо сделать экологически ориентированное образование в начальной и средней школе обязательным во всех странах и закрепить это законодательно. Как, например, уже сделали Мали, Нигер и Чад. Но одними законодательными мерами проблему не решить. Нужны серьёзные финансовые вливания.

«Необходимый уровень финансирования образовательных программ — 4-6% ВВП. На образование должно тратиться около 15% бюджета, в некоторых странах это цифра даже выше, — пояснила Ирина Бокова. — И конечно, надо вовлекать в этот процесс частных инвесторов и гражданское общество».

Средства нужны в первую очередь для всесторонней подготовки необходимого числа учителей, а также активного использования новейших технологий, ведь достижения современного научно-технического прогресса в огромной степени влияют на повышение доступности образования и его качество.

По словам Ирины Боковой, в большинстве стран — как развивающихся, так и развитых — прекрасно осознают, что программа устойчивого развития до 2030 года универсальна и что без образования поставленных целей не достичь. Здесь важно всё: качество образования на протяжении всего цикла — от начальной школы до университета, его адаптация к практическим задачам и потребностям работодателей, связь с ростом экономики, её диверсификацией, новыми рабочими местами, экологией и проч. Это задача номер один для всех стран.

Прямая зависимость

Тему продолжил руководитель группы по подготовке Всемирного доклада по мониторингу образования Аарон Бернаво. Он коснулся более конкретных вопросов, содержащихся в документе ЮНЕСКО.

По словам Бернаво, образование — важный фактор сохранения окружающей среды. Согласно исследованию ЮНЕСКО, экология находится в прямой зависимости от образования. В странах с низким уровнем и качеством образования состояние экологии гораздо хуже, чем в странах, где образованию уделяется должное внимание.

Элементарная экологическая грамотность — например, знания о переработке отходов — должна прививаться с детства. И год от года экологическое образование должно развиваться и углубляться. При этом очень важно, чтобы оно продолжалось и за пределами школы, чтобы общество тоже было экологически ориентированным. Аарон Бернаво также подчеркнул, что экологическое образование не дань моде, а необходимость, назревшая в результате бездумного воздействия человека на окружающую среду.

Все за парту

Конечно, огромная проблема — доступность образования. «На данный момент почти четверть миллиарда — 263 миллиона — детей младшего и среднего школьного возраста не имеют никакой возможности получать образование, — отметил Аарон Бернаво. — Поэтому первое, что мы должны сделать, — мы должны сделать так, чтобы все дети — независимо от того, где и в какой семье они родились, от того, на каком языке они говорят, в том числе дети с ограниченными возможностями — могли ходить в школу».

Вторая проблема — учителя. Они должны получать достойную зарплату. Быть хорошо образованными, мотивированными и обеспечивать качественное образование.

По словам Аарона Бернаво, первоочередная цель — добиться того, чтобы все дети в мире могли получить начальное и среднее образование. И у России здесь хорошие показатели. В отличие, например, от США, где многие дети не имеют начального и среднего образования.

«На основании проведённого нами исследования есть все основания полагать, что Россия достигнет всеобщего начального и среднего образования к 2030 году», — сказал Аарон Бернаво.

Всеобщее начальное и среднее образование — это основная задача, которая сегодня стоит перед всеми странами мира. Но это всего лишь одна задача из множества других.

Понять учителя

Ещё одна проблема образования — многоязычность. Особенно остро этот вопрос стоит в странах Азии и Африки с их неисчислимым количеством диалектов и наречий. Согласно докладу, существует проблема преподавания на неродном языке: «40% учащихся в мире обучаются на языке, которого они не понимают». Это сильно осложняет и снижает восприятие информации. Одним из решений может стать двуязычное образование, когда пояснения на родном языке будут способствовать пониманию, к примеру, естественнонаучных дисциплин, учебники по которым написаны на основном языке обучения в стране. И конечно, всё это будет работать лишь при наличии квалифицированных преподавателей и соответствующей учебной литературы.

ТАСС, 22 октября. Исполнительный совет ЮНЕСКО решил учредить международную премию им. Д. И. Менделеева за достижения в области фундаментальных наук. Об этом сообщила пресс-служба Оргкомитета Международного года Периодической таблицы химических элементов. Совет внесет это предложение на рассмотрение Генеральной конференции ЮНЕСКО, которая состоится в ноябре.

"Исполнительный совет одобрил это предложение и решил рекомендовать Генконференции учредить премию Дмитрия Менделеева. Теперь решение должна принять Генеральная конференция, которая состоится в Париже 12–27 ноября", - уточнил источник ТАСС в секретариате ЮНЕСКО.

Размер премии составит 500 тысяч долларов, она будет вручаться ежегодно двум отдельным лауреатам в размере 250 тысяч долларов каждому. Пресс-служба отмечает, что премия будет присуждаться "за прорывные открытия, выдающиеся инновации и активное содействие развитию фундаментальных наук, которые используются или могут быть использованы в будущем как стимулирующий фактор социально-экономических преобразований и развития общества".

Первые премии ЮНЕСКО планирует вручить уже в 2020 году.

Сейчас под эгидой ЮНЕСКО учреждено 23 премии, в том числе 12 премий в сфере науки: 5 премий по естественным наукам и 7 премий по социальным и гуманитарным наукам. Эти награды обычно вручают в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже.

О годе Периодической таблицы

Генеральная ассамблея ООН провозгласила 2019 год Международным годом Периодической таблицы химических элементов. Он проходит под эгидой ЮНЕСКО во многих странах мира - России, Франции, Испании, Швеции, Японии и других. В рамках Международного года во всех регионах России проводится более 500 научно-популярных и образовательных мероприятий, направленных на привлечение внимания школьников, студентов и молодежи в целом к науке и ее достижениям.

Читайте также: