Девиз о труде для детей

Обновлено: 27.11.2024

Мудрость пословиц и поговорок о труде научит ваших детей уважать и ценить труд других людей. Пословицы и поговорки о труде помогут в формировании и воспитании трудолюбия у ребенка. Обязательно прочитайте пословицы и поговорки о труде своим детям и проанализируйте каждую из них.

Без труда и отдых не сладок.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Без труда нет совершенства.

Без труда ничего не дается.

Бог труды любит.

Была бы охота — заладится всякая работа.

Весело живется — работа спорится.

Взялся за гуж — не говори, что не дюж.

Всяк мастер на свой лад.

Всякая работа мастера хвалит.

Всяко ремесло честно, кроме воровства.

Всякое уменье трудом дается.

Где хотенье, там и уменье.

Глаза страшатся, а руки делают.

Дела словами не заменишь.

Делать как-нибудь, так и никак не будет.

Дело мастера боится.

Дело учит, мучит и кормит.

Делу — время, потехе — час.

Его ремесло по воде пошло, по воде пошло — водой сплыло.

Железо в работе не ржавеет.

За все берется, да не все удается.

За все браться — ничего не сделать.

И то ремесло, кто умеет делать весло.

И швец, и жнец, и на дуде игрец.

Каждому — по делам его.

Как сказано, так и сделано.

Каков мастер, такова и работа.

Кому до чего, а кузнецу до наковальни.

Кому работа в тягость, тот не знает радости.

Кончил дело — гуляй смело.

Копнешь, так и найдешь.

Кто бежит, тот и догоняет.

Кто не работает, тот не ест.

Кто рано встает, тому Бог дает.

Лежебоке и солнце не в пору встает.

Ленивый — к обеду, ретивый — к работе.

Лес сечь — не жалеть плеч.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Люди работают, а лодырь потеет.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Мешай дело с бездельем — с ума не сойдешь.

Муравей не велик, а горы копает.

На острую косу много сенокосу.

Не боги горшки обжигают.

Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.

Не игла шьет, а руки.

Не испортив дела, мастером не будешь.

Не котел варит, а стряпуха.

Не натопишь — не погреешься.

Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.

Не потрудиться, так и хлеб не родится.

Не работа дорога — умение.

Не разгрызть ореха — не съесть ядра.

Не спеши языком, спеши делом.

Не столько роса с неба, сколько пот с лица.

Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что мастера доброго.

Не то забота, что много работы, а то забота, как ее нет.

Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на деле туп.

Нетрудно сделать, да трудно придумать.

Не умел шить золотом, так бей молотом.

Не учи безделью, а учи рукоделью.

Никому не мило, когда дело хило.

Ноги носят, а руки кормят.

От скуки на все руки.

От труда здоровеют, а от лени болеют.

Откладывай безделье, а не откладывай дела.

Пашню пашут, так руками не машут.

По работе и плата.

По работе и работника знать.

По службе — ни друга, ни недруга.

Работа да руки — надежные в людях поруки.

Работа — с зубами, а лень — с языком.

Работай боле — тебя и помнить будут доле.

Работай до поту, так и поешь в охоту.

Работай-ка,не зевай-ка: лето — гость, зима — хозяйка.

Ремесло — золотой кормилец.

Ремесло пить-есть не просит, а само кормит.

Рукам работа, душе — праздник.

Рукй не протянешь, так и с полки не достанешь.

С Богом начинай, руками кончай.

С плохими косцами плох и укос.

С ремеслом не пропадешь.

Сегодняшней работы на завтра не откладывай!

Сказано — не доказано, надо сделать.

Слесарь, плотник — на все руки работник.

Совет хорошо, а дело лучше.

Страшно дело до зачину.

Терпенье и труд все перетрут.

Топор острее, так и дело спорее.

Труд кормит, а лень портит.

Труд создал человека.

Умей дело делать, умей и позабавиться.

Уменье везде найдет примененье.

Хорошая работа не один век живет.

Хорошего быка под ярмом узнают.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

Человек трудится — земля не ленится; человек ленится — земля не трудится.

Человек худеет от заботы, а не от работы.

Чем труднее дело, тем выше честь.

Что посеешь, то и пожнешь.

Что потопаешь, то и полопаешь.

Что потрудимся, то и поедим.

Что сказано, то и сделано.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Публикации по теме:

Конспект беседы о труде почтальона (младшая группа) (9 ноября — Всемирный день почты) Цель: познакомить детей с работой почтальона. Воспитывать чувство уважения к людям труда. Предварительная.

Конспект беседы о труде воспитателя (младшая группа) Цель: познакомить детей с трудом воспитателя. Учить называть воспитателей по имени и отчеству, обращаться ним на «вы». Воспитывать уважение.

Консультация для воспитателей «Загадки, пословицы, поговорки-школа развития речи для детей» Загадки, пословицы, поговорки играют огромную роль по своей значимости в нашем общении с детьми. Ошибочно считать, что ребенка можно развлекать.

Пословицы и поговорки о Весне Снег теперь уже не тот - * Весенний день год кормит. Потемнел он в поле, * Весенний день - что ласковое слово. На озерах треснул лед,.

Пословицы, поговорки, приметы осени для детей Пословицы, поговорки, приметы осени для детей. Осень – время еды. Осень богатая, зима сытая. Осенью любая птица богатая. Сентябрь - проводы.

Конспект занятия по познавательному развитию в формировании речи детей «О труде хлеборобов» Программные задачи: уточнить представление детей о труде хлеборобов. Воспитывать интерес и уважение к труженикам, желание доставить им радость.

Сценарий итогового педсовета «Церемония вручения грамот за достижения в педагогическом труде» Сценарий итогового педагогического совета: «Церемония вручения грамот за достижения в педагогическом труде». Все участники педсовета становятся.

• Труд избавляет человека от трёх главных зол: скуки, порока и нужды.

• Труд есть жизнь человека.

• Ленивые всегда бывают людьми посредственными.

Вольтер, французский писатель и философ

• . почти во всех делах самое трудное — начало.

Ж.-Ж. Руссо, французский писатель и философ

• . маленький человек, когда он хочет работать, — непобедимая сила!

• Все люди делом живы.

• Высота культуры всегда стоит в прямой зависимости от любви к труду.

• Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!

М. Горький, русский писатель

• Большинство людей работает большую часть времени, чтобы жить, и незначительное свободное время, остающееся у них, настолько тревожит их, что они всеми способами стараются избавиться от него.

И. В. Гёте, немецкий писатель

• Время — это капитал работника умственного труда.

• Постоянный труд есть закон как искусства, так и жизни.

О. де Бальзак, французский писатель

• Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне же богатейшие страны те, в которых человек наиболее деятелен.

Г. Т. Бокль, английский историк и социолог

• Голая рука и предоставленный самому себе разум не имеют большой силы. Дело совершается орудиями.

Ф. Бэкон, английский философ

• Даже простой материальный труд нельзя делать с любовью, зная, что он делается напрасно.

А. Герцен, русский писатель и философ

• Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте и хотя криво, да сами.

Г. Э. Лессинг, немецкий философ

• Здравый смысл и трудолюбие компенсируют в вас нехватку таланта, тогда как вы можете быть гениальным из гениальных, однако по глупости загубите свою жизнь.

• Труд по обязанности — это работа, а работа по склонности — досуг.

• Человек, который работает над очень сложной проблемой и выполняет свою работу как следует, никогда не утратит самоуважения.

• Когда мы перестаём делать — мы перестаём жить.

Б. Шоу, английский писатель

• Праздность более утомляет, чем труд.

Л. де К. Вовенарг, французский писатель

• Труд в наше время — это великое право и великая обязанность.

В. Гюго, французский писатель

• Трудись, чтобы в твоей душе не умерли те крошечные искры небесного огня, что зовутся совестью.

Дж. Вашингтон, 1-й президент США

• Один политический математик вычислил, что если каждый мужчина и каждая женщина будут заняты ежедневно четыре часа производительным трудом, этого будет достаточно, чтобы получить все необходимые средства и удобства жизни; нужда будет изгнана из мира, и остающиеся свободные часы будут часами довольства и счастья.

Б. Франклин, американский государственный деятель

• Высшее благо жизни есть труд.

• Не верьте словам — ни своим, ни чужим, верьте только делам — и своим, и чужим.

• Одно из самых удивительных заблуждений — заблуждение о том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать.

• Самые выдающиеся дарования губятся праздностью.

• Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель.

Л. Толстой, русский писатель

• Жизнь только в работе.

Г. Гауптман, немецкий драматург

• Из трёх злейших врагов разума и знания самым опасным является не злость, но невежество, а ещё больше, пожалуй, леность.

Э. Геккель, немецкий биолог

• Трудящийся только на себя уподобляется скоту, набивающему брюхо. Достойный трудится для человечества.

Абай Кунанбаев, казахский поэт

• Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги.

• Без труда не может быть чистой и радостной жизни.

• Нужно стремиться к тому, чтобы каждый видел и знал больше, чем видел и знал его отец и дед.

А. Чехов, русский писатель

• Есть что-то облагораживающее и даже святое в труде. Человек даёт право возлагать на него надежды, покуда он действительно серьёзно трудится; лишь в праздности — вечное отчаяние.

Т. Карлейль, английский историк и философ

• Известно: чем больше труда, тем больше продуктов. тем больше нравственности, больше порядка в государстве и в семьях.

А. Смит, шотландский экономист и философ

• Душа человека заключается в его делах.

Г. Ибсен, норвежский драматург

С. Соловьёв, русский историк

• Деятельность есть благо, ибо она есть движение жизни.

Т. Гоббс, английский философ

• Трудолюбивая душа должна всегда быть занята своим ремеслом, и частые упражнения для неё столь же живительны, как обычные упражнения для тела.

А. Суворов, русский полководец

• Ученик никогда не превзойдёт учителя, если видит в нём образец, а не соперника.

В. Белинский, русский литературный критик

• Лень, как ржавчина, разъедает быстрее, чем труд изнашивает.

Ф. Рузвельт, 32-й президент США

• Я встречал очень мало людей, превозносивших тяжёлый труд. И, странное дело, все они были те самые люди, на которых я работал всю жизнь.

М. Голд, американский писатель

• Без труда нет наслаждения, без наслаждения нет труда.

А. Бебель, немецкий общественный и государственный деятель

• Великая радость — работа. Всё счастье земли — за трудом!

В. Брюсов, русский поэт

• Для того чтобы люди находили счастье в своей работе, необходимы три условия: работа должна быть им по силам, она не должна быть изнуряющей, и ей обязательно должен сопутствовать успех.

Дж. Рескин, английский писатель

• Самая тяжёлая работа — та, которую мы не решаемся начать: она становится кошмаром.

Вес родители хотят, чтобы их дети выросли добрыми и трудолюбивыми. Конечно, определяющим здесь будет личный пример.

В детском саду, например, воспитанники многое пробуют сделать своими руками. Но полезно почитать малышам, как относился к труду народ (пословицы и поговорки про труд). А также стихи отечественных авторов на эту же тему.

Пословицы о труде для детей

Поскорей подрастай и к работе поспевай.

Землю красит солнце, а человека труд.

В большом деле и малая помощь дорога.

Пчела мала, а и та работает.

Где добро и труд, там земли цветут.

Жизнь дана на добрые дела.

Трудись, не ленись, на чужое не льстись.

Хочешь есть калачи, не лежи на печи.

Не наклонишься до земли – грибок не попадёт в кузовок.

Зимой съел бы грибок, да снег глубок.
А будет зимой и ягода, коль заготовишь загодя.

Какова Устинья, такова у неё и ботвинья.
Какова Маланья, таковы и её оладьи.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Что летом припасёшь – с тем зиму проведёшь.

Ешь, пей да дело разумей.

Судят не по словам, а по делам.

На работу он сзади последних, а на еду – впереди первых.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

Птицу узнают в полёте, а человека – в работе.

За дело – не мы. За работу – не мы.
А поесть поплясать – лучше нас не сыскать.

Ленивые руки чужие труды любят.

Видно сокола по полёту, а молодца – по поступкам.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Поспешишь – людей насмешишь.

Что делано наспех, то сделано на смех.

Землю солнышко красит, а человека - труд.

Тяп-ляп – готов корабль.

Хотел прокатиться, да боюсь утопиться.

Каков мастер, такова и работа.

Кто труда не боится, того беда сторонится.

Земля труд любит.

Наскоро делать – переделывать.

Швец Данила, что ни сошьёт – всё сгнило.

Стихи о труде для детей

Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

Я носила воду, воду –
От колодца к огороду.
А потом носила в сад,
Поливала десять гряд.

И на грядках – погляди-ка! –
Нынче выросла клубника.
Спелых ягод я нарву,
Всех подружек созову!

Шведская песенка

Хоть НИССЕ ростом не велик,
Он все премудрости постиг:

Умеет он пахать и жать,
Умеет яблони сажать.

Он знает, как испечь пирог,
Как делать масло и творог.

Он может сапоги тачать.
Ребят умеет он качать.

Он знает, где грибы в лесу.
Он может выследить лису.

Он может строить, жарить, шить.
С таким легко на свете жить!

Немецкая песенка

Знают мамы,
Знают дети,
Знают взрослый и малыш:
На безногом табурете
Ни за что не усидишь,
Без колёс не сдвинешь воза,
Хоть впряги в него коня,
Не спасёшься от мороза,
Если в печке нет огня.
От иголки мало толка,
Если без ушка иголка.
Так и руки – без труда
Не годятся никуда.

Руки человека

Склонила тяжёлую голову рожь:
«Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!
Спасибо земле,
Что была моим домом,
И сильным рукам,
Моим старым знакомым.

Я помню,
Как руки трудились упорно,
Чтоб в землю посеять
Янтарные зёрна.
А нынче они урожай уберут.
Спасибо вам, руки,
За добрый ваш труд!»

Ветерок спросил, пролетая:
– Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
– Золотые руки растят!

Не мешайте мне трудиться.
Я водицы притащу
И колодезной водицей
Всех, конечно, угощу.

Каравай

Вот лежит каравай
У меня на столе.
Чёрный хлеб на столе -
Нет вкусней на земле!
Будет плакать мой хлеб,
Каравай мой румяный,
Если я разленюсь,
Если лодырем стану.
Плачет хлеб,
Что лентяй его в руки берёт.
Плачет хлеб,
Если к лодырю в рот попадёт.
Но ведь я не лентяй.
Я в работе проворный.
Улыбнись, каравай,
Улыбнись, хлеб мой чёрный.

Кто начинает день?

Шофёр не любит долго спать,
Чуть свет встаёт шофёр.
К своей машине он спешит,

Чтоб завести мотор.

Везде дела шофёра ждут –
Вовсе концы земли
Возить готов он кирпичи,
Чтоб города росли.

Едва забрезжила заря –
Поднялся хлебопёк,
Чтоб ты румяным калачом
Полакомиться мог.

Маляр порадовать спешит
Природу и людей –
Нам пестроту весны дарит
Весёлый чародей.

Спроси у солнца и земли,
Спроси у быстрых рек:
– Кто начинает новый день?
– Рабочий человек!

Пословицы и поговорки, созданные русским народом о труде, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними развивает мышление детей, прививает любовь к труду, к родному языку, повышает культуру речи, развивает память, обогащает детей народной мудростью. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание в работе с детьми.

Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребенка к смысловой стороне слова, отражают владение словом на уровне взаимосвязи лексической и грамматической сторон языка. Использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к разным ситуациям.

Выделение и осознание смысловых связей слов и словосочетаний о труде можно сформировать у старших дошкольников,соблюдая следующие условия:

• системное приобщение детей к пониманию, усвоению и употреблению пословиц и поговорок;

• ознакомление с семантическими компонентами пословиц и поговорок на основе приобретенного детьми опыта смыслового анализа слов и словосочетаний;

• введение в речь детей пословиц и поговорок на основе развития семантической стороны слова.

На занятиях с детьми старшего дошкольноговозраста можно использовать мотивационные установки:

- игровые: "Помочь выбраться трем поросятам из беды с помощью подходящей пословицы";

- общественные: "Составим альбом пословиц и поговорок для уголка родителей";

- подготовки к школе: "Кто лучше запомнить образные выражения, тому легче и интереснее будет учиться в школе";

- соревновательные: "Кто больше назовет пословиц о труде. ?";

- личные: "Назовите поговорки, которые вам нравятся", "Подберите пословицу, которая вас учит трудиться".

Пословицы и поговорки имеют большое воспитательное влияние на дошкольников благодаря своей особенной форме, эмоциональности, образности, яркости, доступности. Они знакомят детей с морально-этическими нормами, формируют навыки поведения, лаконично и в доступной форме учат быть трудолюбивыми, ответственными, уважать труд людей.

Примеры работы над пословицами и поговорками про труд и трудолюбие.

О каком человеке говорят: «Кто много лежит, у того и бок болит», «Крутится, как белка в колесе», «Под лежачий камень вода не течет»?;

В какой ситуации мы говорим: «Птицу узнают в полете, а человека в работе», «Работе время, а потехе час», «Кто спешит, тот людей смешит»?;

— О каком правиле поведения напоминают нам такие пословицы: «Тише едешь, дальше будешь», «Маленькое дело лучше большого безделья», «Лень к добру не приводит»?;

— О какой черте человека говорится в таких пословицах: «Делали наспех и сделали на смех», «Без терпенья нет уменья», «От самого начала думай, какой будет конец», «Своевременная помощь, – как дождь в засуху»?;

— От чего предостерегают такие пословицы: «За все браться – ничего не сделать», «Думай с вечеру, что делать поутру», «С кем поведёшься, того и набёрешься», «Глаза страшатся, да руки делают»?

2. Составление правил к поговорке «Не учи безделью, а учи рукоделью».Например:дети могут предложить:

- Учи и учись сам.

- Не бездельничай с другими.

- Помогай своим друзьям.

- Учи младших по возрасту.

3. Составление словосочетания или предложения к пословице

«Капля мала, а по капле море»

- одна капля в море;

4. Игра «Подбери слово».

Кончил дело – гуляй …

Кто… тот людей смешит.

Меньше слов, да больше…

Без печи холодно, без хлеба…

Не будет хлеба, не будет и…

Ответы: Дела, спешит, смело, голодно, обеда.

5. Подбор пословиц к сказкам

Логопед читает дошкольникам пословицу и побуждает вспомнить сказки, басни, рассказы, к которым её можно отнести.

Щеголял смолоду, а под старость умирает с голоду – басня Крылова «Стрекоза и муравей»

Труд человека кормит, а лень портит – сказка «Морозко»

Крой да песни пой – сказка «Храбрый портняжка»

Не за свое дело не берись, а за своим не ленись – рассказ Носова «Мишкина каша»

Цыплят по осени считают – рассказ Носова «Огородники»

Хорошо делай – хорошо и будет – сказка «Кобылья голова».

6. Выбор правильной пословицы

«Спор медвежат». Логопед рассказывает детям,что однажды друзья начали спорить: «Какая пословица лучше?»

Маленькое безделье, лучше большого дела.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Большое безделье лучше маленького безделья.

Маленькое безделье лучше большого безделья.

Взрослый предлагает детям разрешить спор друзей (объясняя свой выбор).

7. Выбор подходящей пословицы

Логопед предлагает детям послушать рассказ «Для чего человек работает».

Трое работников строили дом. К ним подошёл старый мужчина и спросил: «Что вы делаете?». Один работник ответил: «Камни складываю»,второй ответил: «Деньги зарабатываю»,третий ответил: «Строю красивый дом, чтобы люди радовались и благодарили меня».

К которому из работников подходит пословица «Без труда человек не познает счастья», обосновывая свои ответы.

8. Инсценировка пословиц.

Предлагается детям показать мимикой, жестами то, как они понимают пословицы:

Меньше слов, да больше дела.

Много спать – дело не знать.

Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.

Пчелка маленькая, а и та работает.

9. Выбор лучшей пословицы

Какая пословица лучше подходит к басне Крылова «Стрекоза и муравей»

Щеголял смолоду, а под старость умирает с голоду

Белые руки чужие труды любят.

Кто много лежит, у того и бок болит.

Кто не работает, тот не ест.

Ленивому всегда праздник.

10. Составление ситуации, которая подтвердила бы пословицы.

Логопед предлагает детям составить ситуацию соответствующую пословицам

«Лето собирает, а зима поедает»,

«Поспешишь – людей насмешишь» и т. п.

Публикации по теме:

Сценарий конкурсной программы для детей старшего дошкольного возраста «Кто больше знает стихов, пословиц и поговорок о хлебе?» Задачи. Развивать речь, коммуникативные качества; вызвать желание поделиться информацией; доставить эмоциональное удовольствие; нацелить.

План самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Цель работы: объединить усилия педагогов.

Читайте также: